Толерантность в дошкольном возрасте
методическая разработка по краеведению на тему
Предварительный просмотр:
Диагностика этнотолерантности старших дошкольников.
Предмет диагностики: изучить особенности проявления этнотолерантности у детей старшего дошкольтного возраста и своеобразие отношения взрослых (воспитателей и родителей) к воспитанию этнотолерантности у дошкольников.
Комплексная методика включает в себя два направления: диагностическое исследование этнотолерантных установок дошкольников и взрослых.
Цель первого направления диагностики: определить особенности проявления этнотолерантности у детей 5-7 лет.
Задачи:
- Определить уровень знаний о расовых, национальных и культурных особенностях людей и изучить интерес к сверстнику другой расы (национальности).
- Определить уровень развития у детей 5-7 лет эмоционального компонента этнотолерантности.
- Выявить уровень сформированности представлений у детей старшего дошкольного возраста об уважительном, доброжелательном отношении к детям другой национальности и умений налаживать дружеские взаимоотношения с ними.
В соответствии с поставленными задачами проводятся следующие задания:
- беседы,
- три экспериментальных ситуации («Выбери напарника для игры», «Нужен твой совет», «Невыдуманная история»).
«Педагогическая диагностика как инструмент познания и понимания ребенка дошкольного возраста» ч.2, РГПУ им. А.И.Герцена, СПб 2008
Индивидуальная беседа с ребенком № 1
(адаптивная методика Е.И. Николаевой, М.Л. Поведенок)
Цель: изучить особенности представлений детей о расовых, национальных и культурных особенностях людей, выявить интерес к обсуждению вопросов о расах и этносах.
Стимульный материал: глобус, карта мира с изображением жителей земли.
Предъявление задания:
- Посмотри на глобус (карту мира) – как много на земле разных морей, земель, рек, гор… Знаешь, на планете есть несколько континентов – огромных территорий, которые называются: Африка, Америка, Евразия, Австралия.. На них расположено множество стран, в которых живут люди, не похожие друг на друга внешне. Например, у них кожа отличается друг от друга по цвету.
- Людей, с каким цветом кожи ты знаешь? Где они живут – назови, а я покажу на карте (глобусе).
Если ребенок не может на вопросы, то взрослый дополнительно спрашивает у него: - Какого цвета твоя кожа? Все называют нас людьми белой расы. На каких континентах, в каких странах еще живут люди белой расы?
- А ты знаешь, что в Африке живут негры? Мы называем их людьми черной расы.
- А в Азии живут с желтым цветом кожи.
- Ты бы хотел(а) бы поиграть с детьми другой расы? Какой?
- Знаешь ли ты, что на земле живут люди разных национальностей?
- Какие национальности ты знаешь?
- Хотел(а) бы ты поиграть с детьми других национальностей? Каких?
- Как ты думаешь, в какие игры играют эти дети? В какие игры играли бы Вы?
- Знаешь ли ты, что в разных странах люди по-разному отмечают праздники?
- Ты бы хотела(а) узнать как отмечают праздники дети в других странах?
- А как ты думаешь, какие праздники отмечают дети всех национальностей?
Индивидуальная работа с ребенком № 2.
Цель: определить своеобразие представлений детей о национальностях России, национальных и культурных особенностях жизни сверстников «ближнего зарубежья», а также изучить интерес дошкольников к этническим проблемам.
Вопросы детям:
- Знаешь ли ты, что в России живут люди различных национальностей?
- Какие национальности ты знаешь, которые живут в России?
- Кто ты по национальности?
- Есть ли в твоей семье родственники другой национальности? Какой?
- Есть ли среди твоих друзей дети другой национальности? Какой?
- Что ты можешь о них рассказать?
- Хотел бы познакомиться с детьми другой национальности? Почему?
- Хотел бы ты поиграть с детьми другой национальности? Почему?
- В какие игры ты бы поиграл с детьми другой национальности?
Способы обработки и анализа ответов детей на вопросы бесед №№1-2
В процессе бесед фиксируются и оцениваются баллами ответы детей на вопросы с позиции проявления этнотолерантных установок.
- Проявление когнитивного компонента этнотолерантности (представления детей, их полнота, системность, стремление к получению новых знаний…).
- 1 балл – представления отсутствуют, иногда ошибочны или отрывочны, бессистемны, ребенок не проявляет стремления к их расширению.
- 2 балл – представления о расовых, национальных и культурных особенностях людей мира отсутствуют или очень фрагментарн; представления о национальном составе жителей России и о национальностях своих родственников и друзей находятся в стадии становления, формализованы, не осознанны, получены исключительно из житейского опыта, не системные, ребенок проявляет ситуативное желание пополнить свои знания, иногда задавая ответные вопросы экспериментатору.
- 3 балла – представления более полные, не достаточно систематизированные, основаны на личном опыте и опыте просмотра телепередач, кинофильмов, реже – на литературном опыте; ребенок стремится к получению новых знаний, задавая экспериментатору вопросы, выясняя у него справедливость своего мнения, вызывая его на обсуждение некоторых вопросов, высказывание им личного мнения.
- Проявление эмоционального компонента этнотолерантности (интерес к представителям разных этносов, желание организовать содержательную совместную деятельность с детьми других национальностей).
- 1 балл – интерес к этнической проблематике отсутствует, часто проявляется сдержанно-негативное отношение к людям других рас и национальностей; ребенок не хочет знакомиться и играть с другими детьми.
- 2 балла – отношение к сверстнику другой национальности индифферентно, интерес не устойчив, изменяется под воздействием внешней ситуации, личных желаний и потребностей; в целом ребенок проявляет не ярко выраженное желание познакомиться и поиграть с иностранными сверстниками, но при этом не может мотивировать свою позицию.
- 3 балла – интерес к представителям разных этносов выражен достаточно ярко и усиливается в процессе общения с экспериментатором по этой проблеме; ребенок проявляет желание налаживать с разными людьми добрые бесконфликтные отношения, организовывать совместную деятельность с детьми других национальностей (познакомиться и поиграть со сверстниками других национальностей), при этом мотивируют и аргументируют свою позицию.
Результаты анализа ответов детей заносятся в таблицу.
Ф.И. ребенка, возраст | Компоненты этнотолерантности | ||||
Когнитивный (представления) | Эмоциональный (интерес) | ||||
о расовых, национальных и культурных особенностях людей мира | о национальном составе жителей России | представления о национальных своих родственников и друзей | к представителям разных этносов | к совместной деятельности с детьми разных наций |
Экспериментальная ситуация «Выбери друга для игры»
(адаптированная методика Е.И. Николаевой, М.Л. Поведенок)
Цель: выявить у детей старшего дошкольного возраста особенности эмоционального отношения к детям другой национальности (расы).
Стимульный материал: изображения детей различных рас (европеоидная раса, негроидная, монголоидная), различных национальностей (англичане, китайцы, индийцы, африканцы, русские, армяне, грузины, украинцы…).
Предъявление задания: представляет собой игровою ситуацию, в которой перед ребенком располагаются изображения детей различных рас ( в каждой паре мальчик и девочка) и предлагается выбрать того, с кем хотелось бы играть.
1 этап: ребенку предлагается выбрать 1-2 рисунка из набора. По поводу каждого выбора задаются следующие вопросы:
- Почему выбран этот ребенок (пара детей)?
- Что нравится в нем?
- Что не очень нравится?
- Как ты думаешь, какой у него характер?
- А как он себя ведет?
- Как ты думаешь, он любит играть? Какие игры он любит?
- Ты хотел бы с ним поиграть?
- Что бы ты хотел узнать, спросить у этого ребенка?
- Как ты будешь относиться к этому ребенку, если он придет к нам в гости?
- Ты хотел бы подружиться с этим ребенком?
2 этап: ребенку предлагается набор рисунков детей различных национальностей, одетых в национальные костюмы. Последовательно задаются вопросы предыдущей серии.
Экспериментальная ситуация «Нужен твой совет»
Цель: изучить особенности представлений у детей 5-7 лет о необходимости уважительного, доброжелательного отношения к детям другой национальности и знание способов налаживания дружеских взаимоотношений с ними.
Предъявление задания: воспитатель приходит в группу и рассказывает ребенку о том, что в соседнем детском саду появился мальчик, который приехал из другой страны, он плохо говорит на русском языке, с ним никто не хочет играть, все дети над ним смеются, его обижают и не разговаривают с ним, поэтому этот мальчик очень грустит и не хочет ходить в детский сад. Далее задается вопрос: «Что можно посоветовать детям из группы, в которой находится этот мальчик?»
В случае затруднения, воспитатель задает ребенку следующие вопросы:
- Можно ли так поступать с ребенком, который приехал из другой страны?
- Почему нельзя смеяться над этим ребенком?
- Как надо себя вести в присутствии ребенка, который плохо понимает русский язык?
- Как надо относиться к детям, которые приезжают к нам из других стран, к детям другой национальности (расы).
Экспериментальная ситуация «Невыдуманная история»
Цель: выявить уровень сформированности представлений у детей 5-6 лет об уважительном, доброжелательном отношении к детям другой расы и умений налаживать дружеские взаимоотношения с ними.
Стимульный материал: для решения проблемной ситуации предлагается коллаж по содержанию рассказа воспитателя, на которой схематично изображены герои ситуации: в центре – афро-американская девочка, справа – дети, которые обижали девочку (-), а слева дети, которые с ней подружились (+). В каждой группе детей имеется силуэт «без лица», с которым ребенок может соотнести то место, которое он бы занял в данной ситуации.
Предъявление задания: воспитатель рассказывает ребенку ситуацию: «Представь себе, что вчера ты гулял с мамой на детской площадке. Было много детей, все весело…(в зависимости от сезона) катались с горки, играли в снежки и веселились. И вдруг на площадке появилась девочка, у которой были черные кудрявые волосы и темная кожа. Несколько детей решили с ней подружиться и стали играть, делились своими игрушками, а другие дети начали ее обижать, не хотели с ней разговаривать, смеялись над девочкой, потому, что она не была похожа на всех остальных детей. Посмотри, я нарисовала про этот случай картинку (показ)».
Далее задаются вопросы:
- Могла ли случиться это история в реальной жизни?
- А в какой группе детей находился бы ты? Покажи «свое место» в этой ситуации. Почему бы ты был среди этих детей?
- Как ты думаешь, почему одни дети стали обежать девочку-негритянку, а другие начали ее защищать и играть с ней, были не против того, чтобы с ней подружиться?
- А что говорили те дети, которые обижали девочку-негритянку?
- Как ты думаешь, каким образом другие дети защищали девочку, непохожую на других?
Способы обработки и анализа материалов экспериментальных ситуаций.
В ходе обсуждения экспериментальных ситуаций фиксируются и оцениваются баллами ответы детей на вопросы с позиции проявления этнотолерантных установок.
- Проявление когнитивного компонента этнотолерантности (представления детей, их полнота, системность)
- 1 балл – представления о необходимости уважительного, доброжелательного отношения к детям другой национальности и знание способов налаживания дружеских взаимоотношений с ними отсутствуют.
- 2 балла – ребенок имеет довольно формализованные представления о необходимости уважительного, доброжелательного отношения к детям другой национальности; совместную игру рассматривает как основной способ налаживания дружеских взаимоотношений с ними.
- 3 балла – представлений о необходимости уважительного, доброжелательного отношения к людям и детям другой национальности, а так же знание способов налаживания дружеских взаимоотношений с ними сформированы на начальном уровне; ребенок более осознанно подходит к вопросу налаживания дружеских отношений с детьми других рас и национальностей, считая важным для этого не только игру, но и содержательное общение, выражая при этом желание самому другой язык или помочь иностранцу освоить русский язык.
- Проявление эмоционального компонента этнотолерантности (интерес к представителям разных этносов, желание организовывать содержательную совместную деятельность с детьми других национальностей).
- 1 балл – ребенок отказывается от общения и совместных игр с детьми различных рас и национальностей, дает им отрицательную эмоциональную оценку, не может определить свое отношение к детям других национальностей и рас.
- 2 балла – интерес к напарнику для игры и общения основан на общепозитивном отношении к сверстникам; ребенок проявляет не яркое желание «в общем» узнать «про жизнь, интересы» детей, и более заинтересованы в информации об играх и игрушках детей различных рас и национальностей; проявляет желание познакомиться с «другими» детьми, поиграть, показать свои игры и игрушки.
- 3 балла – интерес и желание к совместной деятельности с детьми разных этносов выражен более ярко, проявляется в желании подробнее узнать не только про игры, игрушки, праздники, но и про природу, историю, культуру, язык и другие способы общения в других странах, а также про расовые и национальные особенности иностранных детей.
- Проявление поведенческого компонента этнотолерантности (практические умения общения и взаимодействия с представителями других рас и национальностей).
- 1 балл – практические умения не сформированы и проявляются только в высказываниях о необходимости соблюдения правил вежливого общения по указанию взрослых.
- 2 балла – умения организовывать общение и совместные игры находится в стадии становления, проявляются фрагментарно, определяются личными интересами ребенка; умения действовать в конфликтной ситуации отсутствуют, ребенок стремиться обратиться за помощью взрослого.
- 3 балла – умения общаться и взаимодействовать с детьми – представителями других рас и национальностей находится в стадии становления, выражаются в речи-рассуждении о нормах и правилах взаимодейтсвия, освоенных с помощью взрослых; умения действовать в конфликтной ситуации межэтнического общения развиты на начальном уровне, определяются общими толерантными установками ребенка или ранее слышанными объяснениями взрослых.
Результаты заносятся в таблицу.
Ф.И. ребенка, возраст | Компоненты этнотолерантности | |||||
Когнитивный | Эмоциональный | Поведенческий | ||||
Знания о правилах доброго отношения к людям другого этноса | Знание способов дружеских отношений с ними | Интерес к общению с «Другими» детьми | Мотив этого интереса | Умения общаться с детьми других этносов | Отражение в речи мотивов позитивного взаимодействия с детьми других этносов |
Совокупный анализ результатов проводится по следующим критериям:
- Ведущий уровень проявления этнотолерантности (перцептивный, когнитивный, эмоционально-оценочный, поведенческий);
- Проявление когнитивного компонента этнотолерантности (представления, их полнота, системность, стремление к получению новых знаний…);
- Проявление эмоционального компонента этонотолерантности (интерес к представителям разных этносов, желание налаживать с ними добрые бесконфликтные отношения, организовывать содержательную совместную деятельность с детьми других национальностей…);
- Проявление поведенческого компонента этнотолерантности (практические умения общения и взаимодействия с представителями других рас и национальностей).
При этом можно рассматривать содержательные компоненты проявления толерантности у дошкольников на следующих уровнях:
- Перцептивном уровне – восприятие внешности человека другой расы, другой культуры;
- Когнитивном – относительно устойчивый познавательный интерес к его личности, этнокультурным особенностям;
- Эмоционально-оценочном – эмоционально-положительные или отрицательные суждения и отношение к людям разных социально-культурных групп;
- Поведенческом – стремление и умение устанавливать доброжелательно опосредованные и не опосредованные контакты с окружающими.
В соответствии с ними выявляются 3 группы дошкольников:
Дети с низким уровнем этнотолерантности, который проявляется преимущественно на перцептивном уровне, т.е. они ориентируются исключительно на внешние особенности людей и сверстников других национальностей, фиксируя внимание на их «непохожесть на нас». Именно этим часто объясняя отсутствие представлений в этой области и свое сдержанно-негативное отношение к другим.
Дети с допустимым уровнем проявляют этнотолерантность на перцептивном и когнитивном уровне, что выражается в наличии у них фрагментарных, не осознанных знаний о расовых, национальных и культурных особенностях людей, полученных из житейского опыта. Отношение к сверстнику другой расы и национальности у них индифферентно, интерес не устойчив, изменяется под воздействием внешней ситуации, личных желаний и потребностей. Данная группа дошкольников выказывает общее доброжелательное отношение к «иным» взрослым и детям, иногда с некой долей снисходительности. Умения налаживать дружеские контакты находятся на стадии первичного становления. В конфликтной ситуации дети не стремятся наладить диалог наладить самостоятельно, предпочитая обратиться за помощью к взрослым, часто констатируя выдвигаемые ими общепринятые требования к общению или предполагая их негативную реакцию.
У детей с оптимальным уровнем ( в условиях отсутствия систематической работы) проявляются установки на перцептивном, когнитивном и эмоционально-оценочном уровнях и в элементах поведенческого компонента. Знания и у этих детей о национальных, расовых и культурных особенностях формализованы, не глубоки и не систематизированы. Им интересно общаться с взрослым на эту тему, они с удовольствием отвечают на вопросы, рассматривают картинки, сами задают вопросы, участвуют в обсуждении этнических проблем более осознанно. Познавательный интерес к сверстнику другой национальности и расы проявляется у них довольно ярко, он относительно устойчив, но не всегда мотивирован. Отвечая на вопросы, дети и этой группы ориентируются в основном на внешние этнические различия. Отношение к иностранным сверстникам строится у них на знании нравственных общечеловеческих ценностей и принятых в обществе правил поведения. Дошкольники более осознанно подходят к вопросу налаживания дружеских отношений с детьми других рас и национальностей, настроены на общение, взаимопонимание, хотят «играть» и «дружить» с ними. В конфликтных ситуациях они стремятся наладить диалог, но затрудняются предложить конкретные пути разрешения ситуации. Дети часто опираются на освоенные с помощью педагога требования позитивного взаимодействия со всеми людьми.
В целом первое направление диагностики способствует изучению особенностей проявления этнотолерантности у детей старшего дошкольного возраста.
Анкетирование воспитателей.
(адаптированная и дополненная методика Е.И. Николаевой, С.Г. Куделькиной, Н. Рейнер, К. Реницан, К. Маркиной).
Цель: определить отношение воспитателей к проявлению этнотолерантных установок к людям различных рас (национальностей), а также изучить отношение воспитателей к проблеме воспитания этнотолерантности у детей 5-6 лет в условиях детского сада.
Анкета для педагогов.
Уважаемый коллега!
Подчеркните, пожалуйста, высказывание,
которое Вы считаете наиболее подходящим.
- Согласны ли Вы с тем, что в Санкт-Петербурге должны жить люди:
- Разных национальностей да нет не знаю
- Разных рас да нет не знаю
- Разного вероисповедания да нет не знаю
- Как Вы относитесь к тому, что дошкольное учреждение могут посещать дети:
- Другой национальности положительно отрицательно нейтрально
- Другой расы положительно отрицательно нейтрально
- Другого вероисповедания положительно отрицательно нейтрально
- Из другой страны положительно отрицательно нейтрально
- Согласны ли Вы с тем, что в ДОУ могут работать воспитатели:
- Разных национальностей да нет не знаю
- Разных рас да нет не знаю
- Разного вероисповедания да нет не знаю
- Считаете ли Вы важным приобщать детей к национальной культуре, обычаям и традициям: да нет не знаю
- Посещают ли Вашу группу (ДОУ) дети других национальностей?:
да нет не знаю
Каких?_________________________________________________________________
- Приехали они из других стран или родились в Санкт-Петербурге?
да нет не знаю
- Случаются ли конфликты между детьми группы и ребенком и ребенком другой национальности?
да нет не знаю
Каковы причины этих разногласий?_________________________________________
_______________________________________________________________________
- Каким, на Ваш взгляд, является общий групповой уровень принятия ребенка другой национальности в группе?
высокий средний низкий
- Как к нему относятся сверстники?
положительно отрицательно нейтрально
- Считаете ли Вы, что характер отношения детей (положительное, отрицательное, нейтральное) к ребенку другой национальности в первую очередь зависит от родительского мнения?
да нет не знаю
Благодарим за участие!
Беседа с воспитателями.
Цель: изучить знания воспитателей о необходимости, задачах, средствах и методах воспитания этнотолерантности у детей 5-6 лет.
- Что значит для Вас понятие «этнотолерантность»?
- Кому принадлежит ведущая роль в воспитании этнотолерантности детей: (нужное подчеркните)
- Родителям
- Педагогам детского сада
- Педагогам школы
- Обществу
- Каким образом осуществляется адаптация ребенка другой национальности в группе детского сада? Какие мероприятия предпринимаются для безболезненного входа ребенка в новый коллектив?
- Учитываются ли культурные, национальные, религиозные особенности ребенка другой национальности при планировании педагогического процесса в группе? Каким образом?
- Каким образом решается проблема общения ребенка другой национальности со сверстниками в условиях плохого владения им русским языком?
- Осуществляется ли в группе «культурный обмен» между родителями, детьми и педагогами? Каким образом?
- Какие мероприятия осуществляются в работе с родителями по формированию правильного отношения к детям другой национальности, находящимися в группе? Какие проблемы существуют в данном направлении работы?
- Считаете ли Вы необходимым и важным направлять внимание детей на культурные, расовые, национальные, религиозные особенности сверстников и людей в целом? Способствует ли такая работа становлению доброжелательного и уважительного отношения к людям другой национальности? Какие мероприятия осуществляются в рамках данного направления?
Анкетирование родителей.
Цель: выявить особенности отношения родителей к проявлению этнотолерантных установок к людям различных рас (национальностей) и изучение знаний родителей о необходимости, задачах, средствах и методах воспитания этнотолерантности у детей 5-7 лет.
Уважаемые родители!
Подчеркните, пожалуйста, высказывание,
которое Вы считаете наиболее подходящим.
- Согласны ли Вы с тем, что в Санкт-Петербурге должны жить люди:
- Разных национальностей да нет не знаю
- Разных рас да нет не знаю
- Разного вероисповедания да нет не знаю
- Как Вы относитесь к тому, что Вы сами или Ваш ближайший родственник (родственница) женится (выйдет замуж) за человека:
- Другой национальности положительно отрицательно нейтрально
- Другой расы положительно отрицательно нейтрально
- Другого вероисповедания положительно отрицательно нейтрально
- Из другой страны положительно отрицательно нейтрально
- Согласны ли Вы с тем, что на месте Вашей работы должны работать (учится) люди:
- Разных национальностей да нет не знаю
- Разных рас да нет не знаю
- Разного вероисповедания да нет не знаю
- Зависит ли Ваш выбор друзей от их:
- Положения в обществе да нет не знаю
- Национальности да нет не знаю
- Расы да нет не знаю
- Вероисповедания да нет не знаю
- Пола да нет не знаю
- Места проживания да нет не знаю
- Есть ли в кругу Ваших знакомых люди другой национальности?
да нет не знаю
- Считаете ли Вы, что в группе детского сада Ваш ребенок должен находиться среди детей:
- Одной расы различных рас не важно
- Одной нации разных наций не важно
- Одной веры разного вероисповедания не важно
- Дружит ли Ваш ребенок с детьми другой национальности, расы, вероисповедания? да нет не знаю
- Одобряете ли Вы его общение с детьми другой национальности, расы, вероисповедания? да нет не знаю
- Считаете ли Вы данное общение полезным и развивающим для Вашего ребенка?
да нет не знаю
- Считаете ли Вы, что дети другой национальности отрицательно влияют на поведение Вашего ребенка? да нет не знаю
- Считаете ли Вы необходимым воспитание у ребенка доброжелательного отношения к людям различных рас и национальностей?
да нет не знаю
- Что способствует воспитанию у детей доброжелательного отношения к людям различных рас и национальностей_______________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Благодарим за участие!
Беседа с родителями.
Цель: определить отношение родителей к проблеме этнического детей 5-7 лет.
- Считаете ли Вы важным и необходимым рассказывать ребенку про страну, в которой он живет?
- Считаете ли Вы важным и необходимым говорить ребенку про его национальную принадлежность?
- В каком возрасте Ваш ребенок впервые узнал о своей национальной принадлежности?
- В каком возрасте Ваш ребенок впервые узнал о других национальностях?
- Что значит для Вас понятие «этнотолерантность»?
- Кому принадлежит ведущая роль в воспитании этнотолерантности детей:
- Родителям
- Педагогам детского сада
- Педагогам школы
- Обществу
- Считаете ли Вы возможным пребыванием в одной группе детского сада с Вашим ребенком детей:
- Разных рас
- Разных национальностей
- Разных вероисповеданий и атеистов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поздняя осень» КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поздняя осень
Интегрированное занятие "Поздняя осень". Использовался как открытое занятие в ДОУ со старшее группой....
Повышение качества коррекционно - развивающей работы с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями через использование ИКТ в работе учителя - логопеда дошкольного учреждения.
Выступление на городском семинаре для руководителей и старших воспитателей...
Оценочные критерии в диагностике детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида.
Данные оценочные критерии были разработаны к схеме обследования детей с задержкой психического развития. (Автор: Г.Н.Чуйкова, Л.Г.Богданова) и предствлены мной на КМО в ЦПМСС К...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Дашин карандашик» в рамках Методического объединения«Развитие музыкально-ритмических движений у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО».
Музыкальное занятие в рамках МО с детьми старшей группы....
Методические рекомендации для родителей детей дошкольного возраста по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования и примерной ООП ДО
Методические рекомендации для родителей детей дошкольного возраста по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования и примерной ООП Д...
проект примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра
Проект примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с расстройствами аутистическо...
Консультация для педагогов Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста
Консультация для педагогов Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста. На современном этапе развития общества возникла необходимость формирования культуры толерантности у подраст...