Рабочая программа по краеведению Воронежской области 8 класс. КТП по краеведению8класс.
календарно-тематическое планирование по краеведению (8 класс) на тему
Рабочая программа составлена на основе Программы курса в 5-11 классах образовательных учреждений Воронежской области "Краеведение". Составители : авторский коллектив: Корниенко Н.Г., Ершова А.В. , Чурляев Ю.Л. и другие. ВОИПКРО 2008г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
КТП по краеведению8 класс | 137.96 КБ |
ktp_po_kraevedeniyu_8_klass.docx | 43.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебно-методическая линия и УМК
Данная рабочая программа составлена для обучающихся 8 класса на основе следующих нормативно-правовых документов: Программы курса в 5–11 классах образовательных учреждений Воронежской области «Краеведение»/ сост. авторский коллектив: Корниенко Н.Г., Ершова А.В., Чурляев Ю.А., Лившиц Б.Р., Веденеева Г.И., Канина Т.И., Васильева Е.В., Мамедова Л.Б., Корчагина Э.В., ВОИПКРО, 2008.
Программа разработана на основе следующих нормативно - правовых документов:
Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказа Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Базовый уровень;
- приказа Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- приказа Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- приказ Министерства образования Российской Федерации №74 от 01.02.2012 года «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года №1312»;
- постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденной приказом Министерства образования Российской Федерации от 18.07.2002 № 2783;
- приказ Департамента образования, науки и молодёжной политики Воронежской области №840 от 30 августа 2013 года «О внесении изменения в приказ департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27.07.2012 № 760»;
-В соответствии с приказом Департамента образования, науки и молодёжной политики Воронежской области от 27 июля 2012 г. №760 в региональном базисном учебном плане часы регионального компонента рекомендуется использовать на введение учебного курса «Краеведение» для 8-9классов- «Историческое краеведение».
- Концепция развития системы развития дошкольного и общего образования ОАО «РЖД» (2010-2015);
- Программа Развития негосударственного общеобразовательного учреждения “Средняя общеобразовательная школа №39 открытого акционерного общества «Российские железные дороги»; общеобразовательная школа №39 открытого акционерного общества Российские железные дороги».
: Программы курса в 5–11 классах образовательных учреждений Воронежской области «Краеведение»/ сост. авторский коллектив: Корниенко Н.Г., Ершова А.В., Чурляев Ю.А., Лившиц Б.Р., Веденеева Г.И., Канина Т.И., Васильева Е.В., Мамедова Л.Б., Корчагина Э.В., ВОИПКРО, 2008.
Пояснительная записка
Рабочая программа предмета «Краеведение» в рамках курса «Историко-культурное краеведение» в 8-9 классах составлена на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ (основное общее образования);
Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования(2004), программы краеведческого движения Воронежской области «Край родной» на 2012-2016 гг.;
краеведение: программа курса в 5–11 классах образовательных учреждений Воронежской области »/ сост. авторский коллектив: Корниенко Н.Г., Ершова А.В., Чурляев Ю.А., Лившиц Б.Р., Веденеева Г.И., Канина Т.И., Васильева Е.В., Мамедова Л.Б., Корчагина Э.В., (ВОИПКиПРО 2008);
авторской программы «Историко-культурное краеведение», Баранникова М.И., ВГПУ 2012 г.
Рабочая программа адресована обучающимся 8 класса негосударственного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 39 открытого акционерного общества «Российские железные дороги». Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения краеведения, которые определены ГОС ФК для основного общего образования.
Актуальность программы состоит в том, что Краеведение в школе является одним из источников обогащения обучающихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданственности и патриотизма.
В данной программе предусмотрено право учителя вносить изменения в распределение часов на изучение отдельных тем, что является новизной программы. При этом должны учитываться особенности конкретного района, сложившиеся традиции, поэтому программа модернизирована за счёт включения краеведческого материала по Россошанскому району и городу Россошь.
Значимость программы заключена в осознании обучающихся наследия родного края в своей жизни, в жизни близких людей, в общей судьбе народов России.
. Краеведение рассматривается в общей системе общественно-научных предметов гуманитарно-эстетического цикла. Программа определяет взаимосвязь разных областей знаний, объединенных краеведческим подходом.
Уроки краеведения в 8-м классе преподаются за счёт часов регионального компонента 35 часов, из расчёта 1учебного часа в неделю.
Предметом регионального компонента в краеведении является прошлое народов края, совокупность природно-географических и этнических особенностей развития региона. Природа края рассматривается как часть природы более крупных территорий - района, области, природной зоны, страны. Поэтому в процессе ее изучения важно определить черты, общие с природой более крупных регионов. В то же время выявляется местная специфика природных компонентов и их территориальных сочетаний, типичные явления, характеризующие природу родного края, а также ее уникальные объекты и связанные с ними процессы.
Краеведение в школе является одним из источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданственности и патриотизма. Оно раскрывает учащимся связи родного края, города, сёла с «большой» Родиной, помогает уяснить единство истории каждого города, села с историей и жизнью нашей страны. Изучению родного края: его истории, природы, хозяйства, культуры, социальной жизни, быта - всех сторон деятельности человека в конкретном регионе - придавали большое значение многие передовые мыслители России. Крупицы знаний, собранные в родном крае, складываются, обобщаясь, в науку о природе и обществе.
Краеведение - важное средство в системе профилактической работы против ксенофобии и экстремизма, а также в воспитании толерантного и уважительного отношения к людям других национальностей; помогает воспитывать у учащихся чувство уважения к деятельности предшествующих поколений и современников, своих земляков.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение исторического краеведения на базовом уровне среднего (полного) общего образования в объеме 35 часов (1ч. в неделю). Настоящая программа составлена на 35часов (35 рабочих недель, 1 часа в неделю) в соответствии с учебным планом средней общеобразовательной школы №39 ОАО «РЖД», рассчитана на 1 год обучения и является программой базового уровня обучения.
Курс исторического краеведения рассчитан на 2 года. 8 класс – изучение истории Воронежского края с древнейших времён до конца XVIIIвека. 9 класс - изучение истории Воронежского края с конца XIX века, начала XXI века
Цели и задачи краеведческого образования.
Цели изучения родного края являются
- - понимание своей связи с окружающим микромиром,
- создание предпосылок для формирования чувства гордости за свою принадлежность к истории и культуре Воронежского края;
- обогащение знаний по отечественной истории краеведческим материалом для более уважительного отношения к национальной культуре, историческому опыту предков и современников;
- ориентирование внимания на юбилейных датах и наиболее значимых событиях истории Воронежского края.
Задачи:
Образовательные и воспитательные задачи:
• овладении учащимися основами знаний и конкретными представлениями об историческом пути, как Воронежского края, так и нашей страны в целом, социальном, духовном опыте и создании на этой основе условий для формирования целостного духовного мира личности, освоения ею выработанных в ходе исторического развития ценностей, социализации и социальной адаптации.
• формирование у учащихся целостного представления об историческом пути Воронежского края о знаменитых земляках, об основных этапах, важнейших событиях истории и культуры;
• формирование патриотичности, гражданственности, целостности в восприятии мира, гармоничного и разностороннего развития личности.
Развивающие задачи:
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование самостоятельной познавательной деятельности;
• развивать у учащихся стремление участвовать в конкурсах, олимпиадах, туристическо-краеведческом движение;
• ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;
• формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видения своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем;
• развитие установки на стремление внести личный вклад в совершенствование жизни Воронежского края.
Краеведение нацелено на формирование у школьников представлений о художественной культуре Воронежского края как части национальной духовной культуры, на приобщение их к общечеловеческим и национальным ценностям через знакомство с художественной культурой Воронежского края. Краеведение прививает бережное, уважительное отношение к памятникам искусства, приобщает к активному освоению художественно-культурного наследия, формирует сознание ответственности перед прошлым и будущим.
Межпредметные связи со всеми учебными дисциплинами и, прежде всего, с географией, историей, обществом, ОБЖ, искусством. Школьное краеведение предполагает изучение архитектуры, литературы, живописи, графики и скульптуры, декоративного и прикладного искусство, а также знакомит детей с личностью художника - писателя, живописца, актера, режиссера, музыканта, архитектора.
Формы, методы и приёмы работы при изучении предмета.
Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система групповых, индивидуально-групповых, фронтальных, внеклассных занятий. Формы организации учебного процесса:
индивидуальная;
коллективная;
групповая;
фронтальная.
Методы и формы реализации содержания курса «Историческое краеведение»
В основе содержания курса реализуются проблемно-поисковый метод и метод обобщения, которые оптимизируют процесс формирования самостоятельных взглядов на историю своего края, осознанного восприятия ее особенностей.
Уроки проводятся в следующих формах: урок изучения нового материала, комбинированный урок с элементами практической работы, семинар, лабораторная работа.
Основные методы
Работа со справочно-энциклопедической литературой, выполнение творческих заданий: сообщения, доклады, презентация; сбор краеведческого материала из газет и других источников.
Использованием материалов музеев: экскурсии, экскурсии - игры, викторины, урок - исторический портрет, урок - работа с музейными предметами (предметы быта, фотографии, и т.д.), час подлинника (письма, статьи, фотографии, грамоты), урок - встреча, выставка семейных реликвий.
Курс краеведения опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания краеведческого материала:
1. различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
2. ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста
3. заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов о родном крае,
4. составление планов и написание отзывов о произведениях краеведческого содержания;
5. написание сочинений по краеведческому материалу на основе жизненных впечатлений;
6. целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Методологической основой содержания предмета является философская категория единства общего и особенного: своеобразие историко-культурного развития региона составляет категорию особенного в общеисторическом содержании. Это предполагает рассмотрение истории края в контексте общецивилизационных процессов в мире и во взаимосвязи с историей Родины
Учебно- тематический план.
№ п/п | Раздел. Тема. | Количество часов. | Контрольные работы | Практические работы. |
1 | Тема 1. История Воронежского края в истории России.
| 3 ч | 1ч. | |
2 | Тема 2. Воронежский край в древности.
| 3 ч | 1ч | |
3 | Тема 3. . Воронежский край в составе древнерусского государства и феодальных княжеств
| 2 ч | 1ч. | |
4 | Тема 4. Воронежский край в период образования и укрепления Российского государства.
| 3 ч | 1ч. | |
5 | Тема 5. Социально-экономическое и политическое развитие Воронежского края в XVII веке.
| 3 ч | 1ч. | |
6 | Тема 6. Воронеж и Воронежский край при Петре I. | 8 ч | 1ч. | |
7 | Тема 7. Образование Воронежской губернии и ее развитие в XVIII вв.
| 7 ч | ||
8 | Тема 8. Социально-экономическая, общественно-политическая история Воронежского края в первой половине XIX века.
| 7 ч | 1ч. | 2ч. |
11 | Всего | 36 ч | 3ч. | 6ч. |
Содержание программы.
Тема 1. История Воронежского края в истории России. (3ч.)
История края как часть истории нашей Родины. Что изучает краеведение. Источники знаний о прошлом края. Музеи, архивы, заповедники – хранилища исторической памяти. Ученые-краеведы Воронежской области, исследования по истории края.
Знать. Знать особенности предмета «Краеведения» как предмета исторического и культурного развития общества.
Уметь. Уметь проводить школьные исследования по истории родного края.
Термины. Краеведение. Музеи, архивы, заповедники. Ученые-краеведы.
Тема 2. Воронежский край в древности. (3ч. в том числе 1ч. дом.с.)
Появление человека в Воронежском крае. Археологические исследования на территории края. Костенки – уникальный памятник, «жемчужина палеолита».
Особенности степной и лесостепной зон Воронежской области. Кочевые и земледельческие народы в эпоху металлов. Памятники древней истории в крае (Мосоловское поселение в Аннинском районе, Мастищенский лабиринт в Острогожском районе, Таловские мегалиты в Каменной степи,Частые курганы на окраине Воронежа, Маяцкое городище в Лискинском районе и другие.
Знать. Особенности степной и лесостепной зон Воронежской области. Памятники древней истории в крае.
Уметь. Уметь находить материал о памятниках древней истории в крае (Мосоловское поселение в Аннинском районе, Мастищенский лабиринт в Острогожском районе, Таловские мегалиты в Каменной степи, Костенки – уникальный памятник, «жемчужина палеолита».
Термины. Уникальный памятник, «жемчужина палеолита».
Тема 3. . Воронежский край в составе древнерусского государства и феодальных княжеств. (2ч. в том числе1ч. к.р.)
Расселение славян. Появление славян в Придонье. Воронежский край – окраина Киевской Руси. Укрепленные поселения славян на берегах рек Дона и Воронежа. Городище Титчиха. Натиск степных кочевников. Первое упоминание в русских летописях слова «Воронеж» (1177 г.). Раздробление русских земель. Монголо-татарское нашествие. Запустение края в XIV–XV вв. «Белые пятна» в истории Воронежской земли
Знать. Первое упоминание в русских летописях слова «Воронеж» (1177 г.). О месте Воронежского края в составе древнерусского государства. События, связанные с нашествием монголо-татар.
Уметь. Уметь давать объяснение понятию «Воронежский край – окраина Киевской Руси».
Термины. Придонье. Монголо-татарское нашествие. Городище. «Белые пятна»
Тема 4. Воронежский край в период образования и укрепления Российского государства. (3ч. в том числе1ч. пр.р.)
Образование Российского государства. История вхождения воронежских земель в состав Российского государства. Борьба России с крымскими татарами. Организация сторожевой службы в 1586 году. Царский указ об основании города Воронежа.
Версии о дате основания Воронежа. Крепость на правом берегу реки Воронеж. Строители и первые жители Воронежской крепости.
Знать. Историю вхождения воронежских земель в состав Российского государства. Уметь. Уметь находить информацию об организации сторожевой службы воронежских земель в 1586 году.
Термины. Сторожевая служба. Царский указ.
Тема 5. Социально-экономическое и политическое развитие Воронежского края в XVII веке. ( 3ч. в том числе1ч. к.р.)
Образование Воронежского уезда. Состав и занятия населения. Строительство Белгородской черты (1635–1658 гг.), города-крепости «на черте», заселение земель «за чертой». Набеги татар. Развитие ремесла, торговли в городах края.
Политическая обстановка в крае в XVII – начале XVIII века. Народные восстания XVII в. Воронежские родственные связи Степана Разина. Поход Фрола Разина к Коротояку. Восстание в Острогожске (1670 г.). Образование воронежской епархии (1682 г.). Связь населения края с донскими казаками. Булавинское восстание (1707–1708 гг.)
Знать. Знать имена и значимость народных заступников: Степана Разина, Булавина.
Уметь. Показать связь населения края с донскими казаками.
Термины. Города-крепости «на черте», «за чертой», воронежская епархия.
Тема 6. Воронеж и Воронежский край при Петре I. (8ч. в том числе 1ч. пр.р.)
Начало государственной деятельности Петра I. Азовский поход 1695 г. Первый приезд в Воронеж (1696 г.). Начало строительства кораблей на Воронежской верфи. Азовский поход 1696 года, его результаты. Деятельность Петра Великого в Воронеже. Дальнейшее строительство города: Адмиралтейский двор, Немецкая слобода. Возникновение и развитие местной промышленности. Кумпанское и государственное строительство боевых кораблей в 1696–1700 гг. Русские и иностранные мастера-кораблестроители. «Работные люди». Первые учебные заведения – школа для подготовки офицеров флота (1703 г.), «цифирная» школа для детей (1714 г.).
Связь основания Санкт-Петербурга (1703 г.) с воронежскими событиями. Воронежские «заботы» Петра перед Полтавской битвой (1709 г.). Посещение Петром I Острогожска, Коротояка, Павловска, Таврова, Дивногорского монастыря и других мест.
Хозяйственное развитие Воронежского края в конце XVII-началеXVIIIв. Возникновение новых сёл и деревень.Суровые указы Петра I об уничтожении возникших без царского повеления городов и сел (Бобров, Анна, Тойда, Тишанка, Богучар и др.).
Памятные места и памятники петровской эпохи в крае, их современное состояние.
Знать. Значимость политической фигуры Петра I, его неоценимый вклад в возрождении России и месте Воронежского края в общем деле возрождения.
Уметь. Уметь давать характеристику Петровскому времени в Воронежском крае.
Термины. Кумпанское и государственное строительство боевых кораблей. «Работные люди».
Тема 7. Образование Воронежской губернии и ее развитие в XVIII вв.(7ч. в том числе 2ч. пр.р.)
Образование Воронежской губернии (1725 г.). Окончательное заселение края. Изменение социальной структуры населения. Феодально-крепостнические отношения в крае. Борьба против крепостного гнета воронежских крестьян во второй половине XVIII века
Новые явления в хозяйственной жизни губернии. Строительство промышленных предприятий, развитие торговли.
Воронеж – центр губернии середины – второй половины XVIII века.
Повседневная жизнь жителей края.
Знать. Изменения социальной структуры населения во второй половине XVIII века. Феодально-крепостнические отношения в крае во второй половине XVIII века.
Уметь. Характеризовать новые явления в хозяйственной жизни губернии во второй половине XVIII века.
Термины. Крепостной гнёт. Феодально-крепостнические отношения.
Тема 8. Социально-экономическая, общественно-политическая история Воронежского края в первой половине XIX века. (7в том числе 1ч. к.р.,1ч. пр.р.ч.)
Общественно-политическая жизнь губернии. Воронежские полки и воронежцы в Отечественной войне 1812 г. Участие воронежского дворянства в движении декабристов. Разночинские кружки в крае. Газета «Воронежские губернские ведомости» (1838 г.)
Социально-экономическое развитие края. Развитие земледелия, крестьянских промыслов. Товарно-денежные отношения в губернии. Строительство новых промышленных предприятий: сахарные заводы в Ольховатке (1834 г.), Рамони (1840 г.) и другие.
Вклад воронежцев в культуру России. Застройка Воронежа и других городов губернии по «регулярным планам» (с 70-х гг. XVIII в.). Учебные заведения: мужская гимназия (1809 г.), кадетский корпус (1845 г.), народные училища. Пребывание в Воронежской губернии А.С. Грибоедова, К.Ф. Рылеева, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, В.Г. Белинского.
Печатные издания, посвящённые истории Воронежского края.Выдающиеся земляки – А.В. Кольцов, И.С. Никитин, А.Н. Афанасьев, Н.И. Костомаров, Н.А. Северцов. Памятные места, связанные с деятельностью знаменитых воронежцев.
Знать. Выдающихся земляков – А.В. Кольцов, И.С. Никитин, А.Н. Афанасьев, Н.И. Костомаров, Н.А. Северцов- Воронежской земли.. Памятные места, связанные с деятельностью знаменитых воронежцев.
Уметь давать характеристику социально-экономическому развитию края в первой половине XIX века.
Термины. Земледелие, крестьянские промыслы. Товарно-денежные отношения.
Формы контроля и виды контроля.
В процессе изучения курса используются следующие виды контроля:
1) текущий,
2) промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный), выразительное чтение (в том числе наизусть), развернутый ответ на вопрос, конспектирование (фрагментов лекции учителя, статьи учебника, сообщение на историко-культурную тему, сообщения, доклады, презентации, проекты.;
3) итоговый: контрольная работа, контрольное тестирование, презентация проектов.
методы контроля: устные (опрос, взаимоопрос); письменные (письменный опрос, тесты),
программированные (медиапрезентации), комбинированные (самоконтроль, рефлексия, смотр знаний, олимпиады, представление читательских интересов).
Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе.
В результате изучения краеведения обучающийся должен:
знать (понимать)
- основные этапы и ключевые события истории края с древности до наших дней;
важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития края;
-изученные виды исторических источников;
уметь
-соотносить даты событий истории края с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий истории края;
- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
-показать на исторической карте территории расселения народов, границы края, города, места значительных исторических событий;
-рассказать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая значение необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ
-соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
-объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории края, достижениям культуры;
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
-высказывания собственных суждений об историческом наследии народов края;
объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
-использования знаний об историческом пути и традициях народов края в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Система оценивания.
Оценка знаний предполагает учет индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе. Критерии оценки по историческому краеведению являются следующие за устные ответы:
Оценка «5» - материал усвоен в полном объеме, изложение логично, основные умения сформированы и устойчивы, выводы и обобщения точны и связаны с современной действительностью, ответ ученика глубокий с привлечением дополнительного материала. Оценка «4» - в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизированное, отдельные умения недостаточно устойчивы, в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности. Твердое знание материала в пределах программных требований.
Оценка «3» - в усвоении материала имеются пробелы, он излагается не систематизировано, отдельные умения недостаточно сформулированы, выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки. Отсутствует самостоятельность суждения.
Оценка «2» - основное содержание материала не усвоено, наличие в ответе грубых ошибок, проявление непонимания сути, выводов и обобщений нет.
За письменные работы:
Оценка "5" - 81-100% выполненных заданий
Оценка "4" - 61-80%
Оценка "3" - 41-60%
Инструментарий для оценивания результатов.
Инструментарий для оценки планируемых результатов освоения программы (далее инструментарий) включает: - образцы заданий для оценки планируемых результатов освоения программы - спецификации проверочных работ, используемых для оценки планируемых результатов; - демонстрационные варианты заданий и проверочных работ. Инструментарий разработан в соответствии с требованиями к освоению результатов обучения, сформулированными в планируемых результатах.
Информационное сопровождение и минимальный набор оборудования, необходимого при изучении учебного предмета, включая библиотечный фонд.
1. Панова В. И. Историческое краеведение Воронежской области. Учебное пособие / В. И. Панова, А. О. Амелькин. Науч. ред. Б. Я. Табачников. – Воронеж: Центр духовного возрождения Чернозёмного края, 2012.
2. Люби и знай родной край: учебное пособие по географии, истории и культуре Воронежской области для учащихся общеобразовательных школ. Науч. ред. Б. Я. Табачников. Воронеж: Центр духовного возрождения Чернозёмного края, 2008.
Оборудование:
интерактивная доска;
мультимедиа проектор;
компьютер;
экран;
СD - ROM
Список литературы.
1. Панова В. И. Историческое краеведение Воронежской области. Учебное пособие / В. И. Панова, А. О. Амелькин. Науч. ред. Б. Я. Табачников. – Воронеж: Центр духовного возрождения Чернозёмного края, 2012.
2. Загоровский В. П. Воронеж: историческая хроника. – Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1989.
3. Загоровский В.П. Воронежская историческая энциклопедия / В.П. Загоровский. – Воронеж, 1992.
4. Загоровский В.П. О древнем Воронеже и слове «Воронеж» Историко- герграфическое исследование 1971
5. Загоровский В.П. История Воронежского края от А до Я / В.П. За-горовский. – Воронеж, 1982
6. Панова В. И. История Воронежского края: Учебн.-методич. пособие. Воронеж. «Родная речь», 1995
7. Люби и знай родной край: учебное пособие по географии, истории и культуре Воронежской области для учащихся общеобразовательных школ. Науч. ред. Б. Я. Табачников. Воронеж: Центр духовного возрождения Чернозёмного края, 2008.
Условные обозначения.
К.р.-контрольная работа.
Приложения к программе.
Основные понятия курса.
Краеведение. Музеи, архивы, заповедники. Ученые-краеведы.
Уникальный памятник, «жемчужина палеолита».
Придонье. Монголо-татарское нашествие. Городище. «Белые пятна».
Сторожевая служба. Царский указ.
Сторожевая служба. Царский указ.
Кумпанское и государственное строительство боевых кораблей. «Работные люди». Мастера-кораблестроители.
Крепостной гнёт. Феодально-крепостнические отношения.
Воронеж – центр губернии середины – второй половины XVIII века.
Земледелие, крестьянские промыслы. Товарно-денежные отношения.
№п/п | № урока | Темы сообщений докладов, презентаций. |
1 | 3 | Сообщения по теме «Ученые-краеведы Воронежской области». |
2 | 10 | Подготовить презентацию по теме: «Памятники древней истории в крае». |
3 | 15 | Сообщения по теме « История России периода правления Петра 1». урока. |
4 | 16 | Сообщения по теме « Воронеж – колыбель русского флота». |
5 | 17 | Сообщения о сподвижниках Петра 1 |
6 | 21 | Презентация по теме «Наш край в петровскую эпоху». |
7 | 24 | Сообщение «Графское- имение А. Орлова.» |
8 | 27 | Презентация по теме «Воронеж – центр губернии». |
9 | 29 | Презентация по теме «Участие воронежского дворянства в движении декабристов». |
10 | 31 | Презентация по теме: « Пребывание в Воронежской губернии А.С. Грибоедова, К.Ф. Рылеева, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, В.Г. Белинского». |
№п/п | №урока | Темы контрольных работ. |
1 | 8 | Контрольный тест по теме «Воронежский край в Древности». |
2 | 14 | Контрольная работа «Народные восстания XVII в.». |
3 | 34 | Итоговая контрольная работа (итоги года) «История Воронежского края в истории России» . |
Предварительный просмотр:
Календарно- тематическое планирование 8 класс
№ п/п | № | Тип урока | Название раздела и темы уроков. | Домашнее задание. | Цели и задачи раздела. | |||
История Воронежского края в истории России. (3ч.) | ||||||||
1 | 1 | Вводный | Введение в курс исторического краеведения за 8 класс. Что изучает краеведение? | Пересказ конспекта. | 1.Образовательная. Формировать представлений о краеведении, как о предмете исторического и культурного развития общества Дать глубокое представление о зарождении жизни на Воронежской земле, становлении поселений; 2.Развивающая. Развивать кругозор обучающихся 3.Воспитательная. Воспитывать чувство гордости и уважения к мужественным соотечественникам. 4. Оздоровительная. Создание психологического комфорта на уроке. | |||
2 | 2 | Изучение новой темы | История Воронежского края в истории России | Пересказ конспекта. | ||||
3 | 3 | Изучение новой темы | Ученые краеведы Воронежской области. Исследования по истории края. | Подготовить сообщения по теме «Ученые-краеведы Воронежской области». | ||||
Воронежский край в древности. (3ч.) | ||||||||
4 | 4 | Комбинированный | Воронежский край в древности | Активизировать знания из курса истории Древнего мира, параграф 1 стр.5-9 выполнить задание на стр.10 |
1.Образовательная. Дать глубокое представление о становлении поселений Воронежского края 2.Развивающая. Развивать навыки поисковой деятельности обучающихся. 3.Воспитательная. Воспитывать любовь к Отечеству, родному краю. 4. Оздоровительная. Создание психологического комфорта на уроке. | |||
5 | 5 | Комбинированный | Россошанский район, географическая справка | Экскурсия в историко- краеведческий городской музей. | ||||
6 | 6 | Изучение новой темы | Россошь. Взгляд из далекого прошлого. | Стр.6- 11 Россошь-страницы истории, мини- сочинение о впечатлениях посещения музея | ||||
Воронежский край в составе древнерусского государства и феодальных княжеств. (2ч. , в том числе 1ч.-к.р.) | ||||||||
7 | 1 | Изучение новой темы | Воронежский край в составе Древнерусского государства и феодальных княжеств | § 2 Стр. 10-15 историческое краеведение, | 1.Образовательная. Дать представление о месте Воронежского края в составе древнерусского государства 2.Развивающая. Развивать кругозора обучающихся 3.Воспитательная. Воспитывать любовь к Отечеству, родному краю. 4. Оздоровительная. Создание психологического комфорта на уроке. | |||
8 | 1 | . Урок контроля | Контрольный тест по теме «Воронежский край в Древности». | |||||
Воронежский край в период образования и укрепления Российского государства. (3ч. в том числе 1ч.- пр.р.) | ||||||||
9 | 1 | Комбинированный | Воронежский край в период образования и укрепления Российского государства. Анализ контрольной работы. | Активизировать знания из курса истории России. Использовать электронные ресурсы. Стр. 17- История Воронежского края | 1.Образовательная. Дать представление об историческом пути Воронежского края. .2.Развивающая. Развивать кругозор обучающихся. 3.Воспитательная. Воспитывать любовь к Отечеству, родному краю. 4. Оздоровительная. Создание психологического комфорта на уроке. | |||
10 | 1 | Комбинированный | Борьба с иноземными вторжениями. | Подготовить презентацию по теме: «Памятники древней истории в крае». | ||||
11 | 11 | Изучение новой темы | Защита презентаций. Основание воронежской крепости. | Активизировать знания из курса истории России. Использовать электронные ресурсы стр.14 историческое краеведение. | ||||
Социально-экономическое и политическое развитие Воронежского края в XVII веке. ( 3ч. в том числе 1ч.-к.р.) | ||||||||
12 | 12 | Комбинированный урок. | Социально-экономическое развитие Воронежского края в XVII веке. | Активизировать знания из курса истории России. глава 4 стр.23-25 | 1.Образовательная. Дать представление об историческом пути Воронежского края. 2.Развивающая. Развивать кругозора обучающихся 3.Воспитательная. Воспитывать любовь к Отечеству, родному краю. 4. Оздоровительная. Создание психологического комфорта на уроке. | |||
13 | 13 | Изучение новой темы | Политическая обстановка в крае в XVII начале XVIII вв. | глава 4 стр.-26-28 | ||||
14 | 14 | . Урок контроля | Контрольная работа «Народные восстания XVII в.» | |||||
. Воронеж и Воронежский край при Петре I. (8ч.) | ||||||||
15 | 15 | Комбинированный | Начало Государственной деятельности Петра 1. Анализ к.р. | Активизировать знания из курса истории России периода правления Петра 1 , приготовить сообщения по теме урока. |
1. Образовательная. Показать значимость политической фигуры Петра I, его неоценимый вклад в возрождении России и месте Воронежского края в общем деле возрождения. 2.Развивающая. Развивать навыки поисковой деятельности учащихся, умение составлять доклады. 3.Воспитательная. Воспитывать любовь к Отечеству. 4. Оздоровительная. Создание психологического комфорта на уроке. | |||
16 | 16 | Комбинированный | Воронеж – колыбель русского флота. | Стр. 21-22 ,собрать информацию по теме урока, приготовить сообщения. | ||||
17 | 17 | Комбинированный | Деятельность «кумпанств». | Осуществить поиск информации из различных источников для подготовки сообщения о сподвижниках Петра 1 | ||||
18 | 18 | Комбинированный | Строители Воронежских кораблей. | Осуществить поиск информации из различных источников для подготовки сообщения о строителях Воронежских кораблей. | ||||
19 | 19 | Изучение новой темы | Возникновение и развитие местной промышленности. | стр.25-27 выполнить задания стр. 27-28 | ||||
20 | 20 | Комбинированный | Заселение края в петровскую эпоху. | Пересказ конспекта. | ||||
21 | 21 | Изучение новой темы | Памятные места и памятники петровской эпохи в крае. | Подготовить презентацию по теме «Наш край в петровскую эпоху». | ||||
22 | 22 | Урок контроля. | Защита презентаций: «Наш край в петровскую эпоху». | Осуществить поиск информации из различных источников для рассмотрения темы «Памятные места и памятники петровской эпохи в крае». | ||||
Образование Воронежской губернии и ее развитие в XVIII вв.(7ч.) | ||||||||
23 | 23 | Изучение новой темы | Образование Воронежской губернии | §5 стр.28-30 задание на стр.34 | 1.Образовательная. Познакомить с жизнью пламенных заступников крестьян С. Разиным, К. Булавиным. 2.Развивающая. Развивать кругозора обучающихся. 3.Воспитательная. Воспитывать любовь к Отечеству, родному краю.4. Оздоровительная. Создание психологического комфорта на уроке. | |||
24 | 24 | Изучение новой темы | Деятельность графа А. Орлова на Воронежской земле. | Приготовить сообщение «Графское- имение А. Орлова.» | ||||
25 | 25 | Комбинированный | Борьба воронежских крестьян против крепостного гнёта | Активизировать знания из курса истории России о восстаниях против крепостного права. Осуществить поиск информации из различных источников для подготовки сообщения | ||||
26 | 26 | Комбинированный | Воронеж – центр губернии. | Подготовить презентация по теме «Воронеж – центр губернии». | ||||
27 | 27 | Комбинированный | Повседневная жизнь жителей края. Защита презентаций по теме «Воронеж – центр губернии». | Посещение историко-краеведческого музея под руководством Алима Морозова. | ||||
28 | 28 | Изучение новой темы | Воронежский край в годы Отечественной войны 1812 г. | Активизировать знания из курса истории России о событиях 1812 г. Осуществить поиск информации из различных источников для подготовки сообщений по теме урока. | ||||
29 | 29 | Комбинированный | Участие воронежского дворянства в движении декабристов. | стр.37-38 Подготовить презентацию по теме «Участие воронежского дворянства в движении декабристов». | ||||
Социально-экономическая, общественно-политическая история Воронежского края в первой половине XIX века. (7ч.) | ||||||||
30 | 30 | Комбинированный | Социально-экономическое развитие Воронежского края. | §6 стр.35-45, выполнить задание стр. 46. |
1.Образовательная. Познакомить с известными деятелями науки и культуры Воронежского края в период XIX- начала XX века. 2.Развивающая. Развивать умение, вести поисковую работу в области литературы по сбору материала о знаменитых людях. 3.Воспитательная. Воспитывать чувство патриотизма. 4. Оздоровительная. Создание психологического комфорта на уроке. | |||
31 | 31 | Изучение новой темы. | Вклад воронежцев в культуру России. | Подготовить презентацию по теме: « Пребывание в Воронежской губернии А.С. Грибоедова, К.Ф. Рылеева, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, В.Г. Белинского». | ||||
32-33 | 32 | Изучение новой темы. | Защита презентаций. Выдающиеся земляки. А.В. Кольцов, И.С. Никитин, А.Н. Афанасьев, Н.И. Костомаров, Н.А. Северцов. | Сообщения о писателях, поэтах, художниках Россошанского края. | ||||
34 | 33 | Комбинированный | Россошанский район в первой половине XIX века. | Выучить стихотворение воронежских поэтов на выбор. | ||||
35 | 34 | Урок-зачет | Итоговая контрольная работа (итоги года) «История Воронежского края в истории России» | Экскурсия в выставочный центр г. Россоши. | ||||
36 | 35 | Урок-концерт. | Анализ контрольной работы. |
| ||||
Урок-концерт, чтение стихотворений воронежских поэтов на выбор. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КРАЕВЕДЕНИЮ (ФАКУЛЬТАТИВ) 6 КЛАСС
Любовь к Родине является внутренним мировоззренческим стержнем, который во многом определяет жизненную позицию человека и гражданина. Ребёнок мало знает о том уголке, где он живёт, которы...
Рабочая программа по краеведению Сахалинская область 5 класс
В учебной рабочей программе по краеведению Сахалинской области для 5 класса сформулированы цели, задач интегративного курса по краеведению 5 класс, емеется тематическое планирование...
Рабочая программа по краеведению в 5 классе
В данное рабочей программе представлена пояснительная записка к учебному курсу, учебно-тематическое планирование на 35 часов из расчёта 1 раз в неделю и интернет-ресурсы....
Рабочая программа кружка «Краеведение» для 11 класса
Пояснительная записка В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» говорится о необходимости утверждения в современной России личностно-ориентированной мод...
Рабочая программа по краеведению (7-9 классы).
Рабочая программа по краеведению с приложением 7-9 класс....
Рабочая программа по Краеведению Хакасии 5 класс(ФГОС)
Рабочая программа включает пояснительную записку курса, календарно-тематическое планирование, литературу....
Рабочие программы по краеведению Челябинской области
Рабочие программы по краеведению Челябинской области 6-8 классы...