Технология «Музейная педагогика» в преподавании химии.
методическая разработка по химии (8,9,10,11 класс) по теме
Технология «Музейная педагогика» в преподавании химии.
Основные цели и задачи данной технологии заключаются в следующем:
-использовать возможности столичного образования через системы музеев и выставочных залов Москвы;
-расширять практико-ориентированный кругозор учащихся и формировать химическое мышление;
-активизировать познавательную деятельность учащихся;
-прививать навыки работы по самообразованию;
-развивать творческие возможности учащихся;
-воспитывать любознательность и интерес к окружающему миру, любовь к своему Отечеству, чувство ответственности за жизнь на планете.
В течение учебного года по предварительно составленному плану с учащимися школ могут проводиться экскурсии в музеи Москвы, которые должны гармонично дополнять учебные темы по химии. Посещая музеи, обучающиеся получают не только теоретические, но и практические навыки. У них формируются наиболее полные представления как о природных, так и о лабораторных и производственных процессах, понятия о которых трудно сформировать в рамках школьного кабинета. Экскурсии в музеях проводятся с учетом последних достижений в области химии и смежных с ней дисциплин, что создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения учащихся.
Благодаря такой работе учащиеся имеют повышенную мотивацию к познанию и творчеству, что проявляется в желании дальше и глубже работать над изучаемыми темами в виде презентаций, докладов, проектных работ.
Работа по технологии «Музейная педагогика» предполагает не только посещение музеев, но и подготовку материалов по конкретной теме с использованием цифровых носителей информации и дальнейшей их трансляции на уроках и во внеурочное время в школе для других учащихся, не посещавших музей. Как правило, такие занятия проводятся учащимися самостоятельно (под наблюдением и с предварительной корректировкой информации учителем), что способствует формированию чувства ответственности, активизирует познавательную деятельность, прививает навыки работы по самообразованию, повышают познавательную мотивацию у учащихся, для которых эти занятия проводятся.
Необходимо отметить то чувство дружбы и взаимопонимания, которые возникают во время проведения экскурсий, при подготовке учебных материалов, при проведении презентаций.
У многих учащихся меняется мнение о тех возможностях, которые предоставляет столица для самообразования, а многие впервые серьезно задумываются о своей будущей профессии.
К сожалению, у нас не так много музеев, ориентированных на предмет химия, но те которые есть, дают колоссальные возможности для расширения рамок школьного образования:
Политехнический музей (далее ПМ; Л/Д – лекции-демонстрации):
-адрес: Новая площадь, д.3\4, подъезд №1;
-справки: 925-06-14 и 923-07-56 (автоответчик);
923-42-87 (экскурсионное бюро);
928-64-65 (политехническая библиотека);
-проезд: ст.метро «Лубянка» или «Китай-город»;
-часы работы: ежедневно, кроме понедельника и последнего четверга месяца, с 10.00 до 18.00.Касса музея работает до 17-30.
Государственный музей-усадьба Д.И.Менделеева (Боблово):
-адрес:141643, Московская обл., Клинский р-н, п\о Боблово;
-справки: 282-27. E-mail:М475@mail.museum.ru Site: www.museum.ru/V475;
-проезд: с Ленинградского вокзала до ст.Клин. Далее авт. №42 и 46 до Чумичева. Затем пешком по вязовой аллее (500м). На автомобиле – по Ленинградскому шоссе до г. Солнечногорска. За постом ГАИ повернуть направо на Тараканово. Далее по указателям.
Музей воды:
-адрес:109440, Москва, Саринский пр.,13;
-справки: (495) 676-92-13. www.museum.ru/М345;
-проезд: ст. м.Пролетарская.
Музей землеведения Московского Государственного Университета им. М.В.Ломоносова (далее МЗ МГУ):
-адрес: Москва, Воробьевы горы, Главное здание МГУ, этажи 24-31;
-справки: 939-29-76, 9.00-12.00;
-проезд: ст.м. Университет, авт.1,119,661 до ост. «ДК МГУ»;
-часы работы: с 10.00 до 17.00 (выходные-субб., воскр.).
Предлагаем примерный план проведения экскурсий
( с учетом временных рамок календарно-тематического планирования по химии, которые можно корректировать в зависимости от используемой программы).
| 8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс |
Сентябрь | ПМ. «В мире химии» | Государственный музей-усадьба Д.И.Менделеева (Боблово) | Государственный музей-усадьба Д.И.Менделеева (Боблово) | Государственный музей-усадьба Д.И.Менделеева (Боблово) |
Октябрь | ПМ. «Вещества, какие они есть и как их разъединить и очистить»-2 части (пр.р.), «Основные типы химических реакций». | МЗМГУ. «Философия и поэзия камня» (геометрия кристаллов) |
| ПМ. «Периодический закон Д.И.Менделеева: Периодическая система и строение атома» |
Ноябрь |
| ПМ. «Вода и растворы»; «Теория электролитической диссоциации. Гидролиз» -л/д; «Окислительно-восстановительные реакции» - л/д | ПМ. «Теория строения органических соединений А.М.Бутлерова. Предельные, непредельные, ароматические углеводороды»-л/д | ПМ.«Химическая кинетика» - л/д |
Декабрь | ПМ. «Вода и растворы».
Музей воды (второй раздел). | ПМ. «Как получают металлы»; «Коррозия металлов и ее предупреждение» - л/д; «Химическая кинетика» -л/д; МЗМГУ. «Минералы и полезные ископаемые»
| ПМ. «К безотходной технологии»; «Великие русские химики – Д.И.Менделеев, М.В.Ломоносов, В.Н.Ипатьев»; «Химическая переработка нефти и угля»; «О нефти и угле без формул» | ПМ. «Комплексные соединения» - л/д; «Теория электролитической диссоциации. Гидролиз» -л/д; |
Январь | ПМ. «Химические элементы «кислород» и «водород»» | ПМ. «Производство черных металлов и экология»; «Производство чугуна, стали и алюминия». МЗМГУ. «Самоцветы России» |
| ПМ.«Окислительно-восстановительные реакции» - л/д |
Февраль |
| ПМ.«Галогены»; «Необычайные свойства металлов и сплавов»; «Производство серной кислоты»; «Сера и ее соединения» - л/д; «Углерод и кремний» -л/д | ПМ. «Кислородсодержащие органические соединения»-л/д | ПМ.«Общие свойства металлов» - л/д; «Все о золоте» - л/д; «Проблемы металлургии на современном этапе»; «Производство цветных металлов и экология»; «Материалы – богатство человечества» |
Март | ПМ. «Основные классы неорганических соединений»; «Галогены» | ПМ. «Производство аммиака и азотной кислоты»; «Производство минеральных удобрений»; «Необычные свойства металлов и сплавов»; «Азот и фосфор»-л/д; «Общие свойства металлов» - л/д; «Простые вещества: металлы и неметаллы»- л/д МЗМГУ. Геология Москвы и Подмосковья»; «Систематика минералов» (на примере силикатов) | ПМ. «Азотсодержащие органические соединения» - л/д | ПМ.«Необычайные свойства металлов и сплавов»; «Производство чугуна, стали и алюминия»; МЗМГУ. «Минеральные ресурсы мира и России» |
Апрель | ПМ. «Жизнь и деятельность Д.И.Менделеева. История великого открытия»; «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Строение атома» | МЗМГУ. «Влияние химических микро- и макроэлементов на здоровье человека» | ПМ. «Полимеры в медицине»; «Полимеры и их применение»; «Сложные эфиры, жиры и углеводы»-л/д | ПМ. «Производство серной кислоты»; «Коррозия металлов и ее предупреждение» - л/д; «Сера и ее соединения» - л/д; «Азот и фосфор»-л/д |
Май | ПМ. «Химия и экология».Государственный музей-усадьба Д.И.Менделеева (Боблово)
| ПМ. «В мире химии»; «Химия от истоков до наших дней».Государственный музей-усадьба Д.И.Менделеева (Боблово)
| ПМ. «Высокомолекулярные соединения» - л/д. МЗМГУ. «Химические элементы и токсичность окружающей среды». Государственный музей-усадьба Д.И.Менделеева (Боблово) | ПМ. «Производство минеральных удобрений»; «Простые вещества: металлы и неметаллы»- л/д;«Углерод и кремний» -л/д;
Музей воды (второй раздел). |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
murashkina_muzeynaya_pedagogika.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология «Музейная педагогика» в преподавании химии.
Основные цели и задачи данной технологии заключаются в следующем:
-использовать возможности столичного образования через системы музеев и выставочных залов Москвы;
-расширять практико-ориентированный кругозор учащихся и формировать химическое мышление;
-активизировать познавательную деятельность учащихся;
-прививать навыки работы по самообразованию;
-развивать творческие возможности учащихся;
-воспитывать любознательность и интерес к окружающему миру, любовь к своему Отечеству, чувство ответственности за жизнь на планете.
В течение учебного года по предварительно составленному плану с учащимися школ могут проводиться экскурсии в музеи Москвы, которые должны гармонично дополнять учебные темы по химии. Посещая музеи, обучающиеся получают не только теоретические, но и практические навыки. У них формируются наиболее полные представления как о природных, так и о лабораторных и производственных процессах, понятия о которых трудно сформировать в рамках школьного кабинета. Экскурсии в музеях проводятся с учетом последних достижений в области химии и смежных с ней дисциплин, что создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения учащихся.
Благодаря такой работе учащиеся имеют повышенную мотивацию к познанию и творчеству, что проявляется в желании дальше и глубже работать над изучаемыми темами в виде презентаций, докладов, проектных работ.
Работа по технологии «Музейная педагогика» предполагает не только посещение музеев, но и подготовку материалов по конкретной теме с использованием цифровых носителей информации и дальнейшей их трансляции на уроках и во внеурочное время в школе для других учащихся, не посещавших музей. Как правило, такие занятия проводятся учащимися самостоятельно (под наблюдением и с предварительной корректировкой информации учителем), что способствует формированию чувства ответственности, активизирует познавательную деятельность, прививает навыки работы по самообразованию, повышают познавательную мотивацию у учащихся, для которых эти занятия проводятся.
Необходимо отметить то чувство дружбы и взаимопонимания, которые возникают во время проведения экскурсий, при подготовке учебных материалов, при проведении презентаций.
У многих учащихся меняется мнение о тех возможностях, которые предоставляет столица для самообразования, а многие впервые серьезно задумываются о своей будущей профессии.
К сожалению, у нас не так много музеев, ориентированных на предмет химия, но те которые есть, дают колоссальные возможности для расширения рамок школьного образования:
Политехнический музей (далее ПМ; Л/Д – лекции-демонстрации):
-адрес: Новая площадь, д.3\4, подъезд №1;
-справки: 925-06-14 и 923-07-56 (автоответчик);
923-42-87 (экскурсионное бюро);
928-64-65 (политехническая библиотека);
-проезд: ст.метро «Лубянка» или «Китай-город»;
-часы работы: ежедневно, кроме понедельника и последнего четверга месяца, с 10.00 до 18.00.Касса музея работает до 17-30.
Государственный музей-усадьба Д.И.Менделеева (Боблово):
-адрес:141643, Московская обл., Клинский р-н, п\о Боблово;
-справки: 282-27. E-mail:М475@mail.museum.ru Site: www.museum.ru/V475;
-проезд: с Ленинградского вокзала до ст.Клин. Далее авт. №42 и 46 до Чумичева. Затем пешком по вязовой аллее (500м). На автомобиле – по Ленинградскому шоссе до г. Солнечногорска. За постом ГАИ повернуть направо на Тараканово. Далее по указателям.
Музей воды:
-адрес:109440, Москва, Саринский пр.,13;
-справки: (495) 676-92-13. www.museum.ru/М345;
-проезд: ст. м.Пролетарская.
Музей землеведения Московского Государственного Университета им. М.В.Ломоносова (далее МЗ МГУ):
-адрес: Москва, Воробьевы горы, Главное здание МГУ, этажи 24-31;
-справки: 939-29-76, 9.00-12.00;
-проезд: ст.м. Университет, авт.1,119,661 до ост. «ДК МГУ»;
-часы работы: с 10.00 до 17.00 (выходные-субб., воскр.).
Предлагаем примерный план проведения экскурсий
( с учетом временных рамок календарно-тематического планирования по химии, которые можно корректировать в зависимости от используемой программы).
8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс | |
Сентябрь | ПМ. «В мире химии» | Государственный музей-усадьба Д.И.Менделеева (Боблово) | Государственный музей-усадьба Д.И.Менделеева (Боблово) | Государственный музей-усадьба Д.И.Менделеева (Боблово) |
Октябрь | ПМ. «Вещества, какие они есть и как их разъединить и очистить»-2 части (пр.р.), «Основные типы химических реакций». | МЗМГУ. «Философия и поэзия камня» (геометрия кристаллов) | ПМ. «Периодический закон Д.И.Менделеева: Периодическая система и строение атома» | |
Ноябрь | ПМ. «Вода и растворы»; «Теория электролитической диссоциации. Гидролиз» -л/д; «Окислительно-восстановительные реакции» - л/д | ПМ. «Теория строения органических соединений А.М.Бутлерова. Предельные, непредельные, ароматические углеводороды»-л/д | ПМ.«Химическая кинетика» - л/д | |
Декабрь | ПМ. «Вода и растворы». Музей воды (второй раздел). | ПМ. «Как получают металлы»; «Коррозия металлов и ее предупреждение» - л/д; «Химическая кинетика» -л/д; МЗМГУ. «Минералы и полезные ископаемые» | ПМ. «К безотходной технологии»; «Великие русские химики – Д.И.Менделеев, М.В.Ломоносов, В.Н.Ипатьев»; «Химическая переработка нефти и угля»; «О нефти и угле без формул» | ПМ. «Комплексные соединения» - л/д; «Теория электролитической диссоциации. Гидролиз» -л/д; |
Январь | ПМ. «Химические элементы «кислород» и «водород»» | ПМ. «Производство черных металлов и экология»; «Производство чугуна, стали и алюминия». МЗМГУ. «Самоцветы России» | ПМ.«Окислительно-восстановительные реакции» - л/д | |
Февраль | ПМ.«Галогены»; «Необычайные свойства металлов и сплавов»; «Производство серной кислоты»; «Сера и ее соединения» - л/д; «Углерод и кремний» -л/д | ПМ. «Кислородсодержащие органические соединения»-л/д | ПМ.«Общие свойства металлов» - л/д; «Все о золоте» - л/д; «Проблемы металлургии на современном этапе»; «Производство цветных металлов и экология»; «Материалы – богатство человечества» | |
Март | ПМ. «Основные классы неорганических соединений»; «Галогены» | ПМ. «Производство аммиака и азотной кислоты»; «Производство минеральных удобрений»; «Необычные свойства металлов и сплавов»; «Азот и фосфор»-л/д; «Общие свойства металлов» - л/д; «Простые вещества: металлы и неметаллы»- л/д МЗМГУ. Геология Москвы и Подмосковья»; «Систематика минералов» (на примере силикатов) | ПМ. «Азотсодержащие органические соединения» - л/д | ПМ.«Необычайные свойства металлов и сплавов»; «Производство чугуна, стали и алюминия»; МЗМГУ. «Минеральные ресурсы мира и России» |
Апрель | ПМ. «Жизнь и деятельность Д.И.Менделеева. История великого открытия»; «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Строение атома» | МЗМГУ. «Влияние химических микро- и макроэлементов на здоровье человека» | ПМ. «Полимеры в медицине»; «Полимеры и их применение»; «Сложные эфиры, жиры и углеводы»-л/д | ПМ. «Производство серной кислоты»; «Коррозия металлов и ее предупреждение» - л/д; «Сера и ее соединения» - л/д; «Азот и фосфор»-л/д |
Май | ПМ. «Химия и экология». Государственный музей-усадьба Д.И.Менделеева (Боблово) | ПМ. «В мире химии»; «Химия от истоков до наших дней». Государственный музей-усадьба Д.И.Менделеева (Боблово) | ПМ. «Высокомолекулярные соединения» - л/д. МЗМГУ. «Химические элементы и токсичность окружающей среды». Государственный музей-усадьба Д.И.Менделеева (Боблово) | ПМ. «Производство минеральных удобрений»; «Простые вещества: металлы и неметаллы»- л/д;«Углерод и кремний» -л/д; Музей воды (второй раздел). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности использования элементов технологии "музейная педагогика" в процессе преподавания изобразительного искусства в средней общеобразовательной школе (из опыта работы)
технологические карты музейных уроков изобразительного искусства...
Использование элементов музейной педагогики на уроках химии.
В наше время учителя все чаще задумываются о новых формах обучения, таких, которые не просто дают готовые знания и требуют отчета о выученном, а позволяют детям проявлять инициативу, сделать выбор вид...
Использование элементов музейной педагогики на уроках химии.
В наше время учителя все чаще задумываются о новых формах обучения, таких, которые не просто дают готовые знания и требуют отчета о выученном, а позволяют детям проявлять инициативу, сделать выбор вид...
Деятельностный подход в реализации технологии «Музейная педагогика» как метод патриотического воспитания школьников
Выступление на республиканской НПК «Культурно-историческое наследие региона в контексте патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи»....
презентация - обобщение опыта учителя краеведения "Технология музейной педагогики как основа социализации личности"
Обобщение опыта "Технология музейной педагогики как основа социализации личности". Основные цели и задачи музейной педагогики, направления и формы работы, результативность....
Презентация на тему "Использование средств музейной педагогики в преподавании истории и краеведения".
В последнее время отечественная педагогическая наука терпит значительные изменения в контексте внедрения новых форм,...
Технология музейной педагогики на уроках русского языка и литературы
IX муниципальная НПК "Образование и воспитание школьников в условиях поликультурного региона"...