Рабочая программа факультатива по историко-культурному краеведению 5 класс.
рабочая программа по краеведению (5 класс) на тему

Жиляева Татьяна Николаевна

Рабочая программа факультатива   по историко-культурному краеведению 5 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Привитие любви к своему народу начинается с изучения своей малой родины – города или села, в котором живешь, с развития того чувства, которое человек испытывает при виде родных мест, улиц, тропинок и, конечно, людей, оставшихся в памяти с детства. Все это включает в себя наука о краеведении, которую академик Д.С. Лихачев назвал объединяющим началом всех наук.

Краеведение в школе является одним из источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданственности и патриотизма. Оно раскрывает учащимся связи родного края, города, села с «большой» Родиной, помогает уяснить единство истории каждого города, села с историей и жизнью нашей страны.

Изучению родного края: его истории, природы, хозяйства, культуры, социальной жизни, быта – всех сторон деятельности человека в конкретном регионе – придавали большое значение многие передовые мыслители России. Крупицы знаний, собранные в родном крае, складываются, обобщаясь в науку о природе и обществе.

Краеведение важное средство в системе профилактической работы против ксенофобии и экстремизма, а также в воспитании толерантного и уважительного отношения к людям других национальностей.

В краеведении почетное место отводится человековедению. Это помогает воспитывать у учащихся чувство уважения к деятельности предшествующих поколений и современников, своих земляков.

Цели краеведческого образования

Изучение родного края необходимо, чтобы учащийся:

- понимал свою связь с окружающим его микромиром, эффективно взаимодействовал с ним;

- осознавал значимость наследия родного края в своей жизни, в жизни близких людей, в общей судьбе народов России;

- интересовался жизнью края;

- умел самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшем его объекте, деятельности людей, предприятий, учреждений, о перспективах трудоустройства;

- участвовал в решении проблем окружающего его социума.

Предметом регионального компонента в краеведении является прошлое народов края, совокупность природно-географических, этносоциальных и социокультурных особенностей развития региона.

Методологической основой содержания предмета является философская категория единства общего и особенного: своеобразие историко-культурного развития региона составляет категорию особенного в общеисторическом содержании. Это предполагает рассмотрение истории края в контексте общецивилизационных процессов в мире и во взаимосвязи с историей Родины.

Задачи, межпредметные связи и ожидаемые результаты

изучения курса «Краеведение» по ступеням обучения

Ступень

обучения

Образовательные задачи

Межпредметные связи

Желаемые

результаты

5 класс

Дать учащимся представление о ценности (значимости) объектов жизненного пространства ребенка для них и для других жителей

Со всеми учебными дисциплинами и, прежде всего, с природоведением, окружающим миром, ОБЖ, искусством

Осознание учащимися своей взаимосвязи с окружающим микромиром, его значимости для ребенка и других жителей: «Я и мой родной край»

Основные дидактические принципы

Принцип интеграции

Краеведение рассматривается в общей системе предметов гуманитарно-эстетического цикла. Программа определяет взаимосвязь разных областей знаний, объединенных краеведческим подходом.

Принцип вариативности

В программе предусмотрено право учителя вносить изменения в распределение часов на изучение отдельных тем. При этом должны учитываться особенности конкретного района, сложившиеся традиции. Вместе с тем, любой выбор и методическое решение учителя должны соотноситься с предполагаемым образовательным эффектом, не разрушать общей логики программы.

Принцип дифференциации и индивидуализации

Процесс знакомства с краеведческим материалом в разных областях знаний глубоко личностный и индивидуальный. Это позволяет развивать творческий потенциал ученика в соответствии с общим уровнем его подготовки.

Программа ориентирована на деятельностный подход в обучении. Акцент делается на поисковых методах (эмпирических, социологических, теоретических) во взаимосвязи с вещественными и словесными источниками краеведения.

Кроме того, в программе при отборе содержания реализуются принципы преемственности, научности, целостности.

Познавательное и воспитательное значение краеведения

Краеведение – это один из путей патриотического и нравственно-эстетического воспитания школьников. Оно помогает увидеть и оценить просторы и красоту родного края, ощутить эмоциональное и нравственное воздействие природы.

Знакомство с окружающим ландшафтом, изучение действия законов, причинно-следственных связей природы формируют у детей интерес и склонность к исследовательской работе, которые в дальнейшем могут сыграть существенную роль в их профессиональном становлении.

Природа края рассматривается как часть природы более крупных территорий – района, области, природной зоны, страны. Поэтому в процессе ее изучения важно определить черты, общие с природой более крупных регионов. В то же время выявляются местная специфика природных компонентов и их территориальных сочетаний, типичные явления, характеризующие природу родного края, а также ее уникальные объекты и связанные с ними процессы.

Краеведение рассматривает вопросы современной социально-экономической жизни края. Объектами изучения в экономическом краеведении могут быть: население края, состояние экономики края в целом и отдельных его отраслей, населенные пункты (поселения), в которых живет население и сосредоточена хозяйственная и культурная жизнь края, отдельные предприятия и учреждения. Изучаются ресурсы края, их соотношение с имеющимися потребностями населения и, несомненно, устанавливается роль края в развитии экономики всей страны.

Приобщение детей к работе по изучению полезных ископаемых местности приводит к открытию юными геологами новых месторождений, новых минералов. Коллекционирование местных минералов и ископаемой флоры и фауны является начальным этапом научных исследований.

Все стороны социально-экономической жизни людей тесно взаимосвязаны. Важен исторический подход в изучении населения и экономики края при рассмотрении их в связи с прошлым и с учетом перспектив дальнейшего развития.

Краеведение представляет собой стройную систему различных видов историко-краеведческой деятельности (познавательной, преобразовательной, ценностно-ориентационной, коммуникативной и др.).

Школьники в процессе урочной или внеурочной деятельности приобретают знания об отдельном историческом факте, событии, истории края в целом. Эта деятельность может иметь различные уровни по степени сложности: от простого усвоения исторических знаний на уроках или внеклассных занятиях (например, в историко-краеведческом кружке) до поиска новых знаний (поисково-исследовательская деятельность в подростковых военно-патриотических клубах, в походах по родному краю, экспедициях и пр.).

Участие детей в историко-краеведческой деятельности способствует углубленному изучению истории своей родины, познанию и пониманию законов общественного развития, их реального проявления в истории края. Изучение и осмысление фактов местной истории стимулируют мыслительную деятельность, формируют систему теоретических представлений и понятий и тем самым влияют на формирование научного исторического мышления учащихся, их гражданской зрелости, активной жизненной позиции.

Краеведение нацелено на формирование у школьников представлений о художественной культуре Воронежского края как части национальной духовной культуры, на приобщение их к общечеловеческим и национальным ценностям через знакомство с художественной культурой Воронежского края. Краеведение прививает бережное, уважительное отношение к памятникам искусства, приобщает к активному освоению художественно-культурного наследия, формирует сознание ответственности перед прошлым и будущим.

Школьное краеведение предполагает изучение архитектуры, литературы, живописи, графики и скульптуры, декоративного и прикладного искусство, а также знакомит детей с личностью художника - писателя, живописца, актера, режиссера, музыканта, архитектора.

Использование культурно-исторического потенциала Воронежской области особенно велико для воспитания духовной личности и развития ее творческих способностей.

Различные формы краеведческого образования (научно-исследовательская, экскурсионно-массовая, познавательная и игровая деятельность) способствуют углублению знаний учащихся по учебным школьным программам.

Воспитательное значение уроков краеведения определяется двумя обстоятельствами:

Первое. Уроки краеведения позволяют уйти от фрагментарности, спонтанности в изучении краеведческого материала и, напротив, будут способствовать последовательному, содержательному и системному познанию обучающимися родного края. Приобретаемые знания, формирующие отношение к происходящему, посильное участие школьников в преобразовании родного края являются важными условиями воспитания неравнодушных к окружающей жизни людей, формирования их гражданской позиции.

Второе. Важный педагогический аспект краеведения заключается  в возможности быть механизмом организации воспитательной системы в школе.

Как объединяющее начало всех наук краеведение интегрирует в себе и познание, и труд, и творчество школьников. В этом смысле оно удачно реализует свою главную функцию – системообразования.

Уроки краеведения обеспечат взаимосвязь урочной, внеклассной и внешкольной работы и благодаря этому реально могут стать «ядром» воспитательной системы общеобразовательного учреждения.

Программа первого года обучения (1 или 2 класс) представляет собой курс «Мой родной дом», разработанна на основе курса «Краеведение»  Л.А. Обухова, Н.С.Махина, Г.В. Онегина. Краеведение.  Первый год обучения: Воронеж: ВОИПКиРО, 2013.

Основное направление – формирование понятия о малой родине, воспитание любви к самому дорогому месту человека – родному дому, ознакомление на основе народных традиций с историей и культурой быта, взаимоотношениями взрослых и детей в семье, представление первоначальных сведений об истории города Воронежа и людях, его прославивших.

На изучение данной программы отводится 1 час в неделю (34 ч в год) из часов школьного компонента.

Л И Т Е Р А Т У Р А

Алексеев С. Сто рассказов из русской истории. – Кишинев, 1985.

Бацын В. Быт русского крестьянства в XIX веке. – М., 1991.

Богуславская И.Я. Дымковская игрушка. – Л., 1988.

Буровик К. Лавка, кресло, царский трон. – М., 1986.

Буровик К. Родословная вещей. – М., 1985.

Былеева Л.В. Подвижные игры. – М., 1974.

Волина В. Учимся играя. – М., 1994.

Ворожейкина Н.И., Виноградова Н.Ф. Наша Родина в прошлом. – Смоленск, 1998.

Гин А. Приемы педагогической техники. – М., 1998.

Домовая и художественная резьба по дереву. – М., 1996.

Живые страницы / Под ред. A.M. Аббасова. – Воронеж, 1995.

Забылин М. Русский народ. Его обычаи, суеверия, предания и поэзия. – М., 1996.

Загоровский В.П. Воронежская историческая энциклопедия. – Воронеж, 1992.

Загоровский В.П. История Воронежского края от А до Я. – Воронеж, 1982.

Загоровский В.П. История Воронежской области. – Воронеж, 1976.

Калугин М.А. Развивающие игры для младших школьников. – Ярославль, 1996.

Кононов В.И. Памятники Воронежа и Воронежской области. – Воронеж, 1979.

Кретова O.K. Русский город Воронеж. – Воронеж, 1986.

Кожина О. История одежды. – М., 1998.

Кулагина Г.А. Сто игр по истории. – М, 1983.

Музей и дети: Методические разработки цикла занятий для младших школьников. – М., 1994.

Садовников Д.Н. Загадки русского народа. – М., 1960.

Скривел В.И. Нестандартные формы знакомства с краеведческим материалом // Начальная школа. – 2004. – №5. – С. 22-25.

Старинные русские пословицы и поговорки / Сост. В.П. Аникин. – М., 1987.

Очерки истории Воронежского края. – Т. 1. – Воронеж, 1961.

Пронштейн А.П. Вопросы теории и методики исторического исследования. – М., 1986.

Попова О.С., Каплан Н.И. Русские художественные промыслы. – М., 1984.

Пульвер Е. Воронежская мозаика. – Воронеж, 1983.

Рогов А. Как строили на Руси. – М., 1997.

Русский народный костюм. – Л., 1984.

Русские народные загадки, сказки. «Ни окон, ни дверей». – М., 1989.

Успенский Л.В. Ты и твое имя. – Волгоград, 1994.

Что такое. Кто такой: В 3 т. – М., 1994.

Шмойлов А.И. Весь мир в игрушке. – Воронеж, 2003.

Энциклопедия обрядов и обычаев. – СПб, 1997.

Якуб С.К. Вспомним забытые игры. – М., 1990.

Я познаю мир: Детская энциклопедия: История вещей. – М., 1998.

Я познаю мир: Детская энциклопедия: История. – М., 1999.

ЭОР  http://zanimatika.narod.ru/RF36.htm


Календарно-тематическое планирование по краеведению.

№ п/п

Тема

Решаемые проблемы (Цели)

Планируемые результаты

Дата

Что изучает историко-культурное  краеведение?

Понятие краеведения. Воспитывать любовь к малой родине, развивать навык работы с тетрадью-учебником.

Рисунок «Наш край»

Мой дом

Понятие «дом»: дом – жилище, дом – семья, дом – это место жизни человека.

Изображение своего дома. Устный рассказ.

Моя родословная

Знакомство с понятиями: поколение, потомки, предки.

Составление родословного древа (работа вместе с родителями).

Родная школа

История школы. Возведение здания, его назначение, реконструкция в разные годы. Директор школы.  Первая учительница.

Схематическое изображение здания школы и прилегающей территории.

Трудовая жизнь в школе

Знакомство с режимом школы, общими правилами поведения.

Экскурсия в школьный музей

Школьные, семейные, народные  традиции и праздники, обряды

Как в старину отмечали праздники, обрядовая культура.

Разучивание песен, стихов, поговорок, пословиц.

Мой город (село)

Понятие малой родины.

Подготовка выставки «Верхний Мамон сегодня».

Профессии в моей семье

Чем занимались и занимаются ваши родители, дедушки, бабушки. Люди, своими профессиональными заслугами, прославившие фамилию.

Игра «Кем я хотел бы стать?», рисунок.

Заочное путешествие по древнему Воронежу

Первоначальные исторические сведения о названии города, застройках, занятиях людей.

Рисование древнего города. Работа с аппликацией.

Экскурсия в краеведческий музей

Узнать историю села.

Фотоотчёт об экскурсии.

Наш современный областной город

Современные предприятия, административные здания, их значение в хозяйственной и нравственно – духовной жизни города.

Презентация города.

Экскурсия по селу. Моя малая родина.

Ознакомиться с достопримечательностями посёлка.

Эскиз памятника.

Отечество. Наша Родина-Россия.

Россияне-граждане России. Русский Язык. Обычаи и традиции русского народа.

Чтение стихов о Родине, дружбе, школе.

Стихи и рассказы местных поэтов и писателей.

О гербе, флаге и гимне.

Государственная символика России. Герб Воронежа

Рисование флага России

Москва – столица нашей Родины

Москвичи – жители Москвы. Кремль. Красная площадь.

Игра – путешествие: «Достопримечательности Москвы»

Сто народов – одна страна

Россия - многонациональное государство. Народы России. Традиции и обычаи народов России, народные и религиозные праздники.

Работа с иллюстрациями с изображением национальных костюмов народов России.

Земля – общий дом для всех людей

Страны, государства, языки, способы общения и взаимодействия людей.

Ролевая игра: « Мы из разных стран».

Обобщающий урок «Мой родной дом».

Понятие родного дома

Рисунок города будущего.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа факультатива по русскому языку 6 класс

Полная рабочая программа факультатива с тематическим планированием....

Рабочая программа факультатива по физике в 10 классе " Методы решения физических задач"

Данный материал содержит рабочую программу для факултативных занятий по физике в 10 класса. Решение задач является одним из основных методов обучения физики. Материал содержит развернутое тематическое...

Рабочая программа факультатива "Занимательная математика" для 5 класса.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование, список литературы....

Рабочая программа факультатива "Занимательный английский" для 2го класса

Рабочая программа, календарно-тематическое планирование факультативных занятий по английскому языку для первого года обучения. программа рассчитана на 1 час в неделю....

Рабочая программа факультатива по математике для 11 класса

Программа предназначена для факультативных занятий поматематике для 11 класса....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВА ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ 5 КЛАССОВ

Факультативный курс «Решение нестандартных задач» предназначен для учащихся 5 классов. Программа курса посвящена рассмотрению ряда вопросов и решению логических задач,  с которыми школьники почти...