Рабочая программа по истории и культуре мордовского края 9 класс 2014-2015
рабочая программа по истории (9 класс) на тему
Рабочая программа по истории и культуре мордовского края 9 класс 2014-2015
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programa_ikmk_9.docx | 50.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Болотниковская основная общеобразовательная школа»
Лямбирского муниципального района Республики Мордовия
Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры естественно-математических дисциплин Заведующая кафедрой: _______________/Л.С.Мусалеева/ Протокол №_______ от «____»___________20___г. | «Утверждено» Директор МКОУ «Болотниковская ООШ» _____________ /О.В. Ваняшкина/ Приказ № от «_____»__________________20__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «История и культура мордовского края»
в 9 классе
на 2014-2015 учебный год
Составитель:
учитель истории и обществознания
МКОУ «Болотниковская ООШ»
Занкина Светлана Владимировна
2014г
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе программы курса для 5-9 классов общеобразовательных учреждений Министерства образования Республики Мордовия, методических рекомендаций для основной школы под редакцией авторского коллектива Н.М.Арсентьева.
Данная программа содержит план изучения учебного материала по курсу «История и культура мордовского края» для 6 класса.
Одним из важнейших вопросов современного российского образования является формирование его региональной составляющей. В федеральном Базисном учебном плане 2004 г. Министерство образования России рекомендует выделять не менее 10 % общего нормативного времени на региональный (национально-региональный) компонент. В Мордовии с 1998 г. Изучается предмет «История и культура мордовского края», издаются программы и учебники для 5-9 классов.
В соответствии с рекомендациями МРИО, учебным планом МКОУ Болотниковская ООШ на 2014-2015 учебный год в школе ведется преподавание курса «История и культура мордовского края».
Цели изучения:
Изучение истории и культуры мордовского края в соответствии с современными требованиями к школьному историческому образованию направлено на достижение следующих целей:
- освоение учащимися знаний о важнейших событиях и процессах истории Мордовии в их взаимосвязи с историей России и хронологической последовательности;
- овладение элементарными методами исторического познания, навыками работы с историческим источником, исторической картой;
- воспитание патриотических чувств, уважения к истории и традициям малой Родины, трепетного отношения к историческому и культурному наследию;
- формирование ценностных ориентаций в ходе знакомства с исторически сложившимися этнокультурными, религиозными традициями республики;
- приобретение умения применять знания о системах социальных норм и ценностей для ориентации в полиэтническом и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии.
Место предмета в базисном учебном плане.
Программа по курсу «История и культура мордовского края» для основной школы РФ, Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ отводит 17 часов для изучения курса из расчета 0,5 часа в неделю. Примерная программа составлена с учетом требований базисного учебного плана. Курс «История и культура мордовского края» в 6 классе ведется в соответствии с программой для общеобразовательных школ без добавлений и изменений
Общая характеристика предмета:
Преподавание курса истории и культуры Мордовии основано на нижеприведенных принципах.
- Необходимо подвести школьников к осознанию тесной взаимосвязи истории Мордовии с российской историей, которая выражается и в том, что события и закономерности общероссий-
кой истории нашли свое отражение в регионе, и в том, что многие уроженцы республики (Никон, Ф. Ушаков, С. Д. Эрьзя и др.) стали неотъемлемой частью политической, военной истории и культурного достояния России. Поэтому особое внимание в программе курса должно быть уделено проблемам геополитического положения Мордовии, ее вхождения в состав единого Российского государства, создания МАССР, места и роли современной Республики Мордовия в российском социально-экономическом, политическом, культурном пространстве.
• С другой стороны, в ходе изучения предмета следует отразить цивилизационные особенности региона: многонациональную и поликонфессиональную специфику края. Реализации этой задачи способствует социокультурный подход: большое внимание должно быть уделено традициям, религии, мифологии, фольклору народов республики.
• Историко-культурный компонент в определенной мере должен восполнить недостаток школьного курса истории, выражающийся в дефиците внимания к проблемам духовной культуры. Важно, что этот аспект раскрывается не только тогда, когда речь идет о высших достижениях культуры, но и при изучении повседневной жизни населения, быта, социальных норм.
• Историко-психологический метод продуктивен в подаче учебного материала, призван помочь детям взглянуть на исторические события, поведение людей прошлого с учетом особенностей психологии людей, этических норм и нравов той эпохи.
• В то же время современная система ценностей (свобода человека, права личности, ценность человеческой жизни, демократические нормы) является базовой в оценке результатов исторических преобразований, мерилом достижений населения края.
• С целью избежать схематизации исторических явлений следует формировать у учащихся представление об истории как о живом процессе, особое внимание уделив роли личности в истории, причем не только известного политика, военачальника, деятеля культуры, но и обычного горожанина, крестьянина, дворянина, священника, внесшего свой посильный вклад в историю.
. Целесообразно использование элементов филологического метода в преподавании истории и культуры Мордовии. Язык является богатым историческим источником: он помогает объяснить происхождение топонимических понятий, в нем скрыта этимология имен и фамилий. Язык исторических текстов позволяет воссоздать живую картину прошлого, отразить колорит эпохи, приблизиться к пониманию представлений, стиля мышления людей прошлого.
• Должное внимание следует уделить исторической географии. Поскольку границы мордовского края исторически изменчивы, а большая часть мордовского населения живет за пределами современной республики, очевидна необходимость изучения географических рамок расселения мордовской диаспоры, анализа современного географического положения Мордовии, его связи с особенностями исторического развития региона.
Одним из важнейших вопросов современного российского образования является формирование его региональной составляющей. В федеральном Базисном учебном плане 2004 г. Министерство образования России рекомендует выделять не менее 10 % общего нормативного времени на региональный (национально-региональный) компонент. В соответствии с рекомендациями МРИО, учебным планом МКОУ Болотниковская ООШ на 2014-2015 учебный год в школе ведется преподавание курса «История и культура мордовского края». Программа рассчитана на учащихся 5-9 классов, 1 час в неделю - 17 ч. в год.
Опора на вышеназванные базовые исторические принципы позволит реализовать многофакторный подход к изучению истории и культуры мордовского края: раскрыть геополитические, экономические, социально-демографические, религиозные факторы развития региона, а также сформировать у детей представление о сложности, многосторонности любого исторического явления и процесса.
Психолого-педагогические принципы должны учитывать возрастные особенности учащихся, они обусловлены задачами развивающего обучения. Важно, чтобы ребенок был не пассивным потребителем исторической информации, а деятельным участником процесса познания и обучения.
• Важным дидактическим приемом преподавания курса «Родиноведение» в 5 классе и курса истории Мордовии в 6 классе является опора на жизненный опыт Учащихся. Этому могут помочь составление родословной, изучение происхождения имен и фамилий, судеб предков, летописи школы, биографий улиц и т. д. Необходимо вводить школьников в мир истории через вещно-материальную среду: архитектурные памятники, старинные монеты, семейные фотографии и т. д.
• Результативным, на наш взгляд, должно стать использование игровых технологий в виде системы творческих заданий (исторические сочинения от первого лица, составление исторических карт, составление герба своего рода и т. д.)- Главная задача - заинтересовать ребенка, пробудить уважение к прошлому, научить видеть историю в себе, своей семье, предметах быта, названиях улиц, городов.
Учащиеся подросткового возраста (7—9 классов) склонны к реальной практической деятельности, познанию мира и самопознанию. На этом этапе обучения возникают возможность и необходимость развития абстрактного мышления, формирования понятийного аппарата школьников.
Конкретное воплощение данная идея может находить в решении проблемных задач, когда учащиеся отвечают на вопросы, требующие не только знания фактов, но и логического мышления, анализа исторической ситуации, сопоставления возможных вариантов развития событий. Работа с историческими документами и с историческими терминами способствует развитию аналитических способностей, овладению методикой научного анализа.
• Наглядность обучения - важный дидактический принцип, необходимый в преподавании курса. Карты, схемы, таблицы, иллюстрации должны сопровождать все материалы учебно-методического комплекса и сам процесс обучения, способствуя лучшему усвоению материала учащимися и облегчая работу учителя.
Вышеназванные исторические и дидактические принципы призваны способствовать реализации и развитию способностей, интересов детей, приобретению ими опыта познания и самопознания, подготовить их к осуществлению выбора образовательной и профессиональной траектории, сформировать общенациональное самосознание, исторический оптимизм, воспитать учащихся в духе толерантности и уважения к истории родного края и России в целом.
Место предмета в учебном плане:
На изучение курса ИКМК отводиться 17 часов, 1 час в неделю.
Тематическое планирование
№ п/п | Название главы | Кол-во часов | Самостоятельная работа | Контрольная работа |
1 | МОРДОВИЯ В НАЧАЛЕ XX в.: РЕВОЛЮЦИЯ ИЛИ РЕФОРМЫ? | 4 | 1 | |
2 | МОРДОВИЯ В ПЕРИОД ВЕЛИКИХ ПОТРЯСЕНИЙ (1917-1920-е гг.) | 2 | 1 | 1 |
3 | МОРДОВИЯ В ПЕРИОД ВЕЛИКИХ ПОТРЯСЕНИЙ (1917-1920-е гг.) | 3 | 1 | |
4 | МОРДОВИЯ В УСЛОВИЯХ ВОЙНЫ И ПОСЛЕВОЕННОГО ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКИ | 3 | 1 | 1 |
5 | МОРДОВИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX - НАЧАЛЕ XXI в. | 4 | 1 | |
6 | Урок обобщения за курс ИКМК 9 класс | 1 | 1 | 1 |
ИТОГО | 17 | 6 | 3 |
Содержание учебного курса
Тема: МОРДОВИЯ В НАЧАЛЕ XX в.: РЕВОЛЮЦИЯ ИЛИ РЕФОРМЫ?
Урок1. Территория и население мордовского края в начале XX в.
Территория и социальная структура. Губернии, из состава которых сформировалась будущая Мордовия. Численность мордвы и населения края по переписи 1897 г. Состояние урбанизации. Социальная структура мордовского края. Основные тенденции эволюции сословий.
Состояние сельского хозяйства. Технология аграрного производства. Технологический прогресс. Показатели урожайности. Состояние землевладения и землепользования. Земельный голод и его причины. Промыслы, промышленность, торговля и транспорт. Эволюция промыслов. Промыслы местные и отхожие. Изменения в распределении трудовых нагрузок в семье. Мероприятия земств по развитию промыслов. Отрасли промышленности, представленные в Мордовии. Изменения в структуре транспорта и торговли. Национальный и сословный состав. Национальный состав населения. Этноструктура мордвы. Мокша, эрзя, шок-ша, терюхане, каратаи. Генезис мордовской интеллигенции. Социальные конфликты. Рост социального противостояния. Агитационная деятельность оппозиционных сил. Формы аграрного сопротивления.
Политические организации на территории Мордовии. Оформление первых эсэровских ячеек в 1903-1905 гг. Деятельность членов РСДРП среди населения края. Газета «Искра» о положении в Мордовии. Канонизация Серафима Саровского. Приезд императорской семьи. Поток богомольцев в Саровскую пустынь.
Урок 2. Революция 1905—1907 гг. в мордовском крае
Нарастание социально-политической активности рабочих и крестьян. Причины революции: аграрная перенаселенность, низкая социальная защищенность рабочих, несоответствие политического строя модернизационным ожиданиям общества, экономический кризис 1903 г. Неудачный ход русско японской войны и участие в ней представителей Мордовии.
Специфика революционного движения в Мордовии. Февральские выступления железнодорожников. Пробуждение революционной активности крестьянства. Октябрьская всероссийская политическая стачка в Мордовии. Реакция I крае на императорский манифест от 17 октября.
«Рузаевская республика». Декабрь 1905 г. в Мордовии. Избрание распорядительного комитета и его деятельность. Руководители «Рузаевской республики». Формирование Центрального стачечного комитета Московско-Казанской железной дороги. Подавление восстания. Введение в крае положения об усиленной охране.
Возникновение профсоюзных и политических организаций. Появление отделений Всероссийского железнодорожного союза. Первые профсоюзные организации. «Всероссийский союз учителей». Крестьянские комитеты и крестьянские съезды. Земское либеральное движение. Партийная палитра Мордовии в условиях Первой русской революции.
Мордовия в условиях спада революции. Выборы в первую Государственную думу и деятельность в ней представителей Мордовии. Снижение революционной активности в 1906 г. и фактическое свертывание сопротивления в 1907 г.
Урок 3. Мордовский край в условиях реформ Петра Столыпина
Попытки экономических преобразований. Реализация указа от 9 ноября 1906 г. в Мордовии. Борьба между общинниками и хуторянами, «отрубниками». Ускорение социального расслоения в деревне. Проведение переселенческой политики.
Деятельность земств по реализации реформ: агитационная, образовательная, выставочная, кредитная, землеустроительная и т. д.
Итоги реформ. Обновление техники и технологий производства. Рост урожайности. Интенсификация и специализация сельского хозяйства. Увеличение промышленного производства. Начало деятельности банковского капитала в Мордовии. Социальное расслоение.
Общественно-политическая жизнь. Партийная работа на территории Мордовии. Выборы в третью и четвертую Государственные думы.
Урок 4. Мордовия в годы Первой мировой войны
Патриотический подъем населения. Местная пресса о настроениях населения.
Положение промышленности в годы Первой мировой войны. Перестройка экономики на военный лад. Военные заказы и рост производства. Мобилизации и их влияние на положение в промышленности.
Состояние сельского хозяйства. Влияние войны на состояние аграрной сферы. Положение крестьянских и помещичьих хозяйств. Использование труда беженцев, военнопленных, привлечение к уборочной кампании школьников. Состояние закупок сельскохозяйственной продукции для армии и городов. Дороговизна и дефицит товаров. Меры земств и городских самоуправлений по упорядочению торговли. Рост кооперативного движения. Усиление вмешательства местных властей в повседневную жизнь.
Политическая жизнь в годы войны. Характер противостояния общества и власти в регионе. Выступления рабочих, крестьян и мобилизованных.
Тема: МОРДОВИЯ В ПЕРИОД ВЕЛИКИХ ПОТРЯСЕНИЙ (1917-1920-е гг.)
Урок 5. Февральская революция на территории края
Начало революции. Проникновение известий о февральских событиях в Мордовию. Первые митинги и демонстрации.
Формирование новой вертикали власти. Изменения в системе власти. Назначение комиссаров и формирование уездных исполнительных комитетов. Реализация законов о земском и городском самоуправлении в Мордовии.
Общественно-политическая жизнь в период революции. Взлет политической активности. Возникновение Совете Изменения в партийной жизни края. Профсоюзное движ ние. I съезд мелких народностей Поволжья. Возникновение Мордовского культурно-просветительного общества. «Воззвание к мордовскому народу». Зарождение идеи мордовскс культурной автономии. М. Е. Евсевьев. От Февраля к Октябрю. Аграрная и экономическая пол: тика Временного правительства и реакция на нее на места Кризисы власти. Комитеты спасения революции в Морд вии. Рост социальной напряженности. «Черный передел Выступления солдат. Бессилие власти.
Урок 6. Мордовия в годы Октябрьской революции и Гражданской войны
Октябрьская революция. Первые декреты советской власти. Влияние Декрета о мире, «Декларации прав наодов России» на местное население. Реализация Декрета земле.
Установление советской власти на территории края .Формы, методы и сроки победы большевиков в уездных центрах и на селе. Результаты выборов в Учредительное собрание по Мордовии.
Начало Гражданской войны. Политика продовольственой диктатуры. Создание комбедов. Активное изъятие хлеба и рост крестьянского сопротивления. Антиболыпевистские и религиозно-монархические мятежи. «Чапанное движение» в Мордовии. Действия карательных органов: ЧК и ЧОНов. Боевые действия на территории края в годы Гражда! ской войны. Захват Чехословацким корпусом Пензы и пер| несение губернского центра в Рузаевку. Формирование ча< тей и подразделений Восточного и Южного фронтов. Сел Пайгарма Рузаевского уезда — местопребывание штаба политотдела Восточного фронта. Мобилизационный отде 1-й армии в Саранске. Мобилизационные мероприятия советской власти. Восстание Ф. К. Миронова.
Политика «военного коммунизма» и ее последствия. Н; ционализация торгово-промышленных заведений. Создание УСНХ. Использование промышленного потенциала региона для военных нужд. Рост безработицы и борьба с ней. Свертывание аграрного производства. Первенцы коллективного землепользования. Торжество натурального обмена и крах денежной системы. «Черный рынок» и мешочничество.
Тема: СОВЕТСКАЯ МОДЕЛЬ МОДЕРНИЗАЦИИ В МОРДОВИИ
Урок 7. Мордовский край в годы Новой экономической политики
Причины поворота к НЭПу. Активизация крестьянских восстаний. Голод 1921 г. в Мордовии.
Особенности восстановления сельской экономики. Медленная реанимация аграрной сферы. Неурожай 1924 г. Восстановление довоенных показателей к 1928 г. Классовая политика государства. Рост числа середняков. Всплеск земельных разделов в конце 1920-х гг. Дробление и обнищание деревни.
Промышленное развитие края. Переход к многоукладной экономике в Мордовии. Сдача в аренду и перевод на хозрасчет национализированных предприятий. Промышленное строительство. Первые электростанции.
Противоречия социально-политического развития. Проблема малоземелья. Недостаток промышленной продукции. Перенаселенность в деревне и рост безработицы. «Второе рождение общины». Противостояние общинных и советских органов на селе.
Культура мордовского края в 1920-е гг. Реализация декрета о ликвидации неграмотности в Мордовии. Деятельность общества «Долой неграмотность». Рост школ и числа учащихся. Расширение сети культурно-просветительных учреждений: изб-читален, библиотек, музеев, кинотеатров и т. д. Зарождение национальной печати. Научно-исследовательская деятельность национальной интеллигенции.
Урок 8.Общественно-политическая жизнь Мордовии в 1920-1930-е гг.
Поиски форм национальной государственности. Национальная политика большевиков. Первые решения о самоопределении мордвы на уездных съездах Советов. Мордовский отдел при Наркомнате. Всероссийский съезд коммунистов мордовской национальности (июнь 1921 г.) и его решения. Декрет «Об изменениях в составе Тамбовской губернии». Образование мордовских сельских Советов и волостей в 1925-1928 гг. Районирование Среднего Поволжья и создание Мордовского округа (июль 1928 г.).
10 января 1930 г. — образование Мордовской автономной области. Органы власти и управления. Выбор столицы мордовской государственности. Преобразование Мордовской автономной области в Мордовскую Автономную Советскую Социалистическую Республику в 1934 г. Принятие Конституции МАССР и вхождение республики напрямую в состав РСФСР.
Культура Мордовии в 1930-е гг. Становление мордовской национальной школы. Подготовка интеллигенции. Рост вузов, техникумов, училищ и рабфаков. Решение задачи всеобщего начального обучения и перевод образования на всеобщее семилетнее обучение. Развитие национальной печати, литературы, театра, изобразительного и музыкального искусства. Л. П. Кирюков. Л. И. Воинов. И. М. Яушев. Ф. В. Сычков. С. Д. Эрьзя. А. П. Рябов. НИИМК и становление научной деятельности.
Урок 9. Модернизационные процессы 1930-х гг. в Мордовии
Поворот руководства СССР в конце 1920-х гг. в сторону форсированной индустриализации. Планы первых пятилеток в области промышленного развития Мордовии. Задача превращения Мордовии из аграрного в индустриально-аграрный регион. Трудности с реализацией планов. Возникновение новых отраслей промышленности: химической, строительных материалов, мясной, консервной и др. Изменения в численности и структуре населения. Рост рабочего класса республики. Проблема обеспечения предприятий инженерно-техническими кадрами.
Курс на развертывание сплошной коллективизации. Планы, особенности проведения, основные итоги и последствия коллективизации для деревни Мордовии. Голод 1932/33, 1936/37 гг. в сельской местности. Попытки организационно-хозяйственного укрепления колхозно-совхозной системы, меры по повышению культурно-образовательного уровня села и т. п. Переход от экономического вытеснения зажиточных хозяйств к политике «ликвидации кулачества как класса» в конце 1929 г. Цели и задачи раскулачивания. Раскулачивание и массовые депортации крестьянских семей из Мордовии в начале 1930-х гг. Последствия раскулачивания. «Большой террор» 1937-1938 гг. против «бывших кулаков».
Развитие командно-административной системы. Репрессии 1930-х гг. в Мордовии. Политическое господство ВКП(б), необходимость концентрации ресурсов для форсированной модернизации, становление режима личной власти И. В. Сталина как истоки складывания командно-административной системы. Репрессии как метод подстегивания темпов модернизации и контроля над обществом. «Чистки» во властных структурах и в партии. Острова ГУЛАГа в Мордовии.
Советская власть и церковь. Конфессиональная ситуация накануне 1917 г. Отношение РПЦ к первым мероприятиям советской власти. Реализация декрета об отделении церкви от государства в Мордовии. Изъятие церковных ценностей во время голода 1921—1922 гг. Обновленческое движение. Закрытие монастырей. Ликвидация Саровской пустыни и изъятие мощей Серафима Саровского. Местные организации Союза воинствующих безбожников. 1930-е гг. — новый этап во взаимоотношениях власти и церкви. Массовое закрытие приходских храмов. Разрушение народных устоев и трудности в привитии новых традиций.
Тема: МОРДОВИЯ В УСЛОВИЯХ ВОЙНЫ И ПОСЛЕВОЕННОГО ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКИ
Урок 10. Уроженцы Мордовии на фронтах Великой Отечественной войны
Начало Великой Отечественной войны. Участие солдат и офицеров из Мордовии в героической обороне рубежей СССР. Уроженцы республики в битвах за Ленинград и Москву, в сражениях под Сталинградом и на Курской дуге. Наступательные бои 1944—1945 гг. Освобождение Восточной Европы, разгром фашистской Германии и ее союзников.
Герои Советского Союза - уроженцы Мордовии (М. П. Девятаев, И. С. Кудашкин, В. И. Чудайкин, Б. М. Зайцев и др.). Советские военачальники из Мордовии (М. А. Пуркаев, И. В. Болдин, С. К. Горюнов и др.).
Формирование в Саранске воинских подразделений -409-го стрелкового полка, 259-го запасного лыжного полка, лыжных батальонов. Размещение на территории республики оперативных аэродромов, расквартирование авиаполков и т. д. Мордовская АССР — база формирования 326-й Рославльской стрелковой дивизии. Боевой путь дивизии. Организация отрядов народного ополчения: сводного отряда и специальных команд (саперов, связи, химзащиты). Строительство оборонительных рубежей на территории Мордовии по берегам Мокши и Суры.
Урок 11. Мордовия — составная часть тыла
Перевод народного хозяйства Мордовской АССР на военный лад. Эвакуация в республику предприятий Украины, Белоруссии и др. Ввод в строй Саранского механического завода, завода «Электровыпрямитель». Создание фундамента для послевоенного развития крупной промышленности. Организация социалистического соревнования на предприятиях Мордовии, работа комсомольско-молодежных бригад. Рост удельного веса труда женщин и подростков в народном хозяйстве республики. Кризисные явления в сельском хозяйстве МАССР в военные годы: сокращение посевных площадей и урожайности, ослабление материально-технической базы, распространение голода и инфекционных болезней, уменьшение трудоспособного населения колхозов. Трудности в обеспечении фронта и промышленности необходимым продовольствием и сырьем. Сбор средств в поддержку Красной Армии. Помощь освобожденным районам.
Организация заботы об эвакуированных советских гражданах из оккупированных районов, о семьях военнослужащих. Мордовия — один из центров реабилитации советских воинов в Среднем Поволжье. Состояние народного образования в республике, деятельность культурно-просветительных учреждений. Изменения в общественно-политической жизни Мордовии. Работа партийных, комсомольских и профсоюзных организаций.
Урок 12. Восстановление и развитие Мордовии в послевоенный период (1945-1953 гг.)
Тяжелые последствия войны для промышленности Мордовии. Трудности перехода к мирной жизни. Задачи и проблемы реализации четвертого пятилетнего плана восстановления и дальнейшего развития народного хозяйства МАССР на 1946-1950 гг., пятого пятилетнего плана развития народного хозяйства МАССР на 1951—1955 гг. Строительство крупных предприятий союзного значения — инструментального, кабельного, молочного заводов, ТЭЦ-2 и т. д.
Положение в сельском хозяйстве МАССР после войны. Голод 1946-1947 гг. в деревне и его последствия. Мероприятия властей по укреплению колхозного строя, повышению трудовой дисциплины в колхозах, ужесточению мер уголовной и административной ответственности, усилению налогового гнета. Меры по улучшению материально-технической базы общественного производства, обеспечению его необходимыми специалистами. Политика укрупнения колхозов. Самоотверженный труд в послевоенной деревне. Герои Социалистического Труда — уроженцы Мордовии.
Проблемы социального развития в послевоенное десятилетие. Отмена карточной системы, денежная реформа, политика снижения цен на товары массового потребления. Общественно-политическая жизнь в республике. Усиление партийного руководства социокультурной сферой (литература, театр, кино, музыка и наука).
Осуществление задачи всеобщего 7-летнего образования I послевоенные годы, в первой половине 1950-х гг. - всеобщего среднего образования. Расширение сети культурно-просветительных учреждений, укрепление их материальной базы. Деятельность МГПИ им. А. И. Полежаева, НИИЯЛИ при Совете Министров МАССР. Творчество живописца Ф. В. Сычкова скульптора С. Д. Эрьзи.
Тема: МОРДОВИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX - НАЧАЛЕ XXI в.
Урок 13. Республика в годы реформ (1953—1964 гг.)
Переход на территориальную систему управления. Создание Мордовского экономического административного района во главе с Совнархозом. Характер, основные на правления и результаты деятельности Мордовского совнархоза. Достоинства и недостатки территориальной системы управления. Разделение органов власти на городские I сельские, изменения в системе управления и их результаты. Смещение Н. С. Хрущева. Восстановление предыдущих механизмов управления.
Противоречивый характер развития сельского хозяйства. Переход от позитивных сдвигов к волюнтаризму. Ре организация МТС: ее достоинства и недостатки. Укрупнение колхозов, переход к денежной оплате труда, политика : отношении личных подсобных хозяйств. Итоги аграрной политики в Мордовии к середине 1960-х гг.
Десталинизация советского общества и ее проявления : МАССР. Политическая система советского общества и орга низация власти в Мордовской АССР. Политическая роль об кома КПСС. Организация и функции системы Советов. Центральный аппарат управления народным хозяйством. Общественные организации и их политическая роль. Крупнейшие общественно-политические организации республики.
Изменения численности населения, его социального и национального состава. Рост городского населения. Развитие образования на территории республики. Цели, задачи и проблемы совершенствования системы образования. Открытие Мордовского госуниверситета. Расширение системы здравоохранения. Развитие учреждений культуры.
Урок 14. Мордовская АССР во второй половине 1960-х — 1980-е гг.
Хозяйственная реформа второй половины 1960-х гг. Проблема стимулирования промышленного производства. Переход к принципам самоуправления, самоокупаемости, самофинансирования. Результаты реформы на предприятиях Мордовии и ее противоречия.
Курс на ускоренное развитие национальных республик. Основные направления промышленного развития Мордовии. Структуры промышленного производства республики и ее дальнейшее развитие.
Меры по улучшению положения в сельском хозяйстве и их результаты. Достижение устойчивого роста сельскохозяйственной продукции. Влияние больших государственных программ на состояние сельского хозяйства Мордовии. Проявление неблагоприятных тенденций, тормозящих развитие отрасли.
Причины принятия Конституции МАССР 1978 г. и ее основные положения. Смена политического поколения в республике и его основные представители. Развитие побратимских связей Саранска и их влияние на общественно-политическую жизнь.
Изменения в демографическом, социальном и национальном составе населения. Рост миграции населения за пределы республики и его причины. Социальные приоритеты советского руководства и их реализация в условиях Мордовии. Дальнейшее развитие системы образования и медицинского обслуживания. Достижения в развитии науки.
Урок 15. Мордовия в период перестройки (1985—1995 гг.)
Нарастание кризисных явлений в советском обществе и их проявления. Экономические, социальные и политические проблемы, характерные для Мордовии. Причины перестройки.
Программа ускорения социально-экономического развития в промышленности и сельском хозяйстве республики. Её результаты и последствия. Изменение принципов функционирования советской экономики. Падение объемов производства.
Демократизация общественно-политической жизни. Гласность. Подъем политической активности населения. Начало эпохи альтернативных выборов. Кризис власти КПСС и усиление демократической оппозиции в Мордовии. Появление национального движения. Изменение политической системы СССР и МАССР. Принятие Декларации о суверенитете. Выборы Президента МССР и их результаты.
Начало радикальных экономических реформ и их влияние на состояние экономики республики. Социально-экономический курс Президента МССР. Дезорганизация системы управления. Ликвидация президентской власти в Мордовии. Эскалация политического кризиса в республике и пути его преодоления. Конституционное собрание, его результаты и последствия. Принципы новой Конституции. Завершение политической реформы. Создание новой политической системы. Ее основные звенья.
Урок 16. Мордовия на пути созидания (1995—2010 гг.)
Итоги социально-экономического развития республики к середине 1990-х гг. Мероприятия правительства по преодолению кризиса в экономике и обществе. Курс на поддержку производителя и привлечение инвестиций. Кризис 1998г. и его влияние на политическую систему России. Добровольная отставка Б. Н. Ельцина.
Созидательная политика руководства Мордовии и ее приоритеты. Курс на консолидацию общества. Формирование позитивной государственной идеологии и ее ключевые постулаты. Конструктивная экономическая политика. Улучшение показателей социально-экономического развития. Эффективная аграрная политика. Развитие инфраструктуры. Активная социальная политика. Повышение инвестиционной привлекательности республики.
Рост культурного потенциала Мордовии. Развитие профессиональной мордовской культуры. Возрождение интереса к религии. Строительство храмов. Курс на развитие физкультуры и спорта высших достижений. Спортивные победы республики.
Урок 17. Повторительно-обобщающий урок
Повторение и закрепление пройденного материала либо экскурсия по историческим местам Мордовии.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Кол-во часов | Виды самостоятельной работы | Дата проведения занятия | |
План. | Фактич. | |||||
МОРДОВИЯ В НАЧАЛЕ XX в.: РЕВОЛЮЦИЯ ИЛИ РЕФОРМЫ? 4 | ||||||
1 | Территория и население мордовского края в начале 20-го века. | Урок изучения нового материала | 1 | Фронтальная работа Работа с картой | ||
2 | Революция 1905-1907 годов в мордовском крае. | Комбинированный | 1 | Индивидуальная работа Заполнение таблицы | ||
3 | Мордовский край в условиях реформ Петра Столыпина. | Урок-лекция | 1 | Работа с документами | ||
4 | Мордовия в годы Первой мировой. | Комбинированный | 1 | Фронтальная работа Работа с картой | ||
МОРДОВИЯ В ПЕРИОД ВЕЛИКИХ ПОТРЯСЕНИЙ (1917-1920-е гг.) 2 | ||||||
5 | Февральская революция на территории края. | Урок-беседа | 1 | Составление плана-схемы | ||
6 | Мордовия в годы Октябрьской революции и Гражданской войны | Комбинированный | 1 | Работа с документами | ||
МОРДОВИЯ В ПЕРИОД ВЕЛИКИХ ПОТРЯСЕНИЙ (1917-1920-е гг.) 3 | ||||||
7 | Мордовский край в годы новой экономической политики. | Комбинированный | 1 | Фронтальная работа Работа с картой | ||
8 | Общественно-политическая жизнь Мордовии в 1920-1930-е годы. | Урок-беседа | 1 | Работа с документами | ||
9 | Модернизационные процессы 1930-х годов в Мордовии. | Комбинированный | 1 | Индивидуальная работа | ||
МОРДОВИЯ В УСЛОВИЯХ ВОЙНЫ И ПОСЛЕВОЕННОГО ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКИ 3 | ||||||
10 | Уроженцы Мордовии на фронтах Великой Отечественной войны. | Урок-беседа | 1 | Фронтальная работа Работа с картой | ||
11 | Мордовия – составная часть тыла. | Комбинированный | 1 | Составление плана -схемы | ||
12 | Восстановление и развитие Мордовии в послевоенный период (1945-1953 годы) | Комбинированный | 1 | Работа с документами | ||
МОРДОВИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX - НАЧАЛЕ XXI в. 4 | ||||||
13 | Республика в годы реформ (1953-1964годы) | Комбинированный | 1 | Заполнение таблицы | ||
14 | Мордовская АССР во второй половине 1960-х – 1980-е годы. | Комбинированный | 1 | Фронтальная работа Работа с картой | ||
15 | Мордовия в период перестройки (1985 – 1995 годы) | Урок-беседа | 1 | Заполнение таблицы | ||
16 | Мордовия на пути созидания (1995-2007 годы) | Комбинированный | 1 | Фронтальная работа Работа с картой | ||
17 | Повторительно - обобщительный урок за курс ИКМК 9 класс. | Повторительно-обобщительный урок. | 1 | Тестирование | ||
ИТОГО |
| 17 |
Материально-техническое обеспечение
- Мультимедийный компьютер.
- Разработанный учителем презентационный материал.
- Карта Республики Мордовия.
Учебно-методическое обеспечение
Используемый учебник: История и культура мордовского края в XX веке: учеб.для 9 кл. общеобразоват. учреждений. / Т.Д.Надькин, А.П.Солдаткин, Т.И.Щербакова; под ред. проф. РАН Н.М. Арсентьева ; Издат. центр ИСИ МГУ им. Н.П. Огарева. – Саранск, 2008.-248с.
Дополнительная литература
- История Мордовии. С древнейших времен до середины XIX века. Под. ред. Н.М. Арсентьева, В.А. Юрченкова/ Саранск, 2001 г
- История Мордовии: От эпохи великих реформ до великой российской революции / В.М. Арсентьев, Н.М. Арсентьев, С.Б. Бахмустов и др. ; под ред. Н.М. Арсентьева, В.А. Юрченкова. - Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2005 г.
- Крюкова Т.А. Мордовское народное изобразительное искусство/ Саранск, 1968 г.
- Мордва. Очерки по истории, этнографии и культуре мордовского народа. Сост. Маркова С.С./Саранск, 2004 г
- Здравствуй, Мордовия!: рассказы о род. крае для маленьких читателей /Мордов. гос. ун-т им. Н.П. Огарева; авт.–сост. Н.М. Арсентьев, Т.С. Баргова, К.И. Шапкарин. – Саранск: 2005 г.
- Чамзинский район на стыке веков / Сост.: П.Д. Новиков, В.А. Зеленов, Н.Л. Банников, И.И. Квасков, Е.П. Садилин и др. – Саранск. 1999 г.
- Бахмустов С., Лаптун В. Разорванное ожерелье. — Саранск, 1991.
- Воронин И. Д. Достопримечательности Мордовии — Саранск, 1982.
- Воронин И. Д. Литературные деятели и литературные места Мордовии. — Саранск, 1976.
- Записки о Саранске XVIII—XX веков / сост. В. А. Юрченков. - Саранск, 1991.
- Махаев В. Храмы Мордовии: рассказы для школьников о православных храмах и монастырях мордовского края. — Саранск, 2008.
- Мокшин Н. Ф. Боги и сказания мордвы: рассказы о родном крае для маленьких читателей. — Саранск, 2007.
- Мокшин Н. Ф. Мифология мордвы. Этнографический справочник. — Саранск, 2004.
- Осянина Н. Десять путешествий скульптора Эрьзи: рассказы о жизни и творчестве С. Д. Эрьзи (Нефедова). — Саранск, 2008.
- Ушаковы: монах и воин: по рассказам архивариуса Санаксар- ского монастыря иеромонаха Венедикта. — Саранск, 2008.
- Юрченков В. А. Хронограф, или Повествование о мордовском народе и его истории. — Саранск, 1991.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории и культуре мордовского края 6 класс 2014-2015
Рабочая программа по истории и культуре мордовского края 6 класс 2014-2015...
Рабочая программа по истории и культуре мордовского края 7 класс 2014-2015
Рабочая программа по истории и культуре мордовского края 7 класс 2014-2015...
Рабочая программа по истории и культуре мордовского края 9 класс 2014-2015
Рабочая программа по истории и культуре мордовского края 9 класс 2014-2015...
Рабочая программа по Истории и культуре мордовского края 5 класс
пояснительная записка...
Рабочая программа по истории и культуре мордовского края 5 класс ФГОС
Рабочая программа по истории и культуре мордовского края предназначена для учащихся 5 класса...
Рабочая программа по истории и культуре мордовского края 6 класс ФГОС
Рабочая программа по истории и культуре мордовского края предназначена для 6 класса ФГОС...
Рабочая программа по истории и культуре мордовского края 7 класс ФГОС
Рабочая программа по истории и культуре мордовского края предназначена для 7 класса...