Рабочая программа по истории и культуре мордовского края 7 класс ФГОС
рабочая программа по краеведению (7 класс) на тему

Абрамова Наталья Владимировна

Рабочая программа по истории и культуре мордовского края предназначена для 7 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kr_7.doc113 КБ

Предварительный просмотр:

 

Пояснительная записка

Курс «История и культура мордовского края» внесен в инвариантную часть регионального Базисного плана. Его преподавание ведется в 5-9 классах (по 17 часов в каждом).

Программа соответствует учебнику История и культура Мордовского края в ХVII - XVIII веке. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. Под редакцией профессора Н.М. Арсентьева. Рекомендовано Министерством образования Республики Мордовия. Саранск. Издательский центр Историко-социологического института МГУ им. Н.П. Огарева. 2007

Планируемые предметные результаты.

Учащиеся должны овладеть умениями:

  • определять и объяснять понятия;
  • уметь выделять главную мысль, идею в учебнике;
  • рассматривать общественные явления в развитии;
  • анализировать исторические явления, процессы, факты, обобщать и систематизировать полученную информацию;

• уметь выбрать и использовать нужные средства для учебной деятельности;

• составлять описание памятников, предметов труда, зданий, произведений искусства;

• называть характерные и существенные черты экономического, социального, духовного и политического развития.

При составлении программы учитывались современные требования к школьному историческому образованию. Это, во-первых, учет многомерности и полифундаментальности общества, его анализ на основе принципа взаимодополнительности с позиций сочетания цивилизационного, географо-антропологического, культурно-психологического подходов, что позволяет, с одной стороны, выделить главные критерии развития мира по восходящей линии — человеческое изменение, утверждение общечеловеческих ценностей, а с другой, рассматривать каждую из структур общества (культуру, науку, экономику, политику, военное искусство и т. д.), каждого из субъектов социально-экономической структуры (класс, коллектив, личность и т. д.) как равноценные конкретные измерения того общественного целого, в которое они входят.

Во-вторых, учет многоуровневости исторического процесса, где дополняют друг друга и синтезируются события разных уровней: всемирного, федерального, регионального, школьного. Данное обстоятельство делает программу примерной, допускает творческий подход к ее реализации, что определяется конкретным историко-географическим положением школы, района, города.

В-третьих, в основу программы заложен многофакторный подход. Среди факторов, оказавших влияние на развитие истории и культуры мордовского края, особая роль отводится геополитическим, демографическим, личностно-психологическим, религиозным и другим.

Преподавание курса имеет ряд особенностей. Оно требует максимального развития самодеятельности, активности учащихся. Продуктивной является идея деятельностного освоения изучаемого материала — включение учащихся в поисково-экспедиционную работу, охрану природы, изготовление учебно-наглядных пособий, создание самодеятельных студий, мастерских (по вышиванию, резьбе по дереву и т. д.) и даже кооперативов. Особое место должны занимать уроки-экскурсии, работа учащихся в архивах, музеях, где они имеют возможность соприкасаться с историческими памятниками, первоисточниками, подлинными документами.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

В результате изучения курса учащиеся должны овладеть определенными знаниями и умениями по темам:

Тема I. Мордовский край в XVII веке.

В результате изучения данной темы учащиеся должны:

знать: основные события социально - экономического, политического и духовного кризисов, поразивших русское общество в XVII веке; о формировании и развитии феодальных отношений; о различных категориях феодально-зависимого крестьянского населения: государственных, дворцовых, монастырских, помещичьих, о закрепощении мордовского, татарского и русского крестьянства; о формировании и развитии феодальных отношений; о различных категориях феодально-зависимого крестьянского населения: государственных, дворцовых, монастырских, помещичьих, о закрепощении мордовского, татарского и русского крестьянства.

уметь: работать с дополнительной, энциклопедической литературой, сравнивать, устанавливать причинно – следственные связи, работать по карте; работать с историческими источниками, дополнительным материалом, анализировать полученный материал.

Понятия: Смута, ясачные люди, ясак, нанайцы, тяглое население, верста, сановник, сажень, посадские люди, засека, служилые люди, дьяк, подьячий, стоьники, дворцовые, монастырские, помещичьи крестьянебобыль, починок, выставка, слобода, дрань, луб, целина, перелог, трехполье, солод, шорник, бондарь, поташ, гостиный двор, целовальник, Соборное уложение 1649 г, Земский собор.

Тема II. Мордовский край в XVIII веке.

В результате изучения данной темы учащиеся должны:

знать: : о петровских преобразованиях в административно-государственной сфере; устройстве и управление мордовскими землями в XVIII в, экономическом развитие Мордовии в петровское время; о нарастании социальной напряженности; о кризисе крепостничества; крестьянской войне под предводительством Е. И. Пугачева в мордовском крае.

уметь: сравнивать, выделять причины, ход, значение исторического события, выделять главное дополнительной литературой

Понятия: рекрутская повинность, кереметь, гумно, десятина, генеральное межевание, ревизская душа, барская запашка, барщина, оброк десятинная пашня, аршин, берковец, мануфактура, пуд, толмвч, патриарх, миссионер, дубье, реквизиция, колесо, глаголь.

Тема III. Культура народов мордовского края в XVII - XVIII вв.

В результате изучения данной темы учащиеся должны:

знать: духовную культуру мордовского края XVII века. Церковный раскол. Об изменениях в материальной культуре мордовского края в XVIII веке

уметь: выделять главное, определять роль личности в истории, кратко излагать исторический материал, вести дискуссию, устанавливать причинно – следственные связи, выделять исторические закономерности; кратко и развернуто давать ответы, оперировать понятиями, выбирать главное при составлении хронологической таблицы, анализировать источники, сравнивать, описывать исторические явления и давать характеристику произведениям искусства.

Понятия: пестрядь, мерлушка, онуча, мишари, стан, позумент, гарус, дод, мутовка, гужевой, «мокшаны», «суряки», мировоззрение, православие, мордовская религия, озкст, народный этикет, коляда, лашман, тамга, вотчинная школа, устно-поэтическое творчество, Константинополь, Оттоманская Портавалахия, рескрипт.

Содержание

Мордовский край в XVII веке

Политико-административное устройство мордовских земель в XVII в.

События смутного времени в мордовском крае. Участие мордовского народа в борьбе против польско-шведских интервентов и кочевых народов.

 Административное устройство и управление мордовским краем в XVII веке. Организация и системы управления государственным, вотчинным, воеводским, дворцовым населением. Формирование уездной администрации. Привлечение к управленческим функциям местной верхушки. Участие жителей края в сторожевой и гарнизонной службе. Мордовские и татарские князья. Заселение мордовского края русскими служилыми людьми.

 Формирование и развитие феодальных отношений. Дальнейшая государственная, дворянская и крестьянская колонизация края. Категории феодально-зависимого крестьянского населения: государственные, дворцовые, монастырские, помещичьи. Бегство как форма миграции.

Экономическое и социальное развитие. Роль и место городов-крепостей в развитии края. Новые явления в экономике. Ремесла. Новые промыслы. Торговля. Состояние сельского хозяйства. Складывание товарно-денежных отношений.

Гражданская война под предводительством. Ст. Разина в мордовском крае (1670 г.). Предпосылки гражданской войны. Антикрепостническое движение в мордовском крае. Сподвижники. Ст. Разина: Акай Беляев, Алена Темниковская. Последствия гражданской войны и ее оценка.

Мордовия в XVIII веке

Петровские преобразования в административно-государственной  сфере.  Устройство и управление  мордовскими землями в XVIII в. Социальный и национальный состав сельского населения. Изменения в жизни деревни. Основные тенденции развития сельского хозяйства. Формы собственности.

 Налоги и повинности посадского и крестьянского населения. Замена подворного обложения подушным. Государственная подать и владельческий оброк. Повинности в пользу государства и частных владельцев.

Экономическое развитие мордовского края в петровское время. Развитие ремесел и возникновение мануфактур. Поташное, винокуренное и железоделательное производства. Города мордовского края, их место в экономике края. Рост товарно-денежных отношений. Усиление экономических связей мордовского края с другими регионами.

Христианизация. Культурологические последствия христианизации.

Нарастание социальной напряженности. Кризис крепостничества. Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева в мордовском крае. Продвижение основных сил Пугачева через мордовские земли. Подавление восстания. Последствия гражданской войны и ее оценка.

Культура населения мордовского края

Изменения в материальной культуре. Орудия труда. Бытовая культура. Жилище, одежда, пища. Национальные особенности. Семья и  родственные  отношения. Народные праздники. Начало формирования дворянского поместья как культурологического типа (поместия Полянских, Струйских, Румянцевых, Кикиных).

Духовная культура. Письменность. Счет. Календарь. Народная медицина. Устное народно-поэтическое творчество. Музыкальное искусство. Религия мордвы. Мировоззрение.

Наши знаменитые земляки. Серафим Саровский. Федор Сараев. Федор Ушаков. Петр Румянцев-Задунайский.

Требования к уровню подготовки учеников 7 класса

В результате изучения истории и культуры мордовского края ученик 7 класса должен

знать/понимать

  • основные этапы и ключевые события истории мордовского края;
  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
  • изученные виды исторических источников;

уметь

  • соотносить даты событий истории мордвы с веком;
  • определять последовательность и длительность важнейших событий истории;
  • рассказывать о важнейших исторических событиях, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников;
  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории мордовского края;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

  • использования знаний об историческом пути и традициях мордвы в общении с людьми разных культур, национальной и религиозной принадлежности;

понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни.

Тематическое планирование по дисциплине

«История и культура Мордовского края»

№ п/п

Наименование

разделов

Максимальная нагрузка учащегося, ч.

Из них

Теоретическое обучение, ч.

Лабораторные и практические работы, ч.

Контрольная работа, ч.

Экскурсии, ч.

Самостоятельная работа, ч.

I.

Раздел «Мордовский край в XVII веке  »

6

5

1

II.

Раздел «Мордовский край в XVIII веке»

7

6

1

III.

Раздел: «Культура народов мордовского края»

4

2

1

1

 

Итого

17

13

3

1

Календарно - тематический план

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Из них

План

Факт  

Лабораторные и практические работы, ч.

Контрольная работа, ч.

Повторение изученного. Входная контрольная работа

1

1

Раздел: Мордовский край в XVII веке  

Мордовский край в структуре Российского государства. Работа над ошибками

1

Мордовский край в годы Смуты

1

Управление краем и развитие феодальных отношений

1

Занятия населения мордовского края

1

Крестьянская война под предводительством С. Разина.

1

Раздел: Мордовский край в XVIII веке

Мордовский край в годы Петровских реформ

1

Состояние сельского хозяйства

1

Хозяйство и повинности крестьян.

1

1

Контрольная работа по итогам I четверти 

1

Работа над ошибками.  Промышленность и торговля

1

Христианизация мордвы и татар

1

Крестьяне и крепостной строй

1

Раздел: Культура народов мордовского края

Экскурсия: Быт.

1

Религия и духовная культура.

1

Личность в истории

1

Контрольная работа "Мордва XVII-XIII в."

1

1

ИТОГО:

17

3

Учебно-методическое обеспечение:

  1. История и культура мордовского края в XVII-XVIII веках. Э.Д. Богатырев, Н.В. Заварюхин, Т.Ю, Задкова; под ред. Н.М. Арсентьева, Издат. Центр ИСИ МГУ им. Н.П. Огарева. – Саранск, 2009.
  2. Бахмустов С. Б., Лаптун В. И. Разорванное ожерелье.— Саранск, 1991.
  3. Воронин И. Д. Саранск: историко-документальные очерки.— Саранск, 1961.
  4. Воронин И. Д. Достопримечательности Мордовии. Природные, исторические, культурные.—2-е изд.— Саранск, 1982.
  5. Заварюхин Н. В. Очерки по истории мордовского края периода феодализма.— Саранск, 1993.
  6. Лузгин А. С. Промыслы Мордовии.— Саранск, 1993.
  7. Мордовский народный костюм.— Саранск,  1990.
  8. Традиционное и новое в культуре народов России.— Саранск, 1992.
  9. Чистякова Е, В., Соловьев В. М. Степан Разин и его соратники.- М.: Мысль, 1988.
  10. Юрченков В. А. Хронограф или Повествование о мордовском народе и его истории.— Саранск, 1991.
  11. информационно-справочный портал www.library.ru, www finnougoria.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории и культуре мордовского края 6 класс 2014-2015

Рабочая программа по истории и культуре мордовского края 6 класс  2014-2015...

Рабочая программа по истории и культуре мордовского края 7 класс 2014-2015

Рабочая программа по истории и культуре мордовского края 7 класс 2014-2015...

Рабочая программа по истории и культуре мордовского края 9 класс 2014-2015

Рабочая программа по истории и культуре мордовского края 9 класс 2014-2015...

Рабочая программа по истории и культуре мордовского края 9 класс 2014-2015

Рабочая программа по истории и культуре мордовского края 9 класс 2014-2015...

Рабочая программа по истории и культуре мордовского края 5 класс ФГОС

Рабочая программа по истории и культуре мордовского края предназначена для учащихся 5 класса...

Рабочая программа по истории и культуре мордовского края 6 класс ФГОС

Рабочая программа по истории и культуре мордовского края предназначена для 6 класса ФГОС...