ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Горбоносовой Анны
творческая работа учащихся по краеведению (7 класс) на тему

Что такое дневник? Дневник - это один из наиболее демократичных литературных жанров. Ведение дневника доступно каждому грамотному человеку, и польза, приносимая им, огромна.

Писательские дневники - это записи, имеющие форму подневных, ведущиеся на протяжении некоторого времени. В них соблюдаются внешние признаки дневникового повествования – датированность, периодичность ведения; автором приводятся документальные свидетельства, разговоры людей, выдержки из писем, собственные наблюдения; мало описаний внутренних переживаний, т.е. преобладает фиксация внешних событий. Так, например, М.М. Пришвин вёл дневник всю жизнь. Он был убеждён, что, если собрать все записи в один том, получилась бы книга, ради которой он и родился.

Военные дневники отличаются тем, что не только являются историческим источником, отбирают отдельные факты и детали, они дают полную картину переживаний и внутренней трагедии человека. Несомненно, военный дневник публицистичен по отношению к действительности и подчинён определенной авторской идее. Этой цели  служат приводимые автором документальные свидетельства, фрагменты разговора людей, выдержки из писем и собственные наблюдения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_rabota.docx32.96 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Баевская средняя общеобразовательная школа

Баевского района Алтайского края»

Окружной конкурс учебно-исследовательских работ по гуманитарному направлению  в номинации «Литературоведение»

Исследовательская работа

Категория пространства и времени

в дневниках военных лет

К. Симонова и В. И. Немилостива

                                                        

                                                               

                                                                     Выполнила учащаяся 7б класса

                                                                                Горбоносова Анна

                                                                      Руководитель: учитель  русского

языка и литературы

                                                                            Азарова Алла Анатольевна

                                           Баево 2015

   

 Глава 1.1. Степень изученности темы исследования  

Что такое дневник? Дневник - это один из наиболее демократичных литературных жанров. Ведение дневника доступно каждому грамотному человеку, и польза, приносимая им, огромна.

Писательские дневники - это записи, имеющие форму подневных, ведущиеся на протяжении некоторого времени. В них соблюдаются внешние признаки дневникового повествования – датированность, периодичность ведения; автором приводятся документальные свидетельства, разговоры людей, выдержки из писем, собственные наблюдения; мало описаний внутренних переживаний, т.е. преобладает фиксация внешних событий. Так, например, М.М. Пришвин вёл дневник всю жизнь. Он был убеждён, что, если собрать все записи в один том, получилась бы книга, ради которой он и родился. 

Военные дневники отличаются тем, что не только являются историческим источником, отбирают отдельные факты и детали, они дают полную картину переживаний и внутренней трагедии человека. Несомненно, военный дневник публицистичен по отношению к действительности и подчинён определенной авторской идее. Этой цели  служат приводимые автором документальные свидетельства, фрагменты разговора людей, выдержки из писем и собственные наблюдения.

Есть контраст между писательскими, бытовыми дневниками ,скажем, Л .Н. Толстого  и дневниками военными  В.И. Немилостива и К.М. Симонова, Эти люди вели записи в то тяжкое и решающее для нас время. Война стала для всех огромной бедой, горем, в ходе которой гибли люди, огромное количество людей, было затрачено невероятно много сил.

Но  если дневник ,как жанр, «прижился» в литературе достаточно давно с конца 16 –го начала 17 века , то хронотоп данного жанра практически не изучен, как  и  жанра военного дневника. Проблема хронотопа является одной из центральных и наиболее интересных в современном литературоведении. Ее исследованием занимаются ведущие отечественные и зарубежные ученые. Изучению категории хронотопа посвящены труды М.М. Бахтина, Б.А. Успенского, Ю.М. Лотмана, А.Б. Есина, В.Е. Хализева, А.И. Ковтун, Л.Г. Бабенко, Т.Х. Керимова, У. Эко, Б.К. Майтанова, Ш.Р. Елеукенова, В.В. Савельевой и др. В своих работах они раскрывают роль, значение и функции времени-пространства в структуре художественного целого [2, с. 6-9]. Хронотоп несет в себе жанрообразующую и сюжетообразующую функции. Он укрепляет внутренние закономерности произведения. Через ворота хронотопов, как отмечает М.М. Бахтин, известный русский философ и литературовед, начавший первым использовать данный термин по отношению к художественному творчеству, совершается вхождение личности в мир словесного искусства [3, с. 235]. Хронотоп способствует более глубокому постижению внутреннего мира людей. Данная категория передает систему взаимоотношений человека с окружающей действительностью.

В дневниках Симонова и Немилостива используется категория исторического и календарного времени. Историческое – это война, календарное – день, ночь, утро, вечер. Пространство - это движение и неподвижность, 4 года «как долгая ночь».

               Глава 1.2. Константин Михайлович Симонов (1915-1979 гг.)

Константин (Кирилл) Симонов родился 15 (28) ноября 1915 года в Петрограде. Своего отца так и не увидел: тот пропал без вести на фронте в Первую мировую войну.  Мальчика воспитал отчим, военный, поэтому детство Константина прошло в военных городках. После окончания школы учился в училище, работал токарем. В 1938 году Константин Симонов закончил Литературный институт имени А.М. Горького. К этому времени он уже написал несколько больших произведений. В 1939 году окончательно меняет имя и вместо родного Кирилл берёт псевдоним Константин Симонов. Причина — в особенностях дикции и артикуляции Симонова. Псевдоним становится литературным фактом, и вскоре поэт Константин Симонов приобретает всесоюзную популярность.

С началом войны был призван в армию, работал в газете «Боевое знамя». В 1942 году ему было присвоено звание старшего батальонного комиссара, в 1943 году — звание подполковника, а после войны — полковника. Большая часть его военных корреспонденций публиковалась в «Красной звезде». В годы войны написал пьесы «Русские люди», «Жди меня», «Так и будет», повесть «Дни и ночи», две книги стихов «С тобой и без тебя» и «Война».

Как военный корреспондент К.М. Симонов побывал на всех фронтах, прошёл по землям Румынии, Болгарии, Югославии, Польши и Германии, был свидетелем последних боёв за Берлин. После войны появились его сборники очерков «Письма из Чехословакии», «Славянская дружба», «Югославская тетрадь», «От Чёрного до Баренцева моря. Записки военного корреспондента».

О своих военных дневниках он писал позднее: «… это дневники писателя, своими глазами видевшего какую-то частицу событий Великой Отечественной войны. События эти были необъятно огромны, а круг моих личных наблюдений весьма ограничен, и я достаточно хорошо понимаю это, чтобы не претендовать на их полноту.

Наиболее подробные записи связаны у меня с началом и концом войны, с сорок первым и сорок пятым годами. Важность дневниковых записей я понимал, а вести их систематически порой не хватало времени. В промежутках между фронтовыми поездками и корреспондентской работой я написал за те годы две книги стихов, три пьесы и повесть «Дни и ночи». Успевая одно — не успевал другого. И дело было не только в недостатке времени, а в недостатке душевных сил».[3 c. 1-2].

            Глава 1.3. Венедикт Илларионович  Немилостив (1923-2011 гг.)

Венедикт Илларионович Немилостив родился 28 марта 1923 года в с. Усть-Мосиха Ребрихинского района Западно-Сибирского края в семье потомственного крестьянина. Родители его – уроженцы Городецкого уезда Винницкой губернии. Разорившись после неоднократных переделов земли, родители покинули украинскую землю и в поисках лучшей доли переселились в Сибирь. Здесь они крепко встали на ноги, Приобрели сельскохозяйственный инвентарь, обрабатывали 40 десятин земли. В 1929 году отец Венедикта Илларионовича был лишен избирательных прав за эксплуатацию сельскохозяйственных машин и наемного труда, а в 1931 году был признан кулаком семью Немилостивых выслали на спецпоселение в Томскую область.

Венедикт Илларионович с 1932 по 1941 годы учился в школе, окончил 8 классов. Познал все лишения ссыльного: голод, бесправие. унижение. С учета спецпоселения был снят 15 июля 1941 года.

В армию В.И. Немилостива призвали 2 мая 1942 года. С августа 1942 года участвовал в боевых действиях на передовой в составе 1093 стрелкового полка 16 армии. В сентябре того же года, в связи с потерями личного состава был переведен в 234 лыжный полк рядовым минометчиком.

После ранения в марте 1943 года попал в минометную роту наводчиком миномета 50-го отдельного мотоциклетного полка, входившего в состав третьей танковой армии.

Победу Венедикт Илларионович встретил в Праге. Был награжден боевыми наградами: медалями «За отвагу», орденом «Слава III степени», «За победу над Германией», «За взятие Берлина», «За освобождение Праги».

После войны, до 1947 года, В.И. Немилостив продолжал военную службу сначала в Австрии, затем был переведен в г. Челябинск.

Вернувшись домой, он учился в Томском учетно-кредитном техникуме, по окончании которого был распределен в Алтайский край. С мая 1956 года Венедикт Илларионович переехал в Баевский район, работал руководителем кредитной группы Госбанка, а с 1957 года – управляющим. 27 лет В.И. Немилостив проработал в Баевском отделении Госбанка.

Всю жизнь В.И. Немилостив занимался активной общественной работой: избирался депутатом, возглавлял ревизионную комиссию, был секретарем парторганизации и являлся активным селькором районной газеты [5 c. 1-3].

Война в записях В.И. Немилостива - это ночь. Это очень трудные дни. «Жизнь людей только тогда осознаётся, когда живёшь не для самого себя, целых три года я не знал, что будет завтра. Прожить 20 с лишним лет и не увидеть никаких намёков на будущее… Я живу и чувствую свою силу. Война подходит к концу, нужно строить счастливое будущее моего народа, который первый смог пробить вековую дверь, которая закрывала поток народный в счастливое будущее» - писал  В.И. Немилостив в своих дневниках. А позднее: «На войне все страшно. Страшно подниматься в атаку не только в первый, но хоть и в сотый раз. Покинешь траншею, а в тебя целится враг, кругом падают люди, с губ раненых и умирающих сыплются проклятия, визг мин, разрывы гранат, подлетит осколок – мгновение, и тебя уже нет…». [6 c. 24].

                                   

Глава 1.4. «Окопное» пространство человека на войне.

К.М. Симонов и В.И. Немилостив - оба участники Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., оба  вели дневники, но Симонов писал с позиции писателя, корреспондента, а Немилостив был в качестве солдата. Из их жизни на войне я взяла один год – с июля 1944 года по 1945 год, так как дневники В.И. Немилостива начинаются с этого времени. Исследовав дневниковые записи, я выявила следующую закономерность: и Симонов, и Немилостив  используют глаголы прошедшего времени в настоящем Например, в дневниковых записях за 1944 год использовано 246 глаголов прошедшего в настоящем времени: бились, пришли, падали, ходили, взяли, переживали, а в 1945 году - ждали, надеялись, верили, победили, что означает статичность и одновременно завершенность действия, замкнутое «внешнее» пространство-пространство войны.  Но каково было моё удивление, когда я выявила, что у Симонова повторяются эти же глаголы! Только у Немилостива,  глаголов прошедшего в настоящем времени больше, но это и понятно, он ведь непосредственный участник войны. Имена существительные дают оценку чувствам и переживаниям человека и характеризуют его внутреннее пространство.

1944год.  «Внешнее» пространство  поглощает как бы человека, он внутри него со своей болью, тоской, страхом. 1945год пространство войны постепенно сжимается до размеров памяти , а «внутреннее»-человеческое выходит на первый план : победа, радость , мир, дом…

. Пространство

 27.09.1944

27.09.1945

                                                         Глава 3. Время.      

«Окопное» время человека на войне.

хронотоп

К.Симонов (корреспондент)

В.Немилостив (солдат)

время

Разные это были дни и солнечные, и дождли-вые, 4 года, как одна долгая, долгая ночь и долгий, долгий день…

И разные это были дни – и пасмурные, и солнечные, и дождливые, но все они приближали нас к одной победе…

Жди меня и я вернусь…

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди...

Жизнь людей только тогда осознаётся, когда живёшь не для самого себя. Целых три года я не знал, что будет завтра. Прожить 20 с лишним  лет и не увидеть никаких намёков на будущее… Я живу и чувствую,  война подходит к концу, нужно строить счастливое будущее моего народа, который первый смог пробить вековую дверь, которая закрывала поток народный в счастливое будущее»…

     

 У К.Симонова день, как ночь, так же и у В. Немилостива («7.08. опять ночь»…), т.е. вся война - один сплошной день, одна длинная  и устрашающая ночь. «Ночевали на границе, едем по польской территории … (далее описывает монашек) черное одеяние, белая повязка на голове»- это В.Немилостив, словно подчёркивает, что много чёрного в одежде, а это символ страха, войны…

И у Симонова, и у Немилостива в дневниках статичность времени вдруг прерывается лирическими отступлениями. «24.09. Люди пишут в дневники, описывают мелочи, встречающиеся в жизни, но я к этому не очень склонен. Война - это бой насмерть, кровь. Прошедшая неделя прошла без изменений, только что климат, погода пасмурная…» (и снова описание ночи).  

26 июня                                                                                                26 июня

Ночь                                                                                                            Ночь

                                                           День

  • Борьба                                  Атака                                         Атака                                    
  • Страх                                      Боль                                         Страх
  • Боль                                     радость (вести из дома - письмо)        Боль
  • ПОБЕДА                        лирические отступления:

стихи, отрывки из песен

  • Атака
  • Смерть
  • Наградные листы                                                        Наградные листы

Всего 105 существительных, которые раскрывают внутренние переживания автора дневников. Время для них как будто остановилось, слилось в одну долгую ночь (слово «ночь» повторяется 25 раз, а слово «день» - 11).

Стремительность развития событий мы можем проследить через глаголы настоящего, прошедшего времени, совершенного вида. Категория времени используется для определения места действия в бесконечной последовательности смены состояний, событий или действий. Именно время определяет, что было раньше, что – позже.

Глаголы в дневниках показывают развитие действий

  1. Напили
  2. Разгромили
  3. Благополучно вернулись…
  4. Заехали
  5. Спешим…

Всего использовано 244 глагола у Немилостива и 156 – у Симонова.

Прошедшее время глаголов несовершенного вида может обозначать действие как свершившийся факт прошлого, не акцентируя внимания на продолжительности этого действия. Поэтому 1 год, как ночь и день, т.е. сутки.

26 июля

«Курсируем в тылу противника, заехали на несколько километров. Спешим на выручку автоматчикам»

28 июля

«Находились между Львом и Перемышлем. Погода стоит сухая и жаркая, а ноги холодные. Немцы запугивали население, что большевики их всех перережут. Взяли Перемышль и перешли границу. На наш взвод заполнили наградные листы».

                                            Заключение

В литературе категория пространства и времени имеет «..существенное жанровое значение» , в жанре военных дневников пространство и время свое, особое, оно относительно истории, относительно горю и страданиям , выпавших на долю народа и каждого из нас. Военные дневники – это наша история , наша память –это та категория пространства и времени , о котором нужно помнить всегда , чтобы «сороковые –роковые» не повторились.

                                             

              Список литературы:

  1. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. – М.: Художественная литература, 1975.
  2. Темирболат А.Б. Категория хронотопа в свете современных научных концепций литературоведения  // Филологические науки в России и за рубежом: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.).  - СПб.: Реноме, 2012
  3. Симонов К.М. Разные дни войны. Дневник писателя. - М.: Художественная литература, 1982. Т. I
  4. Автобиография В.И. Немилостива. Архивный отдел Администрации Баевского района Алтайского края. Ф.Р-85. Оп. 1. Д. 6. Л. 1-3.
  5. Дневники военных лет В.И. Немилостива. Архивный отдел Администрации Баевского района Алтайского края. Ф.Р-85. Оп. 1. Д. 14.
  6. В.И. Немилостив. Сборник рассказов и статей – с. Баево, 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в процесс изучения дисциплин естественно-математического цикла Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в проце

В любой образовательной системе особое место занимает контроль – отслеживание усвоения знаний и мониторинг качества обучения. Внедрение новых образовательных и информационных технологий в учебны...

Исследовательская работа Исследовательская работа на тему: «Метод проектов в моей работе»

в данном материале изложены результаты применения учителем в своей работе одного из методов современных технологий обучения во внеклассной работе - метод  проектов...

Содержание исследовательской работы или Оглавление исследовательской работы

Содержание исследовательской работы или Оглавление исследовательской работы включает название глав и параграфов, которые точно соответствуют заголовкам в тексте проекта....

Исследовательская работа на тему: «Объект познания – Я» (Исследование собственного здоровья с использованием Microsoft Excel). Уколова Анна, Терешина Евгения

Целью данной работы является использование функций Excel для обработки статистических данных  исследований состояния собственного организма и визуального представления результатов.Быть здоровым ...

Исследовательская работа "Короткая жизнь Анны Франк"

Исследовательская работа на тему: "Короткая жизнь Анны Франк"...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ НА ТЕМУ: “Собирательный образ Анны Карениной ”

Ученица ставит цель исследовать, какие реальные женщины, их судьбы стали прототипами образа Анны Карениной в романе Л.Н.Толстого "Анна Каренина". Образ главной героини романа до сих пор волн...

Проектно-исследовательская работа на тему: "История письма" (выполнила ученица 9 класса Анна Ключко)

В данной работе представлено исследование ученицы о происхождении и современном состоянии письменности в России....