Марийские посиделки
план-конспект занятия (5 класс) по теме
На этом мероприятии большое внимание уделяется родной речи, родному языку. Не забывали обычаи и традиции своего народа. Прививается любовь к родному краю!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mariyskie_posidelki.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ РМЭ «Нартасская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VIII вида»
«Марийские посиделки»
(сценарий фольклорного праздника)
Подготовила и провела
учитель русского языка и чтения
Осипова Надежда Васильевна
Нартас
2014 год
Сценарий праздника «Марийские посиделки»
Цель: Воспитание патриотизма, приобщение детей к истокам народной культуры и духовности на основе марийского фольклора. Задачи: 1.Воспитание любви к родному краю, знакомству детей характерными особенностями марийского фольклора;
2.Воспитание нравственных качеств личности ребенка: доброты. Справедливости, правдивости, гордости за свой край и народ;
3.Развитие творческих способностей: детей на певческих навыков, актерского мастерства, музыкальности на основе разных жанров марийского фольклора.
Возраст детей: 14-15 лет
Звучит марийская народная песня( Унам вашлийме муро). Накрыт стол марийскими блюдами. Хозяйка готовится к встрече гостей (раскладывает рукоделие, поправляет свой костюм, смотрит в доме все ли в порядке.)
Хозяйка:
Вчера вечером приходили девушки, просились на посиделки.
Дочь хозяйки: Пусть приходят. Им в радость, да и нам веселей
Стук в дверь. (Звучит марийская народная мелодия. По парам входят девушки. У всех на руках что- то для работы: кто собирается вышивать, кто прясть, кто вязать) Они стучатся и говорят:
- Добрый вечер, Качырий кокай.
Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие, проходите, будьте как дома!
Девица: Не беспокойся, Качырий кокай, мы дома не лежим, а в гостях не стоим, языки у нас острые, а руки работящие.
(Хозяйка усаживает девушек на лавку, те достают рукоделие - вязание, вышивание, входят еще 3 девицы).
Хозяйка: Проходите, красавицы, у нас для каждого работа найдется и местечко и словечко.
Девица: Мы и рады к вам в гости идти. Смотрим, уж нас опередили.
(Хозяйка провожает девушек на лавку, гости достают рукоделие).
Хозяйка, (обращаясь к девицам): Редкий гость никогда не в тягость.
Гостю - почет, хозяину - честь.
Девица: Туда в гости любим ходить, где радостно встречают.
Хозяйка: Давно мы вас ждем – поджидаем, посиделок без вас не начинаем. Припасли мы для вас дел на всякий вкус: кому вязание, кому вышивание, кому сказку, кому правду, кому песни да пляски.
Хозяйка: Уж и бравый наш народ: на ложке - каждый третий, песню спеть - поставь любого, а плясать дай волю им - до утра без передышки. Утварь всю по дому справит, чашей полной дом тот станет, вышивкой украсит дом – просто любо жить – то в нем.
Сын хозяйки: Сейчас мы убедимся в мастерстве и ловкости наших красавиц. Ведь с детства не научишься, всю жизнь намучишься.
Кто хочет показать свое умение?
(Проводится игра “Кто быстрее смотает клубок” «Кö вашкерак мундырам пÿтыра»).
После игры звучит музыка, входят парни (по 2-4 человека)
Парни: Что за посиделки без юношей. Девушки со скуки помрут.
(Парни заходят играя на ложках.)
Парень:
Эй, девчата, выходите, с нами песню заводите,
Ведь марийский наш народ ловко пляшет и поет.
Девушки: Мы девчушки хоть куда (Начинается марийская песня «Пиалан улам»)
Хозяйка: небылицы говорить - значит знать наш предков язык. Ну –ка , парни, кто быстрее и шустрее насмешит нас веселушек?
(Парни переговариваются небылицам ……………………)
Парни:
Мы по улице гуляем и девчушек примечаем. Кто нам песенку споет, тот и в пляс с нами пойдёт?
(Девушки споют любимую песню)
Хозяйка:
Как известно всем, подружки- мастерицы петь частушки.
И вы, парни, не зевайте и стихи нам прочитайте.
Хозяйка: Вижу я, что вам поиграть захотелось, есть у меня для вас марийская игра.
(Игра на лаптях). (Йондалым пöрдыктен модмаш). Девушки встают в круг. Один из парней крутит лапти. На ком лапоть остановится, тот и вспомнит пословицы и поговорки о Родине, о здоровье, о учёбе.
Парень:
Много танцев есть на свете, мы их любим танцевать,
И на этих посиделках мы хотели б вам сплясать. (Танец верёвочка).
Хозяйка:
Дальше бой загадок-милых разрешите нам начать,
Кто-то пусть начнет - остальных прошу молчать.
(“Бой” загадок между гостями, загадки на любую тему.).
Хозяйка: Играми да плясками сыт не будешь. Славится наш народ гостеприимством да угощением знатным.
Чай горячий – наша сила, украшение стола.
“ С чая лихо не бывает!” - так в народе говорят.
Чай – здоровье, всякий знает, пей хоть пять часов подряд!
Сын хозяйки:
Мы вас к чаю приглашаем и задание назначаем,
Угадайте-ка, ребята, с чем мы чай вам наливаем.
(На подносе стоят заварочные чайники, в которых заварен чай. Задание - определить на вкус с чем заварен чай: листья малины, смородины, брусники, мяты).
Парень: Посидели, повеселились, пора и честь знать.
Девица: Спасибо Хозяюшка за веселье и за угощение.
Парни: За спасибо сыт не будешь, и давайте мы все вместе споём.
(Гости благодарят хозяйку за гостеприимство).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект фольклорного праздника "Марийские посиделки"
Фольклорный праздник иарийского народа. Тут и сказки, народные песни и пляски, игры....
Урок - проект "Классик марийской литературы М.Шкетан - наш земляк"
Урок - проект разработан для детей 8 класса.ОТражен весь этап работы над проектом.Ожидаемый результат- собственное сочинение о писателе....
Тест для 2-ог класса по (государственному)марийскому языку
Тест по марийскому(государственному )языку для 2-го класса....
Марийский национальный театр драмы им. М. Шкетана
План-конспект открытого урока по ИКН, включает в себя материалы из истории марийского театра, материалы о первых актерах и режиссерах....
Марийские народные музыкальные инструменты
Презентация подготовлена для открытого урока музыки и знакомит учащихся с марийскими народными музыкальными инструментами. Материал используется как часть регионального компонента в ...
Английские и марийские народные сказки как средство развития межкультурной компетентности на уроках английского и марийского языка
Выступление на IV Республиканская научно-практическая конференция "Инновационные технологии обучения иностранным языкам: от теории к практике". Из опыта работы учителя английского языка. Статья иурок ...
Марийские посиделки
Сценарий...