В.Лихоносов – создатель «Истории Кубанского казачьего войска.
методическая разработка по краеведению (10 класс) на тему
Цель урока : 1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.Лихоносова.
2. Раскрыть основную проблематику романа «Наш маленький Париж», убедить учащихся в том, что лейтмотивом всего произведения является мысль о России.
3. Пробудить у учащихся интерес к творчеству В.Лихоносова, чувство любви к родному краю, к России.
ЭПИГРАФ К УРОКУ: «Писатель тонкого, чуткого, даже нежного письма, которого и назвать нельзя иначе, как поэт, печальный и, должно быть, последний рыцарь русской литературы, проницательный, добрый художник, не принимающий зло ни в каком виде…» В.Распутин.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v.i.lihonosov.docx | 21.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Краевой конкурс общеобразовательных учреждений по пропаганде чтения среди школьников
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №52
поселка городского типа Ильский
муниципального образования Северский район
Краснодарский край
«В.Лихоносов – создатель «Истории Кубанского казачьего войска»
(Внеклассное мероприятие для учащихся 9-11 классов)
Автор: Переляк Татьяна Вячеславна
учитель кубановедения МБОУ СОШ №52
пгт.Ильский
2014 г
Тема урока: «В.Лихоносов – создатель «Истории Кубанского казачьего войска»
Цель урока : 1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.Лихоносова.
2. Раскрыть основную проблематику романа «Наш маленький Париж», убедить учащихся в том, что лейтмотивом всего произведения является мысль о России.
3. Пробудить у учащихся интерес к творчеству В.Лихоносова, чувство любви к родному краю, к России.
ЭПИГРАФ К УРОКУ: «Писатель тонкого, чуткого, даже нежного письма, которого и назвать нельзя иначе, как поэт, печальный и, должно быть, последний рыцарь русской литературы, проницательный, добрый художник, не принимающий зло ни в каком виде…» В.Распутин.
ОБОРУДОВАНИЕ К УРОКУ: слайды (портрет В.Лихоносова, фотографии Екатеринодара, вопросы, проблемы).
ХОД УРОКА.
1. Сообщение темы, цели урока.
( Слайд с портретом В.Лихоносова, эпиграфом к уроку).
Учитель:
- Прочтите эпиграф к уроку.
- Сможете ли вы сами сформулировать тему и цели урока? Какая задача стоит перед нами сегодня?
Учитель обобщает сказанное учащимися, еще раз формулирует тему и цели урока:
- Итак, тема нашего урока – знакомство с жизненным и творческим путем талантливого русского писателя, нашего земляка, современника Виктора Ивановича Лихоносова, мы должны с вами понять, почему писателя называют летописцем казачьего войска, должны убедиться в том, что действительно лейтмотивом всего творчества писателя является мысль о России. Думаю, после этого урока вы заинтересуетесь творчеством писателя, прочтите и другие его книги.
2. Краткая биографическая справка о жизни писателя.
(Сообщение ученика)
На слайде основные даты и названия произведений В.И.Лихоносова:
Виктор Иванович Лихоносов родился в 1936 году на станции Топки Кемеровской области.
В 1961 году окончил историко-филологический факультет Краснодарского педагогического института ( ныне Кубанский Государственный Университет).
Печатается с 1963 года.
Автор повестей «На долгую память», «Люблю тебя светло», «Осень в Тамани», романов «Когда же мы встретимся?», «Наш маленький Париж. Ненаписанные воспоминания», ряд очерков, статей, миниатюр.
Лауреат Государственной премии РСФСР имени М.Горького.
2. Слово о творчестве писателя (Сообщение ученицы):
Писателя Виктора Лихоносова открыл А.Т.Твардовский. Он напечатал его первые рассказы в журнале «Новый мир» в 1963 году. Автору их было тогда 27 лет.
Уроки Твардовского – уроки великого мастера. Для Виктора Лихоносова они были как подарок судьбы, как награда. И они – надолго, на всю жизнь.
А вначале были рассказы: «Мария», «Брянские», «Таня, Таня», «И хорошо и грустно…» Виктор Лихоносов писал самое простое, будничное, незаметное, но за его словом вставала боль за человека, огромная искренность, поэтичность.
А потом появились повести «Чалдонки», Тоска-кручина», «Родные», «На долгую память» . Их пронизывало сыновнее чувство к родной земле, постоянная мысль о России, о русской истории, о человеке.
Последующие повести: «Люблю тебя светло», «Осень в Тамани», «Элегия» – это повести-размышления, повести-монологи, где автор-рассказчик становится порой главным действующим лицом, прямым участником описываемых событий. Многие критики называли их поэмами, имея в виду их высокую эмоциональность, их лирико-философское начало. Проникая в прошлое России, во вчерашний день русской истории, автор пишет и сегодняшнюю жизнь своих современников, ибо без прошлого нет настоящего.
Создавая книги о Кубани, о казаках, Виктор Лихоносов мечтал написать о бывших екатеринодарцах. Так родился знаменитый роман «Наш маленький Париж». ( на слайде название романа «Наш маленький Париж»).
3. Сообщение ученика «Лихоносов – учитель словесности».
Виктор Лихоносов был школьным учителем. Вот, вероятней всего, тот порог, с которого началось его хождение в Русь. В слове «преподавать», ныне изношенном, сухом, есть приставка, показывающая высшую степень действия. Не просто «давать», «учить», «перелагать», а делать это наилучшим образом. Он работал учителем в Варениковской и Анапской спецшколах-интернатах. Учил больных детей, отдавая им свое сердце. Может, поэтому такой теплотой, такой любовью к людям проникнуты все его произведения.
4Анализ романа «Наш маленький Париж».
1) История создания романа. (Сообщение ученика).
«Наш маленький Париж. Ненаписанные воспоминания» был написан в 1987 году, вышел в свет в 1989. По внешней структуре это роман об Екатеринодаре (нынешнем Краснодаре) и о кубанском казачестве, которому еще Екатерина даровала привилегии, выделившие кубанцев в силу их пограничного положения и императорского благоволения к ним в особый отряд служилых людей, до последних дней царской власти, составлявших своей отборной частью конвой ее величества. Вот об этих людях и взялся рассказать писатель, досконально изучивший в архивах обычаи и традиции казаков, беседовавший с теми, кто еще оставался жив, собирал по всей Кубани, да и за границей у эмигрантов все свидетельства, документы, касавшиеся жизни казаков на Кубани. Так родилось это произведение.
2) Сюжет, композиция, жанр романа. (На слайдах запись этих терминов). Сообщение ученика.
В романе есть все – и Царское Село, и приемы казачьих депутаций императором, и членами императорской семьи, и российские юбилейные торжества, и празднества, связанные с историей казачества, и гражданская война, и исход с отступающими частями Добровольческой армии в Зарубежье, и нелегкая мытарская жизнь там, вдали от Родины, а больше всего - многослойная и красочная жизнь в столице, Екатеринодаре, нашем «маленьком Париже». От высочайших особ до простых казачек и монашек, от чистопородных великих князей, от знаменитостей искусства и политики до греческих и турецких иммигрантов, содержателей обжорок и притонов – круг действующих лиц романа. От начал Запорожья и до наших дней – время его действия. От Парижа и до Хуторка в степной глуши – место действия. И все это в воспоминаниях. Это роман-воспоминание не только по материалу, но и по форме его изложения, когда автор отказывается пользоваться ширмами, скрывающими ветхие углы. «Из воспоминаний», «Из записок», «Из дневника» - обычное начало глав. Чисто авторские страницы, где Виктор Лихоносов «является в полное свое замечательное лирическое перо», то и дело перемежаются хроникой. И опять вступают в свою роль герои. Всё это помогает понять Историю и Время.
«Будем же вспоминать! – приглашает автор. – Всякое время пройдет, и всякому человеку придется оглядываться назад, туда, где уже нет никого». Память – понятие духовное. Сколько в человеке памяти, столько в нем человека. Из всех столпов любого государства память имеет самое большое и самое важное значение, и она должна быть первым гражданином государства. Народ велик не числом жителей, а животворной памятью, подвигающей к благим и безошибочным деяниям. Не только народы, но и цивилизации исчезали, если поколения живущих заражались эгоизмом и «манкурством». Вот в чем прежде всего нужно видеть идейный смысл этого романа, вот о чем наперебой и по-разному говорят его герои. И все это для того, чтобы подчеркнуть, что главный герой романа – Память. Память о Родине. Мысль о ней красной нитью прослеживается через все произведение Лихоносова. Память о казачестве, о «маленьком Париже» - все это объединено одной темой Родины.
3) Анализ отдельных сцен, эпизодов. (Ученики предварительно знакомятся с романом, за несколько уроков получают задание прочесть его.)
Учитель:
А сейчас давайте поработаем над содержанием романа В.И.Лихоносова «Наш маленький Париж. Ненаписанные воспоминания».
А) «Нет ли там кого?». Пролог.
(Слайд ул. Красная Екатеринодара, современная улица)
1. Чтение начала романа.
(Слайд Памятник Екатерине)
- Каким настроением проникнут отрывок?
- Какие художественные средства создают это настроение?
- Что вы можете рассказать о Дементии Павловиче Бурсаке?
- Каково отношение автора к нему? В чем это выражается?
Б) Назначение Бабыча наказным атаманом.
1) Словарная работа:
Наказной атаман
Фаэтон
Самостийность
2) Беседа:
- С какой целью автор рассказывает о назначении Бабыча наказным атаманом?
- Почему так были обрадованы казаки этим назначением?
- Как это отношение характеризует казаков?
В) Глава «Наш маленький Париж»
(Слайды с изображением Екатеринодара)
- Прочтите описание Екатеринодара.
- Что же мы узнаем об Екатеринодаре, этом «маленьком Париже»?
- Каким чувством проникнута эта глава?
- Какие языковые средства использует автор в обрисовке города?
Г) Анализ части 3-й «Отблески войны»
- Пересказ глав «На все царская воля», «Явление царя народу».
- Каков основной смысл заложен в этих главах?
- Как простые казаки относятся к войне, к царю?
- С каким произведением М.А.Шолохова идет перекличка?
5. ОБОЩЕНИЕ УЧИТЕЛЯ.
Сегодня на уроке, посвященном изучению романа-воспоминания Лихоносова, мы познакомились с жизнью, бытом екатеринодарцев, их отношением к городу, родной земле. Мы почувствовали колорит той эпохи, увидели, как тоскуют на чужбине те, кто покинул Россию после революции. Мы узнали и казачьем кубанском войске.
- Какой же основной мыслью проникнуто все произведение Лихоносова?
- Понравилось ли вам читать это произведение? Захотелось еще найти книги этого кубанского автора и прочесть их?
6. ЗАДАНИЕ НА ДОМ.
1. Индивидуальные задания: анализ глав «В Царском Селе», «Никто не любит бедность», «Так проходит слава земная», «Чай с церемонией», «Любовь и смерть», «Это жизнь»,
2. Развернутый ответ на вопрос «Что нового я узнал о Краснодаре и кубанских казаках после чтения романа В.Лихоносова?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
История и творчество Кубанского казачьего хора.
В разработке даются исторические данные из истории Кубанского казачьего хора, знакомимся с творчеством и отдкльными произведениями казаков....
Урок по историии казахстана 8 класс "Казачьи войска на территории Казахстана"
Поурочное планирование по Истории Казахстана "Казачьи войска на территории Казахстана" 8 класс, основное на проектной технологии и технологии критического мышления....
История регалей Кубанского казачьего войска
Рассказ о том, как были сохранены после революции регали Кубанского войска....
Символика Кубанского казачьего войска
Иллюстративный познавательный материал...
Казачья форма одежды и знаки различия современного кубанского казачьего войска
Казачья форма одежды и знаки различия современного кубанского казачьего войска....
Основные казачьи праздники современного Кубанского казачьего войска
Основные казачьи праздники современного Кубанского казачьего войска...
Урок Мужества. День святого благоверного князя Александра Невского - войсковой праздник Кубанского казачьего войска.
История казачества – это неотъемлемая часть прошлого кубанской земли и всей страны, а также важная составляющая настоящего и будущего России. Кубанское войско стало символом мужества, беззаветной пред...