Разработка урока на тему: «Село в годы великой Отечественной войны»
план-конспект урока по краеведению (11 класс) на тему

Предмет: История Татарстана и татарского народа

Класс: 9,11

Тема урока: Село в годы Великой Отечественной войны

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Табар-Черкийская средняя общеобразовательная школа»

Апастовского муниципального района Республики Татарстан

Разработка  урока  на тему:

«Село в годы великой Отечественной войны»

Автор:

Кубайкина  Светлана Валерьевна,

                                                                учитель истории и обществознания

I квалификационной категории

 

д. Табар-Черки,  2015  год

Предмет: История Татарстана и татарского народа

Класс: 9,11

Тема урока: Село в годы Великой Отечественной войны

Цель урока:

Обучающие:

  1. Познакомить с историей родного села в годы Великой Отечественной войны.
  2. На примерах материала школьного музея показать вклад односельчан  в разгром немецко-фашистских захватчиков и достижение Победы в Великой Отечественной войне;

Развивающие:

  1. Развивать навыки поисковой, исследовательской деятельности;
  2. Развивать  умение публичного выступления, навыки работы в группе.

Воспитательные:

1.        На примерах биографий и судеб героев воспитывать у учащихся любовь к Родине, нравственную культуру и уважение к истории своей республики и страны

                                                                   

Тип урока:  урок - конференция

Средства обучения: мультимедийный проектор, ноутбук, экран, Книга памяти, песня В.Лебедева-Кумача « Священная война»;

Ресурсы: домашняя,  школьная и сельская библиотеки, ресурсы Интернета, воспоминания односельчан, материалы школьного музея.

Подготовительная работа: за 2 месяца до начала урока все учащиеся класса учащиеся заранее должны разбиться на группы, собрать материал по теме:

1) ветеран, живущий (или живший) рядом со мной;

2) труженик тыла;

3) моё село в годы войны.

Под руководством учителя ребята проводят следующую работу: встречаются с ветераном войны (если погиб или умер в мирное время, встречаются с его родственниками, которые его знали и помнят), тружеником тыла, с детьми войны, берут интервью у односельчан, ведут исследовательскую работу с историческими документами по вышеназванным темам, узнают, как жили и трудились односельчане в годы войны.; учитель консультирует, оказывает необходимую помощь в поиске материалов.

Ход урока

  1. Организационный момент и постановка задач перед обучающимися

  Учитель: Изучая  на уроках истории тему Великой Отечественной войны, мы узнали о трагических страницах в жизни нашего народа, о беспримерном мужестве и героизме советских воинов на фронтах войны, о  самоотверженном труде рабочих и колхозников в тылу, о женщинах, подростках и детях, вынесших на своих хрупких плечах все тяготы военного времени

     Накануне 70-летия Великой Победы над фашизмом актуальным становится вспомнить страшные годы войны, чтобы не забывать, какой ценой далась нам победа. Хотя линия фронта, к счастью, не дошла до нашего села, всё же война оставила свой глубокий след в судьбах наших односельчан. Мы обязаны знать и помнить о тех людях, которые подарили нам жизнь под мирным небом, которые день и ночь своим трудом ковали нашу победу.

   Прекрасно сказал о наших стойких, мужественных и умелых воинах Маршал Советского Союза И.С.Конев: «Уроженцы дерутся с врагом, как львы».

   Высокую оценку ратным действиям наших земляков дал и другой видный полководец Великой Отечественной войны Маршал Советского Союза Р.Я.Малиновский: «Я, как старый солдат, много видел па фронте бойцов и командиров из татар и всегда восхищался их непреклонным упорством, железной волей в бою».

   За эти дни мы узнали лишь немного из истории наших земляков, и наша задача на уроке – рассказать всем о наших героях, и на основе собранных материалов создать проект виртуальной экскурсии, посвященной 70-летию Победы над фашизмом.

    Сегодня мы проводим с вами урок в нашем школьном музее и экспонаты Уголка Боевой Славы и исследовательские работы ваших одноклассников расскажут нам о подвигах наших земляков в годы Великой Отечественной войны.

Ваша задача: На примерах собранного материала и материала школьного музея оценить вклад наших сельчан в разгром немецко-фашистских захватчиков и достижение Победы в Великой Отечественной воине.

Проблемный вопрос:              

Что делают и что могут сделать учащиеся вашего класса для увековечивания памяти об участниках Великой Отечественной войны?

  1. Представление результатов поисково-исследовательской деятельности

           

    (Учащиеся демонстрируют результаты поисково-исследовательской  работы)

  1. Сообщение учителя:

Воскресенье. Полдень… и вдруг: «говорят все радиостанции Советского Союза…» Привычный мир с его обычными радостями неожиданно распался. Война ворвалась и закружила в своем водовороте миллионы человеческих жизней. Началась мобилизация отцов, братьев, сыновей. Целый день в военкомат приходили люди, уходящие на войну.

22 июня 1941 года  фашистская  Германия  вероломно   напала   на  нашу   страну. Немалый  вклад   в победу  над  врагом  внесли в годы  Великой  Отечественной  войны  жители  Табар-Черкийского поселения.  (слайд №1)

Более 16 тысяч жителей Апастовского района ушли на фронт, из Апастово – 350 человек. С территории Починок-Енаевского сельского совета ушли на фронт 290 наших односельчан. Погибли, защищая Родину 9544 человека,

из них 230 человек наши односельчане. Вернулись в родные края 60 человек. Вернувшиеся с войны на всю жизнь сохранили в душе горечь потерь  и боль утраты друзей.  

На разных фронтах сражались наши односельчане. Среди них были  и мужчины  и женщины. На сегодняшний день в живых остались 2 ветерана, но и они проживают в городах  Казань и Набережные Челны. О них нам расскажет 1 группа

 

  1. Выступление 1 группы:

Они сражались за Родину (презентация)

Выступление 1 группы с мини - исследовательской работой ветеранах Федорове А.К. и Давлетшине С.Д. (автобиография ветерана войны,  его боевой путь, сканированные фотографии военных и мирных лет, фотографии орденов и медалей).

1.Фёдоров Александр Кондратьевич. Учитель-ветеран.

Александр Кондратьевич родился 6 апреля 1924 года. Закончив школу в1940 году поступил в Тетюшское педучилище.

17 августа 1942 года его призвали в армию. На фронт Саша попал 12 октября. Спустя несколько месяцев он стал наводчиком «Катюши». В 1944 году участвовал в освобождении Крыма и Севастополя. В одном из боёв был ранен командир «Катюши» и Александра поставили на его место. Он продолжил своё победное наступление по берегам Балтийского моря, участвовал в боях за Данциг, Шецин. Войну закончил на берегах Эльбы.

Сейчас проживает в  г. Набережные Челны.

  1. Давлетшин Салахутдин Давлетшинович.

Родился 3 марта 1917 года в деревне Починок Енаево. До войны жил с родителями, семья большая, было 8 мальчиков. Он был пятым ребенком. До войн работал в колхозе.

Салахутдин Давлетшинович вспоминает:

«В конце 1938 года я был призван в ряды действующей армии. В 1941 году должен был демобилизоваться, но нас не отпустили, началась война. Служил я в 517 дивизии в г. Томске, Иркутске, Чите. В начале войны я находился на японской границе, мы жили в палатках. Оттуда нас отправили на фронт в неизвестном направлении. Ехали на машине, на поезде, дорогу часто бомбили. Привезли в г. Минск. Сошли с поезда, дальше двигались пешком. Неожиданно встретили немцев, завязался бой. Меня ранило в руку. Одолеть немцев мы не смогли, дали команду отступить.  На Минском фронте во время боя был ранен в правую ногу. С поля боя меня вынес ротный командир. Попал в госпиталь. Комиссовали по состоянию здоровья.  В мае 1943 г вернулся домой. Работал в колхозе пастухом, охранял пасеку».

Сейчас проживает с дочерью в г. Казани.

  1.  Выступления 2 группы:

Героизм тружеников тыла.

Учитель: Особая страница военной истории –   тыл.  Трудоспособные мужчины уходили на фронт, на их место становились женщины и дети. Люди в тылу работали, не считаясь со временем, не зная отдыха, отдавая все силы на помощь фронту.

       Женщины   села  вязали  теплые  вещи, ткали  холсты, шили  кисеты, сушили  картофель  и отправляли  на  фронт.

Бывало, что на себе пахали огород и боронили. Запрягались и тянули тяжёлый плуг. Работали летом по 20 часов в сутки, очень уставали, но понимали: на фронте еще тяжелее, и делали все, чтобы помочь победить нашим солдатам. Каждая семья отдавала фронту по 250 литров молока в год, по 100 яиц, по 40 кг мяса, кожу,  по  два  килограмма  шерсти  с одной  головы, картошку, также в фонд обороны платили налог со скотины, военный заем, налог с земли.         

Выступление учащихся о героизме тружеников Татарстана в годы воины (презентация):

В военное  лихолетье  хлебнули горя  сполна  и колхозники,  и интеллигенция.

   Учителя принимали  самое  активное   участие   во  всех  делах  села.  Они  были  не  только   агитаторами,  но   и  трудились   в поле,  на  току,  в  лесу   на  заготовке   дров  для  школы, для   матерей   и  вдов  погибших   на   фронтах  Отечественной  войны.

          Как только  учителя  услышали  слово «война», буквально  на  второй - третий  день  все  учителя  школы   были  на  месте, без  всякого  вызова    вернулись   на  место  работы. Шла  мобилизация  и все  школьные  дела    легли  на  плечи  учителей. Надеяться, что кто – то  сделает  ремонт  школы  и заготовит  дрова,   было  нельзя. К тому   же  началась  страда  в поле. Хлеб  уродился  хороший, а  убирать  было нечем и  некому. Все люди, что остались   в селе, от детей   до  стариков, вышли  в поле  с серпами. Круглыми   сутками  люди  работали   в поле, на  току, на  сушилке. И вместе  со  всеми  на   сельхоз работах  трудились  учителя.

   Учителя  ежедневно  сообщали  односельчанам  сводки  информбюро. Радио  и газет  не  было.  Сводки  слушали  в  сельском  Совете  по  телефону, записывали  и затем   распространяли    среди   населения.

       Все   виды   работ, которые   пришлось   испытать  учителю, не  перечислить. Спали  по 5- 6  часов  в  сутки, а остальное  время  работали  в  школе, в  поле  и среди  населения.

Непосильные испытания  легли на детские неокрепшие плечи  в дни  войны.

  1.         Выступление 3 группы:

Детство, опалённое войной…

Учитель:

Есть такая пословица: “На войне детей не бывает”. Что ж, верно, ибо противоестественно сближение самих этих понятий. Те, что попали в войну, должны были расстаться с детством – в обычном, мирном смысле этого слова. Война и дети... Трудно представить что-то более  несовместимое. Какое сердце не обожжет память огненных лет, ставших суровым испытанием для миллионов советских ребят, которым нынче уже за восемьдесят!

Каждый человек хранит в памяти какой-то момент своей жизни, который кажется ему вторым рождением, переломом во всей дальнейшей судьбе. С этими воспоминаниями всегда связаны открытия в самом себе и других людях. Война живёт в душе, переживших её, такими воспоминаниями, и они никогда не смогут забыть её, как не смогут забыть, что родились когда-то.

Выступление ребят:

Для того чтобы выяснить, а что же известно учащимся нашей школы о жизни детей села в годы Великой отечественной войны, мы провели социологический опрос среди учащихся 7-10 классов. Им предстояло ответить на 4 вопроса:  

 1.Знаете ли вы в каких условиях жили дети во время Великой

    Отечественной войны?

2. Какую помощь школьники оказывали  колхозу во время войны?

3. Приведите примеры помощи детьми фронту.

4. Знаете ли вы имена сверстников – участников Великой Отечественной  

       войны?

В опросе приняли участие 14 человек.

Из опроса видно: 89% опрашиваемых ответили, что знают, в каких условиях жили дети во время Великой Отечественной войны.

Эти  же 86% указали, какую помощь школьники оказывали колхозу во время войны.

52% учащихся привели примеры помощи детьми фронту.

На 4-ый вопрос все ответили, что не знают сверстников – героев войны.

Проанализировав результаты опроса, мы пришли к  определенному выводу.

Полной картины о том, как жили наши сверстники в годы войны,  у ребят нет.

Ответы многих учащихся были односложными  и однообразными. Поэтому поднятая нами тема  действительно актуальна.

Нам  и самим захотелось  побольше узнать и составить цельное впечатление о детях военной поры. Поэтому мы поставили  перед собой цель: выяснить как жили дети  села в годы Великой Отечественной         войны.

Для этого определили пути достижения поставленной цели:

1.        Работа с документами и фотографиями

2.        Встреча с очевидцами

3.        Работа с литературой.

  1. Выступление 4 группы:

Казанский обвод. Воспоминания участников строительства оборонительного рубежа.

Учитель:

Враг наступал. Всех жителей от 16 до 60 лет привлекли копать окопы. Эта работа легла на плечи женщин и молодежи.

Наступила зима1941г. В этом году она была очень суровая: 40-50°С. Мерзлота не позволяла копать. Люди умирали на дорогах, не доходя до места назначения. Прибывших из других районов расселяли по домам  апастовцев: иногда жили по 20 – 25 человек.

А.Ш. Садриев вспоминает, что на 36 кв.м жили 22 чел. Их самих было 7 человек, но к ним подселили прибывших на работу.

    Ребята 3 группы , которые поработали с материалами школьного музея, познакомят вас с воспоминаниями участников строительства Казанского обвода

Выступление ребят:

- Воспоминания Яковлевой Ольги Ивановны, Клементьевой Ирины Тимофеевны, Антоновой Ольги Григорьевны.

III. Заключительное слово учителя.

Великая Отечественная война... Все дальше и дальше она от нас. Чем дальше эти события, тем сложнее молодое поколение осознает значимость этой войны в нашей истории. И сегодня особенно важно сохранить память о людях, живших в ту эпоху. Наш школьный музей служит тому примером.

- Что делают и что могут сделать учащиеся вашего класса для увековечивания памяти об участниках Великой Отечественной войны?

IV. Итог урока.

Учитель:

Нам удалось провести большую исследовательскую работу, собрать интересный материал о наших односельчанах, создать виртуальную экскурсию «Мое село в истории Великой Отечественной войны»

  1. Какие трудности испытали при проведении исследовательской работы?
  2. С какими трудностями столкнулись при оформлении результатов

           исследования?

  1. Чему научились при подготовке данного урока?
  2. Довольны ли вы результатами проделанной работы?
  3. Насколько вы оценили свое участие на уроке:

на  «100%» -

       «80%» -

       «60%» -

       «40%» -

- Спасибо всем за участие. Надеюсь, это занятие многому вас научило. А в результате нашей работы мы создадим виртуальную экскурсию, посвященной 70-летию Победы.

Мне бы хотелось,  чтобы вы оценили сегодняшний урок, работу одноклассников.

 (Выставление оценок сначала ребятами, потом учителем)

V. Домашнее задание на выбор:

  1. Эссе "Мои впечатления от урока" или " Великая Отечественная война в судьбе моей семьи".
  2. Написать письмо – обращение к ветерану войны.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно - музыкальная композиция "У войны не женское лицо?!" (судьба женщин в годы Великой Отечественной войны)

Мероприятие посвящено женщинам, которые воевали на земле и в небе в годы Второй мировой войны, солдатским матерям. Есть информация о Прасковье Еремеевне Володичкиной, потерявшей на фронте 9 сыновей, о...

Советский тыл в годы Великой отечественной войны. Наш край в годы Великой Отечественной войны

Данный материал был составлен к уроку истории в 9 классе "Советский тыл в годы Великой Отечественной войны"...

Разработка урока на тему: «Село в годы великой Отечественной войны»

Предмет: История Татарстана и татарского народаКласс: 9,11Тема урока: Село в годы Великой Отечественной войны...

Социальный проект «Над памятью время не властно.Узловая в годы Великой Отечественной войны», посвященный 70-летию Победы в Великой отечественной войне 1941-1945 г.г.

1.Привлечь внимание общественности и органов местного управления к проблемам патриотического воспитания школьников. 2.Освоение и наследование учащими ценностей родного Отечества в процессе взаимо...

Великие ученые и их открытия в годы Великой Отечественной войны

Этот урок по программе Немецкий язык. 11кл. Бим И.Л, Рыжова Л.И., Садомова Л.В и др,    находится в теме «Der wissenschaftlich - technische Fortschritt. Was hat er uns gebracht?&r...

«Борисоглебск в годы Великой Отечественной войны» Час Мужества к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне (методическая разработка)

Методическая  разработка содержит  малоизвестный  материал о городе Борисоглебске и борисоглебцах в годы Великой Отечественной войны. И хотя в самом городе Борисоглебске боевых действий...