Методическая разработка экскурсии "Небо над Горьким"
методическая разработка по истории по теме

Экскурсия проводилась по временной экспозиции в музее гимназии в 2014  году. Цель нашей экскурсии – показать и рассказать об истории повседневности и быта горьковчан 30-40-х гг. прошлого века, о бомбёжках города Горького во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., о трудовом подвиге наших соотечественников и достижениях горьковской  промышленности в те трудные годы. Во время рассказа используются видеофрагменты бомбежек города в годы войны. Выставку  посетили все классы гимназии, а также ученики парижского лицея Генриха IV .

Выставка заняла 1-е место на районном и 2-е масто на городском этапах конкурса "Умея честно Родине служить" Экскурсовод Дарья Назарова, представившая экскурсию на конкурсе "Юный экскурсовод",заняла 1-е места на районном и городском этапах конкурса. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_nebo_nad_gorkim.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение гимназия № 53

Музей Боевой славы 1-ой воздушной армии гимназии № 53

«Небо над Горьким»

Методическая разработка экскурсии по временной выставке

Авторы-составители: Горбачёва Елена Михайловна, учитель истории;

Батарин Алексей Александрович, учитель истории

Экскурсоводы: Григорьев Дмитрий,

учащийся 11а класса МБОУ гимназии №53;

Назарова Дарья,

учащаяся 8а класса МБОУ гимназии №53;

Юдаш Елизавета,

учащаяся 11б класса МБОУ гимназии №53

Н. Новгород

2014 г.

В 2015 году мы будем  отмечать  знаменательную дату – 70 лет Победы СССр в Великой Отечественной войне. В связи с этим хотелось бы вспомнить о трагических событиях из прошлого нашего родного города, из истории Горького во время Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.

Цель нашей экскурсии – показать и рассказать об истории повседневности и быта горьковчан 30-40-х гг. прошлого века, о бомбёжках города Горького во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., о трудовом подвиге наших соотечественников и достижениях горьковской  промышленности в те трудные годы.

Задачи экскурсии:

  • образовательные: создать представления у экскурсантов о жизни и быте горьковчан в довоенные и военные годы, углубить и расширить их знания о Великой Отечественной войне советского народа 1941-1945 гг., об истории города Горького, его фабрик и заводов в то тяжёлое время;
  • воспитательные: формировать у экскурсантов чувство патриотизма и гражданственности, понимание необходимости уважения и бережного отношения к наследию предков, чувство гордости за славные деяния жителей родного города в прошлом;
  • развивающие: развивать у экскурсантов умение работать с различными источниками информации (предметы быта, вооружение, видеофильмы и видеофрагменты и т.д.) для получения субъективно новых знаний о прошлом.

«Маршрут»[1] экскурсии построен по тематико-хронологическому принципу, т.к. сама экскурсия носит во многом обзорный характер.

К основным объектам экскурсии относятся, в первую очередь, материалы, представленные в электронной презентации, выполненной в среде Microsoft Office Power Point 2003 (отсканированные довоенные фотографии, кадры кинохроники, видеофильм с воспоминаниями участницы интересующих нас событий и т.д.), а также объекты витрины №3 и №2 (лётные очки и шлем, коллекция открыток и др.). К дополнительным объектам относятся выставленные в витринах №1 и №2 предметы довоенного и военного быта (пластинки, карманные часы, блокноты с записями, письма, ёлочные украшения, остатки вооружения и обмундирования и др.).

В экскурсии предусмотрено органическое сочетание методических приёмов показа и рассказа, при этом, за счёт использования современных мультимедийных технологий, предполагается достижение у экскурсантов подобия «эффекта присутствия» при просмотре материалов экспозиции. В соответствии с этим определяется и техника проведения экскурсии: чередуются периоды показа объектов на электронной презентации с показами объектов на витринах, а более подробное рассмотрение последних отнесено в конец экскурсии. Вариант экскурсии на 7 минут разработан для одного экскурсовода.

Ход экскурсии представлен в следующей ниже таблице. Структура этой таблицы (количество столбцов и их названия) несколько отличаются от рекомендованных в отечественной литературе по экскурсоведению таблиц, включаемых в методическую разработку экскурсии.[2] Обоснование изменений: экскурсия «Небо над Горьким» - обзорная экскурсия по временной выставке музея, показ объектов витрин которой, как уже было отмечено выше, органически сочетается с демонстрацией слайдов презентации. Это снимает необходимость прописывать специально маршрут экскурсии, остановки, время показа, так как, с нашей точки зрения, подобные указания нужны, главным образом, для экскурсий «на местности», если предполагается реальный объезд или обход маршрута.      

Ход экскурсии.

Объект показа

Деятельность экскурсовода

Деятельность экскурсантов

Наименование подтем и перечень основных вопросов

Методические указания

1) Слайды электронной презентации (1-8), предметы быта, выставленные на витрине №1.

Экскурсовод приветствует экскурсантов (смотрите контрольный текст).

Обращает внимание на слайд 1 с названием экскурсии «Небо над Горьким», которое возможно озвучивает.

Продолжает, совершая виртуальную «прогулку» по улицам довоенного города (контрольный текст, слайды №2-№5).

Обращает внимание на витрину №1 (слайд №6).

Вновь обращает внимание на слайды презентации и рассказывает о том, как Горький стал промышленным центром (контрольный текст, слайды №7-№8).

Слушают экскурсовода, рассматривают слайды презентации.

Затем бегло рассматривают предметы, выставленные в витрине №1, и возвращаются к слайдам презентации.

Подтема I «Довоенный Нижний».

Вопросы: улицы и площади города, предметы жизни и быта горожан, город Горький как промышленный центр.  

Использовать сочетание рассказа и показа, переключать внимание с демонстрации слайдов презентации на демонстрацию предметов, выставленных в витрине №1, и обратно.

2) Слайды презентации (9-15), кадры хроники.

Экскурсовод обращает внимание на слайд №9 презентации и рассказывает о начале войны (контрольный текст, слайды №9-№10) и первом авианалёте, цитирует воспоминание о событиях (контрольный текст, слайды №11-№12).

Экскурсовод показывает кадры кинохроники (слайд №13).

Затем экскурсовод вновь обращает внимание на презентацию (слайд №14) и продолжает рассказ о первой бомбёжке, её жертвах и их захоронении (контрольный текст, слайд №14).

Обращает внимание на слайд №15, рассказывает и показывает материалы презентации о трудностях маскировки города (контрольный текст №1, слайд №15).

Слушают экскурсовода, рассматривают слайды презентации  и кадры хроники.

Подтема II «Первые бомбардировки».

Вопросы: начало войны и оборона города, первый авианалёт, кинокадры бомбардировок, маскировка города.

Использовать сочетание рассказа и показа слайдов презентации; особенно эмоционально охарактеризовать первый авианалёт, сосредоточить внимание экскурсантов на кадрах кинохроники.

3) Слайды презентации (16-23), предметы, выставленные на витрине №3 (лётные очки и шлем), винт самолёта.

Экскурсовод  обращает внимание на слайд №16 презентации и говорит о войсках ПВО, девушках-зенитчицах, В.В. Белякове (контрольный текст, слайды №16-№17).

Рассказывает, с опорой на слайд №18, о зенитке на соборе Александра Невского (контрольный текст, слайд №18).

Экскурсовод продолжает о П.И. Шавурине, об обломках «Юнкерса» (контрольный текст №1, слайды №19-№20).

Экскурсовод обращает внимание на предметы, выставленные на витрине №3 и затем на винт самолёта и на слайды №21-№23 презентации, рассказывая по контрольному тексту.

Слушают экскурсовода, рассматривают слайды презентации, предметы, выставленные на витрине №3, винт самолёта.

Подтема III

«Оборона города и её герои».

Вопросы:

войска ПВО, девушки-зенитчицы, зенитка на соборе Александра Невского, П.И. Шавурин, обломки «Юнкерса» и винт самолёта.

Использовать сочетание рассказа и показа слайдов презентации, предметов, выставленных для обозрения. Вовремя переключить внимание экскурсантов со слайда презентации на предметы, выставленные на витрине, затем – в конец зала (на винт) и обратно на слайд презентации.

4) Слайды презентации (24-25), видеофильм с воспоминаниями современницы событий.

Экскурсовод обращает внимание на слайд №24 презентации и рассказывает о жизни людей под бомбами (контрольный текст, слайды №24-№25).

Демонстрирует видеофильм (слайд №26).

Слушают экскурсовода, рассматривают слайды презентации, смотрят видеофильм.

Подтема IV

«Быт войны».

Вопросы: жизнь под бомбами, воспоминания Т.А. Юдаш.

Использовать сочетание рассказа и показа слайда презентации, особенно эмоциональным должен быть переход к просмотру видеофильма.

5) Слайды презентации (27-33), коллекция открыток «Автозавод и автозаводцы в годы войны», выставленная на витрине №2 .

Экскурсовод обращает внимание на слайд №27 презентации и рассказывает о трудовом подвиге горьковских промышленников в годы Великой Отечественной войны (контрольный текст, слайды №27-№28).

Продолжает о бомбардировке ночью с 4 на 5 июня 1943 года, цитируя слова немецкого лётчика (контрольный текст, слайд №29).

Экскурсовод продолжает о новых налётах и обращает внимание на коллекцию открыток, выставленную на витрине №2 (контрольный текст, слайды №30-№31, витрина №2), завершая рассказ словами о быстром восстановлении автозавода (контрольный текст, слайды №32-№33).

Слушаю экскурсовода, рассматривают слайды презентации, коллекцию открыток «Автозавод и автозаводцы в годы войны».

Подтема V

«Фабрики и заводы Горького в годы войны».

Вопросы:

трудовой подвиг горьковских промышленников, автозавод и автозаводцы в годы ВОВ.

Использовать сочетание рассказа и показа слайдов презентации, предметов, выставленных на витрине №2.

6) Слайды презентации (34-38), видеофрагмент о современном Нижнем Новгороде, другие предметы, выставленные в витринах и не представленные ранее.

Экскурсовод обращает внимание на слайд №34, кратко рассказывает о послевоенном Горьком (контрольный текст, слайды №34-№38).

Показывает видеофрагмент (слайд №39).

Заключение (слайды №39-№40) – благодарность экскурсантам; разработчики экскурсии и их руководители.

Слушают экскурсовода, рассматривают слайды презентации, видеофрагмент и другие предметы, выставленные в витринах.

Подтема VI

«К мирному времени».

Вопросы: достопримечательности города, Нижний Новгород сегодня.

Использовать сочетание рассказа и показа слайдов презентации, видеофильма.

Контрольный текст

Вступление, приветствие: «Добрый день, дорогие друзья. Все мы с вами нижегородцы и любим наш город. А значит, хотим знать его прошлое. И сегодня мы поведаем вам об одной из самых тяжелых страниц его истории – о бомбёжках Горького в годы Великой Отечественной войны».

Слайды №2-№5: «Однако сначала давайте прогуляемся по довоенному городу. Перед вами бывшая площадь Советская. А вот уже улица Свердлова. А вот так выглядела улица Бекетова».

Витрина №1, слайд №6: «Взгляните на эту витрину. Тут выставлены подлинные вещи того времени».

Слайды  №7-№8: «В 1932 году наш город был назван Горьким в честь знаменитого пролетарского писателя. Тогда же  были основаны предприятия по производству техники, самолетов, автомобилей. Горький стал настоящим промышленным центром».

Слайды №9-№10: «Течение мирной жизни было прервано 22 июня 1941 года. Началось стремительное наступление врага на территорию СССР. Появилась опасность, что Горький будет захвачен. Десятки тысяч людей,  студенты и старшеклассники, строили рубежи обороны города, рыли окопы, рвы».

Слайды №11-№12: «Мы знаем, что Горький не был взят, но  весь ужас бомбардировок он ощутил на себе вполне. 4 ноября 1941 года был совершен первый авианалёт. Было около четырех часов дня, когда к городу подлетели немецкие бомбардировщики. Сейчас мы не можем представить себе, что значит вот так, в один момент, оказаться их целью. Вот воспоминания очевидца, заставшего то жуткое время: «Самолет летал так низко над крышами домов зловещей тенью, нагоняя ужас и сея панику... Было жутко от осознания своей беззащитности... Тревожно бьется сердце».  Сделав несколько кругов над жилыми кварталами, самолет сбросил бомбу на завод имени Ленина. Прогремел взрыв, от которого обрушилась большая часть здания. У нас есть небольшой фильм, это немецкие хроники, и на них показано, что представляли собой бомбардировки».

Слайд №13 – кинохроника.

Слайд  №14: «Тогда погибло не менее  350 человек. Жертвы этого налета захоронены на Бугровском кладбище. Вы видите памятник погибшим».

Слайд №15: «Главной задачей населения  стала маскировка города. Снимали купола с соборов и церквей, например, с собора Александра Невского. Чтобы скрыть  от глаз врага Канавинский мост, устраивали дымовые завесы».

Слайды №16-№17: «Были сформированы войска противовоздушной обороны (ПВО). Поскольку почти все мужчины ушли на фронт, в состав зенитных батарей решили набирать девушек. Поначалу командование с недоверием относилось к этой затее, но девушки показали себя прекрасными бойцами.  Плотный заградительный огонь заставлял врагов  сбрасывать бомбы еще на подступах к городу. Стволы орудий накалялись докрасна, и, чтобы их охладить, их обматывали одеялами, смоченными водой».

Слайд №18: «Интересный факт -  на центральном барабане собора Александра Невского стояла зенитная батарея, защищавшая горьковское небо от вражеских захватчиков».

Слайды №19-№20: «В бой с немецкими бомбардировщиками поднимались наши самолеты. В небе над Горьким отличился Петр Иванович Шавурин. 27 июля 1942 года он, заметив вражеский «Юнкерс», атаковал его. Патроны закончились. Тогда летчик пошел на таран.  Оба самолета устремились к земле. К счастью, наш летчик-герой выпрыгнул с парашютом и опустился невредимым. Обломки «Юнкерса» были извлечены из болота  и размещены для всеобщего обозрения на площади Советской. Ровно через пять месяцев Шавурин повторил свой подвиг, став Героем СССР».

Витрина №3, слайды №21-№23: «Обратите внимание на эту витрину. Здесь лежат летные очки и шлем. А в том конце зала лежит настоящий винт самолета. Он был найден учениками нашей школы в 1983 году на берегу реки Оки. Взгляните на фотографию. Мы выяснили, что это часть советского самолета И-16».

 Слайды №24-№25: «Но ни зенитки, ни самолеты, ни маскировка не могли полностью оградить город от опасности. Поэтому были сформированы специальные бригады, которые тушили зажигательные бомбы. Строились убежища.  Но  до сих пор люди, заставшие то жуткое время, вспоминают о нем со слезами на глазах. Сегодня мы представляем вам запись с воспоминаниями свидетельницы тех событий, Тамары Алексеевны Юдаш. Это бабушка ученицы нашей гимназии, Лизы Юдаш».

Слайд №26 - запись с воспоминаниями.

Слайды №27-№28: «Самое тяжелое испытание городу пришлось выдержать в июне 1943 года, это было время наиболее массовых налетов. Велась подготовка к Курской битве, советская  промышленность  работала во всю свою мощь. Знаете ли вы, что мировой рекорд по выпуску пушек принадлежит нашим горьковским  заводам? Во время войны они дали фронту сто тысяч пушек, а все заводы Германии и ее союзников - 104 тысячи. Теперь вы понимаете, как важно было фашистам разбомбить эти заводы?!»

Слайд №29: «В ночь с 4 на 5 июня 1943 года около 40 бомбардировщиков взяли курс на Горький. К городу прорвалось 20 самолетов. И каждый сбросил по несколько сотен килограмм смерти. Перед вами схема падения бомб на территорию ГАЗа. Большие звездочки – бомбы массой в полтонны. На заводе возникло 8 очагов пожаров, было выведено из строя водоснабжение.

Немецкий летчик, наблюдавший эту картину из кабины своего «Хейнкеля» писал: «Внизу разрывы, бомбы легли очень хорошо. Мощный взрыв поднимает над заводом огромный огненный столб».

Слайды №30-№31, витрина №2: «В ближайшие дни Горький пережил еще целых четыре налета. К  заводам прорывались не все самолёты, их останавливал огонь зенитных батарей. И большинство бомб летели на жилые районы города.

В июне 43-го погибло около 400 человек. И это только те, чьи тела были найдены. На самом деле жертв было гораздо больше. На выставке представлена уникальная коллекция открыток «Автозавод и автозаводцы в годы войны». По архивным фотографиям ее составила заведующая библиотекой  нашей гимназии Марина Викторовна Долкова».

Слайды №32-№33: «Горьковский автозавод очень сильно пострадал от немецких бомбардировок. Тем не менее, он был в короткие сроки восстановлен. Люди работали в цехах под открытым небом, в любую погоду и к концу лета 1943-го выполнили план на 127%».

Слайды №34-№38: «Но закончились тяжелые военные годы, отгремели последние залпы. Небо над городом снова стало мирным. Горький потихоньку восстанавливался – строились новые дома, проспекты. Появились и новые достопримечательности. В 1990 году городу было возвращено историческое название – Нижний Новгород».  

Слайд №39: «Мы  очень любим наш прекрасный город,  гордимся его историей. Все, что нам остается – это помнить ее и стараться сделать наш город лучше, оберегать его. Спасибо за внимание» (видеофрагмент).

Слайды №39-№40 – заключение, благодарность экскурсантам, перечисление имён разработчиков экскурсии и их руководителей (по возможности и при необходимости).

Список источников и литературы

  1. Во имя Победы. – Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1976. – 208 с.
  2. История города Горького. Краткий очерк. – Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1971. – 576 с.
  3. Наш край. – Н. Новгород: Издательство «Нижегородская ярмарка», 1997. – 432 с.
  4. Почётные граждане Нижнего Новгорода / Авт. – сост. М.А. Полевая, С.В. Трифонова, В.В. Алексеев, Л.Д. Литвиненко. – Н. Новгород: Агентство «Комсомольская правда – Форпост», 1998. – 104 с.
  5. Путеводитель «Монастыри и храмы Нижнего Новгорода». – Н. Новгород: Глагол, 2008. – 172 с.
  6. Сидорова И.В., Наумова О.И. Наш Нижний Новгород. Рассказы из истории города: Книга для семейного чтения / Сост. Т.В. Кучерова, О.И. Наумова. – Н. Новгород: Кварц, 2008. – 240 с.  
  7. Тюрина А.И., Фёдоров В.Д., Чемоданов Л.А. История Горьковской области: Учебное пособие. – 3-е изд. – Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1989. – 191 с.


[1] Под «маршрутом» экскурсии здесь понимается не столько наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, сколько, с учётом специфики экскурсии и условий её проведения, наиболее удобное изложение и показ представленного на временной выставке материала.

[2] См. например различные издания классического учебника по экскурсоведению Б.В. Емельянова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы в 11 классе в форме дебатов на тему: «Ложь во спасение оправданна (по пьесе «На дне» Горького)»

Урок литературы в форме дебатов представляет собой новую образовательную технологию, которая не только способствует большей заинтересованности учащихся в учебном материале, но и помогает сформировать ...

Методическая разработка "По повести А.М.Горького «Детство»"

Познакомить с важными событиями из жизни и творчества М.ГорькогоПознакомить с портретами  Горького русских художниковИстория создания повести «Детство»Герои повести «Детство»Проблематика повести...

Методическая разработка урока "Советский тыл и город Горький в годы войны"

Тема урока актуальна и востребована. В этом году мы отмечаем 70-летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Это урок изучения нового материала с использованием элементов практикума. ...

Методическая разработка по повести М. Горького "Детство"-7 класс

Тема: Характеристика положительных героев повести М. Горького «Детство» Цель: Образовательная – способствовать обучению характеристике героев; работа с текстом и словом писателя, анализ ключевых сцен,...