Раскрытие творческого и интеллектуального потенциала школьников через проектную деятельность на уроках английского языка.
статья по английскому языку
Как же учитель сможет сформировать положительную мотивацию учащихся к изучению учебного материала, создать условия полного раскрытия творческого и интеллектуального потенциала школьников, развития их познавательных интересов? Существуют разнообразные инновационные формы, позволяющие сделать учебную деятельность максимально эффективной. Одной из наиболее часто используемых форм является проектная технология.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raskrytie_tvorcheskogo_i_intellektualnogo_potentsiala_shkolnikov.docx | 21.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Раскрытие творческого и интеллектуального потенциала школьников через проектную деятельность на уроках английского языка.
В настоящее время одной из основных задач современного образования становится раскрытие потенциала всех участников образовательного процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей. Решение данных задач невозможно без вариативности образовательных процессов, в связи с этим появляются различные инновационные педагогические технологии, которые требуют глубокого научного и практического осмысления. Общеизвестно, что для любого учителя самым важным в работе является повышение эффективности обучения. Этот вопрос требует непрерывного поиска решений, которые смогут оптимизировать учебный процесс. Как же учитель сможет сформировать положительную мотивацию учащихся к изучению учебного материала, создать условия полного раскрытия творческого и интеллектуального потенциала школьников, развития их познавательных интересов? Существуют разнообразные инновационные формы, позволяющие сделать учебную деятельность максимально эффективной. Одной из наиболее часто используемых форм является проектная технология.
Метод проектов:
- это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (проф. Е. С. Полат);
-это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
Метод проектов – это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность учащемуся проявлять самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.
Метод проектов позволяет учащимся проявить самостоятельность в выборе темы, источников информации, способе ее изложения и презентации. Проектная методика позволяет вести индивидуальную работу над темой, которая вызывает наибольший интерес у каждого участника проекта, что, несомненно, влечет за собой повышенную мотивированную активность учащегося. Обучающиеся сами выбирает объект исследования, сами для себя решает: ограничиться ли учебником по английскому языку (просто выполнив очередное упражнение), или почитать другую литературу. Однако зачастую ребята обращаются к дополнительным источникам информации, анализируют, сравнивают, оставляя самое важное и занимательное.
Начальный этап работы над проектом – введение и обсуждение темы предлагается на обычном уроке, параллельно дается базовая лексика, грамматика, дети осваивают простые предложения. Практическая работа над проектом начинается на стадии “Закрепления материала” и “Повторение” и становится гармоничной частью единого процесса обучения.
Не все одаренные дети одинаково испытывают интерес к изучению иностранных языков или к исследовательской деятельности. И то, и другое требует определенных волевых усилий, навыков саморегуляции, что является проблемой для одаренных детей. Привлекая таких детей к изучению иностранного языка, вовлекая их в творческую и исследовательскую деятельность, мы помогаем одаренным детям преодолевать себя, формируем и развиваем у них способность ставить перед собой задачи, намечать пути их достижения, планировать свою деятельность.
В 5-7 классах средней школы закладываются основы исследовательской деятельности. На этом этапе можно создавать ситуации, которые позволяют учащимся самим находить новые темы для исследований. Вовлечение в творческую и исследовательскую деятельность происходит через работу над проектами. В силу разного уровня владения иностранным языком, наиболее удачным является прикладной проект. Прикладной проект может сочетать в себе элементы информационного и исследовательского проектов. Можно предлагать одинаковые темы учащимся разных классов. В этом случае есть возможность сравнить восприятие решение одной и той же проблемы детьми разного возраста. Продолжительность работы над проектом от 2 недель до 1-2 месяцев. Осуществлять работу над проектами можно как на уроке, так и в режиме внеклассной работы. Проект представляется и защищается на уроках, на научно-практических конференциях.Прежде всего, надо научить обучающихся проектной деятельности.
Основные требования к проекту:
Наличие актуальной для учащихся проблемы, требующей для её разрешения интегрированных знаний и исследовательского поиска.
Практическая значимость результатов исследования.
Самостоятельная деятельность учащихся в ходе реализации проектов.
Грамотное оформление проектной работы.
Формулирование цели и круга задач.
Определение методов исследования (изучение литературы по теме исследовательского проекта, анкетирование, обработка и систематизация полученных данных и др.)
Оформление результатов проведенной диагностики.
Презентация (защита) проекта.
Анализ предъявленной проектной работы.
Выдвижения новых задач для продолжения исследования другими учащимися.
Любой хорошо продуманный и организованный проект имеет три основных этапа:
Подготовительный – определение проблем и задач исследования: мотивация; целеполагание;
планирование.
Основной - выполнение задач проекта: принятие решений; выполнение проекта;
анализ и систематизация проделанной работы.
Заключительный – оформление результатов работы: Защита проекта; Обсуждение проекта и его оценка. В помощь учащимся предлагается также макет исследовательского проекта, содержащий следующие разделы: титульный лист; вводная часть; содержание – основные идеи; конечный результат проекта.
В нашей школе обучение английскому языку в начальной школе ведется по учебникам УМК «Spotlight». Учитывая высокую загруженность учащихся, мы разрабатываем школьные проекты по темам, которые предлагаются учебной программой. Следует отметить, что тема проекта должна не только входить в общий контекст обучения языку, но и быть достаточно интересной для учащихся. Выбор темы проектной работы очень важна, зачастую именно тема проекта, в конечном счете, может определить успешность и результативность проектной работы в целом. Так, например УМК для второго года обучения в 2-й четверти предлагает изготовить книгу «Английский Алфавит». Учащимся предлагалось изготавливать1 листок книги после изучения каждой буквы английского алфавита, а в итоги получиться книга.
После все обучающиеся представляют свои книги. Устраиваем книжную ярмарку. Можно устроит праздник английской азбуки, и пригласить родителей и на ней провести ярмарку проектов, так как детей в классах до 10 человек, я приглашаю на такой праздник всех обучающихся начальной школы. При изучении темы: «Продукты» в начальной школе, с обучающимися выполняем проект под названием: «Продукты в моем холодильнике». Я заранее выпускаю макеты холодильников и карточки с изображением продуктов. Детям необходимо вырезать и украсить свой холодильник. Затем обучающиеся самостоятельно вырезают карточки по теме: «Продукты», и на оборотной стороне подписывают наименование продуктов на английском языке. В дальнейшем, на каждом уроке мы повторяем так лексику по теме: «Продукты». Карточки и макеты выпускаю сама, по причине того, что не все дети относятся ответственно к таким творческим заданиям.
В 5-10 классах обучение ведется тоже по УМК «Spotligh». УМК уже предполагает проведение проектов. Например, снять фильм, или озвучить задание.
В 2-9 классы реализуют федеральный образовательный стандарт, проводить проекты в этих классах легче, потому что дети с 1 класса учатся создавать проекты.
Для реализации проектной деятельности в 8, 9 классах выбираю более интересные темы для обучающихся, например «Еда». Обучающиеся делятся на две группы, первая изучает материалы о национальной еде (России или Кубани), а вторая группа изучает информацию об английских традиционных блюдах. Иногда обучающиеся записывают видео, как они приготовили то или иное блюда.
В 10 – 11 классах проектную деятельность по английскому языку сочетаю с основами православной культуры. В рамках проектной деятельности собираем материал о духовной жизни станицы. В дальнейшем планируем с детьми создать виртуальную экскурсию по храмам нашего города (с переводом на английский язык). Данная работа помогает мотивировать обучающихся к изучению иностранного языка. Дает хорошие результаты во внеурочной деятельности: участие в олимпиадах: Британский Бульдог, Олимпус, Юниор и другие.
В заключение хотелось бы сказать, что использование инновационных технологий в преподавании иностранного языка не только подогревает мотивацию детей, не только делает уроки более разнообразными и интересными, но также способствует саморазвитию.
Проектная методика является эффективной инновационной технологией, которая обеспечивает:
1. значительное повышение уровня владения языковым материалом и говорением как одним из видов речевой деятельности;
2. повышение уровня внутренней мотивации учащихся;
3. повышение уровня самостоятельности учащихся, уровня сплоченности коллектива;
4. повышение общего интеллектуального развития учащихся.
Проектная методика основана на личностно-деятельностном подходе и в большей степени способствует формированию вторичной языковой личности, развитию и совершенствованию первичной языковой личности, а значит и совершенствованию иноязычной коммуникативной и межкультурной компетенции школьников в целом.
Список использованной литературы
1.Белова С. А. Технология исследовательской деятельности по иностранному языку в обучении учащихся [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://image.websib.ru/05/
2. Борисова Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора: Учеб. Пособие. – М., 2002.
3. Краевский В.В. Общие основы педагогики [Текст]/ Филатов В.М. - М., 2004.
4. Минюк Ю. Н. Метод проектов как инновационная педагогическая технология [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 6-8.
5. Никишина И.В. Инновационная деятельность современного педагога в системе общешкольной методической работы. - Волгоград: Учитель, 2007.
6.Новиков А.М. Методология образования. - М., 2002.
7.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С. Полат – М., 2000
8.Особенности организации научно-исследовательской работы с учащимися старших классов по иностранному языку [Электронный ресурс]. — Режим доступа: — http://www.tgl.net.ru/wiki
9. Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе –2000. — № 3 — с.3–9
10.Савченко Н. А. Метод проектов в обучении английскому языку учащихся среднего этапа обучения общеобразовательной школ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ioso.ru/distant/library
11.Сахновская Е.М. Приёмы формирования лингвострановедческой компетенции и развития положительной учебной мотивации: сборник «Модернизация содержания и методов иноязычного обучения как приоритетное направление в условиях непрерывного языкового образования». – Волгоград: Перемена, 2003.
12. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика/ Под ред. Е.С. Полат – М., 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Система сопровождения проектной деятельности на уроках английского язык, способствующей творческому самовыражению и личностному развитию учащихся»
Цель: Систематизировать опыт сопровождения этапов проектной деятельности учащихся на уроках английского языка.Задача: ...
формирование ключевых компетенций школьников через проектную деятельность на уроках математики с использованием икт.
В работе представлены фрагменты проектов учащихся.Определяется роль проекта на уроке математики....
Проектная деятельность на уроках английского языка и во внеурочное время как средство развития познавательной активности и творческих способностей учащихся
Проектная деятельность на уроках английского языка и во внеурочное время как средство развития познавательной активности и творческих способностей учащихся...
Презентация Проектная деятельность на уроках английского языка и во внеурочной деятельности как средство развития творческих способностей каждого обучающегося, включая одарённых детей
Данная презентация будет полезна не толко учителям английского языка, но и преподавателям других дисциплин....
Реализация компетентностного подхода через проектную деятельность на уроках английского языка
Компетентностный подход - один из подходов, который противопоставляется «знаниевому» Он позволяет решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть наборо...
Формирование универсальных учебных действий через организацию проектной деятельности на уроках английского языка.
С психологической точки зрения в основе проектного обучения лежит принцип «эго-фактора», который предполагает такой подход к обучающимся, который может быть соотнесен с р...