Рабочая программа по Истории и культуре мордовского края 5 класс
рабочая программа по краеведению (5 класс) на тему
пояснительная записка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_istorii_i_kulture_mordovskogo_kraya_5_kl_2014-2015.doc | 172.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного предмета «История и культура мордовского края 5» составлена на основании следующих документов:
1. Программы курса История и культура мордовского края для 5-9 классов общеобразовательных учреждений/ В.М. Арсентьев, Н.М. Арсентьев, Э.Д. Богатырев и др.; Издат. центр ИСИ МГУ им. Н.П. Огарева. Саранск, 2010.
2. Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2014-15 учебный год,
Программа соответствует учебнику «Родиноведение 5» для образовательных учреждений /авторы: С.В. Кистанов. О.В. Кошина, О. В. Лазарева; под ред. Н.М. Арсентьева. Учебник для общеобразовательных школ. - Саранск: ИСИ МГУ им. Н.П. Огарева, 2009.
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации, Региональному базисному учебному плану для образовательных учреждений Республики Мордовия, учебному плану МОУ «СОШ № 24» на 2014-2015 учебный год на изучение истории и культуры мордовского края в 5 классе отводится 0,5 час в неделю, всего – 17 часов в год.
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе гимназии. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по истории и культуре мордовского края и авторской программой учебного курса.
С учетом уровневой специфики в 5-ых классах выстроена система учебных занятий, спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения по истории и культуре мордовского края (базовый уровень).
Преобладающей формой текущего контроля служат:
- устные опросы: собеседование, тесты, ответы на вопросы, составление вопросов и др.
- творческие задания: сообщения, рассказы, рефераты, рисунки, составление родословной, изучение происхождения имен, фамилий, биографий улиц и т.д.
Для детей с ограниченными возможностями предусмотрена индивидуальная работа на уроках.
В течение года возможны коррективы календарно-тематического планирования, связанные с объективными причинами (морозные дни, карантин).
Общая характеристика учебного предмета
В новой структуре исторического и обществоведческого образования предусмотрены дисциплины, отвечающие потребностям регионов, интересам учащихся. К их числу относится курс «История и культура мордовского края», рассчитанный на учащихся основной школы, исходя из 0,5 часа в неделю в течение пятилетнего срока обучения (5—9 классы). В 5 классе предлагается пропедевтический курс «Родиноведение», призванный создать у учащихся положительную установку на изучение истории своей малой родины, оценить значимость ее прошлого и настоящего. Распределение материала по классам в дальнейшем может уточняться, так как структура исторического образования находится в стадии реформирования и является подвижной.
Для 5-классников история – новый предмет. Отдельные исторические факты, представления, известные им из художественной литературы и общения со взрослыми, не вписаны в определенную историческую эпоху, не связаны между собой причинно-следственной связью, не локализованы на географической карте. У 5-6-классников развиты наглядно-образное мышление и восприятие мира, но не развито абстрактное мышление.
Курс содержит обусловленный реальными рамками учебного времени минимум знаний об истории и культуре народов мордовского края, его выдающихся людях и простых тружениках, без чего невозможно сформировать у учащихся представление об истории как о живом процессе, развертывающемся в едином историческом пространстве, о мировом диалоге культур, в котором может звучать не только голос каждого народа, но и каждого отдельного человека.
Цели и задачи курса:
- освоение учащимися знаний о важнейших событиях и процессах истории Мордовии в их взаимосвязи с историей России и хронологической последовательности;
- овладение элементарными методами исторического познания, навыками работы с историческим источником, исторической картой;
- воспитание патриотических чувств, уважения к истории и традициям малой Родины, трепетного отношения к историческому и культурному наследию;
- формирование ценностных ориентаций в ходе знакомства с исторически сложившимися этнокультурными, религиозными традициями республики;
- приобретение умения применять знания о системах социальных норм и ценностей для ориентации в полиэтническом и многоконфессиональном обществе, участие в межкультурном взаимодействии;
- вписать местные события в историко-культурный контекст, раскрыть специфику локальных проявлений духовной и материальной культуры человечества;
- придать историческим знаниям большую конкретность и личностную значимость, показать, что каждый человек — соучастник бытия прошлого, настоящего и будущего, частичка живой ткани, нити времен и поколений;
- содействовать самоопределению личности, созданию условий для ее реализации;
- развивать у учащихся любовь к родному краю, к своей земле, к родному дому;
- воспитывать стремление к сохранению и приумножению культурного наследия, к активному обсуждению и посильному решению стоящих перед нашей республикой сложных проблем.
При составлении программы учитывались современные требования к школьному историческому образованию. Это, во-первых, учет многомерности и полифундаментальности общества, его анализ на основе принципа взаимодополнительности с позиций сочетания цивилизационного, географо-антропологического, культурно-психологического подходов, что позволяет, с одной стороны, выделить главные критерии развития мира по восходящей линии — человеческое изменение, утверждение общечеловеческих ценностей, а с другой, рассматривать каждую из структур общества (культуру, науку, экономику, политику, военное искусство и т. д.), каждого из субъектов социально-экономической структуры (класс, коллектив, личность и т. д.) как равноценные конкретные измерения того общественного целого, в которое они входят.
Во-вторых, учет многоуровневости исторического процесса, где дополняют друг друга и синтезируются события разных уровней: всемирного, федерального, регионального, школьного. Данное обстоятельство делает программу примерной, допускает творческий подход к ее реализации, что определяется конкретным историко-географическим положением школы, района, города.
В-третьих, в основу программы заложен многофакторный подход. Среди факторов, оказавших влияние на развитие истории и культуры мордовского края, особая роль отводится геополитическим, демографическим, личностно-психологическим, религиозным и другим.
Преподавание курса имеет ряд особенностей. Оно требует максимального развития самодеятельности, активности учащихся. Продуктивной является идея деятельностного освоения изучаемого материала — включение учащихся в поисково-экспедиционную работу, охрану природы, изготовление учебно-наглядных пособий, создание самодеятельных студий, мастерских (по вышиванию, резьбе по дереву и т. д.) и даже кооперативов. Особое место должны занимать уроки-экскурсии, работа учащихся в архивах, музеях, где они имеют возможность соприкасаться с историческими памятниками, первоисточниками, подлинными документами.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
В результате изучения курса учащиеся должны овладеть определенными знаниями и умениями по темам:
Тема 1. Как нужно изучать историю малой Родины
В результате изучения данной темы учащиеся должны:
• знать: определения «история», «исторические источники», «культура», «потребности» человека.
• уметь: извлекать информацию из исторических источников, работать по карте Республики Мордовия, находить границы республик и областей, решать познавательные задачи.
Понятия: век, тысячелетия, эра, тарго, ков, исторический источник, вещественный источник, ярмак.
Тема 2. Откуда наши корни
В результате изучения данной темы учащиеся должны:
• знать: определения «семья», «генеалогия», «антропонимика». «астрология», «традиция»; свою родословную, семейные реликвии, легенды, рассказы о своей семьи.
• уметь: составить свое генеалогическое древо – «Древо жизни», умение работать с документами, работать с творческими заданиями.
Понятие: семья, род, племя, родословная, генеология, герб, герольд, геральдика
Тема 3. Чем интересна история дома
В результате изучения данной темы учащиеся должны:
• знать: историю создания своей школы.
• уметь: работать с историческими источниками, дополнительным материалом, анализировать полученный материал.
Понятия: Куд-ава, Куд-атя, лучина, обряд «помочи», лавка, быт, коник, ларь, поставец, гривны, сюльгма
Тема 4. Как и когда появились школы в Мордовии
В результате изучения данной темы учащиеся должны:
• знать: что такое моральные нормы, добро, зло, традиции, обычаи.
• уметь: уметь высказывать собственное мнение, проявлять уважение к своим традициям и к традициям чужого народа.
Понятия: духовные училища, пергамент, береста, руника
Тема 5. Как возник мой город (село)
В результате изучения данной темы учащиеся должны:
• знать: почему язык называют памятником истории, какие функции в Республике выполняют разные языки.
• уметь: работать с учебным пособием, дополнительной литературой.
Понятия: древние города, посад, кремль, острог, тарасы, село, деревня
Тема 6. Как мордовский край стал Республикой Мордовией
В результате изучения данной темы учащиеся должны:
• знать: что Республика Мордовия – субъект РФ; административно – территориальное деление края; символику нашей республики.
• уметь: работать с историческими документами: Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Мордовия, выделять главное, уметь анализировать.
Понятия: мордва, язычество, Вирь-ава, Ведь-ава, Паксява, достопримечательности
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Тема I (2 часа)
Как нужно изучать историю малой родины
Как вести счет времени. Временные отрезки для счета времени: сутки, декады, месяцы, годы. Понятие «лунный год». Особенности лунного календаря татар-мусульман: лунный месяц, месяц зул-хиджжа, 30-летние циклы, перемещение месяцев по временам года.
Лунный календарь древней мордвы. Мордовские божества Луны (Ков-ава) и Солнца (мокшанский Ши-бас или эрзянский Чи-паз). Месяц (ков) неделя (тарго). Связь календаря и сельского хозяйства: земледелие и скотоводство. Хранители времени – жрецы. Календарно-обрядовые ритуалы (озксы). Четыре исторических периода в предоставлениях древней мордвы. Времена года в древнем мордовском календаре. Новый год у мордвы в древности.
Лунно-солнечный славянский календарь: циклы по 12 и 7 лет. Использование лунно-солнечного календаря для вычисления дня Пасхи. Юлианский календарь . название месяцев древних славян, мордвы. григорианский календарь. Старый и новый стили. Понятия: век, тысячелетие, эра. Наша эра. Счет лет со Сотворения мира. Хиджра у мусульман. Названия дней недели у славян.
Откуда мы знаем историю своего края.
Понятие «исторический источник». Группы исторических источников: вещественные, устные, письменные, фото-фоно-, видеодокументы.
Понятие «вещественный источник». Археология как наука. Следы поселений, могильники на территории мор. Особенности накосников татарок края. Типы браслетов мокшанок и эрзянок. Археологические источники. Особенности гончарных изделий.
Деньги как исторический источник. Этапы развития денег. Происхождение слов «деньги», «рубль», «ярмак». Древние деньги мордвы, славян, татар. Крупные монетные кладына территории республики.
Устные исторические источники. Русские пословицы. Мордовские потешки, песни-мифы. Значение устного народного творчествакак хранилища опыта, народной мудрости, сведений о быте, верований, обычаев, праздничных обрядов.
Виды письменных источников. Материалы для письма. Летопись «Повесть временных лет» о мордве. Описание города Саранска. Музеи, архивы, библиотеки Мордовии.
Тема II (2 часа)
Откуда наши корни
Почему меня так зовут
Наука ономастика. Способы давать имя ребенку. Традиции именования у мордвы. Старинные имена. Заимствованные имена наров мордовского края. Влияние религии на традиции именования. Календарные имена. Возрождение традиции именования по святцам. Мода на имена в разные исторические периоды. Наиболее распространенные имена мужские и женские в разные исторические периоды.
Мода на имена в разные исторические периоды. Вновь созданные имена в 1920-1930-е гг. заимствование иностранных имен в послевоенные годы.
Происхождение и значение отчества. Связь отчества с социальным положением именуемого.отчество по матери. Традиция давать отчество у мордвы.
Происхождение фамилии. Связь фамилии с честью рода. Образование фамилий народов республики. Знаменитые фамилии Мордовии. Имена, отчества, фамилии как часть истории края. Отражение в именах веры, занятий, традиций, чувства прекрасного народов края.
Откуда происходит мой род.
Понятия «семья», «род», «родословная», «генеология». Значение родословной в прошлом. Правила составления «древа жизни» (родословной). Появление родословных в России. Правила составления «древа жизни». Родословная Румянцевых.
Понятия «герб», «герольд», «геральдика». Значение различных символов на гербах. Связь истории рода Ушаковых с историей мордовского края.
Два понятия значения «династия». Знаменитые династии Мордовии. История отдельного человека, семьи, рода как составляющая истории республики, страны.
Тема III (2 часа)
Чем интересна история дома
Каким бывает жилище
Древние жилища на территории края: пещеры, землянки, бревенчатые дома. Наиболее распространенные материалы для строительства домов. Устройство древнего жилища. Старинные способы застекления окон (слюдовые окна) и лучина.
Славянские и мордовские божества дома: домовой, Куд-ава, Куд-атя. Обычаи и обряды, связанные с постройкой дома.
Появление каменного строительства в крае. Устройство каменного дома. Общие черты жилых построек мордвы, русских, татар. Особенности строений разных народов. Старинные способы запирать дом. Современные технические новшества многоэтажных домов. Взаимосвязь истории семьи, дома, малой родины.
О чем могут рассказать вещи
Понятие «быт». Связь быта, вкуса, уровня культуры, занятий, национальных хозяев. Старинные предметы мебели. Значение «красного угла» в старину. Книги и их место в доме.
Значение одежды в древности. Национальная мордовская одежда. Русская одежда.
Правила оформления и ношения головных уборов народов республики. Отличия головных уборов девушек и женщин. Традиции изготовления и украшения обуви в старину. Женские и мужские украшения народов края. Посуда как воплощение традиций народов края. Материалы для изготовления посуды. Старинные столовые приборы. История вилки. Украшения посуды. Отражение традиций и национальной эстетики в быту.
Тема IV (2 часа)
Как и когда появились школы в Мордовии
Как появились школы на территории нашего края
Традиции обучения у древней мордвы. Появление школ при церквах и монастырях мордовского края. Особенности церковных и монастырских школ.
Школы в дворянских имениях края. Школа графа Румянцева в с. Чеберчено. Духовные училища второй половины XIX века. Просветители мордвы Н.И. Ильминский, И.Н. Ульянов, М.Е. Евсевьев, А.Ф. Юртов и другие. Первые учителя из мордвы.
Уровень грамотности населения края в конце XIX в. Мужские и женские гимназии и прогимназии в городах Мордовии. Начальные школы татарского населения - мектебе. Особенности обучения и воспитания в этих школах.
Появление церковно-приходских школ в регионе, их различия.
Образование в советский период. Развитие средней школы. Образование в годы ВОВ. Нехватка учителей., госпитали в здании школ.
Современные школы Мордовии. Школа как образовательное, воспитательное, социальное и культурное учреждение.
Чем отличаются письмо и счет народов мордовского края
Древние способы счета. Связь математики с хозяйственными нуждами, деньгами. Древнеславянская письменность. Кирилл и Мефодий. Материалы для письма: пергамент, береста. Появление книгопечатания: Иван Федоров.
Пиктографические и цифровые знаки древней мордвы. Образцы древнемордовской письменности. Числа в мордовских загадках.
Древняя письменность татар - руника. Татарский алфавит на основе арабской графики – иске имля. Латинская графика в основе нового татарского алфавита – яналифа. Татарский алфавит на базе кириллицы. Письмо и счет как важная часть культуры народа.
Тема V (2 часа)
Как возник мой город (мое село)
Как и когда появились города мордовского края
Понятие «город»». Древние города восточных славян. Понятия: посад, кремль, острог. Происхождение городов-крепостей Мордовии. Города Мордовии как оборонительные сооружения. Обязанности воеводы. Превращение городов в торгово-ремесленные центры.
Старейший город Мордовии – Темников. Строительство Саранска. Отряды С. Разина и Пугачева в Саранске. Интересные факты из истории Инсара.Рузаевка как крупный железнодорожный узел. Ковылкино: история образования. Краснослободск - город-крепость. Необходимость знать и сохранять историю и культуру родного города.
Чем знамениты села нашей республики.
Понятие «село», «деревня», их различия. История знаменитых сел Мордовии Современное состояние сел республики: количество населенных пунктов, численность сельского населения. Производство в сельской местности Мордовии.
Тема VI (7 часов)
Как мордовский край стал Республикой Мордовия
Почему моя республика называется Мордовией
Происхождение названия «мордва». Иранский след происхождения этнонима. Сведения о мордве у историков и путешественников.
Появление первых людей на территории нашего края. Подчинение в 17-11вв мордвы частям Древнерусским государствам, Хазарией и Волжской Булгарией. Нападение монголо-татар в 13 в.вхождение мордовских земель в состав Российского государства. Мирное и взаимовыгодное соседство народов на территории мордовского края.
Создание в 1928 г. Мордовского округа – первая ступенька к консолидации мордвы. Мордовская автономная область. Преобразование 10 января 1930г. Мордовского округа в Мордовскую автономную область. Переименование в 1934 г. МАО в МАССР. Получение в 1934 г. нашей республикой своего герба и флага. Переименование в 1990 г. МАССР в Мордовскую Советскую Социалистическую Республику. 1994 г – Республика Мордовия. Принятие в сент. 1995 г. Конституции РМ. Избрание Конституционным собранием Главой Мордовии Н.И. Меркушкина. Начало проведения в Республике Мордовия в августе 2006 г. торжественных мероприятий, посвященных тысячелетию единения мордовского народа с народами Российского государства.
Какие народы живут в нашей республике
Появление первых людей в междуречье Мокши и Суры в 8-6 тыс. до н.э. Расселение мордвы до 13 в. на территории между Окой на Западе и Сурой на Востоке. Крупные села с преимущественно мордовским населением: Алово, Атяшево, Ичалки, Старое Шайгово, Перхляй, Кочкурово. Доля мордвы в общей численности населения Республики Мордовия. Народы, родственные мордовскому.
Прослеживание контактов славян и мордвы с середины 1 тыс. н.э. усиление притока русских в 15-17 вв. в связи со строительством оборонительных черт на границах государства. Рост численности русского населения из-за перевода помещиками на полученные земли своих крепостных крестьян. Крупные населенные пункты с преимущественно русскими жителями: Большие Березники, Инсар, Кемля, Ромоданово.
Татары - третий по численности народ Мордовии. Заселение ими Поволжья впериод монголо-татарских завоеваний в 13 в. Численность татар в Республике Мордовия.
Языки народов, проживающих на территории РМ. Мокшанский и эрзянский языки мордвы. место мордовских языков в уральской языковой семье. Татарский язык как один из тюркских языков. Русский язык среди славянских языков индоевропейской языковой семьи. Русский язык как язык межнационального общения мордвы, русских и татар в РМ.
Чем богат духовный мир народов Мордовии
Религии людей, живущих в нашей республике. Христианство и мусульманство как самые распространенные религии Мордовии. Язычество древней мордвы и славян. Язычники. Поклонение множеству богов, олицетворяющих собой силы природы, как суть язычества. Богини мордвы. начало христианизации мордвы после вхождения в состав Российского государства.
Православное христианство – самая распространенная религия в РМ. Зарождение христианства в первые века нашей эры. Библия. Верования христиан в Иисуса Христа.
Ислам – вторая по числу последователей религия на территории Мордовии. Коран.
Зарождение традиции и обряды мордвы в глубокой древности. Празднование населением Нового года., Масленицы, Пасхи, проведение накануне .Рождества колядований. Большой трехдневный праздник велень озкс – сельское моление. Сабантуй. Его возникновение.
Развитие в РМ широкой сети учреждений образования. Вузы Мордовии. Библиотеки, клубные учреждения, музеи и театры. Роль в приобщении населения к духовным ценностям Государственной телевизионной и радиовещательной компании «Мордовия».
Для чего нужно знать герб, флаг, гимн своей республики
Государственные символы. Появление в 1934 г. первого государственного герба республики. Элементы государственного герба Республики Мордовия.
Принятие в 1934 г. первого государственного флага Мордовской Автономной Советской Социалистической Республики.
Принятие в 1995 г. Гимна РМ.
Чем славится столица моей родины
Основание Саранска как крепости-острога в 1641 г. Самоназвание крепости от названия речки Саранки, на берегу которой она строилась. Превращение Саранска в уездный город в 1651 г. принадлежность Саранска к Азовской, Казанской, а затем к Пензенской губернии. Современный Саранск как крупный промышленный, культурный и научный центр нашего края.
Столица Мордовии как университетский город. Открытие первого вуза в Саранске в 1931 г. Мордовский государственный университиет им. Н.П. Огарева. Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева.
Саранск - центр культурной жизни Мордовии. Музеи, театры, библиотеки. Место храмов в культурном облике Саранска. Памятники Саранска.
Саранск –самый благоустроенный город России.
Какими достопримечательностями гордятся жители нашей республики
Богатство природы как достопримечательность Республики Мордовия. Мордовский государственный заповедник им. П.Г. Смидовича, Национальный парк «Смольный». Реки Сивинь, Мокша, Сура.
Историко-культурные памятники РМ. Достопримечательности Мордовии в виде скульптурных композиций, посвященных знаменитым людям или историческим событиям.
Мордовский республиканский музей им. С.Д. Эрьзи.
Знаменитые земляки. Знаменитые спортсмены Мордовии, завоевавшие награды на Олимпийских и играх.
Повторительно-обобщающий урок.
Контрольная работа в форме тестирования.
Учебно – тематический план
№ п/п | Тема | Количество часов | В том числе | |
Контроль- ные работы | Лабораторные работы | |||
1 | Как нужно изучать историю малой родины | 2 | - | Написание арабскими цифрами римское обозначение веков |
2 | Откуда наши корни | 2 | - | Составление летописи своей семьи |
3 | Чем интересна история дома | 2 | - | Нарисовать домового или Куд-аву, рассказ о миологических существах |
4 | Как и когда появились школы в Мордовии | 2 | - | Написать историю своей школы. Написать с помощью пиктографических знаков сообщение своему другу |
5 | Как возник мой город (село) | 2 | - | Реферат «Саранск – мой родной город» |
6 | Как мордовский край стал Республикой Мордовия | 7 | 1 | Словарный диктант |
Всего | 17 | 1 | 17 |
Календарно – тематическое планирование
учебного материала по истории и культуре мордовского края по учебнику «Родиноведение 5».
С.В. Кистанов, О.В. Кошина, О.В. Лазарева; под ред.чл.-кор. РАН Н.М. Арсентьева; Издат. центр ИСИ МГУ им. Н.П. Огарёва.- Саранск, 2009 г.
5 класс,
(в неделю 0,5 ч., всего – 17 ч.)
№ | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Количество часов | Виды самостоятельной работы | Дата проведения занятия | |
По план. | По факт. | |||||
1 | Как изучать историю малой родины | 2 | ||||
1.1 | Как вести счет времени | Урок изучения нового материала | 1 | Работа со словарем; с текстом учебника | ||
1.2 | Откуда мы знаем историю своего края | Комбинированный | 1 | Работа с малыми группами, выписывание терминов в тетрадь | ||
2 | Откуда наши корни. | 2 | ||||
2.1 | Почему меня так зовут | Урок изучения нового материала | 1 | Сообщения учащихся | ||
2.2 | Откуда происходит мой род | Комбинированный | 1 | Сообщения учащихся | ||
3 | Чем интересна история дома | 2 | ||||
3.1 | Каким бывают жилище | Урок изучения нового материала и | 1 | Сообщения учащихся Реферат | ||
3.2 |
О чем могут рассказать вещи | Комбинированный | 1 | Сообщения учащихся, работа со словарем | ||
4 | Как и когда появились школы в Мордовии | 2 | ||||
4.1 | Как появились школы на территории нашего края | Урок изучения нового материала | 1 | Сообщения учащихся Работа с текстом учебника | ||
4.2 | Чем отличаются письмо и счет народов мордовского края | Комбинированный | 1 | Работа со словарем | ||
5 | Как возник мой город (мое село) | 2 | ||||
5.1 | Как и когда появились города мордовского края | Комбинированный | 1 | Работа с текстом учебника, со словарем | ||
5.2 | Чем знамениты села нашей республики | Урок-экскурсия | 1 | Работа с топографическим словарем | ||
6 | Как мордовский край стал Республикой Мордовия | 7 | ||||
6.1 | Почему моя республика называется Мордовией | Урок-путешествие | 1 | Работа с картой, со словарем | ||
6.2 | Какие народы живут в нашей республике | Комбинированный | 1 | Работа с картой, с историческими документами, Составление генеалогического древа родных (финно-угорских, славянских, тюркских) языков | ||
6.3 | Чем богат духовный мир народов Мордовии | Урок -викторина | 1 | Сообщение учащихся Реферат | ||
6.4 | Для чего нам нужно знать герб, флаг, гимн, своей республики | Комбинированный | 1 | Работа с картой | ||
6.5 | Чем славится столица нашей родины | Урок-экскурсия | 1 | Решение кроссворда | ||
6.6 | Какими достопримечательностями гордятся жители нашей республики | Урок-экскурсия | 1 | Сообщения учащихся | ||
6.7 | Контрольная работа | Контроль и обобщение знаний | 1 | Контрольная работа | ||
Всего | 17 ч |
Нормативно-правовая база:
1. Рекомендательные письма МО РМ от 12.04. 2010 №1718
2. Приказа МО РМ «Об утвержден6ии инструкции по разработке учебных программ отдельных учебных дисциплин, курсов в общеобразовательных учреждениях Республики Мордовия» № 904 от 16.08. 2011 года.
Материально-техническое обеспечение
1. Наглядные пособия
2. Репродукции картин
3. Диски
Учебно – методическое обеспечение
Учебники
1. «Родиноведение» под редакцией Н.М. Арсентьева. ИСИ им. МГУ. Им. Н.П. Огарева, 2009г.
2. «Родиноведение» А.Н. Ануфриевой. Саранск, 1997.
Учебные пособия для учителя
1.ЛузгинА.С. В тесном соседстве: Хозяйство и материальная культура русского населения. Мордовии.— Саранск: Мордкиз, 1987.
2.Лузгин А. С. Промыслы Мордовии.— Саранск: Мордкиз, 1993.
3.Мокшин Н. Ф. Мордовский этнос.— Саранск: Мордкиз.,1989.
4.Мордовский народ: что нас волнует.— Саранск: Мордкиз., 1991.
5.Мордовский народный костюм: Альбом.— Саранск: Мордкиз.,1990.
6.Мордовия. Народное искусство: Альбом.— Саранск: Мордкиз., 1985.
7.Музеи Мордовии.— Саранск: Мордкиз, 1995.
8. Писатели и деятели культуры Мордовии.— Саранск: Мордкиз., 1994.
9.Простые лики красоты. Образ мордовской женщины в изобразительном искусстве: Альбом.— Саранск: Мордкиз., 1985.
10.Меркушкин Г.Я., Меркушкина Л.Г., Корсаков И.М. История Мордовской АССР. Ч.1: Учебное пособие для учащихся 7-8 кл. – Саранск: Мордкиз, 1982.
11. Мокшин Н.Ф. Боги и сказания мордвы рассказы: о родном крае для маленьких читателей. –Саранск, 2007.
Учебные пособия для учащихся
1. «Родиноведение» под редакцией Н.М. Арсентьева. ИСИ им. МГУ. Им. Н.П. Огарева, 2009г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории древнего мира 5 класс
рабочая программа по истории к учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой "История Древнего Мира"....
Рабочая программа по истории для 10-11 классов (Преподавание истории в средней школе)
Рабочая программа по истории для 10-11 классов. Количество часов 68 часов в 10 классе и 68 часов в 11 классе Всего 136 часов, в неделю по 2 часа Учебные пособия: Л.Н.Алексашкина. «Всеобщая истор...
Рабочая программа по истории икультуре Башкортостана для 8 класса
Рабочая программа для 8 класса...
Рабочая программа по истории (профильный уровень) 11 класс Н.В.Загладин «Всеобщая история. Конец XIX века – начало XXI века. 11 класс» Для 11 класса общеобразовательных учреждений. - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 20 Н.В.Загладин, С.И.Козленко, С.Т.
Рабочая программа по истории составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на профильном уровне, Примерной программы среднего(полного) о...
Рабочая программа по истории родного (Орловского) края
Данная программа предназначена для 10 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида...
Рабочие программы по истории для 10-11 класса (история России и Всеобщая история)
Рабочие программы по истории для 10го и 11го классов составлены на основе Стандарта среднего (полного) общего образования по истории (Приказ Минобразования науки от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утве...
Рабочие программы по истории , обществознанию для 8 класса и краеведению для 6-10 классов 2018-2019 учебный год
Материал содержит рабочие программы по истории для 8 классов....