Программа "Экскурсионный туризм"
рабочая программа по краеведению на тему
Данная программа предполагает изучение своей местности, приводит в систему знания о родном городе, позволяет повысить уровень культуры школьников, расширить краеведческие знания о родном городе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_eksk._turizm.doc | 107.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Краснодарский край г. Сочи
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №7
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОБУ СОШ №7
______________И.В.Тлехас
протокол педсовета №1
от « » августа 20___ года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (КУРСА)
Туристско-краеведческая
(наименование объединения)
«Экскурсионный туризм»
(наименование учебной дисциплины, курса)
1 год
(срок реализации программы)
модифицированная
(вид программы)
7- 14 лет
(возраст обучающихся)
Филатова Марина Николаевна
педагог дополнительного образования
2015г
г.Сочи
1. Пояснительная записка.
Город Сочи избрал туризм основой развития своей экономики. На обслуживание туристов уже сейчас работают прямо или косвенно большая часть жителей. Опыт других стран, строящих свою экономику на туризме, показывает, что эффективность отрасли зависит во многом от уровня подготовки жителей к работе в ней.
Туризм представляет собой эффективное средство физического и нравственного совершенствования человека, данная программа позволяет обучить учащихся основным навыкам туризма и краеведения, показать значимость туризма для развития экономики города, дать обучаемым начальные знания и минимальный опыт для выполнения работ среднего звена в сфере туризма, подготовить юный туристский актив через изучение истории и географии своей малой Родины в чем и заключается новизна программы.
Краеведение – один из важнейших элементов обществоведческого образования в школе. Изучение регионального курса помогает конкретизировать факты истории России, углубить знания, повысить интерес к культурным традициям своего и других народов, вызвать чувство сопричастности к своим корням, развить духовные потребности, воспитать нравственные качества личности: патриотизм, любовь и чувство гордости за свою Родину. Но изучение истории и географии в школе не связано с Малой Родиной, со своим городом, а это разрывает связь осознанного понимания «Я и моя историческая Родина». Идет отчуждение от местного исторического, географического процесса.
Необходимо заинтересовать и погрузить ребенка (ученика) в историю, географию ореола, где он родился. На сегодняшний день мало кто из подрастающего поколения является истинным патриотом своей Родины. А Родина, как известно, это то место, где человек родился. А как можно стать патриотом, если ты даже не знаешь истории и географии своего города.
Данная программа предполагает изучение своей местности, приводит в систему знания о родном городе, позволяет повысить уровень культуры школьников, расширить краеведческие знания о родном городе.
Актуальность данной программы очевидна: сейчас, когда Сочи готовится принять у себя Олимпийские игры, важно показать каждому юному горожанину значимость туризма для развития экономики города, дать детям знания и привить любовь к родному городу и богатейшей природе Причерноморья. Программа направлена на активную деятельность учащихся в природе, что благотворно сказывается на их физическом развитии, закаливании и оздоровлении.
Программа рассчитана на 1 год обучения (216 часов в год, 6 часов в неделю) для детей в возрасте от 7 до 11 лет. Порядок приема детей в объединение свободный. Работа по программе проводится в форме теоретических и практических занятий. Содержание занятий, объем и интенсивность нагрузок адаптированы к возрастной группе младших школьников. Программа предполагает подачу адаптированного материала для определенной возрастной группы учащихся. Каждая тема, включенная в программу, содержит теоретическую и практическую части. В теоретическую часть включены необходимые сведения об истории города, его особенностях. Практическая часть заключается в работе кружковцев по заданной теме во время экскурсий по пешеходным маршрутам, местам активного отдыха, по экологическим тропам и рекреационным объектам г. Сочи. Экскурсии на различные объекты педагог планирует самостоятельно в зависимости от интересов детей, их знаний и района проживания (либо района проведения занятий: Центральный, Лазаревский, Адлерский, Хостинский).
Цель программы – формировать будущих граждан города, любящих и знающих его историю, географию и туристские возможности, развивать историко-географическое самосознание ребенка.
Задачи:
- Ознакомить детей с информацией о городе, интересующей гостей.
- Обучить простейшим навыкам туризма и краеведения.
- Раскрыть место города Сочи на карте Краснодарского края, России его роль и значение в их экономике и культуре.
Стержневой линией программы выступает коллективная творческая деятельность учащихся – исследовательско-краеведческий метод.
Занятия проводятся следующим образом: 1 раз в неделю по 2 часа; второй раз в неделю-выход, экскурсия, практическое занятие на местности.
Программа предполагает групповую форму обучения.
Данная программа будет способствовать повышению мотивации воспитанников, становлению их компетентности, самостоятельности, а в целом поможет их социальной адаптации. Кроме того, обучающиеся получат навыки ведения проектной работы, что в дальнейшем поможет им самостоятельно или в творческой группе разрабатывать социально-значимые проекты.
В качестве подведения итогов реализации данной программы является разработка воспитанниками мини проектов, участие в городских краеведческих олимпиадах, а также участие в городских профильных туристских лагерях (вне сетки часов).
Механизмы оценки результатов деятельности воспитанников:
- Каждые выход, поход, практическое занятие, экскурсия завершается подведением итогов, разбором, составлением фотоотчета и техописаний.
- В конце каждого раздела изучения проводится итоговая работа в виде соревнований, конкурсов, викторин.
- В конце года обучения выполняется самый сложный для этой возрастной категории воспитанников поход, в результате которого оформляются спортивные разряды по пешеходному туризму.
Дети, прошедшие обучение по данной программе, получат специально отобранную информацию о своем городе. Они смогут проинформировать гостя о местонахождении интересных и нужных для полноценного отдыха мест.
Занятия по программе позволят привить детям задатки таких качеств, как любовь к городу, уважение к гостям, стремление выполнять свою работу так, чтобы гости были довольны.
К концу года обучения воспитанники должны
знать:
- краткую историю микрорайона, района проживания;
- краткую историю города Сочи;
-географические особенности города Сочи;
- особенности особо охраняемых территорий на территории города;
- особенности растительного и животного мира города;
- эндемиков, экзотов растительного и животного мира города;
- географические особенности Черного моря;
- востребованные экскурсионные маршруты и новые экскурсионные маршруты;
- элементарные туристские навыки;
- способы ориентирования на местности;
- этапы работы над проектом.
уметь:
- анализировать исторический материал;
- ориентироваться на незнакомой местности при помощи карты и компаса;
- пользоваться элементарными туристскими навыками;
- ориентироваться в своем микрорайоне, районе, городе;
- выполнять практические работы в строгой последовательности;
- проводить простые исследования для разработки мини проектов.
2. Учебно-тематический план занятий
№ раздела | № темы | Наименование разделов и тем | ||||
всего | Теоретические занятия | Практические занятия | Выездные занятия | |||
1 | Введение. | 2 | 2 | |||
2 | Наш город Сочи | 162 | 54 | 108 | ||
2.1 | География города | 48 | 16 | 32 | ||
2.2. | Растительный мир Сочи | 60 | 20 | 40 | ||
2.3. | Животный мир | 24 | 8 | 16 | ||
2.4. | Экология и охрана природы | 30 | 10 | 20 | ||
3 | Изучение и охрана памятников | 12 | 4 | 8 | ||
4 | Начальная туристская подготовка | 40 | 12 | 28 | ||
ИТОГО: | 216 | 72 | 144 |
3. Содержание программы
1. Введение – 2 часа.
Теоретические занятия: Туризм и экскурсии как спорт и отдых (твой дом, улица, микрорайон, город, страна: игра-путешествие). Общий обзор туристско- экскурсионных возможностей г. Сочи. Основные организационные вопросы работы объединения. Общие правила поведения и техники безопасности на экскурсии, выходе, выезде, походе.
2. НАШ ГОРОД СОЧИ – 162 часа.
2.1.География города – 48 часов.
Теоретические занятия (16 часов= 8 занятий): Географическое положение города Сочи. Рельеф территории города Сочи, хребты, вершины, отроги. Климат Сочи, микроклимат, прибрежные и горные районы, субтропики и альпийская зоны. Гидрография Сочи, реки, водопады, озера, ледники, гидроминеральные ресурсы. Пещеры города Сочи. Горные породы. Административно-территориальное устройство города Сочи. Сочи – город курорт.
Практические занятия (32 часа= 8 занятий): Экскурсии в лесопарк, к водопадам, пещерам, озерам, рекам, морю.
2.2.Растительный мир Сочи – 60 часов.
Теоретические занятия (20 часов= 10 занятий): Растительный покров, высотная зональность (низкогорье, среднегорье, высокогорье). Колхидский лес, лесообразующие породы. Реликты и эндемики. Экзотические растения города Сочи. Съедобные растения. Грибы. Лекарственные растения. Ядовитые и опасные растения. Субтропические сельскохозяйственные культуры. Парки города Сочи.
Практические занятия (40 часов=10 занятий): Экскурсии в лесопарки, парки, ущелья, каньоны.
2.3. Животный мир Сочи – 24 часов.
Теоретические занятия (8 часов=4 занятия): Рыбы морские и речные на территории Сочи. Земноводные. Пресмыкающиеся. Птицы Сочи. Насекомые. Млекопитающие на территории Сочи. Охрана животных и растений.
Практические занятия (16 часов=4 занятия): Экскурсии в краеведческие музеи города, районов, национального парка, Заповедника, в океанариумы, аквариумы, террариумы, орнитопарки и зоопарки города.
2.4.Экология и охрана природы – 30 часов.
Теоретические занятия (10 часов=5 занятий): Природоохранные организации города Сочи. Кавказский государственный природный биосферный заповедник, история, территория, задачи. Сочинский национальный парк история, территория, задачи. Памятники природы города Сочи. Правила поведения на природе, на территории природоохранных организаций. Экологические тропы города Сочи.
Практические занятия (20 часов=5 занятий): Походы и экскурсии по объектам Национального парка: водопады, дольмены, жертвенный камень, менгиры и др. По Заповеднику: тисо-самшитовая роща.
3.ИЗУЧЕНИЕ И ОХРАНА ПАМЯТНИКОВ – 12 часов.
Теоретические занятия (4 часа=2 занятия): Виды памятников: истории, археологии, градостроительства, архитектуры, искусства, документальные памятники. Охрана памятников.
Практические занятия (8 часов=2 занятия): Экскурсии по центру города (Зимний театр, собор Михаила Архангела, кино-концертный зал «Фестивальный», памятник «Якорь и пушка», часть стены Александрийского форта, Морской вокзал, приморский парк, театральная площадь); в музей истории города.
5. НАЧАЛЬНАЯ ТУРИСТСКАЯ ПОДГОТОВКА – 40 часов.
Теоретические занятия (12 часов=6 занятий): Оздоровительная роль туризма. Личное снаряжение юного туриста для туристской прогулки, экскурсии: рюкзачок, обувь, одежда; личная посуда; средства личной гигиены. Требования к упаковке продуктов для перекуса. Требования к продуктам для перекуса (здоровая пища). Укладка рюкзачка. Подбор личного снаряжения в соответствии с сезонными и погодными условиями. Бивуак. Бивуачные работы. Установка палатки. Питьевой режим во время туристской прогулки, экскурсии. Ориентирование. Карта (спортивная). Топографические знаки (шоссе, тропа, сад, здания, горный перевал, высокотравье, колодец, яма, непроходимое болото, река, колючая проволока, обрыв, груда камней, река, родник, озеро, кустарник, луг) . Обязанности в туристской группе. Способы преодоления простейших естественных препятствий (без специального туристского снаряжения); организация движения группы в лесу по слабопересеченной и равнинной местности. Преодоление простых водных преград (ручьев, канав). Техника преодоление крутых склонов (спуски, подъемы).
Практические занятия (28 часов=7 занятий): Игры на темы: «Собери рюкзачок к туристской прогулке», «Как сделать воду чистой и безопасной для употребления». Соблюдение правил гигиены при заборе воды для питья во время туристской прогулки (экскурсии). Рациональное расходование воды во время туристской прогулки (экскурсии). Соблюдение питьевого режима во время туристской прогулки (тренировки). Планирование места организации бивака. Организация бивачных работ. Проверка комплектации палатки и ее целостности перед выходом на прогулку. Упаковка палатки для транспортировки. Овладение навыками установки, снятия и упаковки палатки (на пришкольной площадке или в парке). Мини-соревнования по спортивному ориентированию (спринт в парке, по микрорайону школы). Ориентирование по карте на туристской прогулке. Вязка туристских узлов (проводник, восьмерка, схватывающий, прямой, встречный, стремя). Преодоление препятствий в природе: различные переправы (параллельная, навесная, маятник, бревно, кочки и т.п).
4.Методическое обеспечение программы
Материально-техническое обеспечение:
- Кабинет или спортзал ОУ и его оснащение;
- Спортивная площадка ОУ;
- Стенд с туристскими узлами;
- Папки- передвижки, разработки электронных занятий по темам: «Город Сочи и его достопримечательности», «Первоцветы города», «Красная книга», «Флора и фауна города Сочи», «Виды костров», «Переправы», «Топографические знаки».
- Туристское снаряжение: репшнуры, веревки туристские, карабины, коврики туристские, сидушки, медаптечка, техаптечка, рюкзаки, палатки, котелки для приготовления пищи, спальные мешки, групповой тент, костровой набор.
Информационное обеспечение:
- оформление информационных стендов;
- банк данных (разработки уроков, игр, беседы для воспитанников, лекции и беседы для родителей, разработки мероприятий);
- диагностические материалы.
Методические рекомендации, приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса:
Предлагаемая в этой программе тематика занятий объединения имеет в виду, прежде всего ознакомление обучаемых со своим городом, овладение определенным кругом знаний и умений, необходимых путешественникам.
Содержание занятий, походов и экскурсий определяется и задачей, поставленной перед объединением, /например, собрать материалы для краеведческого музея, выставки, кабинета и т.п./.
Участники кружка ДОЛЖНЫ получить разрешение врача на участие в походах, экскурсиях.
Руководитель кружка должен иметь опыт участия в туристских походах, путешествиях и иметь подготовку в объеме не менее организатора спортивного туризма, экскурсовода. Для проведения отдельных занятий могут приглашаться специалисты: учителя географии, истории, биологии, краеведы из числа родителей или шефов. Большую помощь в проведении специальных занятий могут оказать ветераны труда и войн, работники музеев, архивов, научно-исследовательских учреждений и др.
Занятия кружка носят преимущественно практический характер, как групповые, так и индивидуальные, лишь небольшая их часть проводится в форме бесед, лекций.
План занятий необходимо строить так, чтобы перед учащимися всегда стояла ближайшая доступная им цель - экскурсия к интересному объекту.
Поход небольшой протяженностью станет хорошей тренировкой, а фиксация наблюдений поможет в будущих путешествиях и экскурсиях вести содержательные записи для отчета. После экскурсии, похода на занятии обсуждаются его итоги, делается фотомонтаж, обрабатывается дневник.
Руководитель должен обеспечить условия для безопасного проведения экскурсий, походов. С этой целью ему необходимо подробно ознакомиться с «Инструкцией по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий /путешествий/ с учащимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации», строго придерживаться норм переходов, советов по проведению купания; научить участников преодолевать препятствия, приемам самоконтроля; уметь оказывать первую доврачебную помощь,
Распределять обязанности во время экскурсии, походе следует так, чтобы к исполнению их каждый раз привлекались различные члены кружка. Это позволит выявить наиболее способных к той или иной работе юных туристов.
В первые месяцы занятий необходимо провести собрание родителей, подробно рассказать им о плане занятий, экскурсий и походов, об условии их проведения, о личном снаряжении юных туристов, а также получить письменное согласие родителей на участие их детей во всех занятиях и походах.
Для занятий кружка и походов следует пользоваться снаряжением и оборудованием (сертифицированным), специально приобретенным для работы кружка.
У каждого участника кружка должна быть записная книжка, куда простым карандашом или шариковой ручкой записываются все сведения, услышанные на занятиях, заносятся впечатления о походах и экскурсиях.
Учебно-воспитательную работу с участниками кружка проводит его руководитель, привлекающий при необходимости специалистов по отдельным вопросам программы.
На любом мероприятии педагог должен уделять внимание вопросам бережного отношения к природе. Раскрывая краеведческие темы, в беседах, на экскурсиях и прогулках необходимо подчеркивать уникальность природы Причерноморья и важность ее охраны.
Дети знакомятся с городом по принципу «от ближнего окружения к дальнему». Сначала изучается улица, затем микрорайон школы, затем район, город. Педагог отбирает для ознакомления те объекты, которые могут быть интересны гостю. Детям надо знать, где они находятся, как к ним пройти или проехать, что там полезного или интересного.
Воспитание качеств личности осуществляется во взаимосвязи с изучением города в форме разъяснения педагогом какие качества требуются для качественного обслуживания гостей и в форме тренировок в поведенческих ситуациях.
Учитывая возраст детей, рекомендуется в каждом занятии использовать игровые формы закрепления материала в виде викторин, соревнований между звеньями, дидактические игры, изготовленные руками детей: «Топографическое лото», «Мозаика» (карты районов, города) и т.п.
Для закрепления навыков поведения в отношении гостей рекомендуются экскурсии на объекты обслуживания туристов с обсуждением положительных и отрицательных сторон обслуживания. Кроме того, детям младшего возраста интересны ролевые игры, в которых они играют роли как хозяев, так и гостей. Некоторые из таких игр предложены в конце программы. Важны и практические задания, в ходе выполнения которых дети проводят микроисследования, составляют рекламные публикации, объявления для сети Интернет.
Необходимо также, чтобы дети пытались сделать свой двор, свою улицу лучше. Это могут быть посильные работы по благоустройству, уборке мусора.
Во время выходов в лесопарки дети обучаются элементарным навыкам нахождения и перемещений в лесу и горах. Эти навыки необходимы не только туристам, но и тем, кто выезжает на пикники, за грибами, каштанами, ягодами. Кроме того, во время выходов практически изучаются способы защиты природы. Основной упор педагог делает на необходимость сохранения уникальной природы города, так как именно она привлекает гостей. Ущерб природе обязательно снизит приток гостей.
При реализации данной программы педагог может использовать различные технологии обучения, применяемые современной педагогикой и переработанные в соответствии со спецификой программы. Основными методами и приемами работы являются:
- Прием показа обуславливает наглядность, направляет внимание на основные черты и стороны предметов, явлений.
- Прием комментирования – используется, если объект демонстрируется в процессе развития или движения.
- Прием движения – с его помощью познается экскурсионный объект и закрепляются знания. Продумывается маршрут движения.
- Прием реконструкции – заключается в воспроизведении события или целой эпохи путем образного рассказа.
- Прием локализации событий – привязка к определенному месту (один из основных методических приемов).
- Прием сравнения – заключается в сопоставлении различных признаков одного и того же объекта, экспоната или различных объектов между собой.
Формы подведения итогов:
№ п/п | Формы и виды контроля | Какие ЗУНы контролируются |
1 | Наблюдение. Анализ результатов деятельности воспитанников | Навыки самостоятельного ведения работы. Умение вести работу поэтапно, в соответствии с замыслом. Владение простейшими туристскими навыками. Деятельность учащихся во время похода |
2 | Выставка-просмотр. Защита творческих проектов | Уровень развития творческого мышления. Качество выполненных работ. Умение преподнести свой замысел. Навыки работы с литературой |
3 | Выставка. Коллективная работа | Умение работать в коллективе, осознание собственной индивидуальности. Внимательность, аккуратность. |
4 | Индивидуальное собеседование | Знание структуры проекта, методов работы с информацией. |
5 | Итоговый. Зачет | Уровень освоения материала. Знание теоретического материала по программе курса. Навыки сравнительного анализа различных экскурсионных объектов. Умение грамотно и логично построить высказывания |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ.
1. В. Молчанов. А что там, за горами?” Краснодар,1985.
2. В. Холявко, Д.Глоба-Михайленко. Диковинки лесов и парков Черноморья Кавказа. Краснодар, 1976.
3. В.А. Флёров. Дикорастущие лекарственные растения. Ростов, 1972.
4. С.А. Дёмина. Закон на страже природы. М., 1987.
5. П.В. Ковалев. Кавказ. М., 1954.
6. А.С. Ерлашов. Курорт Адлер. Кр., 1982.
7. А. Комаров. Мацеста. Кр., 1961.
8. Б.Д. Цхомария. Озеро Кардывач. Кр., 1977.
9. Г.Ф. Пивоварова. По страницам занимательной географии. М., 1990.
10. В.И. Борисов. Реки Кубани. Кр., 1978.
11. Г.Г.Кузьминская. Черное море. Краснодар, 1977 г.
12. К.В.Бардин. Азбука туризма. М., Просвещение, 1981.
13. Спутник туриста. М., ФиС, 1987.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА.
- Буйлова Л.Н. Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей. Москва, ЦРСДОД, 1999 г.
- Н.Ф.Виноградова. Окружающий мир. Москва, «Просвещение», 1999 г.
- Л.П.Альтман. Черное море. Ленинград, 1975 г.
4. Ю.Зайцев. Самое синее в мире. Нью-Йорк, издательство ООН, 1998 г.
5. В.П.Зенкович. Берега Черного и Азовского морей. Москва, «Географиздат», 1958 г.
6. А.М.Кондратов. Атлантиды моря Тетис. Ленинград, «Гидрометеоиздат», 1986 г.
7. В.Н.Степанов, В.Н.Андреев. Черное море. Ленинград, «Гидрометеоиздат», 1981 г.
8. Ю.Н. Воронов. Древности Сочи и его окрестностей. Кр., 1979.
9. В. Борисов. Занимательное краеведение. Кр., 1975.
10. И.Т. Суравегина, В.М. Сенкевич. Как учить экологии. М., 1995.
11. И. Зайцев, И. Максимов. Легенды и были Черноморья. Кр. 1975.
12. А.И. Печерин. Природа, надежды и тревоги Кубани. Кр., 1982.
13. В.И. Борисов. Реки Кубани. Кр., 1978.
14. А.Алешин, Н.Калиткин. Соревнования по спортивному ориентированию. М., ФиС, 1974г.
15. К.В.Бардин. Азбука туризма. М., Просвещение, 1981.
16. Б.Моргунов. Туризм. М., Просвещение, 1978.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ТУРИСТСКО - КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПО ПРЕДМЕТУ «ТУРИЗМ И КРАЕВЕДЕНИЕ» ОБЪЕДИНЕНИЯ « ТУРИЗМ И КРАЕВЕДЕНИЕ»
Программа туристического кружка в школе....
адаптированная программа "пешеходный туризм с элементами спортивного туризма"
в программе размещены все необходимые сведения для работы...
Спортивное ориентирование для спортивного туризма. Информационные технологии в обеспечении тренировочного процесса в спортивном ориентировании и туризме
Курсы повышения квалификации"Повышение профессиональной компетентности педагогов УДОД, ОДОД туристско-краеведческой направленности"(«Спортивное ориентирование для спортивного туризма. Информационные т...
Открытие республиканского проекта «Развитие детского туризма» - «Я выбираю туризм»
Открытие республиканского проекта «Развитие детского туризма в Ч.Р. на 2012-2014 гг.» - «Я выбираю туризм»...
Конспект внеклассного занятия по туризму. «Техника пешеходного туризма»
Материал для внеклассной работы...
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Право в туризме» специальность 43.02.10 Туризм
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Право в туризме» специальность 43.02.10 Туризм...
Календарно-тематический план по общеобразовательной дисциплине "Право в туризме" по специальности 43.02.10 Туризм
Календарно-тематический план по общеобразовательной дисциплине "Право в туризме" по специальности 43.02.10 Туризм...