Технология «Музейная педагогика» в преподавании химии.
методическая разработка по химии (8,9,10,11 класс) по теме

Мурашкина  Юлия  Анатольевна

 

 

Технология «Музейная педагогика» в преподавании химии.

 

  Основные цели и задачи данной технологии заключаются в следующем:

-использовать возможности столичного образования через системы музеев и выставочных залов Москвы;

-расширять практико-ориентированный кругозор учащихся и формировать химическое мышление;

-активизировать познавательную деятельность учащихся;

-прививать навыки работы по самообразованию;

-развивать творческие возможности учащихся;

-воспитывать любознательность и интерес к окружающему миру, любовь к своему Отечеству, чувство ответственности за жизнь на планете.

      В течение учебного года по предварительно составленному плану с учащимися школ могут проводиться экскурсии в музеи Москвы, которые должны гармонично дополнять учебные темы по химии. Посещая музеи, обучающиеся получают не только теоретические, но и практические навыки. У них формируются наиболее полные представления как о природных, так и о лабораторных и  производственных процессах, понятия о которых трудно сформировать в рамках школьного кабинета. Экскурсии в музеях проводятся с учетом последних достижений в области химии и смежных с ней дисциплин, что создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения учащихся.

      Благодаря такой работе учащиеся имеют повышенную мотивацию к познанию и творчеству, что проявляется в желании дальше и глубже работать над изучаемыми темами в виде презентаций, докладов, проектных работ.

      Работа по технологии «Музейная педагогика» предполагает не только посещение музеев, но и подготовку материалов по конкретной теме с использованием цифровых носителей информации и дальнейшей их трансляции на уроках и во внеурочное время в школе для других учащихся, не посещавших музей. Как правило, такие занятия проводятся учащимися самостоятельно (под наблюдением и с предварительной корректировкой информации учителем), что способствует формированию чувства ответственности, активизирует познавательную деятельность, прививает навыки работы по самообразованию, повышают познавательную мотивацию у учащихся, для которых эти занятия проводятся.

      Необходимо отметить то чувство дружбы и взаимопонимания, которые возникают во время проведения экскурсий, при подготовке учебных материалов, при проведении презентаций.

      У многих учащихся меняется мнение о тех возможностях, которые предоставляет столица для самообразования, а многие впервые серьезно задумываются о своей будущей профессии.

      К сожалению, у нас не так много музеев, ориентированных на предмет химия, но те которые есть, дают колоссальные возможности для расширения рамок школьного образования:

 

Политехнический музей (далее ПМ; Л/Д – лекции-демонстрации):

 

-адрес: Новая площадь, д.3\4, подъезд №1;

-справки: 925-06-14 и 923-07-56 (автоответчик);

              923-42-87 (экскурсионное бюро);

              928-64-65 (политехническая библиотека);

-проезд: ст.метро «Лубянка» или «Китай-город»;

-часы работы: ежедневно, кроме понедельника и                                   последнего четверга месяца, с 10.00 до                      18.00.Касса музея работает до 17-30.

 

Государственный музей-усадьба Д.И.Менделеева (Боблово):

 

-адрес:141643, Московская обл., Клинский р-н, п\о Боблово;

-справки: 282-27. E-mail:М475@mail.museum.ru Site: www.museum.ru/V475;

-проезд: с Ленинградского вокзала до ст.Клин. Далее авт. №42 и 46 до Чумичева. Затем пешком по вязовой аллее (500м). На автомобиле – по Ленинградскому шоссе до г. Солнечногорска. За постом ГАИ повернуть направо на Тараканово. Далее по указателям.

 

 

 

 

Музей воды:

 

-адрес:109440, Москва, Саринский пр.,13;

-справки: (495) 676-92-13. www.museum.ru/М345;

-проезд: ст. м.Пролетарская.

 

Музей землеведения Московского Государственного Университета им. М.В.Ломоносова (далее МЗ МГУ):

 

-адрес: Москва, Воробьевы горы, Главное здание МГУ,   этажи 24-31;

-справки: 939-29-76, 9.00-12.00;

-проезд: ст.м. Университет, авт.1,119,661 до ост. «ДК МГУ»;

-часы работы: с 10.00 до 17.00 (выходные-субб., воскр.).

 

      Предлагаем примерный план проведения экскурсий

( с учетом временных рамок календарно-тематического планирования по химии, которые можно корректировать в зависимости от используемой программы).

 


 

8 класс

9 класс

10 класс

11 класс

Сентябрь

ПМ. «В мире химии»

Государственный музей-усадьба Д.И.Менделеева (Боблово)

Государственный музей-усадьба Д.И.Менделеева (Боблово)

Государственный музей-усадьба Д.И.Менделеева (Боблово)

Октябрь

ПМ. «Вещества, какие они есть и как их разъединить и очистить»-2 части (пр.р.), «Основные типы химических реакций».

МЗМГУ. «Философия и поэзия камня» (геометрия кристаллов)

 

ПМ. «Периодический закон Д.И.Менделеева: Периодическая система и строение атома»

Ноябрь

 

ПМ. «Вода и растворы»; «Теория электролитической диссоциации. Гидролиз» -л/д; «Окислительно-восстановительные реакции» - л/д

ПМ. «Теория строения органических соединений А.М.Бутлерова. Предельные, непредельные, ароматические углеводороды»-л/д

ПМ.«Химическая кинетика» - л/д

Декабрь

ПМ. «Вода и растворы».

 

Музей воды (второй раздел).

ПМ. «Как получают металлы»; «Коррозия металлов и ее предупреждение» - л/д; «Химическая кинетика» -л/д; МЗМГУ. «Минералы и полезные ископаемые»

 

ПМ. «К безотходной технологии»; «Великие русские химики – Д.И.Менделеев, М.В.Ломоносов, В.Н.Ипатьев»;

«Химическая переработка нефти и угля»; «О нефти и угле без формул»

ПМ. «Комплексные соединения» - л/д; «Теория электролитической диссоциации. Гидролиз» -л/д;

Январь

ПМ. «Химические элементы «кислород» и «водород»»

ПМ. «Производство черных металлов и экология»; «Производство чугуна, стали и алюминия».

МЗМГУ. «Самоцветы России»

 

ПМ.«Окислительно-восстановительные реакции» - л/д

Февраль

 

ПМ.«Галогены»;

«Необычайные свойства металлов и сплавов»; «Производство серной кислоты»; «Сера и ее соединения» - л/д;

«Углерод и кремний» -л/д

ПМ. «Кислородсодержащие органические соединения»-л/д

ПМ.«Общие свойства металлов» - л/д; «Все о золоте» - л/д; «Проблемы металлургии на современном этапе»; «Производство цветных металлов и экология»; «Материалы – богатство человечества»

Март

ПМ. «Основные классы неорганических соединений»; «Галогены»

ПМ. «Производство аммиака и азотной кислоты»; «Производство минеральных удобрений»; «Необычные свойства металлов и сплавов»;

«Азот и фосфор»-л/д; «Общие свойства металлов» - л/д; «Простые вещества: металлы и неметаллы»- л/д

МЗМГУ. Геология Москвы и Подмосковья»;

«Систематика минералов» (на примере силикатов)

ПМ. «Азотсодержащие органические соединения» - л/д

ПМ.«Необычайные свойства металлов и сплавов»; «Производство чугуна, стали и алюминия»;

МЗМГУ. «Минеральные ресурсы мира и России»

Апрель

ПМ. «Жизнь и деятельность Д.И.Менделеева. История великого открытия»; «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Строение атома»

МЗМГУ. «Влияние химических микро- и макроэлементов на здоровье человека»

ПМ. «Полимеры в медицине»; «Полимеры и их применение»; «Сложные эфиры, жиры и углеводы»-л/д

ПМ. «Производство серной кислоты»; «Коррозия металлов и ее предупреждение» - л/д; «Сера и ее соединения» - л/д; «Азот и фосфор»-л/д

Май

ПМ. «Химия и экология».Государственный музей-усадьба Д.И.Менделеева (Боблово)

 

 

ПМ. «В мире химии»; «Химия от истоков до наших дней».Государственный музей-усадьба Д.И.Менделеева (Боблово)

 

ПМ. «Высокомолекулярные соединения» - л/д.

МЗМГУ. «Химические элементы и токсичность окружающей среды».

Государственный музей-усадьба Д.И.Менделеева (Боблово)

ПМ. «Производство минеральных удобрений»; «Простые вещества: металлы и неметаллы»- л/д;«Углерод и кремний» -л/д;

 

Музей воды (второй раздел).

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon murashkina_muzeynaya_pedagogika.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технология «Музейная педагогика» в преподавании химии.

        Основные цели и задачи данной технологии заключаются в следующем:

-использовать возможности столичного образования через системы музеев и выставочных залов Москвы;

-расширять практико-ориентированный кругозор учащихся и формировать химическое мышление;

-активизировать познавательную деятельность учащихся;

-прививать навыки работы по самообразованию;

-развивать творческие возможности учащихся;

-воспитывать любознательность и интерес к окружающему миру, любовь к своему Отечеству, чувство ответственности за жизнь на планете.

        В течение учебного года по предварительно составленному плану с учащимися школ могут проводиться экскурсии в музеи Москвы, которые должны гармонично дополнять учебные темы по химии. Посещая музеи, обучающиеся получают не только теоретические, но и практические навыки. У них формируются наиболее полные представления как о природных, так и о лабораторных и  производственных процессах, понятия о которых трудно сформировать в рамках школьного кабинета. Экскурсии в музеях проводятся с учетом последних достижений в области химии и смежных с ней дисциплин, что создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения учащихся.

        Благодаря такой работе учащиеся имеют повышенную мотивацию к познанию и творчеству, что проявляется в желании дальше и глубже работать над изучаемыми темами в виде презентаций, докладов, проектных работ.

        Работа по технологии «Музейная педагогика» предполагает не только посещение музеев, но и подготовку материалов по конкретной теме с использованием цифровых носителей информации и дальнейшей их трансляции на уроках и во внеурочное время в школе для других учащихся, не посещавших музей. Как правило, такие занятия проводятся учащимися самостоятельно (под наблюдением и с предварительной корректировкой информации учителем), что способствует формированию чувства ответственности, активизирует познавательную деятельность, прививает навыки работы по самообразованию, повышают познавательную мотивацию у учащихся, для которых эти занятия проводятся.

        Необходимо отметить то чувство дружбы и взаимопонимания, которые возникают во время проведения экскурсий, при подготовке учебных материалов, при проведении презентаций.

        У многих учащихся меняется мнение о тех возможностях, которые предоставляет столица для самообразования, а многие впервые серьезно задумываются о своей будущей профессии.

        К сожалению, у нас не так много музеев, ориентированных на предмет химия, но те которые есть, дают колоссальные возможности для расширения рамок школьного образования:

Политехнический музей (далее ПМ; Л/Д – лекции-демонстрации):

-адрес: Новая площадь, д.3\4, подъезд №1;

-справки: 925-06-14 и 923-07-56 (автоответчик);

                  923-42-87 (экскурсионное бюро);

                  928-64-65 (политехническая библиотека);

-проезд: ст.метро «Лубянка» или «Китай-город»;

-часы работы: ежедневно, кроме понедельника и                                                   последнего четверга месяца, с 10.00 до                                   18.00.Касса музея работает до 17-30.

Государственный музей-усадьба Д.И.Менделеева (Боблово):

-адрес:141643, Московская обл., Клинский р-н, п\о Боблово;

-справки: 282-27. E-mail:М475@mail.museum.ru Site: www.museum.ru/V475;

-проезд: с Ленинградского вокзала до ст.Клин. Далее авт. №42 и 46 до Чумичева. Затем пешком по вязовой аллее (500м). На автомобиле – по Ленинградскому шоссе до г. Солнечногорска. За постом ГАИ повернуть направо на Тараканово. Далее по указателям.

Музей воды:

-адрес:109440, Москва, Саринский пр.,13;

-справки: (495) 676-92-13. www.museum.ru/М345;

-проезд: ст. м.Пролетарская.

Музей землеведения Московского Государственного Университета им. М.В.Ломоносова (далее МЗ МГУ):

-адрес: Москва, Воробьевы горы, Главное здание МГУ,   этажи 24-31;

-справки: 939-29-76, 9.00-12.00;

-проезд: ст.м. Университет, авт.1,119,661 до ост. «ДК МГУ»;

-часы работы: с 10.00 до 17.00 (выходные-субб., воскр.).

        Предлагаем примерный план проведения экскурсий

( с учетом временных рамок календарно-тематического планирования по химии, которые можно корректировать в зависимости от используемой программы).


8 класс

9 класс

10 класс

11 класс

Сентябрь

ПМ. «В мире химии»

Государственный музей-усадьба Д.И.Менделеева (Боблово)

Государственный музей-усадьба Д.И.Менделеева (Боблово)

Государственный музей-усадьба Д.И.Менделеева (Боблово)

Октябрь

ПМ. «Вещества, какие они есть и как их разъединить и очистить»-2 части (пр.р.), «Основные типы химических реакций».

МЗМГУ. «Философия и поэзия камня» (геометрия кристаллов)

ПМ. «Периодический закон Д.И.Менделеева: Периодическая система и строение атома»

Ноябрь

ПМ. «Вода и растворы»; «Теория электролитической диссоциации. Гидролиз» -л/д; «Окислительно-восстановительные реакции» - л/д

ПМ. «Теория строения органических соединений А.М.Бутлерова. Предельные, непредельные, ароматические углеводороды»-л/д

ПМ.«Химическая кинетика» - л/д

Декабрь

ПМ. «Вода и растворы».

Музей воды (второй раздел).

ПМ. «Как получают металлы»; «Коррозия металлов и ее предупреждение» - л/д; «Химическая кинетика» -л/д; МЗМГУ. «Минералы и полезные ископаемые»

ПМ. «К безотходной технологии»; «Великие русские химики – Д.И.Менделеев, М.В.Ломоносов, В.Н.Ипатьев»;

«Химическая переработка нефти и угля»; «О нефти и угле без формул»

ПМ. «Комплексные соединения» - л/д; «Теория электролитической диссоциации. Гидролиз» -л/д;

Январь

ПМ. «Химические элементы «кислород» и «водород»»

ПМ. «Производство черных металлов и экология»; «Производство чугуна, стали и алюминия».

МЗМГУ. «Самоцветы России»

ПМ.«Окислительно-восстановительные реакции» - л/д

Февраль

ПМ.«Галогены»;

«Необычайные свойства металлов и сплавов»; «Производство серной кислоты»; «Сера и ее соединения» - л/д;

«Углерод и кремний» -л/д

ПМ. «Кислородсодержащие органические соединения»-л/д

ПМ.«Общие свойства металлов» - л/д; «Все о золоте» - л/д; «Проблемы металлургии на современном этапе»; «Производство цветных металлов и экология»; «Материалы – богатство человечества»

Март

ПМ. «Основные классы неорганических соединений»; «Галогены»

ПМ. «Производство аммиака и азотной кислоты»; «Производство минеральных удобрений»; «Необычные свойства металлов и сплавов»;

«Азот и фосфор»-л/д; «Общие свойства металлов» - л/д; «Простые вещества: металлы и неметаллы»- л/д

МЗМГУ. Геология Москвы и Подмосковья»;

«Систематика минералов» (на примере силикатов)

ПМ. «Азотсодержащие органические соединения» - л/д

ПМ.«Необычайные свойства металлов и сплавов»; «Производство чугуна, стали и алюминия»;

МЗМГУ. «Минеральные ресурсы мира и России»

Апрель

ПМ. «Жизнь и деятельность Д.И.Менделеева. История великого открытия»; «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Строение атома»

МЗМГУ. «Влияние химических микро- и макроэлементов на здоровье человека»

ПМ. «Полимеры в медицине»; «Полимеры и их применение»; «Сложные эфиры, жиры и углеводы»-л/д

ПМ. «Производство серной кислоты»; «Коррозия металлов и ее предупреждение» - л/д; «Сера и ее соединения» - л/д; «Азот и фосфор»-л/д

Май

ПМ. «Химия и экология». Государственный музей-усадьба Д.И.Менделеева (Боблово)

ПМ. «В мире химии»; «Химия от истоков до наших дней». Государственный музей-усадьба Д.И.Менделеева (Боблово)

ПМ. «Высокомолекулярные соединения» - л/д.

МЗМГУ. «Химические элементы и токсичность окружающей среды».

Государственный музей-усадьба Д.И.Менделеева (Боблово)

ПМ. «Производство минеральных удобрений»; «Простые вещества: металлы и неметаллы»- л/д;«Углерод и кремний» -л/д;

Музей воды (второй раздел).



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов музейной педагогики на уроках химии.

В наше время учителя все чаще задумываются о новых формах обучения, таких, которые не просто дают готовые знания и требуют отчета о выученном, а позволяют детям проявлять инициативу, сделать выбор вид...

Использование элементов музейной педагогики на уроках химии.

В наше время учителя все чаще задумываются о новых формах обучения, таких, которые не просто дают готовые знания и требуют отчета о выученном, а позволяют детям проявлять инициативу, сделать выбор вид...

Деятельностный подход в реализации технологии «Музейная педагогика» как метод патриотического воспитания школьников

Выступление на республиканской НПК «Культурно-историческое наследие региона в контексте патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи»....

презентация - обобщение опыта учителя краеведения "Технология музейной педагогики как основа социализации личности"

Обобщение  опыта "Технология музейной педагогики как основа социализации личности". Основные цели и задачи музейной педагогики, направления и формы работы, результативность....

Презентация на тему "Использование средств музейной педагогики в преподавании истории и краеведения".

В  последнее  время  отечественная  педагогическая  наука  терпит  значительные  изменения  в  контексте  внедрения  новых  форм,...

Технология музейной педагогики на уроках русского языка и литературы

IX муниципальная НПК "Образование и воспитание школьников в условиях поликультурного региона"...