"Роль школьного музея в формировании гражднственности и патриотизма"
статья по краеведению на тему

Бочарникова Татьяна Александровна

Статья, которая содержит описание видов музейных ресурсов, ихпрактическое применение,  значение и роль в формировании гражданственности и патриотизма школьников. Статья написана на материале конкретного школьного музея.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bocharnikova_t.a._rol_shk.muzeya.docx49.19 КБ

Предварительный просмотр:

Статья по теме

«Роль школьного музея в воспитании гражданственности

 и патриотизма»

 Бочарникова Т.А.,

 учитель истории МБОУ Ржавская СОШ,

Солнечногорский район, р.п. Ржавки.

Оглавление.

1. Введение…………………………………………………………………3

2. Гражданско-патриотическое воспитание в школе:

   2.1. Актуальность темы………………………………………………5

   2.2. Цели и задачи гражданско-патриотического воспитания. …...6

   2.3. Основные направления работы…………………………………7

3. Школьный музей как универсальное средство формирования гражданственности и патриотизма в воспитательном и образовательном пространстве школы:

   3.1. Цели и задачи школьного музея…………………………………8

   3.2. Методика работы с материальными (вещественными) ресурсами школьного музея………………………………………………………… …..9

   3.3. Экскурсия как средство формирования школьной базы электронных (цифровых) ресурсов и их использование в практической работе…………………………………………………………………………14

   3.4. Виртуальный школьный музей и использование новых информационных технологий в воспитательной   и образовательной практике учителя………………………………………………………………… …….16

4. Заключение………………………………………………………….  18

5. Приложения…………………………………………………………. 19

6. Литература……………………………………………………………19

                                    «Чувству Родины нельзя научиться, но нельзя не учить. Это сродни обучению писательскому или художественному мастерству: педагог может и не знать, получится ли из его ученика творец гениальных композиций, но вот привить ему тягу к прекрасному он в состоянии, верит в это и одержим этим. Камень за камнем вместе складываем мы здание, имя которому - любовь к России».

Ю.Тюрин.

1. Введение.

Гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание – это тот «золотой ключик», который способен сделать нашу страну в будущем сильнее. Насколько мы продвинулись в этом направлении, я решила выяснить с помощью анонимного анкетирования среди 75-ти учащихся 7 – 11 классов  МБОУ Ржавская СОШ. Результаты его таковы:

1. «Я считаю, что многим обязан своей стране» - да, считают 74% опрошенных.

2. «Я готов защищать свою Родину в случае опасности» - да, ответили

    95 % учащихся.

3. «Оказавшись за границей, буду с гордостью говорить, что

    из России» - да, подтвердили 76 % ребят.

4. «Считаю, что больше всего любовь к Родине укрепляет:

- семья – 85 %;

- православие – 74 %;

- школьное воспитание – 67 %

Значит, есть результат, и есть над чем работать.

Любовь к Отечеству начинается с любви к малой родине, и об этом прекрасно сказал Дмитрий Сергеевич Лихачев: «Любовь к родному  краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества».

Но в современном мире резко возросла социальная мобильность, большинство из нас проживает вдали от родных мест. Как помочь полюбить тот край, в котором мы живем сегодня?.. Выход есть. И школьный музей, прилежно и кропотливо накапливающий и хранящий свои сокровища, протягивает руку помощи. Обращаемся к литературе  по краеведению. Эврика! Оказывается, в 300 метрах от нашей школы пролегает  дорога-дублер исторического  Петербургского  тракта. По ней путешествовали сам Петр Первый и Великое посольство,  Екатерина Великая, Александр Радищев, положивший свои дорожные впечатления в основу знаменитой книги «Путешествие из Петербурга в Москву»…  Свой первый сеанс радиосвязи изобретатель радио Попов провел неподалеку, в усадьбе Боблово. Жизнь многих знаменитых людей – Татищева, Лермонтова, Менделеева, Блока -  тесно связаны с нашим краем. Здесь проходила линия обороны Москвы в годы  Великой Отечественной войны и сохранились ее многочисленные следы… Вот она, живая история, рядом, только протяни руку!  Появляется неподдельный интерес, ребята воотчию убеждаются, что история края органично вплетена в судьбу и историю страны.

Школьный музей в МБОУ Ржавская СОШ относительно молод, существует с 2005 года. Инициатором его создания стала директор школы Семенцова С.В. В создании экспозиций  принимали участие многие увлеченные и неравнодушные люди – Проц Н.Н., Николай О.В. Посильную лепту внесли многие учителя. Новую станицу в его истории открыла Чухаркина И.А., создатель виртуального школьного музея. В 2012 году школьному музею Ржавской школы был присвоен статус историко-краеведческого музея.

Цель написания данной статьи – проследить взаимосвязь целей и задач школьного гражданско-патриотического воспитания с теорией и  практикой школьного музейного дела на примере деятельности нашего музея.

2. Гражданско-патриотическое воспитание в школе.

2.1. Актуальность темы.

Мы живем и трудимся в напряженное и непростое время. Начало 21 века для России – время формирования гражданского общества и правового государства, перехода к рыночной экономике, признания человека, его прав и свобод высшей ценностью.  Это время особых политических вызовов, заставляющих по-новому взглянуть на роль и место современной России в новейшей истории.

Каким сформируется этот взгляд у наших нынешних учеников? Ответ  во многом зависит от эффективности работы как всей системы образования, так и каждого современного учителя.

Успешная реализация государственной Программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011 – 2015 годы» создала предпосылки для принятия новой – «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016 - 2020 годы». В ней говорится: «С учетом современных задач развития Российской Федерации целью государственной политики в сфере патриотического воспитания является создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, укрепления чувства сопричастности граждан к  великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию».

Основным результатом реализации Программы должно стать формирование системы патриотического воспитания граждан, отвечающей современным вызовам и задачам развития страны.

Изменения, происходящие в обществе, предъявляют  новые требования к воспитательному и образовательному процессу. Усиление воспитательной функции образования, формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважение к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе рассматривается как дно из базовых направлений  и ключевых компетенций ученика.

2.2 Цели и задачи гражданско-патриотического воспитания и образования школьников.

Что необходимо воспитывать?.. Обратимся к словарю.

Гражданственность – нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед гражданским коллективом, к которому он принадлежит (государство, семья, церковь, профессиональная или иная общность),  активной жизненной позиции.

Патриотизм (греч. πατριώτης — соотечественник, πατρίς — отечество) — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять историческое и культурное наследие, , стремление защищать интересы Родины и своего народа.

Гражданская компетентность личности – совокупность готовности и способностей, позволяющих ей активно, ответственно и эффективно реализовать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в гражданском обществе, применить свои знания и умения на практике.

Из определения понятий следует, что патриотизм и гражданственность включают в себя взаимосвязанную совокупность особых нравственных чувств и черт поведения.

Как воспитывать?..  Гражданско-патриотическое  воспитание  в общеобразовательной школе  - это длительный и системный процесс, который включает в себя три ступени:

На первой ступени (начальное образование) закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя часть общества и гражданином своего Отечества, развиваются коммуникативные способности ребенка. Это помогает сформировать личность, способную внести свой вклад в жизнь страны.

Вторая ступень (основная школа) продолжает формировать систему ценностей и установок поведения подростка, помогает приобретать знания и умения, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе. На этом этапе стержнем гражданского образования является формирование уважения к закону, праву и ответственности перед обществом.

На третьей ступени определяется гражданская позиция человека. Задача этого этапа состоит в том, чтобы в процессе общественной деятельности учащиеся совершенствовали готовность и умение защищать свои права и права других людей, умели строить индивидуальную и коллективную деятельность.

2.3. Основные направления гражданско-патриотического воспитания.

Основные направления гражданско–патриотического воспитания в школе сформированы на основе базовых направлений, выделенных в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016 - 2020 годы»:

1) Духовно-нравственное.

2) Историко–краеведческое.

3) Гражданско–правовое.

4) Социально – патриотическое.

5) Военно-патриотическое.

6) Спортивно-патриотическое.

7) Культурно-патриотическое.

Практически все направления программы могут успешно реализовываться  через школьный музей, который  традиционно является опорой гражданско-патриотического воспитания в школе.

3. Школьный музей как универсальное средство формирования гражданственности и патриотизма в воспитательном и образовательном пространстве школы.

3.1. Цели и задачи школьного музея.

Как научить любить Родину? Как вырастить патриотов? Это не праздные вопросы: от наших нынешних учеников  зависит будущее страны.

Школьный музей - это универсальная площадка, где дети могут проявить себя, познакомиться с экспонатами, творческими работами и лично пополнить экспозиции.  Они могут прикоснуться к истории и стать ее творцами…

«Музей» (в переводе с греческого museion) – это храм муз, место, посвященное наукам и искусствам.

Музе́й (от греч. μουσεῖον — дом Муз) — учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью.

Главная задача школьного музея – пробуждать в школьниках потребность глубже познать историю Отечества, расширять кругозор, развивать практические навыки работы с различными источниками информации, поисковой и исследовательской деятельности, способствовать формированию ключевых личностных компетенций, гражданственности и патриотизма.

Это достигается посредством использования разнообразных форм деятельности:

1) обзорные экскурсии для гостей школы: участников методических семинаров, родителей;

2) экскурсии для учащихся, для ветеранов школы, жителей микрорайона;

3) проведение уроков на базе музея;

4) использование музейных предметов в качестве учебных пособий на уроке;

5) подготовка учебно-исследовательских работ;

6) участие в учебно-исследовательских конференциях;

7) проведение уроков мужества, праздников, встреч с интересными людьми.

3.2. Методика работы  с материальными (вещественными) ресурсами музея.

Самой интересным видом музейных ресурсов для ребят являются материальные (вещественные)  экспонаты. Они представлены несколькими видами.

Музейная коллекция - часть предметов основного фонда, представляющая собой группу музейных предметов, сформированную по одному или нескольким признакам (по типам источников, происхождению, функциональному назначению и т.д.).

В нашем музее представлена коллекция муляжей «Ордена СССР», за каждым из которых стоят люди особой отваги и мужества, удостоенные высшей правительственной награды в сложные для Отечества годы. История создания орденов, биографии награжденных – темы для организации проектно-исследовательской работы.

Коллекция значков «Гербы городов и деревень Солнечногорского района и Подмосковья» помогают через геральдические знаки и символы подробнее познакомиться с историей родного края, особенностями экономического развития городов и селений, а  также стать темой самостоятельного исследования.

 Нумизматические коллекции – это «история в денежных знаках». Год выпуска монеты или ассигнации напрямую связан с историческим периодом в жизни страны и родного края. С помощью нумизматической коллекции, в которой монеты разных эпох,  можно провести «заочную экскурсию» по краеведению.  Так, например, самая старинная из найденных в Солнечногорском районе монет – деньга Анны Иоанновны, но настоящий расцвет края начался   в правление Екатерины Великой (демонстрирую увесистый медный екатерининский пятак).  Начался расцвет строительства усадеб, которых в нашем крае насчитывалось более 100. Они стали разоряться по известным причинам в эпоху Павла Первого, но некоторые оставались на плаву и сохранились до наших дней. Монеты – ровесники и свидетели многих исторических событий.

Музейный предмет - предмет, имеющий установленную ценность (научную, историческую, художественную) и музейное значение, изъятый из среды бытования и включенный в состав музейного собрания. Музейный предмет, выставленный для обозрения – это экспонат.

В годы Великой Отечественной войны по территории нашего поселка и современного г.Зеленограда проходила линия обороны Москвы, здесь шли ожесточенные бои. Две воинские святыни связаны неразрывно с нашим поселком. На его территории установлен мемориал «Штыки» - братская могила, место захоронения предположительно более 760-ти советских воинов. Захоронение существовало с зимы 1941 -1942 годов, но мемориал был открыт лишь в 1974 году. Именно отсюда, из братской могилы с 40-го километра Ленинградского шоссе  3 декабря 1966 года был взят прах Неизвестного солдата и перезахоронен в Александровском саду у стен Кремля.

Собранная и хранящаяся в музее информация о памятнике  легла в основу разработки внеклассного мероприятия гражданско-патриотической направленности «О чем рассказала фотография из школьного музея?». Ее автор -  яркий, талантливый учитель русского языка и литературы Боброва С.А. Вот его маленький  фрагмент: «С приближением весны у деревенских жителей появилась новая забота — похороны тех солдат, которые  остались лежать в местах, где оборвалась их жизнь. Хоронили там, где находили: в лесу, в конце поля, на околице за деревней, в центре самой деревни. В этом трудном деле участвовали женщины, старики, подростки: укладывали трупы на саночки и по апрельскому насту везли к братской могиле.

Так и возникли многие захоронения в ближайших окрестностях. На некоторых из них чернильным карандашом были написаны фамилии красноармейцев. Но со временем от снега, ветра, дождей стерлись надписи, прогнили и сами дощечки. Так многие могилки стали безымянными»…

Разве можно остаться безучастным к этим воспоминаниям? Нет!  Наши ученики  вряд ли нарушат покой спящих вечным сном воинов или осквернят территорию мемориала. Они навсегда запомнят: нельзя плясать на костях тех, кому мы обязаны жизнью и свободой. Это – кощунство, это – святотатство.

Поскольку фонды нашего музея имеют гражданско-патриотическую направленность, то практически любой его экспонат, собранная информация обладает огромным воспитательным потенциалом.

 До сих пор музейная коллекция пополняется новыми экспонатами, связанными с этими событиями: советские и немецкие каски, осколки снарядов, остатки вооружения и обмундирования. Как правило, именно они вызывают сильное волнение и эмоции у ребят: пробитая пулями каска, попытка представить, кем был ее владелец – неизвестный защитник Москвы, живы ли его родственники – никого не оставляет равнодушным.

Музейная экспозиция - это демонстрация музейных предметов, выставленных в определенной последовательности с целью раскрыть избранную тему музея. Характер нашего музея – военно-исторический, поэтому центральное место в нем занимают тематические экспозиции и материалы на военно-историческую тему, представляющие исключительную ценность в деле гражданско-патриотического воспитания. Кратко назову их.

Экспозиция «Они сражались за Родину», на которой представлены портреты и биографии наших 25 земляков – участников Великой Отечественной войны. Биография каждого – это пример мужества и гражданского подвига  для подрастающего поколения; встречи с ветеранами – нравственный заряд, укрепляющий связь поколений, уважение к ветеранам и их подвигу.

«Книга Памяти поселка Ржавки» имеет колоссальное воспитательное воздействие. Законы жизни таковы, что ветераны уходят от нас, но должна сохраняться благодарная память о каждом из них и понимание того, что можно еще успеть сделать необходимое и доброе для живущих. Это нравственный ориентир воспитательной работы.

Материалы проекта «Бессмертный полк» собраны ребятами. Выслушать свидетельства близких людей о ветеранах войны – своих предках, запомнить, свято чтить и передать эту память другим – смысл и назначение проекта. Трудно преувеличить его воспитательное значение.

В настоящее время в преддверии празднования 75-ой годовщины Битвы под Москвой осуществляется проект «Последние рубежи», в рамках которого старшеклассники собирают, обрабатывают и систематизируют материал о памятниках, что расположены на территории молодого г.Зеленограда и Солнечногорского района, где прошла передовая линия фронта, последний рубеж, который враг так и не смог преодолеть.

Экспозиция «Почетные граждане поселка» знакомит с людьми различных времен и профессий, совершивших трудовой подвиг на благо нашей страны, проявивших активную гражданскую позицию. «В человеке порядочном патриотизм есть не что иное, как желание трудиться на пользу своей страны» - писал в свое время Н. Добролюбов. И часто бывает, что  имена таких уникальных, но очень скромных людей становятся открытием для окружающих. Так, супруг учителя английского языка  Нечаев Александр Николаевич, проживающий ныне в поселке, оказался человеком редкой и рискованной  профессии: заслуженный штурман-испытатель Российской Федерации, штурман- испытатель первого класса, полковник. Мечтал о небе с детства и сумел осуществить свою мечту.  Александр Николаевич освоил 25 типов самолётов и вертолётов истребительной, бомбардировочной, транспортной и армейской авиации. Он и сейчас продолжает лётно-испытательскую работу в  «ОКБ Сухого». Награждён тремя орденами Мужества, орденом «За военные заслуги», медалью «За отличие в военной службе», «За безупречную службу»,  знаком отличия «За службу на Кавказе» и почётными грамотами Министра обороны Российской Федерации.

Такие примеры мобилизуют ребят и имеют огромное нравственное значение: «Обычный  человек, живущий рядом с нами – мечтал, осилил, смог! Буду стремиться и я». Знакомство с интересными людьми возможно как заочное, посредством музейных материалов, так и живое непосредственное, это доступная и интересная форма музейной работы.

 Реликвия - особо чтимый мемориальный предмет, связанный с событиями или личностями, сыгравшими особо важную роль в истории народа, государства, религии. Настоящий патриот и гражданин, ветеран Великой Отечественной войны, замечательный человек Погодин Геннадий Константинович передал в дар нашему школьному музею свой воинский мундир, грамоты, значки и подлинные ордена. Они были реликвиями его семьи, а теперь -  реликвии нашей школы. Низкий ему поклон за это. Из биографии Геннадия Константиновича, написанной собственноручно: «Наш 8 гвардейский танковый корпус был отправлен на Первый Белорусский фронт и придан Польской армии. Вместе мы сражались против фашистов… За освобождение Польши и польских городов я был награжден грамотой Верховного Главнокомандующего И.В.Сталина…»  Вот живое свидетельство из прошлого: мы – СССР и Польша -  были союзниками в борьбе против фашизма, а не наоборот, как пытаются представить некоторые деятели новейшей истории. Каждую строчку из писем, биографий можно использовать как ценнейший исторический документ для изучения истории  Великой Отечественной войны,  организации дебатов, дискуссий.

Научно-вспомогательные материалы  используются для раскрытия информационного потенциала музейных предметов, их изучения и интерпретации: это карты, схемы, чертежи, диаграммы, таблицы и т.п.

Наш музей хранит тематические подборки различных материалов (фото, печатные, электронные)  гражданско-патриотической направленности:

«История поселка Ржавки»;

«История Ржавской школы» (2016 – 2017 учебный год является для школы юбилейным: нам – 40 лет!);

«История ВНИИПП» (ВНИИПП является градообразующим предприятием поселка, который возник как составляющая часть его инфраструктуры в 1964 году);

«Афганская война и ее герои»;

«Чеченская война и ее герои»;

«Духовное краеведение Подмосковья» и др.

3.3. Экскурсия как средство формирования школьной базы электронных (цифровых) музейных ресурсов и их использование в практической работе.

Традиционной,  распространенной и любимой учениками  формой воспитательной работы музея являются экскурсии. В основе экскурсий  лежит зрительное восприятие, непосредственное наблюдение объекта.

Экскурсия (от лат. excursio — прогулка, поездка) — коллективное или индивидуальное посещение музея, достопримечательного места, выставки, предприятия и т. п.; поездка, прогулка с образовательной, научной или иной  целью.

Экскурсии, проводимые музеем, разнообразны. Они могут быть музейные и выездные, по характеру тематики выделяют обзорные и тематические экскурсии.

Различаются следующие общие приемы ведения экскурсий:

  1. Показ-руководство восприятием демонстрируемых предметов, их характеристик и связей (например, музейная экскурсия, подготовленная учащимися школы к 400-летию дома Романовых – мы назвали ее «Портретная галерея»).
  2. Рассказ-руководство восприятием определенных элементов содержания экскурсии, комментирование объекта (изучение музейных экспонатов в рамках проектов «История одной фотографии», «История семейной реликвии», «История одного экспоната» и др.).
  3. Беседа, или вопросно-ответный способ (может проводится по  определённому историческому периоду или теме).
  4. Интерактивные приемы - руководство восприятием объектов в процессе движения и посредством движения (интерактивными являются некоторые видеоматериалы, изготовление макетов, наглядных экспозиций,  например,  ученики начальной школы приняли участие в изготовлении макетов боевой техники, участвовавшей в боях под Москвой).

Выездные экскурсии напрямую связаны с пополнением  школьной музейной коллекцией. На протяжении нескольких лет в школе  при поддержке молодежного отдела администрации поселения Ржавки действует экскурсионная программа. При выборе места проведения экскурсий предпочтение  всегда отдается музеям гражданско-патриотической направленности:

- «Путевой дворец», г. Солнечногорск.

- Краеведческий музей, г.Зеленоград.

- Музей-усадьба Середниково, Солнечногорский район.

- Музей-усадьба Боблово,  Солнечногорский район.

- Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина,  г. Москва.

-Военно-исторический  музей-заповедник «Бородино», Можайский район.

- Музей холодной войны «Бункер Сталина», г. Москва.

- Исторический музей, г.Москва и др.

Формы работы после проведения экскурсий разнообразны и зависят от возраста школьников: это может быть написание эссе, исследование экспозиции, описание наиболее яркого экспоната или впечатления. Главное – закрепить положительные впечатления школьников, сделать нужный акцент на воспитательных моментах.

Экскурсионные поездки  создают широкие возможности для пополнения школьной базы электронных музейных ресурсов, которую формируют сами учащиеся. Тематические подборки фотографий, презентации  хранятся на сайте школьного виртуального музея, доступны и востребованы. Способы использования электронных музейных ресурсов различны:

1. Как основной или иллюстративный материал при проведении урока или внеклассного мероприятия.

2. Как дополнительный источник информации по теме.

3. Как предмет отдельного исследования (например, «История одного экспоната», «Музейная коллекция» и т.д.)

4. Как материал для проектной деятельности.

3.4. Виртуальный школьный музей и использование новых информационных технологий в воспитательной   и образовательной практике учителя.

Современный музей немыслим без многих технических и технологических достижений. Использование информационных и коммуникационных технологий стало необходимостью не только для крупных музеев, но и для школьных.

 В нашей школе усилиями талантливого педагога Чухаркиной И.А. создан виртуальный музей. Проведена огромная работа по отцифровке и систематизации накопленного материала, на базе информационных ресурсов музея создан электронный каталог. Весь отцифрованный материал представлен в новом формате на специальной странице школьного сайта.

 Преимущества виртуального музея – свободный доступ к материалам, простота использования, долгосрочное хранение информации. Есть и существенный недостаток: цифровая информация никогда не заменит живого восприятия музейного объекта..

Если говорить о новых технологиях, то школьный музей является замечательной площадкой для проведения виртуальных экскурсий. Конечно, каждый учитель может разработать ее самостоятельно, но лучше довериться профессионалам. Нельзя ограничиваться только местным материалом, ведь музейные ресурсы России колоссальны: в российских музеях хранится около 50 миллионов музейных предметов! Виртуальные музеи России гражданско-патриотической направленности предлагают школьникам и школьным музеям организацию следующих экскурсий:

1. Виртуальный Мамаев курган.

2. Музей-панорама "Сталинградская битва".

3. Тур по залам Центрального музея Великой Отечественной войны.

4. Экспозиция "Подвиг и Победа великого народа" в Центральном музее Великой Отечественной войны (аудиогид).

5. Виртуальная экскурсия по Мемориальному музею немецких антифашистов.

6. Мемориальный музей-кабинет Маршала Советского Союза Г. К. Жукова.

7. Виртуальный тур по Центральному музею Военно-воздушных сил России.

8. Экспозиции Военно-исторического музея Тихоокеанского флота.

9. Экскурсия по флагману Тихоокеанского флота ракетному крейсеру "Варяг".

10. Тур по музею ракетных войск стратегического назначения.

Заключение.

Роль школьного музея в деле воспитания гражданственности и патриотизма трудно переоценить. Формы работы многообразны, предполагают творческий подход и имеют целевое воспитательное значение. Любая экспозиция, экспонат школьного музея могут стать основой для реализации  целей Программы  «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016 – 2020 годы», которая предполагает:

  • активизацию интереса к изучению истории России и формирование чувства уважения к прошлому нашей страны, ее героическим страницам, в том числе сохранение памяти о подвигах защитников Отечества;
  • популяризацию подвигов героев и видных деятелей российской истории и культуры от древних времен до наших дней,  достижений и успехов профессионалов в различных сферах деятельности, формирующих позитивный образ нашей страны;
  • повышение качества работы образовательных организаций по патриотическому воспитанию обучающихся.

        В заключение хотелось бы обратиться к словам писателя Л. Леонова: «Гражданин не может состояться в человеке, оторванного от корневой системы своего народа. И потому всё воспитание молодых – от букваря до вузовской скамьи – надо пронизать действенной хозяйской привязанностью к Родине и её природе, ко всему, что составляет дедовское наследие, на чём лежит отпечаток мечты и золотых рук наших гениев».

Будем всеми силами и средствами стремиться к тому, чтобы у наших учеников сформировались осознанные любовь к Родине, следование и умножение традиций своего народа; бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны; привязанность и любовь к родным местам; стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее; гражданственность, мужество и самоотверженность.

Приложение.

Электронная презентация «Музейные ресурсы как дополнительный источник в изучении исторического и духовного краеведения».

Литература.

  1. Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога), 2000 г.
  2. Васюткин Д.В. Школьный музей средство патриотического воспитания школьников // Современные проблемы образования: опыт и перспективы. -Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001. - С. 209-211.
  3. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации/Н.К. Беспятова, Д.Е. Яковлев.-М.:Айрис-пресс,2006.-192 с.-(Методика).
  4. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы», утвержденная постановлением Правительства РФ от 20 декабря 2015 г. №1493.
  5. Материалы сайта МБОУ «Ржавская СОШ »: www.rzhav-school.ru
  6. Материалы сайта ПО «Звезда»: http://zvezda.borovichi.ru/Museum.htm
  7. Материалы сайта: Музеология. - http://www.muzeum.ru
  8. Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина: Сборник «Культурно-образовательная деятельность музеев». - М., 1997. - С.102-105.
  9. Патриотическое воспитание школьников в учебном процессе: Методическое пособие / Авт.-сост. А.К. Быков, И.И. Мельниченко.-М.:ТЦ Сфера, 2007.-208с.-(Растим патриотов России)
  10. Свободная энциклопедия «Википедия» http://ru.wikipedia.org
  11.  Юренева Т.Ю. Музееведение: учебник для высшей школы. - М.: Академический Проект, 2003. с. 471-479.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль школьных музеев в системе гражданско-патриотического воспитания

Статья посвящена работе в музее имени Героя Российской Федерации Г.П.Лячина, капитана погибшего в 2000 году атомного крейсера "Курск". В центре внимания автора вопросы музейной педагогики, позволяющей...

«Роль школьного музея в развитии интереса школьников к изучению творческого наследия»

Информация о значении и направлениях деятельности школьного художественного музея по развитию интереса школьников к изучении творческого наследия....

Роль школьного музея в формировании гражданственности воспитанников школы-интерната №18 г. Таганрога

В данной статье говорится о феномене школьного музея, который заключается в том, что его образовательно-воспитательное влияние на детей наиболее эффективно проявляется в процессе их участия в ос...

РОЛЬ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПАТРИОТИЗМА И ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ

РОЛЬ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПАТРИОТИЗМА И ГРАЖДАНСТВЕННОСТИУчитель истории и обществознания: Худолей Л.Л.  Музей  1-й Краснознамённой Ленинградской Ордена Суворова II степени от...

«РОЛЬ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ В ВОСПИТАНИИ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА».

Предлагаемая статья является Рабочей программой по  внеурочной деятельности «Музейное дело» в 5 класс, в рамках внедрения ФГОС второго поколения.При подготовке данной работы были использованы лич...

Тема проекта: «Роль школьного музея в воспитании гражданственности и патриотизма в условиях перехода на новый ФГОС»

«Роль школьного музея в воспитании гражданственности и патриотизма  в условиях перехода на новый ФГОС»...

Практико-значимая работа. «Роль школьного музея в воспитании гражданственности и патриотизма»

Школьный музей может и должен обеспечивать условия реализации содержания образования и учебно-познавательной деятельности, формирующих патриотизм школьников. Он интегрирует в себе возможности носителя...