Об использовании групповых и индивидуальных технологий в деятельности детских общественных объединений.
материал по краеведению на тему
выступление на видеоконференции "Использование современных технологий в системе работы детского общественного объединения" 21 ноября 2013г.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Об использовании групповых и индивидуальных технологий в деятельности детских общественных объединений.
Сложность решения задач гражданского воспитания личности в условиях современной России связана с ценностной трансформацией общественного сознания и отсутствием прежнего единства духовных и идеологических установок. Это обусловлено многими причинами, в том числе инфантилизмом молодежи, неспособностью многих ее представителей к ответственному участию в социальной жизни, преимущественным влиянием масс-медийных и субкультурных практик, что мешает формированию российской гражданской идентичности детей и юношей как основы понимания человеком себя и своего места среди других людей, в обществе, стране и мире. Именно формирование гражданской ответственности и правового самосознания, российской идентичности, духовности и культуры, инициативности и самостоятельности, толерантности признаны ныне важнейщими задачами молодежной политики.
Структура гражданской идентичности включает следующие компоненты:
- когнитивный (знание о принадлежности к данной социальной общности),
- ценностно-смысловой (позитивное, негативное или амбивалентное отношение к принадлежности),
- эмоциональный (принятие или непринятие своей принадлежности),
- деятельностный (поведенческий) – реализация гражданской позиции в общении и деятельности; гражданская активность, участие в социальной деятельности, имеющей общественную значимость.
В нашей школе «преобразование знания о ценностях в реально действующие мотивы» и духовно-нравственное развитие школьников осуществляется и через включение учащихся в экскурсионную и краеведческую деятельность.
(Слайд 1)Приоритетными направлениями этой работы в нашей школе стали: историческое краеведение (военно-историческое, историко-культурное, историко-архивное и др.).
- Этнокультурное и социолого-демографическое краеведение фольклорное, художественное, литературное и др.).
- Музейное краеведение (изучение родного края на базе школьных краеведческого и исторического музеев).
- Экскурсионное краеведение (изучение родного края во время подготовки и проведения экскурсий).
- Семейное краеведение.
- Профориентационное краеведение (призвано способствовать адаптации школьников к действительности своего края, профессиональному самоопределению, что подразумевает организацию педагогами разнопланового изучения современной территории своей малой родины, формирование умений практически использовать полученные знания в различных сферах повседневной жизни).
«Мы не можем восстановить в памяти и сохранить все то, что напоминает нам о славном прошлом нашего родного края. Зарисовать, описать, сфотографировать – все это под силу любому, кто хочет сохранить в памяти историю своего родного края. Не зная прошлого, нельзя любить настоящее, думать о будущем». Д.С. Лихачев.
(Слайд 2) ПРОБЛЕМА – ИДЕЯ – ЦЕЛЬ. Знания, не подкрепленные практикой, ведут к душевной глухоте, инфантилизму, игнорированию традиций и особенностей культуры своей страны.
Идея: организация экскурсионной деятельности, краеведения - средство воспитания учащихся, наблюдения за жизнью и бытом народов нашей страны, обретения навыков социального взаимодействия, ответственности.
Цель: создание условий для воспитания гражданской идентичности учащихся, их личностного роста и социализации.
Чем располагает школа для достижения этих целей?
1. Богатыми школьными традициями.
2. Сложившимся детским и педагогическим коллективом.
3. Поддержкой родительской общественности.
4. Наличием органов самоуправления образовательного учреждения.
5. Развитой материально-технической базой.
6. Наличием межведомственного взаимодействия и многим другим, что обеспечивает ведущее условие воспитания – организацию жизнедеятельности, необходимые условия практического выполнения любого дела — проявлять заботу о ком-то или о чем-то, т.е. милосердие должно быть его основой, коллективные творческие дела (различные по направлениям и видам забот).
Коллективная творческая деятельность стоит на «трех китах»: отношения (воспитатели, родители, психологи школы и воспитанники действуют как старшие и младшие товарищи), организация (самоуправление — коллективная организация жизни) и деятельность (коллективная и творческая — представляет собой общую заботу об окружающей жизни). (перечислить)
В осуществлении этих мероприятий очень важна «разведка дел», т.е. предварительная работа коллектива, когда определяются конкретные задачи данного КТД, намечаются исходные направляющие действия, необходимые для выполнения этих задач; ни одна экскурсия, ни одна поездка не проходит спонтанно, без соответствующей подготовки. Мы предварительно проводим «нацеливающие» воспитательные занятия с использованием технологии мозгового штурма, которые готовят ребят к коллективному планированию . Зачем? Для кого? Почему именно это? Что читаем? Куда едем? Или, может быть, это будет виртуальное путешествие? С кем вместе? Как будем потом представлять и использовать результаты?
У нас прижились так называемые творческие группы - временный орган коллектива, избираемый, как правило, из числа наиболее компетентных учеников, для разработки идеи, подготовки и проведения какого-либо конкретного дела. Среди членов группы есть историки, географы, литературоведы, биографы, фотографы и кинооператоры, корреспонденты. Это особенно важно, если предстоящая экскурсия – виртуальная. Члены группы думают, потом сходятся на совет дела (временный орган коллектива, составленный (избранный) из представителей микроколлективов для координации коллективной организаторской деятельности при подготовке и проведении таких коллективных дел). Моя позиция, позиция педагога- «генератор идей», один из организаторов, личным примером обучающий учащихся навыкам деятельности.
Именно так появились литературно-публицистические альманахи, рождаются Дни Семьи, Матери и Отца, в которых принимают участие ученики, их родители и учителя, массовые мероприятия для жителей микрорайона (Масленица, 9 мая), так происходило создание летописи «Моя семья в годы Великой Отечественной войны», виртуальные экскурсии, путеводители к ним.
КТД в рамках краеведения – дело воспитательное, постольку практическое, в той мере развивающее, в какой коллективное и творческое, педагогические задачи которого – расширение круга заботы на неблизких людей и развитие интереса к самовоспитанию (забота о своем развитии).
Впервые о КТД заговорили в середине прошлого века. Но почему же спустя столько лет эта технология остается востребованной? Потому что она дает уникальную возможность преобразовать знания о мире через эмоциональное положительное переживание, чувство коллективного авторства и личную причастность к общему делу в опыт, ценный для жизни.
В дополнение к технологии КТД мы рационально используем технологию и методику индивидуального рефлексивного воспитания. Если технология и методика И.П. Иванова помогают готовить человека к социальной жизни, к социальному поведению, то технология индивидуального рефлексивного воспитания рассчитана на формирование и развитие индивидуального сознания или его сознательную коррекцию.
В этом нам помогают ситуационные беседы и коллективная рефлексия после КДТ (например, встреча рассвета Победы после окончания в начале мая Вахты Памяти), способствующие формированию у учащихся культуры общения, развитию коммуникативных компетенций. Задавая вопросы, какую задачу ставили, удалось ли ее решить, каким способом, что можно было сделать еще, где можно применить эти результаты еще, что можно и нужно изменить или усовершенствовать, что же делать дальше, - ребята учатся формулировать и высказывать свое мнение, отстаивать его, а также признавать свою неправоту и ошибочность своих суждений, управлять самими собой.
Проведение мозгового штурма, в том числе в сентябре, перед стартом программы «Дорогою Добра», «круглых столов», диспутов является неотъемлемой частью данной методики, ведь дискуссии по важным и актуальным для учащихся проблемам на собраниях способно изменить поведение и отношение к делу целой группы детей. Отсутствие наказаний, «чтения нотаций», признание заслуг всех участвовавших даёт возможность вести захватывающий диалог и служит почвой для более радостных и открытых взаимоотношений между участниками будущих КДТ.
Также в деятельности ДДО мы активно используем и другие инновационные технологии:
- Исследовательские проектные технологии (создание циклов виртуальных экскурсий по Москве, Подмосковью, памятным историческим и культурным местам России: «Пушкинский цикл», «Москвичи на карте Родины», «Чертаново: вчера, сегодня, завтра», «Он сам есть история…» (К 340-летию Петра Первого));
- Социальное проектирование для привлечения детей к решению проблем местного сообщества, включения их в реальную практическую деятельность, к расчету необходимых ресурсов, для формирования и развития навыков командной работы;
- информативно-коммуникативные (Система школьных СМИ: газета «Школьные ведомости», сайт школы, в которых широко освещается как экскурсионная и краеведческая деятельность, так и те направления работы, с которыми она тесно связана (н-р, военно-патриотическое или семейное воспитание – публикуются Письма ветеранам, Матери, Отцу, бабушкам и Дедушкам, осуществляется взаимодействие с другими окружными изданиями);
- арт-педагогику, т.е. воспитание средствами искусства, вечера туристической, военно-патриотической и туристической песни, театральные постановки, в которых участвуют ученики школы и учителя, проведение конкурсов рисунков , н-р, «Линия жизни России», «Моя малая Родина» ;
- КТД.
Кульминацией деятельности является творческий отчет, где используются в тесном единстве все имеющиеся в нашем распоряжении технологии. Такая интеграция приводит к разнообразию форм представления деятельности (презентация, «Исторический вестник»; заочное путешествие,; статья в школьных СМИ, эссе; буклет, альбом с иллюстрациями и т.д.; устный журнал или театрализованное представление, пополнение экспозиции школьных музеев, т.е. носят метапредметный характер). (Р-з о проекте «Гроза 12-го года» ).
Итоги работы: придание результатам воспитания социально и личностно значимого характера; более гибкое и прочное усвоение учащимися социальных и этических норм, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области; возможность дифференцированного воспитания с сохранением единой структуры процесса; существенное повышение мотивации и интереса к усвоению норм; обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных действий, обеспечивающих формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
Эксурсионно-краеведческая деятельность
Направления | дела |
|
ПРОБЛЕМА – ИДЕЯ – ЦЕЛЬ (слайд2.)
Знания, не подкрепленные практикой, душевная глухота, инфантилизм, незнание традиций и особенностей культуры своей страны.
Идея: организация экскурсионной деятельности, краеведения как средства воспитания учащихся, наблюдения за жизнью и бытом народов нашей страны, обретения навыков социального взаимодействия, ответственности.
Цель: создание условий для воспитания гражданской идентичности учащихся, их личностного роста и социализации.
Табличка для слайда 3 «Технологии нашей работы»
Технология | Дела |
Исследовательские проектные технологии Социальное проектирование информативно-коммуникативные арт-педагогику, КТД. | Создание циклов виртуальных экскурсий по Москве, Подмосковью, памятным историческим и культурным местам России: «Пушкинский цикл», «Москвичи на карте Родины», «Чертаново: вчера, сегодня, завтра», «Он сам есть история…» (К 340-летию Петра Первого)) Система школьных СМИ: газета «Школьные ведомости», сайт школы, взаимодействие с другими окружными изданиями вечера туристической, военно-патриотической и туристической песни, театральные постановки, в которых участвуют ученики школы и учителя, проведение конкурсов рисунков , н-р, «Линия жизни России», «Моя малая Родина» ; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/10/12/picture-23694.jpg)
Воспитательная программа деятельности Детского Общественного Объединения "Россияне" МОУ СОШ № 1 г.Называевска Омской области "Я - гражданин России"
p { margin-bottom: 0.21cm; } Данная программа основана на коллективной творческой деятельности и направлена на развитие творческого потенциала подростков, построена на принципах разумности, разно...
ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
В материале рассказывается о том, как ведется гражданско-патриотическое воспитание подростков через деяtельность детских общественных движений и объединений в Ельниковском районе...
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/22/picture-49389-1405976357.jpg)
Программа деятельности детского общественного объединения «Телецентр «Совершенство»
Управление образованияАдминистрация Павловского муниципального районаМуниципальное образовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа № 7 г. Павловодетское общественное объединение«Телецентр ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/22/picture-49389-1405976357.jpg)
Программа деятельности детского общественного объединения «Телецентр «Совершенство»
Управление образованияАдминистрация Павловского муниципального районаМуниципальное образовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа № 7 г. Павловодетское общественное объединение«Телецентр ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/23/picture-207141-1490248982.jpg)
Программа деятельности детского общественного объединения "ПОИСК"
Для современного общества актуальна потребность в социально-активной позиции детей и молодежи. Я свою программу обращаю на организацию детского общественного объединения.Важно, чтобы сегодняшние дети ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/06/picture-65962-1586158545.jpg)
Паспорт и программа деятельности детского общественного объединения «Зелёная планета»
Детское общественное объединение «Зелёная планета» создано на базе МБОУ лицей № 87 имени Л.И. НовиковойАдрес лицея: 603047, г. Нижний Новгород, ул. Красных Зорь, 14 а, телефон: 2240382Время создания: ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/31/picture-616913-1604143016.jpg)
Программа деятельности детского общественного объединения «Планета Безопасного Детства»
“Мы имеем дело с детьми, только вступающими в наш взрослый мир, поэтому подходить к ним нужно с особо тонкой инструментовкой, чтобы не ранить душу ребенка обидным словом, взглядом или жестом, а суметь...