Рабочая программа факультатива по историко-культурному краеведению 5 класс.
рабочая программа по краеведению (5 класс) на тему
Рабочая программа факультатива по историко-культурному краеведению 5 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_fakultativa_po_istoriko-kulturnomu_kraevedeniyu_5_klass.docx | 35.89 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Привитие любви к своему народу начинается с изучения своей малой родины – города или села, в котором живешь, с развития того чувства, которое человек испытывает при виде родных мест, улиц, тропинок и, конечно, людей, оставшихся в памяти с детства. Все это включает в себя наука о краеведении, которую академик Д.С. Лихачев назвал объединяющим началом всех наук.
Краеведение в школе является одним из источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданственности и патриотизма. Оно раскрывает учащимся связи родного края, города, села с «большой» Родиной, помогает уяснить единство истории каждого города, села с историей и жизнью нашей страны.
Изучению родного края: его истории, природы, хозяйства, культуры, социальной жизни, быта – всех сторон деятельности человека в конкретном регионе – придавали большое значение многие передовые мыслители России. Крупицы знаний, собранные в родном крае, складываются, обобщаясь в науку о природе и обществе.
Краеведение важное средство в системе профилактической работы против ксенофобии и экстремизма, а также в воспитании толерантного и уважительного отношения к людям других национальностей.
В краеведении почетное место отводится человековедению. Это помогает воспитывать у учащихся чувство уважения к деятельности предшествующих поколений и современников, своих земляков.
Цели краеведческого образования
Изучение родного края необходимо, чтобы учащийся:
- понимал свою связь с окружающим его микромиром, эффективно взаимодействовал с ним;
- осознавал значимость наследия родного края в своей жизни, в жизни близких людей, в общей судьбе народов России;
- интересовался жизнью края;
- умел самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшем его объекте, деятельности людей, предприятий, учреждений, о перспективах трудоустройства;
- участвовал в решении проблем окружающего его социума.
Предметом регионального компонента в краеведении является прошлое народов края, совокупность природно-географических, этносоциальных и социокультурных особенностей развития региона.
Методологической основой содержания предмета является философская категория единства общего и особенного: своеобразие историко-культурного развития региона составляет категорию особенного в общеисторическом содержании. Это предполагает рассмотрение истории края в контексте общецивилизационных процессов в мире и во взаимосвязи с историей Родины.
Задачи, межпредметные связи и ожидаемые результаты
изучения курса «Краеведение» по ступеням обучения
Ступень обучения | Образовательные задачи | Межпредметные связи | Желаемые результаты |
5 класс | Дать учащимся представление о ценности (значимости) объектов жизненного пространства ребенка для них и для других жителей | Со всеми учебными дисциплинами и, прежде всего, с природоведением, окружающим миром, ОБЖ, искусством | Осознание учащимися своей взаимосвязи с окружающим микромиром, его значимости для ребенка и других жителей: «Я и мой родной край» |
Основные дидактические принципы
Принцип интеграции
Краеведение рассматривается в общей системе предметов гуманитарно-эстетического цикла. Программа определяет взаимосвязь разных областей знаний, объединенных краеведческим подходом.
Принцип вариативности
В программе предусмотрено право учителя вносить изменения в распределение часов на изучение отдельных тем. При этом должны учитываться особенности конкретного района, сложившиеся традиции. Вместе с тем, любой выбор и методическое решение учителя должны соотноситься с предполагаемым образовательным эффектом, не разрушать общей логики программы.
Принцип дифференциации и индивидуализации
Процесс знакомства с краеведческим материалом в разных областях знаний глубоко личностный и индивидуальный. Это позволяет развивать творческий потенциал ученика в соответствии с общим уровнем его подготовки.
Программа ориентирована на деятельностный подход в обучении. Акцент делается на поисковых методах (эмпирических, социологических, теоретических) во взаимосвязи с вещественными и словесными источниками краеведения.
Кроме того, в программе при отборе содержания реализуются принципы преемственности, научности, целостности.
Познавательное и воспитательное значение краеведения
Краеведение – это один из путей патриотического и нравственно-эстетического воспитания школьников. Оно помогает увидеть и оценить просторы и красоту родного края, ощутить эмоциональное и нравственное воздействие природы.
Знакомство с окружающим ландшафтом, изучение действия законов, причинно-следственных связей природы формируют у детей интерес и склонность к исследовательской работе, которые в дальнейшем могут сыграть существенную роль в их профессиональном становлении.
Природа края рассматривается как часть природы более крупных территорий – района, области, природной зоны, страны. Поэтому в процессе ее изучения важно определить черты, общие с природой более крупных регионов. В то же время выявляются местная специфика природных компонентов и их территориальных сочетаний, типичные явления, характеризующие природу родного края, а также ее уникальные объекты и связанные с ними процессы.
Краеведение рассматривает вопросы современной социально-экономической жизни края. Объектами изучения в экономическом краеведении могут быть: население края, состояние экономики края в целом и отдельных его отраслей, населенные пункты (поселения), в которых живет население и сосредоточена хозяйственная и культурная жизнь края, отдельные предприятия и учреждения. Изучаются ресурсы края, их соотношение с имеющимися потребностями населения и, несомненно, устанавливается роль края в развитии экономики всей страны.
Приобщение детей к работе по изучению полезных ископаемых местности приводит к открытию юными геологами новых месторождений, новых минералов. Коллекционирование местных минералов и ископаемой флоры и фауны является начальным этапом научных исследований.
Все стороны социально-экономической жизни людей тесно взаимосвязаны. Важен исторический подход в изучении населения и экономики края при рассмотрении их в связи с прошлым и с учетом перспектив дальнейшего развития.
Краеведение представляет собой стройную систему различных видов историко-краеведческой деятельности (познавательной, преобразовательной, ценностно-ориентационной, коммуникативной и др.).
Школьники в процессе урочной или внеурочной деятельности приобретают знания об отдельном историческом факте, событии, истории края в целом. Эта деятельность может иметь различные уровни по степени сложности: от простого усвоения исторических знаний на уроках или внеклассных занятиях (например, в историко-краеведческом кружке) до поиска новых знаний (поисково-исследовательская деятельность в подростковых военно-патриотических клубах, в походах по родному краю, экспедициях и пр.).
Участие детей в историко-краеведческой деятельности способствует углубленному изучению истории своей родины, познанию и пониманию законов общественного развития, их реального проявления в истории края. Изучение и осмысление фактов местной истории стимулируют мыслительную деятельность, формируют систему теоретических представлений и понятий и тем самым влияют на формирование научного исторического мышления учащихся, их гражданской зрелости, активной жизненной позиции.
Краеведение нацелено на формирование у школьников представлений о художественной культуре Воронежского края как части национальной духовной культуры, на приобщение их к общечеловеческим и национальным ценностям через знакомство с художественной культурой Воронежского края. Краеведение прививает бережное, уважительное отношение к памятникам искусства, приобщает к активному освоению художественно-культурного наследия, формирует сознание ответственности перед прошлым и будущим.
Школьное краеведение предполагает изучение архитектуры, литературы, живописи, графики и скульптуры, декоративного и прикладного искусство, а также знакомит детей с личностью художника - писателя, живописца, актера, режиссера, музыканта, архитектора.
Использование культурно-исторического потенциала Воронежской области особенно велико для воспитания духовной личности и развития ее творческих способностей.
Различные формы краеведческого образования (научно-исследовательская, экскурсионно-массовая, познавательная и игровая деятельность) способствуют углублению знаний учащихся по учебным школьным программам.
Воспитательное значение уроков краеведения определяется двумя обстоятельствами:
Первое. Уроки краеведения позволяют уйти от фрагментарности, спонтанности в изучении краеведческого материала и, напротив, будут способствовать последовательному, содержательному и системному познанию обучающимися родного края. Приобретаемые знания, формирующие отношение к происходящему, посильное участие школьников в преобразовании родного края являются важными условиями воспитания неравнодушных к окружающей жизни людей, формирования их гражданской позиции.
Второе. Важный педагогический аспект краеведения заключается в возможности быть механизмом организации воспитательной системы в школе.
Как объединяющее начало всех наук краеведение интегрирует в себе и познание, и труд, и творчество школьников. В этом смысле оно удачно реализует свою главную функцию – системообразования.
Уроки краеведения обеспечат взаимосвязь урочной, внеклассной и внешкольной работы и благодаря этому реально могут стать «ядром» воспитательной системы общеобразовательного учреждения.
Программа первого года обучения (1 или 2 класс) представляет собой курс «Мой родной дом», разработанна на основе курса «Краеведение» Л.А. Обухова, Н.С.Махина, Г.В. Онегина. Краеведение. Первый год обучения: Воронеж: ВОИПКиРО, 2013.
Основное направление – формирование понятия о малой родине, воспитание любви к самому дорогому месту человека – родному дому, ознакомление на основе народных традиций с историей и культурой быта, взаимоотношениями взрослых и детей в семье, представление первоначальных сведений об истории города Воронежа и людях, его прославивших.
На изучение данной программы отводится 1 час в неделю (34 ч в год) из часов школьного компонента.
Л И Т Е Р А Т У Р А
Алексеев С. Сто рассказов из русской истории. – Кишинев, 1985.
Бацын В. Быт русского крестьянства в XIX веке. – М., 1991.
Богуславская И.Я. Дымковская игрушка. – Л., 1988.
Буровик К. Лавка, кресло, царский трон. – М., 1986.
Буровик К. Родословная вещей. – М., 1985.
Былеева Л.В. Подвижные игры. – М., 1974.
Волина В. Учимся играя. – М., 1994.
Ворожейкина Н.И., Виноградова Н.Ф. Наша Родина в прошлом. – Смоленск, 1998.
Гин А. Приемы педагогической техники. – М., 1998.
Домовая и художественная резьба по дереву. – М., 1996.
Живые страницы / Под ред. A.M. Аббасова. – Воронеж, 1995.
Забылин М. Русский народ. Его обычаи, суеверия, предания и поэзия. – М., 1996.
Загоровский В.П. Воронежская историческая энциклопедия. – Воронеж, 1992.
Загоровский В.П. История Воронежского края от А до Я. – Воронеж, 1982.
Загоровский В.П. История Воронежской области. – Воронеж, 1976.
Калугин М.А. Развивающие игры для младших школьников. – Ярославль, 1996.
Кононов В.И. Памятники Воронежа и Воронежской области. – Воронеж, 1979.
Кретова O.K. Русский город Воронеж. – Воронеж, 1986.
Кожина О. История одежды. – М., 1998.
Кулагина Г.А. Сто игр по истории. – М, 1983.
Музей и дети: Методические разработки цикла занятий для младших школьников. – М., 1994.
Садовников Д.Н. Загадки русского народа. – М., 1960.
Скривел В.И. Нестандартные формы знакомства с краеведческим материалом // Начальная школа. – 2004. – №5. – С. 22-25.
Старинные русские пословицы и поговорки / Сост. В.П. Аникин. – М., 1987.
Очерки истории Воронежского края. – Т. 1. – Воронеж, 1961.
Пронштейн А.П. Вопросы теории и методики исторического исследования. – М., 1986.
Попова О.С., Каплан Н.И. Русские художественные промыслы. – М., 1984.
Пульвер Е. Воронежская мозаика. – Воронеж, 1983.
Рогов А. Как строили на Руси. – М., 1997.
Русский народный костюм. – Л., 1984.
Русские народные загадки, сказки. «Ни окон, ни дверей». – М., 1989.
Успенский Л.В. Ты и твое имя. – Волгоград, 1994.
Что такое. Кто такой: В 3 т. – М., 1994.
Шмойлов А.И. Весь мир в игрушке. – Воронеж, 2003.
Энциклопедия обрядов и обычаев. – СПб, 1997.
Якуб С.К. Вспомним забытые игры. – М., 1990.
Я познаю мир: Детская энциклопедия: История вещей. – М., 1998.
Я познаю мир: Детская энциклопедия: История. – М., 1999.
ЭОР http://zanimatika.narod.ru/RF36.htm
Календарно-тематическое планирование по краеведению.
№ п/п | Тема | Решаемые проблемы (Цели) | Планируемые результаты | Дата |
Что изучает историко-культурное краеведение? | Понятие краеведения. Воспитывать любовь к малой родине, развивать навык работы с тетрадью-учебником. | Рисунок «Наш край» | ||
Мой дом | Понятие «дом»: дом – жилище, дом – семья, дом – это место жизни человека. | Изображение своего дома. Устный рассказ. | ||
Моя родословная | Знакомство с понятиями: поколение, потомки, предки. | Составление родословного древа (работа вместе с родителями). | ||
Родная школа | История школы. Возведение здания, его назначение, реконструкция в разные годы. Директор школы. Первая учительница. | Схематическое изображение здания школы и прилегающей территории. | ||
Трудовая жизнь в школе | Знакомство с режимом школы, общими правилами поведения. | Экскурсия в школьный музей | ||
Школьные, семейные, народные традиции и праздники, обряды | Как в старину отмечали праздники, обрядовая культура. | Разучивание песен, стихов, поговорок, пословиц. | ||
Мой город (село) | Понятие малой родины. | Подготовка выставки «Верхний Мамон сегодня». | ||
Профессии в моей семье | Чем занимались и занимаются ваши родители, дедушки, бабушки. Люди, своими профессиональными заслугами, прославившие фамилию. | Игра «Кем я хотел бы стать?», рисунок. | ||
Заочное путешествие по древнему Воронежу | Первоначальные исторические сведения о названии города, застройках, занятиях людей. | Рисование древнего города. Работа с аппликацией. | ||
Экскурсия в краеведческий музей | Узнать историю села. | Фотоотчёт об экскурсии. | ||
Наш современный областной город | Современные предприятия, административные здания, их значение в хозяйственной и нравственно – духовной жизни города. | Презентация города. | ||
Экскурсия по селу. Моя малая родина. | Ознакомиться с достопримечательностями посёлка. | Эскиз памятника. | ||
Отечество. Наша Родина-Россия. | Россияне-граждане России. Русский Язык. Обычаи и традиции русского народа. Чтение стихов о Родине, дружбе, школе. | Стихи и рассказы местных поэтов и писателей. | ||
О гербе, флаге и гимне. | Государственная символика России. Герб Воронежа | Рисование флага России | ||
Москва – столица нашей Родины | Москвичи – жители Москвы. Кремль. Красная площадь. | Игра – путешествие: «Достопримечательности Москвы» | ||
Сто народов – одна страна | Россия - многонациональное государство. Народы России. Традиции и обычаи народов России, народные и религиозные праздники. | Работа с иллюстрациями с изображением национальных костюмов народов России. | ||
Земля – общий дом для всех людей | Страны, государства, языки, способы общения и взаимодействия людей. | Ролевая игра: « Мы из разных стран». | ||
Обобщающий урок «Мой родной дом». | Понятие родного дома | Рисунок города будущего. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа факультатива по русскому языку 6 класс
Полная рабочая программа факультатива с тематическим планированием....
Рабочая программа факультатива «Избранные вопросы информатики» 11 класс
Рассматриваются вопросы ЕГЭ 11 класс....
Рабочая программа факультатива по физике в 10 классе " Методы решения физических задач"
Данный материал содержит рабочую программу для факултативных занятий по физике в 10 класса. Решение задач является одним из основных методов обучения физики. Материал содержит развернутое тематическое...
Рабочая программа факультатива "Занимательная математика" для 5 класса.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование, список литературы....
Рабочая программа факультатива "Занимательный английский" для 2го класса
Рабочая программа, календарно-тематическое планирование факультативных занятий по английскому языку для первого года обучения. программа рассчитана на 1 час в неделю....
Рабочая программа факультатива по математике для 11 класса
Программа предназначена для факультативных занятий поматематике для 11 класса....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВА ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ 5 КЛАССОВ
Факультативный курс «Решение нестандартных задач» предназначен для учащихся 5 классов. Программа курса посвящена рассмотрению ряда вопросов и решению логических задач, с которыми школьники почти...