Рабочая программа по ИКМ, 8 класс
рабочая программа по краеведению (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МБОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа №1»
Инсарского муниципального района
Рассмотрена и одобрена на заседании методического объединения учителей истории Руководитель МО ________________Дербеденева Т. А. | Утверждена директором МБОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа №1» |
«31» августа 2015 г. « 01» сентября 2015 г.
Рабочая программа
учебного предмета «История и культура мордовского края»
для 8 класса
Составитель: Бикмаева О.В.,
учитель истории и обществознания
Инсар 2015
Пояснительная записка
Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Социальные функции исторического знания осознавались и использовались в разных обществах с давних времен до наших дней. Одним из важнейших вопросов современного российского образования является формирование его региональной составляющей. В федеральном Базисном учебном плане 2004 г. Министерство образования России рекомендует выделять не менее 10 % общего нормативного времени на региональный(национально-региональный) компонент.
Учебная программа разработана в соответствии:
С законом Российской Федерации «Об образовании», с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта общего основного образования второго поколения, Примерной программы курса «история и культура мордовского края»: программа курса для 5-9 классов общеобразовательных учреждений/В.М.арсентьев, Н.М.Арсентьев, Э.Д.Богатырев; под ред. Ч.-кор. РАН Н.М.Арсентьева; Издат. Центр ИСИ МГУ им. Н.П.Огарева – Саранск, 2010 – 84с, Уставом образовательного учреждения, а также на основе Базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобрнауки России от 30.08.2010г №889
Программа соответствует БУП, ориентирована на учащихся 8 класса.
Структура рабочей учебной программа по истории и культуре мордовского края для 8 класса содержит следующие разделы:
- пояснительную записку, в которой определяются цель и задачи обучения данному предмету, общая характеристика учебного предмета, его место в базисном учебном плане, личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты освоения учебного предмета;
- содержание учебного предмета, включающее перечень основного изучаемого материала, распределенного по содержательным разделам с указанием количества часов на их изучение;
- тематическое и календарно-тематическое планирование с описанием видов учебной деятельности обучающихся 8 класса и указанием количества часов на изучение соответствующего материала;
- учебно-методическое обеспечение;
- материально-техническое обеспечение;
- планируемые результаты освоения учебного предмета;
- список источников.
Цели изучения предмета «История и культура Мордовского края»
— вписать местные события в историко-культурный контекст, раскрыть специфику локальных проявлений духовной и материальной культуры человечества;
— придать историческим знаниям большую конкретность и личностную значимость, показать, что каждый человек — соучастник бытия прошлого, настоящего и будущего, частичка живой ткани, нити времен и поколений;
— содействовать самоопределению личности, созданию условий для ее реализации;
— развивать у учащихся любовь к родному краю, к своей земле, к родному дому;
— воспитывать стремление к сохранению и приумножению культурного наследия, к активному обсуждению и посильному решению стоящих перед нашей республикой сложных проблем.
- формированиеценностных ориентаций в ходе знакомства с исторически сложившимися этнокультурными, религиозными традициями республики.
Задачи предмета:
- заинтерисовать ребенка, пробудить уважение к прошлому, научить видеть историю в себе, своей семье и необходимость развития абстрактного мышления, формирования понятийного аппарата школьников.
- способствовать реализации и развитию способностей, интересов детей, приобретению ими опыты познания и самопознания, подготовить их к осуществлению выбора образовательной и профессиональной траектории, сформировать общенациональное самосознание, исторический оптимизм, воспитывать учащихся в духе толерантности и уважения к истории родного края и России в целом.
Цели программы:
- освоение учащимися знаний о важнейших событиях и процессах истории Мордовии в их взаимосвязи с историей России и хронологической последовательности в период 17-18 веков;
- освоение знаний, формирование у школьников целостного представления об историческом прошлом нашего региона в контексте мировой и общероссийской истории, о его культурно-историческом вкладе в общероссийское и мировое наследие, о современном состоянии и перспективах развития Республики Мордовия;
- воспитание нравственной ценностно-ориентированной личности;
- овладение методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации, формирование умений образной реконструкции прошлого «малой родины» на основе разных видов источников, использования информационных технологий;
- формирование собственного оценочного отношения к фактам регионального прошлого и настоящего, его аргументации.
История и культура мордовского края в 8 классе формирует представления о главных особенностях истории мордовского края, уделяя большое внимание семейному аспекту. Это способствует развитию патриотичной личности в ребенке, развитию любви к своей семье и ближайшему окружению.
Принципы и критерии отбора содержания материала истории и культуры мордовского края:
- принцип взаимосвязи с отечественной и всеобщей историей, синхронизации событий локального и регионального прошлого с фактами общероссийской и мировой истории;
- принцип интерактивности, предполагающий, во-первых – включение сведений из археологии, этнографии, географии, экономики, искусствознания, литературы региона, во-вторых, интеграцию урочной, внеурочной деятельности и дополнительного образования;
- принцип поликультурной толерантности, национально-региональная история и культура не сводятся к истории и культуре титульной (мордовской) нации, а есть история и культура территориального, полиэтнического сообщества, составляющих его этносов, их взаимодействия между собой, природой, другими народами;
- антропологический принцип, позволяющий придать историческим знаниям большую конкретность и личностную значимость, показать, что каждый человек – соучастник бытия прошлого, настоящего и будущего, частичка живой ткани, нити времен и поколений;
- принцип практической направленности курса, деятельностного подхода в его освоении, направленный на воспитание у учащихся стремления к сохранению и приумножению культурного наследия, к активному обсуждению и посильному участию в решении стоящих перед нашей республикой сложных задач;
- принцип личностно ориентированного, развивающего обучения.
Общая характеристика учебного предмета
история и культура мордовского края 8 класс.
В новой структуре исторического и обществоведческого образования предусмотрены дисциплины, отвечающие потребностям регионов, интересам учащихся. К их числу относится предмет «История и культура мордовского края», рассчитанный на учащихся основной школы, исходя из 0,5 часа в неделю в течение пятилетнего срока обучения (5—9 классы). Его преподавание должно вестись параллельно, сопряжено с историей Отечества (раздельным или интегрированным курсом), начиная с 6 класса. В 8 классе изучение продолжается на основе Исмтории и культуры мордовского края 8 класса, призванного создать у учащихся положительную установку на изучение истории своей малой родины, оценить значимость ее прошлого и настоящего. Распределение материала по классам в дальнейшем может уточняться, так как структура исторического образования находится в стадии реформирования и является подвижной.
Предмет содержит обусловленный реальными рамками учебного времени минимум знаний об истории и культуре народов мордовского края, его выдающихся людях и простых тружениках, без чего невозможно сформировать у учащихся представление об истории как о живом процессе, развертывающемся в едином историческом пространстве, о мировом диалоге культур, в котором может звучать не только голос каждого народа, но и каждого отдельного человека.
При составлении программы учитывались современные требования к школьному историческому образованию. Среди факторов, оказавших влияние на развитие истории и культуры мордовского края, особая роль отводится геополитическим, демографическим, личностно-психологическим, религиозным и другим.
Преподавание истории и культуры мордовского края имеет ряд особенностей. Оно требует максимального развития самодеятельности, активности учащихся. Продуктивной является идея деятельностного освоения изучаемого материала — включение учащихся в поисково-экспедиционную работу, охрану природы, изготовление учебно-наглядных пособий, создание самодеятельных студий, мастерских (по вышиванию, резьбе по дереву и т. д.) и даже кооперативов. Особое место должны занимать уроки-экскурсии, работа учащихся в архивах, музеях, где они имеют возможность соприкасаться с историческими памятниками, первоисточниками, подлинными документами.
Изучение истории и культуры мордовского края создает большие возможности для развития художественных, технических и других видов творчества подростков, приобщения их к поисковой, проектной деятельности, будет способствовать формированию целостного представления учащихся об историческом пути человечества на территории региона, адаптации их к реалиям сегодняшней жизни, подготовке к активной деятельности.
Место истории и культуры мордовского края
Предмет история и культура мордовского края входит в образовательную программу и предназначен для преподавания учащимся с 5 по 9 классы. На прохождение программы «История и культура мордовского края» Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 0,5 часа в неделю. В соответствии с рекомендациями МРИО, учебном планом МБОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа №1» на 2015-2016 учебный год ведется преподавание курса «История и культура мордовского края». Программа рассчитана на учащихся 8 классов.
На изучение учебного курса «История и культура мордовского края» в 8-х классов отводится 1 час в неделю в течении первого полугодия.
Курс рассчитан на 16 часов (16 учебные недели):
Количество часов в 1-ой четверти – 9
Количество часов во 2-ой четверти - 7
Преподавание ведется по учебнику для 8 класса общеобразовательных учреждений. История и культура мордовского края XIX в. Арсентьев В. М., Захаров В. И., Корнишина Г. А., Мамонова Н. И., Тувин А. С. Издат. центр. ИСИ МГК им. Н. П. Огарева. – Саранск, 2007. – 200 с.
Межпредметные и межкурсовые связи:
при работе широко используются:
По истории России темы: «Отечественная война 1812г», «Общественное движение при Александре1», «Крестьянская война 1861г», «Либеральные реформы 1861г»
По географии тема «Масштаб»
По литературе «Война и мир»
Результаты освоения учебного предмета
история и культура мордовского края в 8 классе.
Личностным результатом обучения истории и культуры мордовского края в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения предмета:
- продолжение формирования ценностной ориентации учащихся, отражающей их индивидуально-личностные позиции:
– гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
– осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
– осознание целостности природы, населения и хозяйства населения Мордовии;
– представление о Мордовии как субъекте целостного государства – Российской Федерации;
– осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
–осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- продолжение формирования гармонично развитых социальных чувств и качеств:
– умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
– эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
– патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
– уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
– готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;
Метапредметными результатами изучения курса «История и культура мордовского края» в 8 классе является начало формирования универсальных учебных действий (УУД).
- Регулятивные УУД:
– Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.
– Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
– Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
– Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.
– Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, компьютер).
– Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
– Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).
– Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.
– В ходе представления проекта давать оценку его результатам.
– Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
– Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности:
1. организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
2. умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
- Познавательные УУД:
– Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:
1. давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;
2. осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;
3. обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом.
– Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
– Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
– Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.
– Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата.
– Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания.
– Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
– Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.
- Коммуникативные УУД:
– Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
– В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль.
– Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
– Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.
– Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметными результатами изучения курса «История и культура мордовского края» в 8 классе являются следующие умения:
– осознание роли истории родного края впознании окружающего мира;
– объяснять основные закономерности взаимодействия общества и природы;
– объяснять роль исторической науки в решении проблем гармоничного социального развития;
– выявлять зависимость размещения населения и его хозяйственной деятельности от природных условий территории и ееисторическогопрошлого;
– определять причины и следствия проблем исторического развития на национальном уровне;
– приводить примеры важных исторических дат и событий на территории мордовского края;
– пользоваться различными источниками информации: словари, справочники, другая литература, интернет-источники;
– понимание смысла собственной действительности;
– формулировать своё отношение к культурному наследию малой родины
Содержание программы:
Мордовский край в первой половине XIX века – 10 ч.: Административно-территориальное устройство и население мордовского края; Сельское хозяйство; Промышленное развитие мордовского края; Торговля, транспорт, предпринимательство. Развитие городов; Участие населения мордовского края в Отечественной войне 1812 года; Социальные выступления в первой половине XIX века; Просвещение здравоохранение; Литература, искусство, архитектура; Видные деятели общественного движения 40 – 50-х гг. XIX века в мордовском крае.
Мордовский край во второй половине XIX – начале XX века – 7 ч.: Подготовка и реализация аграрной реформы; Развитие промышленности, торговли и транспорта; Либеральные реформы и общественное движение 1860-1870-х гг. в мордовском крае; Традиционная культура и быт населения мордовского края в XIX – начале XX в.; Религиозные воззрения мордвы. Празднично-обрядовая культура населения мордовского края в XIX – начале XX в.; Литература и публицистика. Становление и развитие профессиональных форм искусства.
Учебно-тематическое планирование
Разделы программы | Количество часов | из них количество часов |
контрольные и проверочные работы | ||
Мордовский край в первой половине XIXвека | 10 | 1 |
Мордовский край во второй половине XIX– начале XXвека | 6 | 1 |
Итого | 16 | 2 |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Виды учебной деятельности | Основное содержание урока | Домашнее задание |
Глава 1. Мордовский край в первой половине XIX века | ||||
1 (1) | Административно-территориальное устройство и население мордовского края | ознакомление; работа с книгой; работа с картой; решение проблемы | Административно-территориальное устройство и система управления. Население: численность, национальный и социальный состав. Дворянство и его социально-экономическое положение. Крестьянское население: численность, категории, повинности. Купцы, мещане, цеховые ремесленники. Духовенство. | §1, ответить на вопросы и задания стр. 24. Записать определения в тетрадь. Изучить сословную структуру населения Российской империи 19 века |
2 (2) | Сельское хозяйство | Повторение; ознакомление; работа с книгой; поиск | Полеводство. Огородничество. Животноводство. Земледельческие промыслы крестьян. Аграрно-крестьянский вопрос. | §2, ответить на вопросы и задания стр. 34. Записать определения в тетрадь. |
3 (3) | Промышленное развитие мордовского края | Повторение; ознакомление; работа с книгой; | Промыслово-ремесленная деятельность крестьян. Формы организации промысловой деятельности. Мануфактурная промышленность. Начало промышленного переворота | § 3, ответить на вопросы и задания стр. 49. Записать определения в тетрадь. |
4 (4) | Торговля, транспорт, предпринимательство. Развитие городов | Повторение; ознакомление; работа с книгой; поиск; | Торговля. Транспорт. Предпринимательство в мордовском крае в первой половине XIXвека. Города мордовского края. Итоги и характер социально-экономического развития Мордовии в первой половине XIXвека. | § 4, ответить на вопросы и задания стр. 66. Записать определения в тетрадь. |
5 (5) | Участие населения мордовского края в Отечественной войне 1812 года | Повторение; ознакомление; работа с книгой; решение проблемы; поиск; работа с картами | Начало войны и формирование ополчения. Участие мордовских ополченцев заграничном походе русской армии. | § 5, ответить на вопросы и задания стр. 75. Записать определения в тетрадь. |
6 (6) | Социальные выступления в первой половине XIXвека | Повторение; ознакомление; работа с книгой; | Крестьянские волнения. Выступления работных людей. Наши земляки-декабристы. | §6, ответить на вопросы и задания стр. 89. Записать определения в тетрадь. |
Глава 2. Мордовский край во второй половине XIX – начале XX века | ||||
7 (7) | Просвещение и здравоохранение | Повторение; ознакомление; работа с книгой; решение проблемы; поиск; работа с ИКТ | Просвещение. Основание издательского дела на территории мордовского края. Мордовский край в публикациях первой половины XIXвека. Здравоохранение. | § 7, ответить на вопросы и задания стр. 98. Записать определения в тетрадь. Подготовить сообщения по темам: «Просвещение и здравоохранение», «Литература, искусство, архитектура» |
8 (8) | Литература, искусство, архитектура | Повторение; ознакомление; работа с книгой; поиск; работа с ИКТ | Знакомство с жизнью и творчеством ряда крупнейших деятелей искусства мордовского края: А. И. Полежаевым, И. В. Селиванова, К. А. Макарова, М. П. Варенцова. Архитектурные памятники. | § 8, ответить на вопросы и задания стр. 110. Записать определения в тетрадь. |
9 (9) | Видные деятели общественного движения 40 – 50-х гг. XIXвека в мордовском крае | Повторение; ознакомление; работа с книгой; поиск; работа с ИКТ | Н. П. Огарев. Н. М. Сатин. А. Д. Желтухин. А. И. Пальм. Н. С. Мордвинов. | §9, ответить на вопросы и задания стр. 121. Записать определения в тетрадь. |
10 (10) | Подготовка и реализация аграрной реформы | Повторение; ознакомление; работа с книгой; решение проблемы. | Почему нужно было уничтожать крепостничество? Подготовка и отмена крепостного права. Реформы в удельной и государственной деревне. Крестьянское движение. Усиление связей хозяйства крестьян с рынком. Расслоение крестьянства. | § 10, ответить на вопросы и задания стр. 136. Записать определения в тетрадь. |
11 (11) | Развитие промышленности, торговли и транспорта | Повторение; ознакомление; работа с книгой; | Промышленность. Транспорт и торговля. Формирование буржуазии и пролетариата. | § 11, ответить на вопросы и задания стр.146. Записать определения в тетрадь. |
12 (12) | Либеральные реформы и общественное движение 1860-1870-х гг. в мордовском крае | Повторение; ознакомление; работа с книгой; работа с картой | Земская, судебная и городская реформы. Земское образование. Здравоохранение. Либеральное и радикально-демократическое движение. Народники. | § 12, ответить на вопросы и задания стр. 161. Записать определения в тетрадь. |
13 (13) | Традиционная культура и быт населения мордовского края в XIX– начале XXв. | Повторение; ознакомление; работа с книгой; работа с ИКТ | Сельские поселения и жилища. Города. Одежда. Пища и утварь. | § 13, ответить на вопросы и задания стр. 171. Записать определения в тетрадь. |
14 (14) | Религиозные воззрения мордвы. Празднично-обрядовая культура населения мордовского края в XIX– начале XXв. | Повторение; ознакомление; работа с книгой; работа с ИКТ; поиск | Миссионерская деятельность православной церкви в Поволжье. Религиозный синкретизм у мордвы. Традиционные календарные обряды и праздники. Семейные обряды. Праздники и увеселения горожан. | § 14, ответить на вопросы и задания стр. 182. Записать определения в тетрадь. |
15 (15) | Литература и публицистика. Становление и развитие профессиональных форм искусства | Повторение; ознакомление; работа с книгой; работа с ИКТ; поиск | Литература и публицистика. Русские писатели о мордовском народе. Изобразительное искусство. Театр. | § 15, ответить на вопросы и задания стр. 195. Записать определения в тетрадь. Подготовиться к итоговой контрольной работе. |
16 (16) | Итоговая контрольная работа | Повторение; систематизация знаний; проверка знаний | Письменная контрольная работа по темам: Административно-территориальное устройство и население мордовского края; Сельское хозяйство; Промышленное развитие мордовского края; Торговля, транспорт, предпринимательство. Развитие городов; Участие населения мордовского края в Отечественной войне 1812 года; Социальные выступления в первой половине XIXвека; Просвещение здравоохранение; Литература, искусство, архитектура; Видные деятели общественного движения 40 – 50-х гг. XIXвека в мордовском крае; Подготовка и реализация аграрной реформы; Развитие промышленности, торговли и транспорта; Либеральные реформы и общественное движение 1860-1870-х гг. в мордовском крае; Традиционная культура и быт населения мордовского края в XIX– начале XXв.; Религиозные воззрения мордвы. Празднично-обрядовая культура населения мордовского края в XIX– начале XXв.; Литература и публицистика. Становление и развитие профессиональных форм искусства. |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
1. Методичечские разработоки История и культура мордовского края 5–9 классы. Программы для общеобразовательных учреждений. Саранск, Мордовское книжное издание, 1996 г.
2. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. История и культура мордовского края XIX в. Арсентьев В. М., Захаров В. И., Корнишина Г. А., Мамонова Н. И., Тувин А. С. Издат. центр. ИСИ МГК им. Н. П. Огарева. – Саранск, 2007. – 200 с.
3. Комплекты географических карт Республики Мордовия
4. Аудиторная доска с магнитной поверхностью
- Интерактивный комплекс
Планируемые результаты обучения.
1. Называть, показывать: предмет, объект изучения истории и культуры мордовского края; особенности положения мордовского края; основные даты в истории мордовского края; выдающихся уроженцев Мордовии; государственную символику РМ.
2. Определять, измерять: отсчет времени.
3. Описывать, характеризовать: устройство быта народов мордовского края; историю образования школ на территории Мордовии; образование городских и сельских поселений; государственную символику РМ; достопримечательности республики и города; духовный мир народов Мордовии.
4. Объяснять: происхождение своего рода, своей семьи; устройство быта народа в связи с обычаями и традициями; необходимость изучения истории и культуры своего края.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/01/picture-248702-1433186021.jpg)
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/01/picture-248702-1433186021.jpg)
Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/17/picture-284933-1424199265.jpg)
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/04/picture-810889-1633353536.jpg)
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-1000905-1516786027.jpg)
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-1000905-1516786027.jpg)
Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...