Методическая разработка листа-опросника на уроках истории и обществознания
методическая разработка по обществознанию (8 класс)

Разумова Ирина Вениаминовна

Уважаемые коллеги, хочу поделиться с вами разработанной мною методикой.

Она родилась из размышлений над тем, как заставить ученика дома или в классе прочесть параграф из учебника вдумчиво, обратив внимания на моменты, которые он чаще всего пролистывает?

Данную методику я бы назвала так: «Домашнее задание = глубокий анализ текста».

В конечном итоге появился лист - опросник,  который содержит материал параграфа учебника.

Для того, чтобы это не было простым списыванием ответа, вопросы составляю так, чтобы заставить подумать, поразмышлять, вспомнить ранее изученный материал. Например, подберите антонимы к термину «заповедь».

В век гаджетов, потребность в грамотном изложении своих мыслей, практически сведена к 0.

Исходя из этого, задание найти и сформулировать определение к термину также выполняется в соответствии с критериями.

Вопросы составляю без вопросительного слова (как называется и т.д.) и они имеет законченную форму.

Например, вопрос звучит не «Что называют нравственностью?», а в утвердительной форме.

Вопрос: сформулируйте определение к термину «нравственность».

Ответ: совокупность людских нравов, часть жизни, которая связана с делами, практическим поведением; практические поступки.

 Еще пример:

Вопрос: Причина названия одной из проповедей в Библии - Нагорной.

Ответ: Произнесена на возвышенном месте, на горе, куда взошел Христос, чтобы поведать свое учение людям.

Данная методика ориентирована не на быстрый поиск ответа по ключевому слову, не на поиск в Интернете, а на прочтение и глубокий анализ материала параграфа.

Для этого составляю критерии, в соответствии с которыми выполняется и проверяется работа.

Использование данного метода на уроке показало, ребята лучше запоминают материал, учатся грамотно формулировать вопросы, когда задают их одноклассникам в форме «вопрос-ответ».

Данная методика помогает ребятам осмыслить прочитанный текст, а поиск ответа на поставленный вопрос - лучшему запоминанию, усвоению материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обществознание. 8 класс. Пар.7

Лист - опросник по теме «Мораль».

Критерии.

1.Работа оформляется на двойном листе.

2. На листе записать «Лист-опросник по теме «Мораль» учащегося 8 «...» класса Ф.И.

3. Работа ТОЛЬКО по пар.7 учебника по обществознанию для учащихся 8 класса, авторы Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф.  2018г.(не Интернет).

4. Ответ оформляется в виде таблицы.

5. Цифра в конце вопроса – количество вариантов ответа.

6.Если ответ на вопрос содержит только одно слово, век, имя – записываете только их.

Переписывать параграф не нужно!!!

7. В содержание работы входят как тестовые задания,  так и анализ текста параграфа и работа с терминами.

8 класс. Пар.7

Лист - опросник по теме «Мораль».

Вопрос

ответ

  1. По какому принципу образован ряд: Иисус Христос, Моисей, Конфуций, Сократ, Мухаммед, Лев Толстой, Альберт Швейцер и др.:

а. известные фантасты, б. известные писатели, в. учителя человечества, общепризнанные моральные авторитеты.  

  1. Причина названия одной из проповедей в Библии - Нагорной. 1б
  1. Смысл «золотого правила морали». 1б
  1. Значение морали. 1б
  1. Сформулируйте определение к термину «мораль» в узком смысле. 1б
  1. Причины появления правил вообще.(3)
  1. Перечислите особенности морали (3). 3б
  1. Сформулируйте определение к термину «самовоспитание», начиная со слова - это…
  1. Сформулируйте определение к термину «самокритика», начиная со слова - это…
  1. Сформулируйте определение к термину «мораль» в широком смысле. 1б
  1. Период формирования  моральных качеств: а. в детстве, б. в подростковом возрасте, в. на протяжении жизни, г. с наступлением совершеннолетия (18 лет).
  1. Название священной книги у христиан; иудеев. 2б
  1. Китайский мудрец, одним из первых определивший принцип человеческого отношения друг к другу.
  1. Подберите антонимы к термину «заповедь»: любовь, вражда, разлад, наказ, противодействие, наставление, противопоставление,  повеление, любовь. 3б
  1. Отличия морали от нравственности. 2б
  1. Основной смысл и последствие злой нравственности.
  1. Название произведения и имя русского поэта, драматурга, который в этом произведении ради спасения чести своей любимой, убивает ее. 2б
  1. Перечислите высшие моральные ценности:  2б
  1. Раскройте значение «гражданственность, патриотизм, деградация» 3б
  1. Основной критерий (мерило) морали.1б

Итого:

32 б.

«5»-29-32 «4» -22-28 «3» -16-21 «2» -15 и меньше.

Ключ!!! 8 класс. Пар.7

Лист - опросник по теме «Мораль».

Вопрос

Ответ

  1. По какому принципу образован ряд: Иисус Христос, Моисей, Конфуций, Сократ, Мухаммед, Лев Толстой, Альберт Швейцер и др.:

а. известные фантасты, б. известные писатели, в. учителя человечества, общепризнанные моральные авторитеты.  

1. в. учителя человечества, общепризнанные моральные авторитеты.  

  1. Причина названия одной из проповедей в Библии - Нагорной. 1б

2. Произнесена на возвышенном месте, на горе, куда взошел Христос, чтобы поведать свое учение людям.

  1. Смысл «золотого правила морали». 1б

3.И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними.

  1. Значение морали. 1б

4.научить нас, как относиться к людям.

  1. Сформулируйте определение к термину «мораль» в узком смысле. 1б

5.Правила, которые регулируют поведение людей.

  1. Причины появления правил вообще.(3)

6.регулировать (поведение), (направлять действия), советовать (как поступить).

  1. Перечислите особенности морали (3). 3б

7. а. регулирует отношение человека к человеку, б. отношение к природе, окружающей среде, в.отношение человека к самому себе.

  1. Сформулируйте определение к термину «самовоспитание», начиная со слова - это…

8.Вырабатывание в себе моральных качеств: милосердия, ответственности, честности и т.д.

  1. Сформулируйте определение к термину «самокритика», начиная со слова - это…

9.Анализ (проверка, оценка) своих поступков с точки зрения морали.

  1. Сформулируйте определение к термину «мораль» в широком смысле. 1б

10.Особые духовные правила, регулирующее поведение человека, его отношение к другим людям, к окружающей среде, к самому себе с позиций добра и зла, справедливости и несправедливости.

  1. Период формирования  моральных качеств: а. в детстве, б. в подростковом возрасте, в. на протяжении жизни, г. с наступлением совершеннолетия (18 лет).

11. в. на протяжении жизни

  1. Название священной книги у христиан; иудеев. 2б

12. Библия, Тора.

  1. Китайский мудрец, одним из первых определивший принцип человеческого отношения друг к другу.

13.Конфуций.

  1. Подберите антонимы к термину «заповедь»: любовь, вражда, разлад, наказ, противодействие, наставление, противопоставление,  повеление, любовь. 3б

14. Вражда, разлад, противодействие, противопоставление.

  1. Отличия морали от нравственности. 2б

15.Мораль - строгие духовные правила поведения (мысли, идеи, о том, как правильно поступать); нравственность – совокупность людских нравов, часть жизни, которая связана с делами, практическим поведением; практические поступки.

  1. Основной смысл и последствие злой нравственности.
  1. утверждение своей исключительности (Я (МЫ) – лучшие); 2. Толкает людей к вражде, разделяет людей.
  1. Название произведения и имя русского поэта, драматурга, один из героев которого в этом произведении, ради спасения чести своей любимой, убивает ее. 2б

17.М. Ю. Лермонтов, драма «Испанцы».

  1. Перечислите высшие моральные ценности (4):  2б

18.Гуманизм, человечность, гражданственность, патриотизм.

  1. Раскройте значение «гражданственность, патриотизм, деградация» 3б

19.Гражданственность - политическое и правовое положение человека, моральное поведение по отношению к своей стране;

патриотизм – любовь и преданность Отечеству, готовность отдать за него жизнь;

деградация – разрушение.

  1. Основной критерий (мерило) морали. 1б

20.Наличие или отсутствие гуманизма в реальных делах и поступках.

Итого:

32 б.

«5»-29-32 «4» -22-28 «3» -16-21 «2» -15 и меньше.



Предварительный просмотр:

Обществознание. 8 класс. Пар.7

Лист - опросник по теме «Мораль».

Критерии.

1.Работа оформляется на двойном листе.

2. На листе записать «Лист-опросник по теме «Мораль» учащегося 8 «...» класса Ф.И.

3. Работа ТОЛЬКО по пар.7 учебника по обществознанию для учащихся 8 класса, авторы Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф.  2018г.(не Интернет).

4. Ответ оформляется в виде таблицы.

5. Цифра в конце вопроса – количество вариантов ответа.

6.Если ответ на вопрос содержит только одно слово, век, имя – записываете только их.

Переписывать параграф не нужно!!!

7. В содержание работы входят как тестовые задания,  так и анализ текста параграфа и работа с терминами.

8 класс. Пар.7

Лист - опросник по теме «Мораль».

Вопрос

ответ

  1. По какому принципу образован ряд: Иисус Христос, Моисей, Конфуций, Сократ, Мухаммед, Лев Толстой, Альберт Швейцер и др.:

а. известные фантасты, б. известные писатели, в. учителя человечества, общепризнанные моральные авторитеты.  

  1. Причина названия одной из проповедей в Библии - Нагорной. 1б
  1. Смысл «золотого правила морали». 1б
  1. Значение морали. 1б
  1. Сформулируйте определение к термину «мораль» в узком смысле. 1б
  1. Причины появления правил вообще.(3)
  1. Перечислите особенности морали (3). 3б
  1. Сформулируйте определение к термину «самовоспитание», начиная со слова - это…
  1. Сформулируйте определение к термину «самокритика», начиная со слова - это…
  1. Сформулируйте определение к термину «мораль» в широком смысле. 1б
  1. Период формирования  моральных качеств: а. в детстве, б. в подростковом возрасте, в. на протяжении жизни, г. с наступлением совершеннолетия (18 лет).
  1. Название священной книги у христиан; иудеев. 2б
  1. Китайский мудрец, одним из первых определивший принцип человеческого отношения друг к другу.
  1. Подберите антонимы к термину «заповедь»: любовь, вражда, разлад, наказ, противодействие, наставление, противопоставление,  повеление, любовь. 3б
  1. Отличия морали от нравственности. 2б
  1. Основной смысл и последствие злой нравственности.
  1. Название произведения и имя русского поэта, драматурга, который в этом произведении ради спасения чести своей любимой, убивает ее. 2б
  1. Перечислите высшие моральные ценности:  2б
  1. Раскройте значение «гражданственность, патриотизм, деградация» 3б
  1. Основной критерий (мерило) морали.1б

Итого:

32 б.

«5»-29-32 «4» -22-28 «3» -16-21 «2» -15 и меньше.

Ключ!!! 8 класс. Пар.7

Лист - опросник по теме «Мораль».

Вопрос

Ответ

  1. По какому принципу образован ряд: Иисус Христос, Моисей, Конфуций, Сократ, Мухаммед, Лев Толстой, Альберт Швейцер и др.:

а. известные фантасты, б. известные писатели, в. учителя человечества, общепризнанные моральные авторитеты.  

1. в. учителя человечества, общепризнанные моральные авторитеты.  

  1. Причина названия одной из проповедей в Библии - Нагорной. 1б

2. Произнесена на возвышенном месте, на горе, куда взошел Христос, чтобы поведать свое учение людям.

  1. Смысл «золотого правила морали». 1б

3.И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними.

  1. Значение морали. 1б

4.научить нас, как относиться к людям.

  1. Сформулируйте определение к термину «мораль» в узком смысле. 1б

5.Правила, которые регулируют поведение людей.

  1. Причины появления правил вообще.(3)

6.регулировать (поведение), (направлять действия), советовать (как поступить).

  1. Перечислите особенности морали (3). 3б

7. а. регулирует отношение человека к человеку, б. отношение к природе, окружающей среде, в.отношение человека к самому себе.

  1. Сформулируйте определение к термину «самовоспитание», начиная со слова - это…

8.Вырабатывание в себе моральных качеств: милосердия, ответственности, честности и т.д.

  1. Сформулируйте определение к термину «самокритика», начиная со слова - это…

9.Анализ (проверка, оценка) своих поступков с точки зрения морали.

  1. Сформулируйте определение к термину «мораль» в широком смысле. 1б

10.Особые духовные правила, регулирующее поведение человека, его отношение к другим людям, к окружающей среде, к самому себе с позиций добра и зла, справедливости и несправедливости.

  1. Период формирования  моральных качеств: а. в детстве, б. в подростковом возрасте, в. на протяжении жизни, г. с наступлением совершеннолетия (18 лет).

11. в. на протяжении жизни

  1. Название священной книги у христиан; иудеев. 2б

12. Библия, Тора.

  1. Китайский мудрец, одним из первых определивший принцип человеческого отношения друг к другу.

13.Конфуций.

  1. Подберите антонимы к термину «заповедь»: любовь, вражда, разлад, наказ, противодействие, наставление, противопоставление,  повеление, любовь. 3б

14. Вражда, разлад, противодействие, противопоставление.

  1. Отличия морали от нравственности. 2б

15.Мораль - строгие духовные правила поведения (мысли, идеи, о том, как правильно поступать); нравственность – совокупность людских нравов, часть жизни, которая связана с делами, практическим поведением; практические поступки.

  1. Основной смысл и последствие злой нравственности.
  1. утверждение своей исключительности (Я (МЫ) – лучшие); 2. Толкает людей к вражде, разделяет людей.
  1. Название произведения и имя русского поэта, драматурга, один из героев которого в этом произведении, ради спасения чести своей любимой, убивает ее. 2б

17.М. Ю. Лермонтов, драма «Испанцы».

  1. Перечислите высшие моральные ценности (4):  2б

18.Гуманизм, человечность, гражданственность, патриотизм.

  1. Раскройте значение «гражданственность, патриотизм, деградация» 3б

19.Гражданственность - политическое и правовое положение человека, моральное поведение по отношению к своей стране;

патриотизм – любовь и преданность Отечеству, готовность отдать за него жизнь;

деградация – разрушение.

  1. Основной критерий (мерило) морали. 1б

20.Наличие или отсутствие гуманизма в реальных делах и поступках.

Итого:

32 б.

«5»-29-32 «4» -22-28 «3» -16-21 «2» -15 и меньше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданско-патриотическое развитие и воспитание на уроках (истории, обществознания) и внеурочное время. Описание собственной методической системы учителем истории и обществознания МБОУ «СОШ №1» Ситниковой Ольги Владимировны

«Гражданско-патриотическое развитие и воспитание на уроках (истории, обществознания) и внеурочное время. Описание собственной методической системы» СОДЕРЖАНИЕВведение …………………………………………………………...

Учебно-методическая разработка интегрированного урока ( история, обществознание, региональный компонент) к 4 ноября- Дню народного единства.

Учебно-методическая разработка интегрированного урока (история, обществознание, региональный компонент) к 4ноября - Дню народого единства....

обобщение опыта учителя истории и обществознания «Использование ИТК и Интернет технологий на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности»

С появлением в школе персонального компьютера, меня заинтересовали возможности использования новых информационных технологий на уроках истории. К настоящему времени накоплен определенный опыт практиче...

Методические рекомендации для учителей истории и обществознания "Формирование исследовательской компетентности одаренных учащихся посредством организации проектной деятельности на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности"

Методические рекомендации могут быть применимы в любом типе общеобразовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы не только учителями истории и обществознания, но и педагогами др...