Изучение географических названий – ключ к изучению народа
статья по краеведению ( класс) на тему
Что такое мир без географических названий? Невозможно представить себе мир без географических имен.
А давайте представим, что было бы, если бы не было географических названий! Тогда с нашей прекрасной планеты исчесли бы все названия стран, городов, сел и деревень, морей, рек и озер.
Сразу же встает вопрос: что произойдет с миром? Конечно же, в тот же час остановилась бы вся деятельность: работа почты, транспорта; распалось бы мировое хозяйство, а человечество будет выброшенным обратно в прошлое, в первобытное состояние. А все из-за такой мелочи, как название.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nikolaeva.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Изучение географических названий – ключ к изучению народа
Краеведение учит людей не только любить свои родные места, но и знать о них, приучает их интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это – самый массовый вид науки.
Д.С. Лихачев
Что такое мир без географических названий? Невозможно представить себе мир без географических имен.
А давайте представим, что было бы, если бы не было географических названий! Тогда с нашей прекрасной планеты исчесли бы все названия стран, городов, сел и деревень, морей, рек и озер.
Сразу же встает вопрос: что произойдет с миром? Конечно же, в тот же час остановилась бы вся деятельность: работа почты, транспорта; распалось бы мировое хозяйство, а человечество будет выброшенным обратно в прошлое, в первобытное состояние. А все из-за такой мелочи, как название.
А каких только имен и названий не существует в мире. Иногда так трудно понять, откуда же все это взялось, что способствовало появлению того или иного понимания.
Цель нашей работы – анализирование этимологии происхождения названий деревень и сел городского поселения Красногорский.
Чтобы достигнуть цели, поставили перед собой такие задачи:
1. Рассмотреть список деревень, входящих в городское поселение.
2. Изучить научную литературу о топонимии, этимологии.
3. Познакомиться с ведущими российскими и марийскими учеными в области топонимики.
4. Собрать материал у жителей деревень и сел.
5. Найти вариативность названий.
В мире нет ни одного из географических названий, за которым не стояла бы известная или незнакомая, простая или сложная, загадочная история его возникновения, процветания или разрушения. Изучение географических имен позволяет глубоко проникнуть в прошлое человечества.
Проблемами российской топонимики занимались такие ученые, как А.В. Суперанская, В.И. Даль, Л.В. Успенский. В марийском языкознании изучением географических названий занимались доктор филологических наук Иван Степанович Галкин, кандидат филологических наук Ольга Петровна Воронцова. В нашей работе мы будем опираться на их труд «Топонимика Республики Марий Эл: Историко-этимологический анализ».
В нашей работе мы будем рассматривать такие названия сел и деревень: село Кожласола, д. Кушнур, д. Ташнур, д. Озерки, д. Ошутъялы, д. Энервож и д. Янашбеляк.
Для начала дадим определение следующим терминам.
Топоним – собственное название отдельного географического места (населенного пункта, реки, угодья и др.) [Ожегов, Шведова, 2008, с. 803].
Топонимика – 1) совокупность топонимов какой-нибудь местности, страны; 2) раздел языкознания, изучающий топонимы [Ожегов, Шведова, 2008, с. 803].
Ойконим – вид топонима, собственное имя любого поселения, в т.ч. городского типа – астионим и сельского типа — комоним [Подольская 1978, с. 93].
А сейчас разберем этимологию деревень.
Ошытъял (оф. Ошутъялы). Отгидронимный ойконим, состоит из двух слов: Ошыт «Ашит, лев. пр. р. Илеть) гидрним + ял «деревня», т.е. «Деревня на реке Ошыт» [Воронцова, Галкин, 2002, с. 252].
Пӱмъял (оф. Озерки). Ойконим сложный, состоит из двух частей: Пӱм (Пум, Пом) (река, лев. приток р. Малая Кокшага) + ял «деревня» [Воронцова, Галкин, 2002, с. 279].
Пом (река, лев. пр. р. Малая Кокшага). Гидроним является вариантом гидронима Пам, который восходит к угорскому пам «трава» и означает «Луговую, заросшую травой реку» [Воронцова, Галкин, 2002, с. 272].
Кожласола. Ойконим указывает на растительный мир местности, в его основе: кожла «ельник» (диал. «лес») + сола «селение, деревня», т.е. «Деревня в ельнике или в лесу» [Воронцова, Галкин, 2002, с. 121].
Кушнур сложный марийский комоним состоит их двух частей: топооснова Куш (удм. куш «лесная поляна», коми куш «поляна, безлесное болото», морд. кужо «поляна», маар. кужаш «долина») + нур «поле, поляна», т.е. «Безлесая поляна».
Ташнур сложный марийский комоним состоит их двух частей: Таш + нур «поле, поляна». Первая часть композита восходит к антропониму Тауш – имени владельца поля [Воронцова, Галкин, 2002, с. 317].
Эҥервож (оф. Энервож). Ойконим состоит из двух марийских географических терминов: эҥер «река» + вож «корень, жила», т.е. «Деревня на истоке реки» [Воронцова, Галкин, 2002, с. 394].
Янашплак (оф. Янашбеляк). Ойконим состоит из двух компонентов: Янаш «собственное имя» + плак < беляк «участок земли, принадлежащий роду» [Воронцова, Галкин, 2002, с. 404].
Проведенный нами анализ топонимов городского населения Красногорский показал, что названия населенным пунктам в основном произошли 1) от прозвищ или имён первопоселенцев; 2) от места расположения (например, на истоке реки эҥервож, на безлесой поляне кушнур, в ельнике кожласола и др.).
Проанализируя термины, мы видим, что географические названия состоят из двух частей, например: таш + нур, янаш + плак, ошыт + ял.
Список использованной литературы
1. Воронцова О.П., Галкин И.С. Топонимика Республики Марий Эл: Историко-этимологический анализ. – Йошкар-Ола: Издательство Марийского полиграфкомбината. – 2002. – 424 с.
2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: ООО «ИТИ Технологии», 2008. – 944 с.
3. Суперанская А.В. Что такое топонимика? / А.В. Суперанская. – М., 1985. – 187 с.
4. Краткий понятийно-терминологический справочник по этимологии и исторической лексикологии. — Российская академия наук, Институт русского языка им. В.В. Виноградова РАН, Этимология и история слов русского языка. Ж.Ж. Варбот, А.Ф. Журавлев. 1998.
5. Подольская Н.В. Словарь русской ономастической терминологии. – Москва, 1978.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация историко-географического подхода в процессе изучения географии России
В современной кризисной ситуации, охватившей все сферы общественной жизни, необходимо восстановление утраченной духовности. Гуманизация школьной географии требует поиска новых направлений и в содержан...
Изучение народного искусства и традиций русского народа как средство формирования социальной и творческой активности учащихся в изменяющемся мире
К сегодняшнему дню традиционное народное творчество практически вышло из употребления. В век научно-технического прогресса деко...
Изучение народного искусства и традиций русского народа как средство формирования социальной и творческой активности учащихся в изменяющемся мире
К сегодняшнему дню традиционное народное творчество практически вышло из употребления. В век научно-технического прогресса деко...
Приобщение учащихся к научно-исследовательской деятельности на примере изучения географических объектов родного села
На протяжении всей моей школьной жизни я активно занималась краеведением. Потому что на местном материале можно познать сложные взаимосвязи природы, хозяйства, истории и др. Краеведение как ме...
Методика использование технологической карты в изучении географического положения материков в 7 классе
Использование технологической карты на уроках географии в 7 классе при изучении темы " Географическое положение материка" намного оживляет и ускоряет учебный процесс.Она помогает управлять позна...
Школа ГАУ МЦДСО в СОК «Камчия» (Болгария) - центр распространения русского языка, изучения и сохранения традиций культуры славянских народов.
Опыт работы русской школы за рубежом как центра изучения русского языка в регионе. Развитие гуманистической воспитательной системы школы ГАУ МЦДСО в СОК «Камчия» (Болгария) как центра...
Приемы изучения географической номенклатуры
В статье описаны технологии, способстующие формированию навыков работы с географической картой, определения географического положения различных явлений и объектов, пониманию связи ос...