Конспект классного часа, посвящённого 80-летию Саратовской области.
классный час по краеведению (6 класс) на тему
Материал содержит информацию о Саратовской области. По ходу мероприятия задаются вопросы о Саратовском крае, в результате наиболее активные участники могут получить Грамоты за эрудицию, знание исторических фактов о саратовщине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kl.chas_saratov._6_kl.malkova.docx | 20.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час, посвящённый юбилею Саратовской области, «Знатоки
Саратовщины» для обучающихся 6 класса.
Форма: беседа с элементами викторины.
Цель: познакомить обучающихся с важнейшими событиями, историей становления нашей области; формировать познавательные, личностные, коммуникативные качества обучающихся; воспитывать уважительное, бережное отношение к родной области и её истории, культуре.
Оборудование: ПК, презентация о Саратове и других городах области, аудиозаписи музыкальных произведений А.Шните, Е.Бикташева, Ю.Массина, А.Берестенко.
-Добрый день, ребята! Сегодня наша встреча посвящается нашей родной Саратовской области. Административным, экономическим, культурным и образовательным центром нашей области является город Саратов. Давайте вспомним, какова история Саратовщины.
-Знаете ли вы, когда возникли первые поселения на территории нашей области? (…) Первые поселения относятся к 20 веку до н.э., об этом есть свидетельства раскопок. Историки области приводят сведения о том, что в 14 веке нашей эры на территории Заводского района нынешнего Саратова находился 3-й по величине город Золотой Орды под названием Увек. По одной из версий в войне Тимура с Тохтамышем в 1395 году город был разрушен. Оползни сошли в Волгу. Затем город снова отстраивали. Датой основания города считают 5 июля 1590 года, т.к. в этот день на волжский берег прибыли «отцы-основатели» города –князь Григорий Осипович Засекин и стрелецкий голова Фёдор Михайлович Туров. Они заложили в городе первую крепость- напротив татарского городища Увек. Название данного поселения сложилось, как следует из стойких версий, или из-за слияния двух татаро-монгольских слов «сары» (жёлтый) и «тау» (гора), или слияния слов «сар атав» (низменный остров).
-Ребята, знаете ли вы, в каком веке Саратов стал центром волжской торговли? (…) В 17 веке Саратов стал сторожевой крепостью и центром торговли в Поволжье. Если раньше поселенцами были только стрельцы да ратники, то теперь появились посадские люди, имеющие наделы и налоговые льготы. Постепенно город из военного превращался в торгово-промышленный.
На Руси, порой, возникали народные волнения. В 1671 году, по воле Степана Разина, Саратов стал центром Крестьянской войны на нижней Волге. В 17 веке Саратов был, в основном, отстроен из дерева, не раз случались большие пожары, поэтому стали строить каменные, кирпичные здания. Деревянных домов всё-равно оставалось очень много. В Саратове до сих пор можно увидеть старинные деревянные двухэтажные дома- старые, ветхие, но ведь они являются частью молчаливой истории города, области.
Русские правители – Пётр I и Екатерина II очень много сделали для развития Поволжья и, в частности, для Саратова через указы, манифесты. С 1810 года активно застраивался центр Саратова. В 1825 году появились на улицах Саратова …огни, т.е. масляные фонари, в 1840-х появляется водопровод.
-А знаете ли вы, ребята, когда появилась на Саратовщине железная дорога? (…) Железная дорога строилась и начала функционировать в 1870-е годы.
К концу 19 века Саратовская промышленность стала одной из важнейших в России. Саратовская губерния поставляла в другие губернии нашей страны чугунолитейную, машиностроительную, ткацкую продукцию, а также цемент, муку, соль, зерно. Именно тогда на всю Россию стал славиться наш саратовский калач. В начале 20 века начали действовать Университет и Консерватория.
Саратовская область до1928 года называлась Саратовской губернией, после 1928 года -Нижне-Волжской. 5 декабря 1936 года с принятием Конституции СССР наша область стала именоваться Саратовской областью. В годы Великой Отечественной войны с фашистской Германией из Саратовской области огромное количество человек было призвано на фронт, многие шли добровольцами. Люди из русской глубинки очень много сделали для Великой Победы. По саратовской области организовали около 30 военных школ, курсов для подготовки командиров, специалистов для Армии. Профессора, учёные саратовских ВУЗов помогали решать вопросы научного, аграрного, народнохозяйственного направления. После войны Саратовская область была одной из основных в сельскохозяйственном производстве, механизации сельского хозяйства, в области животноводства, освоении земель под сельхозугодья, зерновые, др. культуры.
В 1970-х годах начала действовать Саратовская ГЭС. Электростанция дала импульс развитию многих городов области. В 1980-х годах начала работу АЭС в Балаково, в Саратове –завод технического стекла, другие заводы, комбинаты, в Ртищево –швейная фабрика и т.д. Саратов славен культурными традициями. В области проходят фестивали и конкурсы искусств, выставки картин художников Саратовского края, проходят концерты в Филармонии, Консерватории, приглашает зрителей Театр оперы и балета, Цирк. Выпускники школ не только нашей области обучаются в различных ВУЗах, училищах, получая высшее или среднеспециальное образование.
-Ребята, что вы хотели бы сделать для процветания нашей области? (…) Будущее области и страны зависит от того, как вы сегодня учитесь, к чему стремитесь, чем всерьёз увлечены. Получив хорошее образование постарайтесь самореализоваться в современном обществе, принести пользу родному краю, Родине.
-Вы внимательно слушали, иногда отвечали на мои вопросы. Я задам вам ещё несколько вопросов о нашей области, проверив вашу внимательность, эрудицию.
-Итак, начинаем викторину. Правильный ответ-1 балл. Помощники будут вам давать за правильный ответ цветной жетон. По окончании посчитаем, у кого жетонов больше, подведём итоги и узнаем победителя. Внимание, вопросы!
1. Назовите административный, экономический и культурный и центр области. (Саратов).
2. Где находится Саратовская область –на юго-востоке или юго-западе европейской части России? (на юго-востоке).
3. В каком году для охраны южных рубежей России основан Саратов как сторожевая крепость? (в 1590).
4. Из каких слов сложилось название города –«Саратов»? (сары тау, сар атав).
5. С какого времени действуют Консерватория и Государственный Университет Саратова- с начала 20 века или с начала 21 века? (20).
6. Какие области, страны граничат с Саратовской областью? (на севере- Самарская, Ульяновская, Пензенская, Оренбургская области, на западе- Воронежская, Тамбовская области, на юге- Волгоградская область, на востоке- Казахстан).
7. Как называется театр, в котором проходят музыкально-сценические постановки? (Театр оперы и балета им. Н.Г.Чернышевского).
8. Когда начала действовать железная дорога в нашей области? (в 1870-е годы).
9. Каких художников Саратовской области вы заете? (М.Врубель, К.С.Петров-Водкин, П.В.Кузнецов, П.С.Уткин)
10. Каких композиторов Саратовской области вы можете назвать? (А.Шнитке, Е.Бикташев, Ю.Массин, Е.Гохман, В.Ковалёв)
11. Какие спортсмены Саратовской области славят наш край на всю Россию и на весь мир? (И.Захаров, Н.Лобова, С.Моня).
12. Когда наша область (губерния) стала официально именоваться «Саратовской областью»? (в декабре 1936 г.)
-Ребята, вы молодцы! Подсчитав жетоны, мы объявляем победителя –это…! Поздравляем и награждаем Грамотой! Мы поговорили о Саратовской области, вы многое знали о ней, а теперь узнали ещё больше. В недалёком будущем вам предстоит приумножать достижения Саратовской области в разных сферах человеческой деятельности. А пока берегите свой родной край, родных людей и радуйте нас своими успехами в получении достойного образования на славу земле саратовской и России!
Информационные ресурсы:
- Википедия (Свободная энциклопедия).
- Интернет-энциклопедия «Вокруг света».
- «История Саратовского края» под ред. В.П.Тотфалушина, Саратов, «Детская книга», 2000 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
классный час, посвящённый 75-летию Ростовской области.
материал классного часа рассказывает о прошлом и настоящем Ростовской области, воспитывает любовь к своей "малой Родине"....
Классный час, посвящённый 75-летию Новосибирской области
Задачи: Прививать любовь к своему городу, краю, стране; уважительное отношение к государственным символам.Прививать интерес к истории города, края, страны.Довести до сознания школьников, что только бе...
Разработка классного часа, посвящённого 70-летию освобождения Кубани "Славе Кубани не меркнуть - традициям жить"
Классный час "Славе Кубани не меркнуть - традициям жить" посвящён 70 - летию освобождения Кубани от немецко-фашистских захватчиков, урок памяти нашим землякам, павшим на поле брани, оставшимся в...
Сценарий классного часа, посвящённого 200-летию Бородинской битвы.
К л а с с н ы й ч а с н а т е м у « Теперь ли нам дремать в покое,России верные сыны!» ...
Методическая разработка классного часа, посвящённого 20-летию Конституции РФ "Мы -россияне!"
Данная методическая разработка посвящена Дню знаний. Цели мероприятия: познакомить детей с Конституцией России, закреплять знания детей о государственной символике;формировать у...
"Правнуки Победы" (сценарий к классному часу, посвящённому 70-летию Победы в Великой Отечественной войне
Литературно-музыкальная композиция...
Конспект открытого классного часа, посвящённого 100-летию со дня рождения дагестанского поэта Расула Гамзатова, для обучающихся 5-9 классов
Классный час посвящён 100 летию Расула Гамзатова-поэта, прозаика, публициста, переводчика....