Проектная деятельность. Экскурсия по школьному музею. Текст экскурсии по теме: "Строительство крепости на острове Котлин"
проект по краеведению (9 класс) по теме
Проект написан ученицей 9-м класса Харартия Дианой под руководством педагога ГБОУ СОШ №422 по программе "Кронштадт - город воинской славы". Сбор материала о строительстве крепости на острове Котлин в течение 2-х лет завершился интересной экскурсией по залам школьного музея. Диана проводила экскурсии для школьноков и гостей города. Она блестяще защитила свой проект на школьной конференции в мае 2018 года
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektreferat_harartiya_d._kopiya.docx | 531.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №422
Кронштадтского района Санкт-Петербурга
РАЗРАБОТКА ЭКСКУРСИИ
«КРЕПОСТЬ НА ОСТРОВЕ КОТЛИН»
Тип проекта: исследовательский проект
по материалам школьного музея
Выполнила: ученица 9-м класса
Харартия Дианы
Руководитель проекта:
Шлендова Майя Александровна,
заведующий
школьным музеем
Санкт- Петербург
2018
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение (актуальность)…………………………………………………… 3-4
2. Содержание и этапы работы ……………………………………………. 4-5
2.1 Цель исследования ……………………………………………………… 4
2.2 Задача исследования …………………………………………………….. 4
2.3 Объект и предмет исследования, поиск информации, методы
исследования ……………………………………………………………... 4-5
2.4 Актуальность и практическая значимость ……………………………. …. 6
3. Список литературы ...................................................................................... 7
4. Приложение ………………………………………………………………… 8-17
«Экскурсия с использованием экспонатов школьного музея»
План экскурсии
1. Знакомство со слушателями …………………........................................ 7
2.Основная часть экскурсии с показом экспонатов .......................... ….. 8
3. Борьба со шведами за выход к морю ………….................................... 12
4. Начало строительства фортов ……………………........................ .......15
5. Овладение о. Котлин, выход в Балтийское море …………................. 16
6. Строительство кораблей на новой верфи Санкт-Петербурга ………… 17
7. Россия становится морской державой ……..................................... ……17
8. Заключение ..……………………………………………………..............17
ВВЕДЕНИЕ
Знакомство подрастающего поколения с историей малой Родины через экскурсии, беседы, встречи формирует чувство причастности молодёжи к героическому прошлому своего народа и воспитывает дух высокого патриотизма в деле сохранения исторической памяти. Считаю, что каждый должен помнить, какие огромные усилия приложил Петр I, чтобы создать морской флот, армию нового образца России и выйти в Балтийское море. Эту непосильную задачу царь смог выполнить лишь тогда, когда вернул земли по берегу Финского залива, отнятые у России в разное время. Остров Котлин, находясь в центре залива, всегда привлекал внимание завоевателей. Кто только ни хозяйничал на этом маленьком островке: викинги, варяги, шведы. Но солдаты Петра Великого сумели всем дать достойный отпор. С1703 года до наших дней на острове Котлин сохраняются сооружения, памятники той героической эпохи. А мы, живущие здесь кронштадтцы, должны помнить своих предков, строителей и воинов, учёных и изобретателей. Всё, что создано на о. Котлин – это наше национальное достояние. И мы, дети и взрослые, должны бережно охранять созданное руками наших предков. Основная идея работы: историческая память и долг перед Родиной, красной нитью проходит через подготовленную мною экскурсию, в которой я использовала экспонаты школьного музея. Практическая значимость проекта и его актуальность заключается в следующем:
- благодаря приобретённым знаниям расширяется мой кругозор. Экскурсия как способ общения формирует коммуникативные способности и развивает у слушателей многообразные образы:
- историко-географический образ, включая представление о территории и границах России, её географических особенностях; знание основных исторических событий государственности и общества;
- образ социально-политического устройства — представление о государственной организации России, знание государственной символики и праздников;
• знание Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина;
• знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры;
• ориентация в системе моральных норм и ценностей;
• ориентация в особенностях социальных отношений.
В рамках ценностного компонента формируются:
• гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
• уважение к истории, культурным и историческим памятникам;
• положительное принятие своей этнической идентичности;
• уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
• уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим;
• уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья;
• потребность в самовыражении и самореализации;
• позитивная моральная самооценка и моральные чувства.
В рамках поведенческого компонента будут сформированы:
• готовность и способность к участию в школьном самоуправлении дежурство, участие в детских и молодёжных общественных организациях;
• умение вести диалог на основе равноправия и взаимного уважения;
• готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников;
• потребность в участии в общественной жизни социального окружения, общественно полезной деятельности;
• умение строить жизненные планы с учётом конкретных исторических, политических и экономических условий;
• устойчивый познавательный интерес.
2. Содержание и этапы работы
2.1 Цель исследования: изучить материалы о строительстве крепости на острове Котлин, узнать, почему так долго Россия боролась за выход к морю.
2.2 Задача исследования: выяснить, какую роль сыграл остров Котлин в судьбе нашей страны?
2.3 Объект исследования: фортификационные сооружения 18 века
Предмет изучения: фотодокументы, статьи СМИ, рассказ руководителя, историческая и краеведческая литература, карты, схемы, гравюры.
Поиск информации: в музейной библиотеке 422 школы, газеты и журналы музея школы, а также интернет-ресурсы.
Гипотеза: Крепость Кронштадт была построена для защиты устья Невы от нападения противника с моря. Факты из истории подтверждают, что она выполнила своё предназначение.
Методы исследования: сравнительно-исторические, хронологические, самостоятельный поиск, демонстрационный с показом презентации и метод сотрудничества с краеведами.
2.4Актуальность в том, что город-крепость – исторический объект, который охраняется государством. Кронштадтцы, живущие на острове, должны понимать, что они тоже ответственны за сохранность творений рук человеческих, созданных многими поколениями более, чем за 300 лет.
Исходным замыслом проекта является знакомство с Петровской эпохой, а именно строительство крепости на острове Котлин. Очень хотелось подробней узнать, как создавалась крепость и город Кронштадт, в котором мы живём со своими родными и близкими. После того как руководитель рассказал нам о строительстве нашего города, обозначилась цель: установить, почему так долго Россия боролась за выход к морю.
Всё больше интересных сведений получаешь, когда собираешь материалы из разных источников. Тут и ответы на трудные вопросы истории о том, как шведы и русские боролись за этот остров, как Петр заботился о своих солдатах - защитниках земли русской. Какие силы вложили люди, погибая на этом «диком острове» от болезней, холода и голода, чтобы создать непреступную крепость.
Для того чтобы подготовить материал для экскурсии, необходимо познакомиться с экспозицией школьного музея и литературой музейной библиотеки. Из всех выставок, которые представлены в трех залах, самой интересной и насыщенной является тема строительства крепости на острове Котлин. Отобраны экспонаты: модели кораблей разных эпох, предметы быта эпохи Петра Великого. В рассказе экскурсовода описание морских реликвий. Это: рында, штык-тесак, ядра, ряжи, штурвал, Петровский деревянный водопровод. Все эти предметы пригодилось для описания хронологической последовательности событий, охватывающих период от начала 18 века до наших дней.
Следующий шаг очень важен, так как предстоит обработать всё собранное и написать интересный повествовательный рассказ в хронологической последовательности с использованием экспонатов школьного музея. Так родилась идея познакомить учащихся и жителей города с историей крепости через экскурсию по экспозиции школьного музея.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
- Крестьянинов В.Я., «Кронштадт. Крепость, город, порт». СПб. «Музей истории Кронштадта», ООО «ИТД «Остров».2014
- Петров Г.Ф., Кронштадт, Л.1985
- Соколов А.К., Кронштадт: История длиною в 300 лет, М.:: ООО «Наследие», 2004;
- Тимофеевский Ф.А., Краткий исторический очерк двухсотлетия города Кронштадта, «Кронштадт. Вести»,1913;
- Шлендова М.А., Город морской славы, СПб: ИПЦ СПГУТД, 2004
- Справочник-каталог, коллектив авторов, ч.1-2, «Лики России», СПб, ООО «ЛД-ПРИНТ» 2014;
- Журнал «Гангут», СПб «Наследие»,1998
Приложение
ЭКСКУРСИЯ «КРЕПОСТЬ НА ОСТРОВЕ КОТЛИН»
План экскурсии:
- Знакомство со слушателями………………………………… 7
Основная часть экскурсии с показом экспонатов……………………8-17
3. Борьба со шведами за выход к морю…………………...……………..12-14
4. Начало строительства фортов ………………………………………..15-16
5. Овладение о. Котлин, выход в Балтийское море ….……………….. 16-17
6. Строительство кораблей на новой верфи Санкт-Петербурга……….. 17
7. Россия становится морской державой…………………………………17
8. Заключение …. ……………………………………………………..17
- ЗНАКОМСТВО
Здравствуйте, я экскурсовод школьного музея «Остров Котлин», меня зовут Харартия Диана. Хочу рассказать Вам о том, как зарождалась крепость на острове Котлин, как её строили и как защитники крепости смогли превратить всю оборонительную систему в неприступное препятствие для всякого рода завоевателей, желающих ослабить Россию на северо-западных рубежах нашей страны.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЭКСКУРСИИ
2.1. ЭКСПОНАТЫ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ
В фондах нашего музея 36 моделей кораблей разных периодов истории, из них - 8 представляют Петровскую эпоху.
- «Гото Предестинация»
Первый российский линейный корабль «Гото Предестинация» создан в России без участия иностранных специалистов. «Гото Предестинация» (или «Божье Предвидение») — первый линейный корабль Российского военно-морского флота. Судно было заложено 19 (29) ноября 1698 г. на верфи Воронежа. Строительством корабля руководил Петр Алексеевич, а в его отсутствии за строительством наблюдали два русских корабельных мастера Федосей Скляев и Лукьян Верещагин. Спущен на воду на Воронежской верфи в мае 1700 г. В проект корабля царь лично внес немало новинок. Киль «Гото Предестинации» состоял из двух брусьев, скрепленных подвижными ершами, что давало важное преимущество при посадке на мель. В иностранных флотах подобное новшество появилось только через 140 лет.
Капитанами корабля в разное время были иностранец Стамати Камер, швед Отто Крестьян, датчанин Нанингъ Генрих, голландец Шхонъ Симон. Команду корабля составляли русские новобранцы, впервые ставшие матросами, а не приглашённые иностранцы, как делалось раньше. Общее количество членов экипажа 253 человека.
По классификации, принятой в то время в Европе, корабль с двумя батарейными палубами, несущий 58 пушек, соответствовал IV рангу. 27 апреля 1700 г. на верфи Воронежского адмиралтейства в присутствии высших чинов государства и иностранных послов «Гото Предестинация» была спущена на воду.
17 апреля 1702 г. корабль был переведен к устью р. Воронеж, а в 1705 г. установлен на камели (плавучий док).
Военно-морская служба «Гото Предестинации» начинается с 1710 г., когда корабль был приведен на камелях в город Азов. В июне 1711 г. «Гото Предестинация» находилась в Таганроге в эскадре Корнелия Крюйса, где участвовала в блокировании азовского побережья от подхода турецкого галерного флота. В июле 1711 г. Петр I сообщил своему азовскому губернатору Ф. М. Апраксину о мире с турками и приказал перевести «Гото Предестинацию» в Санкт-Петербург. В инструкции Апраксину было сказано: «Спешить, но не избегать врага, поступать военным манером с пиратами Средиземного моря, чтобы чести флага не уронить». 14 (25) апреля 1712 г. «Гото Предестинация» прибыла в Константинополь вместе с кораблем «Ластка» и шнявами «Лизет», и «Мункер». Турки отказались пропустить русские суда через укрепления Босфора, и с разрешения Петра Апраксин счел выгодным продать «Гото Предестинацию» с другими судами Азовского военного флота.
Через 310 лет корабль «Гото Предестинация» - первый линейный корабль Российского флота было решено восстановить по чертежам Петра1, в 2014 г. в городе Воронеже на корабле Петровской эпохи открыт музей Военно-морского флота России, как дань памяти кораблю-легенде.
Фрегат «Штандарт» - первый корабль Балтийского флота, был заложен по указу Петра I и приказу губернатора А. Д. Меншикова 24 апреля (5 мая) 1703 года на Олонецкой верфи. Проектировался голландским кораблестроителем Выбе Геренсом. «Штандарт» имел 3 мачты, водоизмещение 220 тонн, длину 27,5 м по корпусу, 34,5 м общую, ширину 7,0 м, осадку 3,3 м, проектную скорость под парусами 10—11 узлов. Экипаж в 1703 году — 120 чел.
Первый боевой корабль Балтийского флота - фрегат «Штандарт» в составе эскадры выходил к крепости Кроншлот для защиты столицы России города Санкт – Петербурга от нападения неприятеля с моря.
Также «Штандарт» крейсировал к Красной Горке и маневрировал на рейде для обучения экипажа[1].
С 5 (16) по 10 (21) июня 1705 года в составе эскадры вице-адмирала Крюйса «Штандарт» участвовал в отражении нападения эскадры адмирала Анкерштерна на остров Котлин. К осени 1709 года фрегат оказался негодным к службе по причине ветхости. Он был приведён к Санкт-Петербургскому адмиралтейству.
3(15) июля 1711 года корабль спущен на воду и перешёл в Кронштадт. В 1712 и 1713 годах «Штандарт» в составе эскадры выходил в крейсерство к Красной Горке и Берёзовым островам.
С 1714 года в море более не выходил. В 1725 году по указу Адмиралтейств-коллегии фрегат был переведён в Кронверкскую гавань и вытащен на берег. Предполагалось его сохранить, как первое линейное судно Балтийского флота.
Однако корпус корабля был настолько ветхим, что при попытке поднять его тросами, он был буквально перерезан на части. В 1730 году фрегат был разобран.
Линейный корабль «Ингерманланд»
- Лучшим линейным судном Петра1 признан «Ингерманланд» - 64- пушечный парусный корабль, спущен на воду в 1715 г. на верфи Петербургского Адмиралтейства. Чертежи составлял сам царь, а постройку доверил лучшему корабелу Р. Козенцу.
- Петровский «Ингерманланд» был 64-пушечным. Выполнялись работы под руководством молодого корабельного инженера Ричарда Козенца, которого Петр привез с собой из Англии. Скромный, одаренный корабел понравился царю, и он предложил ему поступить на службу в Россию. После недолгих раздумий не обремененный семьей англичанин подписал контракт и уже в 1700 г. занялся кораблестроением в Воронеже. Россия стала для Ричарда Козенца второй родиной. В 1711 году Козенца переводят на службу в Санкт-Петербургское адмиралтейство, где его талант проявился со всей полнотой на строительстве корабля «Ингерманланд».
В честь исконно русских земель, расположенных в устье Невы, которые назывались Ингерманландией, Петр I постановил назвать заложенный в октябре 1712 г. в Санкт-Петербурге линейный корабль «Ингерманланд».
Масса залпа главного калибра корабля «Ингерманланд» составляла 1104 фунта. Достоинства «Ингерманланда» на этом не заканчивались. После ходовых испытаний корабля Петр I писал Р. Козенцу: «... Объявляю Вам, что «Ингерманланд» на парусах зело изрядный, так что лучше его нет».
Вскоре после вступления в строй «Ингерманланд» стал флагманским кораблем эскадры вице-адмирала Петра Михайлова (Петра I), который в течение нескольких лет держал свой флаг на этом корабле. Шла Северная война. В 1716 г. Россия совместно с Англией и Данией продолжала вести боевые действия против Швеции. В целях нанесения удара по противнику предполагалось наступление русской армии на Стокгольм со стороны Ботнического залива и высадка объединенного русско-датского десанта на южное побережье Швеции. Для осуществления этого замысла в июле в датские воды вошла Балтийская корабельная эскадра в составе семи линейных кораблей, трех фрегатов и трёх шняв. Всего русские силы под командованием Петра I составили 22 корабля.
Вскоре к русскому отряду присоединились прибывшие для охраны торгового судоходства от шведских каперов и фрегатов английская и голландская эскадры, а затем и датские корабли. Всего в объединенном русско-датско-англо-голландском флоте было 70 кораблей.
Прошло три года, и в июне 1719 г. над «Ингерманландом» вновь взвился штандарт Петра I, который опять повел свою эскадру к берегам Швеции. Поход оказался успешным. Разгромив противника и приблизившись к шведской столице на три километра, русский флот с наступлением осени прекратил крейсерство и ушел на зимовку.
Хорошие эксплуатационные качества корабля сделали «Ингерманланд» любимым кораблем Петра I. Он был флагманом в кампаниях 1715, 1716, 1718, 1719 и 1721 гг., а в 1716 г. «Ингерманланд» был флагманом объединенной англо-голландско-датско-русской эскадры. Петр I приказал хранить его вечно.
С 1725 г. корабль в море не выходил. К 1738 г. корпус прогнил, корабль заполнился водой и сел на мель в Кронштадтской гавани. После 1739 г. он был разобран на дрова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экскурсия в школьный музей для 5-9 классов. Тема урока: "Жизнь и быт русской деревни".
Познакомить учащихся с занятиями крестьян, орудиями их труда.Продолжить формирование умений выделять главное, умений составлять таблицу.Формирование навыков поведения в музее.Место проведения ур...
Экскурсия по школьному музею "Карбышев и карбышевское движение"
Материал школьного музея даёт возможность проводить классные часы по патриотическому воспитанию учащихся разного возраста....
экскурсия по школьному музею
материалы для проведения экскурсии...
Экскурсия по школьному музею
Экскурсия по школьному музею декоративно-прикладного искусства...
«Экскурсия в школьный музей»
«Экскурсия в школьный музей»...
Презентация "Экскурсия в школьный музей"
Файл представляет собой презентацию экспозиций школьного музея "Память" с их описанием...
Экскурсия в школьный музей.
Отчёт о экскурсии, посвящённой Афганской войне....