рабочая программа по истории Мордовии 5 класс. ФГОС
рабочая программа по краеведению (5 класс) на тему

Долгатова Татьяна Анатольевна

рабочая программа по истории Мордовии для 5 класса. ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_ist.mordovii_5_kl.2015-16uch.g.docx63.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Кемлянская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено

на методическом объединении

гуманитарного цикла

протокол №       от _________________

Утверждаю:

Приказ № ____от __________________

Директор ________________Т.П.Шестакова

Согласовано с заместителем директора по УВР ________________________________

Рабочая программа учебного предмета

 История и культура мордовского края

 

5 класс

                                                                 

         Составитель:

                                         Долгатова Татьяна Анатольевна,

                                             учитель истории и обществознания

с. Кемля - 2015г.

Пояснительная  записка

Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Социальные функции исторического знания осознавались и использовались в разных обществах с давних времен до наших дней.

В современной России образование вообще и историческое образование в частности служит важнейшим ресурсом    социально-экономического, политического и культурного  развития общества и его граждан. Начало XXI в. характеризуется динамизмом социальных процессов в стране и мире, широкими информационными контактами в постиндустриальном обществе, глобализацией в различных сферах жизни, частым и тесным взаимодействием представителей различных этнических и социальных групп и др. Все это порождает    новые требования к общему образованию молодого поколения. Речь идет о способностях обучающихся ориентироваться в потоке социальной информации; видеть и творчески решать возникающие проблемы; активно применять в жизни полученные в школе знания и приобретенные умения; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме в широком смысле, в том числе в полиэтнической, поликультурной среде и др. 

Одним из важнейших вопросов современного российского образования является формирование его региональной составляющей.

Рабочая учебная программа по учебному предмету «История и культура мордовского края» для 5 класса составлена на основе авторской  программы по предмету «История и культура мордовского края» автор: авторский коллектив под руководством Н. М. Арсентьева, С.: Издательский центр Историко-социологического института МГУ им. Н. П. Огарёва, 2010 г., Основной образовательной программы ООО школы, реализуется с помощью учебного пособия «Родиноведение. Вводный курс для изучения истории и культуры мордовского края», под редакцией Н. М. Арсентьева. – С.: Издательский центр Историко-социологического института МГУ им. Н. П. Огарёва, 2009 г.

Цель и задачи учебного предмета

Изучение истории и культуры мордовского края в соответствии с современными требованиями к школьному историческому образованию направлено на достижение следующих целей:

-        освоение учащимися знаний о важнейших событиях и процессах истории Мордовии в их взаимосвязи с историей России и хронологической последовательности;

-        овладение элементарными методами исторического познания, навыками работы с историческим источником, исторической картой;

-        воспитание патриотических чувств, уважения к истории и традициям малой Родины, трепетного отношения к историческому и культурному наследию;

-        формирование ценностных ориентации в ходе знакомства с исторически сложившимися этнокультурными, религиозными традициями республики;

-        приобретение умения применять знания о системах социальных норм и ценностей для ориентации в полиэтническом и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии.

Общая характеристика учебного предмета

Преподавание курса истории и культуры Мордовии должно быть основано на нижеприведенных принципах.

        ∙  Необходимо подвести школьников к осознанию тесной взаимосвязи истории Мордовии с российской историей, которая выражается и в том, что события и закономерности общероссийской истории нашли свое отражение в регионе, и в том, что многие уроженцы республики (Никон, Ф. Ушаков, С. Д. Эрьзя и др.) стали неотъемлемой частью политической, военной истории и культурного достояния России. Поэтому особое внимание в программе курса должно быть уделено проблемам геополитического положения Мордовии, ее вхождения в состав единого Российского государства, создания МАССР, места и роли современной Республики Мордовия в российском социально-экономическом, политическом, культурном пространстве.

  • С другой стороны, в ходе изучения предмета следует отразить цивилизационные особенности региона: многонациональную и поликонфессиональную специфику края. Реализации этой задачи способствует социокультурный подход: большое внимание должно быть уделено традициям, религии, мифологии, фольклору народов республики.
  • Историко-культурный компонент в определенной мере должен восполнить недостаток школьного курса истории, выражающийся в дефиците внимания к проблемам духовной культуры. Важно, что этот аспект раскрывается не только тогда, когда речь идет о высших достижениях культуры, но и при изучении повседневной жизни населения, быта, социальных норм.
  • Историко-психологический метод продуктивен в подаче учебного материала, призван помочь детям взглянуть на исторические события, поведение людей прошлого с учетом особенностей психологии людей, этических норм и нравов той эпохи.
  • В то же время современная система ценностей (свобода человека, права личности, ценность человеческой жизни, демократические нормы) является базовой в оценке результатов исторических преобразований, мерилом достижений населения края.
  • С целью избежать схематизации исторических явлений следует формировать у учащихся представление об истории как о живом процессе, особое внимание уделив роли личности в истории, причем не только известного политика, военачальника, деятеля культуры, но и обычного горожанина, крестьянина, дворянина, священника, внесшего свой посильный вклад в историю.
  • Целесообразно использование элементов филологического метода в преподавании истории и культуры Мордовии. Язык является богатым историческим источником: он помогает объяснить происхождение топонимических понятий, в нем скрыта этимология имен и фамилий. Язык исторических текстов позволяет воссоздать живую картину прошлого, отразить колорит эпохи, приблизиться к пониманию представлений, стиля мышления людей прошлого.

• Должное внимание следует уделить исторической географии. Поскольку границы мордовского края исторически изменчивы, а большая часть мордовского населения живет за пределами современной республики, очевидна необходимость изучения географических рамок расселения мордовской диаспоры, анализа современного географического положения Мордовии, его связи с особенностями исторического развития региона.

Опора на вышеназванные базовые исторические принципы позволит реализовать многофакторный подход к изучению истории и культуры мордовского края: раскрыть геополитические, экономические, социально-демографические, религиозные факторы развития региона, а также сформировать у детей представление о сложности, многосторонности любого исторического явления и процесса.

       • Важным дидактическим приемом преподавания курса истории Мордовии в 5 классе является опора на жизненный опыт учащихся. Этому могут помочь составление родословной, изучение происхождения имен и фамилий, судеб предков, летописи школы, биографий улиц и т. д. Необходимо вводить школьников в мир истории через вещно-материальную среду: архитектурные памятники, старинные монеты, семейные фотографии и т. д.

•        Результативным должно стать использование игровых технологий в виде системы творческих заданий (исторические сочинения от первого лица, составление  исторических  карт,  составление  герба своего  рода и т. д.). Главная задача — заинтересовать ребенка, пробудить уважение к прошлому, научить видеть историю в себе, своей семье, предметах быта, названиях улиц, городов.

•        Наглядность обучения — важный дидактический принцип, необходимый в преподавании курса. Карты, схемы, таблицы, иллюстрации должны сопровождать все материалы
учебно-методического комплекса и сам процесс обучения, способствуя лучшему усвоению материала учащимися и облегчая работу учителя.

Вышеназванные исторические и дидактические принципы призваны способствовать реализации и развитию способностей, интересов детей, приобретению ими опыта познания и самопознания, подготовить их к осуществлению выбора образовательной и профессиональной траектории, сформировать общенациональное самосознание, исторический оптимизм, воспитать учащихся в духе толерантности и уважения к истории родного края и России в целом.

Место учебного предмета в учебном плане

Рабочая учебная программа по курсу «История и культура мордовского края» для 5 класса составлена из расчета часов, указанных в предметной области «Общественно-научные предметы» учебного плана МОБУ «Кемлянская СОШ» на 2015-2016 учебный год 17 часов в год / 0,5 часа в неделю из регионального компонента.

Содержание учебного предмета.

п/п

Наименование разделов

Количество часов

1

           Как нужно изучать историю малой родины

2

2

  Откуда наши корни

2

3

 Чем интересна история дома

2

4

 Как и когда появились школы в Мордовии

2

5

 Как возник мой город (село)

2

6

 Как мордовский край стал Республикой Мордовия

7

Раздел I. Как нужно изучать историю малой родины (2 часа).

       Как вести счет времени. Временные отрезки для счета времени: сутки, декады, месяцы, годы. Понятие «лунный год». Особенности лунного календаря татар-мусульман: лунный месяц, месяц зул-хиджжа, 30-летние циклы, перемещение месяцев по временам года.

         Лунный календарь древней мордвы. Мордовские божества Луны (Ков-ава) и Солнца (мокшанский Ши-бас или эрзянский Чи-паз). Месяц (ков) неделя (тарго). Связь календаря и сельского хозяйства: земледелие и скотоводство. Хранители времени – жрецы. Календарно-обрядовые ритуалы (озксы). Четыре исторических периода в предоставлениях древней мордвы. Времена года в древнем мордовском календаре. Новый год у мордвы в древности.  

          Лунно-солнечный славянский календарь: циклы по 12 и 7 лет. Использование лунно-солнечного календаря для вычисления дня Пасхи. Юлианский календарь . название месяцев древних славян, мордвы. григорианский календарь. Старый и новый стили. Понятия: век, тысячелетие, эра. Наша эра. Счет лет со Сотворения мира. Хиджра у мусульман. Названия дней недели у славян.

Откуда мы знаем историю своего края.

Понятие «исторический источник». Группы исторических источников: вещественные, устные, письменные, фото-фоно-, видеодокументы.

           Понятие «вещественный источник». Археология как наука. Следы поселений, могильники на территории мор. Особенности накосников татарок края. Типы браслетов мокшанок и эрзянок. Археологические источники. Особенности гончарных изделий.

          Деньги как исторический источник. Этапы развития денег. Происхождение слов «деньги», «рубль», «ярмак». Древние деньги мордвы, славян, татар. Крупные монетные кладына территории республики.

         Устные исторические источники. Русские пословицы. Мордовские потешки, песни-мифы. Значение устного народного творчествакак хранилища опыта, народной мудрости, сведений о быте, верований, обычаев, праздничных обрядов.

         Виды письменных источников. Материалы для письма. Летопись «Повесть временных лет» о мордве. Описание города Саранска. Музеи, архивы, библиотеки Мордовии.

Откуда наши корни

       Раздел II. Откуда наши корни (2 часа).

         Наука ономастика. Способы давать имя ребенку. Традиции именования у мордвы. Старинные имена. Заимствованные имена наров мордовского края. Влияние религии на традиции именования. Календарные имена. Возрождение традиции именования по святцам. Мода на имена в разные исторические периоды. Наиболее распространенные имена мужские и женские в разные исторические периоды.

         Мода на имена  в разные исторические периоды. Вновь созданные имена в 1920-1930-е гг. заимствование иностранных имен в послевоенные годы.

 Происхождение и значение отчества. Связь отчества с социальным положением именуемого.отчество по матери. Традиция давать отчество у мордвы.

       Происхождение фамилии. Связь фамилии с честью рода. Образование фамилий народов республики. Знаменитые фамилии Мордовии. Имена, отчества, фамилии как часть истории края. Отражение в именах веры, занятий, традиций, чувства прекрасного народов края.

Откуда происходит мой род.

      Понятия «семья», «род», «родословная», «генеология». Значение родословной в прошлом. Правила составления «древа жизни» (родословной). Появление родословных в России. Правила составления «древа жизни». Родословная Румянцевых.

      Понятия «герб», «герольд», «геральдика». Значение различных символов на гербах. Связь истории рода Ушаковых с историей мордовского края.

         Два понятия значения «династия». Знаменитые династии Мордовии. История отдельного человека, семьи, рода как составляющая истории республики, страны.

Раздел III. Чем интересна история дома (2 часа).

      Древние жилища на территории края: пещеры, землянки, бревенчатые дома. Наиболее распространенные материалы для строительства домов. Устройство древнего жилища. Старинные способы застекления окон (слюдовые окна) и лучина.

       Славянские и мордовские божества дома: домовой, Куд-ава, Куд-атя. Обычаи и обряды, связанные с постройкой дома.

       Появление каменного строительства в крае. Устройство каменного дома. Общие черты жилых построек мордвы, русских, татар. Особенности строений разных народов. Старинные способы запирать дом. Современные технические новшества многоэтажных домов. Взаимосвязь истории семьи, дома, малой родины.

О чем могут рассказать вещи

       Понятие «быт». Связь быта, вкуса, уровня культуры, занятий, национальных хозяев. Старинные предметы мебели. Значение «красного угла» в старину. Книги и их место в доме.

Значение одежды в древности. Национальная мордовская одежда. Русская одежда.

       Правила оформления и ношения головных уборов народов республики. Отличия головных уборов девушек и женщин. Традиции изготовления и украшения обуви в старину. Женские и мужские украшения народов края.               Посуда как воплощение традиций народов края. Материалы для изготовления посуды. Старинные столовые приборы. История вилки. Украшения посуды. Отражение традиций и национальной эстетики в быту.

Раздел IV. Как и когда появились школы в Мордовии (2 часа).

       Традиции обучения у древней мордвы. Появление школ при церквах и монастырях мордовского края. Особенности церковных и монастырских школ.

        Школы в дворянских имениях края. Школа графа Румянцева в с. Чеберчено. Духовные училища второй половины XIX века. Просветители мордвы Н.И. Ильминский, И.Н. Ульянов, М.Е. Евсевьев, А.Ф. Юртов и другие. Первые учителя из мордвы.

Уровень грамотности населения края в конце XIX в. Мужские и женские гимназии и прогимназии в городах Мордовии. Начальные школы татарского населения - мектебе. Особенности обучения и воспитания в этих школах.

        Появление церковно-приходских школ в регионе, их различия.

        Образование в советский период. Развитие средней школы. Образование в годы ВОВ. Нехватка учителей., госпитали в здании школ.

       Современные школы Мордовии. Школа как образовательное, воспитательное, социальное и культурное учреждение.

Чем отличаются письмо и счет народов мордовского края

        Древние способы счета. Связь математики с хозяйственными нуждами, деньгами. Древнеславянская письменность. Кирилл и Мефодий.  Материалы для письма: пергамент, береста. Появление книгопечатания: Иван Федоров.

         Пиктографические и цифровые знаки древней мордвы. Образцы древнемордовской письменности. Числа в мордовских загадках.

Древняя письменность татар -  руника. Татарский алфавит на основе арабской графики – иске имля. Латинская графика в основе нового  татарского алфавита – яналифа. Татарский алфавит на базе кириллицы. Письмо и счет как важная часть культуры народа.

Раздел V. Как возник  мой город (мое село) (2 часа).

       Понятие «город»». Древние города восточных славян. Понятия: посад, кремль, острог. Происхождение городов-крепостей Мордовии. Города Мордовии как оборонительные сооружения. Обязанности воеводы. Превращение городов в торгово-ремесленные центры.

       Старейший город Мордовии – Темников. Строительство Саранска. Отряды С. Разина  и Пугачева в Саранске. Интересные факты из истории Инсара.Рузаевка как крупный железнодорожный узел. Ковылкино: история образования. Краснослободск - город-крепость. Необходимость знать и сохранять историю и культуру родного города.

       Понятие «село», «деревня», их различия. История знаменитых сел Мордовии Современное состояние сел республики: количество населенных пунктов, численность сельского населения. Производство в сельской местности Мордовии.

      Раздел VI. Как мордовский край стал Республикой Мордовия (7 часов).

Происхождение названия «мордва». Иранский след происхождения этнонима. Сведения о мордве у историков и путешественников.

     Появление первых людей на территории нашего края. Подчинение в 17-11вв мордвы частям Древнерусским государствам, Хазарией и Волжской Булгарией. Нападение монголо-татар в 13 в.вхождение мордовских земель в состав Российского государства. Мирное и взаимовыгодное соседство народов на территории мордовского края.

  Создание в 1928 г. Мордовского округа – первая ступенька к консолидации мордвы. Мордовская автономная область. Преобразование 10 января 1930г. Мордовского округа в Мордовскую автономную область. Переименование  в 1934 г. МАО в МАССР. Получение в 1934 г. нашей республикой своего герба и флага. Переименование  в 1990 г. МАССР в Мордовскую Советскую Социалистическую Республику. 1994 г – Республика Мордовия. Принятие в сент. 1995 г.  Конституции РМ. Избрание Конституционным собранием Главой Мордовии Н.И. Меркушкина. Начало проведения в Республике Мордовия в августе 2006 г. торжественных мероприятий, посвященных тысячелетию единения мордовского народа с народами Российского государства.

Появление первых людей в междуречье Мокши и Суры в 8-6 тыс. до н.э. Расселение мордвы до 13 в. на территории между Окой на Западе и Сурой на Востоке. Крупные села с преимущественно мордовским населением: Алово, Атяшево, Ичалки, Старое Шайгово, Перхляй, Кочкурово. Доля мордвы в общей численности населения Республики Мордовия. Народы, родственные мордовскому.

   Прослеживание контактов славян и мордвы с середины 1 тыс. н.э. усиление притока русских в 15-17 вв. в связи со строительством оборонительных черт на границах государства. Рост численности русского населения из-за перевода помещиками на полученные земли своих крепостных крестьян. Крупные населенные пункты с преимущественно русскими жителями: Большие Березники, Инсар, Кемля, Ромоданово.

Татары -  третий по численности народ Мордовии. Заселение ими Поволжья впериод монголо-татарских завоеваний в 13 в. Численность татар в Республике Мордовия.

 Языки народов, проживающих на территории РМ. Мокшанский и эрзянский языки мордвы. место мордовских языков в уральской языковой семье. Татарский язык как один из тюркских языков. Русский язык среди славянских языков индоевропейской языковой семьи. Русский язык как язык межнационального общения мордвы, русских и татар в РМ.

Чем богат духовный мир народов Мордовии

 Религии людей, живущих в нашей республике. Христианство и мусульманство как самые распространенные религии Мордовии. Язычество древней мордвы и славян. Язычники. Поклонение множеству богов, олицетворяющих собой силы природы, как суть язычества. Богини мордвы. начало христианизации мордвы после вхождения в состав Российского государства.

 Православное христианство – самая распространенная религия в РМ. Зарождение христианства в первые века нашей эры. Библия. Верования христиан в Иисуса Христа.

Ислам – вторая по числу последователей религия на территории Мордовии. Коран.

 Зарождение традиции и обряды мордвы в глубокой древности. Празднование населением Нового года., Масленицы, Пасхи, проведение накануне .Рождества колядований. Большой трехдневный праздник велень озкс – сельское моление. Сабантуй. Его возникновение.

 Развитие в РМ широкой сети учреждений образования. Вузы Мордовии.  Библиотеки, клубные учреждения, музеи и театры. Роль в приобщении населения к духовным ценностям Государственной телевизионной и радиовещательной компании «Мордовия».

Для чего нужно знать герб, флаг, гимн своей республики

 Государственные символы. Появление в 1934 г. первого государственного герба республики. Элементы государственного герба Республики Мордовия.

Принятие в 1934 г. первого государственного флага Мордовской Автономной Советской Социалистической Республики.

 Принятие в 1995 г. Гимна РМ.

Чем славится столица моей родины

Основание Саранска как крепости-острога в 1641 г. Самоназвание крепости от названия речки Саранки, на берегу которой она строилась. Превращение Саранска в уездный город в 1651 г. принадлежность Саранска к Азовской, Казанской, а затем к Пензенской губернии. Современный Саранск как крупный промышленный, культурный и научный центр нашего края.

Столица Мордовии как университетский город. Открытие первого вуза в Саранске в 1931 г.  Мордовский государственный университиет им. Н.П. Огарева. Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева.

 Саранск - центр культурной жизни Мордовии. Музеи, театры, библиотеки. Место храмов в культурном облике Саранска. Памятники Саранска.

Саранск –самый благоустроенный город России.

Богатство природы как достопримечательность Республики Мордовия.  Мордовский государственный заповедник им. П.Г. Смидовича, Национальный парк «Смольный». Реки Сивинь, Мокша, Сура.

 Историко-культурные памятники РМ. Достопримечательности Мордовии в виде скульптурных композиций, посвященных знаменитым людям или историческим событиям.

Мордовский республиканский музей им. С.Д. Эрьзи.

Знаменитые земляки. Знаменитые спортсмены Мордовии, завоевавшие награды на Олимпийских и играх.

Повторительно-обобщающий урок.


Планируемые результаты обучения

Личностные:

  •  осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
  •  освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
  •  осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
  •  понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные:

  •  способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
  •  владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
  •  способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
  •  готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные:

ученик научится:

•  локализовать  во  времени  общие  рамки  и  события  этапов становления и развития Мордовии; соотносить хронологию истории Мордовии, Руси и всеобщей истории;

•  использовать историческую карту как источник информации о территории,

об экономических и культурных центрах Мордовии, о направлениях  крупнейших  передвижений  людей  –  походов,  завоеваний, колонизаций и др.;

•  проводить  поиск  информации  в  исторических  текстах,  материальных

исторических памятниках истории Мордовии;

•  составлять  описание  образа  жизни  различных  групп  населения в Мордовии, на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях в истории Мордовии;

•  раскрывать  характерные,  существенные  черты:  а) экономических  и

социальных отношений и политического строя в Мордовии, на Руси и в других государствах;

б) ценностей,  господствовавших  в  мордовском  обществе,  религиозных

воззрений, представлений человека о мире;

•  объяснять  причины  и  следствия  ключевых  событий  региональной, отечественной  и всеобщей истории;

•  сопоставлять  развитие  Мордовии, Руси  и  других  стран  в изучаемый период;

•  давать оценку событиям и личностям региональной, отечественной и всеобщей истории.

Ученик  получит возможность научиться:

•  давать  сопоставительную  характеристику  политического  устройства

государств (Мордовия, Русь, Запад, Восток);

•  сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в

них общее и различия;

•  составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы

описания памятников культуры Мордовии, Руси и других стран, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение.


Календарно – тематическое планирование учебного предмета.

п/п

Наименование разделов и тем

Количество

 часов

Дата проведения

Характеристика основных видов учебной деятельности учащихся

Планируемая

Фактическая

1

Как нужно изучать историю малой родины

2

1.1

Как вести счет времени

1

Научатся вести счет времени. Узнают понятия «до н.э.» и «н.э.». Получат возможность научиться: работать с лентой времени, выполнять практические задачи. Познавательная: устанавливает причинно-следственные связи и зависимости между объектами.

Коммуникативные: оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнера, вступают в коллективное учебное сотрудничество. Регулятивные: умеют оценивать свою работу на уроке, анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности. Осознают свою идентичность как гражданина страны, члены семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности.

1.2

Откуда мы знаем историю своего края

1

Научатся определять кто такие мордва. Получат возможность научиться показывать на исторической карте территории расселения народов, описывать памятники культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели, анализируют вопросы, формулируют ответы Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, обмениваются мнениями, понимают позиции партнера Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, самостоятельно выделяют и формулируют цель, составляют план последовательности действий

Осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений

2

Откуда наши корни.

2

2.1

Почему меня так зовут

1

Научатся определять понятия: племя, старейшина, совет старейшин. Получат возможность научиться: показывать на исторической карте территории расселения народов, описывать памятники культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника.

Познавательные: овладеют целостными представлениями об историческом пути человечества, привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия, обмениваются мнениями. Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала.

Осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений

2.2

Откуда происходит мой род

1

Научатся изучать историю своей семьи, определять ее функции, охарактеризовать семейно-правовые отношения. Получат возможность научиться составлять генеалогическое древо, работа с текстом учебника, анализировать таблицы, решать логические задачи, высказывать собственное мнение, суждение.

Познавательные: сопоставляют схемы и текстовую информацию, устанавливают закономерности, делают выводы. Коммуникативные: сотрудничаю с товарищами при выполнении заданий, задают вопросы с целью получения нужной информации. Регулятивные: оценивают свою работу на уроке, анализируют свое эмоциональное состояние.

Осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений

3

Чем интересна история дома

2

3.1

Каким бывают жилище

1

Научатся изучать историю своей семьи, историю происхождения зданий. Получат возможность научиться работать с текстом учебника, анализировать таблицы, решать логические задачи, высказывать собственное мнение, суждение.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия, обмениваются мнениями, слушают друг друга. Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения результатов, осуществляют самостоятельный контроль в своей деятельности.

Осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений

3.2

О чем могут рассказать вещи

1

Научатся изучать историю вещей. Получат возможность научиться работать с текстом учебника, анализировать таблицы, решать логические задачи, высказывать собственное мнение, суждение.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели, анализируют вопросы, формулируют ответы Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, обмениваются мнениями, понимают позиции партнера Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, самостоятельно выделяют и формулируют цель, составляют план последовательности действий

Осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений

4

Как и когда появились школы в Мордовии

2

4.1

Как появились школы на территории нашего края

1

Научатся изучать историю своего края. Получат возможность научиться работать с текстом учебника, анализировать таблицы, решать логические задачи, высказывать собственное мнение, суждение.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели, анализируют вопросы, формулируют ответы Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, обмениваются мнениями, понимают позиции партнера Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, самостоятельно выделяют и формулируют цель, составляют план последовательности действий

Осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений

4.2

Чем отличаются письмо и счет народов мордовского края

1

Научатся изучать историю своего края. Определять понятия: счет, письмо. Получат возможность научиться работать с текстом учебника, анализировать таблицы, решать логические задачи, высказывать собственное мнение, суждение.

Познавательные: сопоставляют схемы и текстовую информацию, устанавливают закономерности, делают выводы. Коммуникативные: сотрудничаю с товарищами при выполнении заданий, задают вопросы с целью получения нужной информации. Регулятивные: оценивают свою работу на уроке, анализируют свое эмоциональное состояние.

Осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений

5

Как возник мой город (мое село)

2

5.1

Как и когда появились города мордовского края

1

Научатся изучать историю своего края. Получат возможность научиться работать с текстом учебника, анализировать таблицы, решать логические задачи, высказывать собственное мнение, суждение.

Познавательные: овладеют целостными представлениями об историческом пути человечества, привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия, обмениваются мнениями. Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала

Осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений

5.2

Чем знамениты села нашей республики

1

Научатся изучать историю своего края. Получат возможность научиться работать с текстом учебника, анализировать таблицы, решать логические задачи, высказывать собственное мнение, суждение.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели, анализируют вопросы, формулируют ответы Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, обмениваются мнениями, понимают позиции партнера Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, самостоятельно выделяют и формулируют цель, составляют план последовательности действий

Осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений

6

Как мордовский край стал Республикой Мордовия

7

6.1

Почему моя республика называется Мордовией

1

Научатся изучать историю своего края. Получат возможность научиться работать с текстом учебника, анализировать таблицы, решать логические задачи, высказывать собственное мнение, суждение.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели, анализируют вопросы, формулируют ответы Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, обмениваются мнениями, понимают позиции партнера Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, самостоятельно выделяют и формулируют цель, составляют план последовательности действий

Осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений

6.2

Какие народы живут в нашей республике

1

Научатся изучать историю своего края. Получат возможность научиться работать с текстом учебника, анализировать таблицы, решать логические задачи, высказывать собственное мнение, суждение.

Познавательные: овладеют целостными представлениями об историческом пути человечества, привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия, обмениваются мнениями. Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала

Осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений

6.3

Чем богат духовный мир народов Мордовии

1

Научатся изучать историю своего края. Получат возможность научиться работать с текстом учебника, анализировать таблицы, решать логические задачи, высказывать собственное мнение, суждение.

Осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели, анализируют вопросы, формулируют ответы Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, обмениваются мнениями, понимают позиции партнера Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, самостоятельно выделяют и формулируют цель, составляют план последовательности действий

6.4

Для чего нам нужно знать герб, флаг, гимн, своей республики

1

Научатся изучать историю своего края. Получат возможность научиться работать с текстом учебника, анализировать таблицы, решать логические задачи, высказывать собственное мнение, суждение. Осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений

Познавательные: сопоставляют схемы и текстовую информацию, устанавливают закономерности, делают выводы. Коммуникативные: сотрудничаю с товарищами при выполнении заданий, задают вопросы с целью получения нужной информации. Регулятивные: оценивают свою работу на уроке, анализируют свое эмоциональное состояние

6.5

Чем славится столица нашей родины

1

Научатся изучать историю своего края. Получат возможность научиться работать с текстом учебника, анализировать таблицы, решать логические задачи, высказывать собственное мнение, суждение.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели, анализируют вопросы, формулируют ответы Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, обмениваются мнениями, понимают позиции партнера Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, самостоятельно выделяют и формулируют цель, составляют план последовательности действий

Осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений

6.6

Какими достопримечательностями гордятся жители нашей республики

1

Научатся изучать историю своего края. Получат возможность научиться работать с текстом учебника, анализировать таблицы, решать логические задачи, высказывать собственное мнение, суждение. Осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений

Познавательные: овладеют целостными представлениями об историческом пути человечества, привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия, обмениваются мнениями. Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала.

6.7

Родиноведение. Повторительно-обобщающий урок.

1

Научатся обобщать знания по истории своего края. Получат возможность научиться работать с тестом, документами, терминами.

Познавательные: сопоставляют схемы и текстовую информацию, устанавливают закономерности, делают выводы. Коммуникативные: сотрудничаю с товарищами при выполнении заданий, задают вопросы с целью получения нужной информации. Регулятивные: оценивают свою работу на уроке, анализируют свое эмоциональное состояние.

Осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений


Учебно-методическое обеспечение учебного процесса.

Наименование объектов, средств.

Количество

Примечания

Библиотечный фонд

Учебное пособие «Родиноведение», под редакцией Н. М. Арсентьева. – С.: Издательский центр Историко-социологического института МГУ им. Н. П. Огарёва, 2009 г.

к

Печатные пособия

Мартьянов В. Н. Мордовская народная вышивка. — Саранск, 1991.

д

Мартьянов В. Н. Памятники прикладного искусства мордвы. -Саранск, 1971.

д

Мокшин Н. Ф. Материальная культура мордвы. — Саранск, 2002.

д

Заварюхин Н. В. Очерки по истории мордовского края периода феодализма. — Саранск, 1993.

д

История и культура мордовского края. — Саранск, 2008.

д

Корнишина Г. А. Традиционные обычаи и обряды мордвы. -Саранск, 2000.

д

Корнишина Г. А. Экологические воззрения мордвы (религиозно-обрядовый аспект). - Саранск, 2008.

д

Вихляев В. И. Древнейшая мордва. — Саранск, 2004.

д

Вихляев В. И. Происхождение двернемордовской культуры. -Саранск, 2000.

д

Гришаков В. В. Население верховьев Мокши и Суры накануне средневековья. — Саранск, 2005.

д

Мордва. Очерки по истории, этнографии и культуре мордовского народа, — Саранск, 2004

д

Воронин И. Д. Достопримечательности Мордовии. – Саранск, 1982.

д

Материально-техническое обеспечение учебного процесса.

Наименование объектов, средств  материально-технического обеспечения

Количество

Примечания

Техническое обеспечение

Мультимедийный проектор

д

Персональный компьютер

д

Принтер+сканер+ксерокс – 3 в 1

д

Телевизор

д

Видеомагнитофон

д

Аудимагнитофон

д

Материальное обеспечение

Карта настенная: Европа в 6-8 века.

д

Карта настенная:  Европа в 9 – 11 века.

д

Карта настенная:  Византия и Славяне.

д

Иллюстрации.

д

Тесты тематические

п

Список источников.

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
  2. Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 01.12.2011, регистрационный номер 19644).
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ от 06.10.2009.№373 Минобрнауки России, зарегистрирован в Минюсте России 22.12.09 г., рег № 17785).
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ от 17.12.2010.№1897 Минобрнауки России, зарегистрирован в Минюсте России 01.02.2011 г., рег № 19644).
  5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения/ Основная  школа. - М.: Просвещение, 2010.
  6. Профессиональный стандарт педагога /Утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н.
  7. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников. Приказ Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников"
  8. СанПиН 2.4.2. 2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".
  9. Приказ Минобрнауки России от 31 марта  2014 г. № 253"Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015/2016 учебный год".
  10. Приказ №1559 от 8 декабря 2014 г. «О внесении изменений в порядок формирования Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию начального общего, основного общего, среднего общего образования…»
  11. Приказ Минобрнауки России  «Об утверждении Федерального перечня примерных программ, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2015/2016 учебный год.
  12. Фундаментальное ядро содержания общего образования/ под. ред. В.В.Козлова, А.М. Кондакова. - М.: Просвещение, 2008.
  13. Сборник нормативных документов «Истории» М.: Дрофа, 2013г
  14. Авторская  программа по предмету «История и культура мордовского края»  авторы: Н. М. Арсентьев и авторский коллектив. -  С.: Издательский центр Историко-социологического института МГУ им. Н. П. Огарёва, 2010г.
  15. Асмолов, А.Г., Коробанова, О.А. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: От действия к мысли. Система заданий. - М.: Просвещение, 2008.
  16. Воронцов, А.Б. И др. Проектная деятельность в основной и старшей школе. - М.: Просвещение, 2008.
  17. Учебное пособие «История и культура мордовского края с Древнейших времён до 17 века», под редакцией Н. М. Арсентьева. – С.: Издательский центр Историко-социологического института МГУ им. Н. П. Огарёва, 2009 г.

Интернет-ресурсы

  1.  http://standart.edu.ru [Сайт Федерального Государственного образовательного стандарта];
  2.  http://school-collection.edu.ru [Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов];
  3. http://pedsovet.su [Сайт сообщества взаимопомощи учителей];
  4.  http://festival.1september.ru [Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»];
  5. http://bibliofond.ru[Электронная библиотека «Библиофонд»];
  6. http://www.examen.ru[Сайт «Экзамен.ru»];
  7.  http://nsportal.ru[Портал проекта для одаренных детей «Алые паруса»];
  8.  http://videouroki.net[Портал «Видеоуроки в сети Интернет»];
  9.  www.pedakademy.ru[Сайт «Педагогическая академия»];
  10.  http://metodsovet.su[Методический портал учителя «Методсовет»];
  11.  www.rusolymp.ru [Сайт Всероссийской олимпиады школьников по предметам];
  12. http://www.mioo.ru[Сайт Московского института открытого образования];
  13. http://www.uchportal.ru[Учительский портал];
  14.  http://www.методкабинет.рф[Всероссийский педагогический портал «Методкабинет. РФ»];
  15.  http://indigo-mir.ru[Сайт Центра дистанционного творчества];
  16.  http://www.pandia.ru[Портал «Энциклопедия знаний»];
  17. http://pedsovet.org[Всероссийский интернет-педсовет];
  18.  http://www.drofa.ru[Сайт издательства «Дрофа»];
  19.  http://www.fipi.ru[Сайт Федерального института педагогических измерений];
  20.  http://easyen.ru[Современный учительский портал];
  21. http://www.openclass.ru[Сетевое образовательное сообщество «Открытый класс»];
  22.  http://wiki.iteach.ru [Сайт кампании «Интел»];
  23.  http://www.schoolpress.ru[Портал «Школьная пресса»];
  24.  http://window.edu.ru[Единое окно доступа к образовательным ресурсам];
  25. http://www.moluch.ru[Сайт журнала «Молодой ученый»];
  26. http://ant-m.ucoz.ru/ -  "Виртуальный кабинет истории и обществознания".  
  27. http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории 5 класс (ФГОС)

Содержание учебного курса по истории 5 класса (ФГОС)...

Рабочая программа по истории 5 класс ФГОС

Данная рабочая программа к учебнику  Ф.А. Михайловского будет опробирована в 2015 году. Прошу коллег дать оценку. указать на недостатки....

Рабочая программа по истории 6 класса ФГОС

Рабочая программа по истории для 6 класса в соответствии с новыми общеобразовательными стандартами....

рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС)

рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС)...

рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС)

рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС)...

Рабочая программа по истории 6 класс (ФГОС) с КТП

Данная рабочая программа  по истории за 6 класс составлена со всеми требованиями ФГОС.Она включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирвание по Истории России до конца XV...

Рабочая программа по истории 6 класс ФГОС

Рабочая программа по истории 6 класс ФГОС: подробная пояснительная записка, календарно-тематическое планирование с описанием УУД...