Рабочая программа «Самароведение». 5 класс.
календарно-тематическое планирование по краеведению (5 класс) на тему
Рабочая программа
«Самароведение».
5 класс.
Пояснительная записка.
Данная программа является модифицированной и разработана для факультативных занятий с учащимися 5 класса ГБ(С)КОУ школы–интернат № 71 г.о. Самара.
Нормативно-правовая основа формирования программы:
1.Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
2.Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) №1599 от 19.12.14;
3.Устав и программа ГБ(С)КОУ школы-интернат №71 г.о. Самара;
4.Авторская программа: Г.В. Алексушин «Самароведение: рабочая программа для 6 класса.» Самара,2015.
Согласно положениям нового СФГОС, история и культура родного края приобретает все большее значение во внеурочной деятельности обучающихся. Возрождение лучших духовных традиций общества, воспитание нравственного, здорового поколения невозможно без воспитания такого чувства, как патриотизм, любовь и уважение к «Малой родине». Ребенок не может осознать себя гражданином России, не осознав себя жителем конкретного региона, в данном случае Самары и Самарской области, с ее историческими и природными особенностями. Факультативные занятия по «Самароведению» способствуют развитию у обучающихся любви к Отечеству, к своей земле, родному дому, семье.
Актуальность программы заключается в усилении внимания к таким понятиям, как патриотизм, чувства гордости за своих земляков, способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к человеку. Особое внимание уделяется знакомству обучающихся с родным краем – географическим положением, природными особенностями, памятниками природы, историко-культурными и национальными памятниками.
Общим признаком у всех обучающихся с умственной отсталостью выступает недоразвитие психической деятельности с явным преобладанием интеллектуальной недостаточности, которое приводит к затруднениям в усвоении содержания курса в полном объеме, поэтому программа факультативных занятий представляет собой сокращенный вариант программы Г.В. Алексушина «Самароведение».
Программа «Самароведение» формирует у обучающихся с умственной отсталостью конкретную картину исторического развития Самары, представления о разных сторонах ее современного состояния. При этом на курс выделяется очень небольшой объем времени, акцент делается на определяющих явлениях, в первую очередь – очевидных достижениях и преимуществах Самары и культуры ее жителей. Курс дает возможность не только познакомиться с Самарой, но и с ее ролью в развитии и современном состоянии России и мира.
Сильной стороной программы является её прикладная направленность. С помощью специально организованных наблюдений, поездок, походов, экскурсий, презентаций, зарисовок и сравнений, учащиеся с интеллектуальными нарушениями не только смогут пассивно воспринять на элементарном уровне изучаемые объекты, но и анализировать, пережить историю своего родного края, особенности природы, культуры своего народа, пропуская весь материал через собственное творчество.
Данная программа ориентирована на использование УМК:
1.Г.В. Алексушин Самароведение: учебник для 5-6 классов общеобразовательных учреждений. – Самара,2015.
2. Н.В. Арнольд Самароведение: Учебное пособие по Самарскому краеведению. Часть 1.- Самара: Культурное наследие, 2011.
3.Н.В. Арнольд Самароведение: Учебное пособие по Самарскому краеведению. Часть 2.- Самара: Культурное наследие, 2012.
4.Н.В. Арнольд Самароведение: Учебное пособие по Самарскому краеведению. Часть 3.- Самара: Культурное наследие, 2013.
Целью программы факультативного курса «Самароведение» является:
Формирование целостного представления о городе Самара как о своей малой родине через приобщение к ее историческому прошлому и изучение (активное участие) в современной жизни города, края.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Формировать общие представление о географическом положении города Самара и области, разнообразии рельефа, изменении климатических условий, своеобразии животного и растительного мира.
2.Познакомить с историей основания крепости Самара, символикой города и основными историческими событиями развития города.
3.Осветить в доступном для обучающихся объеме экономическое, социальное, политическое и культурное развитие и современное состояние Самары. Показать роль участия Самары в развитии и современной жизни России.
4.Изучить месторасположение, современный вид и значение достопримечательностей в общем культурном пространстве Самары.
5.Активно использовать внешнюю образовательную среду как средство обучения учащихся с недостатком интеллекта для лучшего понимания и осмысления изучаемых объектов.
Общая характеристика факультативного курса «Самароведение».
«Самароведение» – это факультативный курс о прошлом и настоящем родного края, важный региональный компонент учебной программы образовательного учреждения. Развитие чувства любви к родной земле начинается с привязанности к отчиму дому, к школе, к своему краю, к тому малому миру, который доступен, близок, понятен. Курс «Самароведение» дает комплексное представление о городе Самара. Важная мировоззренческая задача курса заключается в раскрытии своеобразия и неповторимости Самары.
Самароведение – это одна из существенных основ корневой культуры человека, нравственности и гражданственности, становления мировоззрения, воспитания патриотизма и любви к родному краю, бережного отношения к окружающей среде. В связи с этим особое внимание уделяется характеристике отдельных жителей города и его гостей, чья деятельность на благо города сделала его лучше и обогатила живущих в нем людей.
В факультативном курсе «Самароведение» рассматриваются характерные особенности Самары в географическом, историческом и культурном направлениях, прослеживается взаимосвязь с Россией и миром, раскрывается значение нашего города. Самароведение способствует решению задач социальной адаптации воспитанников школы, формированию у них готовности жить и трудиться в своем городе, районе, крае, участвовать в их развитии.
Отбор учебного материала для содержания программы осуществлен с учетом целей и задач образования, обучающихся с умственной отсталостью, его места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей обучающихся 5 класса, особенностей их реализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.
Основу факультативного курса «Самароведение» составляют следующие содержательные линии:
1. Комплекс знаний о рельефе, климате, почвах, растительном и животном мире Самары, ее истории, комплексе современных сторон жизни.
2. Сохранение и развитие культурно- исторического наследия.
3. Практические работы, экскурсии определяют деятельный подход в развитии обучающихся и накоплении у них разностороннего опыта поведения в обществе.
Место факультативного курса в учебном плане:
Факультативный курс «Самароведение» изучается с учетом образовательных возможностей умственно отсталых обучающихся в качестве факультативных занятий в 5 классе в объеме 1 час в неделю. Всего 34 часа.
Личностные и предметные результаты освоения факультативного курса.
Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно- ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит освоение обучающимися с умственной отсталостью знаниями, различными видами деятельности и умениями.
Личностные результаты:
· Осознание своей идентичности как жителя своего города, гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
· Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
· Осмысление социально-значимого опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
· Понимание культурного многообразия мира, уважения к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
· Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
· Овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
· Способность решать творческие задачи, представляя результаты соей деятельности в разных формах (сообщение, презентация и др.);
· Готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты:
· Овладение целостными представлениями о своеобразии Самары как важной основы для миропонимания и познания современного общества;
· Способность принимать значение событий и явлений прошлого и современности в своем крае;
· Умение изучать и систематизировать информацию из разных источников, раскрывая ее познавательную ценность;
· Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и социума в своем городе;
· Готовность применять краеведческие знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей «малой Родины».
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по «Самароведению» на конец изучения курса:
Минимальный уровень:
§ представление о своей семье, взаимоотношениях членов семьи, профессиях родителей, участии семьи в жизни родного края; элементарные сведения о своем крае как месте проживания, о своих земляках; знание некоторых памятников истории и культуры родного края;
§ умение рассказывать о своей семье; умение описывать достопримечательности, памятники, родного края.
Достаточный уровень:
§ знание истории своей семьи, представление об участии старших поколений родственников в развитии родного края; знание основных фактов (событий, явлений) в развитии истории и культуры родного края;
§ знание знаменитых земляков (известных исторических деятелей ученых, деятелей культуры); знание памятников истории и культуры, музеев родного края;
§ умение составлять свою родословную, биографии жителей родного края, выдающихся земляков; умение устанавливать последовательность и длительность событий, происходивших в родном крае; умение описывать достопримечательности, памятники, события, отражающие историю и культуру родного края; умение находить информацию о родном крае в разных источниках.
Основное содержание факультативного курса «Самароведение».
Весь курс разбит на разделы по темам изучения. На каждом году изучения ребята знакомятся с пятью разделами, которые являются обязательными для изучения и повторения. В каждом разделе в качестве закрепляющего материала предполагается экскурсия, которая наглядно и практически позволит учащимся уточнить и пополнить знания по теме.
Каждая тема факультативного курса «Самароведение» расчленена на более мелкие, частные вопросы, а также практические задания, которые могут быть представлены в качестве сообщений или презентаций. Расчленение тем на частные вопросы поможет учащимся уточнить, систематизировать и дополнить свои знания о родном крае, а учителю - реализовать личностно-ориентированную и коррекционную направленность образовательного процесса.
Программа курса основывается на главных принципах преподавания предмета: демократизации, гуманизации, экологизации, комплексности, интеграции, а также соблюдение комплексного подхода и концентрического принципа в изучении родного края позволит сформировать более глубокие знания краеведческого содержания у учащихся со снижением интеллекта.
Методы краеведческой работы факультатива могут быть весьма разнообразными. Основным является слово учителя, а метод проектов, активное использование внешней среды, самостоятельная практическая деятельность учащихся с картами, таблицами, мультимедийными средствами дополнят, закрепят их знания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_dlya_5_klassa.docx | 49.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
«Самароведение».
5 класс.
Пояснительная записка.
Данная программа является модифицированной и разработана для факультативных занятий с учащимися 5 класса ГБ(С)КОУ школы–интернат № 71 г.о. Самара.
Нормативно-правовая основа формирования программы:
1.Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
2.Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) №1599 от 19.12.14;
3.Устав и программа ГБ(С)КОУ школы-интернат №71 г.о. Самара;
4.Авторская программа: Г.В. Алексушин «Самароведение: рабочая программа для 6 класса.» Самара,2015.
Согласно положениям нового СФГОС, история и культура родного края приобретает все большее значение во внеурочной деятельности обучающихся. Возрождение лучших духовных традиций общества, воспитание нравственного, здорового поколения невозможно без воспитания такого чувства, как патриотизм, любовь и уважение к «Малой родине». Ребенок не может осознать себя гражданином России, не осознав себя жителем конкретного региона, в данном случае Самары и Самарской области, с ее историческими и природными особенностями. Факультативные занятия по «Самароведению» способствуют развитию у обучающихся любви к Отечеству, к своей земле, родному дому, семье.
Актуальность программы заключается в усилении внимания к таким понятиям, как патриотизм, чувства гордости за своих земляков, способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к человеку. Особое внимание уделяется знакомству обучающихся с родным краем – географическим положением, природными особенностями, памятниками природы, историко-культурными и национальными памятниками.
Общим признаком у всех обучающихся с умственной отсталостью выступает недоразвитие психической деятельности с явным преобладанием интеллектуальной недостаточности, которое приводит к затруднениям в усвоении содержания курса в полном объеме, поэтому программа факультативных занятий представляет собой сокращенный вариант программы Г.В. Алексушина «Самароведение».
Программа «Самароведение» формирует у обучающихся с умственной отсталостью конкретную картину исторического развития Самары, представления о разных сторонах ее современного состояния. При этом на курс выделяется очень небольшой объем времени, акцент делается на определяющих явлениях, в первую очередь – очевидных достижениях и преимуществах Самары и культуры ее жителей. Курс дает возможность не только познакомиться с Самарой, но и с ее ролью в развитии и современном состоянии России и мира.
Сильной стороной программы является её прикладная направленность. С помощью специально организованных наблюдений, поездок, походов, экскурсий, презентаций, зарисовок и сравнений, учащиеся с интеллектуальными нарушениями не только смогут пассивно воспринять на элементарном уровне изучаемые объекты, но и анализировать, пережить историю своего родного края, особенности природы, культуры своего народа, пропуская весь материал через собственное творчество.
Данная программа ориентирована на использование УМК:
1.Г.В. Алексушин Самароведение: учебник для 5-6 классов общеобразовательных учреждений. – Самара,2015.
2. Н.В. Арнольд Самароведение: Учебное пособие по Самарскому краеведению. Часть 1.- Самара: Культурное наследие, 2011.
3.Н.В. Арнольд Самароведение: Учебное пособие по Самарскому краеведению. Часть 2.- Самара: Культурное наследие, 2012.
4.Н.В. Арнольд Самароведение: Учебное пособие по Самарскому краеведению. Часть 3.- Самара: Культурное наследие, 2013.
Целью программы факультативного курса «Самароведение» является:
Формирование целостного представления о городе Самара как о своей малой родине через приобщение к ее историческому прошлому и изучение (активное участие) в современной жизни города, края.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Формировать общие представление о географическом положении города Самара и области, разнообразии рельефа, изменении климатических условий, своеобразии животного и растительного мира.
2.Познакомить с историей основания крепости Самара, символикой города и основными историческими событиями развития города.
3.Осветить в доступном для обучающихся объеме экономическое, социальное, политическое и культурное развитие и современное состояние Самары. Показать роль участия Самары в развитии и современной жизни России.
4.Изучить месторасположение, современный вид и значение достопримечательностей в общем культурном пространстве Самары.
5.Активно использовать внешнюю образовательную среду как средство обучения учащихся с недостатком интеллекта для лучшего понимания и осмысления изучаемых объектов.
Общая характеристика факультативного курса «Самароведение».
«Самароведение» – это факультативный курс о прошлом и настоящем родного края, важный региональный компонент учебной программы образовательного учреждения. Развитие чувства любви к родной земле начинается с привязанности к отчиму дому, к школе, к своему краю, к тому малому миру, который доступен, близок, понятен. Курс «Самароведение» дает комплексное представление о городе Самара. Важная мировоззренческая задача курса заключается в раскрытии своеобразия и неповторимости Самары.
Самароведение – это одна из существенных основ корневой культуры человека, нравственности и гражданственности, становления мировоззрения, воспитания патриотизма и любви к родному краю, бережного отношения к окружающей среде. В связи с этим особое внимание уделяется характеристике отдельных жителей города и его гостей, чья деятельность на благо города сделала его лучше и обогатила живущих в нем людей.
В факультативном курсе «Самароведение» рассматриваются характерные особенности Самары в географическом, историческом и культурном направлениях, прослеживается взаимосвязь с Россией и миром, раскрывается значение нашего города. Самароведение способствует решению задач социальной адаптации воспитанников школы, формированию у них готовности жить и трудиться в своем городе, районе, крае, участвовать в их развитии.
Отбор учебного материала для содержания программы осуществлен с учетом целей и задач образования, обучающихся с умственной отсталостью, его места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей обучающихся 5 класса, особенностей их реализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.
Основу факультативного курса «Самароведение» составляют следующие содержательные линии:
- Комплекс знаний о рельефе, климате, почвах, растительном и животном мире Самары, ее истории, комплексе современных сторон жизни.
- Сохранение и развитие культурно- исторического наследия.
- Практические работы, экскурсии определяют деятельный подход в развитии обучающихся и накоплении у них разностороннего опыта поведения в обществе.
Место факультативного курса в учебном плане:
Факультативный курс «Самароведение» изучается с учетом образовательных возможностей умственно отсталых обучающихся в качестве факультативных занятий в 5 классе в объеме 1 час в неделю. Всего 34 часа.
Личностные и предметные результаты освоения факультативного курса.
Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно- ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит освоение обучающимися с умственной отсталостью знаниями, различными видами деятельности и умениями.
Личностные результаты:
- Осознание своей идентичности как жителя своего города, гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
- Осмысление социально-значимого опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- Понимание культурного многообразия мира, уважения к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
- Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
- Овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- Способность решать творческие задачи, представляя результаты соей деятельности в разных формах (сообщение, презентация и др.);
- Готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты:
- Овладение целостными представлениями о своеобразии Самары как важной основы для миропонимания и познания современного общества;
- Способность принимать значение событий и явлений прошлого и современности в своем крае;
- Умение изучать и систематизировать информацию из разных источников, раскрывая ее познавательную ценность;
- Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и социума в своем городе;
- Готовность применять краеведческие знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей «малой Родины».
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по «Самароведению» на конец изучения курса:
Минимальный уровень:
- представление о своей семье, взаимоотношениях членов семьи, профессиях родителей, участии семьи в жизни родного края; элементарные сведения о своем крае как месте проживания, о своих земляках; знание некоторых памятников истории и культуры родного края;
- умение рассказывать о своей семье; умение описывать достопримечательности, памятники, родного края.
Достаточный уровень:
- знание истории своей семьи, представление об участии старших поколений родственников в развитии родного края; знание основных фактов (событий, явлений) в развитии истории и культуры родного края;
- знание знаменитых земляков (известных исторических деятелей ученых, деятелей культуры); знание памятников истории и культуры, музеев родного края;
- умение составлять свою родословную, биографии жителей родного края, выдающихся земляков; умение устанавливать последовательность и длительность событий, происходивших в родном крае; умение описывать достопримечательности, памятники, события, отражающие историю и культуру родного края; умение находить информацию о родном крае в разных источниках.
Основное содержание факультативного курса «Самароведение».
Весь курс разбит на разделы по темам изучения. На каждом году изучения ребята знакомятся с пятью разделами, которые являются обязательными для изучения и повторения. В каждом разделе в качестве закрепляющего материала предполагается экскурсия, которая наглядно и практически позволит учащимся уточнить и пополнить знания по теме.
Каждая тема факультативного курса «Самароведение» расчленена на более мелкие, частные вопросы, а также практические задания, которые могут быть представлены в качестве сообщений или презентаций. Расчленение тем на частные вопросы поможет учащимся уточнить, систематизировать и дополнить свои знания о родном крае, а учителю - реализовать личностно-ориентированную и коррекционную направленность образовательного процесса.
Программа курса основывается на главных принципах преподавания предмета: демократизации, гуманизации, экологизации, комплексности, интеграции, а также соблюдение комплексного подхода и концентрического принципа в изучении родного края позволит сформировать более глубокие знания краеведческого содержания у учащихся со снижением интеллекта.
Методы краеведческой работы факультатива могут быть весьма разнообразными. Основным является слово учителя, а метод проектов, активное использование внешней среды, самостоятельная практическая деятельность учащихся с картами, таблицами, мультимедийными средствами дополнят, закрепят их знания.
Календарно – тематическое планирование.
№ п/п | Дата проведения | Тема и тип урока | Планируемые результаты | Характеристика основных видов деятельности. | Примечания. | ||
Предметные | Личностные | Метапредметные | |||||
Раздел 1.Введение в курс «Самароведение». (5 часов) | |||||||
1 | 7.09. | Введение в «Самароведение». (1 час) | Научатся определять термины: область, регион, край, краеведение, хронология, самароведение, самаровед. Получат возможность научиться: работать с учебником, картой. | Выражают положительное отношение к процессу познания. Формулируют своё отношение к актуальным проблемам современности. | Регулятивные – Ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не известно. Познавательные –самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала. Коммуникативные – Формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятийные для партнера высказывания. | Раскрыть значение терминов краеведение, хронология, самароведение, самаровед. Участвовать в обсуждении вопроса: Для чего нужно знать свой край? Определять роли самароведов. Называть источники по «Самароведению». Изучать деятельность самароведов. | |
2 | 14.09 | Символы Самары (герб, флаг, гимн). Самарский народ. (1 час) | Научатся определять термины: символика, герб, флаг, гимн, национальность, этнос. Получат возможность научиться: различать национальности и этносы населения я Самары. | Освоение личностного смысла учения. Осознание себя как члена общества на региональном уровне (гражданин России, житель Самарской области). | Регулятивные – учиться совместно с учителем, обнаруживать и формулировать нравственную проблему. Познавательные – ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения задач. Коммуникативные – строить собственное высказывание в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка. | Раскрыть значение терминов символика, герб, флаг, гимн, национальность, этнос. Называть и описывать Самарские символы. Сравнивать национальности и этносы населения Самары. | |
3 | 21.09 | Природа Самарского края. Волга. (1 час) | Научатся определять термины: климат водные богатства, растительный и животный мир, обитатели. Получат возможность научиться: Привязывать к конкретному региону(Самарскому) климат, растительный и животный мир региона. | Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу. Осознание себя как члена общества на региональном уровне (житель Самарской области). | Регулятивные –ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план действий. Познавательные – перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. (Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.) Коммуникативные – Допускают возможность разных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии. | Раскрыть значение терминов климат водные богатства, растительный и животный мир, обитатели. Показывать на карте Самарскую область. Сравнивать климат, растительный и животный мир страны и своего региона, Называть региональные особенности климата, растительного и животного мира своего региона. Характеризовать природное окружение города Самара. | |
4 | 28.09 | Растительный и животный мир. Растения и животные, занесенные в Красную книгу. (1 час) | Научатся определять термины: Охрана природы, Красная книга, международное сотрудничество в охране природы. Получат возможность познакомиться с животными и растениями Самарских лесов и степей. | Выражают положительное отношение к процессу познания. Формулируют своё отношение к актуальным проблемам современности. | Регулятивные – добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами. Познавательные –перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. (Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.) Коммуникативные – уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Раскрыть значение терминов, растительный и животный мир, обитатели. Охрана природы, Красная книга, международное сотрудничество в охране природы. Сравнивать растительный и животный мир страны и своего региона, Называть региональные особенности растительного и животного мира своего региона. Характеризовать природное окружение города Самара. | |
5 | 5.10 | «Животные, занесенные в Красную книгу». Экскурсия в Самарский зоопарк. (1 час) | Научатся определять термины: Охрана природы. Красная книга (– международное сотрудничество в охране природы). Получат возможность познакомиться с живыми обитателями Самарских лесов и степей. | Самоопределяться в жизненных ценностях (на словах) и поступать в соответствии с ними, отвечая за свои поступки (личностная позиция, российская и гражданская идентичность). | Регулятивные – добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами. Познавательные –перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. (Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.) Коммуникативные – уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Участвовать в обсуждении вопроса: Что я могу сделать для охраны окружающей среды? Называть обитателей самарского зоопарка – занесенных в Красную книгу. Интегрировать собственные знания с сообщёнными экскурсоводом. | |
Раздел 2.История Самарского края. Самара дореволюционная. (5часов) | |||||||
6 | 12.10 | Первые упоминания о Самаре. Самарская крепость. (1586-1688). (1 час) | Научатся определять термины: древние люди, оседлые и кочевые племена, государство Волжская Болгария, Муромский городок, ханство Золотой Орды, Казанское ханство, Астраханское ханство, Святитель Алексий, крепость- опорный пункт Русского государства для защиты от набегов кочевников, первый самарский воевода князь Григорий Засекин. Получат возможность: познакомится с прошлым Самарского края. Получат возможность научиться: понимать разницу между легендой и реальностью. | Определяют внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к образовательному процессу, понимают необходимость учения. Осознание себя как члена общества на региональном уровне (гражданин России, житель Самарской области). Ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее | Регулятивные – определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно. Познавательные – ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения задач. Коммуникативные – слушать и понимать речь других. | Раскрыть значение терминов древние люди, оседлые и кочевые племена, государство Волжская Болгария, ханство Золотой Орды, крепость, воевода. Изучать основные исторические события заселения Среднего Поволжья. Объяснять: причины строительства крепости. Называть основные события из истории образования Самары.
| |
7 | 19.10 | Самара – город (1688-1780). (1 час) | Научатся определять термины: губерния, уезд. Получат возможность познакомиться с историей становления Самары как города. | Выражают свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу; проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи. Ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого; оценивать их возможное влияние на будущее. | Регулятивные – прогнозируют результаты усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу. Познавательные – Работая с информацией, уметь передавать ее содержание в сжатом или развернутом виде. Коммуникативные – слушать и понимать речь других. | Раскрыть значение терминов губерния, уезд. Изучать основные исторические события Среднего Поволжья. Называть основные события из истории образования города Самара. | |
8 | 26.10 | Самара уездная(1780-1850). (1 час) | Научатся определять термины: городничий, правление, дума, магистрат, голова. Получат возможность научиться: понимать механизм управления регионом. | Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им. Ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого; оценивать их возможное влияние на будущее. | Регулятивные – определять цель учебной деятельности, осуществлять поиск средства её достижения. Познавательные – Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала. Формировать умения правильно, полно, отвечать на вопросы, умения задавать их. Коммуникативные – адекватно использовать речь, средства для взаимодействия на уроке. | Раскрыть значение терминов городничий, правление, дума, магистрат, голова. Изучать основные исторические события Среднего Поволжья. Называть основные события из истории города Самара. Сравнивать: статус и роль социальных слоев города. | |
9 | 9.11 | Самара губернская(1851-1917). (1 час) | Научатся определять термины: Генерал – губернатор, вице – губернатор. Получат возможность научиться: понимать систему управления уездов губернии. | Осознание себя как члена общества на региональном уровне (житель Самарской области). Ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого; оценивать их возможное влияние на будущее. | Регулятивные – определять цель учебной деятельности, осуществлять поиск средства её достижения. Познавательные – Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала. Формировать умения правильно, полно, отвечать на вопросы, умения задавать их. Коммуникативные – адекватно использовать речь, средства для взаимодействия на уроке. | Раскрыть значение терминов Генерал – губернатор, вице – губернатор. Изучать основные исторические события Среднего Поволжья. Объяснять: причины создания самарской губернии. Называть основные события из истории города Самара. Сравнивать: статус и роль социальных слоев города. | |
10 | 16.11 | «Исторические вехи Самарского края». Экскурсия в историко-краеведческий музей им. П. Алабина. (1 час) | Получат возможность ознакомиться с историческими экспонатами краеведческого музея. | Самоопределяться в жизненных ценностях (на словах) и поступать в соответствии с ними, отвечая за свои поступки (личностная позиция, российская и гражданская идентичность). | Регулятивные – добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами. Познавательные –перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. (Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.) Коммуникативные – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Интегрировать собственные знания с сообщёнными экскурсоводом. Обмениваться впечатлениями от увиденного и услышанного. | |
Раздел 3. От Самары к Куйбышеву и обратно. (5 часа) | |||||||
11 | 23.11 | От Самары к Куйбышеву(1917-1939). (1 час)
| Научатся определять термины: революция, гражданская война, республика, горком и обком партии, первый секретарь, председатель. Получат возможность научиться: Определять признаки экономических обществ на местном материале. Анализировать роль партии и советской власти в развитии города и края. | Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества. | Регулятивные – ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Познавательные – Выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. Коммуникативные – Участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения поставленных задач. | Раскрыть значение терминов. революция, гражданская война, республика, горком и обком партии, первый секретарь, председатель. Изучать основные исторические события Среднего Поволжья. Объяснять: причины преобразования государственного и городского управления. Называть основные исторические события и видных политических деятелей станы и области. Рассказывать: о причинах и особенностях переименования Самары в Куйбышев. | |
12 | 30.11 | Куйбышев накануне и в годы Великой Отечественной Войны(1939-1945). (1 час) | Научатся определять термины: Эвакуация, столица. Парад, штурмовик, истребитель, бомбардировщик. Получат возможность научиться: Анализировать события, происходившие в стране и регионе в годы Великой Отечественной Войны. | Выражают свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу; проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи. Ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого; оценивать их возможное влияние на будущее. | Регулятивные – адекватно воспринимают предложения и оценку учителей и других людей. Познавательные – Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала. Формируют умения правильно, полно, отвечать на вопросы, умения задавать их. Коммуникативные – Формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, стоят понятные для окружающих высказывания. | Раскрыть значение терминов. Эвакуация, столица. Парад, штурмовик, истребитель, Изучать основные исторические события Среднего Поволжья. Объяснять: значение парада 7 ноября 1941гю; причины победы в Великой Отечественной Войне. Называть основные исторические события ВОВ, связанные с городом. Рассказывать: о подвигах самарского народа на фронте и в тылу. Анализировать роль Куйбышева в победе над Германией в годы ВОВ. Оценивать: заслуги самарского народа в победе. | |
13 | 7.12 | Куйбышев послевоенный(1945-1990). (1 час) | Научатся определять термины: Телевидение, самолет, ракетоноситель, космонавтика. Получат возможность научиться: Анализировать информацию о научных и научно-технических достижениях региона. | Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу. | Регулятивные – определять цель учебной деятельности, осуществлять поиск средства её достижения. Познавательные – осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки и сети Интернет; Коммуникативные – Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений. | Раскрыть значение терминов телевидение, самолет, ракетоноситель, космонавтика. Изучать основные исторические события Среднего Поволжья. Объяснять: значение и роль г. Куйбышев в развитии космонавтики в СССР. Рассказывать: о первом полете человека в космос. Анализировать культурные достижения региона. Объяснять и оценивать заслуги самарского региона в развитии космонавтики. | |
14 | 14.12 | От Куйбышева к Самаре. (1 час) | Научатся определять термины: Город –побратим, город – партнер, сервис. Получат возможность научиться: понимать закономерность изменений в российском обществе. | Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу. | Регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные – Работая с информацией, уметь передавать ее содержание в сжатом или развернутом виде. Коммуникативные – Проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество). | Раскрыть значение терминов город –побратим, город – партнер, сервис. Изучать основные исторические события Среднего Поволжья. Устанавливать: связи между вариантами городского герба разных эпох. Анализировать особенности экономического характера общества современного Самарского региона. Объяснять и оценивать заслуги самарского региона в развитии России. | |
15 | 21.12 | «Взгляд в прошлое и настоящее Самары». Викторина - обобщение. (1 час) | Получат возможность обобщить знания об исторических изменениях Самары. | Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе. | Регулятивные – владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Познавательные –формирование умения правильно, полно, отвечать на вопросы, умения задавать их. Коммуникативные – Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений. | Объяснять: смысл изученных понятий. Раскрывать сущность особенностей развития города. Выделять основные общественно-экономические, культурные и политические процессы в городе. | |
Раздел 4. Многоликая Самара. (11 часов) (Культурное и экономическое наследие Самары.) | |||||||
16 | 28.12 | Административное деление. Кировский район. (1 час) | Научатся определять термины: правительство, комиссия, комитет, совет, политическая партия. Получат возможность научиться: характеризовать систему самоуправления городом. | Осознание себя как члена общества на региональном уровне (гражданин России, житель Самарской области). | Регулятивные – определять цель учебной деятельности, осуществлять поиск средства её достижения. Познавательные – Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала. Формировать умения правильно, полно, отвечать на вопросы, умения задавать их. Коммуникативные – адекватно использовать речь, средства для взаимодействия на уроке. | Раскрыть значение терминов правительство, комиссия, комитет, совет, политическая партия. Изучать работу городских властей и органов самоуправления. Систематизировать деятельность разных политических партий. Анализировать систему самоуправления Самары. Объяснять разницу между городским и губернским уровнями власти и самоуправления. | |
17 | 11.01 | «Зубчаниновка – моя малая родина». Обзорная экскурсия по Кировскому району. (1 часа) | Научатся определять термины: городское пространство, район, поселок, улица, переулок, топоним. Получат возможность узнать о поселке Зубчаниновка (истории, положении, населении, хозяйстве, легендарных жителях). | Самоопределяться в жизненных ценностях (на словах) и поступать в соответствии с ними, отвечая за свои поступки (личностная позиция, российская и гражданская идентичность). | Регулятивные – прогнозируют результаты усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу. Познавательные – Работая с информацией, уметь передавать ее содержание в сжатом или развернутом виде. Коммуникативные – слушать и понимать речь других. | Интегрировать собственные знания с сообщёнными экскурсоводом. Обмениваться впечатлениями от увиденного и услышанного. | |
18 | 18.01 | Транспорт Самары. Железная дорога. | Научатся определять термины: гужевой, ямщик, дилижанс, извозчик, конно-железная дорога, телеграф, телефон, трамвай, электричка, метро, такси, троллейбус, аэродром. Получат возможность научиться: отличать эпохи развития транспорта. | Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым способам решения задач. | Регулятивные – добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами. Познавательные –самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении задач различного характера. Коммуникативные –учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию. | Раскрыть значение терминов гужевой, ямщик, дилижанс, извозчик, конно-железная дорога, телеграф, телефон, трамвай, электричка, метро, такси, троллейбус, аэродром. Систематизировать виды городского транспорта Самары. Называть транспортные эпохи Самары. Объяснять роль различных видов транспорта в развитии города. | |
19 | 25.01 | «Самара железнодорожная». Экскурсия в музей железнодорожного транспорта. (1 час) | Получат возможность ознакомиться с историческими экспонатами музея. | Самоопределяться в жизненных ценностях (на словах) и поступать в соответствии с ними, отвечая за свои поступки (личностная позиция, российская и гражданская идентичность). | Регулятивные – добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами. Познавательные –перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. (Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.) Коммуникативные – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Интегрировать собственные знания с сообщёнными экскурсоводом. Обмениваться впечатлениями от увиденного и услышанного. | |
20 | 1.02 | Строительство. Городское хозяйство. (1 час) | Научатся определять термины: водопровод, канализация, электричество, освещение, мощение, застройка. Получат возможность научиться: понимать систему городского хозяйства и застройки. | Ориентироваться в строительной и хозяйственной деятельности региона; оценивать их возможное влияние на будущее. | Регулятивные –принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с педагогом. Познавательные –ставят и формулируют проблему урока, создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Коммуникативные – Формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, стоят понятные для окружающих высказывания. | Раскрыть значение терминов водопровод, канализация, электричество, освещение, мощение, застройка. Объяснять роли в городском хозяйстве Самары водопровода, канализации, электричества, освещения, мощения, современной застройки. Анализировать систему городского строительства и бытового хозяйства Самары. | |
21 | 8.02 | Самарская продукция. (1 час) | Научатся определять термины: промышленность, сельское хозяйство, автомобилестроение, нефтяная отрасль, электроэнергетика. Получат возможность научиться: систематизировать производимые в Самаре продукты хозяйственной деятельности. | Ориентироваться в важнейших для региона продуктах хозяйственной деятельности; оценивать их возможное влияние на будущее. | Регулятивные –принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с педагогом. Познавательные –ставят и формулируют проблему урока, создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Коммуникативные – Формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, стоят понятные для окружающих высказывания. | Раскрыть значение терминов промышленность, сельское хозяйство, автомобилестроение, нефтяная отрасль, электроэнергетика. Систематизировать производимые в Самаре продукты хозяйственной деятельности (технику, продукты питания и т.д.). Называть причины производства местной продукции. Анализировать процесс производства местной продукции. | |
22 | 15.02 | Наука, образование и культура в Самаре. (1 час) | Научатся определять термины: училище, гимназия, лицей, семинария, институт, университет, академия, музей, театр, филармония. Получат возможность научиться: понимать систему образования и культурной жизни Самары. | Проявляют устойчивые предпочтения и ориентации на образование и культуру как значимую сферу человеческой жизни. | Регулятивные –принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с педагогом. Познавательные –ставят и формулируют проблему урока, создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Коммуникативные – Формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, стоят понятные для окружающих высказывания. | Раскрыть значение терминов училище, гимназия, лицей, семинария, институт, университет, академия, музей, театр, филармония. Систематизировать виды учебных заведений и центов культурной жизни Самары. Называть учебные заведения разного статуса. Анализировать процесс образования и культуры в Самаре. | |
23 | 22.02 | Здравоохранение, спорт и физкультура в Самаре. (1 час) | Научатся определять термины: больница, госпиталь, скорая помощь, лаборатория. Получат возможность научиться: понимать систему здравоохранения, фармацевтики, спорта, туризма и отдыха Самары. | Ориентируются в строительной и хозяйственной деятельности Самары; оценивать влияние здравоохранения, развития физкультуры, спота и туризма на будущее региона. | Регулятивные –принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с педагогом. Познавательные –ставят и формулируют проблему урока, создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Коммуникативные – Формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, стоят понятные для окружающих высказывания. | Раскрыть значение терминов больница, госпиталь, скорая помощь, лаборатория. Систематизировать систему здравоохранения, спорта, физкультуры, туризма и отдыха Самары. Называть заведения здравоохранения разного статуса. Анализировать процесс здравоохранения, спорта, физкультуры, туризма и отдыха в Самаре. | |
24 | 29.02 | Религия в Самаре. Самарские православные храмы и церкви. (1 час) | Научатся определять термины: конфессия, православие, храм, монастырь, католицизм, костел, лютеранство, кирха, ислам, мечеть, иудаизм, синагога, буддизм. Получат возможность научиться: относить верующих в Самаре к различным религиозным конфессиям. | Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий. | Регулятивные –принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с педагогом. Познавательные –ставят и формулируют проблему урока, создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Коммуникативные – Формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, стоят понятные для окружающих высказывания. | Раскрыть значение терминов конфессия, православие, храм, монастырь, католицизм, костел, лютеранство, кирха, ислам, мечеть, иудаизм, синагога, буддизм. Объяснять значение религии в культурном и духовном развитии народа. Систематизировать различные религиозные конфессии Самары. Устанавливать связь между религиозными конфессиями и их храмами. Называть основные религиозные конфессия и их храмы в Самаре. Находить информацию о религиях и их храмах в Самаре. | |
25 | 7.03 | «Дорога к храму». Экскурсия в Храм Александра Невского. (1 час) | Получат возможность посетить храм Александра Невского; познакомится с архитектурой, внутренним убранством, режимом функционирования. | Самоопределяться в жизненных ценностях (на словах) и поступать в соответствии с ними, отвечая за свои поступки (личностная позиция, российская и гражданская идентичность). | Регулятивные – добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами Познавательные – перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. Коммуникативные – слушать и понимать речь других. | Интегрировать собственные знания с сообщёнными экскурсоводом. Обмениваться впечатлениями от увиденного и услышанного. | |
26 | 14.03 | Тест – игра: «Как живет наш город?». (1 час) | Получат возможность обобщить знания о всесторонней жизни Самары. | Осознание себя как члена общества на региональном уровне (житель Самарской области). | Регулятивные – владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Познавательные –формирование умения правильно, полно, отвечать на вопросы, умения задавать их. Коммуникативные – Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений. | Объяснять: смысл изученных понятий. Раскрывать сущность особенностей всесторонней жизни города. Выделять основные общественно-экономические, культурные и политические процессы в городе. | |
Раздел 5: Культурная жизнь Самары. (8 часов). | |||||||
27 | 21.03 | Запечатленная память о прошлом: парки, скверы, памятники. Струковский сад – старый парк. (1 час) | Научатся определять термины: городское пространство, район, площадь, парк, сквер, набережная, мемориальный объект, скульптура, памятник, памятный знак, барельеф, стела. Получат возможность познакомится с памятными местами и Набережной Самары. | Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство как значимую форму человеческой жизни. | Регулятивные –Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. Познавательные – осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые); Коммуникативные – уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Раскрыть значение терминов городское пространство, район, площадь, парк, сквер, набережная, мемориальный объект, скульптура, памятник, памятный знак, барельеф, стела. Объяснять значение самарского наследия в культурном и духовном развитии города. Устанавливать связь между различными памятными местами Самары и соответствующими им историческими событиями. Называть основные достопримечательности Самары. Находить информацию о достопримечательностях Самары. | |
28 | 4.04 | «Струковский парк». Экскурсия. (1 час) | Получат возможность посетить «Струковский парк». | Осознание себя как члена общества на региональном уровне (гражданин России, житель Самарской области). | Регулятивные – добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами Познавательные – перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. Коммуникативные – слушать и понимать речь других. | Интегрировать собственные знания с сообщёнными экскурсоводом. Обмениваться впечатлениями от увиденного и услышанного. | |
29 | 11.04 | Самара в литературе и искусстве. Известные литераторы и художники о Самаре. (1 час) | Научатся определять термины: писатель, поэт, композитор, художник, актер. Получат возможность познакомится с произведениями Самаре. | Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство как значимую форму человеческой жизни. | Регулятивные –принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с педагогом. Познавательные –ставят и формулируют проблему урока, создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Коммуникативные – Формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, стоят понятные для окружающих высказывания. | Раскрыть значение терминов писатель, поэт, композитор, художник, актер. Устанавливать связь между знаменитыми авторами и произведениями о Самаре. Называть знаменитые произведения о Самаре. Находить информацию о произведениях о Самаре. | |
30 | 18.04 | Конкурс чтецов: «Слово о Самаре.» (1 час) | Получат возможность познакомится с произведениями Самаре. | Самоопределяться в жизненных ценностях (на словах) и поступать в соответствии с ними, отвечая за свои поступки (личностная позиция, российская и гражданская идентичность). Проявляют эмпатию как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им. | Регулятивные – добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами Познавательные – перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. Коммуникативные – слушать и понимать речь других. | Устанавливать связь между знаменитыми авторами и произведениями о Самаре. Обмениваться впечатлениями от услышанного. | |
31 | 25.04 | Имена, вошедшие в историю Самары. У истоков города. (1 час) | Научатся определять термины: земляк, гласный, министр, Нобелевская премия. Получат возможность понимать роль отдельного жителя или гостя города Самары в его развитии. | Проявляют эмпатию как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им. | Регулятивные –определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий. Познавательные – используют знако -символические средства, в том числе схемы для решения познавательных задач. Коммуникативные – Договариваются о распределении ролей в совместной деятельности, задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. | Раскрыть значение терминов земляк, гласный, министр, Нобелевская премия. Объяснять значение известных земляков и гостей Самары в историческом, экономическом, культурном и духовном развитии города. Устанавливать связь между знаменитыми людьми Самары и соответствующими им историческими событиями. Называть известных людей Самары. Находить информацию о выдающихся земляках. | |
32 | 2.05 | Край, овеянный легендами. Жигулевские легенды. (1 час) | Получат возможность познакомится с легендами и мифами Самарской Луки. | Определяют внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к образовательному процессу, понимают необходимость учения. | Регулятивные – добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами. Познавательные –перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. (Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.) Коммуникативные – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные –принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с педагогом. Познавательные – осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые); Коммуникативные – уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Объяснять значение самарского наследия в культурном и духовном развитии города. Устанавливать связь между легендами, памятными местами Самары и соответствующими им историческими событиями. Называть основные легенды и достопримечательности, связанные с ними. Находить информацию о мифах и легендах Самары. | |
33 | 9.05 | «Люблю тебя, моя Самара!» Работа с библиотечными источниками и поиск необходимой информации в интернете. Консультации. (1 час) | Научатся определять термины, изученные в курсе «Самароведение». Получат возможность систематизировать главные события истории родного города, основные его достижения и значение для России. | Выражают положительное отношение к процессу познания. Формулируют своё отношение к актуальным проблемам современности. | Регулятивные – владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Познавательные – ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания. Коммуникативные – отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений. | Понимать роль курса «Самароведение» в системе знаний. Характеризовать особенности развития города. Систематизировать основные общественно-экономические, культурные и политические процессы в городе. Оценивать качество своего города. Выполнять презентацию на заданную тему | |
34 | 16.05 | Консультации. (1 час) | Научатся определять термины, изученные в курсе «Самароведение». Получат возможность систематизировать главные события истории родного города, основные его достижения и значение для России. | Выражают положительное отношение к процессу познания. Формулируют своё отношение к актуальным проблемам современности. | Регулятивные – владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Познавательные – ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания. Коммуникативные – отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений. | Понимать роль курса «Самароведение» в системе знаний. Характеризовать особенности развития города. Систематизировать основные общественно-экономические, культурные и политические процессы в городе. Оценивать качество своего города. Выполнять презентацию на заданную тему | |
35 | 23.05 | «Люблю тебя, моя Самара!» Защита проекта: (1 час) | Научатся создавать электронную презентацию на заданную тему. Получат возможность выступать с подготовленными сообщениями, обсуждать выступления, оценивать свои достижения. | Осознание себя как члена общества на региональном уровне (житель Самарской области). Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость. | Регулятивные – владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Познавательные – самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные – отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений. | Уметь представить презентацию о родном городе. Оценивать полученный результат проектной деятельности. |
Литература.
Список литературы для учителя:
Г.В. Алексушин. Самароведение: Рабочая программа. – Самара,2014.
Г.В. Алексушин. Самароведение: Учебно- методическое пособие. – Самара,2012.
Г.В. Алексушин. Самарские губернаторы. Самара,1996.
А.Н.Завальный, Н.В.Зинченко,В.С.Мокрый. Государственные символы Самарской области. – Самара.1999.
Н.В. Арнольд Самароведение: Учебное пособие по Самарскому краеведению. Часть 1-Самара: Культурное наследие, 2011.
Н.В. Арнольд Самароведение: Учебное пособие по Самарскому краеведению. Часть 2-Самара: Культурное наследие, 2012.
Н.В. Арнольд Самароведение: Учебное пособие по Самарскому краеведению. Часть 3-Самара: Культурное наследие, 2013.
Список литературы для учащихся:
Г.В. Алексушин Самароведение: Учебник для 5-6 классов общеобразовательных учреждений. – Самара,2015.
Г.В. Алексушин Самароведение: Учебное пособие. – Самара,2014.
География Самарской области. Любое издание.
Учебно-методическое обеспечение.
- Фото и видеоиллюстрации;
- архивные документы;
- кроссворды по темам;
- разработки экскурсий в том числе виртуальных;
- разработки занятий по темам;
- презентации по темам.
Полезные ссылки по краеведению
Сайт Самарской областной универсальной библиотеки - http://www.lib.smr.ru/lib3/index.php
Сайт Самарской областной юношеской библиотеки - http://www.soub.ru/
Сайт МБУК г. о. Самара «Самарская централизованная система детский библиотек» - http://www.csdb-samara.ru/
Сайт Тольяттинской библиотечной корпорации - http://hcls.tgl.ru/
Сайт Библиотеки Самарского государственного университета - http://weblib.ssu.samara.ru/index.html
Сайт НТБ Самарского государственного аэрокосмического университета им С. П. Королева - http://lib.ssau.ru/
Сайт Правительства Самарской области - http://www.adm.samara.ru/
Сайт Администрации городского округа Самара - http://www.city.samara.ru
Сайты по истории и культуре Самарской области -
•Сайт «История Среднего Поволжья» - http://medianet.yartel.ru/povolzje/
•Сайт «Самарская область: забытые истории» - http://www.samara-history.ru/
•Сайт «Самара-городок. Cегодня много лет назад. Колесо истории» - http://news.samaratoday.ru/news1/years/
•Сайт Самарского областного историко-краеведческого музея им. П. В. Алабина - http://www.alabin.ru/alabina
•Самарский областной художественный музей - http://www.artmus.ru/ , http://www.museum.ru/M1600
•Сайт Самара в открытках и фотографиях - http://oldsamara.samgtu.ru/
•Сайт Самарской Епархии - http://www.samara.orthodoxy.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка. Уроки музыки 1-4 классы и рабочая программа 1 класс
Пояснительная записка к адаптированной корреционной программе по музыке в начальной школе. Рабочая коррекционая программа по музыке 1 класс по программе Критской, Сергеевой....
Технология рабочая программа 5 класс Базовый уровень (ФГОС 5 класс) на 2013-2014 учебный год
Рабочая программа по направлению «Индустриальные технологии» составлена для учащихся 5 класса на основе следующих документов:...
Рабочая программа 11 класс класс
Пояснительная записка ,тематическое планирование 11 класс...
Рабочая программа для классов с углубленным изучением математики (8 класс)
Рабочая программа...
рабочая программа 5 класс ФГОС Домогацкий, факультатив 6 класс по географии
Дано планирование по биологии и географии, а также программы по факультативам 6 класс....
Рабочие программы 5 класс, 6 класс, 8 класс
Пррезентация - это массовая альтернатива индивидуальному разговору, поэтому в моей работе я часто ей пользуюсь, как средством достижения положительного результутата от учебного ппроцесса....
Рабочие программы 5 класс, 6 класс, 8 класс
В данном разделе размещены рабочии программы по литературе...