История и творчество Кубанского казачьего хора.
методическая разработка по теме
В разработке даются исторические данные из истории Кубанского казачьего хора, знакомимся с творчеством и отдкльными произведениями казаков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_i_tvorchestvo_kubanskogo_kazachego_hora.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «История и творчество
Государственного академического
Кубанского казачьего хора »
Цель: познакомить с историей и творчеством Государственного академического Кубанского Казачьего хора
Задачи:
1. Проследить историю создания и этапы творчества лучшего музыкального коллектива Краснодарского края Государственного Кубанского казачьего хора под управлением Виктора Захарченко.
2. Воспитывать чувство любви к своему народу, гордости и уважения к его заслугам перед Отечеством.
3. Развитие творческих и музыкальных способностей.
Форма урока: урок-путешествие.
Возраст: 8-12 лет.
УМК: проектор мультимедиа, презентация слайдов, произведения Государственного академического Кубанского Казачьего хора для слушания и вокально-хорового исполнения, синтезатор, музыкальный центр.
Ход урока:
I. Организационный момент.
(слайд № 1) Ребята, сегодня нас ждет необычный урок. Мы совершим виртуальное путешествие по истории и этапам творчества лучшего музыкального коллектива нашего края Государственного академического Кубанского казачьего хора под управлением Виктора Захарченко.
(слайд № 2) (учитель сообщает цель и задачи урока)
В это путешествие нас позовет Гимн Кубани, именно Кубанский казачий хор первым исполнил его и записал на радио.(слайд № 3)
II. Повторение
1.Краткий опрос по характеру исполнения гимна.
2.Исполнение « Гимна Краснодарского края» сл. К. Образцова,
музыка в обработке В. Захарченко
III. Изучение нового материала
1.Вступительное слово учителя.
(слайд № 4)Каждый концерт Государственного академического Кубанского казачьего хора - праздник народной песни, искрометных танцев. На сцене словно оживают картинки быта кубанских станиц прошлого и нынешнего веков, боль и радость русской земли. Происходящее на сцене действо зрители воспринимают как прикосновение к живой истории.
(слайд № 5)Народному артисту России и Украины, лауреату Международной премии Фонда Святого Всехвального Апостола Андрея Первозванного, Герою труда Кубани, доктору искусствоведения, композитору и профессору ВИКТОРУ ЗАХАРЧЕНКО удалось создать высокопрофессиональный коллектив единомышленников.
(слайд № 6) Кубанский казачий хор - это созвездие талантливых певцов и танцоров, каждый из которых предстает на сцене неповторимой личностью.
Сейчас мы послушаем одну из самых ярких песен хора, которая стала его визитной карточкой на многие годы. Это песня «Распрягайте, хлопцы, коней».
(слайд № 7)
Слушание фрагмента песни «Распрягайте, хлопцы, коней»
Задание к слушанию:
А)определите состав хора,
Б)характер песни, темп, выразительные оттенки звучания,
В) чем, по вашему мнению, привлекает эта песня слушателей?
Учитель: «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается», для того чтобы эта песня дошла до слушателя, много сил и энергии было затрачено.Обратимся же к истории Государственного академического Кубанского казачьего хора.
(сообщения, заранее подготовленные учениками)
(слайд № 8)
Учащийся №1: Летоисчисление Кубанского казачьего хора начинается с 1811 года, когда просветитель Кубани протоиерей Черноморского казачьего войска Кирилл Россинский обратился в канцелярию атамана Ф.Бурсака с прошением о создании Войскового певческого хора 'для благолепнейшего богослужения при здешней соборной церкви'. Более ста лет (1811 - 1921) Кубанский войсковой певческий хор выполнял благородную миссию художественного просвещения на юге России, был предметом гордости, знаменем всей культуры казачьего края.
(слайд № 9) Хор участвовал в литургических храмовых службах, во всех общественно значимых сборах и праздниках, выступал в светских концертах. В его репертуаре были духовные произведения Д.Бортнянского, М.Березовского, А.Львова, русская и зарубежная хоровая классика Глинки, Даргомыжского, Чайковского, Шуберта, Моцарта, русские и украинские народные песни в обработке М. Бибика, А. Бигдая, Г. Концевича.
(слайд № 10)
Учащийся № 2: В 1921 году в связи с социальными потрясениями и экономическими трудностями в стране деятельность хора была прекращена. Но в общественном сознании кубанцев жила неистребимая потребность в художественном выражении своих гражданских и эстетических идеалов и патриотических устремлений, и в 1936 году был создан Кубанский казачий хор, а в 1938 году в нём появилась танцевальная группа, и вскоре коллектив был переименован в Ансамбль песни и пляски кубанских казаков, который в 1961 г. по инициативе Н. С. Хрущева был расформирован вместе с другими государственными народными хорами и ансамблями СССР.
Учащийся № 3: Воссоздание Кубанского казачьего хора в жанре и структуре Государственных русских народных хоров произошло в 1968 г под руководством Сергея Чернобая.
(слайд № 11) В 1971 году Кубанский казачий хор впервые становится дипломантом международного фольклорного фестиваля в Болгарии, что положило начало многочисленным почетным званиям, завоеванным позднее на различных международных и всероссийских фестивалях и конкурсах.(слайд)
Учитель: Новый коллектив создавался уже как принципиально фольклорный. Его главной целью стала пропаганда лучших образцов песенного и танцевального народного творчества. Сегодня мы с вами разучим одну из самых известных песен Кубанского казачьего хора и очень популярную в нашей станице.
(слайд № 12)
Слушание и разучивание фрагмента песни «Ой, при лужку, при лужке»
Задания:
а) о чем поется в этой песне?
б) к какому виду относится данная песня?
в) определите характерные особенности песни,
г) разучивание первого и второго куплетов.
(слайд № 13)
Учащийся № 4: В 1974 г. художественным руководителем Государственного Кубанского казачьего хора стал композитор Виктор Гаврилович Захарченко, которому за более чем 30 лет своей творческой деятельности на Кубани удалось всесторонне реализовать свои художественные, научные и просветительские устремления. В 1975 г. хор стал лауреатом I Всероссийского смотра-конкурса государственных народных хоров в Москве, повторив этот успех в 1984 на втором аналогичном конкурсе. Под его руководством хор вынес на сцену подлинный песенный фольклор кубанского казачества, в народных песнях, обрядах, картинах казачьего быта предстали индивидуальные народные характеры, появились раскованность и импровизация, возник правдивый фольклорный хоровой театр.
(слайд № 14)
Учащийся № 5: В августе 1995 года Патриарх Московский и Всея Руси Алексий Второй во время пребывания в Краснодаре благословил Кубанский казачий хор на участие (пение) в праздничных богослужениях в храме. В октябре 1996 года вышло постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края «О признании правопреемства (исторического) Государственного академического Кубанского казачьего хора от Войскового певческого хора Кубанского казачьего войска».
(слайд № 15) Учитель: В настоящее время кроме активной гастрольно-концертной деятельности в Кубанском казачьем хоре проводится систематическая работа по записи, научному изучению и сценическому освоению традиционного песенного и танцевального фольклора Кубанского казачества.
(слайд № 16) На базе Кубанского казачьего хора организовано несколько творческих подразделений. Так в 1997 году был создан ансамбль казачьей песни «Казачья душа». Художественный руководитель ансамбля солистка Кубанского казачьего хора, народная артистка России, заслуженная артистка Украины Татьяна Бочтарева. Татьяна Бочтарева выросла на благодатной кубанской земле, ее родители проживали в поселке Челбас Тихорецкого района. Она является воплощением настоящей черноморской казачки. В этом, может быть, и есть главный секрет ее народного исполнительского успеха. И не случайно, шуточная песня «Ой, мий милый варэнычкив хочэ» в исполнении Татьяны Бочтаревой сделала ее известной певицей и стала визитной карточкой Кубанского казачьего хора.
(Физкультминутка) Предлагаю сделать не большую паузу в нашем путешествии и инсценировать эту песню по ролям.
(учащиеся исполняют, уже ранее разученную песню «Ой, мий милый варэнычкив хочэ» с ролевыми и танцевальными элементами).
(слайд № 17) Учитель: 14 октября 2011г. исполнилось 200 лет со дня основания Государственного академического Кубанского казачьего хора. На юбилее присутствовала Г.Д. Золина, заместитель губернатора Краснодарского края А.Н. Ткачева.
III. Подведение итогов урока.
А)Учитель: Вот и подошел к концу наш урок-путешествие. Чтобы узнать хорошо ли вы усвоили материал, я проведу небольшой опрос.
(слайд № 18) Вопросы для повторения:
а) кто является автором слов Гимна Краснодарского края, какой хор официально исполняет Гимн Кубани?
б) скажите, какие вехи истории Кубанского казачьего хора вам запомнились?
в) кто является сегодня руководителем Государственного академического Кубанского казачьего хора?
г) какие песни сегодня звучали в ходе путешествия?
г) в чем заслуга этого коллектива перед людьми и государством?
(слайд № 19)
Заключение. Надеюсь, что те знания, которые вы получили, помогут вам понять историю нашего народа с точки зрения искусства, ведь его создают люди, и мы часть этого процесса. Вы сами часто участвуете в мероприятиях посвященных обрядам, традициям кубанского казачества, многие из вас являются членами юного поколения народного ансамбля песни и пляски «Колос» под управлением Н.П. Комовой. В следующем учебном году нам предстоит дальнейшее знакомство с искусством Кубани, и многое что мы рассмотрели вкратце, будет освещено подробнее.
Учебно-методическое обеспечение
1.http://kultura.kubangov.ru/html/establish.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Кубанская казачья усадьба конца XIX – начала XX вв.»
Интегрированный урок (кубановедение, ИЗО - 2 ч.) "Кубанская казачья усадьба конца XIX - начала XX вв знакомит учащихся с бытом казаков, формирует цеклостное представление об усадьбе ...
Урок кубановедения по теме "Художественная культура Кубани. Кубанский казачий хор"
Урок позволяет изучить развитие народной культуры Кубани на примере деятельности Кубанского казачьего хора...
12 - 70 лет Кубанскому казачьему корпусу
О кубанском казачьем корпусе ст. Кущевская...
История регалей Кубанского казачьего войска
Рассказ о том, как были сохранены после революции регали Кубанского войска....
В.Лихоносов – создатель «Истории Кубанского казачьего войска.
Цель урока : 1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.Лихоносова. 2. Раскрыть основную проблематику романа «Наш маленький Париж», убедить учащихся в том, что лейтмотивом всего п...
Казачья форма одежды и знаки различия современного кубанского казачьего войска
Казачья форма одежды и знаки различия современного кубанского казачьего войска....
Основные казачьи праздники современного Кубанского казачьего войска
Основные казачьи праздники современного Кубанского казачьего войска...