Рабочая программа по ИКМ, 8 класс
рабочая программа по краеведению (8 класс) на тему

Бикмаева Ольга Васильевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_kl.docx39.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа №1»

Инсарского муниципального района

Рассмотрена и одобрена на заседании  методического объединения учителей истории

Руководитель МО ________________Дербеденева Т. А.

       Утверждена  директором      

МБОУ      «Инсарская      средняя

общеобразовательная школа №1»
 
__________Е.В. Гулькина

 «31» августа 2015 г.                                                                  « 01» сентября 2015 г.

Рабочая программа

учебного предмета «История и культура мордовского края»

для 8 класса

 
 

Составитель: Бикмаева О.В.,

учитель истории и обществознания


 
 

Инсар 2015

Пояснительная записка

Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Социальные функции исторического знания осознавались и использовались в разных обществах с давних времен до наших дней. Одним из важнейших вопросов современного российского образования является формирование его региональной составляющей. В федеральном Базисном учебном плане 2004 г. Министерство образования России рекомендует выделять не менее 10 % общего нормативного времени на региональный(национально-региональный) компонент.

Учебная программа разработана в соответствии:

С законом Российской Федерации «Об образовании», с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта общего основного образования второго поколения, Примерной программы курса «история и культура мордовского края»: программа курса для 5-9 классов общеобразовательных учреждений/В.М.арсентьев, Н.М.Арсентьев, Э.Д.Богатырев; под ред. Ч.-кор. РАН Н.М.Арсентьева; Издат. Центр ИСИ МГУ им. Н.П.Огарева – Саранск, 2010 – 84с, Уставом образовательного учреждения, а также на основе Базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобрнауки России от 30.08.2010г №889

Программа соответствует БУП, ориентирована на учащихся 8 класса.

Структура рабочей учебной программа по истории и культуре мордовского края  для 8 класса  содержит следующие разделы:

  • пояснительную записку, в которой определяются цель и задачи обучения данному предмету, общая характеристика учебного предмета, его место в базисном учебном  плане, личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты освоения учебного предмета;
  • содержание учебного  предмета, включающее перечень основного изучаемого материала, распределенного по содержательным разделам с указанием количества часов на их изучение;
  • тематическое и календарно-тематическое планирование с описанием видов учебной деятельности обучающихся 8  класса и указанием количества часов на изучение соответствующего материала;
  • учебно-методическое обеспечение;
  • материально-техническое обеспечение;
  • планируемые результаты освоения учебного предмета;
  • список источников.

Цели изучения предмета «История и культура Мордовского края»  

—    вписать местные события в историко-культурный контекст, раскрыть специфику локальных проявлений духовной и материальной культуры человечества;

—    придать историческим знаниям большую конкретность и личностную значимость, показать, что каждый человек — соучастник бытия прошлого, настоящего и будущего, частичка живой ткани, нити времен и поколений;

—    содействовать самоопределению личности, созданию условий для ее реализации;

—    развивать у учащихся любовь к родному краю, к своей земле, к родному дому;

—    воспитывать стремление к сохранению и приумножению культурного  наследия,  к активному обсуждению  и посильному решению стоящих перед нашей республикой сложных проблем.

- формированиеценностных ориентаций в ходе знакомства с исторически сложившимися этнокультурными, религиозными традициями республики.

Задачи предмета:

- заинтерисовать ребенка, пробудить уважение к прошлому, научить видеть историю в себе, своей семье и необходимость развития абстрактного мышления, формирования понятийного аппарата школьников.

- способствовать реализации и развитию способностей, интересов детей, приобретению ими опыты познания и самопознания, подготовить их к осуществлению выбора образовательной и профессиональной траектории, сформировать общенациональное самосознание, исторический оптимизм, воспитывать учащихся в духе толерантности и уважения к истории родного края и России в целом.

Цели программы:

- освоение учащимися знаний о важнейших событиях и процессах истории Мордовии в их взаимосвязи с историей России и хронологической последовательности в период 17-18 веков;

- освоение знаний, формирование у школьников целостного представления об историческом прошлом нашего региона в контексте мировой и общероссийской истории, о его культурно-историческом вкладе в общероссийское и мировое наследие, о современном состоянии и перспективах развития Республики Мордовия;

- воспитание нравственной ценностно-ориентированной личности;

- овладение методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации, формирование умений образной реконструкции прошлого «малой родины» на основе разных видов источников, использования информационных технологий;

- формирование собственного оценочного отношения к фактам регионального прошлого и настоящего, его аргументации.

 История и культура мордовского края в 8 классе формирует представления о главных особенностях истории мордовского края, уделяя большое внимание семейному аспекту. Это способствует развитию патриотичной личности в ребенке, развитию любви к своей семье и ближайшему окружению.

Принципы и критерии отбора содержания материала  истории и культуры мордовского края:

  • принцип взаимосвязи с  отечественной и всеобщей историей, синхронизации событий локального и регионального прошлого с фактами общероссийской и мировой истории;
  • принцип интерактивности, предполагающий, во-первых – включение сведений из археологии, этнографии, географии, экономики, искусствознания, литературы региона, во-вторых, интеграцию урочной, внеурочной деятельности и дополнительного образования;
  • принцип поликультурной толерантности, национально-региональная история и культура не сводятся к истории и культуре титульной (мордовской) нации, а есть история и культура территориального, полиэтнического сообщества, составляющих его этносов, их взаимодействия между собой, природой, другими народами;
  • антропологический принцип, позволяющий придать историческим знаниям большую конкретность и личностную значимость, показать, что каждый человек – соучастник бытия прошлого, настоящего и будущего, частичка живой ткани, нити времен и поколений;
  • принцип практической направленности курса, деятельностного подхода в его освоении, направленный на воспитание у учащихся стремления к сохранению и приумножению культурного наследия, к активному обсуждению и посильному участию в решении стоящих перед нашей республикой сложных задач;
  • принцип личностно ориентированного, развивающего обучения.

Общая характеристика учебного предмета

история и культура мордовского края 8 класс.

      В новой структуре исторического и обществоведческого образования предусмотрены дисциплины, отвечающие потребностям регионов, интересам учащихся. К их числу относится предмет «История и культура мордовского края», рассчитанный на учащихся основной школы, исходя из 0,5 часа в неделю в течение пятилетнего срока обучения (5—9 классы). Его преподавание должно вестись параллельно, сопряжено с историей Отечества (раздельным или интегрированным курсом), начиная с 6 класса. В 8 классе изучение продолжается на основе Исмтории и культуры мордовского края 8 класса, призванного создать у учащихся положительную установку на изучение истории своей малой родины, оценить значимость ее прошлого и настоящего. Распределение материала по классам в дальнейшем может уточняться, так как структура исторического образования находится в стадии реформирования и является подвижной.

Предмет содержит обусловленный реальными рамками учебного времени минимум знаний об истории и культуре народов мордовского края, его выдающихся людях и простых тружениках, без чего невозможно сформировать у учащихся представление об истории как о живом процессе, развертывающемся в едином историческом пространстве, о мировом диалоге культур, в котором может звучать не только голос каждого народа, но и каждого отдельного человека.

     При составлении программы учитывались современные требования к школьному историческому образованию.  Среди факторов, оказавших влияние на развитие истории и культуры мордовского края, особая роль отводится геополитическим, демографическим, личностно-психологическим, религиозным и другим.

      Преподавание истории и культуры мордовского края имеет ряд особенностей. Оно требует максимального развития самодеятельности, активности учащихся. Продуктивной является идея деятельностного освоения изучаемого материала — включение учащихся в поисково-экспедиционную работу, охрану природы, изготовление учебно-наглядных пособий, создание самодеятельных студий, мастерских (по вышиванию, резьбе по дереву и т. д.) и даже кооперативов. Особое место должны занимать уроки-экскурсии, работа учащихся в архивах, музеях, где они имеют возможность соприкасаться с историческими памятниками, первоисточниками, подлинными документами.

Изучение истории и культуры мордовского края создает большие возможности для развития художественных, технических и других видов творчества подростков, приобщения их к поисковой, проектной деятельности, будет способствовать формированию целостного представления учащихся об историческом пути человечества на территории региона, адаптации их к реалиям сегодняшней жизни, подготовке к активной деятельности.

 Место истории и культуры мордовского края  

Предмет история и культура мордовского края входит в образовательную программу и предназначен для преподавания учащимся с 5 по 9 классы. На прохождение программы «История и культура мордовского края» Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит  0,5 часа в неделю. В соответствии с рекомендациями МРИО, учебном планом МБОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа №1» на 2015-2016 учебный год ведется преподавание курса «История и культура мордовского края». Программа рассчитана на учащихся 8 классов.

На изучение учебного курса «История и культура мордовского края» в 8-х классов отводится 1 час в неделю в течении первого полугодия.

Курс рассчитан на 16 часов (16 учебные недели):

Количество часов в 1-ой четверти – 9

Количество часов во 2-ой четверти - 7

Преподавание ведется по учебнику  для 8 класса общеобразовательных учреждений. История и культура мордовского края XIX в. Арсентьев В. М., Захаров В. И., Корнишина Г. А., Мамонова Н. И., Тувин А. С. Издат. центр. ИСИ МГК им. Н. П. Огарева. – Саранск, 2007. – 200 с.

Межпредметные и межкурсовые связи:

при работе широко используются:

По истории России темы: «Отечественная война 1812г», «Общественное движение при Александре1», «Крестьянская война 1861г», «Либеральные реформы 1861г»

По географии тема «Масштаб»

По литературе «Война и мир»

Результаты освоения учебного предмета

история и культура мордовского края  в 8 классе.

Личностным результатом обучения истории и культуры мордовского края в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения предмета:

  • продолжение формирования ценностной ориентации учащихся, отражающей их индивидуально-личностные позиции:

– гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

 – осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

– осознание целостности природы, населения и хозяйства населения Мордовии;

– представление о Мордовии как субъекте целостного государства – Российской Федерации;

– осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;

–осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

  • продолжение формирования гармонично развитых социальных чувств и качеств:

– умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

– эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

– патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

– уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;

– готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;

Метапредметными результатами изучения курса «История и культура мордовского края» в 8 классе является начало формирования универсальных учебных действий (УУД).

  • Регулятивные УУД:

– Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.

– Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

– Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

– Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.

– Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, компьютер).

– Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

– Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).

– Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.

– В ходе представления проекта давать оценку его результатам.

– Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

– Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности:

1. организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;

2.  умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

  • Познавательные УУД:

– Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:

1. давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;

2. осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;

3. обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом.

– Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

– Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

– Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.

– Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата.

– Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания.

– Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

– Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.

  • Коммуникативные УУД:

– Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

– В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль.

– Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

– Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.

– Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Предметными результатами изучения курса «История и культура мордовского края» в 8 классе являются следующие умения:

– осознание роли истории родного края впознании окружающего мира;

– объяснять основные закономерности взаимодействия общества и природы;

– объяснять роль исторической науки в решении проблем гармоничного социального развития;

– выявлять зависимость размещения населения и его хозяйственной деятельности от природных условий территории и ееисторическогопрошлого;

– определять причины и следствия проблем исторического развития на национальном уровне;

– приводить примеры важных исторических дат и событий на территории мордовского края;

– пользоваться различными источниками информации: словари, справочники, другая литература, интернет-источники;

– понимание смысла собственной действительности;

– формулировать своё отношение к культурному наследию малой родины

 Содержание программы:

Мордовский край в первой половине XIX века – 10 ч.: Административно-территориальное устройство и население мордовского края; Сельское хозяйство; Промышленное развитие мордовского края; Торговля, транспорт, предпринимательство. Развитие городов; Участие населения мордовского края в Отечественной войне 1812 года; Социальные выступления в первой половине XIX века; Просвещение  здравоохранение; Литература, искусство, архитектура; Видные деятели общественного движения 40 – 50-х гг. XIX века в мордовском крае.

Мордовский край во второй половине XIX – начале XX века – 7 ч.: Подготовка и реализация аграрной реформы; Развитие промышленности, торговли и транспорта; Либеральные реформы и общественное движение 1860-1870-х гг. в мордовском крае; Традиционная культура и быт населения мордовского края в XIX – начале  XX в.; Религиозные воззрения мордвы. Празднично-обрядовая культура населения мордовского края в XIX – начале  XX в.; Литература и публицистика. Становление и развитие профессиональных форм искусства.

 Учебно-тематическое планирование

Разделы программы

Количество часов

из них количество часов

контрольные и проверочные работы

Мордовский край в первой половине XIXвека

10

1

Мордовский край во второй половине XIX– начале XXвека

6

1

Итого

16

2

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Виды учебной деятельности

Основное содержание урока

Домашнее задание

Глава 1. Мордовский край в первой половине XIX века

1 (1)

Административно-территориальное устройство и население мордовского края

ознакомление; работа с книгой; работа с картой; решение проблемы

Административно-территориальное устройство и система управления. Население: численность, национальный и социальный состав. Дворянство и его социально-экономическое положение. Крестьянское население:  численность, категории, повинности. Купцы, мещане, цеховые ремесленники. Духовенство.

§1, ответить на вопросы и задания стр. 24. Записать определения в тетрадь. Изучить сословную структуру населения Российской империи 19 века

2 (2)

Сельское хозяйство

Повторение; ознакомление; работа с книгой; поиск

Полеводство. Огородничество. Животноводство. Земледельческие промыслы крестьян. Аграрно-крестьянский вопрос.

§2, ответить на вопросы и задания стр. 34. Записать определения в тетрадь.

3 (3)

Промышленное развитие мордовского края

Повторение; ознакомление; работа с книгой;

Промыслово-ремесленная деятельность крестьян. Формы организации промысловой деятельности. Мануфактурная промышленность. Начало промышленного переворота

§ 3, ответить на вопросы и задания стр. 49. Записать определения в тетрадь.

4 (4)

Торговля, транспорт, предпринимательство. Развитие городов

Повторение; ознакомление; работа с книгой; поиск;

Торговля. Транспорт. Предпринимательство в мордовском крае в первой половине XIXвека. Города мордовского края. Итоги и характер социально-экономического развития Мордовии в первой половине XIXвека.

§ 4, ответить на вопросы и задания стр. 66.  Записать определения в тетрадь.

5 (5)

Участие населения мордовского края в Отечественной войне 1812 года

Повторение; ознакомление; работа с книгой; решение проблемы; поиск; работа с картами

Начало войны и формирование ополчения. Участие мордовских ополченцев заграничном походе русской армии.

§ 5, ответить на вопросы и задания стр. 75. Записать определения в тетрадь.

6 (6)

Социальные выступления в первой половине XIXвека

Повторение; ознакомление; работа с книгой;

Крестьянские волнения. Выступления работных людей. Наши земляки-декабристы.

§6, ответить на вопросы и задания стр. 89. Записать определения в тетрадь.

Глава 2. Мордовский край во второй половине XIX – начале  XX века

7 (7)

Просвещение и здравоохранение

Повторение; ознакомление; работа с книгой; решение проблемы; поиск; работа с ИКТ

Просвещение. Основание издательского дела на территории мордовского края. Мордовский край в публикациях первой половины XIXвека. Здравоохранение.

§ 7, ответить на вопросы и задания стр. 98. Записать определения в тетрадь. Подготовить сообщения по темам: «Просвещение и здравоохранение», «Литература, искусство, архитектура»

8 (8)

Литература, искусство, архитектура

Повторение; ознакомление; работа с книгой; поиск; работа с ИКТ

Знакомство с жизнью и творчеством ряда крупнейших деятелей искусства мордовского края: А. И. Полежаевым, И. В. Селиванова, К. А. Макарова, М. П. Варенцова. Архитектурные памятники.

§ 8, ответить на вопросы и задания стр. 110. Записать определения в тетрадь.

9 (9)

Видные деятели общественного движения 40 – 50-х гг. XIXвека в мордовском крае

Повторение; ознакомление; работа с книгой; поиск; работа с ИКТ

Н. П. Огарев. Н. М. Сатин. А. Д. Желтухин. А. И. Пальм. Н. С. Мордвинов.

§9, ответить на вопросы и задания стр. 121.  Записать определения в тетрадь.

10 (10)

Подготовка и реализация аграрной реформы

Повторение; ознакомление; работа с книгой; решение проблемы.

Почему нужно было уничтожать крепостничество? Подготовка и отмена крепостного права. Реформы в удельной и государственной деревне. Крестьянское движение. Усиление связей хозяйства крестьян с рынком. Расслоение крестьянства.

§ 10, ответить на вопросы и задания стр. 136. Записать определения в тетрадь.

11 (11)

Развитие промышленности, торговли и транспорта

Повторение; ознакомление; работа с книгой;

Промышленность. Транспорт и торговля. Формирование буржуазии и пролетариата.

§ 11, ответить на вопросы и задания стр.146.  Записать определения в тетрадь.

12 (12)

Либеральные реформы и общественное движение 1860-1870-х гг. в мордовском крае

Повторение; ознакомление; работа с книгой; работа с картой

Земская, судебная и городская реформы. Земское образование. Здравоохранение. Либеральное и радикально-демократическое движение. Народники.

§ 12, ответить на вопросы и задания стр. 161. Записать определения в тетрадь.

13 (13)

Традиционная культура и быт населения мордовского края в XIX– начале  XXв.

Повторение; ознакомление; работа с книгой; работа с ИКТ

Сельские поселения и жилища. Города. Одежда. Пища и утварь.

§ 13, ответить на вопросы и задания стр. 171. Записать определения в тетрадь.

14 (14)

Религиозные воззрения мордвы. Празднично-обрядовая культура населения мордовского края в XIX– начале  XXв.

Повторение; ознакомление; работа с книгой; работа с ИКТ; поиск

Миссионерская деятельность православной церкви в Поволжье. Религиозный синкретизм у мордвы. Традиционные календарные обряды и праздники. Семейные обряды. Праздники и увеселения горожан.

§ 14, ответить на вопросы и задания стр. 182. Записать определения в тетрадь.

15 (15)

Литература и публицистика. Становление и развитие профессиональных форм искусства

Повторение; ознакомление; работа с книгой; работа с ИКТ; поиск

Литература и публицистика. Русские писатели о мордовском народе. Изобразительное искусство. Театр.

§ 15, ответить на вопросы и задания стр. 195. Записать определения в тетрадь. Подготовиться к итоговой контрольной работе.

16 (16)

Итоговая контрольная работа

Повторение; систематизация знаний; проверка знаний

Письменная контрольная работа по темам: Административно-территориальное устройство и население мордовского края; Сельское хозяйство; Промышленное развитие мордовского края; Торговля, транспорт, предпринимательство. Развитие городов; Участие населения мордовского края в Отечественной войне 1812 года; Социальные выступления в первой половине XIXвека; Просвещение  здравоохранение; Литература, искусство, архитектура; Видные деятели общественного движения 40 – 50-х гг. XIXвека в мордовском крае; Подготовка и реализация аграрной реформы; Развитие промышленности, торговли и транспорта; Либеральные реформы и общественное движение 1860-1870-х гг. в мордовском крае; Традиционная культура и быт населения мордовского края в XIX– начале  XXв.; Религиозные воззрения мордвы. Празднично-обрядовая культура населения мордовского края в XIX– начале  XXв.; Литература и публицистика. Становление и развитие профессиональных форм искусства.

 Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

1.        Методичечские разработоки История и культура мордовского края 5–9 классы. Программы для общеобразовательных учреждений. Саранск, Мордовское книжное издание, 1996 г.

2.        Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. История и культура мордовского края XIX в. Арсентьев В. М., Захаров В. И., Корнишина Г. А., Мамонова Н. И., Тувин А. С. Издат. центр. ИСИ МГК им. Н. П. Огарева. – Саранск, 2007. – 200 с.

3.        Комплекты  географических карт Республики Мордовия

4.        Аудиторная доска с магнитной поверхностью

  • Интерактивный комплекс

Планируемые результаты обучения.

1. Называть, показывать: предмет, объект изучения истории и культуры мордовского края; особенности положения мордовского края; основные даты в истории мордовского края; выдающихся уроженцев Мордовии; государственную символику РМ.

2. Определять, измерять: отсчет времени.

3. Описывать, характеризовать: устройство быта народов мордовского края; историю образования школ на территории Мордовии; образование городских и сельских поселений; государственную символику РМ; достопримечательности республики и города; духовный мир народов Мордовии.

4. Объяснять: происхождение своего рода, своей семьи; устройство быта народа в связи с обычаями и традициями; необходимость изучения истории и культуры своего края.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...