Конспект мастер-класса «От Петербурга к Царскому Селу»
методическая разработка по краеведению на тему

Гладченко Анна Андреевна

Мастер-класс нацелен на то, чтобы показать педагогам, как легко и просто можно разнообразить и сделать интересными и запоминающимися свои занятия с детьми по Петербурговедению. В данном мастер-классе были показаны игры и задания для знакомства детей с темой "Янтарная комната" из цикла занятий "От Петербурга к Царскому Селу".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_master-klassa_ot_peterburga_k_tsarskomu_selu.docx20.24 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад № 67
Красногвардейского района Санкт- Петербурга

Конспект мастер-класса по образовательной области

«Познание»

для детей подготовительной группы

«От Петербурга к Царскому Селу»

Тема: Игровые методы и приёмы, используемые в организации занятий по Петербурговедению в ДОУ

                                                              Воспитатель:

Кутафина Анна Андреевна

Санкт-Петербург

2016 год

Цель: расширить знания педагогов через знакомство с формами, средствами и методами преподавания Петербурговедения, позволяющими вызвать у дошкольников тягу к познанию окружающего мира, в частности своего родного города.

Задачи:

- познакомить педагогов с возможным содержанием занятий по Петербурговедению.

- познакомить на практике с игровыми методами и приёмами, которые можно включить в работу с детьми по познанию города.

- повысить уровень мастерства педагогов.

Методы и приёмы: информационно-рецептивный, репродуктивный, практический.

Оборудование: макет Витебского вокзала. Столы, стулья для педагогов; линзы, инклюзы, необработанный янтарь, кусочки ненатурального янтаря, ёмкость с песком, листики бумаги с ароматами различных эфирных масел, ёмкость с солёной водой, кусочки шерстяной ткани, кусочки тонкой бумаги или шерстяных нитей, клеенка, заготовки для аппликаций, кисти, клей ПВА, салфетки на каждого педагога.

Раздаточный материал: буклеты для участников мастер-класса.

Ход мастер-класса:

Добрый день, уважаемые коллеги!

Все мы знаем, что детство - время непрерывного познания мира. К подготовительной группе дети успевают изучить практически все, с чем они сталкиваются каждый день и вот теперь их интерес  уже направлен во вне их семьи и улиц, по которым они каждый день с родителями ходят в детский сад, в поликлинику, магазины.  Их взгляд больше останавливается на деталях, элементах, расположенных гораздо выше их собственного роста. Дети подготовительной группы уже имеют опыт сравнения, оценивания, выражения собственного мнения, они готовы и полны желания знакомиться с более масштабными и значимыми объектами социокультурной среды. В наших силах сделать так, чтобы это знакомство проходило легко и непринужденно. Помогают нам в этом правильно подобранные методы и приемы. Наш мастер-класс посвящён игровым методам и приёмам, используемым в организации занятий по Петербурговедению в ДОУ. Путём прямого и комментированного показа, а также практического участия мы познакомим вас с отдельными методами и приёмами, которые используются нами в работе.

        Изначально тема «От Петербурга к Царскому селу» предполагала одно факультативное занятие, приуроченное скорому празднованию 180-летия первой в России железной дороги. Но в итоге данная тема разрослась до цикла занятий, программу которого мы хотим вам представить (слайд № 2).

Знакомство с окружающим миром полно для детей сюрпризов и неожиданностей. Такими же должны быть и наши занятия. Динамизм и продуктивность им может придать общая цель. Предлагаю сначала ознакомиться примерной структурой и содержанием нашего занятия «Витебский вокзал» (просмотр слайдов № 3-7 презентации).

Вот такой макет мы можем использовать для того, чтобы дети лучше сконцентрировали свое внимание на элементах Витебского вокзала.

Теперь предлагаю перейти к практической части нашего мастер-класса и познакомиться с игровыми методами и приёмами, которые можно включить в работу с детьми по познанию города. Сегодня я хочу представить вам подборку игр и заданий для изучения темы «Янтарная комната».

        Прежде всего, хочется отметить, что многие дети не знакомы с самим понятием «янтарь» и плохо себе представляют, что это такое. Можно в начале занятия дать детям задание нарисовать Янтарь, поговорить, чем он может быть и как выглядеть. Так что начинать изучение темы «Янтарная комната» я предлагаю с небольших экспериментов и опытов с янтарем. Сначала, как и любые ученые, постараемся рассмотреть и описать наши камушки. Тем самым, мы создаем условия для творческого самовыражения детей в речевой деятельности. Затем сообщаем детям, что янтарь очень цениться детьми, а почему мы сейчас попробуем выяснить.

Опыт № 1.

Трем кусочек янтаря о кусок шерстяной ткани. Камень должен начать притягивать к себе кусочки тонкой бумаги  и шерстяные нити. Можно то же самое попробовать проделать с обычным камнем и посмотреть на результат.

Опыт№2.

Поместить кусочки ненатурального и натурального янтаря в чистую воду, а затем в насыщенный раствор соли. Янтарь не тонет в растворе соли и тонет в воде. Пластмассовые подделки не тонут в воде.

Следующий опыт направлен на сенсорное развитие.

Опыт № 3.

Пробуем потереть янтарь в руках. Камень должен начать издавать тонкий хвойный аромат. Отмечаем, что это говорит о его растительном происхождении. Предлагаем поиграть в игру «Чем пахнет янтарь». Для этого предлагаем участникам мастер-класса выбрать среди листиков бумаги, пропитанных различными эфирными маслами, листик с наиболее похожим запахом. Помимо непосредственного развития сенсорики и расширения знаний детей о запахах, с помощью аромотерапии мы можем поднять настроение и эмоциональное состояние.

В «Янтарной сказке» латвийского поэта И. Зиедониса рассказано о случайной встрече Человека и Крота. Крот был очень удивлен, узнав, что у человека нет ни кусочка янтаря. Дети в любом возрасте очень любят возиться в песке, поэтому в свои занятия мы можем смело включить игры с ним. Кроме того,  развитие мелкой моторики напрямую связано с речевой функцией.

        Игра «Охотники за янтарем».

Задача игроков – найти и вытащить кусочки янтаря из ёмкости с песком.

        В процессе игры ребенок получает приятные тактильные ощущения, что помогает расслабиться  и снять эмоциональное напряжение. При играх с песком полезно выполнять все действия двумя руками (бимануальные движения). Это помогает синхронизировать активность обоих полушарий головного мозга.

А теперь, уважаемые коллеги, предлагаю Вам, как и в «Янтарной сказке» отправиться в янтарную мастерскую. Всякий  мастер относится к янтарю с трепетно, раскрывая удивительную красоту и таинственность самоцвета, прислушиваясь к камню. У янтаря есть свой язык. В сказке говорится, что  отдельные янтаринки сами решали, что больше им к лицу - металлический воротничок, деревянный ли кантик или серебряная цепочка. Поэтому даже самый заурядный янтарь вдруг поворачивался к людям самой лучшей стороной. Он начинал излучать такой теплый свет, что все восклицали: «Глядите, что за удивительный янтарь!», поэтому, прежде чем взяться за работу, сначала приглядитесь к своему камушку. А поможет нам в этом старая добрая лупа.

         «Плененные в янтаре».

Задача участников рассмотреть с помощью лупы камни янтаря и изготовить в технике аппликации медальон с тем, что они увидели внутри камня.

В конце тематических блоков я с детьми иногда разгадываю кроссворды. Предлагаю и Вам проверить свои знания. Кроссворд.

Результат: своим мастер-классом я хотела показать, что занятия по Петербурговедению отнюдь не сводятся к порой не слишком интересным описательным рассказам и рассматриванию иллюстраций с попыткой запомнить порой очень сложные названия, в них мы можем включить все то, что потом будет вызывать у них яркие ассоциации. Наши дети только приоткрывают дверь в большой мир и наша задача – сделать так, чтобы они открыли эту дверь с любопытством и восторгом.

Большое спасибо за ваше участие и внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект мастер -класса по математике в 5 классе " Управление мыслительной деятельностью при решении математических заданий""

В любой области деятельности нужны инициативные люди, способные предлагать  нестандартные решения. Сейчас основная задача школы состои...

конспект мастер класса и открытого урока по предмету "Народно-сценический танец" в 5-м классе хореографической школы-студии

Надеюсь, что данный материал  поможет педагогам -хореографам  расширить тематику уроков по народно-сценическому танцу...

Конспект мастер-класса по специальности гитара с учащейся IV класса

Методическая разработка мастер-класса по подготовке к конкурсому выступлению на основе личностно-ориентированной педагогической технологии с анализом работы над произведениями А.Иванова-Крамского "Ах ...

План -конспект мастер -класса "Работа над полифонией в младших классах"

Мастер класс " Работа над полифонией в младших классах "  на произведенияхГ. Пёрселл «Ария»И.С. Бах «Менуэт G-dur” из сборника «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах»И.С. Бах «Прелюдия e-moll” из сбо...

Республиканский конкурс «Мастер-класс» учителей родного языка и литературы""Конспект мастер-класса Валиуллина З.Н

Республиканский конкурс «Мастер-класс» учителей родного языка и литературы""Конспект мастер-класса Валиуллина З.Н...

Презентация к методобъединению по познанию. "От Петербурга к Царскому Селу"

Презентация программы по Петербурговедению "От Петербурга к Царскому селу". Включает в себя примерное содержание занятия "Витебский вокзал"....

Конспект мастер - класса "Методика игры на гитаре" 6 - 7 класс.

Конспект мастер-класса "Методика игры на гитаре" 6-7 класс....