Распространение опыта работы
занимательные факты по краеведению (8, 9, 10, 11 класс) на тему

Иванова Ольга Викторовна

Изучение, обобщение, распространение и внедрение передового педагогического опыта является неотъемлемой частью методической работы любого учителя и учебного учреждения. Оно предполагает описание педагогом содержания работы по проблеме, показ наиболее устойчивых, характерных, повторяющихся приёмов, подходов, форм организации работы, убедительно свидетельствующих о том, почему данные методы и приёмы являются оптимальными.

Скачать:


Предварительный просмотр:

По материалам Диссертации Ивановой О.В., 2009

Смоленская поэтическая школа: основоположники и сподвижники

Справочный материал по материалам диссертационного исследования Ивановой О.В.  «Имена собственные в творчестве поэтов Смоленской поэтической школы», 2009

Смоленский край, как и многие другие уголки России, славен героическим прошлым. Ключ-город Смоленск имел огромное значение для обороны страны.

Во все времена писатели и поэты, безусловно, откликались на жизненные перипетии родного края и отражали славные исторические моменты.

«Для всякого художника, писателя, наличие Малой Родины имеет огромное значение. Есть писатели, читая которых не удается почувствовать, распознать, откуда они родом – с юга или севера, из города или деревни, есть ли у них своя река или речка.

Но в творениях подлинных художников – и самых больших и более скромных по своему значению – мы безошибочно распознаем приметы их Малой Родины. Они принесли с собой в литературу свои донские, орловско-курские, тульские, волжские, уральские и сибирские родные места. Они утвердили в нашем представлении особый облик этих мест: цвета и запахи их лесов и полей, их весны и зимы, отзвуки их песен, своеобразную прелесть местного словечка, звучащего отнюдь не в разладе с законами единого великого языка» [Турков 1981, сс. 5-28].

Смоленская земля взрастила много мастеров слова, их заслуги известны еще в далеком прошлом. В XI веке – когда Смоленск находился в составе Киевской Руси – Иаков Мних записал «Поучение Владимира Мономаха», легенды об Одигитрии, а также, по предположению ученых, стал автором «Сказания о Борисе и Глебе». В XII веке жил и творил Климентий Смолятич (о нем в Лаврентьевском списке Несторовской летописи в записи под 1147 годом говорится: «Бысть книжник и философ, яко же в русской земле не бяшеть» [Брокгауз и Ефрон Т. 29, с. 394]. На рубеже XII-XIII веков – Авраамий, автор «Слова о небесных силах», а на рубеже XIV-XV веков – Аграфений и Игнатий, авторы «Хождений в чужую землю» [Трофимов 1973, с. 7].

Оставил свой след в литературе поэт, драматург, автор комедии «Говорун», водевилей, а позднее губернатор Смоленска Н.М. Хмельницкий (1789-1848). Надо заметить, что драматургия Н. Хмельницкого и А. Шаховского принадлежит к кругу произведений, подготовивших в какой-то мере появление комедии А. Грибоедова «Горе от ума».

Известные земляки И.Д. Якушкин, Ф.Н. Глинка, поэт-гусар и любимец А.С. Пушкина Д.В. Давыдов отразили в своем творчестве всю силу и гнев русского народа в борьбе с наполеоновскими захватчиками 1812 года.

Запечатлелось в литературе Смоленска и декабристское движение, породившее большую группу передовых людей (П.Г. Каховский, И.Д. Якушкин, Ф.Н. Глинка и др.). Презрением к самодержавию и аракчеевщине были проникнуты стихи смоленского дворянина, отставного поручика С.А. Путяты.

Не забывали прошлое и являлись истинными поклонниками своего дела собиратели фольклора В.Н. Добровольский и Н.Д. Бер; активными пропагандистами устного народного творчества были П.М. Соболев, В.Ф. Шурыгин и В.М. Сидельников. Остро критиковал в своих произведениях пореформенную деревню известный революционер-демократ Н.В. Шелгунов.

Открытым письмом к Александру III отличилась писательница и критик М.К. Цебрикова.

В к.XVIII – н.XIX веков активной была деятельность поэта И.И. Виноградова, переводившего для И.Я. Сытина произведения Гете и Вольтера. Также вошли в литературную историю своими писательскими талантами В.А. Левшин (1746-1826), М.Н. Муравьев, В.П. Ровинский (1782-1842), С.Н. Глинка, А.А. Шаховской, А.Н. Энгельгардт, Е.Н. Водовозова, П.М. Невежин, Б.Н. Алмазов, В.Н. Клюшников, В.А. Вонлярлярский. Многие из них, к сожалению,  ныне забыты, но были широко известны в свое время.

Пролетарские поэты А.М. Гмырев, П.А. Арский (П.А.Афанасьев), участник трех революций В.Т. Кириллов, организатор знаменитой Морозовской стачки 1885 года П.А. Моисеенко отражали в своих произведениях дооктябрьский период жизни Смоленщины [Трофимов 1973].

После Октябрьской революции в литературу влился новый отряд молодых поэтов и писателей – «выходцев из гущи народа»: М.В. Исаковский, А.Т. Твардовский, Н.И. Рыленков. В этот же период выделяется творчество талантливых советских прозаиков: И.С. Соколова-Микитова, В.П. Ильенкова, Е.М. Марьенкова, А.К. Виноградова, Виктора Кудимова (Богомолова М.Д.), Л.Р. Шейнина; писателя, очеркиста, журналиста и мемуариста И.Ф. Жиги (Смирнова), писателя-фантаста А.Р. Беляева; В.И. Ардаматского; юмориста Л.С. Ленча, драматурга А.Д. Салынского, поэтов Ю.Н. Верховского, П.Г. Беспощадного, Т.И. Ефимцова, С.А. Фиксина, А.И. Гитовича, В.И. Фирсова, Звездаевой В.А. [Полякова 2001].

Крупными смоленскими литературоведами и критиками считаются И.И. Анисимов, А.В. Македонов, Ф.Х. Власов, М.Б. Храпченко, Е.И. Наумов, Б.М. Эйхенбаум, А.С. Долинин, Н.П. Луговцов.

Анализируя творчество смоленских поэтов 20-х–30-х годов, известный критик А.В. Македонов в 1960 году в книге  «Очерки советской поэзии» смело выдвинул гипотезу о существовании «Смоленской» поэтической школы. Опасность заключалась в том, что после «первого съезда писателей единственным методом художественной литературы был объявлен социалистический реализм, а также незадолго до выхода книги официальная партийная печать подвергла разносной критике «школу Маяковского», но в 60-е годы время было уже другое, и заявление А. Македонова просто окружили гробовым молчанием» [Ильин 2000, с. 4].

 В интересной для литературоведов статье «О «Смоленской» поэтической школе, о ее месте в развитии советской поэзии и о трех юбилярах» критик заключает название «Смоленская» (поэтическая школа) специально в кавычки, так как официально, конечно, такой школы не было зафиксировано, но существовали даровитые поэты (А. Твардовский, М. Исаковский, Н. Рыленков), в творчестве которых наблюдались общие тенденции и особенности. «И то своеобразное общее, что есть в этих трех наиболее крупных поэтических фигурах литературной Смоленщины в какой-то степени переходило и к другим поэтам, их окружавшим, среди которых были  и есть несомненно даровитые, как Фиксин, Василевский, Осин, Дворецкий, и другие более молодые, выступившие в печати в послевоенные годы, начиная с Рыжикова…» [Македонов 1960, с. 4]. Именно это и дало основание критику объединить смоленских писателей в отдельную поэтическую школу.

Также отмечены были поэты, проживавшие и работавшие в Смоленске и имевшие ясный отпечаток смоленской поэтической школы.

Упоминались писатели, которые выросли и начинали свое творчество на Смоленщине, но принадлежали к  другим школам, например, Н.А. Гитович ближе к ленинградской школе; резко отделялось от особенностей смоленской поэтической школы и творчество И. Зиброва; близким отмечалось творчество Н. Грибачева, только работавшего в Смоленске; А. Недогонова, С. Смирнова, А. Яшина (никогда не живших в Смоленске). Также к творческому методу смоленских поэтов можно отнести произведения Н. Дементьева и Смелякова.

По мнению А. Македонова, «новизна «смоленской школы» особенно резко ощущалась в начале 30-х годов. «Несомненно также, что стремление к конкретизации нового героя, к раскрытию его многосторонней внутренней жизни, к непосредственному синтезу в поэзии повествовательного, драматического, лирического начала, и особой поэтической сюжетности, к развитому синтезу песенного и разговорного начала поэтической речи, к синтезу «обыкновенного» и огромного, всемирно-исторического, героического начала в изображении реального, сегодняшнего человека – все это впервые отчетливо намеченное поэтами Смоленской школы в конце 20-х – начале 30-х годов, – стало всеобщим достоянием советской поэзии, а также искалось и находилось и независимо от личного поэтического влияния и примера Твардовского, или Исаковского, или Рыленкова» [Македонов 1960, с. 31].

Критик еще в 1930-х гг. отметил  общие достоинства и недостатки, а также индивидуальные особенности каждого. Общие тенденции были сформулированы так: 1) новая конкретность (конкретные анкетные данные крестьян: скотник, телятница, кузнец и др.), 2) пафос обобщения (подчеркнутый и своеобразный мотив природного и человеческого многообразия дальних и близких краев Родины, 3) демократизация идеального («в будничных делах раскрывается высокий душевный потенциал героев»), 4) диалектика души человека новой эпохи («синтез общеисторического и частного – ответственность за все»), 5) пафос точного адреса («чувство местности поэты смоленской поэтической школы не изобрели, но… до такого переела это чувство доведено именно у них»), 6) новый тип лиризма («стремление проникнуть во внутренний и всеобщий исторический и личный мир героев»), 7) фольклорная и некрасовская традиции [Македонов 1960].

В 1960 году, формулируя гипотезу о смоленской школе поэтов,  А. Македонов дополнил этот ряд некоторыми новыми характеристиками (например, пафос Смоленщины) [Котова 2003, с. 12].

Очевидно, опасаясь кривотолков, критик объявил, что просуществовала эта «школа» недолго, с конца 20-х до начала 30-х гг. XX века. Но вывод об исчезновении целой «школы» не принимается В.В. Ильиным, так как «к началу 1930-х годов в литературном пространстве наметился процесс концентрации творческих сил по региональному или жанровому признакам… В Смоленске притягивающим поэтическим центром был М.В. Исаковский, затем А.Т. Твардовский, позже Н.И. Рыленков» [Ильин 2000, с. 5]. Так, творческие свершения уже названных поэтов служат прочным основанием утверждать, что смоленская поэтическая школа имеет право на существование.  

В.С. Баевский заметил, что между смоленскими поэтами действительно есть близость (данные подкреплялись статистическими исследованиями, полученными с помощью метода корреляционного анализа; ученый отметил близость количественных характеристик индексов текстов Твардовского, Исаковского, Рыленкова, Яшина [Баевский 2001а, сс. 220, 223, 224]). «Если эти поэты близки между собой в конце своего творческого пути, когда они во многом разошлись, то тем более они образовали единство в начале, когда вступали на литературное поприще в постоянном личном и творческом общении, ориентируясь на одну и ту же поэтическую традицию» [Баевский 2001, с.16].

Таким образом, гипотеза стала теорией, и в том, что Смоленская поэтическая школа (СПШ) существовала, уже никто не сомневается.

Представленная А. Македоновым как яркая вспышка СПШ продолжала путь, включая в свой состав  новых поэтов; ее творческую деятельность подробно изучали исследователи научно-координационного центра, созданного в 1978 году при кафедре русской и зарубежной литературы и при Литературном музее Смоленского педагогического института. Внимание ученых было сосредоточено на «выявлении эстетически устойчивых литературных явлений, переходящих из одного произведения в другое в процессе творчества одного и того же поэта…а также процессов типологии, интегрирующих творчество отдельных представителей «школы»» [Ильин 2000, с. 7]. В результате многолетней работы в свет вышло немало сборников с исследованиями, установившими «литературные скрепы» СПШ, например, «Проблемы типологии творчества (А.Т. Твардовский, М.В. Исаковский, Н.И. Рыленков)», 1981; «Проблемы творческих связей. А.Т. Твардовский, М.В. Исаковский, Н.И. Рыленков», 1983; «Проблемы истоков творчества. А. Твардовский, М. Исаковский, Н. Рыленков», 1984; книга В.В. Ильина «Александр Твардовский. Литературное окружение. Творческие связи (Смоленский период творчества)», 1990 и другие. Подробный обзор результатов работы   научно-координационного центра представлен в статье В.В. Ильина «Смоленская поэтическая школа в действии. Кануны. Свершения. Перспективы» [Ильин 2000, сс. 3-16].

В последние годы появилась оппонирующая точка зрения, принадлежащая журналисту П.И. Привалову, относительно правомерности существования понятия СПШ. Свои аргументы оппонент приводит, опираясь на данные публикаций «Рабочих тетрадей» А. Твардовского [Привалов 2007, сс. 143-151].

Время становления Советской власти требовало нового подхода к изображению новой жизни и нового человека. В 20-е годы первой литературной организацией в Смоленске была литературная студия Пролеткульта, начавшая свою деятельность в феврале 1919 г. В газете «Рабочий путь» (№ 292 за декабрь 1920) было опубликовано письмо руководителя студии к пролетарским писателям и поэтам: «…нашему литературному дарованию пора развернуть крылья во всю ширь» [Трофимов 1973, с. 11]. Затем развернуло свою деятельность литобъединение «Арена» (созданное в 1921 году и претерпевшее перелом уже в 1923 после опубликования декларации в газете «Рабочий путь» в статье «Будущее покажет», где слабой стороной писателей отмечено «невидение нового в жизни страны, малое отражение труда и быта рабочих и крестьян» (Рабочий путь, 1922, № 283)). Стихи многих поэтов были подражательными и вычурными. «У нас не было не только единого литературного направления, – вспоминал поэт и переводчик Б. Бурштын (Иринин), – но …даже ведущего направления. Все – и футуристы, и неоакмеисты, и имажинисты – уживались в «Арене» на равных правах» [Бурштын 1935, с. 71].  Знаковой фигурой ареновцев был М.Исаковский, хотя позднее он вышел из объединения, а за ним покинул его и Н. Буркин.

Активно в это время работали писатели А. Вьюнов, Н. Лухманов, А. Китаев, А. Гитович, Н. Шевелев, Н. Корст, Е. Эркан.

20 марта 1924 года в Смоленске было создано «филиальное отделение Всероссийского союза писателей» – усиливался приток новых литературных сил.

Большую роль в сплочении молодых поэтов сыграл М.В. Исаковский. А.Т. Твардовский неоднократно подчеркивал значение для своего творчества поэзии М. Исаковского. Также с его именем «великого песенника» связано становление таких поэтов, как Н. Рыленков, Д. Осин, С. Фиксин, Д. Дворецкий, А. Бодренков и др.

Образцом подлинной народности и художественного совершенства служит поэзия военных лет А. Твардовского. Рассказывая о войне, он умел найти как будто обычные, простые, но в то же время свежие, неожиданные слова, которые стали близки сотням фронтовиков и всех советских людей. Ведь не случайно в солдатских рюкзаках вместе с патронами и сухарями бережно хранились газетные вырезки с главами из поэмы «Василий Теркин».

Безусловно, смоленские литераторы во все времена тесно сотрудничали с писателями и поэтами, чьи имена считаются «классическими».

А.С. Пушкин, как известно, был другом Дениса Давыдова, оба входили в литературное общество «Арзамас». Богатое творческое наследие поэта не могло не повлиять на последующие поколения лириков. В стихотворении А. Твардовского «К портрету Пушкина» отмечено использование автором лексики и стиля великого предшественника [А. Твардовский. Энциклопедия. 2004, с. 185].

А.С. Грибоедов, тесно связанный со Смоленщиной, в имении Хмелита Вяземского уезда, принадлежавшего его дяде, неоднократно встречался с участником декабристского движения смоленским литератором И.Д. Якушкиным.

В имении Крашнево, недалеко от Ельни, собирались декабристы, часто бывал там лицейский друг А. Пушкина В.К. Кюхельбекер. Позже в имении Г.А. Глинки Закуп Духовщинского уезда Кюхельбекер скрывался после 14 декабря 1825 года.

Литературная жизнь Смоленска тесно связана с именем А.М. Горького, который не только бывал в Смоленске, но и вел переписку со смоленскими писателями.

Дважды – в январе 1925 и в марте 1927 года – в Смоленск приезжал В.В. Маяковский, а в апреле 1933 года – А.С. Серафимович, который вместе с Е.И. Ковтюхом (герой гражданской войны Епифан Иович Ковтюх послужил прототипом Кожуха в романе «Железный поток») выступал перед местными писателями. В начале Великой Отечественной войны А.С. Серафимович выступал в Смоленске с лекциями [Трофимов 1973].

Недалеко от г. Сычевка служил земским врачом молодой М.А. Булгаков.

О связях Л.Н. Толстого со Смоленщиной подробно рассказала в своей книге «Живые трепетные нити» И.Н. Антюфеева [Антюфеева 1991].

В разное время на Смоленщину приезжали К.А. Федин, А.А. Фадеев, В.В. Вересаев, Л.Н. Андреев, В.Я. Шишков, К.И. Чуковский, А.С. Макаренко, А.Б. Мариенгоф.

Нельзя не сказать об особой связи со Смоленской землей К.М. Симонова: он был не родом, а «душою связан со Смоленщиной». Герой его повести «Дым отечества» размышляет: «Было в этой земле что-то такое, что бесконечно волновало его душу, и в то же время именно здесь душа его была на своем месте…» [Полякова 2001, с. 211]. Дорога от Москвы до Бреста прошла для К.Симонова через Смоленское сражение, в эти дни родилось стихотворение «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины?». Позже и в романе «Живые и мертвые» писатель упомянет дорогие края. К. Симонов был другом А. Твардовского. 20 ноября 1938 г. напечатал в газете «Правда» статью «О стихах Твардовского»: «…владеет труднейшим в поэзии мастерством повествования» [А. Твардовский. Энциклопедия. 2004, с. 373].

С 1964 г. К. Симонов и А. Твардовский жили на даче в писательском дачном поселке на Красной Пахре и часто общались [Там же, с. 373].

Каверин (Зильбер) Вениамин Александрович (1902-1989), писатель, мемуарист, публицист, был многолетним сотрудником журнала «Новый мир» [Там же, с. 186].

Сложное скрещение судеб А.И. Солженицына и А.Т. Твардовского можно считать знаковым явлением для литературы второй половины XX века.

И сейчас на Смоленской земле живут и трудятся многие поэты и прозаики, заслужившие признание в области и за ее пределами, а некоторые и за рубежом: А. Александров, Е. Алфимов, Н. Бондарев, А. Демьянов, Н. Жигарева, Н. Коженов, Т. Лосева Ю. Пашков, Л. Козырь, А. Мишин, А. Николаенков, А. Павлов, В. Романенков, А. Сергеев, В. Смирнов, А. Шерепицкий и др. [Книги. Даты… 2005].

 Современным смоленским поэтам и писателям посвящен справочник «Книги. Даты. Жизнь», вышедший в свет в 2005 году. Во вступительной статье к нему Ю. Пашков отмечает, что литераторы в 30-е годы объединялись вокруг газеты «Рабочий путь», журнале «Наступление» и издательства «Запгиз». После отъезда М. Исаковского в Москву в 1931 г. бразды правления принял прозаик и драматург М. Завьялов. Он стал секретарем большого писательского отряда, в котором числилось свыше 60 прозаиков, поэтов и критиков. Более 20-и лет потом «у руля» писательской организации стоял  Н. Рыленков, затем в разные годы ее возглавляли Н.Г. Антонов, Л.И. Козырь, Н.А. Семенова, В.И. Тазов, Ю. Пашков.

Сегодня на Смоленщине существуют две литературные организации  (Союз Российских писателей, руководитель – В. Макаренков; Союз писателей России, руководитель – В. Смирнов); литературная жизнь продолжается, развивается и обогащается теми замечательными традициями, которые были заложены нашими земляками-классиками: М. Исаковским, А. Твардовским, Н. Рыленковым.

Литература

  1. Антюфеева И.Н. Живые трепетные нити: Лев Толстой и его смоленские корреспонденты и знакомые: Очерки. Смоленск: СГПИ, 1991. 110 с.
  2. Баевский В.С. Лингвистические, математические, семиотические и компьютерные модели в истории и теории литературы. М.: Языки славянской культуры, 2001а. 336 с.
  3. Бурштын Б.С. Четыре года // Наступление. 1935. № 8. С. 71.
  4. Ильин В.В. Смоленская поэтическая школа в действии. Кануны. Свершения. Перспективы // Творчество М.В. Исаковского, А.Т. Твардовского, Н.И. Рыленкова в контексте русской и мировой культуры. Материалы научной конференции 23-25 мая 1999 г. Смоленск: СГПУ, 2000. С. 3-16.
  5. Книги. Даты. Жизнь. Справочник. Смоленск: Смоленска городская типография, 2005. 64 с.
  6. Котова Э.Л. Литературно-критическая деятельность А.В. Македонова 1928-1937 гг.: автореф. дисс. … канд. фил. наук. Смоленск, 2003. 19 с.
  7. Македонов А.В. Очерки советской поэзии. Смоленск: Смоленское книжное издательство, 1960. 244 с.
  8. Полякова К.Т. 34 урока по литературе Смоленщины. Смоленск: СОИУУ, 2001. 278 с.
  9. Привалова М.И. Собственные имена и проблема омонимии // Вопросы языкознания. 1979. № 5. С. 56-67.
  10. Трофимов И.Т. Писатели Смоленщины: библиографический справочник. М.: Московский рабочий, 1973. 358 с.
  11.  Турков А. Так песня спелась… Вступительная статья к «Избранным сочинениям» А.Т. Твардовского // А.Т. Твардовский. Избранные сочинения. М.: Художественная литература, 1981. С. 5-28.
  12. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Эфрона. В 82 т. Т. 29. М.: СЭ, 1890-1907.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Распространение опыта работы с помощью брошюр, созданных в программе Publisher

Если Вы аттестуетесь и Вам необходимо распространить свой опыт. Вы можете сделать это в виде брошюры и затем презентовать её на заседаниях МО, курсовой переподготовки, на открытых уроках и т.д. Брошюр...

распространение опыта работы

В данной статье представлено распостранение опыта моей работы...

Открытое занятие по обмену и распространению опыта работы. Тема " Баскетбол в 4 классе"

Тема занятия  " Методика обучения основным техническим приемам при  игре в баскетбол в начальной школе."занятие было показано на  методическом совещании учителей физической культуры Мос...

Распространение опыта работы посредством сети Интернет

С развитием современных компьютерных технологий важнейшими педагогическими средствами являются образовательные ресурсы Интернет. Открытый и свободный доступ к информации  дает возможность к...

Обобщение и распространение опыта работы.

Работа психолога предполагает обзор работ коллег, отслеживание новых тенденций в отечественной психологии, внедрение инновационных подходов, а также участие самого психолога в различных конкурсах, пер...

Обобщение и распространение опыта работы по теме: «Совместная работа учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

Обобщение и  распространение опыта работы по теме:"Совместная работа учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями"...

Сведения об участие в исследовательской деятельности, в работе экспертных групп, обобщении и распространении опыта работы

В данном разделе представлены справки, подтверждающие участие педагога в в исследовательской деятельности, в работе экспертных групп, обобщении и распространении опыта работы...