«Музейная» педагогика как часть интегрированного преподавания»
статья по краеведению на тему
Статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzeynye_tehnologii_v_realizatsii_etnokulturnogo_komponenta.docx | 16.93 КБ |
Предварительный просмотр:
«Музейная» педагогика как часть интегрированного преподавания»
Лебедева Татьяна Василевна, учитель ИЗО и МХК МАОУ СОШ№19 г. Балаково
Музейно-педагогическая технология вооружает учителя новыми эффективными методами обучения и воспитания на основе включения музейного предмета в образовательный процесс, позволяет сделать жизнь ребёнка более насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, даёт в руки новый инструмент для познания мира.
Школьный литературно-краеведческий музей им. Н.А.Островского работает с 1979 года. Он всегда был важной составляющей внеклассной работы в нашей школе. Профиль любого школьного музея определяется научной дисциплиной, на основе которой строится его экспозиция. В нашей школе – это литература, краеведение.
Целью работы музея является воспитание у учащихся чувства уважения к истории своей Родины, сохранение культурных традиций своего народа, воспитание интереса к изучению историко-культурных памятников.
Фонды музея школы насчитывают более 400 экспонатов, постоянно действуют зкспозиции: «Преодоление», «Из бабушкиного сундука», «Городской быт ХХ века», «Страницы Памяти», « Наш школьный дом».
В музее реализуются творческие и исследовательские проекты. Одним из самых понравившихся стал проект «День славянской письменности и культуры», на котором были показаны старинные национальные обряды.
Учащиеся ежегодно представляют свои проекты муниципальном конкурсе проектов «Очумелые ручки», «Мастерица-волшебница»». Проекты наших учащихся постоянно занимают призовые места. Кроме того, результаты проектной деятельности оформляются в виде стендов, альбомов, презентаций, сами становясь частью музейного фонда или непосредственно экспонатами одной из выставок.
Учителя русского языка и литературы, истории, краеведения, МХК и технологии проводят уроки и внеклассные мероприятия в школьном музее. На уроках в музее педагоги пытаются научить своих учеников ощущать перекличку эпох, культур, поколений, характеров, то есть своего рода «отражения», «зеркальные версии», обогатить их жизненный, в том числе и эстетический опыт.
«Музейная» педагогика как часть интегрированного преподавания
способствует повышению роли самостоятельной работы учащихся, неизбежно расширяет тематику изучаемого материала, вызывает необходимость более глубокого осмысления явлений национальной литературы и культуры. При этом комплексно решаются многие задачи: формирование эстетически грамотного читателя, умеющего формулировать и аргументировать свою позицию, формирование навыков письменного изложения своей точки зрения. На наш взгляд, «музейная» педагогика должна занимать достойное место в педагогической практике, ибо она помогает «сделать культуру частью душевной жизни детей» (Ф.Искандер).
В школьном музее есть выставка «Из бабушкиного сундука», на которой представлены предметы крестьянского быта, есть материалы, рассказывающие «истории» об этих предметах: как они попали в музей, как применялись раньше и т.п. Ребятам интересен и символический смысл, который издревле вкладывался славянами в вышивку или другие предметы обихода. На уроке «Крестьянское жилище и утварь» учащиеся «погружаются» в стихию крестьянской избы, ощущают на своих ладонях прохладу льняного вышитого полотенца, тепло деревянной прялки, шероховатость глиняной посуды…и даже тяжесть ведер с водой на коромысле.
Школьный литературно-краеведческий музей тесно сотрудничает с краеведческим музеем города, клубом «Берегиня», центром национальных культур. На протяжении нескольких лет мы принимаем активное участие в театрализованных праздниках, проводимых совместно учителями школ муниципального образования и музеем истории города Балаково: «Мы –славяне», посвященному изучению традиций, обычаев и обрядов славянских народов по теме «Древние хранители семейного очага», «Мы – волжане»,изучение традиций, обычаев, обрядов поволжских народов и др.
Эффективность деятельности школьного музея определяется степенью включенности в его работу учащихся школы и использованием его материалов в учебно-воспитательном процессе всем педагогическим коллективом. Для наших учащихся это «включение» происходит 1 сентября в 1 классе, когда поступившие в школу дети совершают первую экскурсию по школе и приходят в школьный музей. Для большинства детей это первый в жизни музей.
Наш школьный музей функционирует в режиме творческого научно-исследовательского центра, в основе организации работы музея лежит технология личностно-развивающей деятельности, предметом исследования школьников являются объекты местного (исторического, литературного) значения, исследования учащихся интегрируются с программным материалом по истории, литературе, культуре, технологии и другим предметам; школьный музей является эффективным средством интеграции основного и дополнительного образования детей.
Литература:
1. Мышева, Т. П. Музейная педагогика в современном социокультурном образовательном контексте – Таганрог, 2007.
2. Морозова, И. А. Музейная педагогика в сети. Преподавание истории в школе. - 2007. - № 8
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья. "Интегрированный курс изобразительного искусства и истории Санкт - Петербурга с элементами музейной педагогики в начальной школе"
Данный интегрированный курс, дающий начальное образование по изобразительному искусству с учетом возрастных особенностей учащихся младших классов, имеет ясную структурную цельность и обес...
Презентация. "Интегрированный курс изобразительного искусства и истории Санкт - Петербурга с элементами музейной педагогики в начальной школе"
Презентация наглядно раскрывает содержание интергированного курса....
Презентация: Примерные задания к тематическому планированию курса интегрированных занятий по ИЗО и музейной педагогике для учащихся 5 класса по разделу "Язык изобразительного искусства".
Материал презентации ( в двух частях) в наглядной форме поможет раскрыть характер заданий для учащихся 5 классов, занимающихся по курсу интегрированных занятий по ИЗО и музейной педа...
Технология «Музейная педагогика» в преподавании химии.
Технология «Музейная педагогика» в преподавании химии. Основные цели и задачи данной технологии заключаются в следующем:-использовать возможности столичного образования через с...
Особенности использования элементов технологии "музейная педагогика" в процессе преподавания изобразительного искусства в средней общеобразовательной школе (из опыта работы)
технологические карты музейных уроков изобразительного искусства...
Музейные уроки в образовательном учреждении в системе музейной педагогики.
О проблемах внедрения положений "музейной педагогики" в учебно-воспитательный процесс в образовательных учреждениях страны. В «Профессиональном стандарте педагога» пря...
Презентация на тему "Использование средств музейной педагогики в преподавании истории и краеведения".
В последнее время отечественная педагогическая наука терпит значительные изменения в контексте внедрения новых форм,...