Методическая разработка по повести М. Горького "Детство"-7 класс
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме
Тема: Характеристика положительных героев повести М. Горького «Детство» Цель: Образовательная – способствовать обучению характеристике героев; работа с текстом и словом писателя, анализ ключевых сцен, эпизодов. Развивающая – развивать навыки сравнения героев, умения выявлять авторскую позицию через портрет, речь, внутренние монологи. Воспитательная – воспитывать внимательное отношение к слову; умение оставаться человеком в любой жизненной ситуации, понимать других и себя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_v_7_klasse_po_povesti_m_gorkiy_harakteristiko_polozh_geroev.docx | 19.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 7 классе по повести М. Горького «Детство»
Тема: Характеристика положительных героев повести М. Горького «Детство»
Цель:
Образовательная – способствовать обучению характеристике героев; работа с текстом и словом писателя, анализ ключевых сцен, эпизодов.
Развивающая – развивать навыки сравнения героев, умения выявлять авторскую позицию через портрет, речь, внутренние монологи.
Воспитательная – воспитывать внимательное отношение к слову; умение оставаться человеком в любой жизненной ситуации, понимать других и себя.
Ход урока.
…она стала на всю жизнь другом,
самым близким сердцу моему,
самым понятным и дорогим человеком…
…я сразу почуял в нём врага.
1. Организационный момент.
2. Целеполагание.
--- Сегодня на уроке мы вместе с Алешей постараемся понять:
-какие они: дед и бабушка?
-что они несут в мир? -по каким законам живут?
-и какие уроки жизни дают мальчику?
3.Формирование новых знаний: «До неё как будто спал я, спрятанный в темноте, но явилась она, разбудила, вывела в свет, связала всё вокруг меня в непрерывную нить, сплела всё разноцветное кружево и сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу моему, насытив крепкой силой для трудной жизни».
- О ком эти строки?
-Какой её видел Алёша?
А. Портрет бабушки. (Читает ученик с. 109-110)
-Какие художественные приёмы использует автор при описании бабушки?
Эпитеты:…….
Сравнения:…….
- А была ли бабушка красива? (Внешне: нет, она была сутула, почти горбата, очень полная, очень портил её лицо рыхлый нос с раздутыми ноздрями и красный на конце)
- За что же Алёша её любил? (Внутренняя красота, красота души «Светилась изнутри – через глаза неугасимым, веселым и терпеливым светом»)
Б. «Пляска бабушки» (Выразительное чтение) – Читает ученик
В. Есть ли развернутый портрет деда? (Нет. …стр. 111. читает ученик) - Какое возникло у Алеши к нему отношение? (Неприязнь. Стр.112 – читает ученик) - Когда неприязнь ощутилась особенно остро? (После наказания.)
Г. Рисунок «Наказание» -Что вы видите? (В центре скамейки беспомощная фигура Алеши. Мы видим неумолимо занесенную руку деда с розгой. Удара избежать невозможно. Окаменевшую от ужаса мать. Рисунок – страшная действительность дома Кашириных) - Что повлекло наказание? Каким стал Алёша? (Алеша повзрослел и стал особенно чуток ко всякой боли и обиде) с.121 –читает ученик.
Д. Фотография «Дом Кашириных» - В Нижнем Новгороде – это дом – музей. В доме сохранилась подлинная обстановка того времени, все предметы быта. Особенно удивляет посетителей то, что на кухне в деревянном ушате мокнут розги (прутики) для порки провинившихся.
Е. сцена «Учеба Алеши». - К кому из семьи Кашириных, кроме бабушки, у Алёши сохранились теплые воспоминания? (Цыганок. Он принимал «ненужную боль»)
Ж. Сравнительная характеристика (Обсуждение учащихся) , записи в тетрадь
бабушка |
| дед |
| на пожаре |
|
не теряет самообладания, собранная, решительная, рискует жизнью, заботится о других |
| Растерялся, пришел в отчаяние, тихонько выл, бегал, суетился, обвинял других. |
- Образ бабушки – один из самых смелых и сильных образов в нашей литературе. Поэт Некрасов о таких женщинах писал:
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет.
- Пожар – не самое страшное испытание, ведь судьба пошлет героям разорение и нищету. - Как восприняли герои это бедствие?
бабушка |
| дед |
| разорение |
|
Добра, щедра. Внушает Алёше веру в то, что человек должен быть стойким, должен бороться с трудностями. «Мы с тобой не прокормимся, - мы? Великое дело!» |
| Стал злым, жадным, жалким, беспомощным, ничтожным. |
4.Формирование умений и навыков- «Две жизненные правды в повести «Детство».
- Почему бабушка и дед такие разные? – Каковы их жизненные правды?
Бабушка – любовь к людям, щедрость и терпение, вера в Бога.
Дед – У деда своя жизненная правда. Очень боялся нищеты, всячески цеплялся за жизнь.
-Но что–то хорошего осталось из воспоминаний о деде? Чему учил? (1. Родной бьет – это не обида, а наука! Чужому не давайся! Меня так били, что «поди-ка сам Господь Бог глядел и плакал!» стр.122 –зачитывает ученик. Дед жалуется? (Нет) 2. В чем смысл его слов? (Гордость за человека. Человек все может вынести! И дед хлебнул много горя, может быть поэтому он такой жестокий). 3. Дед не любил доносчиков! «Донос – не оправданье! Доносчику первый кнут!»
Вывод.- записать Человек – у Горького творец будущего. Он сам решает, какую жизненную правду ему выбирать. На нем лежит ответственность за все несчастья, которые он может причинить другим людям. Но человеку принадлежит также всё доброе, что есть в жизни!
5.Итог урока. Повесть «Детство» - автобиографическая повесть. -А что для вас значит детство?
ДЕТСТВО
Обращение к высказываниям писателей о поре детства. Л. Толстой: «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминания о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений». В. Распутин: «Я уверен, что писателем человека делает детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать всё то, что дает ему право взяться за перо».
6. Домашнее задание: вопросы, «Легенды о Данко»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-конспект по теме "Историческая основа повести "Тарас Бульба", 6 класс
В данном уроке по литературе по теме "Историческая основа повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба" (6 класс) содержатся цели урока, разбивка часов по творчеству Гоголя, иллюстрации к повести....
Конспект урока по теме "Историческая и фольклорная основа повести "Тарас Бульба", 6 класс
Данный конспект состоит из целей урока, методов, внутрипредметных связей, из плана урока, вопросов для обсуждения и домашнего задания...
История в произведениях Н.В.Гоголя. При изучении повести "Тарас Бульба". 8 класс
Можно использовать в качестве вводного урока при изучении повести Гоголя "Тарас Бульба". Идея произведения. Патриотизм. Запорожская Сечь....
"Тема искусства и творчества в повести Н.В. Гоголя "Портрет". Место повести в сборнике («Петербургские повести»).
Цели урока: Образовательная : путем аналитического изучения показать сквозную тему- тему искусства, художественного творчества и две важнейшие проблемы, поставленные в повести - это предназначение и п...
М. Булгаков. Основные вехи биографии. Повесть «Собачье сердце». Проблематика и образы повести «Собачье сердце». Художественная идея повести. Пафос произведения и авторская позиция.
Маршрутный лист дистанционного урока...
Н. В. Гоголь. Реальное и выдуманное в повести «Заколдованное место». 5 класс литература
Н. В. Гоголь. Реальное и выдуманное в повести «Заколдованное место». 5 класс литература...
Конспект урока литературы по повести Е.В. Мурашовой «Класс коррекции»
Урок знакомит с произведением современного писателя, помогает поработать над такими понятиями, как милосердие, толерантность....