Музейно-краеведческая деятельность как средство реализации ФГОС.
статья по краеведению на тему

Музей должен быть  не просто особым учебным кабинетом школы, но одним из воспитательных центров открытого образовательного пространства.

Являясь частью музейно-педагогического процесса, он адресован детской аудитории, имеет ярко выраженную образовательную направленность. Работа в музее строится на основе активного вовлечения в деятельность и сотворчество учащихся,  педагогов, родителей, а также других помощников и партнеров.

В музее уместно организовывать творческие уроки общения с историческими раритетами,  основанные на материалах музейных экспозиций. Музей может "погрузить" детей в исторически достоверную среду, в место пространственного, визуального и эмоционального восприятия истории, национально-культурных традиций и образа жизни людей родного края. С помощью экскурсоводов юные посетители получат возможность ознакомиться с информацией, заложенной в музейных экспонатах, постичь основы исследовательского творчества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Музейно-краеведческая деятельность как средство реализации ФГОС.

Музей МБОУ «Никольской средней общеобразовательной школы» начал свое существование с небольшого краеведческого уголка. Первыми экспонатами музея были кости вымерших животных, таких как мамонтов, носорогов, чучела птиц, гербарии местных растений. В 1963 году силами школьников  под руководством Бодрова С.И. и  Бодровой П.А. собраны орудия труда крестьянина-единоличника. Так по крупицам стали собирать музейные экспонаты. Сейчас наш музей имеет следующие  разделы: «Быт семейских», «Одежда семейских»,  «Участники ВОВ», «Труженики тыла»,  «Изделия из глины»,  «Изделия из металла»,  «Изделия из природного материала», «История школы», «История села», «Орудия труда для производства изделий из шерсти», раздел «Нумизматики», «Археологии»,  «Самовары», «Светильники», «Утюги»,  «Замки», «Старославянские книги»  и многое другое.

Методическую помощь оказывали научные работники музея имени Хангалова.

За большую поисковую, исследовательскую работу, создание интересной экспозиции музею выдано  свидетельство №4669 о присвоение звания «Школьный музей»  в 2004 году.

     В формировании гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа, а в частности, современный школьный музей.

   Согласно ФГОС портрет выпускника основной школы определяется как человек:

  • любящий свой край, родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
  • осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального народа;
  • креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества,
  • владеющий основами научного методов познания окружающего мира,
  • мотивированный на творчество и инновационную деятельность,
  • готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную, информационно-познавательную деятельность,
  • осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, осознающий ответственность перед семьей, обществом, государством, человечеством,
  • осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни,
  • подготовленный к осознанному выбору профессии,
  • мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни.

    Цель  школьного музея: способствовать формированию всех качеств портрета выпускника школы, согласно ФГОС.

Формирование УУД при включении детей в работу в рамках деятельности музея позволяет реализовать несколько важных воспитательных задач:

  1. Работа с архивными материалами позволяет обучить ребенка методам и приемам самостоятельного поиска информации, методикам работы с печатными и электронными документами, позволяет сформировать навык работы с различными видами документов.
  2. Поисковая работа в рамках музея позволяет сформировать у ребенка механизмы постановки цели и задач, в рамках решения которых эта цель будет реализована.
  3. Сформировать у учащегося устойчивый интерес к предметам гуманитарного цикла.
  4. Приобрести опыт публичных выступлений в рамках экскурсионной и проектной работы.
  5. Сформировать четкую и обоснованную гражданскую позицию, понимание важности изучения и уважения истории страны, субъекта федерации, города, района, своей семьи.

Музей должен быть  не просто особым учебным кабинетом школы, но одним из воспитательных центров открытого образовательного пространства.

Являясь частью музейно-педагогического процесса, он адресован детской аудитории, имеет ярко выраженную образовательную направленность. Работа в музее строится на основе активного вовлечения в деятельность и сотворчество учащихся,  педагогов, родителей, а также других помощников и партнеров.

Школьный музей не только может, но и должен стать эффективным средством реализации требований ФГОС

Потенциал школьного музея для воспитания и развития личности учащихся реализуется через функции музея - информативную, просветительскую, коммуникативную, воспитательную, эстетическую, исследовательскую. 

В музее уместно организовывать творческие уроки общения с историческими раритетами,  основанные на материалах музейных экспозиций. Музей может "погрузить" детей в исторически достоверную среду, в место пространственного, визуального и эмоционального восприятия истории, национально-культурных традиций и образа жизни людей родного края. С помощью экскурсоводов юные посетители получат возможность ознакомиться с информацией, заложенной в музейных экспонатах, постичь основы исследовательского творчества. Экспонаты школьного музея доступны, их можно потрогать, подержать в руках, детям предоставлена возможность "погрузиться" в прошлое, в историю. Здесь проявляется феномен единства информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на разум и чувства посетителей. В музее информация приобретает наглядность, образность, активизирует визуальное мышление, становится эффективным средством преемственности культуры и передачи социального опыта. В музее знания приобретаются иным путем, чем на уроках, благодаря пространственным перемещениям, возможности включения в творческое познание и деятельность. Старшеклассники, проявившие интерес к музею, могут воспользоваться его фондами и подготовить для своих товарищей по школе интересный доклад, написать реферат, принять участие в краеведческих и научных конференциях. Дети, принявшие участие в создании, развитии, оформлении музея, музейной работе, поисковой работе, пополнении фондов музея, написании работ с использованием материалов музея, видят результаты своей деятельности в экспозиции, учатся приносить пользу другим людям, обществу.

Школьный музей и его работа – это не просто одна из традиционных форм воспитательной работы в школе. Это мощный инструмент для формирования огромного комплекса умений, которые всегда будут актуальны и востребованы. Но особенно эффективным этот инструмент становится в рамках внедрения ФГОС, полностью меняющего наше представление о целях и задачах образования. Для нас, и как для руководителей музея, и как учителей предметов гуманитарного цикла представляется принципиально важным использование всего потенциала, который имеет музей для формирование развитой личности ребенка в новых исторических условиях.

В итоге, можем сделать вывод, что главной чертой специфики школьного музея это  «музей для детей и руками детей». Последнее (руками детей), трактуется широко и подразумевает участие школьников во всех видах деятельности музея. Собственные исследования учащихся – наиболее эффективный путь познания родного края Школьный музей - по сути универсальный общественный институт, сочетающий в себе признаки и функции исследовательского учреждения, общественного объединения, детского клуба по интересам, творческой мастерской, обладает по истине неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на разум и чувства подростков, что формирует модель современного выпускника согласно ФГОС.

В заключении хочется отметить, что  школьный музей является одним из эффективных средств достижения требований ФГОС.

Егорова Т.В., учитель биологии, химии

МБОУ «Никольской СОШ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как средство реализации ФГОС на уроках английского языка и во внеурочное время.

Проектная исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы ...

Проектная деятельность как средство реализации ФГОС на уроках обществознания

Цель: формирование мотивации учения через проектно- исследовательскую  деятельность.Проблема:-  отсутствие у детей     любознательности, угасание интереса к познанию ново...

Проектная деятельность как средство реализации ФГОС на уроках логопедии.

Проектная деятельность учащихся становится все более актуальной в современной педагогике. И это не случайно, ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего ...

Проектная деятельность как средство реализации ФГОС на уроках географии

Проектная деятельность обучающихся становится все более актуальной в современной педагогике. И это не случайно, ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше все...

Проектная деятельность как средство реализации ФГОС в урочной и внеурочной деятельности учителя-словесника

Метод проекта позволяет успешно решать как учебные, так и воспитательные задачи.Проектирование позволяет ученику проявить себя в системе общественных отношений и способствует формированию новой социал...

Доклад «Дополнительное образование детей в условиях реализации ФГОС второго поколения» Педагогический совет №4 «Эффективные технологии воспитательной деятельности как средство реализации ФГОС ООО» от 26.03.2019 г.

В наши дни роль системы дополнительного образования в подготовке подрастающего поколения ощутимо возрастает. Её призвание - решить важнейшую социальную проблему, которая связана с выявлением и развити...

Выступление "Проектная деятельность на уроках математики и во внеурочной деятельности как средство реализации ФГОС"

Проектная деятельность позволяет учащимся приобретать знания, которые не достигались бы при традиционных методах обучения, помогает связать то новое, что они узнают, с чем–то знакомым и понятным...