статья
материал по краеведению по теме

Шпунтова Елена Анатольевна

Выступление на педсовете

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vvedenie_fgos_10_vazhnyh_voprosov_i_otvetov.docx23.38 КБ

Предварительный просмотр:

«Введение ФГОС: 10 важных вопросов и ответов»

«Согласие между учителем и учеником, лёгкость учения и возможность для ученика думать самому, и составляет то, что зовется умелым наставничеством» (Конфуций)

Введение новых образовательных стандартов  - это требование, которое диктует нам время. «Время есть величайший из новаторов», - говорил английский философ Френсис Бэкон. Оно затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование,  требуя его обновления. В эпоху быстрой смены технологий  речь  идёт  о формировании принципиально новой системы непрерывного образования, предполагающей постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения. Причем ключевой характеристикой такого образования должна стать  не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению. Основу стандарта составляет новый тип взаимоотношений между личностью, семьей, обществом и государством, который в наиболее полной мере реализует права человека и гражданина. На чем же основываются новые принципы работы школы?

Учитель – ключевая фигура современной школы, от его профессионализма зависит качество образования, поэтому современный педагог должен быть креативным: владеющим современными образовательными технологиями; эффективно взаимодействующим с семьями обучающихся; быть открытым новшествам, мотивированным на работу с учащимися, способным к личностному и профессиональному развитию. Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности и способности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями в результате собственного поиска. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях. Основной формой обучения в основной школе сегодня по-прежнему остаётся традиционный урок. Это объясняется тем, что большая часть учителей – педагоги, не один десяток лет проработавшие в школе, а значит, придерживающиеся традиционной классической методики обучения. В любом деле человеку нелегко перестраиваться. Так и учителю требуются время и условия для того, чтобы научиться работать по-новому.

В условиях введения в практику работы  школы ФГОС ООО учителю необходимо научиться планировать и проводить уроки, направленные на формирование не только предметных, но и метапредметных результатов. Системно-деятельностный подход, предполагает проведение уроков нового типа. Учителям ещё предстоит овладеть технологией проведения таких уроков. Сегодня же учитель, используя возможности традиционного урока, также может успешно формировать у учащихся и предметные, и метапредметные результаты. Для этого необходимо пересмотреть урок с позиции эффективности применения методов, приёмов обучения и способов организации учебной деятельности учащихся на уроке.

Учитель призван быть творцом своих уроков. Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок. Но если учитель знает, что прежние методы работы помогают реализовать требования нового стандарта, не стоит отбрасывать их совсем. По мнению А. Г. Асмолова, «процесс учения - это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом» Какие дети приходят в современную школу? Изменился поток информации, увеличилось число газет, журналов, ТВ-каналов. Дети стали более информированными, но их знания не систематизированы. Дети общаются с телевизором, а не со сверстниками и взрослыми, учатся получать информацию, но не  учатся с ней работать и ее передавать. Из этого вытекает следующая проблема: дети не умеют разрешать конфликтные ситуации, а западные мультфильмы и боевики учат решать проблемы агрессивными методами. Информация, которую черпают наши дети, из телевизора, не отличается высоким качеством. А взрослые, занятые зарабатыванием денег,  в наше время редко читают своим детям, редко водят их в музеи и на выставки, в лучшем случае ходят с детьми в кино или в парки развлечений. И это не лучшим образом сказывается на культурном уровне детей. Проблема воспитательного потенциала урока затрагивает различные стороны функционирования системы современной школы. Базой развития и воспитания ребенка продолжают оставаться фундаментальные знания, которые он получает в ходе образовательного процесса. Однако образование личности должно быть сориентировано не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие самостоятельности, личной ответственности, созидательных способностей и качеств человека, позволяющих ему учиться, действовать и эффективно трудиться в современных условиях. На это ориентирует нас Концепция модернизации российского образования, определяя приоритетность воспитания в процессе достижения нового качества образования. Повышается воспитательная роль урока как элемента воспитательной системы.

Для решения  данной задачи  и понадобится как накопленный педагогический опыт учителя, так и его умение совершать «прорывы в будущее» на основе интуиции, собственного творчества и постоянного самосовершенствования. Для успешной организации данной системы  багаж знаний учителя не может ограничиваться только традиционной методикой преподавания предмета, а должен также базироваться на основе инновационной деятельности, включающей в себя разнообразные формы. Это и освоение новых методик и форм преподавания, использование современных информационно – коммуникативных средств; проектирование персональных педагогических технологий; разработку авторских экспериментальных проектов. Эти  формы деятельности учителя представляют собой особый вид инновационного подхода к процессу обучения предмету.

 Проблем много, но они решаемы. Главное не отступать и идти намеченной дорогой. И помнить, что никакие, даже самые замечательные, методические материалы и наисовременнейшее оборудование не дадут результата, если не начать с себя. Даже сформированные коммуникативная, профессиональная, информационная компетентности ещё не обеспечат выполнение задач стандарта. Гарантией успешной реализации цели образования согласно новому стандарту могут стать новое сознание, новая позиция, новое отношение  к педагогической деятельности.
   «Мы живем в изменяющемся мире, и если превратить стандарт в якорь, который в свое время упал с корабля в одной точке, то он превратится в тормоз».(Александр Асмолов – один из главных разработчиков ФГОС)

Закончить моё выступление хочется словами мудрой притчи.

Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил.
Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались.
Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит. Ничего не случилось!
Она так и не смогла летать.
А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.

Итак, основная задача педагога в современной школе поддерживать и развивать основные достижения школьного периода развития, не подавляя личность ребёнка, формировать его учебную самостоятельность.  «Помоги мне это сделать самому» (М. Монтессори)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Главное захотеть стать здоровыми"

Из опыта работы учителя физической культуры о реализации ФГОС НОО...

Статья о проектной деятельности учащихся: Проект "Путешествие по зоопарку", статья размещена на сайте ПАПО в архиве новостей, http://pacad.ru, выступление было 29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения

29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения "Проектная и исследовательская деятельность учителя"Проект: «Путешествие по зоопарку»Бойкова Анна Александровн...

Статья "Влияние музыки на здоровье человека" Автор статьи Дёмина Наталья Анисимовна

Важна и та музыка, которая звучит в дошкольном учреждении и дома, которая формирует дальнейшие предпочтения и культурный уровень подрастающего поколения. Ведь сегодняшние дети – будущее нашего государ...

Статья "Помогите ребенку стать одаренным", опубликованная в сборнике статей и научно - методических материалов научно - практической конференции"Одаренность и девиация современного ребенка: опыт развития и преодоления" 28 сентября 2012 г .

По данным американского психолога Е. Торренса, около 30 процентов детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными.Развивайте способности ребенка, все подряд, какие в нем только обнаружа...

Статья "Очень трудно сразу стать взрослым"

Чему и как учит школа? Что важней - знать математику, химию, биологию или уметь правильно ориентироваться в жизненном пространстве, развивать в каждом ученике способность самообразования, самоконтроля...

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов.

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов....