Рабочая программа по ИКМ, 7 класс
рабочая программа по краеведению (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МБОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа №1»
Инсарского муниципального района
Рассмотрена и одобрена на заседании методического объединения учителей истории Руководитель МО ________________Дербеденева Т. А. | Утверждена директором МБОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа №1» |
«31» августа 2015 г. « 01» сентября 2015 г.
Рабочая программа
учебного предмета «История древнего мира»
для 5 а класса
Составитель: Бикмаева О.В.,
учитель истории и обществознания
Инсар 2015
Пояснительная записка.
Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Социальные функции исторического знания осознавались и использовались в разных обществах с давних времен до наших дней. Одним из важнейших вопросов современного российского образования является формирование его региональной составляющей. В федеральном Базисном учебном плане 2004 г. Министерство образования России рекомендует выделять не менее 10 % общего нормативного времени на региональный(национально-региональный) компонент.
Учебная программа разработана в соответствии:
С законом Российской Федерации «Об образовании», с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта общего основного образования второго поколения, Примерной программы курса «история и культура мордовского края»: программа курса для 5-9 классов общеобразовательных учреждений/В.М.арсентьев, Н.М.Арсентьев, Э.Д.Богатырев; под ред. Ч.-кор. РАН Н.М.Арсентьева; Издат. Центр ИСИ МГУ им. Н.П.Огарева – Саранск, 2010 – 84с, Уставом образовательного учреждения, а также на основе Базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобрнауки России от 30.08.2010г №889
Программа соответствует БУП, ориентирована на учащихся 7 класса.
Структура рабочей учебной программа по истории и культуре мордовского края для 7 класса содержит следующие разделы:
- пояснительную записку, в которой определяются цель и задачи обучения данному предмету, общая характеристика учебного предмета, его место в базисном учебном плане, личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты освоения учебного предмета;
- содержание учебного предмета, включающее перечень основного изучаемого материала, распределенного по содержательным разделам с указанием количества часов на их изучение;
- тематическое и календарно-тематическое планирование с описанием видов учебной деятельности обучающихся 7 класса и указанием количества часов на изучение соответствующего материала;
- учебно-методическое обеспечение;
- материально-техническое обеспечение;
- планируемые результаты освоения учебного предмета;
- список источников.
Изучение истории и культуры мордовского края
направлено на достижение следующих целей:
- освоение учащимися знаний о важнейших событиях и процессах истории Мордовии в их взаимосвязи с историей России и хронологической последовательности;
- овладение элементарными методами исторического познания, навыками работы с историческим источником, исторической картой;
- воспитание патриотических чувств, уважения к истории и традициям малой Родины, трепетного отношения к историческому и культурному наследию;
- формирование ценностных ориентации в ходе знакомства с исторически сложившимися этнокультурными, религиозными традициями республики;
- приобретение умения применять знания о системах социальных норм и ценностей для ориентации в полиэтническом и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии.
Основные задачи:
- заинтерисовать ребенка, пробудить уважение к прошлому, научить видеть историю в себе, своей семье и необходимость развития абстрактного мышления, формирования понятийного аппарата школьников;
- способствовать реализации и развитию способностей, интересов детей, приобретению ими опыта познания и самопознания, подготовить их к осуществлению выбора образовательной и профессиональной траектории, сформировать общенациональное самосознание, исторический оптимизм, воспитывать учащихся в духе веротерпимости и уважения к истории родного края и России в целом.
Общая характеристика учебного предмета
Преподавание курса истории и культуры Мордовии основано на нижеприведенных принципах.
- Необходимо подвести школьников к осознанию тесной взаимосвязи истории Мордовии с российской историей, которая выражается и в том, что события и закономерности общероссий-
кой истории нашли свое отражение в регионе, и в том, что многие уроженцы республики (Никон, Ф. Ушаков, С. Д. Эрьзя и др.) стали неотъемлемой частью политической, военной истории и культурного достояния России. Поэтому особое внимание в программе курса должно быть уделено проблемам геополитического положения Мордовии, ее вхождения в состав единого Российского государства, создания МАССР, места и роли современной Республики Мордовия в российском социально-экономическом, политическом, культурном пространстве.
• С другой стороны, в ходе изучения предмета следует отразить цивилизационные особенности региона: многонациональную и поликонфессиональную специфику края. Реализации этой задачи способствует социокультурный подход: большое внимание должно быть уделено традициям, религии, мифологии, фольклору народов республики.
• Историко-культурный компонент в определенной мере должен восполнить недостаток школьного курса истории, выражающийся в дефиците внимания к проблемам духовной культуры. Важно, что этот аспект раскрывается не только тогда, когда речь идет о высших достижениях культуры, но и при изучении повседневной жизни населения, быта, социальных норм.
• Историко-психологический метод продуктивен в подаче учебного материала, призван помочь детям взглянуть на исторические события, поведение людей прошлого с учетом особенностей психологии людей, этических норм и нравов той эпохи.
• В то же время современная система ценностей (свобода человека, права личности, ценность человеческой жизни, демократические нормы) является базовой в оценке результатов исторических преобразований, мерилом достижений населения края.
• С целью избежать схематизации исторических явлений следует формировать у учащихся представление об истории как о живом процессе, особое внимание уделив роли личности в истории, причем не только известного политика, военачальника, деятеля культуры, но и обычного горожанина, крестьянина, дворянина, священника, внесшего свой посильный вклад в историю.
. Целесообразно использование элементов филологического метода в преподавании истории и культуры Мордовии. Язык является богатым историческим источником: он помогает объяснить происхождение топонимических понятий, в нем скрыта этимология имен и фамилий. Язык исторических текстов позволяет воссоздать живую картину прошлого, отразить колорит эпохи, приблизиться к пониманию представлений, стиля мышления людей прошлого.
• Должное внимание следует уделить исторической географии. Поскольку границы мордовского края исторически изменчивы, а большая часть мордовского населения живет за пределами современной республики, очевидна необходимость изучения географических рамок расселения мордовской диаспоры, анализа современного географического положения Мордовии, его связи с особенностями исторического развития региона.
Опора на вышеназванные базовые исторические принципы позволит реализовать многофакторный подход к изучению истории и культуры мордовского края: раскрыть геополитические, экономические, социально-демографические, религиозные факторы развития региона, а также сформировать у детей представление о сложности, многосторонности любого исторического явления и процесса.
Психолого-педагогические принципы должны учитывать возрастные особенности учащихся, они обусловлены задачами развивающего обучения. Важно, чтобы ребенок был не пассивным потребителем исторической информации, а деятельным участником процесса познания и обучения.
• Важным дидактическим приемом преподавания пропедевтического курса «Родиноведение» в 5 классе и курса истории Мордовии в 6 классе является опора на жизненный опыт Учащихся. Этому могут помочь составление родословной, изучение происхождения имен и фамилий, судеб предков, летописи школы, биографий улиц и т. д. Необходимо вводить школьников в мир истории через вещно-материальную среду: архитектурные памятники, старинные монеты, семейные фотографии и т. д.
• Результативным, на наш взгляд, должно стать использование игровых технологий в виде системы творческих заданий (исторические сочинения от первого лица, составление исторических карт, составление герба своего рода и т. д.)- Главная задача - заинтересовать ребенка, пробудить уважение к прошлому, научить видеть историю в себе, своей семье, предметах быта, названиях улиц, городов.
Учащиеся подросткового возраста (7—9 классов) склонны к реальной практической деятельности, познанию мира и самопознанию. На этом этапе обучения возникают возможность и необходимость развития абстрактного мышления, формирования понятийного аппарата школьников.
Конкретное воплощение данная идея может находить в решении проблемных задач, когда учащиеся отвечают на вопросы, требующие не только знания фактов, но и логического мышления, анализа исторической ситуации, сопоставления возможных вариантов развития событий. Работа с историческими документами и с историческими терминами способствует развитию аналитических способностей, овладению методикой научного анализа.
• Наглядность обучения - важный дидактический принцип, необходимый в преподавании курса. Карты, схемы, таблицы, иллюстрации должны сопровождать все материалы учебно-методического комплекса и сам процесс обучения, способствуя лучшему усвоению материала учащимися и облегчая работу учителя.
Вышеназванные исторические и дидактические принципы призваны способствовать реализации и развитию способностей, интересов детей, приобретению ими опыта познания и самопознания, подготовить их к осуществлению выбора образовательной и профессиональной траектории, сформировать общенациональное самосознание, исторический оптимизм, воспитать учащихся в духе толерантности и уважения к истории родного края и России в целом.
Место предмета в учебном плане:
Предмет история и культура мордовского края входит в образовательную программу и предназначен для преподавания учащимся с 5 по 9 классы. На прохождение программы «История и культура мордовского края» Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 0,5 часа в неделю. В соответствии с рекомендациями МРИО, учебном планом МБОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа №1» на 2015-2016 учебный год ведется преподавание курса «История и культура мордовского края». Программа рассчитана на учащихся 7 классов.
На изучение учебного курса «История и культура мордовского края» в 7-х классов отводится 1 час в неделю в течении первого полугодия.
Курс рассчитан на 16 часов (16 учебные недели):
Количество часов в 1-ой четверти – 9
Количество часов во 2-ой четверти - 7
Межпредметные и межкурсовые связи:
при работе широко используются:
По истории России темы: «Смута в Российском государстве», «Сословия в Российском государстве», «Бунташный век», «Крестьянская война под предводительством Е.Пугачева»
По географии тема «Масштаб»
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса история и культура мордовского края в 7 классе.
В связи с переходом на ФГОС преподавание истории и культуры мордовского края предполагается строить на основе компетентного, системно-деятельностного, личночтно-ориентированного подхода. Образовательный процесс по истории и культуре мордовского края предполагается направить на достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.
Личностным результатом обучения истории и культуры мордовского края в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения предмета:
- продолжение формирования ценностной ориентации учащихся, отражающей их индивидуально-личностные позиции:
– гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
– осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
– осознание целостности природы, населения и хозяйства населения Мордовии;
– представление о Мордовии как субъекте целостного государства – Российской Федерации;
– осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
–осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- продолжение формирования гармонично развитых социальных чувств и качеств:
– умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
– эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
– патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
– уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
– готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;
Метапредметными результатами изучения курса «История и культура мордовского края» в 6 классе является начало формирования универсальных учебных действий (УУД).
- Регулятивные УУД:
– Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.
– Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
– Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
– Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.
– Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, компьютер).
– Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
– Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).
– Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.
– В ходе представления проекта давать оценку его результатам.
– Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
– Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности:
1. организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
2. умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
- Познавательные УУД:
– Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:
1. давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;
2. осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;
3. обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом.
– Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
– Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
– Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.
– Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата.
– Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания.
– Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
– Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.
- Коммуникативные УУД:
– Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
– В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль.
– Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
– Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.
– Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметными результатами изучения курса «История и культура мордовского края» в 7 классе являются следующие умения:
– осознание роли истории родного края впознании окружающего мира;
– объяснять основные закономерности взаимодействия общества и природы;
– объяснять роль исторической науки в решении проблем гармоничного социального развития;
– выявлять зависимость размещения населения и его хозяйственной деятельности от природных условий территории и ееисторическогопрошлого;
– определять причины и следствия проблем исторического развития на национальном уровне;
– приводить примеры важных исторических дат и событий на территории мордовского края;
– пользоваться различными источниками информации: словари, справочники, другая литература, интернет-источники;
– понимание смысла собственной действительности;
– формулировать своё отношение к культурному наследию малой родины;
Оценка достижений обучения
Оценку достижений обучения планируется осуществлять по традиционной 5-бальной системе. В качестве ведущих форм контроля будут использоваться:
- Устный контроль: фронтальный опрос, направленный на диагностику теоритических знаний
- Письменный контроль: тестирование, самостоятельная работа, творческая работа
Содержание учебного курса
Тема 1. МОРДОВСКИЙ КРАЙ В XVII в.
Урок 1. Мордовский край в структуре Российского государства в XVII в.
Территория и природные условия края, их влияние не хозяйственную деятельность населения. Народы, проживающие на территории края. Положение крестьян и их повинности. Привлечение российским правительством на службу местной верхушки. Раздача земель русским помещикам.
Мордовский край на степной границе. Набеги кочевников. Организация обороны: сторожевые заставы и засечньк черты. Города-крепости на территории края. Участие жите лей края в сторожевой и гарнизонной службе. Изменение положения края к концу XVII в.
Устройство городов-крепостей: конструкция крепостных стен (городни, тарасы), башни, ров. Организация сторожевой службы. Первые города: Темников, Наровчат, Красносло бодск, Троицк. Саранск как уездный административный центр. Городские воеводы: Савва Козловский, Богдан Хитро во, Петр Лермонт.
Урок 2. Мордовский край в годы Смуты
Причины Смуты. Раздача земель светским и духовный феодалам. Увеличение налогообложения местного население и злоупотребления чиновников. Приток беглых русских кре стьян. Неурожаи и голод. Гражданская война начала XVII в. на территории мордовского края. Алатырь, Арзамас, Касимов и Темников -очаги восстания. Нижний Новгород - опорный пункт правительства В. Шуйского в крае. Осады Нижнего Новгорода вое ставшими. Воргодин Чинков и Москов Малков. Цели вое ставших и причины их поражения.
Борьба с польскими интервентами. Поражение I ополчения. Созыв II ополчения. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Совет всей земли. Научай Суроватов. Участие населения края в I и II ополчениях. Оборона юго-восточных границ в период Смутного времени. Ногайский набег 1612 г. Разгром кочевников мордовским князем Баюшем Разгильдеевым.
Урок 3.Управление краем и развитие феодальных отношений в XVII в.
Административное деление и управление краем. Особенности организации органов управления в России. Приказы, управлявшие краем: Приказ Казанского дворца, Монастырский приказ, Поместный приказ, Дворцовая контора. Административное деление: уезды, волости и станы. Уезды, в состав которых входила территория края в конце XVII в.: Тем-никовский, Саранский, Инсарский, Алатырский, Кадомский, Шацкий, Арзамасский. Воеводское управление. Административные функции воевод.. Развитие феодальных отношений. Перевод ясачных крестьян в дворцовые. Раздача земель служилым людям. Служилые люди «по прибору» и «по отечеству». Мордовские служилые князья. Вотчинное и монастырское землевладение.
Последствия феодального освоения мордовского края. Категории крестьянского населения: дворцовые, государственные, монастырские, помещичьи. Особенности их этнического состава и положения. Миграция мордвы.
Урок 4. Крестьянское хозяйство населения мордовского края
Сельские поселения и жилища. Типы поселений: деревни, села, починки, выставки, слободы. Этнические особенности поселений мордвы, русских и татар. Устройство помещичьей деревни. Планировка крестьянской избы, внутреннее убранство дома. Хозяйственные постройки.
Система хозяйства. Земледелие. Орудия труда: соха, сабан, кереть, борона, серп, цеп. Культивируемые культуры: рожь, пшеница, овес, просо, гречиха, горох, лен, конопля, капуста, морковь, брюква, лук, огурцы, редька, свекла, репа. Пастушеское животноводство. Содержание скота.
Национальные особенности крестьянского хозяйства у мордвы, русских и татар.
Урок 5. Неземледельческие занятия населения мордовского края.
Посадское население городов. Переход части служилые людей в посадские. Ремесленные занятия: кожевенное, красильное, воскобойное, кузнечное, плотницкое, столярно слесарное, гончарное, бондарное. Производство смолы, дёгтя и поташа. Трансформация городов из военных центров в торгово-ремесленные.
Рыболовство и охота, их значение в хозяйстве. Способ и приспособления для ловли рыбы: остроги, сети, нереда, закол, мережи, «городьба», переметы и т. п. Рыболовные артели. Приемы и орудия охоты: лук со стрелами, копья, ловчие ямы, самострелы, тенета.
Значение бортничества, изготовление бортей и их защита. От бортничества к колодному пчеловодству. Устройство колодного улья. Пасека.
Развитие торговли. Реки как транспортные артерии. Ямские тракты и ямская гоньба. Сухопутные торговые тракты. Центры торговли в крае: Саранск, Темников, Краснослободск и Алатырь. Ярмарочная и лавочная торговля. Саранский гостиный двор. Ассортимент товаров.
Урок 6. Крестьянская война под руководством С. Разина
Предпосылки войны. Ухудшение положения населени закрепощение крестьян, рост феодальных повинностей, пер вод служилых мурз на новые места. Начало крестьянсю войны. Взятие Астрахани, Саратова, Самары. Осада Симбирска. «Прелестные грамоты». Предводители восставших : территории края: Максим Осипов, Михаил Харитонов, Акай Беляев, Алена Арзамасская (Темниковская). Взятие ими Алатыря, Атемара, Саранска, Темникова, Инзерского острога, Инсара и других городов. Действия царских войск по п давлению восстания. Ю. Долгоруков, Я. Хитрово, А. Бутурлин. Разгром восставших. Последствия войны.
Тема 2. МОРДОВСКИЙ КРАЙ В XVIII в.
Урок 7. Мордовский край в годы Петровских реформ
Организация управления. Реформа административного устройства: губернии, уезды, станы и волости. Губернии и уезды, в состав которых входила территория мордовского края. Создание провинций.
Национальный состав и численность населения. Смешанная система расселения. Увеличение численности мордвы в 3,5 раза и территория ее расселения. Структура населения мордовского края. Влияние роста населения на хозяйство крестьян. Увеличение роли промысловых занятий.
Местное управление. Крестьянская община и организация управления ею: старосты, сотские, целовальники и счетчики. Их функции.
Новые повинности: рекрутская, лашманная. Мобилизации населения на стройки. Подушная подать. Рост налогов.
Урок 8. Состояние сельского хозяйства и феодальное землевладение на территории мордовского края
Состояние сельского хозяйства. Переход мордовского населения от перелога к трехполью. Основные зерновые культуры, орудия труда, качество почвы. Орудия труда. Уход за посевами. Уборка и хранение урожая. Трудолюбие мордовского населения. Огородничество и садоводство. Домашняя скотина и птица.
Государственные и дворцовые владения. Управление дворцовым хозяйством. Помещичье землевладение. Знаменитые землевладельцы края: П. А. Румянцев-Задунайский, Ф. Ф. Ушаков. Организация помещичьего хозяйства. Монастыри и их хозяйство. Крупнейшие монастыри края.
Урок 9. Хозяйство и повинности крестьянского населения
Хозяйство и повинности помещичьих и монастырских крестьян. Их обеспеченность землей, экономическое положение. Имущественное расслоение крестьянства. Барщина и оброк. Государственные повинности. Хозяйство и повинности дворцовых крестьян. Особенности хозяйственной деятельности: большая роль промыслов и торговли. Сокращение роли бортничества в связи с вырубкой лесов.
Хозяйство и повинности государственных крестьян. Распространение отходничества.
Урок 10 Промышленность и торговля
Производство поташа. Причины развития поташной промышленности в крае, организация производства. Объемы производства. Положение приписных крестьян. Влияние расширения поташного производства на положение приписных крестьян и лесные ресурсы края. Кризис казенной поташной промышленности.
Винокурение. Причины развития винокурения. Владельцы винокуренных заводов. Объемы производства.
Черная металлургия, причины возникновения металлургических заводов в крае, крупнейшие предприятия. Сырьевая база производства, его обеспечение рабочей силой. Устройство металлургического завода.
Портупейная, замшевые, парусиновые, полотняные, шляпная и стекольная мануфактуры.
Развитие торговли. Купеческая и крестьянская торговля. Крупнейшие ярмарки. Главные товары.
Урок 11. Христианизация мордвы и татар
Религии мордвы, русских и татар. Добрососедские отношения приверженцев разных конфессий. Причины христианизации, отношение к ней мордовского населения. Монастыри — центры распространения христианства. Патриарх Никон. Причины и формы сопротивления христианизации.
Методы распространения христианства. Льготы новокре-щенам. Открытие миссионерских школ. Проект В. Симонова и деятельность епископа Питирима.
Терюшевское восстание. Причины восстания. Смешение религиозных и антикрепостнических мотивов. Подавление восстания. Значение христианизации.
Урок 12. Крестьяне и крепостной строй
Усиление феодальной эксплуатации крестьянства. Формы сопротивления. Бегство крестьян, увеличение числа разбоев, отказ от исполнения повинностей, открытое сопротивление.
Причины крестьянской войны под руководством Е. Пугачева. Маршрут движения Пугачева в крае. Действия восставших на территории мордовского края. Пугачев в Саранске. Расправы с помещиками.
Действия правительственных войск по подавлению крестьянской войны. Причины поражения крестьянской войны и ее итоги.
Тема 3. КУЛЬТУРА НАРОДОВ МОРДОВСКОГО КРАЯ В ХУП-ХУШ вв.
Урок 13. Традиционная одежда народов мордовского края
Мужской костюм. Женская одежда. Основные элементы празднично-обрядового и повседневного костюмного комплекса русских, мордвы и татар. Головные уборы. Обувь. Украшения. Материалы, применявшиеся для изготовления одежды. Основные способы декоративного оформления народного костюма.
Роль одежды в народной культуре. Отражение в костюме и прическе возраста и семейного положения человека. Особенности детской и подростковой одежды. Основные элементы костюма совершеннолетней молодежи. Декор и покрой одежды людей старшей возрастной группы. Характерные признаки женских и девичьих головных уборов.
Урок 14. Пища и домашняя утварь
Основные продукты, составлявшие традиционный рацион питания народов мордовского края, способы их приготовления. Традиционные напитки. Повседневная и обрядовая пища. Приспособления для хранения имущества и припасов, для приема пищи. Точеная деревянная утварь. Плетеная утварь. Изделия из луба. Глиняная посуда.
Устройства для переработки продуктов: ступы, водяные, ветряные и ручные мельницы. Приспособления для сбивания масла.
Средства передвижения, использовавшиеся для перевозки грузов и людей. Зимние средства передвижения: лыжи и снегоступы. Гужевой транспорт. Телеги и сани. Речной транспорт. Центры судостроения. Грузовые суда: барки, мок-шаны, суряки, пурдошанки.
Урок 15. Религиозные верования мордвы
Мировоззрение мордвы. Представления об окружающем мире, его развитии, месте в нем человека. Народный этикет. Правила социального поведения по отношению к различным объектам природы. Нормы традиционного этикета мордвы, регулирующие взаимоотношения между родственниками, односельчанами, людьми разных национальностей. Почитание родителей.
Дохристианские верования мордвы. Политеизм (многобожие). Поклонение покровителям сил природы (солнца, грозы, огня, воды, растительности), хозяйственной среды (земледелия, охоты, рыболовства), материальных объектов (дома, хлева, очага) и территорий (села, поля, луга, леса, реки). Культ предков. Моления мордвы, места их проведения. Руководители молянов. Дары и жертвы.
Урок 16. Духовная культура народов края в XVII—XVIII вв.
Народные знания. Письменность. Знаки собственности. Счет и основы математических знаний, их практическое применение. Народная медицина. Наблюдение за небесными светилами, растениями, поведением животных и птиц. Календарь земледельческих работ и природы. Развитие образования. Учебные заведения мордовского края XVII—XVIII вв.
Формирование письменности на мордовских языках. Первые произведения мордовской литературы XVIII в. Устно-поэтическое творчество народов нашего края. Обрядовые произведения. Произведения религиозно-магического характера. Эпические произведения. Волшебные и бытовые сказки, сказки о животных. Пословицы, поговорки и прибаутки, загадки.
Урок 17. Личность в истории
Патриарх Никон (в миру Никита Минов). Его реформа богослужения и исправления церковных книг. Строительство монастырей и храмов. Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. Крупнейший деятель старообрядчества протопоп Аввакум (Петров). Его публицистическая деятельность. «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» — выдающийся памятник литературы XVII в. Предводительница отряда во время восстания С. Разина Алена Арзамасская (Темниковская). А. И. Румянцев, его военная и дипломатическая деятельность. Полководец П. А. Румянцев-Задунайский. Его участие в сражениях Семилетней войны и Русско-турецкой войны 1768-1774 гг. Н. П. Румянцев -дипломат, ученый, коллекционер, создатель Румянцевского музея. Вотчина Румянцевых в с. Чеберчино.
Преподобный Феодор Санаксарский (в миру И. И. Ушаков) - настоятель Санаксарского монастыря. Флотоводец Ф. Ф. Ушаков. Его победы на Черном море во время Русско-турецкой войны 1787—1791 гг. Италийские походы. Гравер Е. П. Чемесов. Отец Филарет (в миру Ф. И. Былинин) — архитектор и живописец Санаксарского монастыря.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | Виды самостоятельной работы |
Глава 1.Мордовский край в XVII веке | 6 | ||
1 | Мордовский край в структуре Российского государства в XVII веке | 1 | |
2 | Мордовский край в годы Смуты | 1 | |
3 | Управление краем и развитие феодальных отношений в XVII веке | 1 | Письменная работа |
4 | Крестьянское хозяйство мордовского края | 1 | |
5 | Неземледельческие занятия населения мордовского края | 1 | |
6 | Крестьянская война под предводительством Степана Разина в мордовском крае | 1 | Тест |
Глава 2.Мордовский край в XVIII веке | 6 | ||
7 | Мордовский край в годы Петровских реформ | 1 | |
8 | Состояние сельского хозяйства и феодальное землевладение на территории мордовского края | 1 | |
9 | Хозяйство и повинности крестьянского населения | 1 | |
10 | Промышленность и торговля | 1 | |
11 | Христианизация мордвы и татар | 1 | |
12 | Крестьяне и крепостной строй | 1 | |
Глава 3.Культура народов мордовского края | 6 | ||
13 | Традиционная одежда народов мордовского края | 1 | |
14 | Пища и домашняя утварь. Средства передвижения. Религиозные верования мордвы | 1 | |
15 | Духовная культура народов мордовского края в XVII- XVIII веках | 1 | |
16 | Личность в истории | 1 | Индивидуальное сообщение |
ИТОГО | 16 | 3 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Раздел, тема | Кол-во часов | Результаты обучение | дата |
Глава 1. Мордовский край в XVII веке | 6 | Цель: выяснить как изменилась жизнь мордовского края после вхожденияв состав Российского государства. Разъяснить что такое Смута, Крестьянская война Знать: определения исторических терминов смута, крестьянская война, государство - причины и последствия Смуты, - причины, ход и последствия крестьянской войны Уметь: работать с историческим источником, картой - давать характеристику историческому деятелю - составлять хронологических и сравнительных таблиц | ||
1 | Мордовский край в структуре Российского государства | 1 | ||
2 | Мордовский край в годы смуты | 1 | ||
3 | Управление краем и развитие феодальных отношений в XVII веке | 1 | ||
4 | Крестьянское хозяйство мордовского края | 1 | ||
5 | Неземледельческие занятия мордовского края | 1 | ||
6 | Крестьянская война под предводительством Ст.Разина | 1 | ||
Глава 2. Мордовский край в XVIII веке | ||||
7 | Мордовский край в годы Петровских реформ | 1 | Цель: проследить проведение петровских реформ на территории мордовского края Знать и понимать: - историческую личность Петра1 - исторические термины (реформа, феодальное землевладение, христианизация) -повинности Уметь: - ориентироваться на ленте времени - находить общие черты истории Мордовии данного периодас историей России | |
8 | Состояние сельского хозяйства и феодальное земледелие на территории мордовского края | 1 | ||
9 | Хозяйство и повинности крестьянского населения | 1 | ||
10 | Промышленность и торговля | 1 | ||
11 | Христинизация мордвы и татар | 1 | ||
12 | Крестьяне и крепостной строй | 1 | ||
Глава 3. Культура народов мордовского края в XVII-XVIII веках. | 4 | Цель: познакомить учащихся с культурным миром мордвы в 17-18 веках Знать и понимать: -исторические термины:культура, обычаи. Традиции -знать мордовских деятелей мордовской культуры Уметь: - высказывать свое мнение - дать характеристику личности | ||
13 | Традиционная одежда народов мордовского края. Пища и домашняя утварь. | 1 | ||
14 | Религиозные верования мордвы. Вещи, которые нас окружают. | 1 | ||
15 | Духовная культура народов мордовского края в 17-18 вв. | 1 | ||
16 | Личность в истории. Обобщающий урок. | 1 | Индивидуальнон сообщение |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечения
образовательного процесса.
- Методичечские разработки История и культура мордовского края 5–9 классы. Программы для общеобразовательных учреждений. Саранск, Мордовское книжное издание, 1996 г.
- Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. История и культура мордовского края с древнейших времен до XVII в. / Н.П.Арсентьев, Саранск, 2009г
- Комплекты географических карт Республики Мордовия
- Аудиторная доска с магнитной поверхностью
- Интерактивный комплекс
Планируемые результаты обучения.
1. Называть, показывать: предмет, объект изучения истории и культуры мордовского края; особенности положения мордовского края; основные даты в истории мордовского края; выдающихся уроженцев Мордовии; государственную символику РМ.
2. Определять, измерять: отсчет времени.
3. Описывать, характеризовать: устройство быта народов мордовского края; историю образования школ на территории Мордовии; образование городских и сельских поселений; государственную символику РМ; достопримечательности республики и города; духовный мир народов Мордовии.
4. Объяснять: происхождение своего рода, своей семьи; устройство быта народа в связи с обычаями и традициями; необходимость изучения истории и культуры мордовского края
Список источников
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
- Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 01.12.2011, регистрационный номер 19644).
- Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта".
- Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа"
План действий по модернизации общего образования на 2011 - 2015 годы (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1507-р). - Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений.
- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников. Приказ Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников"
- СанПиН 2.4.2. 2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27, зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003 г., регистрационный номер 4594).
- Приказ Минобрнауки России от 27 декабря 2011 г. № 2885 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015/2016 учебный год".
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2015/2016 учебный год.
- Авторская программа по истории и культуры мордовского края: программа курса для 5-9 классов общеобразовательных учреждений/В.М.арсентьев, Н.М.Арсентьев, Э.Д.Богатырев; под ред. Ч.-кор. РАН Н.М.Арсентьева; Издат. Центр ИСИ МГУ им. Н.П.Огарева – Саранск, 2010 – 84с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...
Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...