Программа по истории и культуре народов РМЭ для 5 класса (17 часов)
рабочая программа по краеведению (5 класс) на тему
Рабочая программа составлена на основе примерной общеобразовательной программы «Программа по истории и культуре народов Марий Эл» (авторы Л.Е. Майкова, Г.И. Соловьёва). 1 – 11 классы. Йошкар – Ола. Марийское книжное издательство. 2009.
Программа рассчитана на 17 учебных часов, из расчета 0,5 часа в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pr_dlya_5_kl._ikn.doc | 109.5 КБ |
Предварительный просмотр:
/** | |
«Одобрено» Решением педсовета лицея, протокол №1 от 27. 08. 2015 Председатель педсовета ______________ Л.В. Чернова «27» августа 2015 г. | «Утверждаю» Директор МОУ «Звениговский лицей» ________________ Л.В. Чернова «27» августа 2015 г. |
Программа
по истории и культуре народов РМЭ для 5 класса
(17 часов)
Разработала:
Ямулова Лидия Алексеевна,
учитель ИКН РМЭ и
марийского языка высшей
квалификационной категории,
на основе программы
Л.Е. Майковой, Г.И. Соловьёвой
Звенигово, 2015
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе примерной общеобразовательной программы «Программа по истории и культуре народов Марий Эл» (авторы Л.Е. Майкова, Г.И. Соловьёва). 1 – 11 классы. Йошкар – Ола. Марийское книжное издательство. 2009.
Программа рассчитана на 17 учебных часов, из расчета 0,5 часа в неделю.
В нашем обществе происходят глубокие перемены, они затрагивают политическую, экономическую жизнь, а также систему образования. Развивается процесс национального возрождения, пересматриваются прежние установки национальной политики, формируются чувства доброжелательности к другим народам.
«История и культура народов РМЭ» - учебный предмет национально-региональной части базисного учебного плана Республики Марий Эл.
Курс «История и культура народов РМЭ» должен способствовать повышению уровня национального общественного самосознания и культуры межнациональных отношений, приобщению учащихся к культуре народов РМЭ, их национальным и культурным ценностям.
В процессе изучения учебного предмета обращается внимание на формирование основ гражданской идентичности, на развитие духовно-нравственной личности. Ведущими идеями программы являются приобщение обучающихся к духовному богатству национальной культуры, усвоение обучающимися значимости взаимопонимания между народами, межличностного доверия.
Учебный предмет «История и культура народов Марий Эл» призван дать обучающимся теоретические практические знания в области этнографии, культуры, краеведения, воспитывать у молодёжи гражданственность, чувство гордости за свою малую родину, чувство истинного патриотизма, уважение к другим народам, культурам, истории.
Программа построена по тематическому принципу с календарной раскладкой тем и указанием числа часов на изучение соответствующего материала, является ориентиром для составления рабочих планов занятий. Изложение материала из класса в класс, объединённое в содержательные блоки, осуществлено по принципу постепенного расширения и усложнения основных дидактических единиц на событийно-хронологической основе с учётом возрастных особенностей обучающихся и его художественной, образовательной и педагогической ценности. Акцент сделан на накопленный многообразный созидательный опыт мирного сожительства народов Марий Эл в процессе межцивилизационного, межэтнического взаимодействия.
В 5 классе учебный курс «История и культура народов РМЭ» носит пропедевтический характер и связан с изучением предмета «Окружающий мир». История родного края усваивается через деятельностный подход. Критериями оценки обучающихся данного возраста являются умение определять общее и специфическое в РМЭ, составлять связный рассказ о малой родине, исполнять народные песни и пляски, танцы и игры, мастерить и изготовлять элементарные традиционные изделия декоративно-прикладного искусства.
Особая роль в 5 классе отводится изучению окружающего мира. Тематика этого направления предполагает знакомство с конкретными природными объектами помогает формировать бережное отношение к родной природе.
Учебный материал в 5 классе расположен по блочным темам. Первый урок всегда планирую как введение «Мой дом – Республика Марий Эл». Блочное построение даёт возможность последовательно проводить уроки, сочетать взаимосвязь между произведениями литературы, музыки и другими видами искусства.
Весь комплекс ознакомления обучающихся с историей и культурой народов Марий Эл направлен на духовно-нравственное воспитание личности, на рост у обучающихся национального самосознания на основе знаний этнокультурных особенностей (географических, исторических, экономических, культурных, языковых, конфессиональных и др.), усвоения национальных и общечеловеческих ценностей.
Учебный предмет «История и культура народов РМЭ» дает обучающимся теоретические и практические знания в области этнографии, культуры, краеведения, воспитывает у учащихся гражданственность, чувство гордости за свою малую Родину, чувство истинного патриотизма, уважение к другим народам.
Изучение курса в 5 классе завершаю итоговым уроком «Как много мы узнали о нашей малой Родине».
Основная цель предмета – формирование духовно нравственных качеств личности в процессе усвоения основ традиционной и современной культуры народов Марий Эл и изучения региональной истории.
Достижение поставленной цели предполагает решение ряда задач:
освоение учащимися основ историко-культурного багажа народов, составляющих значительную часть населения Республики Марий Эл;
формирования у учащихся позитивной этнической идентичности;
развития интереса и уважительного отношения учащихся к истории и культуре этнических составляющих населения республики;
формирования умений сравнительного культурно-исторического анализа и систематизации на примере народов Марий Эл с выходом на финно-угорскую, славянскую и тюркскую общности;
формирования у учащихся знаний и умений, необходимых для достойного представления своего народа, своей республики, своего отечества.
Предметом изучения являются события и факты, имевшие место на территории республики в различные исторические эпохи, и процесс становления материальной и духовной культуры народов Марий Эл с выходом на культуру родственных и соседних народов.
Структура и содержание предмета обусловлены целью, задачами и возрастными особенностями обучающихся.
Содержание предмета обеспечивает:
формирование духовных качеств личности, содействие её этническому самоопределению;
формирование человека-гражданина;
формирование собственного мировоззрения, внутренней культуры чувств, внутренней свободы, убеждённости, достоинства;
ориентация на непреходящие общечеловеческие ценности;
развитие творческих способностей школьника.
Формирование универсальных учебных действий.
Личностные УУД
- развитие толерантности как ценности и социальной нормы гражданского общества, проявляющейся в праве всех членов общества быть различными, обеспечении устойчивой гармонии между различными этническими группами;
признание ценности:
- традиционной этнокультуры как результата творчества народа и его стремления жить в гармонии с окружающей природой;
- уважительного отношения к культурной самобытности народов, населяющих республику, как важнейшего условия развития диалога культур и разрешения противоречий;
- права каждого на языковое, культурное самоопределение, сохранение и развитие своей культуры;
- культуры каждого народа вне зависимости от численности и места проживания;
- культурного разнообразия в качестве источника и фактора культурного обогащения общества;
- поликультурной среды, межкультурного общения и диалога культур (взаимодействие, взаимовлияние, взаимопроникновение) как условие саморазвития личности и как явление социальной нормы гражданского общества;
развитие умений:
- соблюдать традиции народов, проживающих в Марий Эл, в повседневной жизни и специально организованных этнокультурных мероприятиях;
- самоидентифицировать себя как представителя этноса, Республики Марий Эл и гражданина России;
- описать себя как представителя народов Марий Эл, России;
- ставить приоритеты ценностной ориентации на универсальные общечеловеческие гуманитарные ценности: уважение к себе, к окружающим, к природному и социальному миру.
Регулятивные УУД
- умение ставить цели, планировать проектную деятельность на основе культуроведческого материала;
- проведение коррекции ошибок по отношению к выполнению обрядов, исполнению традиционных правил; развитие умений корректно разрешать внутриэтнические, межэтнические разногласия;
- развитие умений разрешать межэтнические конфликты по этнокультурным вопросам, основываясь на принципах законности;
- оценка качества культуроведческих знаний, умений и навыков;
- способность к этнической мобилизации (участие в национальных праздниках и т.д.);
- умение вести себя и соблюдать традиции в условиях «иных» этнокультур.
Познавательные УУД
- умение работать с разными источниками информации о культуре народов республики и России: учебной, художественной, научно-популярной, справочной литературой, со словарями, атласами, картами;
- выявление примеров интеграции культур, обозначение общечеловеческих ценностей;
- овладение и использование специально-понятийным аппаратом, помогающим описывать поликультурную среду республики в целом; универсальные логические учебные действия:
- развитие умения произвести мыслительные операции на культуроведческом материале: абстрактное сравнение (на примере национальных праздников, обрядов, кухни, одежды, традиционных занятий, сопоставления явлений культуры народов совместного проживания и народов, населяющих многонациональную Россию, с целью выявления национального и общечеловеческого своеобразия и т.д.);
анализ (на примере видов искусства (живопись, декоративно-прикладное искусство, музыка, театр, музей), общественных объединений (ассоциация, землячество, общество, союз, община, ассамблея), представительств, диаспор);
синтез (на примере многонациональной России (Москва - столица РФ и т.д.);
классификация (на примере материальной и духовной культуры республики, народов Марий Эл, России и т.д.);
обобщение (на примере восприятия народов Марий Эл как общности (мы - мари), и шире (мы - россияне) и т.д.);
доказательство - умение реконструировать ценностные основания представителей «иной» культуры (представлять себя в «иной» культуре);
универсальные знаково-символические учебные действия:
- проведение ассоциативных связей с государственными символами РМЭ, - РФ, символикой национальных и международных общественных организаций и умение их описывать;
- развитие умения пользоваться знаково-символическими понятиями, выражающими традиционный уклад жизни народа: береза, поле - символы русского народа; лось - символ марийского народа;
- развитие умений описать народные символы и знаки, заключенные в материальной и духовной культуре (обрядах, национальной одежде, жилищах, песнях, танцах и т.д.);
- понимание, представление видов искусства (музыка, живопись, хореография, народно-прикладное искусство) как образно-символьных систем;
- развитие умения пользоваться картами, таблицами, схемами, диаграммами и др. по изучаемым материалам;
- развитие умения моделировать (проектировать) полученные знания в виде таблиц, схем, моделей, диаграмм и т.д.
Коммуникативные УУД
- умение работать в парах, группе, коллективе;
- умение учитывать особенности этикета народов Марий Эл и России в условиях диалога;
- готовность к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям;
- умение представлять культуру своего народа в условиях межкультурного общения на уровне республики и России.
Преподавание ИКН РМЭ вносит свой вклад в дальнейшее развитие языка, культуры и истории народа мари, способствует укреплению дружбы между народами, проживающими на территории РМЭ. Предмет ИКН способствует воспитанию патриотических чувств, помогает прививать любовь к Родине.
В своей работе учитель может использовать различные теоретические и практические формы передачи материала: уроки-беседы, приглашение творческих работников, очно-заочные экскурсии в пределах города, села, района, республики, викторины, интегрированные уроки, КВНы, природоведческие и тематические викторины, кроссворды, зачётные уроки, использование проектной деятельности, обсуждение телепередач и видеофильмов и т.д.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (34 ЧАСА)
История и культура народов РМЭ
5 класс
1. Республика Марий Эл в составе России (2 ч.)
Страна, в которой мы живём, - Россия. Президент Российской Федерации. Президент Республика Марий Эл. Моя Родина – Республика Марий Эл.
Государственная символика Российской Федерации и Республики Марий Эл. Территория, границы, население РМЭ. Связи с другими республиками Российской Федерации. Наш район на карте республики.
Ознакомление с альбомом «Измаил Ефимов. Живопись. Геральдика» (Йошкар-Ола, 2007).
2. Семья. Родство (1 ч.)
Семья как школа трудового мастерства. Семейные династии. Судьба моей семьи – в судьбе страны, народа, края.
3. Этнокультурное содружество в республике (2 ч.)
Многонациональная семья Республики Марий Эл. Краткие сведения о быте и традициях.
Отражение темы дружбы в художественной литературе, в музыке, в изобразительном искусстве.
4. Моя республика сегодня (1 ч.)
Градостроительство. Современная архитектура. Спортивные сооружения: стадионы, ледовые дворцы, Дворец водных видов спорта – условия развития здорового духа.
Историко-культурный комплекс «Царевококшайский кремль» - украшение набережной реки Малая Кокшага (г. Йошкар-Ола).
5. Из истории архитектуры (2 ч.)
Архитектурно-планировочные традиции в Марийском крае (приёмы размещений селений, планировочные приёмы жилища; хозяйственные постройки, их убранство и назначение).
Деревянное зодчество в Марийском крае. Основные памятники деревянного зодчества.
Купеческие дома в Марийском крае.
6. Из истории театра (1 ч.)
Марийский национальный театр драмы имени М. Шкетана. Репертуар театра, ведущие артисты. Культура поведения в театре.
7. Из истории изобразительного искусства (1 ч.)
Первые профессиональные живописцы в Марийском крае: К. Егоров, Е. Атлашкина.
8. Устное народное творчество (1 ч.)
Понятия «мифы», «легенды», «предания», «сказки». Легенда об Онаре. Легенда о Чумбылате. Образ богатыря в устном народном творчестве русского, марийского, удмуртского, татарского, чувашского народов.
9. Народное искусство (1 ч.)
Традиционная вышивка мари. Основная характеристика по этническим группам – горных, восточных, луговых мари (ткани, техника исполнения, композиционные особенности расположения узоров на одежде, цветовая гамма). Книга Г. Соловьёвой «Орнамент марийской вышивки». Искусство традиционной вышивки на современном этапе.
10. Музыкальная культура (1 ч.)
Ознакомление с музыкальными произведениями профессиональных композиторов республики.
А. Луппов «Чодыра сем» («Лесная легенда», балет).
А. Яшмолкин «Илыше кÿ» («Живой камень», балет-легенда).
11. Знание – наше богатство (1 ч.)
Книга хранит знания и опыт людей. Национальная библиотека имени С.Г. Чавайна – главное хранилище книг в республике.
Республиканская детская библиотека и Республиканская юношеская библиотека имени В.Х. Колумба в г. Йошкар-Ола.
12. Праздники (2 ч.)
Классификации праздников: религиозные, народно-календарные, профессиональные, семейные. Праздники, посвящённые памятным датам, государственные праздники.
15. Итоговый урок (1 ч.)
Как много мы узнали о нашей малой Родине.
Календарно – тематическое планирование по истории и культуре народов РМЭ в 5 классе на 2015 – 2016 учебный год
17 часов
Программа курса «История и культура народов Марий Эл»
Министерство образования Республики Марий Эл, 2009
Учитель ИКН РМЭ и марийского языка
высшей квалификационной категории
Ямулова Лидия Алексеевна
№ | Содержание урока | Кол-во часов | Дата |
I этап | |||
Республика Марий Эл в составе России | |||
1. | Республика Марий Эл в составе России | 1 | 03. 09. 15 |
2. | Моя Родина – Республика Марий Эл | 1 | 10. 09. 15 |
Семья. Родство | |||
3. | Семья как школа трудового мастерства. Судьба моей семьи в судьбе страны, народа, края. | 1 | 17. 09. 15 |
Этнокультурное содружество в республике | |||
4. | Многонациональная семья Республики Марий Эл | 1 | 24. 09. 15 |
5. | Краткие сведения о быте и традициях жителей Республики Марий Эл. Самостоятельная работа | 1 | 01. 10. 15 |
II этап | |||
Моя республика сегодня | |||
6. | Градостроительство. Современная архитектура | 1 | 15. 10. 15 |
Из истории архитектуры | |||
7. | Архитектурно-планировочные традиции в Марийском крае | 1 | 22. 10. 15 |
8. | Деревянное зодчество в Марийском крае. Самостоятельная работа по теме «Из истории архитектуры» | 1 | 29. 10. 15 |
Из истории театра | |||
9. | Марийский национальный театр драмы имени М. Шкетана. Репертуар театра, ведущие артисты | 1 | 05. 11. 15 |
Из истории изобразительного искусства | |||
10. | Первые профессиональные живописцы в Марийском крае: К. Егоров, Е. Атлашкина | 1 | 12. 11. 15 |
III этап | |||
Устное народное творчество | |||
11. | Образ богатыря в фольклоре русского, марийского, удмуртского, татарского, чувашского народов | 1 | 26. 11. 15 |
Народное искусство | |||
12. | Традиционная вышивка мари. Искусство традиционной вышивки на современном этапе. Тестовое задание | 1 | 03. 12. 15 |
Музыкальная культура | |||
13. | Ознакомление с музыкальными произведениями профессиональных композиторов республики | 1 | 10. 12. 16 |
Знание – наше богатство | |||
14. | Книга хранит знания и опыт людей. Национальная библиотека имени С.Г. Чавайна – главное хранилище книг в республике. | 1 | 17. 12. 16 |
Праздники | |||
15. | Классификации праздников: религиозные, народно-календарные, профессиональные, семейные | 1 | 24. 12. 16 |
IV этап | |||
16. | Праздники, посвящённые памятным датам, государственные праздники | 1 | 08. 01. 16 |
Итоговый урок | |||
17. | Как много мы узнали о нашей малой Родине | 1 | 14. 01. 16 |
Список литературы
1. История и культура марийского народа. Учебное пособие для 5 класса. Йошкар-Ола. Марийское книжное издательство. 2012.
2. Иванов А.Г., Сануков К.Н. История марийского народа. Йошкар-Ола. Марийское книжное издательство. 1999.
3. Прокушев Г.И. Этюды о художниках Марий Эл. Йошкар-Ола. Марийское книжное издательство. 2003.
4. Сепеев Г.А. Этнография марийского народа. Йошкар-Ола. Марийское книжное издательство. 2001.
5. Соловьёва Г. Орнамент марийской вышивки. Йошкар-Ола. Марийское книжное издательство. 1982.
6. Шкалина Г.Е. Традиционная культура народа мари. Йошкар-Ола. Марийское книжное издательство. 2003.
7. Марийцы. Историко-этнографические очерки. Йошкар-Ола. 2005.
8. Современная этническая культура финно-угров Поволжья и Приуралья. Йошкар-Ола. 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории и культуре народов
Курс «История и культура народов Марий Эл» разработан с учетом действующего Базисного учебного плана Республики Марий Эл на основе примерной общеобразовательной программы: История и культура нар...
Рабочая программа "Основы духовно-нравственной культуры народов России" 5 класс (ФГОС)
Программа к учебнику Н.Ф.Виноградовой, издательство "Вентана-Граф". Разработана в соответствии с ФГОС. Рассчитана на 18 часов...
Рабочая программа "Основы духовно- нравственной культуры народов России". 5 класс.
Рабочая программа по Основы духовно- нравственной культуры России составлена в соответствии с требованиями Федерального государственным образовательным стандартом основного общ...
Рабочая программа. Основы духовно-нравственной культуры народов России. 5 класс.
Рабочая программа. ОДНКНР. 5 класс.Н.Ф. Виноградова...
Рабочая программа «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс
Данная рабочая программа составлена на основе программы комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Виноградовой Н.Ф. Основы духовно-нра...
Рабочая программа "Основы духовно-нравственной культуры народов России" 5 класс
Рабочая программа "Основы духовно-нравственной культуры народов России" 5 класс...
Рабочие программы по внеурочной деятельности "Культура народов Ямала"-6 класс
Краеведение 6 класс-Худи Н.А....