Рабочая программа по ИКМ, 6 класс
рабочая программа по краеведению (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МБОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа №1»
Инсарского муниципального района
Рассмотрена и одобрена на заседании методического объединения учителей истории Руководитель МО ________________Дербеденева Т. А. | Утверждена директором МБОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа №1» |
«31» августа 2015 г. « 01» сентября 2015 г.
Рабочая программа
учебного предмета «История и культура мордовского края»
для 6 класса
Составитель: Бикмаева О.В.,
учитель истории и обществознания
Инсар 2015
Пояснительная записка
Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Социальные функции исторического знания осознавались и использовались в разных обществах с давних времен до наших дней. Одним из важнейших вопросов современного российского образования является формирование его региональной составляющей. В федеральном Базисном учебном плане 2004 г. Министерство образования России рекомендует выделять не менее 10 % общего нормативного времени на региональный(национально-региональный) компонент.
Учебная программа разработана в соответствии:
С законом Российской Федерации «Об образовании», с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта общего основного образования второго поколения, Примерной программы курса «история и культура мордовского края»: программа курса для 5-9 классов общеобразовательных учреждений/В.М.арсентьев, Н.М.Арсентьев, Э.Д.Богатырев; под ред. Ч.-кор. РАН Н.М.Арсентьева; Издат. Центр ИСИ МГУ им. Н.П.Огарева – Саранск, 2010 – 84с, Уставом образовательного учреждения, а также на основе Базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобрнауки России от 30.08.2010г №889
Программа соответствует БУП, ориентирована на учащихся 6 класса.
Структура рабочей учебной программа по истории и культуре мордовского края для 6 класса содержит следующие разделы:
- пояснительную записку, в которой определяются цель и задачи обучения данному предмету, общая характеристика учебного предмета, его место в базисном учебном плане, личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты освоения учебного предмета;
- содержание учебного предмета, включающее перечень основного изучаемого материала, распределенного по содержательным разделам с указанием количества часов на их изучение;
- тематическое и календарно-тематическое планирование с описанием видов учебной деятельности обучающихся 6 класса и указанием количества часов на изучение соответствующего материала;
- учебно-методическое обеспечение;
- материально-техническое обеспечение;
- планируемые результаты освоения учебного предмета;
список источников.
Цели изучения курса «История и культура мордовского края»
— вписать местные события в историко-культурный контекст, раскрыть специфику локальных проявлений духовной и материальной культуры человечества;
— придать историческим знаниям большую конкретность и личностную значимость, показать, что каждый человек — соучастник бытия прошлого, настоящего и будущего, частичка живой ткани, нити времен и поколений;
— содействовать самоопределению личности, созданию условий для ее реализации;
— развивать у учащихся любовь к родному краю, к своей земле, к родному дому;
— воспитывать стремление к сохранению и приумножению культурного наследия, к активному обсуждению и посильному решению стоящих перед нашей республикой сложных проблем.
Основные задачи курса:
- заинтерисовать ребенка, пробудить уважение к прошлому, научить видеть историю в себе, своей семье и необходимость развития абстрактного мышления, формирования понятийного аппарата школьников.
- способствовать реализации и развитию способностей, интересов детей, приобретению ими опыта познания и самопознания, подготовить их к осуществлению выбора образовательной и профессиональной траектории, сформировать общенациональное самопознание, исторический оптимизм, воспитывать учащихся в духе веротерпимости и уважения к истории родного края и России в целом.
Курс история и культура мордовского края в 6 классе формирует представления о главных особенностях истории мордовского края, уделяя большое внимание семейному аспекту. Это способствует развитию патриотичной личности в ребенке, развитию любви к своей семье и ближайшему окружению.
Принципы и критерии отбора содержания материала в курсе истории и культуры мордовского края:
- принцип взаимосвязи с курсами отечественной и всеобщей истории, синхронизации событий локального и регионального прошлого с фактами общероссийской и мировой истории;
- принцип интерактивности, предполагающий, во-первых – включение сведений из археологии, этнографии, географии, экономики, искусствознания, литературы региона, во-вторых, интеграцию урочной, внеурочной деятельности и дополнительного образования;
- принцип поликультурной толерантности, национально-региональная история и культура не сводятся к истории и культуре титульной (мордовской) нации, а есть история и культура территориального, полиэтнического сообщества, составляющих его этносов, их взаимодействия между собой, природой, другими народами;
- антропологический принцип, позволяющий придать историческим знаниям большую конкретность и личностную значимость, показать, что каждый человек – соучастник бытия прошлого, настоящего и будущего, частичка живой ткани, нити времен и поколений;
- принцип практической направленности курса, деятельностного подхода в его освоении, направленный на воспитание у учащихся стремления к сохранению и приумножению культурного наследия, к активному обсуждению и посильному участию в решении стоящих перед нашей республикой сложных задач;
- принцип личностно ориентированного, развивающего обучения.
Общая характеристика учебного предмета
история и культура мордовского края 6 класса.
В новой структуре исторического и обществоведческого образования предусмотрены дисциплины, отвечающие потребностям регионов, интересам учащихся. К их числу относится предмет «История и культура мордовского края», рассчитанный на учащихся основной школы, исходя из 0,5 часа в неделю в течение пятилетнего срока обучения (5—9 классы). Его преподавание должно вестись параллельно, сопряжено с историей Отечества (раздельным или интегрированным курсом), начиная с 6 класса. В 6 классе изучение продолжается на основе курса родиноведения 5 класса, призванного создать у учащихся положительную установку на изучение истории своей малой родины, оценить значимость ее прошлого и настоящего. Распределение материала по классам в дальнейшем может уточняться, так как структура исторического образования находится в стадии реформирования и является подвижной.
Предмет содержит обусловленный реальными рамками учебного времени минимум знаний об истории и культуре народов мордовского края, его выдающихся людях и простых тружениках, без чего невозможно сформировать у учащихся представление об истории как о живом процессе, развертывающемся в едином историческом пространстве, о мировом диалоге культур, в котором может звучать не только голос каждого народа, но и каждого отдельного человека.
При составлении программы учитывались современные требования к школьному историческому образованию. Среди факторов, оказавших влияние на развитие истории и культуры мордовского края, особая роль отводится геополитическим, демографическим, личностно-психологическим, религиозным и другим.
Преподавание предмета имеет ряд особенностей. Оно требует максимального развития самодеятельности, активности учащихся. Продуктивной является идея деятельностного освоения изучаемого материала — включение учащихся в поисково-экспедиционную работу, охрану природы, изготовление учебно-наглядных пособий, создание самодеятельных студий, мастерских (по вышиванию, резьбе по дереву и т. д.) и даже кооперативов. Особое место должны занимать уроки-экскурсии, работа учащихся в архивах, музеях, где они имеют возможность соприкасаться с историческими памятниками, первоисточниками, подлинными документами. Желательно иметь в каждой школе свой краеведческий музей (уголок), написанную историю школы, села.
Изучение истории и культуры мордовского края создает большие возможности для развития художественных, технических и других видов творчества подростков, приобщения их к поисковой, проектной деятельности, будет способствовать формированию целостного представления учащихся об историческом пути человечества на территории региона, адаптации их к реалиям сегодняшней жизни, подготовке к активной деятельности.
Место истории и культуры мордовского края
в базисном учебном (образовательном) плане.
Предмет история и культура мордовского края входит в образовательную программу и предназначен для преподавания учащимся с 5 по 9 классы. На прохождение программы «История и культура мордовского края» Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 0,5 часа в неделю. В соответствии с рекомендациями МРИО, учебном планом МБОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа №1» на 2015-2016 учебный год ведется преподавание курса «История и культура мордовского края». Программа рассчитана на учащихся 6 классов.
На изучение учебного курса «История и культура мордовского края» в 6-х классов отводится 1 час в неделю в течении первого полугодия.
Курс рассчитан на 16 часов (16 учебные недели):
Количество часов в 1-ой четверти – 9
Количество часов во 2-ой четверти - 7
В «История и культура мордовского края» содержится обусловленный реальными рамками учебного времени минимум знаний об истории и культуре народов мордовского края, его выдающихся людях и простых тружениках, без чего невозможно сформировать у учащихся представление об истории как о живом процессе, развертывающемся в едином историческом пространстве, о мировом диалоге культур, в котором может звучать не только голос каждого народа, но и каждого отдельного человека.
Межпредметные и межкурсовые связи:
при работе широко используются:
По истории России темы: «Быт и нравы Древней Руси», «Культура Древней Руси», «Русь и Золотая Орда», «Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества»
По географии тема «Масштаб»
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного предмета история и культура мордовского края в 6 классе.
В связи с переходом на ФГОС преподавание истории и культуры мордовского края предполагается строить на основе компетентного, системно-деятельностного, личночтно-ориентированного подхода. Образовательный процесс по истории и культуре мордовского края предполагается направить на достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.
Личностным результатом обучения истории и культуры мордовского края в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения предмета:
- продолжение формирования ценностной ориентации учащихся, отражающей их индивидуально-личностные позиции:
– гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
– осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
– осознание целостности природы, населения и хозяйства населения Мордовии;
– представление о Мордовии как субъекте целостного государства – Российской Федерации;
– осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
–осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- продолжение формирования гармонично развитых социальных чувств и качеств:
– умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
– эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
– патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
– уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
– готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;
Метапредметными результатами изучения курса «История и культура мордовского края» в 6 классе является начало формирования универсальных учебных действий (УУД).
- Регулятивные УУД:
– Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.
– Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
– Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
– Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.
– Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, компьютер).
– Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
– Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).
– Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.
– В ходе представления проекта давать оценку его результатам.
– Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
– Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности:
1. организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
2. умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
- Познавательные УУД:
– Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:
1. давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;
2. осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;
3. обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом.
– Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
– Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
– Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.
– Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата.
– Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания.
– Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
– Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.
- Коммуникативные УУД:
– Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
– В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль.
– Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
– Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.
– Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметными результатами изучения курса «История и культура мордовского края» в 6 классе являются следующие умения:
– осознание роли истории родного края впознании окружающего мира;
– объяснять основные закономерности взаимодействия общества и природы;
– объяснять роль исторической науки в решении проблем гармоничного социального развития;
– выявлять зависимость размещения населения и его хозяйственной деятельности от природных условий территории и ееисторическогопрошлого;
– определять причины и следствия проблем исторического развития на национальном уровне;
– приводить примеры важных исторических дат и событий на территории мордовского края;
– пользоваться различными источниками информации: словари, справочники, другая литература, интернет-источники;
– понимание смысла собственной действительности;
– формулировать своё отношение к культурному наследию малой родины;
Оценка достижений обучения
Оценку достижений обучения планируется осуществлять по традиционной 5-бальной системе. В качестве ведущих форм контроля будут использоваться:
- Устный контроль: фронтальный опрос, направленный на диагностику теоритических знаний
- Письменный контроль: тестирование, самостоятельная работа, творческая работа
Содержание предмета:
Древнее население на территории Мордовии– 3 ч. Эра мамонтов и первобытные люди. Древнейшие скотоводы и земледельцы. Предки мордвы.
Мордва в I - начале II тыс. н. э. – 3 ч. Древняя мордва. Население мордовского края во 2-ой половине I тыс. н. э. Мордовский край в XI – начале XIII в.
Культура мордвы I - начала II тыс. н. э – 2 ч. Вещественный мир мордвы. Верования и обряды мордвы
Мордовский край в XIII – XV вв. – 3 ч. Мордовский край и Золотая Орда. Хозяйство мордвы в XIII – XV вв. Предпосылки вхождения мордовских земель в состав Российского государства.
Мордовский край в XVI в. – 3 ч. Вхождение мордовских земель в Российское государство. Население мордовского края XVI в. Хозяйство мордовского края XVI в.
Культура мордвы XIII – XVIвв – 3 ч. Искусство рукоделия. Вещи которые нас окружают. Человеческая жизнь от рождения к смерти
Разделы программы | Количество часов | из них количество часов |
контрольные и проверочные работы | ||
Тема 1. Древнее население на территории Мордовии | 3 | - |
Эра мамонтов и первобытные люди | 1 | |
Древнейшие скотоводы и земледельцы | 1 | |
Предки мордвы | 1 | |
Тема 2. Мордва в I - начале II тыс. н. э. | 3 | - |
Древняя мордва | 1 | |
Население мордовского края во 2-ой половине I тыс. н. э. | 1 | |
Формирование феодального строя у мордвы | 1 | |
Культура мордвы I - начала II тыс. н. э | 2 | - |
Вещественный мир мордвы | 1 | |
Верования и обряды мордвы | 1 | |
Мордовский край в XIII – XV вв. | 3 | - |
Мордовский край и Золотая Орда | 1 | |
Хозяйство мордвы в XIII – XV вв. | 1 | |
Предпосылки вхождения мордовских земель в состав Российского государства | 1 | |
Мордовский край в XVI в. | 3 | - |
Вхождение мордовских земель в Российское государство | 1 | |
Население мордовского края XVI в. | 1 | |
Хозяйство мордовского края XVI в. | 1 | |
Культура мордвы XIII – XVIвв | 2 | 1 |
Искусство рукоделия. Вещи которые нас окружают | 1 | |
Человеческая жизнь от рождения к смерти | 1 | |
Итого | 16 | 1 |
Календарно-тематическое планирование курса
№ урока | Тема урока | Виды учебной деятельности | Основное содержание урока | Домашнее задание |
Тема 1. Древнее население на территории Мордовии ( 3 часа) | ||||
1 | Эра мамонтов и первобытные люди | Ознакомление; работа с книгой; работа с таблиуами | Древнейшие следы пребывания человека в Среднем Поволжье. Эры Земли. Первые стоянки людей на территории Мордовии. Эпоха неолита в мордовском крае. | Глава 1, § , ответить на вопросы |
2 | Древнейшие скотоводы и земледельцы | Повторение; ознакомление; работа с книгой; решение проблемы | Племена эпохи энеолита. Пришлое население территории мордвы эпохи бронзы. Фатьяновская культура. Племена срубной культуры. | Глава 1, § 2, ответить на вопросы. Подготовить сообщение: «Предки мордвы» |
3 | Предки мордвы | Повторение; ознакомление; работа с книгой; поиск | Городецкие племена и места их проживания. Занятия предков мордвы. Андреевский курган.Сообщение: «Предки мордвы» | Глава 1, § 3, ответить на вопросы |
Тема 2. Мордва в I –начале II тыс. н.э. | ||||
4 | Древняя мордва | Повторение; ознакомление; работа с книгой; поиск | Когда появилась мордва. Расселение древней мордвы. Занятия древней мордвы. Древнемордовское общество. | Глава 2, § 4, ответить на вопросы |
5 | Население мордовского края во 2-ой половине I тыс. н. э. | Повторение; ознакомление; работа с книгой; | Мокша и эрзя. Шокша. Мордва и ее соседи. Сельскохозяйственные занятия и лесные промыслы. Домашние промыслы. | Глава 2, § 5. ответить на вопросы |
6 | Формирование феодального строя у мордвы | Повторение; ознакомление; работа с книгой; | Формирование феодального строя у мордвы. Мордва и Древняя Русь. Пуреш и Пургас. | Глава 2, § 6, ответить на вопросы |
Тема 3. Культура мордвы в I –начале II тыс. н.э. | ||||
7 | Вещественный мир мордвы | Повторение; ознакомление; работа с книгой; решение проблемы; поиск | Поселения и жилище. Одежда и украшения. Оружие и конское снаряжение. | Глава 3, § 7, ответить на вопросы. Подготовить сообщение: «Верования мордвы» |
8 | Верования и обряды мордвы | Повторение; ознакомление; работа с книгой; поиск Работа с ИКТ | О земном и небесном устроении. Солнце и огонь. Вода и водяные боги. Лес и растительность.Сообщение: «Верования мордвы» | Глава 3, § 8, ответить на вопросы |
Тема 4. Мордовский край в XII-XVI | ||||
9 | Мордовский край и Золотая Орда | Повторение; ознакомление; работа с книгой; поиск | Завоевание мордовского края монголо-татарами. Восстание народов Поволжья в 1239 г. Положение мордвы в составе Золотой Орды. Улусные центры в мордовском крае. | Глава 4, § 9, ответить на вопросы |
10 | Хозяйство мордвы в XIII – XV вв. | Повторение; ознакомление; работа с книгой; | Сельское хозяйство. Охота, рыболовство и бортничество. Ремесло и торговля. | Глава 4, § 10, ответить на вопросы |
11 | Предпосылки вхождения мордовских земель в состав Российского государства | Повторение; ознакомление; работа с книгой; поиск; решение проблемы | Раздробленность Золотой Орды и ее последствия. Мордва и Нижегородское княжество. Мордва и Рязанское княжество. | Глава 4, § 11, ответить на вопросы |
Тема 5. Мордовский край в XVI в | ||||
12 | Вхождение мордовских земель в Российское государство | Повторение; ознакомление; работа с книгой | Россия и Казанское ханство в начале XVI века. Участие мордовского народа в походах Ивана IV на Казань. «Свияжская клятва». | Глава 5, § 12, ответить на вопросы |
13 | Население мордовского края XVI в. | Повторение; ознакомление; работа с книгой; | Управление мордовским краем. Край на степной границе. Состав населения мордовского края. Развитие феодальных отношений. | Глава 5, § 13, ответить на вопросы. Подготовить презентацию: «Ремесло мордвы» |
14 | Хозяйство мордовского края XVI в. | Повторение; ознакомление; работа с книгой; поиск Работа с ИКТ | Земледелие. Животноводство. Ремесло. Презентация: «Ремесло мордвы». Торговые связи. | Глава 5, § 14, ответить на вопросы |
Тема 6. Культура мордвы XIII-XVI вв | ||||
15 | Искусство рукоделия. Вещи которые нас окружают | Повторение; ознакомление; работа с книгой; поиск Работа с ИКТ (презентация) | Ювелирное дело. Вышивка- дело тонкое. Деревянная резь. Хлеб да соль. «Железный забор». | Глава 6, § 15, 16, ответить на вопросы. Подготовиться к контрольной работе |
16 | Человеческая жизнь от рождения к смерти | Повторение; ознакомление; работа с книгой; решение проблемы | Мой род – моя крепость. Рождение и имя. Взросление. Свадьба. Индивидуальное сообщение: «Свадебные обряды мордвы По ту сторону жизни. | Глава 6, § 17, ответить на вопросы |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечения
образовательного процесса.
- Методичечские разработки История и культура мордовского края 5–9 классы. Программы для общеобразовательных учреждений. Саранск, Мордовское книжное издание, 1996 г.
- Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. История и культура мордовского края с древнейших времен до XVII в. / Н.П.Арсентьев, Саранск, 2009г
- Комплекты географических карт Республики Мордовия
- Аудиторная доска с магнитной поверхностью
- Интерактивный комплекс
Планируемые результаты обучения.
1. Называть, показывать: предмет, объект изучения истории и культуры мордовского края; особенности положения мордовского края; основные даты в истории мордовского края; выдающихся уроженцев Мордовии; государственную символику РМ.
2. Определять, измерять: отсчет времени.
3. Описывать, характеризовать: устройство быта народов мордовского края; историю образования школ на территории Мордовии; образование городских и сельских поселений; государственную символику РМ; достопримечательности республики и города; духовный мир народов Мордовии.
4. Объяснять: происхождение своего рода, своей семьи; устройство быта народа в связи с обычаями и традициями; необходимость изучения истории и культуры мордовского края
Список источников
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
- Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 01.12.2011, регистрационный номер 19644).
- Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта".
- Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа"
План действий по модернизации общего образования на 2011 - 2015 годы (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1507-р). - Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений.
- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников. Приказ Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников"
- СанПиН 2.4.2. 2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27, зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003 г., регистрационный номер 4594).
- Приказ Минобрнауки России от 27 декабря 2011 г. № 2885 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015/2016 учебный год".
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2015/2016 учебный год.
- Авторская программа по истории и культуры мордовского края: программа курса для 5-9 классов общеобразовательных учреждений/В.М.арсентьев, Н.М.Арсентьев, Э.Д.Богатырев; под ред. Ч.-кор. РАН Н.М.Арсентьева; Издат. Центр ИСИ МГУ им. Н.П.Огарева – Саранск, 2010 – 84с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/01/picture-248702-1433186021.jpg)
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/01/picture-248702-1433186021.jpg)
Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/17/picture-284933-1424199265.jpg)
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/04/picture-810889-1633353536.jpg)
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-1000905-1516786027.jpg)
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-1000905-1516786027.jpg)
Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...