Такие разные петербуржцы
план-конспект урока по краеведению (8 класс) на тему
Урок дает представление о жизни в Петербурге в X IX в.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
peterburzhtsy_pervoy_poloviny_19_veka1.docx | 20.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Петербуржцы первой половины
19 века…Такие разные.
Цель урока: выяснить причины роста населения Петербурга к середине 19 века;
- показать национальный и социальный состав населения города и их взаимоотношения;
- показать роль в жизни Петербурга различных социальных групп;
- сравнить проблемы жителей 19 века и современного города, выяснить, кто и как их решал.
- познакомить учащихся с повседневной жизнью петербуржцев первой половины 19 века. «Город пышный, город бедный»…
Оснащение урока: слайд – презентации учащихся, петербургская тетрадь « СПБ и губерния», век 19, стихи, музыкальное сопровождение.
Тип урока: проблемно-поисковый.
Увы! Как скучен этот город
С своим туманом и водой!..
Куда ни глянешь, красный ворот,
Как шиш стоит перед тобой.
М. Ю. Лермонтов, 1832г.
Я вижу град Петров чудесный величавый,
По манию Петра воздвигшийся из блат,
Наследный памятник его могучей славы,
Потомками его украшенный стократ.
.А П. Вяземский «Петербург», 1818г.
Слайд – шоу с видами Петербурга первой половины 19 века, звучит песня о Петербурге.
-ученик читает отрывок из поэмы «Медный всадник».
Почему А.С. Пушкин так по- разному характеризовал Петербург?
Работа с таблицей в петербургской тетради и дополнительной.
Годы | Количество жителей | Мужчин | Женщин |
1725 | 40000 | ||
1750 | 95000 | ||
1800 | 220000 | 153590 | 66618 |
1812 | Около 308000 |
Какой вывод можно сделать на основании таблиц?
-Население города росло.
- Стр. 20, задание 2.
-В городе жило много иностранцев: в 1818 году в столице насчитывалось около 35000. Среди них – французы, немцы, англичане, армяне, голландцы, поляки..., которые молились в своих храмах.
Иностранцы работали ремесленниками, мастеровыми и подмастерьями, врачами и аптекарями Многие были учителями и воспитателями в дворянских семьях.
Немцев насчитывалось около 23000.
85% горожан были русскими.
Мужчин в городе было больше за счет проживания крестьян и 30 – 40 тысяч солдат.
-Чем столица привлекала людей со всех концов России и из других стран? Что они искали в Петербурге?
…А Петербург неугомонный
Уж барабаном пробужден.
Встает купец, идет разносчик,
На биржу тянется извозчик,
С кувшином охтенка спешит,
Под ней снег утренний хрустит.
Открыты ставни; трубный дым
Столбом восходит голубым,
И хлебник, немец аккуратный,
В бумажном колпаке не раз
Уж отворял свой васисдас
А.С. Пушкин. Фрагмент из романа «Евгений Онегин».
Презентация учащегося: Петербургские типажи: разносчики, торговцы, извозчики, чиновники, водовоз, фонарщик, трубочист…
-стр.24 петербургской тетради.
-Какую роль в жизни города играли петербуржцы, зарабатывающие на жизнь своим трудом?
-В каких условиях жили эти люди? Работа с рабочей тетрадью.
Районы проживания: Васильевский остров, Петербургская часть, Выборгская часть, Охтинская часть. Охта была заселена крестьянами, которые продавали молоко и мебель на Апраксином дворе. Эти районы пустынны зимою, а летом оживают за счет приезда дачников. Жители этих районов сохраняют провинциальное добродушие, простоту в наружном обхождении, гостеприимство – резкие противоположности с характером жителей в центре столицы.
Третья Адмиралтейская часть заселена мещанами и крестьянами, производящими розничную торговлю.
Четвертая Адмиралтейская. Люди небогатые, временно прибывающие сюда из губерний дворяне, чиновники.
Презентация «Жизнь дворян».
По сравнению с количеством жителей Петербурга, аристократов было немного.
Особняк был скромнее дворца по размерам и по занимаемой территории. Внутреннее убранство и интерьеры были изящны и роскошны. Вестибюль, парадная лестница, анфилада комнат, танцевальный зал, детская, библиотека, помещения для коллекций. Особняк графини Лаваль.
Обязанности дворян: служить государю и Отечеству.
Светский образ жизни.
-Салоны, премьеры в театре, выставки, балы, званые обеды.
Манеры поведения.
Черты положительные | Черты отрицательные |
- чувство собственного достоинства - сдержанность - «честь имею» - мужественность и женственность - культура речи -любезность | - надменность - высокомерие -презрительное, пренебрежительное отношение к людям, стоявшим на более низкой ступени развития - злоупотребление иностранными словами, не понимая их смысла -угодничество, чинопочитание |
Главное: большинство петербуржцев презрительно относились к грубому, неприличному слову, громкому разговору, скандалу, пьянству.
Благотворительность: императрица Мария Федоровна строит приюты, богадельни, больницу. Великие князья и аристократы устраивают благотворительные балы, средства от которых идут на помощь бедным, артистам, художникам…
Наряды аристократов. Слайд – шоу.
-пелерины – ротонды, перчатки, веер, фрак, цилиндр, лорнет, цилиндр, жилет, трость.
Возможен вариант игры.
Одежда чиновников – мундир и шинель.
Одежда крестьян, прибывших в Петербург на заработки – красная длинная рубаха – косоворотка, подпоясанные шерстяными кушаками или кожаными ремнями. Широкие синие штаны заправлены в сыромятные сапоги с высокими голенищами. Зимой –тулуп или кафтан, валенки, треух. За поясом одни затыкали топор или молоток, другие –лопату и терку.
Купцы подражали в одежде дворянам, но женская одежа отличалась, они любили украшать себя шалью.
Транспорт первой половины 19 века. Презентация.
Извозчики.
Пролетка. Общественный транспорт
Общественный транспорт – омнибус – карета со вторым этажом, империалом. Ее тащат несколько лошадей. Платный, для всех желающих.
Железная дорога. Вокзалы.
Проблемы петербуржцев первой половины 19 века.
Выясняем проблемы современных горожан
Дороги. Булыжные мостовые – грохот.
На Невском в 1825 году инженер Гурьев предложил торцевые мостовые – из деревянных шашечек, но во время дождей они всплывали, требовался постоянный ремонт.
Проблемы от конского навоза.
Наводнения. 1824 год – самое разрушительное.
Проблемы, которые создавали сами люди. хамство, хулиганство, эпидемии, пожары, жилье, транспорт. Лихачество, наезды на пешеходов
Веришь ли ты? -
-Лихачество, наезды на пешеходов были частым явлением в 19 веке
-Велась борьба с курением.
Подводим итог сравнения современного города с веком девятнадцатым.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КТД "Мы такие разные, но все-таки мы вместе!"
Сценарий коллективно-творческого дела для старшеклассников к Дню Толерантности,...
Урок толерантности «Мы все такие разные, и все-таки, мы вместе»
Урок «Мы все такие разные, и все-таки, мы вместе» посвящен толерантности отношений между людьми. В ходе урока учащиеся знакомятся с термином «толерантность» и его значением, ...
Тренинг «Мы такие разные, но всё-таки мы вместе»
Тренинг«Мы такие разные, но всё-таки мы вместе»...
Тренинг «Мы такие разные, но мы такие классные»
Тренинг«Мы такие разные, но мы такие классные»...
План-конспект открытого занятия «Мы такие разные, но все- таки мы вместе»
Цель: формирование культуры толерантности у участников образовательного процесса при использовании психолого-педагогических технологий. Задачи:1.Формирование основ позитивного взаимодействия и эм...
Урок толерантности "Мы все такие разные, но всё-таки мы вместе!"
Урок толерантности проведен для 2-9 классов. Были поставлены задачи: Познакомить обучающихся с термином "толерантность", его значением. Улучшить психологический климат в школе и т....
Технологическая карта урока по Истории и культуре Санкт-Петербурга для 8 класса. Тема урока: "Такие разные петербуржцы, а проблемы общие..."
Основная цель урока: создать условия для выполнения обучающимися практикоориентированного задания: сопоставление проблем петербуржцев первой половины XIX века с проблемами совремнных горожа...