Использование результатов Всероссийской переписи населения 2010 года в преподавания краеведения
статья по краеведению (9 класс) на тему
Разработки практических работ по теме "Население" в краеведении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
И.А. Коростелева,
учитель географии, истории и краеведения МКОУ СОШ с Суна Зуевского района
Использование результатов Всероссийской переписи населения 2010 года в преподавания краеведения.
Я преподаю предмет «Краеведение» в 8 и 9 классах, использую «Программы по изучению родного края (региональный компонент)» составители А.Г. Шурыгина, Г.М. Алалыкина, В.И. Колчанов, Киров, 1995г.
Одной из тем в 9 классе является «Население Кировской области», всего 10 часов.
Раздел I Население и трудовые ресурсы Кировской области | Численность населения в динамике. Особенности демографической ситуации: тенденция изменения рождаемости, смертности, миграционной подвижности, половозрастной состав населения, уровень образования, качество жизни населения области; причины изменений. Плотность населения и территориальные различия по районам области. Формирование сети городских и сельских поселений. Особенности урбанизации: старые и новые города. Кировская городская агломерация, территориальные различия в уровне урбанизации области. Сельские поселения. Динамика, типы сельских поселений в зависимости от природных условий, особенности размещения. Плотность сельских поселений, средняя людность. Анализ карты в атласе «Плотность населения области». Преобразование деревни, изменение условий быта. Культура, быт, традиции, обычаи сельских жителей. Народный фольклор, народные праздники, особенности религиозных верований. Возрождение национальных обычаев, культуры и языка, письменности. Современные народные промыслы и их роль в возрождении этносов, населяющих область. Известные люди края: ученые, писатели, поэты, архитекторы, художники, их интересные произведения. Трудовые ресурсы Кировской' области: состав, размещение, распределение по отраслям хозяйства. Изменение профессионального состава трудовых ресурсов в условиях перехода к рынку. Соотношение трудовых ресурсов между возрастными группами населения. Территориальные различия в обеспечении трудовыми ресурсами по районам области. Проблема безработицы, причины ее возникновения, пути решения. Роль учебных заведений в подготовке специалистов для хозяйства области. Место Вятского края по численности и плотности населения, уровню урбанизации, вкладу в развитие науки, культуры, техники среди других областей Российской Федерации. | УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ: пользоваться картами размещения населения и статистическими таблицами для формирования представлений о численности и- составе населения, составления характеристики трудовых ресурсов; - устанавливать по картам связи между размещением населения хозяйства и природными условиями на отдельных частях территории области |
При изучении этой темы широко использую статистические материалы. К ним относятся всевозможные числовые данные: численность и размещение населения, возрастно-половой состав, национальный состав, экономическая активность населения.
Использование статистического метода способствует укреплению умений обобщать и анализировать цифровые показатели, делать необходимые выводы, с последующей их демонстрацией в виде графиков, диаграмм, картограмм… Использование статистических материалов развивает познавательную активность учащихся, самостоятельность в оценке географических фактов и явлений, знакомит с приемами научного познания - наблюдением, анализом, обобщением. Статистический метод – это совокупность приёмов по сбору, обработке, анализу и интерпретации количественных данных, характеризующих различные природные и социально-экономические явления.
Для изучения темы мною были разработаны практические работы:
- Составление картограммы плотности населения муниципальных районов Кировской области.
- Составление возрастно-половой пирамиды одного из районов Кировской области.
- Составление круговой диаграммы национального состава населения Кировской области.
- Сравнение демографической ситуации двух районов Кировской области.
Практическая работа.
Составление картограммы плотности населения муниципальных районов Кировской области.
Картограмма — это способ картографического изображения, визуально показывающая интенсивность какого-либо показателя в пределах территории на карте.
Цель: научиться составлять и анализировать картограмму плотности населения.
Оборудование: административная карта области, контурная карта с границами муниципальных районов, статистические данные.
Алгоритм:
- Найдите на контурной карте границы муниципальных районов области.
- Сгруппируйте статистические показатели плотности населения районов в три интервала.
- Составьте легенду картограммы, в которой выделенные интервалы показаны разными цветами или штриховкой.
- Нанесите цвета или штриховку на контурную карту.
- Сделайте вывод о том, какая плотность населения преобладает в области, объясните причину географического различия в плотности населения.
Практическая работа.
Составление возрастно-половой пирамиды одного из районов Кировской области.
Возрастно-половая пирамида — графическое изображение распределения людей по возрасту и полу. Представляет собой двустороннюю направленную диаграмму, на которой число людей каждого возраста и пола или доля их в населении изображены горизонтальной полосой одинакового масштаба
Цель: научиться строить данный тип пирамиды, анализировать её данные.
Оборудование: статистические данные.
Алгоритм:
- Подписать название пирамиды.
- Начертить в центе листа вертикальную ось, сверху которой подписать «возраст, лет» и горизонтальную, проходящую через низ вертикальной.
- На вертикальной оси через равные промежутки (0,5 см) отложить возрастные интервалы (например, 0-5, 6-10 и так далее).
- На горизонтальной оси определить, какое количество людей будет соответствовать расстоянию 1 см.
- На горизонтальной оси влево отложить от вертикальной линейную диаграмму численности мужчин соответствующего возраста по каждому возрастному интервалу.
- На горизонтальной оси вправо отложить от вертикальной линейную диаграмму численности женщин соответствующего возраста по каждому возрастному интервалу.
- Для каждого возрастного интервала у мужчин или женщин заштриховать крайнюю часть, равную количеству человек, на которую этот пол превышает другой.
- Проанализировать полученные данные о соотношении полов в разных возрастах.
- Сравнить полученные данные с возрастно-половой пирамидой области и России и сделать выводы..
Практическая работа.
Составление круговой диаграммы национального состава населения Кировской области.
Цель: научиться составлять и анализировать круговую диаграмму национального состава населения Кировской области.
Оборудование: статистические данные.
Алгоритм:
- Подписать название диаграммы.
- Подготовить статистические данные для составления диаграммы. Для этого данные, используемые в %, нужно перевести в градусы, умножив число % на 3,6. (например, 20% *3,6=72°).
- Начертить окружность, показать её радиус.
- При помощи транспортира отложить по часовой стрелке от начерченного радиуса углы друг за другом в соответствии с полученными данными.
- Придумать для каждого сегмента окружности свой цвет или штриховку, которую перенести в легенду карты, подписать, какую информацию даёт каждый сегмент.
- На сегменте подписать его градусную меру.
- Сделать вывод о национальном составе населения.
- Сравнить полученные данные с данными учебника «Население и хозяйство кировской области» стр 27 верхний абзац и сделать вывод о динамике долей, объяснить определённую динамику.
Практическая работа.
Сравнение демографической ситуации двух районов Кировской области.
Демографическая ситуация отражает «соотношение величин рождаемости, смертности, миграционной подвижности и тенденции их изменения, создающие в данное время определённую возрастно-половую структуру населения, определённую динамику его численности…» (С.А. Ковалёв, 1980).
Цель: научиться характеризовать, сравнивать демографическую ситуацию двух районов области.
Оборудование: статистические данные.
Алгоритм:
- Определить в каждом из районов численность населения.
- Определить в каждом из районов естественное движение населения, сравнить полученные данные друг с другом.
- Определить в каждом из районов механическое движение населения, сравнить полученные данные друг с другом.
- Определить в каждом из районов половую структуру, сравнить данные районов.
- Определить в каждом из районов возрастную структуру, сравнить данные районов.
- Сделать вывод, в каком из районов более сложная демографическая ситуация.
Обучение с использованием статистического метода должно проходить от простого к более сложному, должно быть увязано с уровнем подготовки учеников по другим, имеющим прямое отношение к решению статистических задач предметам. Наглядное представление величин помогает намного лучше понять и запомнить новый краеведческий материал, позволяет разнообразить приёмы подачи этого материала.
Кроме того, это позволяет некоторым ребятам проверить свои математические способности, показать наличие или отсутствие у них интересов к профессиям, связанным с цифрами.
Список используемой литературы:
- Население и хозяйство Кировской области.-Киров,1997.-с256
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Год учителя 2010" - день знаний 2010 года
Общешкольное мероприятие...
Интересные факты о переписи населения
Перепись – это «моментальный снимок» всего населения страны в определенный момент времени. Во многих странах, как и в России, перепись проводится приблизительно один раз в десять лет....
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/02/picture-980951-1512199182.jpg)
Конспект урока по географии. Тема «Численность населения мира. Рост численности населения мира. Переписи населения» 10 класс
Конспект урока по географии. Тема «Численность населения мира. Рост численности населения мира. Переписи населения»....
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/31/picture-1132369-1554037960.jpg)
«Использование результатов оценочных процедур для совершенствования методики преподавания русского языка и литературы»
Формирование системы оценки качества образования является одним из ключевых приоритетов развития образования в Российской Федерации. Все более широкое признание получает тот факт, что данная проблема ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/12/picture-366018-1386801825.jpg)
История переписей населения в России
15 октября на территории нашей страны стартует «Всероссийская перепись населения - 2021». Она продлится до 14 ноября, а на труднодоступных территориях страны — до 20 декабря. Отличит...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/25/picture-820540-1474809990.jpg)
«Использование результатов всероссийских проверочных работ в повышении качества образования в образовательной организации»
выступление на педагогическом совете...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/19/picture-932263-1497842462.jpg)
Результаты всероссийской олимпиады школьников за 2018-2022 годы
В этом разделе размещены результаты участия в школьном и муниципальном этапе ВСОШ...