Конспект открытого занятия на тему "Туристские ресурсы Северского района"
план-конспект занятия по краеведению (6 класс) на тему
На занятии "Туристские ресурсы Северского района" учащиеся знакомятся с классификацией туристских ресурсов и в ходе поисково - исследовательской деятельности выявляют туристские ресурсы своего района, распределяют их на основные группы. В ходе изучения этой темы они расширяют свой кругозор, лучше узнают свой край и убеждаются в том, что именно каждый человек несет ответственность за состояние окружающей природы и обязан беречь и сохранять ее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya.docx | 30.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия
Раздел программы: «Общая характеристика края»
Тема: Туристские ресурсы Северского района.
Тип занятия – изучение нового материала
Цель занятия: Познакомить учащихся с туристскими ресурсами Северского района.
Задачи:
Образовательные: познакомить учащихся с классификацией туристских ресурсов и сформировать у них представление о туристских ресурсах Северского района.
Развивающие: развивать навыки поисково-исследовательской деятельности учащихся, умение работать в команде.
Воспитательные: повысить интерес к изучению малой Родины, воспитывать чувство патриотизма, бережного отношения к природному и культурному наследию родного края.
Планируемые результаты:
Личностные УУД: осуществление потребности в творческой деятельности, проявление интереса к новому.
Регулятивные УДД: определение и формулирование цели деятельности на занятии с помощью педагога.
Познавательные УДД: ориентация в своей системе знаний: - умение отличать новое от уже известного; формирование умения добывать новые знания – находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и полученную на занятии информацию; формирование умения перерабатывать полученную информацию.
Коммуникативные УУД: донести свою позицию до других – грамотно выражать свою мысль в устной или письменной речи, слушать и понимать речь других; использование навыков взаимодействия в команде.
Форма работы: индивидуальная и групповая - перед началом занятия учащиеся делятся на 3 группы по 4 человека.
Методы: Объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, деятельностный метод – поисково – исследовательская работа учащихся.
Материал и оборудование: карты Краснодарского края и Северского района, буклеты, наборы открыток, книги про Северский район.
Техническое оснащение: компьютер, мультимедийный проектор.
Этапы урока:
- Оргмомент. Объявление темы занятия. Вступительная беседа.
- Изучение нового материала.
- Классификация туристских ресурсов.
- Характеристика туристских ресурсов Северского района.
- Групповая работа учащихся.
III. Подведение итогов занятия. Рефлексия. Домашнее задание.
Ход занятия.
I этап - Оргмомент. Приветствие. Вступительная беседа. Создание проблемной ситуации. Определение темы занятия.
Педагог: Здравствуйте, юные туристы-краеведы! Ответьте, пожалуйста, на такой вопрос: "В чем отличие между туристами-краеведами и просто краеведами?" (Основное отличие между ними в том, что туристы-краеведы изучают свой край в основном непосредственно в походах и путешествиях.)
Сегодня у нас урок - путешествие, мы с вами будем путешествовать по родному району. Основным символом нашего занятия будет дорога (На доске вывешивается фотография дороги). Дорога нужна, чтобы двигаться по ней к своей цели. Перед вами открытая, неизведанная дорога. Над вашей головой - высокое, голубое небо.
- Какие чувства наполняют вас, когда вы шагаете по дороге? (Бодрость, свежесть, сила)
Путешественник внимательно, мудро, спокойно всматривается в гармоничную картину природы. Главные его черты - внимание и чуткость к миру. Путешественник - самый свободный человек на земле. В песне "Люди идут по свету" ( сл. И. Сидорова, муз. Р. Ченборисовой) есть такие строки "Счастлив, кому знакомо щемящее чувство дороги" ( Звучит песня «А люди идут по свету») .Символу нашего занятия - дороге - посвящено много стихов, песен.
- Какие стихи или песни о дороге вы знаете?
Создание проблемной ситуации. Определение темы занятия.
- Каждое путешествие или поход имеют свои цели. А как определить цель нашего занятия - путешествия по родному району? Что для этого нужно знать? (Чтобы определить цель нашего путешествия по родному району нужно знать, какими туристскими ресурсами он обладает?)
- В каком районе мы живем? (В Северском.)
- Значит, что мы должны определить? ( Какими туристскими ресурсами обладает Северский район.)
- Тема нашего сегодняшнего занятия "Туристские ресурсы Северского района". На этом занятии мы узнаем, на какие группы делятся туристские ресурсы и какими из них обладает Северский район.
II этап - Объяснение нового учебного материала.
1.Ознакомление с классификацией туристских ресурсов.
Педагог (дает объяснение понятию "Туристские ресурсы"): Туристские ресурсы - это условия для удовлетворения туристских потребностей человека: сочетания компонентов природы, социально-экономических условий и культурных ценностей. (На экране демонстрируется таблица "Туристские ресурсы". Демонстрация таблицы сопровождается рассказом педагога.)
Педагог: Обратите внимание на таблицу на экране. Тут представлены основные группы туристских ресурсов:
- природные ресурсы;
- культурно-исторические ресурсы;
- социально-экономические условия.
Каждая группа ресурсов подразделяется на отдельные виды, которые мы сейчас рассмотрим.
Туристические ресурсы | ||
Природные
| Культурно-исторические
| Социально-экономические
|
2.Характеристика туристических ресурсов Северского района.
- А теперь, опираясь на эту таблицу, давайте охарактеризуем туристические ресурсы Северского района. Для характеристики ресурсов мы должны дать ответы на следующие вопросы:
- В какой части края расположен Северский район?(Юго-западной части)
- На каком склоне Главного Кавказского хребта он расположен?(Северо-западном)
- На какие зоны делится территория района по рельефу? (Равнинная часть и горная)
- Какую часть территории занимают леса?(Половину)
- Какие реки протекают по району и какие водоемы имеются? (Реки Шебш, Афипс, Убин, Иль, Крюковское водохранилище и множество прудов)
- С какими административными районами граничит Северский район? (Абинский,Геленджикский,Туапсинский,Горячеключевской,Красноармейский и Тахтамукайский Адыгеи)
- Как развита дорожная сеть? (Через район проходит федеральная трасса Краснодар-Новороссийск и железная дорога)
- Какие погодно-климатические условия в районе? (Климат умеренно-влажный, продолжительность туристического сезона 7-9 месяцев)
- Какие достопримечательности Северского района вы знаете? К какой группе туристических ресурсов они относятся?(Стоянка первобытного человека, курганы, дольмены относятся к археологическим ресурсам; горы Собер, Папай, скалы "Желтые монастыри являются памятниками природы, также относятся и к геоморфологическим ресурсам; Наташкины водопады и Запорожские источники---водные ресурсы; Северский историко-краеведческий музей, обелиски, мемориалы и памятники в честь защитников Отечества---культурно-исторические ресурсы; Турбазы "Крымская поляна","Филя",базы отдыха "Дубрава","Сосновая роща" относятся к социально-экономическим ресурсам).
- Как вы думаете, что является главной достопримечательностью района? (Уникальный природный ландшафт и живописные места для отдыха)
- Какими видами туризма и отдыха можно заниматься в нашем районе?(Познавательный,экологический,спортивный(пешеходный),велосипедный,конный,джиппинг,рыбалка,сбор грибов и ягод и т.д.)
Вопросы проецируются на экран. На доске вывешиваются карты Краснодарского края и Северского района. Учащиеся вместе с педагогом находят ответы на вопросы.
Обобщение .
- Давайте обобщим наши ответы. Туристические ресурсы Северского района представлены всеми видами ресурсов, но преобладающее значение имеют природные и культурно - исторические ресурсы.
Обобщающий рассказ педагога и презентация слайдов с достопримечательностями района.
- Послушайте, пожалуйста, общую характеристику Северского района.
Северский район основан в 1924 году, включает в себя 12 сельских и поселковых округов,46 населенных пунктов. Территория района 212,2 тыс.га ,из них 108 тыс.занимают леса. Численность населения 107 тыс.человек. Северский район расположен в юго-западной части Краснодарского края в левобережье реки Кубань на северо-западном склоне главного Кавказского хребта. Климат района умеренно-влажный, осадки 700-800 мм в год. Продолжительность курортно-туристического сезона---7-9 месяцев. Он граничит с 6 административными районами:Абинским,Геленджикским,Туапсинским,Горячеключевским,Красноармейским и Тахтамукайским районом Республики Адыгея. Рельеф района представлен равнинной частью и лесной(горной)зоной. Самая высокая вершина ---гора Убин-су высотой 875 м.Визитная карточка района ---гора Собер-Оашх, которая видна со всех точек района. Это ближайший к столице края предгорный район: расстояние от Северской до Краснодара 37 км., до морского порта Новороссийск--110 км. Через территорию района проходят федеральная трасса Краснодар-Новороссийск и железная дорога. Водные ресурсы представлены реками Шебш, Афипс, Убин, Иль, Крюковским водохранилищем и многочисленными прудами, минеральными источниками. Поймы рек и берега прудов являются прекрасными местами отдыха и рыбалки. Туристические ресурсы Северского района представлены всеми видами ресурсов. Главной достопримечательностью является уникальный природный ландшафт и живописные места для отдыха. На территории района имеются памятники природы--уникальные природные объекты: скалы, растительные сообщества и др.По территории нашего района проложены туристические маршруты к природным и культурно-историческим достопримечательностям. Для любителей пикников на лоне природы, рыбалки и активного отдыха в районе построено немало турбаз, отелей и гостевых домов. В Северском районе можно заниматься познавательным,экологическим,спортивным(пешеходным),велосипедным,конным туризмом, джиппингом, рыбалкой, сбором грибов и ягод и т.д.Северский район является перспективным районом Краснодарского края по развитию туризма.
Физминутка. Игра "Горы, скалы, водоемы".
Педагог называет достопримечательности Северского района, а учащиеся выполняют движения: горы - руки вверх треугольником, водоемы - руки в стороны, скалы - приседания.
3.Групповая работа учащихся.
Для проведения групповой работы учащимся предоставляются карты, буклеты, информационный справочник, наборы открыток, книги по Северскому району, доступ в интернет.
Беседа о сохранении и бережном отношении к природному и культурному наследию родного края
Педагог: Общую характеристику туристических ресурсов Северского района мы с вами дали. Мы показали, что наш район располагает всеми видами туристических ресурсов и имеет большие возможности для развития сферы туризма и отдыха. Но вместе с развитием туризма возрастает и антропогенное воздействие на природные и культурно-исторические достопримечательности, актуализируются проблемы сохранения этих ресурсов.
- Как сегодня складываются отношения человека с окружающей средой?
- Знакомы ли вам случаи разрушительного и вредного воздействия человека на природу? Приведите примеры.
- Что мы можем сделать для улучшения окружающей среды?
Вывод: Сохранение, бережное отношение к природному и культурному наследию родного края---дело каждого человека, особенно туриста-краеведа. Помните это всегда сами и напоминайте другим!
Работа в группах.
- Теперь предстоит вам настоящая поисково-исследовательская работа краеведов. Каждая группа будет исследовать определенный вид туристических ресурсов района и подготовит рассказ об этом. В вашем распоряжении имеются книги, карты, схемы, буклеты, наборы открыток, информационный справочник по Северскому району, интернет. Сопровождение своих рассказов демонстрацией фотографий, иллюстраций приветствуется. На подготовку даю 10 мин.
1-ая группа---водные ресурсы,
2-ая группа---лесные(рельеф, флора, фауна)
3-я группа---культурно-исторические.
Рассказы групп о своих ресурсах. В ходе рассказов составляется таблица "Достопримечательности Северского района."
Достопримечательности Северского района | ||
Водные ресурсы | Лесные ресурсы | Культурно-исторические |
Наташкины водопады | Скалы "Золотые камни" | Стоянка первобытного человека |
Папайские водопады | Скалы "Желтые монастыри" | Дольмены в долине р.Убин |
Озеро Лох-Несси | Гора Папай--памятник природы | Дольменная группа" Собер-Оашх" |
Запорожские источники | Гора Собер-Оашх | Северские курганы |
Смоленский серебряный источник | Гора Бараний Рог | Северский историко-краеведческий музей |
Азовский минеральный источник | Гора Белолистка | Северский парк отдыха и культуры |
Водопад "Утаенный" на г. Собер -Оашх | Гора Артиллерийская - памятник природы | Памятник экипажу самолета Б 3, погибшему на южном склоне г. Собер - Оашх |
Водопады в окрестностях пгт. Ильского на притоках реки Иль | Красные (Наумовские ) скалы | Памятник на месте гибели Героев Советского Союза братьев Игнатовых в пос. Баки |
Крюковское водохранилище | Теснина " Волчьи ворота" в верховьях ручья Б. Чибий | Обелиск в честь защитников Отечества в ст. Смоленской |
Реки Афипс, Убин, Иль, Шебш. | Гора Ламбина | Нефтяная скважина "Бабушка" |
Карские водопады | Горячеключевской заказник | Львовский краеведческий музей |
III этап - Подведение итогов урока, рефлексия, домашнее задание.
Подведение итогов
Педагог: На сегодняшнем занятии мы познакомились с классификацией туристских ресурсов и узнали, какими туристскими ресурсами обладает наш Северский район.
- Богат ли Северский район туристическими ресурсами?
- Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии о своем районе?
- Захотелось ли вам посетить какие-нибудь достопримечательности Северского района?
- Появилось ли у вас чувство гордости за свой район?
Рефлексия. Прием "Плюс - минус - интересно"
+ | - | ? |
В графу "+" учащиеся записывают все, что понравилось на занятии, информацию и формы работы, которые вызвали положительные эмоции. В графу "-" записывают все, что не понравилось, показалось скучным, осталось непонятным. в графу "?" (интересно0 вписать интересные факты, о которых узнали на занятии и о чем бы еще хотелось узнать по данной теме.
Задание на дом : Подготовить рассказ об одной достопримечательности Северского района.
Прощание с учащимися.
Педагог: Наше занятие заканчивается, на прощание я включаю вам песню "У похода есть начало" из кинофильма "Завтрак на траве." Кто ее знает, подпевайте.
Звучит песня " У похода есть начало".(муз. В. Шаинского, сл.М.Львовского). Демонстрация слайдов с фотографиями походов объединения " Туристско - краеведческий".
Литература:
- В.Харченко, А.Харченко, А.Кистерев У подножия Собера .История Северского района Краснодарского края(с древнейших времен до наших дней),2005 г.
- В.и А.Харченко, А.Кистерев Между Илем и Шебшем.1993 г.
- Информационный справочник 2013-2014 Северский район
- Самойленко А.А. Маршруты выходного дня в окрестностях Краснодара.2003 г.
- Ковешников В.Н.Путешествия по красавице Кубани.2012 г.
- Отдых и путешествия на Кубани.Энциклопедия.Краснодар-2010 г.
- План-схема "Северский район"
- План-схема " Собер-Оашх"
- План-схема "Горный массив Папай"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия Тема занятия: «Dreamland of seasons» («Волшебный мир времен года»)
Конспект открытого занятия на тему "Волшебный мир времен года" для учащихся 3-4 класса...
ПЛАН - КОНСПЕКТ открытого занятия творческого коллектива «Палитра». ТЕМА занятия: «Введение в предмет».
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ПЕЧАТНИКИ» ...
План-конспект открытого урока по астрономии в рамках районного семинара.Тема урока: «Атмосферное давление».Тема урока: «Агрегатные состояния вещества».
«Развитие и поддержка талантливых и одаренных детей в системе воспитания и дополнительного образования детей....
Конспект открытого занятия по РСВ и ФП на День открытых дверей 25.01.2017
Ученик - Архип Р., 3 класс А....
Конспект открытого занятия "Туристские достопримечательности Северского района".
Конспект содержит информационный материал по ознакомлению детей с туристскими достопримечательностями, районна, а также игры на тему туризма....
Конспект открытого занятия с использованием электронных образовательных ресурсов (с презентацией) «Подарки для зайчика»
Презентация занятия...
Конспект открытого занятия на тему: «Проверочная игра по командам по теме «Средства музыкальной выразительности»» (с использованием современных образовательных технологий и электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе)
Конспект открытого занятия на тему: «Проверочная игра по командам по теме «Средства музыкальной выразительности»» (с использованием современных образовательных технологий...