Краеведческая работа сельских школьников
статья по краеведению по теме

Тюмина Антонина Михайловна

Данная работа поднимает проблему воспитания патриотизма и нравственности подрастающего поколения. В работе раскрывается первостепенная роль воспитания в жизни школьников, дается объективная оценка воздействию средств массовой информации на молодежь. Автор предлагает самый простой путь воспитания детей: через приобщение их к историческим корням, изучение истории своей Малой родины, исследования ее объектов и жизни интересных людей развивать кругозор и познавательные способности учащихся, учить уважать традиции и обычаи края, развивать самостоятельность и коммуникативность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краеведческая работа школьников

А.М.Тюмина.

МБОУ Никольская СОШ, Арзамасского района.

 

Воспитание детей -  ответственейшая задача. Кому доверили сейчас воспитание будущего поколения страны? Средствам массовой информации. Конкурировать с таким общедоступным и простым средством очень сложно. Но мы пытаемся это делать. Вот уже более 10 лет наша школа строит свой воспитательный  процесс на основе  духовно-нравственных ценностей, которые являются и  общечеловеческими. Мы, живущие в провинции, пытаемся защитить своих детей от явлений «продвинутого общества», таких как эгоизм, жестокость, насилие, наркомания и преступность. Учителя школы вместе с учениками стараются сохранить и преумножить чистоту нравов, обычаев, традиций и красоту нашего края. И, слава богу, что еще есть люди, которые почитают и знают это и с радостью, без принуждения и корысти, передают нам эти знания, которые мы исследуем, оформляем и  храним для будущих поколений учеников. Те, кто побывал в нашей школе, знают, какой богатый краеведческий материал собран в нашем школьном музее. Немного таких школ, которые могли бы похвастаться результатами исследований родного края, знали ли бы историю своего села, школы, культурных объектов, фольклор края. Это трудная, но благородная и благодарная работа. Как приятно видеть горящие любопытством глаза ребят, которые занялись поисками своих корней, составляя родословную своего рода, узнавая о своих  прапрабабушках, кем они были, как жили.

Увлекательной была работа по сбору материала об участии односельчан в Великой Отечественной войне. Мы собрали рассказы тружениц тыла о тяжелых страницах жизни села в годы войны. Сейчас, используя набранный материал на уроках истории, видишь, как близко к сердцу принимают дети события тех суровых лет. Особенно запомнилась работа по теме «Родительский дом – начало начал» о  герое Советского Союза Захарове Геннадии Михайловиче, где переплелось и прошлое  и настоящее села. Пришлось поработать с архивными документами, найти старожилов села Селема и  дальних родственников героя.

В ходе исследований мы обратили внимание на новые  интересные факты из жизни села Селема. Оказалось,  что село состояло из двух частей: Селема – 1, где жили государственные крестьяне, и Селема – 2 –помещичьи владения. Жизнь людей представилась яркой, пестрой, противоречивой: с одной стороны, владельцы мельниц, бакалейных лавок и даже трактира, с другой – большое количество крестьян-должников по выкупным платежам за землю.

В жизни одного дома отразилась история страны. В нем жили и  заводчики времен царской России, и кулаки в период Советской власти, после раскулачивания в нем располагались почта, медпункт, сельский совет,  сегодня в нем живет молодая семья – выпускники нашей школы, дети  которых уже учатся  в школе. Судьба героя Советского Союза Захарова Геннадия Михайловича, одного из жителей этого дома, после этих исследований  предстает в новом свете. Он, сын раскулаченного отца, высланного в  далекую Казань со всей семьей, стал защитником своей советской страны.

 Это великое  самопожертвование наших земляков во имя грядущих поколений вызывает восхищение, гордость, что очень важно для  воспитания патриотизма. Великий патриотизм, спасший когда-то страну от порабощения, сейчас – большой дефицит. С этим соглашается и президент России, называя эту проблему приоритетной, т.е. главной на  сегодняшний момент. Но здесь, в провинции, мы уже давно эту проблему решаем, не дожидаясь распоряжения сверху.

 Еще интереснее и увлекательнее проходили исследования по теме «История  одной вещи», где ученики рассказывали о дедушкиной балалайке. Старенькая балалайка стала настоящей реликвией в семье, объединившей три поколения одного рода Раскаткиных, проживающих в с. Костылихе. Эта работа мне очень дорога и близка, т.к. речь идет о моих отце и дедушке.

Мой сын, представитель рода в четвертом поколении, в ходе работы изучил историю этого старинного русского инструмента, судьбу мастера - самоучки, смастерившего балалайку для своего сына. Участник Великой Отечественной войны, имеющий медали и ордена, он снабжал окрестные села  граблями, бочками, плетеными корзинами и… балалайками.  Судьбы мастера и его сына,  перенявшего дело отца, тяжелые, как и  время, в котором они жили. Но  не было в них иждивенчества, уныния,  обывательского отношения к жизни. Их трудолюбию, скромности, справедливости, человеческому достоинству нам еще предстоит учиться. Они сочетали в себе такие человеческие качества, каких катастрофически не хватает сегодня.

Богатый краеведческий материал, собранный учителями и учениками школы, оформлен и хранится в школьном  краеведческом музее в виде альбомов, рефератов, научных статьях и широко используется во внеклассной  работе по предмету. Он играет большую роль в патриотическом, духовно-нравственном  воспитании, в развитии у учащихся исторического мышления, в выборе исторического образования. Исследования истории своего края приносит только положительные эмоции и результаты, они  должны развиваться дальше. И мы, живущие в третьем тысячелетии, должны сохранить духовное богатство, накопленное нашими предками, что есть и будет основой возрождения и процветания России.  

Дни минули, минули

Нас не миновали

Это мы за Родину

Жизни отдавали.

Это мы под грозами

К черту в пекло лезли

Это мы над росами

Зорями воскресли.

В. Харитонов.

    Каждый год 9 мая наш нород объединяет великая гордость за свою Родину. В истории государства есть страницы горечи и славы. И такой страницей славы для России стала победа над фашистской Германией. В этот день наш народ объединен чувством высокого патриотизма, он чествует победителей той войны. Но это еще день великой скорби и печали по миллионам погибших солдат и мирных граждан. Как поётся в известной песне – это праздник со слезами на глазах.

    Мы знаем об этой войне из учебников по истории, из многочисленных кинофильмов о войне и, самое главное, из рассказов участников тех событий  сохранившихся в альбомах нашего школьного музея. В них война реальная, без прикрас, такая, какой её видели солдаты. Наше поколение воспринимает войну как историческое прошлое, а для тех, кто сражался на фронте, кто трудился в тылу, война навсегда осталась главным событием жизни.

Каждый раз, 9 мая в минуту молчания, под скорбную музыку  Т. Хренникова_ ветераны и послевоенное поколение вспоминают фронтовых друзей, не вернувшихся с войны братьев, отцов, мужей и сыновей.

Вспоминайте, люди,- тех,  кого не стало.

Вспоминайте, люди: времени так мало.

Постарайтесь, люди, быть людьми до грани.

Постарайтесь, люди, никого не ранить.

                                В. Харитонов.

     В их памяти  оживают сцены сражений, лица друзей, отдавших за Родину самое дорогое, что есть у человека - жизнь. Все они, и командиры, и рядовые – герои, выполнившие свой священный воинский долг перед страной.

Солдату я слагаю оду.

Был ратный путь его тяжел.

Он все прошел огонь и воду

И трубы медные прошел.

Шагал по вражескому следу

До завершающегося дня

И прочно выковал Победу

Из грома, стали и огня.

И полная творяшей силы

Вся в блеске солнца, не в дыму

Стоит спасенная Россия

Как вечный памятник ему.

     Изучая историю нашего края в годы Великой отечественной войны, я узнала, что многие наши земляки участвовали в боях за Родину, ушло их на фронт 584 человека. Исследуя боевые пути - дороги земляков, меня заинтересовала судьба Шаматова Василия Николаевича - отца Хоревой Екатерины Васильевны. Из рассказов Екатерины Васильевны   я знаю о её военном детстве, о тяжелой жизни после войны. Я не переставала удивляться её рассказам, восхищаясь ей самой и послевоенным поколением молодежи. Они совершили свой подвиг, только трудовой – восстановили разрушенное государство, сделали его богатым, сильным.

      А ещё меня поразило в рассказах Екатерины Васильевны то, что она, говоря о трудностях жизни, никого не ругала, ни на что не жаловалась, а свой труд считала обыкновенным делом. Я уверена, что труд Екатерины Васильевны и всего поколения молодежи был настоящим подвигом. Но мысли Екатерины Васильевны не о себе, ее мысли  о другом. Её отец  не вернулся с войны, погиб в Сталинградской битве, в ходе оборонительного сражения за город 1 сентября 1942 года.

      Когда началась война, ее отцу, имевшему восьмерых детей, дали отсрочку. Но задержался он дома ненадолго. К весне 1942 года дела на фронте резко ухудшились и в апреле 1942 года отца всё же забрали на войну. Служить он попал в 3 минроту п/я 117/3, литер Г , которая находилась в Саратовской области, в посёлке Кологривка.

За свою недолгую солдатскую службу он прислал семье десять писем. Письма небольшие, но такие теплые, добрые, наполненные любовью, заботой о семье, уважением к односельчанам. Он передавал всем низкие поклоны, интересовался жизнью семьи, села, просил о нем не беспокоиться. О себе писал мало, ссылаясь на нехватку времени.

     Август 1942 года…Немцы рвутся к Сталинграду, к Волге. Это была страшная и трагическая страница войны. Смертельная опасность нависла над страной. Именно в это время появился печально известный приказ Сталина № 227 «Ни шагу назад». Отступление Красной Армии прекратилось, солдаты стояли насмерть на своих позициях, сражаясь за каждую пядь земли. В своем последнем письме от 24 августа 1942 года, отец  Екатерины Васильевны написал «…занятий у нас много, так что писать некогда…». Его перебрасывают на Сталинградский фронт. Минёрам работы хватало. А 1 сентября он погиб. Похоронили отца Екатерины Васильевны в братской могиле в селе Старая Балка. И Екатерина Васильевна и ее большая семья остались без кормильца.

     Она помнит его молодым, красивым, сильным, ведь ему было всего 38 лет. Ее детская память навсегда запомнила проводы отца на фронт: вот она сидит на коленях отца, вот идет по улице, крепко держась за его руку…      Как же жил отец, что сумел сделать за свою короткую жизнь?

     Родился он в с. Никольское Чернухинского уезда, Нижегородской губернии в 1904 году. И его детство прошло в годы первой мировой войны, потом началась революция, гражданская война. Наконец лихолетье  закончилось. Началась коллективизация и отец вступил в колхоз имени Молотова, работал кладовщиком. В 1932 году Василий Николаевич переехал из Никольского с семьей в рабочий поселок Пошатово. Стал работать столяром, плотником. Семья была большая , но отец работы не боялся, да и жена ему досталась добрая, трудолюбивая. Построил отец новый дом. И жил Шаматов Василий Николаевич как все, не хуже и не лучше, работал, растил детей, на судьбу не жаловался. Но пришла война и всё разрушила.

     После гибели его на фронте, вся семья опять переехала в с. Никольское, поближе к родственникам, которые стали помогать вдове.

Много лет прошло с той поры, но Екатерина Васильевна жила с надеждой хоть разочек взглянуть на могилу отца, поклониться погибшим, привезти горсть земли с его могилы. Пока была молодая все некогда было. Своя семья была большая, шестеро детей, да еще работала в колхозе. Но вот дети выросли, определились в жизни, сама вышла на пенсию. Теперь ничто не мешало осуществить Екатерине Васильевне ее заветную мечту. Вместе с сестрой Таисией они написали запрос в военный комиссариат Волгоградской области с просьбой принять их  и указать маршрут к месту захоронения. Получили в апреле 1996 года извещение, в мае ещё одно, а в конце октября выехали к месту захоронения отца.

      Вернулась Екатерина Васильевна счастливая, душа ее успокоилась. Привезла с могилы отца земли, положила ее в могилу своих родственников. Теперь ее отец как бы вернулся домой, на родину. Но недолго длился этот душевный покой. В 2000 году, в год 55-летия Победы вышла Книга Памяти, в которую были занесены все погибшие  и пропавшие без вести на войне.

Каково же было удивление Екатерины Васильевны, когда она не нашла фамилию своего отца. И заболела вновь душа, как же так, погиб солдат и забыли о нем!? Обратилась она в Арзамасский военкомат с просьбой восстановить справедливость.

Оказалось, что из-за строительства водохранилища братскую могилу из с. Старая Балка перенесли в с. Пичуга Дубровского района Волгоградской области. Во время перезахоронения, по чьей-то халатности, фамилию ее отца не занесли в списки погибших героев.

      Наступило время ожидания. Наконец пришло долгожданное сообщение «… на ваш иск 4/311 от 16.01.2001 г. отвечаем , что фамилия Шаматова Василия Николаевича занесена на обелиск братской могилы с. Пичуга…»

Администрация Дубровского района, с. Пичуга исправили ошибку.

В Книге Памяти указано, что «… Василий Николаевич Шаматов, 1904 г. рождения , уроженец с. Никольское, погиб в бою в сентябре 1942 г. Похоронен в Дубровском районе Волгоградской области, в с. Пичуга».

9 мая 2002 года Екатерина и Таисия Васильевны приехали на новую могилу своего отца в с. Пичуга. К торжественному  митингу они опоздали. Они подошли к памятнику и стали внимательно вчитываться в печальный список. Какова же была их радость, когда они нашли фамилию своего отца.

Местная администрация тепло встретила приехавших женщин. Завязалась переписка.

    В газете «Сельская новь» Дубровского района было опубликовано последнее письмо ее отца. В Пичугинской школе к 60-летию Сталинградской битвы был сделан стенд, посвященный ее отцу. Екатерину Васильевну приглашали на торжества в честь 60-летия битвы, но поехать она не смогла, здоровье подвело. Ей уже было за 70 лет. Но она с оптимизмом ждала _65- летия Победы, надеясь встретить эту знаменательную дату в с. Пичуга, у могилы отца. Да и на своем кладбище есть земля с его могилы. И каждый раз, приходя на кладбище, она будет вспоминать отца таким, каким он остался в ее далеком детстве, будет видеть себя, сидящей на его коленях и гордо шагающей по деревенской улице с ним, провожая отца в бессмертие.

      Каждый раз, приезжая в гости к моему дедушке – Раскаткину Михаилу Егоровичу, я слушаю его игру на балалайке. Играет он замечательно! И в будни, и в праздники в этом доме звучит балалайка многие-многие годы. В дедушкиных руках этот старенький, внешне неказистый инструмент преображается. От его игры сразу становится тепло и спокойно на душе.

        Как же появилась балалайка в доме, кто научил дедушку играть, и, наконец, что это  за инструмент, какова его история?

        Эти вопросы заинтересовали меня, и я начал искать на них ответы. Прочитал специальную литературу о балалайке, расспросил деда и вот что я узнал.

        Оказывается,  балалайка - истинно русский народный инструмент. В наше время она стала музыкальной эмблемой России, символом  русского народного творчества. По популярности с ней  не может сравниться ни один народный щипковый инструмент. Балалайка очень распространена в народной среде, играет большую роль в оркестре народных инструментов. Ее отличает певучесть, гибкость звучания, красота тембра.

        История инструмента до сих пор вызывает споры в научной литературе. Считалось, что балалайка возникла из домры. Но в середине 20 века была выдвинута версия, что балалайка существовала вместе с домрой. В Ц.Г.А. хранится документ «Память из Стрелецкого приказа  в  Малороссийский» от 1688 г., где упоминается балалайка. Значит, инструмент появился к началу 17 века, а домра упоминается в документах, связанных с церковными гонениями скоморохов, вплоть до 1657 г. Есть версия, что домра была переименована в балалайку с целью «конспирации», поскольку запрещалось играть на домре.

        Как играть на балалайке, какими способами, об этом долго не было  никаких сведений. И лишь около 100 лет назад в 1880 г. Я.  Шталин описал приемы игры  и внешний вид балалайки. Но это было неважно. Все, что исполнялось на балалайке, было близко и понятно народу. Балалайка имела разные формы: круглую, треугольную, четырехугольную, трапециевидную с двумя, тремя, пятью струнам.        Наивысшая популярность была у балалайки в 18 веке. В 1715 г. Петр Первый  издал указ – создать оркестр музыкальных инструментов, представляющий все народности России. На балалайке было предписано играть калмыкам. Но это не калмыцкий инструмент, в калмыцком  языке даже нет слова «балалайка».        Название балалайка произошло от русских однокоренных слов «балагурить», «балабонить». Эти слова, в свою очередь, произошли от татарских слов «бала» - ребенок; «балалар» - дети. Здесь прослеживается связь: русский народ любит веселиться, радоваться как дети.

        В конце 18 века появляются профессиональные балалаечники- придворные музыканты. Балалайка незаменима в увеселениях и церемониях царского двора, в домашних концертах придворных вельмож. И в народе, почти в каждом доме, был этот инструмент. Балалайки продавались в лавках, а также их изготавливали мастера – самоучки.

        Совершенно по-новому зазвучала балалайка в 19 веке. Большой пропагандой этого инструмента занялся В.В. Андреев. Он создал Великорусский оркестр, где балалайка солировала. С ним он начинает международные гастроли. В 1889 г. в Париже этот оркестр открывал Всемирную промышленную ярмарку. С той поры балалайку узнали, полюбили во всем мире. Особенно она популярна в Японии, в Скандинавских странах и т.д.         Балалайка имеет треугольный корпус, состоящий из лопатки, грифа со струнами и деки – важнейшей части инструмента. На деке расположены предохранительный панцирь, голосник, подставка для струн.

        Ярким свидетельством  популярности балалайки в народе стали поговорки и частушки, русские народные песни:

Балалаечка гудит – жалко милого будить,

Я его не разбужу,  на сонного погляжу.

Как на эту балалаечку навешаю цветов,

Чтобы эта балалаечка играла про любовь.

Наш брат Исайка – без струн балалайка,

На словах, что на гуслях,

На деле – что на балалайке.

        Великие русские писатели и поэты прославляли балалайку в своих произведениях. Это А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой,  М.Ю. Лермонтов,  А.П. Чехов,  И.С. Тургенев и т.д.

        В 19 веке у балалайки появились серьезные конкуренты -  гармонь и гитара. Но вытеснить ее не удалось. В наше время она остается такой же  популярной и любимой среди народа и считается визитной карточкой России.

        

        Интересна история этого инструмента, но меня больше интересует история балалайки моего дедушки. Из рассказов дяди и бабушки я узнал, что балалайка стала настоящей семейной ценностью — реликвией, которая  переходит из поколения в поколение. А все началось с моего прадеда, вот что я о нем узнал.        Раскаткин  Егор  Иванович (1905-1993 г) – ветеран  Отечественной войны 1941-1945 гг., прошел всю войну от начала и до конца, даже участвовал в войне с Японией.

        В 1919 г. прадедушка окончил 5 классов неполной средней школы в  г. Арзамасе. Служил в 18 –ой стрелковой бригаде. Имел награды: орден «Красной  звезды» (ноябрь 1944 г.); медаль «За отвагу» (сентябрь 1944); медаль «За боевые заслуги» (апрель 1945 г.) После контузии в 1942 г. прадедушка служил при штабе старшим   писарем.

        После войны работал почтальоном, на велосипеде ездил за почтой в с.Селема, работал кладовщиком. Очень любил рыбалку, занимался пчеловодством. И, вообще, был мастером на все руки. Изготавливал бочки, грабли, маслобойки, прялки, плел корзинки. Но прославился прадедушка  своими звучными балалайками. Сделал он их очень много, за ними приезжали со всей округи. Как говорила бабушка, Раскаткина Екатерина Ивановна, « … в это время была мода на балалайки»,  а прадедушка был единственным мастером- балалаечником на все села. Прадедушка, по воспоминаниям родственников, был блестящим рассказчиком, очень начитанным, грамотным человеком, одинаково хорошо разбирался  и в политике, и в религии. Его рассказы о войне слушали с открытыми ртами в Костылихинской  8-ми - летней школе, где он был постоянным гостем, на митингах у сельского памятника погибшим землякам с. Костылиха. До конца жизни он сохранил ясный ум, блестящую память. Всех своих командиров, товарищей помнил по именам, все даты, места боев, географические названия городов, рек, сел  в Манчьжурии и  в Западной Европе.

        Прадедушка сделал балалайку и для своего старшего сына, моего деда  Раскаткина Михаила Егоровича. Дедушка – самоучка,  играет  на балалайке с детства. Детство дедушки было тяжелым. Это время коллективизации и Великой Отечественной войны. Пришлось много работать. Воспоминания деда времен войны очень интересные.  Например, очень удивили такие факты. Село Костылиха, где живет дедушка, во время войны стало базой для подготовки новобранцев на войну. Они приезжали сюда по железной дороге, строили блиндажи, рыли окопы, здесь же имелись зенитные установки. И над Костылихой не раз пролетали немецкие самолеты, сбрасывали листовки и даже обстреляли однажды  колхозное стадо и ранили пастуха.

        Вечером молодежь собиралась на гулянье, и дедушкина балалайка была для всех лучшим развлечением. Под игру пели задушевные песни, озорные частушки, страдания, весело плясали.

        Дедушка известен не только как искусный балалаечник, но и как замечательный плотник. По всему Арзамасскому району он построил  более полусотни домов и большое количество хозяйственных построек: складов, коровников, телятников и т. д. От своего отца Егора Ивановича дедушка перенял любовь к пчелам, умеет также плести корзинки, мастерить бочки, грабли. Мой дедушка не совершил каких-то героических подвигов, не имеет  званий, наград, но его очень уважают в селе и за его пределами.

Всю жизнь дедушка несет добро людям. Я восхищаюсь его работоспособностью, его жизнелюбием, доброжелательным отношением ко всем людям.  Еще дед просто поражает своей ответственностью за все, что он делает.  А в свободное время он берет в руки балалайку и начинает играть самые разные мелодии:

«Цыганочку», «Страдания», «Плясовую», «Сормача», русские народные песни:

«Имел бы я златые горы», «Светит месяц, светит ясный», «Ямщик», «Коробочка» и  множество других.

        Умение играть на балалайке передалось и его сыновьям – Виктору, Александру и внуку Михаилу. Значит, дело прадеда не умрет, и балалайка еще будет долго жить и радовать всех нас своим неповторимым звучанием и душевностью.

        На очереди мы, четвертое поколение рода Раскаткиных,  которые должны освоить игру на этом инструменте.

        Перебираю струны балалайки. Льется русская народная мелодия. Не рвется связь поколений, живы народные традиции.  Значит  жива Русь!

ЛИТЕРАТУРА

        

  1. Пересада А. Балалайка:

Популярный очерк – М: Музыка,1990 г., стр. 3, стр. 8-13.

  1. Ю. Васильев, А. Широков.

Рассказы о русских народных инструментах. М. «Советский композитор» 1986 г. стр.49-54.

  1. Воспоминания родственников.        

  На уроках истории мы много говорим о подвигах, совершенных русским народом в разные исторические эпохи. Я горжусь нашим народом. Он имеет исключительную особенность – это готовность к подвигу. Изначально он был поставлен в условия борьбы за выживание: суровый климат, скудные земли, агрессивные соседи. Все это требовало напряжения физических и умственных сил. И в русском сознании               подвиг   воспринимался как исключительная отвага на поле боя. Корни русского подвига идут от славян. Историк Н.М.Карамзин называл их воинственными и храбрыми, незнающими благоразумия на поле боя. Позже, с принятием христианства, у русских сформировалась нравственная система ценностей в условиях войны. Главная  ценность выражается в словах Христа, который прославляет подвиг гибели во имя ближнего и любви к Родине. Вот почему русские воины не боятся смерти в бою и готовы отдать жизнь за Родину, подобно Пересвету и Ослябе в Куликовской битве, патриарху Гермогену , погибшему в польском плену во время Смуты, Багратиону в Отечественной войне 1812 года, советским солдатам во время Великой Отечественной войны. На долю русских выпало много испытаний, но я понял, что на подвиг готовы духовно подготовленные люди. Подвиг существует до и после его совершения. До - воспитание героя, способного на мужественный поступок. После – память о нем и степень воздействия на общество.

      Война с фашистской Германией – особая страница в истории подвигов. Это время массового героизма и самопожертвования всего народа во имя Родины. Победу в войне русская православная церковь называет чудом, промыслом божьим. Читая книги о войне, смотря фильмы о войне, особенно документальную хронику, слушая рассказы дедушки о прадедушкином военном пути, я тоже думаю, что эта победа – чудо. По всем фактам: превосходство в вооружении, покоренная Европа, сильнейшая в мире армия, мощный командный состав, немцы должны  были победить. Что же их остановило?

                            Вот примеры чудес на войне.

       Из воспоминаний ректора пединститута им. А.П.Гайдара Титкова Е.П «Мне особенно врезался в память эпизод разговора о том, как мой отец из атеиста превратился в верующего человека. Было это так. В первом же бою, когда воинское подразделение, в котором служил отец, накрыла вражеская артиллерия, он упал на землю, прижался к ней и впервые в жизни мысленно обратился к Богу с такими словами: «Господи, если мне сегодня суждено погибнуть, сделай так, чтобы я погиб без мучений, мгновенно. Но лучше, Господи, сохрани мне жизнь  - я буду честно воевать с немцами!» Когда он поднялся с земли без единой царапины, кругом было страшное зрелище: кровь, изуродованные люди, стоны и крики раненных. И с этого момента отец уверовал в Господа. Много раз потом, после страшных артналетов и бомбежек, он оставался цел и невредим. Было еще одно обстоятельство, о котором отец говорил редко. Перед уходом на фронт, одна сельская бабушка дала ему и его товарищу клочок бумаги с молитвой. Он стал ее читать после первого же боя, а друг назвал бумажку ненужной и разорвал ее. Буквально через полчаса после этого он погиб от осколка разорвавшейся бомбы. Это потрясло отца»

      Мои прадеды также воевали с фашистами. Раскаткин Егор Иванович прошел всю войну и даже войну с Японией, вернулся домой осенью 1945 года. Его сын и мой дедушка Михаил Егорович рассказывал, что прадед носил крест и читал молитвы перед боем и бог его хранил. Однажды, во время взрыва, его контузило и засыпало землей. Очнувшись, он начал читать молитвы и к вечеру его нашли, отправили в госпиталь. После ранения, прадеда оставили при штабе писарем, почерк у него был замечательный, да грамотным он был, закончил 5 классов. Прадед рассказывал, что жалко было молодежь, комсомольцев, которая с криками «За Родину! За Сталина!» отчаянно, без оглядки шла на смерть. Солдаты постарше и особенно семейные, как мой прадед, шли в бой, помолившись, со словами: « Господи помилуй и спаси!».

     Второй прадед Борисов Иван Васильевич также провоевал всю войну и вернулся домой живой. Это особый случай. Он был связистом, обеспечивал связью командные пункты. За всю войну прадед не убил ни одного немца. Рассказывал, что когда немцев брали в плен , то предлагали поучаствовать в их расстрелах, но он отказывался, желающих было предостаточно и без него. Нет на нем крови врагов, но пользы своей службой Родине принес много. Может быть, и его спас промысел Божий, когда он провалился в «болотное оконце» и смерть была неминуема, но прислал Бог в помощь товарища.

14 октября 1941 года, в день Покрова Пресвятой Богородицы, когда даже командующий фронтом Жуков Г. К. не знал, с кем он будет оборонять Москву, вышло Послание митрополита Сергия «Посодействуем нашим доблестным защитникам!». В Москве перед иконой Казанской Божьей Матери был проведен молебен во спасение России, молились тысячи верующих во всех храмах России. Вновь, как и в страшные дни, чудотворная икона Тихвинской Божьей Матери из храма Тихона в Алексеевском была обнесена самолетом вокруг Москвы. Это было чудо. Именно с этого момента, начался перелом в сражении за Москву. В октябре началась зима, немцы к этому были не готовы, у них не было зимнего обмундирования. Выпал снег, начались ранние сильные морозы, которые в декабре перевалили за 30  и даже 40 градусов. Впоследствии немецкий генерал Гудариан писал: «Лишь тот, кто в эту зиму нашего несчастья лично видел бесконечные просторы русских равнин, где ледяной ветер мгновенно заметал всякие следы…Солдаты не имели необходимого обмундирования и питания…лишь тот мог правильно оценить последовавшие вскоре серьезные события». И событие началось. Началось контрнаступление наших войск под Москвой, которое закончилось поражением немцев.

     О небесном знамении в небе Сталинграда есть документальное свидетельство. Документ датируется 1943 годом, был обнаружен в архиве Совета по делам религии при Совете Министров СССР писателем В.Н.Якуниным. Это был отчет уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви Ходченко своему начальнику в Москве Г.Г.Карпову о том, что целая воинская часть  из состава армии Чуйкова, пришедшая со Сталинградского фронта, оказалась свидетельницей чуда. В отчете умалчивается о том, что именно увидели воины в ноябрьском небе над Сталинградом. Вот что рассказал один из защитников Сталинграда об этом: «Как увидел в небе Божию матерь, душа была в возвышенном состоянии. Мне сразу стало ясно, что не погибну и вернусь живым домой. Видение Божией Материи во весь рост в осеннем небе Сталинграда, как щит, пронес сквозь всю свою жизнь на фронте».

Есть рассказы жителей города о том, как они, сидя в полуразрушенных, холодных подвалах, без еды и воды, хором читали молитвы во время бомбежек и остались живы, снаряды пролетали мимо. Бытует предание, что в Сталинград, по приказу Сталина, привезли икону Казанской Божьей матери и это подняло боевой дух в войсках.

    Сохранилось много рассказов о явлении Пресвятой Богородицы во время Курской битвы. Эти рассказы напечатаны в серии книг «Православные чудеса в 20 веке». Вот один из них, со слов ветерана войны: «Не помню сколько нам пришлось атак отбить. Но от роты нас осталось трое в районе Прохоровки. Немцы с новой силой на нас двинулись. Я оглянулся назад, вижу – стоит женщина с поднятыми руками. Да не просто стоит, а своими ладонями, повернутыми к врагу, стену невидимую воздвигла. Вроде как бы немцы на эту стену натыкаются и назад откатываются…Откуда – то появилась уверенность что это не конец. Тут и наши танки подоспели. А после войны, в Самаре в храме, стою перед иконой, гляжу, а это та самая Женщина, которая нас под Прохоровкой спасла. Оказывается  это Матерь Божия. А икона называлась Божья Матерь « Нерушимая Стена».

   Настоящее чудо произошло во время штурма Кенигсберга, в апреле 1945 года. Перед боем прибыли священники, отслужили молебен и пошли с иконой Казанской Божьей матери на передовую. Из воспоминаний участника штурма: «7 апреля, на Благовещение, мы ждали боя. Вдруг видим: вдоль линии фронта движется крестный ход – впереди православные священники несут икону. За ними вереница людей с иконами, крестами в руках. Это было так неожиданно! Как будто и нет войны. Никто не стреляет, ясно слышны песнопения. А дальше произошло невероятное. Фашисты побросали оружие и с криками «Мадонна» побежали прочь. Мы бросились за ними и без единого выстрела взяли участок фронта. Пленные немцы потом рассказали, что перед штурмом в небе появилась Мадонна и они поняли кто помогает русским. А когда их спросили почему они не стреляли, они ответили: «Оружие отказало». Значит, Бог был с нами, а не с фашистами.

Литература.

1.Е.П.Титков. Духовный меч великой победы. Арзамас. АГПИ. 2010 год.

      Мы живем на рубеже тысячелетий. 21 век - это век компьютеров, Интернета и новых технологий. На каждом шагу открытия и изобретения, жизнь человека зависит от техники. Человек окунулся в работу с головой, и его не интересуют такие вопросы, как приготовить еду, изготовить обувь, одежду, какой-то инструмент, а его дедушка и бабушка умели делать все своими руками, да так красиво и талантливо, что изделия стали экспонатами в художественных и краеведческих музеях.

Испокон веков отец передавал свое мастерство и умение сыну, мать учила дочерей всему, что умела сама, и в этой связи поколений отшлифовывалась национальная культура. Это выделяло народ из общей массы, делало его уникальным, своеобразным, приковывало внимание остального мира. И надо помнить, что все, что наработано человеческим разумом во всех сферах жизни - это культура народа. Во все века и времена культура помогала народу выжить, совершенствоваться. Эту культуру передали нам наши предки, и мы не имеем право хоть что-то потерять. Наоборот, мы должны ее хранить, исследовать, обобщать, преумножать, передавать будущему поколению.

Меня волнует эта проблема. И я хочу знать, как жили и что умели делать мои предки. И самой научится хоть что-нибудь делать.

Объектом моего исследования являются промыслы и ремесла нашей местности.

Наш край называют «лесным», а самих жителей- «люди леса», поэтому занятия и промыслы края связаны с лесом. Архивные данные конца 19 века, начала 20 века свидетельствуют, что многие сельчане Селемы и Никольского были зажиточными; владели ветряными мельницами, бакалейными лавками, лесопильнями. Были даже владельцы небольших заводов. Среди них Доронин Семен Дорофеевич- владелец поташного завода, Пушкарев Петр Семенович-владелец кирпичного завода.

Крестьяне, обрабатывавшие землю, жили по-разному. Многие имели долги по невыплате выкупных платежей за землю, по крестьянской реформе 1861 -1863года. Семьи Гатиловых, Кощеевых, Филаретовых, Морозовых были зажиточными, занимались торговлей, имели лавки и лесомастерские. Очень богатым был Рябов Иван Ефимович, имевший кожевенный завод на реке Селемке. По архивным материалам, до революции он имел постоялый двор в Арзамасе, 2 -х этажный дом в Селеме , скорняжную мастерскую. Ну а те, кого не прокормила земля, искали дополнительные заработки, занимались ремеслами, уходили на промыслы.

В ходе исследования этой темы я посетила старожилов села Селема. Особенно мне помогли воспоминания 90-летнего Полякова Афанасия Васильевича, который и сам помнил многие промыслы и помнил, что ему рассказывали отец и дед. Учителя и ученики школы в течение десятилетий собирают уникальный краеведческий материал, в альбомах по истории сел Селемы и Никольского есть сведения о ремеслах нашего края. Но больший интерес представляла работа в архиве.

Я была удивлена, что до революции в наших селах были богатые и зажиточные люди, была полная занятость населения: никто ни сидел без работы. Интересно то, что в Селеме были частные владения, например, господин Новосильцев И.Н. имел 1620 десятин земли, на сумму 31520 рублей, арзамасский купец Кошелев Николай Григорьевич - 413 десятин земли на сумму 7999 рублей 91 копейка.

Но больше всего удивило, что и лесная зона была в частном владении, например, крестьянин села Костылиха Раскаткин Андрей Андреевич купил 2 десятины у господина Новосельцева И.Н.

РЕМЕСЛА И ПРОМЫСЛЫ НАШЕЙ МЕСТНОСТИ

НА РУБЕЖЕ 19-20 вв.

Этот материал написан со слов старожила села Селемы Чахлова Алексея Ивановича.  Свои рассказы он основывал на собственных воспоминаниях и рассказах отца и деда.

Лесозаготовка

Мужская часть населения села Селемы и Никольского (в основном люди от 18 до 40 лет) занимались лесозаготовками. Затем пилили лес на ручной пилораме на тес, протес, бруски. Возили на продажу в окрестные села, где нет леса: Кичанзино, Выездное, Красное и в Арзамас Этот процесс назывался «шабашками». Также пилили протес для постройки домов и разных зданий. Это был очень тяжелый труд, он неплохо оплачивался. Умельцы ручной пилорамы ходили на заработки по другим селам Арзамасского района, даже в Павловский район.

Сбор ягод

Женщины летом регулярно собирали в лесу ягоды, особенно чернику. Собирали в кузовки, ходили пешком в город, продавали стаканами. В городе Арзамасе на вырученные деньги покупали необходимое. Труд этот тоже был тяжелым, от тяжелого кузовка болели плечи, были даже мозоли на плечах, болячки.

Заготовка мочала

Заготавливали в лесу кору с липы, связывали ее между собой и мочили в воде, затем вытаскивали на берег, обдирали мочало и развешивали на козлы сушить. Из готового мочала ткали кули (в них собирали древесный уголь и развозили в кузницы), вили веревки, продавали по селам и на базаре.

Заготовка лыка

Заготавливали лыко весной,когда идет сокодвижение. Обдирали лыко с маленьких липок для мылкости и гибкости. Из лыка плели лапти для носки, так как больше никакой обуви не было. Изнашивали по трое лаптей за зиму,   лишние не давали. Летом в целях экономии лаптей ходили босиком. Умельцы плели лапти и продавали их в деревне и на базаре в городе. В город ходили пешком.

Наемные сезонные работы в лесу

Тех, кто нанимался на работы в лес, называли «сезонниками». Обычно это были мужчины и женщины, не вступившие в колхоз, а работать и добывать корм для семьи было необходимо. Оплата была караваями хлеба. Сезонники работали в лесу с ранней весны и до поздней осени, целое лето «кормили комаров». Они занимались расчисткой леса от пеньков, посадкой леса, сборами серы, заготовкой бересты, строительством узкоколейки и отправкой леса, дров в город. Все работы делали вручную.

Мельничное дело

Многие жители сел имели ветряные мельницы, их в Никольском было 8 шт. Ветряные мельницы стояли на горе, где теперь находятся здание пожарной охраны, чуть подальше к лесу. Несколько мельниц было на сегодняшней улице Молодежной в районе дома Голышева Николая Алексеевича. Мололи на мельницах больше рожь. Пшеницы сеяли мало: белый хлеб был только по праздникам. Оплата производилась зерном.

Обработка шерсти

       В хозяйствах было много овец. Обработка шерсти производилась на шерстобойнях. В Никольском была шерстобойня у Комендантова Алексея. Он жил на современной улице Центральной недалеко от здания сегодняшнего магазина. Шерстобойня представляли собой деревянное здание, находящееся на усадьбе дома. Оплата на битье шерсти производилась деньгами.

Выработка дегтя

В селе Никольском был дегтярный завод у Рогожина. Завод стоял около болота на улице Молодежной. Дегтярный завод представлял из себя деревянное здание. Внутри большая печь с котлом. Скупали бересту, томили в котле, и по трубе стекал дёготь. Бересту заготавливали во время сокодвижения. Дёготь применяли для смазки колёс, обуви, сбруи для лошадей и даже как лекарство. Во время заболевания языка у лошадей, его смазывали дёгтем.

Переработка картофеля  

    В хозяйствах много земли отводилось для посадки картофеля. Им кормили скот, лишний перерабатывали на крахмал. В Никольском был свой крахмальный завод, он находился за селом на Озерке. Перерабатывали картофель на крахмал, а применение ему не знали. Вывозили крахмал в другие села. Продавали и обменивали на патоку. Позже стали печь из крахмала крахмальные блины, а из блинов резали и варили лапшу.

Производство кирпича

В Никольском работало четыре кирпичных завода. Один из них принадлежал Лошкареву. Кирпичные заводы строили за селом на буграх, где хорошая подходящая глина. Была большая конкуренция на лучшую продукцию. Кирпич вырабатывали прочным, крепким. Он шел на построение домов, церквей.

Обработка зерна

Почти во всех хозяйствах сел Селемы и Никольского были сушильные заводы «риги». Сушильный представлял из себя деревянное здание. Внутри - настил из слег от пола - полметра, а под слегами печка, её топили по чёрному. Снопы обрабатывались дымом и теплом, зерно выколачивали палками. Для дальнейшей обработки зерна в этом здании находилась молотилка. Молотилка представляла из себя большой деревянный круг, по которому ходила лошадь. Круг крутился, зерно обмолачивалось. Затем зерно провеивали. Лен мяли вручную.

Обработка земли

 Земли давали на едока. Обрабатывали лошадьми. Пахать землю дети начинали с десяти лет, сеяли зерно вручную из кузовка. Рожь, овес, вику, гречиху   сеяли целой горстью. Просо, лен, клевер - щепотью. Жали рожь серпом. Гречиху, вику, овес косили косой. Просо, лен драли руками с корнями. Пшеницу сеяли очень мало. Белый хлеб был роскошью, его привозили из города в гостинец.

Изготовление одежды

 В  каждом  хозяйстве  имелись  ткацкие  станки,   на  которых вырабатывали ткань из льна и шерсти. Шили одежду вручную, а верхнюю одежду, овчинные шубы приезжали шить со стороны села Пуза. Позже ткали дорожки, занимались вышивкой, вязанием.

Обработка круп

В селах Селёма и Никольское сеяли гречиху, просо. Для обработки круп в Никольском была круподерка, принадлежавшая Кочеткову Михаилу. Зерно обрабатывали лошадьми. Большой деревянный круг, сделанный из половинок бревен, стоял наискось. Он крутился, приводя в движение весь механизм круподерки. Оплата производилась деньгами.

Таким образом, в нашем, крае были развиты очень интересные

промыслы, которые помогали нашим предкам выходить из нужды. Легкого

заработка не было, тяжело давался крестьянам свой хлеб. В школьном

краеведческом  музее находится множество экспонатов, которые оставили

после себя пряхи и вышивальщицы, мастера по плетению корзин, туесков,

лаптей и т д .По программе развития школы наши девочки умеют

вышивать гладью и крестом ,вязать крючком и спицами. Мальчики получили навыки по деревообработке и ивоплетению. Я считаю, что эти знания очень пригодятся нашим выпускникам в будущей жизни и в личном, хозяйстве. Но меня волнует другая проблема. В наших селах нет работы для трудоспособных людей .58% населения не имеют постоянного заработка. Также как и сто лет назад, многие мужчины вынуждены покидать свои семьи в поисках работы. В худшем варианте, оба родителя уезжают на заработки оставляя детей на бабушек, которых они совсем, не слушаются. Но проблему можно решить. Современная государственная политика позволяет заниматься индивидуальной деятельностью и частным предпринимательством .Не первый год я наблюдаю, как летом и. осенью наш автобус до отказа наполнен грибниками и ягодниками. Они каждый день едут в лес и набирают корзины грибов и ягод, которые везут на продажу в Арзамас Этот же автобус привозит к нам. «молочников», бабушек и дедушек из Арзамаса, и Выездного за дешевым коровьим молоком, творогом, маслом. .Наше население также пользуется дарами леса и зарабатывает этим деньги. Многие занимаются производством и продажей картофеля, кто-то поставил на поток рубку и установку бань на. заказ. В селах работают две пилорамы, которые обслуживают частные заказы. Но и это не решает вопрос полной занятости населения. Я думаю, что в будущем мое поколение сделает все ,чтобы не допустить полного разорения сел и деревень. Здесь имеются такие ресурсы . которые позволят открывать консервные заводы по переработке грибов и ягод, по переработке молока. Может быть снова как и сто лет назад здесь появится кирпичный завод или крахмальный. Живя практически в лесу, можно строить дешевое жилье для молодежи. Тогда люди получат работу, надежду на будущее и снова села оживут и не прервется связь поколений и наши дети будут знать свои корни, свои национальные традиции и культуру.

Когда гоним тоской неутомимой,

Войдешь во храм и встанешь там в тиши,

Потеряный в толпе необозримой,

Как часть одной страдающей души –

Невольно в ней твое потонет горе,

И чувствуешь, что дух твой вдруг влился.

Таинственно в твое родное море

И заодно с ним рвется в небеса…

                   Аполлон Майков,  1857 год.

      Православную веру нельзя представить без церквей и монастырей. Они – источник знаний по религии и истории государства и общества. Это такие места,  где человек находит утешение и веру в свои силы. У него появляется желание творить добро, жить по-человечески. Они всегда были и будут центрами духовной культуры и нравственности нашего народа. Находясь в храме и слушая молитвы, человек проникается внутреннем покоем и счастьем.

     Первые церкви появились сразу после принятия христианства. Самой первой стала Десятинная, построенная самим Владимиром Крестителем. Русское церковное строительство сначала было деревянным. Лес самый доступный строительный материал на Руси, камень был дефицитным и дорогим. Построить каменный храм могли только богатые и сильные княжества.

 В нашем селе Костылиха есть храм, его история удивительна. Моя мама работает в Доме Культуры, там же расположена сельская библиотека. Однажды мама показала мне маленькую книжку с фотографией разрушенной церкви и сказала: «Вот это наша церковь». Зная, как на самом деле выглядит церковь, я решила выяснить историю ее восстановления.

    Воскресенский храм в селе Костылиха – последний, сохранившийся до наших дней образец русского деревянного зодчества России семнадцатого века. Сведений о Нижегородском деревянном зодчестве очень мало. Недолговечность дерева и частые пожары привели к полному исчезновению в крае рубленых строений. Поэтому сохранившаяся церковь в селе Костылиха стала настоящей исторической ценностью. Ценность ей придает то, что в первоначальном варианте она была построена без пилы и гвоздей, только топором. А уникальность заключается в том, что построена церковь была открытым внутрь шатром. Так строили в древности русские мастера. Церковь датируется 1642 годом. Место возведения город Арзамас.

      В 1652 году на патриарший престол вступил Никон. Он начал активную борьбу с обмирщением в духовной жизни России. Патриарх издал указ о запрещении строительства шатровых храмов приказав, «по чину правильного и уставного законоположения, как о сем правило и устав церковный повелевают, строить о единой, о трех, о пяти главах, а шатровые церкви отнюдь не строить». Пришедшая в Нижний Новгород в августе того же 1652 года храмоздная грамота Никона уже содержала приписку, чтоб «главы на церкви и на приделах были круглые, а не островерхие». Это видимо был один из первых подобных указов в истории русского национального зодчества.   Но удивляет то, что и после пожара в 1652 году, церковь будет вновь отстроена шатром из дуба.

      После возведения в Арзамасе каменного собора в 1742 году, старую деревянную церковь продали сельскому обществу в имение Чемодановых в село Водоватово. Этот факт описан исследователем арзамасских древностей Н.Щегольковым, эти же сведения подтверждаются архивными данными.

    В 1904 году по проекту и под надзором архитектора А.Никитина в Водоватове начали возводить кирпичный храм. После его построения, деревянную церковь отдали в приписанную к селу деревню Костылиха. Ее обмерные чертежи и перенос на новое место осуществил тогда по решению Археологической комиссии от 23 января 1915 года архитектор А.Полтанов.

    Сохранившийся деревянный храм представляет собой сложное по планировке и композиции сооружение. Настоящий вид сегодняшнего храма мало напоминает подлинный облик. Восьмерик, срублен из дуба. С трех сторон примыкают четырехугольные прирубы с пятистенными алтарями и трапезной, а с четвертой стороны главный алтарь.

    Церковь была перевезена в Костылиху во время первой мировой войны в 1916 году. Многочисленные перевозки, ремонты, длительное  и неправильное хранение сруба (его поставили только в 1921 году) привели к тому, что первоначальный дубовый сруб сохранился только частично. Не хватало строительного леса, и в Арзамас, к лесничему, была направлена группа жителей с просьбой выделить леса на достройку храма. Как вспоминали старожилы села, им с собой дали денег на взятку, на что лесник сказал: «Вижу, что вы люди темные, неграмотные, а то посадил бы вас в тюрьму». Просьба была выполнена, денег на лес дала барыня из Арзамаса.  Подгнившие концы были отпилены, недостающие бревна заменены сосновыми, красные и волоковые окна расширены. Не сохранился и уникальный в русском зодчестве открытый внутрь шатер. При сборке он был выведен только на высоту пяти венцов, над которыми устроен плоский потолок и декоративный купол с одной главкой. Церковь открылась в 1926 году. Теперь все церковные обряды стали совершаться здесь. До этого, венчания, причастия, крещения, отпевания проходили в Никольской церкви и даже костылихинских жителей хоронили на Никольском кладбище.

   Внутреннее убранство церкви было роскошным. Из воспоминаний жителя села Костылиха Раскаткина М.Е.: «Алтарь был покрыт богатой резьбой и позолотой, а иконостас имел старинные иконы, написанные на дереве и холсте». А также Михаил Егорович рассказал, что в конце 70-х годов из- за ветхости строения, церковь была закрыта и часть церковной утвари и иконы были перенесены в частный дом Кашициной Е.И. В ее доме стали проходить службы. Но летней ночью 1983 года этот дом неожиданно сгорел со всем церковным имуществом. По селу ходили слухи, что перед пожаром дом ограбили, так как на окраине села видели легковые машины и чужих людей.

   Неоднократно в село приезжали художники, которые рисовали старую церковь. Приезжали архитекторы из Москвы, делали чертежи, замеры. Однажды даже собирали сельский сход и просили у жителей разрешение на вывоз церкви из села, на реставрацию, в качестве исторического памятника деревянного зодчества семнадцатого века. Но согласия не получили. Храм продолжал медленно разрушаться.

   Наступили 90-е годы. Государственная политика по отношению к религии изменилась. Это было тяжелое время для России. И церковь снова, уже в который раз за русскую историю, спасает наше государство и вылечивает больные души людей. По всей стране началось восстановление разрушенных и закрытых церквей и храмов. Дошла очередь и до костылихинского Воскресенского собора. Нижегородской епархией на его ремонт выделяются большие средства. Рабочие выложили новый фундамент, срубили новые срубы, отремонтировали крышу, начали проводить внутреннюю отделку помещения. Но денег все равно не хватало. И тогда местные жители, а это в основном пенсионеры, начинают сбор пожертвований на достройку церкви. На их же деньги была куплена церковная утварь.

     Но проблемы остались. До сих пор церковь не отапливается, поэтому в зимнее и холодное время года она закрыта. И в церкви нет священника. Местная церковная староста Пьянова Е.А. с прихожанами неоднократно обращались с просьбой назначить в храм батюшку. Но просьба не выполнена. И все же по большим церковным праздникам приезжает в храм священник и проводит службы с местными певчими. В такие дни церковь полна народа, в Костылиху приезжают верующие со всей округи: из Котихи, Лидовки, Коваксы, Марьевки и т.д. Люди молятся, исповедуются, причащаются. В церкви проводят обряды крещения, венчания и в последний путь костылихинских жителей также провожают из своей церкви.

      Богослужения совершают бывшие жители села – священники отец Сергий (в миру Жулин Сергей Михайлович)  и батюшка Алексей (в миру Марков Алексей Иванович), настоятель Селемской и Никольской церкви.

    Наш храм возродился, сохранился как историческая и культурная ценность и я верю, что он будет действующим и село Костылиха не превратится в деревню, а останется селом.

Литература:

1.Памятники истории и культуры Горьковской области. Справочник Г. 1987г. Стр.174.

2.Записки краеведов. П.1985 г. Стр.114, 147.

Речка Селёмка

     Все чаще средства массовой информации бьют тревогу по поводу экологических проблем, охвативших мир. Особенно волнует общество проблема глобального загрязнения окружающей среды, так как от ее решения зависит будущее человечества. Руководители ведущих государств мира собираются на международные конференции и саммиты, разрабатывают меры и программы спасения природы и мира в целом.

      Мы простые граждане, жители городов, сел и деревень , самостоятельно, без больших затрат, а имея лишь желание и любя свою Малую Родину, можем решать экологические проблемы в своем крае.

       На территории нашего края протекает две речки – Ковакса и Селемка.        Объектом моего исследования стала речка Селемка. Эта речка, некогда чистая и красивая, приносила большую пользу жителям села. Сейчас она утратила свою значимость и превратилась в мусорную свалку. Я решила изучить этот природный объект. Расспрашивая местных жителей, я узнала историю реки. Участвуя в экологических походах в составе школьных экспедиций, я сделала научное описание местности. Посещая речку в разные времена года, наблюдая за ее состоянием, я сделала выводы о степени загрязнения реки местными жителями и ее плачевном состоянии сегодня. Меня волнует будущее реки, поэтому вместе с моими одноклассниками и учителями нашей школы пытаемся привлечь внимание местной власти к спасению реки.  Я рада, что в последние два года речка стала чище и надеюсь, что спасение реки началось.

Из истории объекта

На территории нашего края есть множество природных объектов. Некоторые представляют историческую ценность, другие интересны как места отдыха. Мой объект – речка  Селемка. Она интересна и как место отдыха, и как историческое место. Во – первых, и речка, и село очень старинные, им уже более 600 лет. История села изучена и представлена в школьном историческом музее. О реке также известно многое. Издавна на ее берегах строились заводы. Поташные  по производству пороха и мыла, кожевенные и кирпичные поставляли на рынок отличный кирпич и кожу. До сих пор на берегу реки сохранились остатки завода по производству гудрона. Люди работали, получали доход, ловили в реке рыбу. Речка помогала им жить. Но время прошло, жизнь изменилась и люди стали относится к реке по другому. За последние 20 лет речка превратилась в мусорную свалку, а это когда – то красивое, полезное место стало источником экологического загрязнения.

    Река протекает позади домов по улице Центральной. Эта часть села связана с рекой проулками, через реку проложены два моста, которые соединяют центр села с улицей Нагорной. В 2006 году был проведен первый экологический рейд по реке. Шестиклассники нашей школы были шокированы состоянием реки и прилегающих к ней территорий. Ребята насчитали 19 свалок, размером от 5 кв. м. до 1000 кв. м.  Практически все русло и берега реки были завалены мусором . По итогам рейда была составлена справка и предложены меры по очищению реки.

   И вот через 5 лет эти же ребята снова исследуют состояние реки Селемка. Что же они увидели? Мусора стало меньше и это радует. Повысилась сознательность жителей села. Если раньше мусор сваливали прямо в речку или на берег, то сейчас видно, что мусор пакуют в мешки и сжигают или закапывают. Видна работа по уборке больших свалок, где использовались трактора. Сравнивая схему местности с нанесенными свалками мы увидели , что многих свалок нет (№7-10, №3-7, №15-19), эти места стали гораздо чище и  в этом заслуга жителей  этой части улицы. Но самая большая и грязная свалка у моста по дороге в Чернуху (№12-13) сохранилась. Жители этого участка продолжают загрязнять речку. Именно по этому поводу была направлена справка в сельскую администрацию.

  Таким образом, экологическое состояние реки Селемка за последний год улучшилось, но до полного выздоровления  этого природного объекта еще далеко. Необходимы общие усилия жителей села и местной администрации по полному очищению реки и всеми способами добиться, чтобы мусор жители на реку не выбрасывали. Это уже проблема воспитательного характера. Будем надеяться, что наша речка снова станет чистой и красивой, а самое главное полезной ее жителям.

Научное описание местности

Река Селемка имеет протяженность более 5 км. Ее исток берет начало в 3 км от села. За селом, приблизительно в 500 метрах, она впадает в речку Ковакса.  К  реке примыкают овраги: Марей, Дунюшкин овраг, Первая стрелка, Вторая стрелка, Петровский, Соснов, Самодулиха.   Русло реки извилистое, правый берег значительно выше левого.

Максимальная высота 12 – 15 метров. Вода бывает только весной, летом пересыхает. Ширина реки в некоторых местах достигает 50 см. Самое широкое место русла – 4,5 метра. Глубина достигает 1 – 2 метра, местами 40 – 50 см.  

Флора и фауна

В речке водится рыба: ерш, карась ,щука, плотва, красноперка, язь, линь. В определенное время местные рыбаки ходят на рыбалку. В речке и вокруг нее водятся животные: лисы, зайцы, кроты, ящерицы, ондатры. Обитают птицы:  воробьи, вороны, сороки, синицы, соловьи, утки и перепела.  Из насекомых: майские жуки, муравьи, стрекозы, комары, мухи и слепни, водомерки и жуки – плавуны. Растительность в основном представлена соснами, березами, ивами и вербами. Травяной покров: осот, лисохвост, гусиная лапчатка, мать- и –мачеха, клевер луговой, одуванчики, подорожник, полынь и т. д  

Описание местности

Село Селема расположилось по речке Селемка. Она протекает с юга на север между двумя улицами: Нагорной и Центральной. Весной река разливается до 50 метров, но вода быстро уходит. Летом узкая и мелкая, в некоторых местах пересыхает совсем.

   Раньше у реки было другое русло. Она пересекала улицу Центральную и впадала в реку Ковакса левее селемского кладбища. В этой реке, в свое время, купалось местное население. В 50 – е годы 20 века река сменила русло и потекла прямо, между улицами и стала впадать в Коваксу уже за селом.

Берега реки густо заросли кустарником и деревьями. На реке есть два моста, один переход, а можно и просто перепрыгнуть в некоторых местах. Так как река течет по селу, то  местные жители превратили ее в мусорную свалку. Река становится экологически проблемным местом в селе. А когда – то река кормила всех рыбой и по берегам , на ровных местах, местные мальчишки играли в футбол. Семьи жили небогато, у многих детей не было обуви и они приходили босиком по весенней холодной земле на речку и бегали так, что ногам было жарко.

Проделанная мною работа не прошла бесследно. Коллективными усилиями мы привлекли внимание к наболевшей проблеме. За последние два года количество мусорных свалок сократилось, местность стала чище. А некоторые жители села, особенно «отличившиеся» в загрязнении реки получили административные наказания и штрафы.

 Я уверена, что глобальные проблемы должны решать государственные руководители, дипломаты и чиновники всех рангов.  Наши местные проблемы мы можем решить сами. Тем более, что их решение не требует научных и технических новшеств и гениальных руководителей. Достаточно простого трудолюбия, ответственности, желания бескорыстно помочь всем, кто или что в этой помощи нуждается. Главное, не быть в таких случаях обывателем, а проявлять гражданскую инициативу и сознательность, просто любить свой родной край, быть патриотом своей Родины.

Экологическая справка по итогам исследования речки Селемка,

Обследование реки проводилось с целью выявить степень ее загрязнения. Пять лет назад река практически «утопала» в мусоре: берега и русло были завалены бытовыми отходами, а также старой бытовой техникой и ее частями. В ходе сегодняшнего исследования река выглядит намного лучше.

  Жители сел стали паковать мусор в мешки, сжигать его или закапывать. Несколько свалок убрано при помощи трактора. Если в 2006 году  насчитывалось 19 свалок, то в этом году их стало значительно меньше.

Сознательность жителей повысилась, но далеко не у всех. Огромная свалка через мост, ведущий в село Чернуха так и осталась неубранной, поэтому работа по «оздоровлению» реки будет продолжаться.

Завьялова Алина

9 класс

История Троицкой церкви

села Селема

DSCN1629.JPG   Не только в дальних от нас городах и весях  можно почерпнуть много интересного  и важного из истории Отечества, но и на нашей арзамасской земле,  если приглядеться, рассыпаны золотыми крупицами любопытнейшие факты  и события времен давно минувших.

К таким памятникам относится Селемский  храм.  Он имеет три престола:

1.В честь «Пресвятой Живоначальной Троицы»

2.В честь «Святителя Николая Чудотворца».

3.В честь «Иконы Почаевской Божьей Матери».

Место для построения  храма показала  Почаевская Божья Матерь. Первоначально церковь хотели строить в другом месте, но по преданию сошла с небес Почаевская божья матерь и указала место, на котором построен храм. Он никогда  никем не разрушался. Росписи на нем чудные со всех сторон, у боковых врат – Архангелы и Апостолы, вдоль стен – святители. В притворе – царь Соломон, евагельские  сюжеты. А внутри храма  весь шестиднев - Сотворение мира - роспись на потолке (такое можно увидеть только в Муроме). На стенах тоже росписи от Рождества Христова до его страданий, а так же  святые пророки Илия и Давид.

Удивляют большие иконы: Спаса Нерукотворного, Взыскание погибших, Знамения, Николая Чудотворца.

В Селемский храм  в свое время стекались иконы со всех окрестных сел, где храмы были порушены. Поэтому Селемский храм  настоящий кладезь  местного иконотворчества.

Красивую  белокаменную церковь построили прихожане в 1833году на  свои средства. Строили ее всем миром, чаще всего  после уборки урожая. На помощь  приходил и стар и млад: кто бревна готовил, кто кирпич  обжигал, кто глину месил. Все работы выполнялись вручную. Единственной  тягловой  силой  была лошадь. Строительство  не прекращалось даже в лютые морозы.  Бог давал людям силы, терпение, так как  время было очень трудное.  Строили  церковь около десяти лет. Немного  погодя, открыли при ней  школу, учили  крестьянских детей закону божьему, чтению и письму.Своих священников, оставивших добрый след  в народной памяти, в Селеме  чтут и помнят.

Первым священником был Иван Берлинский. Прекрасный  организатор, он делал все,  чтобы народ ходил  в храм. Он организовал  хор. Не было  такого случая, чтобы он не посетил  больного или  умирающего.

После его смерти церковь возглавил его зять Персидский  Сергей Михайлович. Прослуживший в ней  пятьдесят лет.(1868-1918г).Детей у него не было, поэтому  он и его жена Таисья  жили только ради прихода и его прихожан.

До сих пор в церкви  имеются вазы, чаши, предметы  с его фамилией.

Под началом С.М. Персидского была возведена летняя церковь. Крыша  сделана  из  дубовых  досок, оштукатурена с обеих сторон, купол кирпичный, кресты деревянные  дубовые. Отец Сергий был  высокий, имел красивую  внешность, могучий бас.

За многолетнюю службу ему было присвоено звание  Заслуженного протоиерея, он награжден двумя  крестами за безупречную  службу.

Прихожане его очень уважали и в знак благодарности подарили на день рождения в 1900 году  икону Троицкой Божьей Матери. Эта икона сохранилась и доныне.

В 1918году  умер, и был похоронен  на территории церкви.

После  стал  служить  Лебедев Иван  до 1937 года.  В 1937 году батюшку арестовали  за вольнодумство, восемь долгих лет  был он на Колыме.

Разрушениям храм не подвергался, но  колокола  с церкви снимали.

Когда снимали колокол, он упал на паперть  и проломил пол, а в это время в храме шла служба.

Долго потом плакал  колокол, и гудела земля под ним, разбитым.

Батюшка службу не прекратил, а велел  всем прихожанам встать на колени и молиться. И стон людских сердец сливался со стоном  разбитого колокола.

Прости нас, Господи, грешных!

Прости нас в глухом беспамятстве,

Предавших забвению и растоптавших Святыни

Предков  наших.

И да оживут церкви  и храмы твои!

И да восстановиться связь времен!

И да наполнятся светом и любовью души людей!

И да возгорится свеча всей  Русской земли!

В годы  Великой Отечественной войны  службы не было , церковь засыпали зерном.

В 1946 году богослужение в храме были возобновлены.

После войны  начинал  службу игумен  Исайя, и протодиакон Александр Бежанцев. Несколько  священников  сменилось в храме.

DSCN1610.JPGТак  же  в храме  работали сестры Емелины : Зоя Петровна и Антонина Петровна.

Одна  из главных святынь Селемской  церкви---это Животворящий крест, который  имеет свою историю.

В наших краях жил  отец Софроний, монах, провидец, основатель женского монастыря. По его заказу  для монастыря  был заказан в Афоне Животворящий  Крест.

На  пути в Россию, когда  плыли через море, поднялась  страшная буря, и только  благодаря этой Святыне  корабль не затонул, люди  остались живы.

После  смерти батюшки Софрония  этот Животворящий Крест  передан в  Селемскую церковь.

В настоящее время  Селемский  храм  является  одним из лучших по  внутреннему убранству,  художественной резьбе  и росписи.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация научно-исследовательской и краеведческой работы школьников

Данная работа является моим отчётом по теме самообразования....

Стендовый доклад "Обновление методической работы в школе - основа развития детской одаренности сельских школьников"

Стендовый доклад "Обновление методической работы в школе - основа развития детской одаренности сельских школьников"...

краеведческая работа как средство гражданско-патриотического воспитания школьников

В работе представлена воспитательная система классного руководителя кадетского класса...

Исследовательско- краеведческая работа: «Мой край в судьбе России. Население Ленинской сельской администрации».

Презентация по теме: «Мой край в судьбе  России. Население Ленинской сельской администрации»....

Информационно-методическая программа социального воспитания сельских школьников средствами краеведческой деятельности «ШАГ В XXI ВЕК»

Программа направлена на создание системы широкого использования туристско-краеведческой и поисково-исследовательской деятельности в школе на основе изучения родного края и разработана автором  со...

Основные направления краеведческой работы со школьниками в Сахалинской области (2020)

Презентация к ознакомительной беседе о сути, значении, формах и содержании краеведческой работы со школьниками.Адресаты: члены туристско-краеведческих объединений 1-го года обучения, учащиес...