ТАЁЖНЫЙ СЛЕДОПЫТ
рабочая программа по краеведению на тему

ПРОГРАММА ДЛЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon taezhnyy_sledopyt_programma_15-16g_portfolio.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

     РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПУРОВСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ                               « ШКОЛА – ИНТЕРНАТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»                                         С.ХАЛЯСАВЭЙ  ПУРОВСКОГО РАЙОНА.

629850, Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район,
с. Халясавэй, тел. (факс) 33-9-75

___________________________________________________________________________

Введена в действие                                                                                      

приказом №  от 01.02.2016г.                                                                                                                                      

                                                                                                                                       

ПРОГРАММА

краеведческого объединения

«ТАЕЖНЫЙ СЛЕДОПЫТ»

( для младшего и среднего возраста)

Срок реализации 3 года

Составлена : Салиндер

 Лианой Андреевной.

с. Халясавэй

ПРОГРАММА

краеведческого объединения

« ТАЕЖНЫЙ СЛЕДОПЫТ»

Актуальность и целесообразность программы:

Культура – это умение создавать ценности и жить в соответствии с ними. Это все, что создано человеком: язык, жилище, одежда, средства передвижения и орудия промысла, орнаменты и изображения, правила поведения, предания, песни и многое другое. Культурой является хозяйство, законы и совесть, искусство и умение вести себя. Культуры разных народов переплетаются как ветви деревьев. У них есть и общие черты, и различия. В различиях заключен облик и дух народа. Сегодня мы отмечаем подъем культуры народов Севера. К сожалению, дети кочующего населения ( воспитанники) из-за школы вынуждены рано покидать родной очаг, не поняв до конца многого из заветов народной мудрости. Будущее  человечества сидит сейчас перед нами за партами, оно ещё очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Они  целиком в наших , взрослых, руках. Какими мы их сформируем, такими они и будут. Таким будет наше общество, построенное ими по тем представлениям, которое мы им создадим. Важно не только научить детей видеть, чувствовать и понимать прекрасное, но и сформировать у них умение творить прекрасное, беречь настоящее и прошлое, не забывать традиции своего народа, обобщать , изучать и распространять историю своего народа .

Данная программа рассчитана на решение одной из важнейших задач, связанных с эстетическим и патриотическим воспитанием школьников – северян.    Для поддержания интереса у детей, высокой их работоспособности и активности на занятиях предусматривается широкое использование познавательно-дидактических игр.

Цель и задачи программы:

 Цель программы: - духовное развитие личности через изучение истории своего края и народа. Программа должна дать воспитанникам целостное представление о художественных ценностях народов Севера, о ее истоках и самобытности народа Крайнего Севера.

Задачи:

  1. формирование духовного мира воспитанников, личностных ценностей и определение нравственных критериев;
  2. эмоционально откликаться на красоту родного края.
  3. воспитывать историческую память.
  4. развивать эстетический вкус на примере образцов изделий, через знакомство с традициями и обычаями родного края;
  5. развивать образное мышление, творческий подход к любому делу;
  6. Изучить флору и фауну Пуровского района, села Халясавэй.
  7. Изучить историю  народа, проживающего в  Ямало – Ненецком автономном округе, Пуровском районе, селе Халясавэй.
  8. Изучить духовную и  материальную культуру лесных ненцев.

Сроки реализации программы, возраст воспитанников:

Программа объединения рассчитана на 3 года с детьми  младшего и среднего возраста.

В группе занимаются в среднем по 10 человек. Объем часов в год составляет 576 часов по 144 часа в год. Занятия проводятся на базе школьного краеведческого музея. Расписание строится из расчета 2 раза в неделю по  2 часа в каждой группе. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями детей:

1 группа – младшая , здесь занимаются  дети 0 – 2 классов;

2 группа – средняя , здесь занимаются  дети 3 – 5 классов;

3 группа – старшая, здесь занимаются дети 6 – 9 класса;

4 группа – индивидуальная, здесь занимаются дети из всех групп проявляющие повышенный интерес к данной работе.

Ожидаемый результат:

Воспитанники  должны :

  1. Собирать, изучать и описывать  экспонаты декоративно – прикладного  творчества ненецкого народа, населяющего лесную тундру.
  2. Изучить историю ненецкого народа, его традиции, творчество, историю прошлого.
  3. Собирать и пополнять летопись села Халясавэй, МКОУ «ШИООО» с. Халясавэй.
  4. Самостоятельно организовывать и проводить экскурсии в школьном музее.

Учебно-тематический план:

для группы детей 1 года обучения

Тема

Кол-во часов

1

Традиционные занятия северян, изготовление альбомов о жизни северян.

10

2

Семейно-родственные связи ненцев как фактор сохранения народных традиций. ( новорожденный ребенок, ненецкая люлька, её конструкция. Колыбельные песни. Звуки тундры.)

10

3

Национальные виды спорта. Национальные игры и игрушки.

30

4

Любимые сказки детей лесных ненцев.

10

5

Законы и правила, нравоучения, наставления, заповеди старейшин.

5

6

Меткое слово народа. Изготовление альбома народных пословиц и поговорок. Ненецкие пословицы, загадки, поговорки, скороговорки.

6

7

Древняя письменность ненцев.

6

8

Декоративно-прикладное искусство лесных ненцев:

( плетение бисером, деревянные игрушки, вышивка) Изготовление деревянных игрушек, изготовление игольниц, прихваток с использованием национального орнамента.

60

9

Мои верные друзья – олень и собака. Рассказы , сочинения, рисунки.

5

10

Без нарты в тундре не прожить. Рисование нарт, сбор загадок о нартах. Аргиш.

6

11

Природа и человек: изготовление фотоальбома. Птицы и звери тундры.

6

12

Народный календарь ненцев ( осенне-зимний период, весенне-летний период) Сбор ненецких названий месяцев.

6

13

Трудовая деятельность тундровиков

8

14

Подведение итогов: экскурсия по школьному музею. выставка детских работ

3

итого

144

Учебно-тематический план:

для группы детей 2 года обучения

Тема

Кол-во часов

1

Введение

1

2

Знакомство с орудиями труда и приемами народных промыслов.( оленеводство, Рыболовство, охотпромысел.)

21

3

Инструменты для выделки лап и шитья одежды.

2

4

Чум – жилище Народов Севера( установка)

а) летний, зимний

б) транспортировка, хранение.

10

5

Женские украшения: ложные косы, пояса, налобники. Старинные украшение. ( изучение, изготовление)

14

6

Декоративно – прикладное искусство:

а) резьба по дереву.

б) узорная письменность

в) плетение бисером.

18

7

Ознакомление и изучение:

а) традиции и обычаи

б) культовые обряды

12

8

Изучение духовной культуры

А) народный фольклор

Б) произведения поэтов. Писателей , композиторов народов Севера.

20

9

Изучение родословной. Составление генеалогического родового дерева до 4-5 поколения.

15

10

Изучение природы родного края ( животного и растительного мира села Халясавэй, Пуровского района)

18

11

Подведение итогов года. Выставка альбомов, работ воспитанников, участие на празднике  «День Оленевода»  в национальных игрищах.

2

итого

144

Учебно-тематический план:

для группы детей 3 года обучения

Тема

Кол-во часов

1

Введение

1

2

Чум – жилище коренного народа

а) летний, зимний

б) транспортировка, хранение.

в) национальная кухня

г) домашняя утварь

20

3

Технология выделки и пошива:

а) одежды

б) обуви

в) головного убора

20

4

История коренного народа

а) история Пуровского народа

б) история села Халясавэй

20

5

Народное творчество:

а) изучение народного фольклора путем прослушивания и перевода записей устного народного творчества.

б) изучение произведений писателей, поэтов, композиторов народов Севера

10

6

Декоративно – прикладное искусство:

а) резьба по дереву.

б) узорная письменность

в) плетение бисером.

20

7

Ознакомление и изучение:

а) традиции и обычаи

б) культовые обряды

в) народная медицина

20

8

Изучение истории семьи воспитанников «История моей семьи» Оформление стенда , альбомов.

20

9

Организация походов в тундру, экскурсий в школьный музей

10

10

Подведение итогов за год. Выставка работ, альбомов, оформление стендов.

4

итого

144

Литература:

1. Кружковая работа по истории и краеведению/ Сб. статей. сост.М.П.Простов. М.: «Просвещение» 2004г.

2. Методика историко-краеведческй работы в школе.  /Пособие для учителей. Н.С. Борисов,В.В.Дранишников. М:. «Просвещение»2002г.

3. Таёжный круг / под ред. «Северный луч» 2002- 2004г.

4. С.Э. Некляев Поведение учащихся в экстремальных условиях природы

М.: «Владос» 2006г.

5. В.М. Куликов Школа туристских вожатых. М,: «Владос» 2006г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

лесные тропинки таёжных лесов Северо-Запада

Мы с вами живём в зоне средней и южной тайги. Коренными для области являются еловые леса, покрывавшие в прошлом большую часть территории.На Корейском перешейки на песчано-валунных Мы с вами...

"Таёжная тайна" иллюстрированная сказка

Сказка написана в стихотворной форме,где рассказывается о жизни снежного человека Йети.Иллюстрации к данной сказке выполнены ученицей Санниковой Екатерины под руководстком учителя ИЗО Сежинцевой Н.П....

Таёжная зона

На уроке рассматривается географическое положение зоны тайги в России, особенности климата данной ПЗ, даётся характеристика темнохвойных и светлохвойных лесов,  разнообразного растительного и жив...

Методическое пособие по организации учебно-тренировочного семинара "Поисково - спастельные работы в зимних таёжно - горных условиях"

Методическая разработка для  добровольно - поисково спасательных отрядов, педагогов дополнительного образования, учителей ОБЖ.  Обучает правилам поведения в экстремальных ситуациях  для...

Таёжными тропами

          Духовно-нравстенное воспитание было и остаётся приоритетным направлением и задачей образования. Как сформировать духовно-нравстенные ценности у подростк...

Урок географии в 8 классе "Таёжные леса"

Полная красота всякой местности состоит в соединении воды с лесом. Природа так и поступает: реки, ручьи и озера почти всегда обрастают лесом или кустами. Исключения редки. В соединении леса с водою за...

Программа пришкольного лагеря "Щёй кум"(Таёжные люди)

Программа пришкольного лагеря направлена на туристко-этнокультурное воспитание. Данная программа предполагает занятия в течение одной лагерной смены летней оздоровительной кампании с поэтапным накапли...