Развитие логического мышления средствами экскурсоводческой деятельности
методическая разработка по краеведению на тему

Лазаренкова Наталья Алексеевна

Данная работа посвящена проблеме развития логического мышления среди учащихся школ. 

В гуманитарной сфере знаний, как и в физико-математической, возможно применение логических задач, включение логических упражнений на уроке в игровой форме: например, решение логических зада по истории.  Длительным по времени, но более действенным способом можно признать работу с письменными источниками, составления текста, сочинения, устные выступления.

Учебным занятием, развивающим логическое мышление, и объединяющим игровую и мыслительную, можно назвать экскурсоведение.  

В работе рассмотрены вопросы, связанные с особенностями составления и проведения экскурсий, планированию экскурсионного маршрута и использования полученных навыков на практике.

Работа может быть полезна учителям, работающим в сфере дополнительного и общего образования со школьниками 4-11 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Развитие логического мышления 611 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Развитие логического мышления средствами экскурсоводческой деятельности»

Автор:

Лазаренкова Н.А.

Педагог дополнительного образования,

ДДТ "Павловский"

Санкт-Петербург

2014 год

Содержание

  1. Введение....................................................................................................3
  2. Глава I. Экскурсоведение как форма учебной работы..........................4
  3. Глава II. Логика в экскурсии....................................................................7
  4. Глава III. Развитие логического мышления средствами экскурсоведения на уроках краеведения..............................................10
  5. Заключение..............................................................................................14
  6. Список используемой литературы........................................................15
  7. Приложение.............................................................................................16

Введение

Цель: раскрыть и доказать функциональность экскурсоведения как полезной учебной формы занятий в развитии логического мышления учащихся.

Задача: показать практику применения экскурсоведения на примере коллективной экскурсии школьников по родному городу

Актуальность. Современный мир школьников – это быстрый поток информации, большое число "постов" (записей), персонажей на экране компьютера или смартфона. Как следствие частого общения с интернет-носителями нарушается концентрация внимания на учебном процессе, память и речь, а также многие факторы физического развития, как стрессоустойчивость, зрение. Частая смена картинок на экране препятствует выделению главного, интересующего более всего объекта, разграничению между нужными сообщениями, и второстепенными. Разнообразие информации ученик получает из учебной программы. При выполнении заданий по предметам перед ним стоит задача систематизации услышанного на уроках, обработки материала, конспектирования и др.

Для работы с большим объемом информации человек применяет такие операции мышления с применением логики как определение, классификация и категоризация, доказательство, опровержение, умозаключение, вывод и многие другие.

В школьном возрасте учащемуся необходимо тренировать логическое мышление для развития не только интеллектуальных, но и творческих, коммуникативных способностей.  

Обучение логики происходит при теоретическом изучении ее законов, но, в большей степени,  с помощью  практических занятий.

Тренировка практической логики обычно связана с прохождением разных тестов и решением задач на проверку уровня развития интеллекта (IQ). Такие способы позволяют оценить способности человека, но не позволяют применить логику в обычной жизненной ситуации.

В гуманитарной сфере знаний, как и в физико-математической, возможно применение логических задач, включение логических упражнений на уроке в игровой форме: например, решение логических зада по истории.  Длительным по времени, но более действенным способом можно признать работу с письменными источниками, составления текста, сочинения, устные выступления. Учебным занятием, развивающим логическое мышление, и объединяющим игровую и мыслительную, можно назвать экскурсоведение.  

Глава I. Экскурсоведение как форма учебной работы

Краеведение принадлежит к типу комплексных наук. Оно соединяет в себе сведения природоведческие (в свою очередь комплексные), исторические, искусствоведческие, по истории литературы, науки и т.д. Объединяющее начало состоит в том, что все эти сведения относятся к одной местности. Как верно подмечает Д.С. Лихачев в своей статье, краеведение не только наука, но и деятельность.

Как учебный предмет, краеведение входит в систему дополнительного образования детей. Эта педагогическая система, более школьной, позволяет делать акцент на развивающем виде обучения детей. Его главная цель - подготовка учащихся к самостоятельному освоению знаний, поиску истины, а также к независимости в повседневной жизни. Учитель выступает в качестве организатора поискового процесса, не просто "передатчика", транслятора знаний и истины. Он организует процесс, активизирующий память, восприятие, воображение, разные формы мышления учащихся. Данный вид обучения стимулирует проявление активности, инициативы, самостоятельности и творчества у учащихся, учит искусству решения научных и практических задач, опыту творческого решения теоретических и практических задач. [1]

Краеведение является не только предметом, но и способом познания. Существует большое количество форм изучения истории родного края на уроках по краеведению.

Одним из направлений краеведческой деятельности является экскурсоведение.

Экскурсия (от лат. excursio — прогулка, поездка) — коллективное или индивидуальное посещение музея, достопримечательного места, выставки, предприятия и т. п.

Это – процесс наглядного познания окружающего мира; особенностей природы, современных и исторических ситуаций, элементов быта, т.е. достопримечательностей определенного города или региона заранее избранных объектов, которые изучаются на месте их расположения.[2]

В педагогической деятельности, экскурсия – это вид учебной работы, одна из интересных, творческих, в то же время сложных форм обучения, всестороннего развития детей; способствует формированию нравственно-патриотического, эстетического воспитания,  интеллектуальных способностей, коммуникативных качеств обучающегося.

Такая форма учебной работы предполагает две основные роли ученика: экскурсант и экскурсовод.

В первом случае, ученик исполняет роль слушателя. В его задачу входит фиксация и осмысление услышанной информации, участие в диалоге с экскурсоводом, выполнение творческих заданий. Во втором случае, ученик – ведущий, в цели и задачи которого входит не только грамотное изложение материала, но и общение с экскурсантами, построение маршрута, логических связок и заключений представленного материала. Роль непосредственного руководителя процесса способствует проявлению лидерских качеств, формированию коммуникативной культуры, развитию речи, творческих способностей, логического мышления. Именно такую форму учебного процесса, когда ученик берет на себя функцию ведущего, можно признать более полноценной, всесторонне развивающей.

Первоочередным для экскурсовода является составление плана экскурсии, ее цели и задачи.

В ходе экскурсионного процесса экскурсовод помогает экскурсантам увидеть объекты, на основе которых раскрывается тема (первая задача), услышать об этих объектах необходимую информацию (вторая задача), ощутить величие подвига, значение исторического события (третья задача), овладеть практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа экскурсионных объектов (четвертая задача).[3]

Общими признаками для всех экскурсий являются:

  1. Протяженность по времени проведения от одного академического часа (45 мин) до одних суток.
  2. Наличие экскурсантов (группы или индивидуалов).
  3. Наличие экскурсовода, проводящего экскурсию.
  4. Наглядность, зрительное восприятие, показ экскурсионных объектов на месте их расположения.
  5. Передвижение участников экскурсии по заранее составленному маршруту.
  6. Целенаправленность показа объектов, наличие определенной темы.
  7. Активная деятельность участников (наблюдение, изучение, исследование объектов).

Этапы подготовки экскурсии:

  • Определение цели и задач экскурсии. Выбор темы.
  • Отбор литературы и составление библиографии. Знакомство с экспозициями и фондами музеев по теме.
  • Отбор и изучение экскурсионных объектов.
  • Составление маршрута экскурсии.
  • Объезд или обход маршрута.
  • Подготовка контрольного текста экскурсии.
  • Комплектование «портфеля экскурсовода».
  • Составление методической разработки (технологической карты экскурсии).
  • Составление индивидуальных текстов.
  • Прием (сдача) экскурсии.
  • Утверждение экскурсии.[4]

При подготовке к проведению экскурсии учащемуся необходимо справиться с выполнением вышеупомянутых этапов. Мы обращаем внимание на развитие следующих качеств:

  1. Внимание
  2. Логическое мышление
  3. Интеллектуальное развитие
  4. Творческое мышление
  5. Коммуникативная культура
  6. Индивидуальные лидерские качества

Одним из первоочередных критериев правильно построенного экскурсионного рассказа является логика.

Глава II. Логика в экскурсии

Логика (греч. λογική – наука о мышлении, от λόγος – слово, речь, разум, рассуждение) – наука о законах, формах и приемах познания мира на ступени абстрактного мышления, а также о языке как средстве такого познания. Основная цель логики – выяснение условий истинности познания, выработка эффективных логических аппаратов и правильного метода познания.[5]

Логика изучает способы достижения истины в процессе познания опосредованным путём, не из чувственного опыта, а из знаний, полученных ранее, поэтому её также можно определить как науку о способах получения выводного знания. Одна из главных задач логики - определить, как прийти к выводу из имеющихся предпосылок и получить истинное знание о предмете размышления, чтобы глубже разобраться в нюансах изучаемого предмета мысли и его соотношениях с другими аспектами рассматриваемого явления.

Применение логического мышления необходимо практически в любой области человеческой деятельности, в точных и гуманитарных науках, в экономике и бизнесе, риторике и ораторском мастерстве, в творческом процессе и изобретательстве. В одних случаях применяется строгая и формализованная логика, например, в математике, философии, технике. В других случаях логика лишь снабжает человека полезными приемами для получения обоснованного вывода, например, в экономике, истории или просто в обычных «жизненных» ситуациях.[6]

Развитие логического мышления - необходимая составляющая педагогического процесса. Прямое влияние "тренировка" логики оказывает на формирование интеллектуальных способностей, речи, памяти человека, воображения, эмоций.

В экскурсоводческой деятельности развитие логики играет особую роль. Как бы ни были обширны знания экскурсовода, только с помощью логики в ясной и определенной форме они могут быть доведены до аудитории.

Содержание материала любой экскурсии, форма преподнесения экскурсионного материала и показ объектов, должны строиться на основе требований логики - науки о законах и формах, в которых протекает человеческое мышление. Эти законы должны найти отражение в экскурсионном рассказе, построении речи экскурсовода, а также в видах экскурсионного анализа.

К числу логических законов относятся: определенность, непротиворечивость, последовательность, обоснованность. Логическая форма - структура, строение мыслей. Логические приемы - сравнение, анализ, синтез, абстрагирование и обобщение.

Логика - основа экскурсии, от которой зависит не только первичное, теоретическое построение структуры рассказа, но и последующая публичная "защита", презентация материала для слушателей.

 В задачи каждого экскурсовода входят:

- обеспечение доказательного изложения экскурсионного материала с помощью убедительных доводов и прежде всего умелого использования зрительных аргументов

- определение логической последовательности в освещении исторических событий, характеристике фактов и примеров;

- формулирование выводов, заключающих словесную часть экскурсии и ее зрительный ряд;

- выбор логической схемы в использовании каждого методического приема показа и рассказа;

- выработка оптимальной композиции экскурсии, ее структуры, обеспечивающей логическое раскрытие темы.

Логическое построение материала экскурсии оказывает целенаправленное воздействие на экскурсантов, обеспечивает наиболее полное понимание и запоминание показанного и рассказанного экскурсоводом. Логика мыслей и действий руководителя экскурсии вызывает интерес экскурсантов, приковывает их внимание к теме, заставляет самостоятельно мыслить по поводу излагаемого материала, подводит экскурсантов к правильным умозаключениям.

Логика – необходимый компонент в экскурсии для построения интересного, доступного для понимания текста, выделения объектов на маршруте и логического объединения их в общее повествование.

Цельность экскурсионного рассказа определяют логические переходы между остановками рассказчика – «мостики-переходы». Это – опорная конструкция в логике экскурсии.

Главная особенность логического перехода состоит в том, что он является связующим и для частей показа (между собой), и для частей рассказа. Он представляет собой словесно-зрительный мостик между зрительными объектами и словесно излагаемыми основными вопросами и подтемами. Хорошо составленные логические переходы придают экскурсии стройность, обеспечивают последовательность в изложении материала, являются гарантией того, что следующая подтема будет восприниматься с интересом.

Исходя из этого, можно сделать вывод: знание законов и требований логики, умелое применение их в ходе подготовки и проведения экскурсии являются основой эффективности экскурсионного процесса. Логическая стройность и хронологичность в экскурсии - важные условия восприятия экскурсионного материала.

Глава III. Развитие логического мышления средствами экскурсоведения

на уроках краеведения

Мы рассмотрим один из способов развития логического мышления школьников на примере занятий в краеведческом объединении.

Учащиеся в выбранной группе систематически проходят подготовку в выполнении и проведении экскурсий.

Учебная программа "Юный экскурсовод":

Обучающиеся должны знать:

  1. Основные исторические даты г. Павловска, г.Пушкина, г. Санкт-Петербурга.
  2. Отличительные черты архитектурных стилей СПб: раннего барокко,
    Елизаветинского  барокко,  раннего классицизма,  высокого  классицизма,
    ампира. Узнавать изученные на занятиях памятники    архитектуры СПб ХУШ -первой четверти XIX в.
  3. Творчество архитекторов, представителей этих стилей.
  4. Важнейшие исторические,  архитектурные,    скульптурные   памятники   Павловска, Пушкина, Петербурга.
  5. Владельцев Павловска с 1777 г. по 1917 г.
  6. Этапы формирования Павловского парка, сохранившиеся и утраченные павильоны в нем.
  7. Правила дорожного движения для пешеходов, правила поведения в транспорте, на природе, правила поведения в музеях.

Обучающиеся должны уметь:

  • Работать с энциклопедией, словарями, справочниками.
  • Найти исторические сведения, статью в краеведческих источниках.
  • Самостоятельно   описывать   памятник,   павильон   парковый,   здание, являющееся памятником архитектуры по плану.
  • Применять полученные знания на практике: составлять небольшие экскурсии, участвуя в коллективных экскурсиях;

Для подготовки к проведению экскурсии:

  1. выбрать тему экскурсии, определить её цель, задачи;
  2. составить маршрут экскурсии, выбрать правильные точки обзора на каждой остановке;
  3. подобрать и отобрать литературу, материал для экскурсии, описать остановки на маршруте;
  4. правильно, по плану описывать объекты на экскурсии;
  5. ориентироваться по планам Павловска, Пушкина, Петербурга, карте Ленинградской области.
  6. целенаправленно работает над постановкой голоса, культурой речи;
  7. умеет организовать группу на маршруте;

Обучение юного экскурсовода начинается с работы по составлению текста. Пользуясь литературными и интернет - ресурсами, учащийся должен выстроить текст рассказа по одному объекту, следуя определенной логической схеме: название объекта, автор и годы постройки/создания, описание объекта, исторические периоды существования объекта, современное состояние. После составления подобного текста учащийся составляет логические переходы ("мостики-переходы") между текстами о разных объектах, связывая их в единое повествование. При рассказе экскурсионной остановки учащийся должен совмещать устный рассказ с показом объекта по иллюстрации. Такое задание требует концентрации внимания, тренировки памяти, следование логически установленному плану рассказа. Публичное выступление перед слушателями (экскурсантами) требует отработки четкой речи, правильной дикции, коммуникативной культуры.

В рамках программы проходит подготовка, как индивидуальных экскурсий, так и групповых: для учеников распределяются объекты, по которым каждый готовит отдельный рассказ. В течение отведенного экскурсионного времени группа экскурсоводов должна самостоятельно, под наблюдением педагога, провести группу экскурсантов, создав максимально комфортные условия для восприятия рассказа и заинтересованности слушателей, прохождения по местности маршрута.

Проведении коллективной экскурсии, как вид взаимодействия в малой группе, позволяет оценить степень мотивации участников, а также вовлеченности участников в процесс.

Практическая работа№1: коллективная экскурсия по исторической улице города – "Путешествие во времени. Конюшенная улица"

Участники - 7 человек (учащиеся 7-9 классов)

План работы:

1. Выделение объектов на местности

2. Распределение между учащимися объектов для рассказа

3. Работа с источниками информации, картой

4. составление текстов и логических "мостиков-переходов" для каждой остановки

5. проведение пробной экскурсии (репетиция на местности)

6. Проведение экскурсии для экскурсантов: педагогов, школьников города

Выполнение задания (учебный год 2014/2015):

Октябрь-ноябрь - подготовка и обсуждение плана экскурсии, сбор информации в Музее истории города Павловска, индивидуальная работа с текстами каждого участника

26 ноября - презентация экскурсии на районном конкурсе среди школьников "Юный экскурсовод" в г. Павловск (Илл. 1, 2)

10 декабря - первая пробная экскурсия по Конюшенной улице для участников детского объединения "Умелица" ДДТ "Павловский" (Илл. 3,4)

4 марта - репетиция экскурсии на местности, работа с иллюстрациями (Илл. 5)

26 марта - проведение экскурсии по Конюшенной улице для педагогов ДДТ "Павловский" (Илл. 6-9)

На развитие логического мышления школьника при проведении экскурсии влияет задача сопоставлять рассказ и показ объекта на местности и по иллюстрации:  построение "мостика-перехода" к рассказу следующего человека. Сложность здания определяется фактором спонтанности действия на местности. Запланированный план маршрута может изменяться в зависимости от климатических условий, дорожных работ, количества экскурсантов (при увеличении участников группы возможно изменение место постановки группы у объекта), форс-мажор. При изменении плана маршрута ученику необходимо на местности принимать решение о перестановке группы, сокращении остановки, а значит и изменении логической связки со следующим объектом.

Результат: при проведении экскурсии в течение учебного года учащиеся отрепетировали свои индивидуальные выступления, дополняя текст новыми  сведениями о зданиях на улице, добавляя новые остановки в маршруте. Фактор спонтанности действий появлялся на каждом этапе работы. Так презентация экскурсии прошла без двух участников, что потребовало собранности команды и кратком рассказе о запланированных остановках. В работе экскурсовода важна роль эрудиции, памяти, интеллектуальных способностей. При проведении экскурсии на местности сложность для рассказчиков составлял звуковой шум улицы, а также климатические условия (резкое понижение температуры), из-за чего появилась необходимость сокращения рассказа.  Дополнительная репетиция экскурсии на улице помогла участникам экскурсии выстроить логические переходы на маршруте, учитывая новые добавленные остановки. Задачами экскурсоводов на первой и последней остановке были приветственные и заключительные слова. Одной из форм подведения итогов является краткий опрос слушателей: экскурсоводы задают по своим остановкам вопросы для экскурсантов, проверяя их внимание. Это способствует дополнительной отработке материала и тренировке логического мышления учащихся.

Несмотря на положительную оценку экскурсии слушателями, стоит отметить общую неточность учащихся: для каждого юного экскурсовода была характерна тенденция к концентрации на тексте и рассказе в ущерб показу объекта на местности и по иллюстрации.

Маршрут данной экскурсии был подготовлен совместно с руководителем коллектива. Следующее задание было разработано для индивидуальной тренировки учеников по составлению подобного маршрута.

Практическая работа №2: Составление плана маршрута экскурсии по улицам города Павловска. Основа маршрута - Конюшенная улица.

Задача: определить на карте центрального района Павловска известные исторические здания, связать эти "объекты" в единый логичный маршрут. Начинаться и заканчиваться экскурсия должна на Конюшенной улице.

Участники: 5 школьников (7-9 класс)

Выполнение задания: каждый учащийся получил фрагмент карты г. Павловска, на котором составил свой индивидуальный маршрут экскурсии. (Илл. 10)

Итоги: по результат данного задания была составлена диаграмма (Илл. 11). При выполнении практического задания двумя участниками были нарушены правила (начало и окончание маршрута - на Конюшенной улице): по их собственному мнению более логичным завершением должна была стать остановка на Госпитальной улице у здания Первой школы в городе. Также двое учащихся постарались использовать максимальное количество найденных объектов на карте, несмотря на некоторую нерациональность длительных переходов между ними. Все пять участников учитывали при составлении маршрута исторический смысл объединенных объектов.

Заключение

Развитие логического мышления является важнейшим и непременным условием адаптации школьника в современном мире, усвоения учебной программы, анализа и систематизации полученной информации.

Одной из форм учебной практики, способствующей развитию логики, можно признать экскурсоведение.

Логические законы в процессе подготовки и проведения экскурсий играют важную роль. Вся экскурсионная методика, ее приемы построены с учетом законов и требований логики. Участие в экскурсиях должно способствовать формированию логического мышления у участников мероприятий. Работа экскурсовода по подготовке и проведению экскурсий ведется с учетом законов и требований логики, заставляет логически мыслить самого экскурсовода.

Значимую роль в  публичном выступлении экскурсовода играет формирование навыков, опыта проведения экскурсий на местности. Знание законов логики и применения ее в написании текста, логических переходов поможет грамотно овладеть этим видом деятельности и применять полученные знания в других профессиональных сферах.


Список использованной литературы

  1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2000. – 314 с.
  2. Добронравов И. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
  3. Долженко Г.П. Экскурсионное дело: Учебное пособие. Издание второе, исправленное и дополненное – Москва: ИКЦ «МарТ», 2006. – 304 с.
  4. Емельянов Б.В. Организация работы курсов по переподготовке и подготовке экскурсоводов. – М.: Турист, 1989. – 118 с.
  5. Емельянов Б.В. Экскурсоведение: Учебник. – 5-е изд. – М.: Советский спорт, 2004.              – 216 с.
  6. Кулаев К.В. Экскурсионная деятельность: теоретические и методологические основы. – М.: Турист, 2004. – 96 с.
  7. Лисицына Т. Б. Экскурсия – педагогический процесс [Текст] / Т. Б. Лисицына // Молодой ученый. 2012. №6. С. 401-404.
  8. Маслюкова Т.А. Экскурсоведение: Методика подготовки и проведения экскурсии: Учеб. пособие. – Шахты, 2003. – 66 с.
  9. Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром, 80 с.
  10. Смирнова Е.О. Детская психология. М.: Владос , 2003. – 368 с.

Электронные ресурсы:

  1. Логическое мышление - развитие логики [Электронный ресурс: http://4brain.ru/logika/].
  2. Лихачев Д.С. Русская культура. — М.: Искусство, 2000. — С. 159—173. [Электронный ресурс: http://likhachev.lfond.spb.ru/Articles/kra.htm].
  3. Экскурсоведение как наука [Электронный ресурс: http://tent-shop.ru/tent-ekskursovod/shop-en/].

Приложение

 

Илл. 1. Презентация экскурсии "Путешествие во времени. Конюшенная улица"

 

Илл. 2. Выступление на конкурсе "Юный экскурсовод"

Илл. 3,4. Первое проведение экскурсии на местности

Илл. 5. Репетиция экскурсии, работа с иллюстрациями

Илл. 6-9. Экскурсия по Конюшенной улице для педагогов ДДТ "Павловский"

 

 

 

 

Илл. 10. Пример фрагмента карты центра г. Павловск, пять составленных учащимися маршрута на карте

Илл. 11.  Итог выполнения задания "Составление маршрута экскурсии по карте центрального района г. Павловск


[1] Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. СПб., 2000. С. 92-93.

[2]Долженко Г.П. Экскурсионное дело: Учебное пособие. Издание второе, исправленное и дополненное. М., 2006. С. 28

[3] Емельянов Б.В. Экскурсоведение: Учебник. – 5-е изд. – М.: Советский спорт, 2004. – 216 с.

[4] Емельянов Б.В. Экскурсоведение: Учебник. – 5-е изд. – М.: Советский спорт, 2004. – 216 с.

[5] Добронравов И. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.

[6] Логическое мышление - развитие логики [Электронный ресурс: http://4brain.ru/logika/].  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕОРИИ МНОЖЕСТВ ПРИ РЕШЕНИИ НЕСТАНДАРТНЫХ ЗАДАЧ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

 Современные математики больше имеют дело с множествами и операциями над ними, поэтомунеобходимо изучать в школе множества и учить применять полученные знания на практике.Прежде всего надо...

ИСТОРИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В 7 КЛАССАХ

Проблемы развития логического мышления.Исторические задачи как средство развития логического мышления  на уроках истории.Развитие уровня логического мышления на практике.  ...

Практические домашние работы по информатике как средство развития логического мышления

Формирование логического мышления – важная составная часть педагогического процесса. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциа...

Консультация для воспитателей «Дидактическая игра- важное средство развития логического мышления детей дошкольного возраста».

Здесь вы узнаете, что игра является важным средством развития логического мышления ....

Консультация для родителей на тему "Игра как средство развития логического мышления у детей"

Используя игру при организации повседневных домашних дел, можно научить малыша многому полезному и интересному....

Доклад "Применение нестандартных заданий как средство развития логического мышления учащихся на уроках математики"

Доклад "Применение нестандартных заданий как средство развития логического мышления учащихся на уроках математики"...

Развитие логического мышления во внеурочной деятельности по математике в условиях введения ФГОС

Я хочу уделить внимание тому, как важно развивать логическое мышление обучающихся во внеурочной деятельности по математике....