тезисы по исследовательской работе «Патриотическое воспитание в основной школе»
творческая работа учащихся по краеведению на тему
Цель работы :Выявить педагогические условия и проблемы патриотического воспитания подростков, разработать и апробировать проект «Я – гражданин России»
Объект: Патриотическое воспитание подростков в общеобразовательных учреждениях.
Предмет: Педагогические условия патриотического воспитания подростков
Гипотеза исследования заключается в том, что эффективность патриотического воспитания подростков значительно повысится, если использовать и внедрить в общеобразовательный процесс проект «Я - гражданин России»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tezisy_issledovatelskoy_raboty.docx | 37.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Социально- экономические преобразования, происходящие в современном российском обществе, обусловили изменения в социокультурной жизни, повлияли на переоценку ценностей в сознании подрастающего поколения. Кризис общественной и государственной жизни в России вызвал разрушение фундаментальных ценностей народа, отечественной культуры и истории. Результатом явилась деформация многих сторон жизни. Размывание ценностно-мотивационного ядра национального самосознания, снижение чувства человеческого единства и достоинства оказались факторами, угрожающими духовно-нравственной и национальной безопасности страны. Сегодня, с одной стороны, духовный иммунитет общества значительно снизился, а с другой - неуклонно возрастает количество духовных опасностей. Внедряются такие начала «нормальной» жизни, как жадность, эгоизм, ведется активная пропаганда жестокости и вседозволенности. Понятия долга, чести, совести размываются. Национальная безопасность России не может быть надежно обеспечена без участия общества, состоящего из граждан-патриотов, исповедующих традиционные для нашей страны духовно-нравственные ценности. Значит возрождение патриотической идеи и воспитание людей, готовых созидать во имя Родины и надежно защитить Отечество от внешних и внутренних угроз - важнейшая задача государства Гражданская пассивность многих из нас позволяет без духовности занимать все более прочные позиции в обществе. Сложившаяся сегодня обстановка требует изживания в себе гражданского безразличия. Большинство авторов, рассматривающих проблему патриотического воспитания в России, считают, что школьное патриотическое воспитание во многом сошло, как говорится, «на нет». И. А. Агапова и М. А. Давыдова выделяют факторы, которые в последнее время этому способствовали: усиленное обсуждение в СМИ мнения об ошибочном пути развития России, отсутствие общей государственной идеологии, которая смогла бы стать базовой в деле такого воспитания, а также отсутствие методических работ, в которых педагоги могли бы найти рекомендации и советы по этой проблеме. Н. К. Беспятова, Д. Е. Яковлев в своем методическом пособии пишут: «В прошедшем веке Россия пережила всплески и антипатриотизма (Первая мировая и Гражданская войны), и патриотизма (Великая Отечественная война). На рубеже ХХ-ХХ1 вв. необходимость воспитания патриотизма у россиян вновь стала актуальна. Нынешние школьники растеряны, поскольку не могут найти объяснения всем противоречиям хода истории. Вопросы патриотического воспитания граждан переходят в разряд ключевых и даже стратегических. От их решения во многом зависит будущее нашего общества. Современное состояние воспитания высоких нравственных качеств молодого поколения все настойчивее требует неотложной разработки программ по формированию и развитию чувства патриотизма у учащихся во внеурочной деятельности. Таким образом, очевидна актуальность темы моей исследовательской работы: необходимость совершенствования процесса патриотического воспитания подрастающего поколения в общеобразовательных учреждениях.
Цель: Выявить педагогические условия и проблемы патриотического воспитания подростков, разработать и апробировать проект «Я – гражданин России» Объект: Патриотическое воспитание подростков в общеобразовательных учреждениях. Предмет: Педагогические условия патриотического воспитания подростков Гипотеза исследования заключается в том, что эффективность патриотического воспитания подростков значительно повысится, если использовать и внедрить в общеобразовательный процесс проект «Я - гражданин России»
Задачи: - изучить педагогические условия патриотического воспитания и его особенности в работе с подростками - разработать проект « Я- гражданин Росси» - проверить эффективность проекта «Я – гражданин России» Методы исследования:
-изучение психолого-педагогической литературы;
- наблюдение;
- беседа;
- анкетирование.
Практическая ценность данной работы заключается в том, что для реализации ее гипотезы была разработана система внеклассных занятий и экскурсий на повышение уровня патриотизма подростков.
Глава I Теоретические основы патриотического воспитания подростков 1.1 Патриотическое воспитание школьников: цель, задачи, принципы
Современное понимание патриотизма характеризуется многовариантностью, разнообразием и неоднозначностью. Во многом оно объясняется сложной природой данного явления, многоаспектностью его содержания и многообразия форм проявления. Кроме того, проблема патриотизма рассматривается разными исследователями в различных исторических, социально- экономических и политических условиях, в зависимости от личной гражданской позиции, отношения к своему Отечеству, от использования различных сфер знаний и т.п. Харламов И.Ф. рассматривает патриотизм как взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения, включающую любовь к Родине, активный труд на благо Родины, следование и умножение трудовых традиций народа, бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны, привязанность и любовь к родным местам; стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее, воинскую храбрость, мужество и самоотверженность, братство и дружбу народов, нетерпимость к расовой и национальной неприязни, уважение обычаев и культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними. [10, с.298] Мапькорская Т.Н., относя патриотизм к нравственным качествам, включает в его любовь к Отечеству, готовность к его защите, неразрывную связь с интернационализмом, нетерпимость к любым проявлениям национализма и шовинизма, приверженность к народной культуре, знание национальных традиций, национальное достоинство, гордость и честь, что находит свое воплощение в гражданственности. Воспитание является механизмом взаимодействия между поколениями, обеспечивающим вхождение подрастающих поколений в жизнь общества, становление их активными субъектами конкретного исторического процесса. В различных исторических эпохах, в зависимости от социально- экономических условий жизни общества и господствующей в нем идеологии в воспитание вкладывали различные аспекты. [7, с.63] Коменский Я.А. отмечал, что одним из главных направлений воспитания должно быть воспитание у ребенка стремления оказывать пользу своими услугами возможно большему числу людей. Он писал в "Великой дидактике": "Тогда лишь наступило бы счастливое состояние в делах частных и общественных, если бы все прониклись желанием действовать в интересах общего благополучия".
Макаренко А.С. отмечал, что патриотизм проявляется не только в героических поступках. От настоящего патриота требуется не только "героическая вспышка", но и длительная, мучительная, нажимная работа, часто даже очень тяжелая, неинтересная, грязная".[21, с.196]. Особое значение в исследовании вопросов патриотического воспитания этого периода имеют работы Сухомлинского В.Л., который считал, что школа должна воспитывать у молодежи стремление к беззаветному служению Родине, к активной трудовой и общественной деятельности. Определяя советский патриотизм как "благородную любовь советского народа к своему социалистическому отечеству
Выделяя патриотическое воспитание в условно самостоятельное направление воспитательной работы, необходимо отметить его органическую взаимосвязь с другими направлениями (гражданским, нравственным, трудовым, эстетическим и другими видами воспитания), что представляет собой гораздо более сложное сочетание, чем соотношение части и целого. Осуществление патриотического воспитания основывается на совокупности принципов, которые отражают общие закономерности и принципы воспитательного процесса, и специфику патриотического воспитания подростков в общеобразовательной школе. [2,с.224]. К их числу относятся: - обусловленность патриотического воспитания развитием общества и происходящими в нем событиями; - обусловленность содержания, форм и методов, средств и приемов патриотического воспитания возрастными и индивидуальными особенностями учащихся; - диалектическое единство и органическая связь между учебным материалом и содержанием внеклассных и внешкольных мероприятий; - интеграция патриотического воспитания с другими направлениями воспитательной работы; - опора на новые концепции организации и осуществления учебно-воспитательного процесса и на новое понимание основных педагогических понятий; - опора на положительное в личности воспитанника и создание благоприятной психологической атмосферы в процессе педагогического взаимодействия: - координация взаимодействия школы, семьи и общественности в системе патриотического воспитания. [10, с.296] С учетом особенностей патриотического воспитания в современном обществе цель данного процесса определяется, как воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы.
Основная задача патриотического воспитания в подростковом возрасте связана формированием образа Родины и ценностно-смыслового отношения к ней. Это возраст когда педагогическое формирование и развитие заменяется процессами обогащения опыта и поддержкой самоопределения. С учетом особенностей подросткового возраста выделим ряд факторов, способствующих решению задач патриотического воспитания в подростковом возрасте: 1. При формировании жизненной позиции человека у подростков необходимо учитывать, что патриотическое воспитание должно быть направлено на создание условий для формирования и развития у подростков соперживания интересам Родного края, Родному народу, Родной стране. 2. Необходимо, чтобы подросток задумался о том, что есть Родина. Родина – это то, что меня окружает: Родная земля, Родной народ, Родная страна. 3. Необходимо, чтобы подросток соотнес понимание Родины как особого образа окружающего его мира. Имея в душе возвышенное восприятие Родного края, Родного народа, Родной страны человек будет больше заботиться о сохранении, о преобразовании его окружающего мира. 4. Подросток должен осознать, что Родина это то, что нас объединяет. Это позволяет говорить о наличии общего образа Родины. 5. Подросток, должен понять, где находится Родина внутри или вне нас. 6. Для подростка принципиально важно понимание взаимосвязи человека и Родины. 7. Родной край, Родная страна, Родной народ нуждается в каждом родившемся гражданине, заботиться о нем и задача каждого человека заключается в том, чтобы служить Родине, и быть ей благодарным. 8. Каждый человек, рождаясь на свет, чувствует себя одиноким. Чтобы преодолеть свое одиночество он заводит отношение с окружающим миром, стремиться найти Родной край, Родной народ, Родную страну. Подросток должен определиться в том, что Родина нуждается в тебе, или ты в Родине. 9. Подросток должен решить проблему: «Что есть Родина?». [29, с.88] Чтобы понять какое–то явление очень часто приходиться создавать его портрет. Следует обратить внимание на конкретизацию образа Родины. В результате мы получаем воспитанника имеющего свое уникально неповторимое представление о Родине и умеющего на его основе строить свои отношения с Родным краем, с Родной страной, с Родными людьми. [3, с.193]. Изучение теоретических источников позволили сделать следующие выводы: Патриотическое воспитание необходимо в развитии патриотизма у детей подросткового возраста. Формирование и развитие чувства патриотизма идёт через ряд этапов, зарождённых из любви к своей малой родине - дому, деревне, городу, школе, классу, трудовому коллективу, созревая до общегосударственного, общенародного, патриотического самосознания, до осознанной любви.
Глава II Опытно - экспериментальная работа по формированию патриотического воспитания у подростков.
2.1. Выявление уровня патриотического воспитания подростков на констатирующем этапе.
Для организации работы с учащимися по формированию у них патриотизма необходимо проведение нескольких этапов, таких как констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент и контрольный эксперимент. Наше исследование проводилось на базе МБОУ «Шереметьевская СОШ» Нижнекамского муниципального района РТ, в котором приняли участие учащиеся 6 класса в возрасте 13-14 лет. Численный состав класса – 14 человек, учащиеся были поделены на две группы – экспериментальную и контрольную (Список групп см. в Приложении 1.). Численный состав экспериментальной группы – 7 человек: 4 девочки и 3 мальчика, контрольная состояла также из 7 детей: 5 девочек и 2 мальчиков. Данное образовательное учреждение широко использует элементы патриотического воспитания. Из беседы с директором школы было выяснено, что целенаправленная работа по патриотическому воспитанию носит достаточно глубокий характер, дети изучают историю села, района и своего края. В школе действуют более 30 лет два музея: краеведческий и боевой славы. Но при этом в данном классе, много вновь поступивших учеников (более 50%), поэтому уровень патриотического воспитания у данных учащихся довольно низкий. Эти данные свидетельствуют о том, что наша экспериментальная работа соответствует интересам школы.
Опираясь на предложенные Масловой Т. М. критерии, мы разработали 4 методики на выявление патриотической воспитанности. Исследование проходило в три этапа: на первом этапе были продиагностирована патриотическая воспитанность по мотивационно-потребностному и поведенческо-волевому критериям; на втором этапе был определен уровень патриотической воспитанности по конгитивно-интеллектуальному критерию, а на третьем выявлялся эмоционально-чувственный критерий патриотической воспитанности. Результаты сравнивались и находился средний балл оценивания патриотической воспитанности ее средний процент. Затем сопоставлялись результаты диагностики экспериментальной и контрольной групп, выявлялись различия данных.
Сопоставляя результаты, полученные из трех методик, можно сделать вывод, (см. приложение № ) что большинство учащихся контрольной группы (48%) обладают средним уровнем патриотического воспитания, «почетное» второе место занимает уровень ниже среднего (33%), а за ним следует низкий уровень сформированности патриотических чувств и владения знаниями краеведения (19%). Следует заметить, что данная группа в общем набрала 283 балла из возможных 539-ти, т.е. средний процент сформированности патриотического воспитания по всем критериям данной группы - 51%, т.е. ниже среднего, если сопоставлять с критериями оценки. Этот результат представляет собой 2 уровень патриотической воспитанности по Масловой Т. М. Что касается экспериментальной группы, то здесь общие результаты схожи с результатами контрольной группы. Группа набрала 284 балла из возможных 539, т. е. средний процент патриотического воспитания у данной группы составляет 52%, т.е. ниже среднего, если сопоставлять с критериями оценки. Этот результат представляет собой 2 уровень патриотической воспитанности по Масловой Т. М. В целом по итогам трех диагностик средним уровнем сформированности патриотических чувств обладают 43 процента учащихся данной группы, ниже среднего – 28,5%, низкий уровень – 23,8% и всего 4,7 процента составляет высокий уровень
Таким образом, по итогам констатирующего эксперимента было установлено, что экспериментальная группа, впрочем, как и контрольная, нуждается в методически правильных занятиях, в грамотной подаче материала, в направленности на воспитание подростков, любящих свою Родину, свое село и знающих его историю, традиции и культуру.
2.2 Формирование патриотического воспитания подростков.
Для достижения цели была разработан проект «Я – гражданин России» ( см. приложение №7) по ознакомлению подростков с историей и культурой республики Татарстан, Нижнекамского муниципального района.
При подготовке к проведению экспериментальной части исследования руководствовались рекомендациями, сформулированными в педагогике и психологии (Л.И. Божович, Е.В. Бондаревская, Л.С. Выготский, И.А. Зимняя, Я.А. Коменский, М.М. Рубинштейн, В.А. Сухомлинский и др.). Во второй части экспериментального исследования, который и представляет собой формирующий эксперимент, было проведено 2 внеклассных занятия и 2 экскурсий. Учащиеся, участвуя в мероприятиях, собирали материал, для участия в республиканском конкурсе презентации «Дети и война». Участники экспериментальной группы посещали школьный кружок по краеведению два раза в неделю. Задачи формирующего эксперимента: 1) провести ознакомительно-игровое занятие, формирующее знания о символике России, республики Татарстан, Нижнекамского муниципального района (флаг, герб, гимн); 2) провести ряд экскурсий в музеи: г.Нижнекамска и школы 3) провести занятие, посвященное местам и памятникам боевой славы Великой отечественной войны; 4) принять участие в республиканском конкурсе компьютерных презентации «Дети и война» 6) подвести итоги, сделать выводы по проведенным занятиям. Таблица №7. Перспективный план проведения исследования.
Дата | Тема | Цель | Предположительные результаты |
08.04 | Внеклассное занятие «Символы моего Отечества»» | Воспитать уважение к государственным символам РФ, РТ, НМР, способствовать привитию навыков работы в команде | Формирование у воспитанников понимания сущности и значения государственной и городской символики, умения слушать и говорить друг с другом |
11.04 | Экскурсия в школьный музей | Познакомить детей историей основания с.Шереметьево, с первыми строениями села; способствовать воспитанию гордости за родное село, его успехи и достижения | Повышение интереса к историческим ценностям села, формирование представления о происхождении поселения. |
15.04 | Экскурсия в музей г. Нижнекамска и улицам города | Познакомить детей историей основания г.Нижнекамска, с первыми строителями; способствовать воспитанию гордости за родной город, его успехи и достижения. | Понимание учащимися значимости заводов в жизни города; формирование гордости за свой город. |
25.04 | Внеклассное занятие «Дети войны» | Воспитать в учащихся чувство гражданской гордости за нашу Родину и , повысить уровень сопереживания ее утратам, привить уважение и любовь к историческому прошлому нашей страны, к своим героическим ровесникам – детям войны. | Повышение уровня патриотизма, сопереживания, интереса к истории страны. Оформление компьютерной презентации. |
2.3. Анализ результатов исследования.
Цель: выявить динамику развития чувства патриотизма у детей экспериментальной группы после проведения системы разработанных внеклассных занятий и экскурсий; уточнить результаты контрольного эксперимента в контрольной группе.
Задачи:
1) повторно провести анкетирование;
2) проанализировать результаты;
3) сопоставить результаты анкетирования экспериментальной и контрольной групп;
4) сделать выводы.
В контрольном эксперименте, как и в констатирующем, проводился метод анкетирования, по тем же анкетам, что были представлены в констатирующем эксперименте.
Сопоставляя результаты (см. приложение №10), полученные из трех методик, можно сделать вывод, что большинство учащихся контрольной группы (57%) обладают средним уровнем патриотического воспитания, «почетное» второе место занимает уровень ниже среднего (36%), а за ним следует низкий уровень сформированности патриотических чувств и владения знаниями краеведения (4,8%). Следует заметить, что данная группа в общем набрала 305 баллов из возможных 539-ти, т.е. средний процент сформированности патриотического воспитания по всем критериям данной группы - 57%, т.е. средний, если сопоставлять с критериями оценки и 3 уровень по Масловой Т. М.. Группа повысила свой общий уровень на 6%, что позволило ей подняться на средний уровень. Но, судя по общему результату, перемены незначительны. Что касается экспериментальной группы, то здесь налицо повышение уровня патриотической воспитанности. Группа набрала 385 баллов из возможных 539, т. е. средний процент патриотического воспитания у данной группы составляет 71,4%, это соответствует твердому среднему уровню (3 уровень), если сопоставлять с критериями оценки. В целом по итогам трех диагностик средним уровнем сформированности патриотических чувств обладают 66,7% процентов учащихся данной группы, высоким уровнем – 23,8%, уровень ниже среднего незначителен – всего 9,5%. Группа повысила свой общий уровень на 19,4%, что превышает прогресс контрольной группы на 13,4%. Из приведенных ( см. приложение №9) диаграмм видно, что средний и высокий уровни в экспериментальной группе по всем приведенным в работе Масловой Т. М. критериям патриотической воспитанности увеличили свою долю в общем проценте, в то время как уровень ниже среднего понизился, а низкий уровень исчез. В контрольной группе тоже увеличилась долю среднего уровня и уменьшилась часть низкого, но уровень ниже среднего остался практически неизменным, а высокий, как и при проведении констатирующего эксперимента, остался нулевым. Таким образом, по итогам контрольного эксперимента было установлено, что у экспериментальной группы значительно повысился уровень патриотического воспитания в результате применения разработанной нами системы внеклассных занятий и экскурсий в рамках проекта «Я – гражданин России», в то время как у контрольной группы уровень патриотизма остался практически неизменным.
Заключение
Результаты проведенной исследовательской работы показали, что с помощью применения четкой системы внеклассных занятий и экскурсий с подростками возможно сформировать патриотизм у детей данного возраста. Большая динамика была замечена у детей, уровень патриотизма которых был изначально невысоким (Тима К., Гузель Н.), т. к. к ним был применен индивидуальный подход, небольшие воспитательные беседы после занятий и методы привлечения внимания; но общий уровень патриотизма у этих детей все равно оказался ниже, чем у детей с изначально высоким уровнем (Алена А., Маша С.). У последних динамика наблюдалась, но не такая значительная, так как формируемая в ходе нашей исследовательской работы база патриотических чувств, любви к своему селу и его культуре у них уже была. Детей с отсутствием всяких продвижений к повышению патриотического самосознания в экспериментальной группе не было. Поставленные нами задачи в процессе исследовательской работы были реализованы. Таким образом, наша гипотеза подтвердилась частично, так как для формирования патриотизма необходимо большее количество часов. Наша работа способствовала привитию гордости за свою страну и за родной край, и по итогам проведенной системы занятий и экскурсий с детьми подросткового возраста наблюдалась положительная динамика в отношении учащихся к истории села, его архитектуре, традициям, ценностям, быту. Все испытуемые стали больше ценить и уважать его прошлое и настоящее, кто-то в большей степени, а кто-то, в силу разных причин, - в меньшей (в связи с индивидуальными особенностями – усидчивостью, внимательностью, наблюдательностью и умением слушать – и количеством посещенных занятий). Для идеального результата необходимо продолжать внеклассную работу с патриотической направленностью систематически и в дальнейшем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные подходы к организации патриотического воспитания в кадетской школе и их эффективность
Данная статья опубликована в рамках сборника материалов всероссийской научно-практичнской конференции "Воспитательная система. Вызовы современности"...
ОСНОВНЫЕ ТЕЗИСЫ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
«Влияние SMS-языка на русскую речь»...
Тезисы к исследовательской работе "Одежда для школы. Стиль, красота и здоровье", 10 кл..
Одежда для школы. Стиль, красота и здоровье.Сабирзянова Лейсан, Краюшкина КристинаМАОУ «Средняя школа №146 с углубленным изучением отдельных предметов» Ново-Савиновского района г. Казани, ...
Из опыта работы "Патриотическое воспитание в школе"
Из опыта работы по теме...
Из опыта работы. Патриотическое воспитание в школе на уроках русского языка и литературы.
Аннотация.Воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого, ...