Статья "Взаимодействие Центра дополнительного образования и школы"
статья по краеведению на тему

Кравцова Оксана Николаевна

Статья  информационно-аналитического характера на материалах взаимодействия ЦДО и школы (из опыта работы ЦДО "Радуга"). Проблема особенно важна для учреждений ДО в рамках духовно-нравственного воспитания. Возможно наш опыт для кого-то будет интересен.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Взаимодействие Центра дополнительного образования

и общеобразовательной школы в условиях реализации ФГОС

(из опыта работы МБУДО ЦДО «Радуга» ст.Брюховецкой

Муниципального образования Брюховецкий район)

 

 Закон "Об образовании в Краснодарском крае» (№2770-КЗ от 16 июля) явился важным стимулом в организации сотрудничества образовательных учреждений различного уровня. Тесное взаимодействие школ и Центров дополнительного образования обусловлено и  Федеральными государственными стандартами, которые открывают широкие возможности для новаторских форм внеурочной деятельности. Особое внимание в ФГОС второго поколения акцентируется на  достижении личностных и метапредметных результатов, что и определяет  специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения.

        Целей этих можно достичь при условии организации системы воспитательной работы, направленной на формирование, в первую очередь, духовно-нравственных качеств личности. Так по инициативе администрация муниципального образования Брюховецкий район и администрация Центра дополнительного образования «Радуга» был создан Клуб по месту жительства в посёлке Лебяжий Остров на базе поселковой школы. Были подготовлены Устав, Положение о Клубе и программа «Возрождение», в которой сформулированы цели, задачи, направления деятельности объединения. Программа духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения стала шагом  на пути к разработке и реализации нового направления в системе духовно-нравственного направления: организации досуговой (внешкольной) деятельности по интересам детей, подростков и их родителей, объединённых единым жизненным пространством. Отрицать сегодня необходимость особого подхода именно к этой важнейшей составляющей воспитательной работы с детьми и молодёжью не станет никто. Практически все жители небольшого посёлка стали членами Клуба «Возрождение». Таким образом, стало формироваться содружество поколений внутри семьи, в среде односельчан, когда сообщество оказалось связано полезным делом, -и тогда лучшее, что есть в людях, вырастает многократно.

        Создание клубного объединения именно духовно-нравственной направленности на территории посёлка Лебяжий Остров совсем не случайно- с 1794 по 1921 год остров Лебяжий принадлежал Екатерино-Лебяжьей Николаевской пустыни, старейшему мужскому монастырю на Кубани. Значимость обители для края трудно переоценить – это был Казачий Войсковой монастырь, приемник древнейшего Межигорского монастыря казаков Запорожья. Здесь в 1795 году была открыта первая на Кубани школа для мальчиков. И многолетняя  поисковая работа, которая способствовала созданию при поселковой школе краеведческого музея, в сочетании с усилиями муниципальных и краевых властей Кубанской и Екатеринодарской епархии стала стартом для широкой пропаганды православных кубанских традиций, на которых воспиталось не одно поколение казаков. Естественно поэтому, что одной из наиболее интересных форм работы при Клубе стали экскурсионно-познавательные программы, информация о которых была размещена на сайте ЦДОД «Радуга» и сайте Ейской и Тимашевской епархии.

        Экскурсии и занятия проводят педагоги МБУДО ЦДО «Радуга» и члены клуба по месту жительства «Возрождение». Тематика экскурсионных программ достаточно разнообразна и составлена с учётом возрастных особенностей участников. Школьный краеведческий музей и этнографический уголок под открытым небом «Мой казачий хуторок» (ООШ № 16 –победитель муниципального конкурса) дают возможность ввести экскурсантов в мир Кубани казачьей- знания по кубановедению расширяют и фильмы, созданные на основе исторических материалов и воспоминаний старожилов. В период  реализации программы «Возрождение» (2013-2015 годы) в познавательных программах приняли участие полутора тысяч человек: учащиеся, студенты, дошкольники, взрослые паломники из Брюховецкого, Тимашевского, Каневского районов Краснодарского края, и различных регионов России.  И никто не уехал без Лебяжинского сувенира, изготовленного своими руками на занятиях с педагогами. С сентября 2015 года экскурсионно-познавательные программы сталь основной составляющей новой программы «Светлой памяти родник», реализуемой Центром «Радуга» на территории монастыря, где размещена выставочная экспозиция «Духовно-историческое наследие Екатерино-Лебяжской Николаевской пустыни», подаренная общественной организацией Брюховецкого района «Возрождение» к 220-летию древней казачьей обители 6 августа 2014 года.

        Важнейшей составляющей деятельности объединения является работа по организации досуга членов Клуба, жителей посёлка. Педагоги-организаторы Центра «Радуга» курируют несколько направлений: краеведческое, православное культурологическое, эстетическое, физкультурно-оздоровительное. Так удалось найти варианты разнообразной досуговой деятельности для всех членов Клуба: история, литература, музыка, живопись, спорт, прикладное творчество. Неизменным успехом пользуется у гостей и жителей посёлка выступление детского театрального объединения «Звонница» Немаловажна при этом «эстафета поколений», когда младшие перенимают опыт у старших в совместных проектах и акциях: выставках, соревнованиях, конкурсах.

        Ценность клубной организации внеурочной деятельности ещё и в содружестве таких структур как Центр дополнительного образования, комитет по дедам молодёжи, профессиональные образовательные учреждения (Брюховецкий аграрный колледж), образовательная школа, дошкольное образовательное учреждение, что в полной мере соответствует задачам, поставленным в новых Федеральных государственных образовательных стандартах.

        Нельзя при этом не сказать о внимании властей Краснодарского края к вопросам образовании и воспитания подрастающего поколении вообще, а в духовно-нравственном аспекте особенно. Процесс формирования региональной системы гражданского, нравственного, художественно-эстетического воспитания базируется на исторической, литературной, православной этнокультурной основе. Особенности, своеобразие, самобытность, традиции населения Кубани определяют направленность регионального компонента и в системе дополнительного образования детей. Трудно представить образовательные учреждения края без таких дисциплин как основы православной культуры, кубановедение, история казачества – и программа Клуба «Возрождение» предоставляет широкие возможности для углубления знаний в области краеведения. Так достигаются основные цели образования – формирование всесторонне развитой личности, нравственно здоровой, способной реализовать себя в социуме.

Не менее важным направлением именно такой формы работы по месту жительства на базе общеобразовательной школы является задача разработки и дальнейшей реализации  методик по духовно-нравственному воспитанию детей и молодёжи и, как естественная составляющая при этом, организация педагогического просвещения для педагогов дополнительного образования. Именно поэтому администрация ЦДО «Радуга» на базе Клуба организует работу по повышению квалификации педагогических кадров педагогов дополнительного образования и общеобразовательных учреждений по направлениям: организационно-методическая работа, консультативно-методическая работа, творческая деятельность. Событием стало проведение в посёлке Лебяжий Остров Творческой лаборатории учителей ОПК, повышающих квалификацию на базе Института развития образования Краснодарского края (кафедра обществоведческих дисциплин).

Результативность совместной работы Центра дополнительного образования и общеобразовательной школы в форме клубной деятельности по месту жительства трудно оценить в форме цифрового отчёта. Однако заинтересованность детей, подростков и их родителей в полезном времяпрепровождении говорит сама за себя: заканчиваются уроки в школе, а детвора не торопится расходиться – каждый может найти себе дело по душе: побеседовать со старожилами о «преданьях старины глубокой», заняться рисованием, пением, подготовить презентацию, сыграть в теннис или баскетбол…. Расписание занятий объединений клуба составлено с учетом  предложений родителей, режима учебы и отдыха детей и подростков, их возрастных особенностей.

Конечные же позитивные социально-экономические результаты реализации Программы клубного объединения заключаются и в том, что оптимизация системы работы по духовно-нравственному воспитанию и развитию детей и молодежи будет способствовать утверждению традиционных российскому народу духовно-нравственных ценностей, формированию нравственных отношений в коллективе и семье, формированию у подростков активной жизненной позиции, патриотических качеств гражданина России, патриота Кубани, оказанию помощи подросткам в выборе своего места в жизни, в системе нравственных ценностей, организации практической общественно значимой коллективной деятельности детей и подростков, привлечению внимания общественности к нравственным проблемам общества.

 

Оксана Николаевна Кравцова,

методист МБУДО ЦДО «Радуга»

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к дополнительной образовательной программе для педагога ДО МБОУ ДОД "Центр дополнительного образования" г. Закаменск

Данные требования  разработаны на основании  «Примерные требования к программам дополнительного образования детей» (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и со...

Электронная газета выпуск №7 Дополнительное образование в районе(кружки в Центре дополнительного образования для детей Ельниковского района)

В современном обществе все острее встает задача общественного понимания необходимости дополнительного образования как открытого вариативного образования и его миссии наиболее полного обеспечения права...

« Взаимодействие общеобразовательной школы и центра дополнительного образования как условие успешной социализации обучающихся в обществе»

О необходимости взаимодействия  общеобразовательной школы и центра дополнительного образования с целью успешной социализации обучающихся в обществе...

Условия развития центра дополнительного образования в рамках реализации Целевой модели развития дополнительного образования в Республике Адыгея.

Благодаря федеральному проекту "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование"  МБУ ДО "Майкопский центр развития творчества детей и взрослых" удалось до...