Рабочая программа по экологическому краеведению Воронежской области
рабочая программа по краеведению (7 класс) на тему
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по экологическому краеведению Воронежской области. 7 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 80 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе положений Приказа № 760 от 27 июля 2012 года «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», на основании программы регионального курса «Экокраеведение» Дорогань Л. В. ВОИПКиПРО, Воронеж 2007 г
Цель программы: овладение знаниями о природе, проблемах экологии окружающей среды, социальном окружении и культуре родного края, воспитание эстетических и нравственных качеств личности, понимающей свое единство с окружающим миром, подготовку обучающихся к сознательному выбору вида деятельности, связанной с проблемами экологии.
Задачи программы:
I. Образовательные:
- Формирование целостного научного мировоззрения, экологического мышления и гуманистической направленности личности школьников.
- Теоретическое и практическое обучение школьников основам исследовательской деятельности.
- Обучение основам экологических знаний и понимания их взаимосвязи с основными естественнонаучными и гуманитарными дисциплинами.
II. Развивающие:
Личностное развитие ребенка, развитие познавательных интересов и мотивации к творчеству, опирающиеся на способности и дарования детей.
III. Воспитательные:
- Совершенствование нравственных основ культуры учащихся: экономической, экологической, художественной, культуры жизненного определения.
- Воспитание у детей бережного отношения к природе и историческому наследию родного края.
- Воспитание ответственности за слова, дела, поступки.
- Включение учащихся в значимую общественно-полезную деятельность
Особенность программы состоит в комплексном и системном переходе к реализации целей и задач эколого-краеведческого и нравственно-эстетического воспитания и образования. Базовый уровень экологической культуры ориентирован не только на интегрированные знания о взаимодействии природы и общества, но и на реальный вклад каждого в решение экологических проблем родного края.
Общая характеристика предмета
Многие темы имеют региональную направленность и реализуют региональную программу экологического воспитания и образования. Отдельные темы можно использовать для проведения научно-исследовательских работ, а результаты – как основу для докладов, рефератов, выступлений.
Курс «Экокраеведение» направлен на решение таких задач, как:
1) формирование у школьников целостного представления о природе;
2) представление знаний всех изучаемых предметов во взаимосвязи, осознания всеобщей связи явлений;
3) развитие взаимообогащения и взаимодействия понятий, явлений и закономерностей, рассматриваемых в естественнонаучных областях знаний;
4) использование экологических знаний для формирования экологической культуры и основ безопасности жизнедеятельности в окружающей среде.
5) формирование условий для развития краеведческих знаний;
Эколого-краеведческое содержание курса имеет законодательную базу, заложенную в Законе об образовании, Законе об охране окружающей среды, региональной концепции непрерывного экологического образования и воспитания школьников. Создание предмета эколого-краеведческой направленности обеспечивает реализацию, данных нормативных документов.
Основной концептуальной проблемой данного курса является интеграция научных дисциплин в единый неразрывный блок для решения проблемы окружающей природной среды, а точнее пространственно – временных особенностей взаимодействия организмов со средой. Это взаимодействие происходит в различных зонально – природных и социально – экономических условиях, на уровне конкретных экосистем и геосистем, т.е. на определённой территории. Человек этой системы живёт не только в природной, но и техногенной, экономической и культурной средах, а экосистемы обретают территориальное выражение. Поэтому изучение территориально – дифференцированных форм взаимодействия человека со средой его обитания является наиболее актуальной. Доступность, и как следствие интерес изучения интегрированных дисциплин, учащимися обеспечивает регионально – краеведческий подход. Примеры из местной природы и местного хозяйства, очень оживляют изложение и делают его более понятным и доступным. Формируется ответственное отношение учащихся к окружающей природной среде и здоровью человека на основе воспитания экологического сознания, мышления и экологически компетентного поведения. Содержание курса обеспечивает овладение системными знаниями о единстве природы, о взаимодействии человека и общества с природой, об экологических проблемах и способах их разрешения, способствует выработке основ экологически целесообразного поведения и деятельности, умений прогнозировать развитие экологических ситуаций и способов разрешения экологических проблем на уровне бытового поведения.
Данный курс позволяет более широко использовать такие формы работы как работу по образовательным модулям через проектно-исследовательскую деятельность. Активные формы обучения способствуют реализации целей естественнонаучного образования, декларированных в соответствующих образовательных стандартах, как «проводить наблюдение за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений».
Основные требования к знаниям и умениям
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
- анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
- проводить самостоятельный поиск научной информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
- ориентироваться по карте;
- проводить наблюдение за объектами литосферы и гидросферы, описание их на местности и по карте;
- проводить наблюдение за состоянием природных оболочек Земли;
- проводить наблюдения за растительным и животным миром для определения качества окружающей среды;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними;
- наблюдения за объектами гидросферы;
- проведения оценки водных ресурсов;
- проведения определения качества окружающей среды;
Экологизация сознания происходит не только в результате овладения знаниями, но и практико-ориентированной деятельности по изучению экологической ситуации, и ее посильному улучшению. При таком взгляде на проблему становится, очевидным, что теоретическая экологическая подготовка обучаемых, получаемая при изучении, например, только основ общей экологии, – пусть и важное, но промежуточное звено в решении проблемы. Поэтому, особое внимание уделяется региональному компоненту экологического образования, который включает реальные экологические ситуации данной территории, а содержательную основу курсов составляют региональные и локальные экологические проблемы и порождаемая ими экологическая обстановка – факторы и условия, влияющие на ее состояние.
Отбор содержания для данного курса определяется образовательными стандартами. Содержательные модули различных образовательных областей увязаны в логике структуры курса и служат для обеспечения объяснений причинно-следственных связей между объектами и явлениями окружающей среды. При отборе содержания курса «Экокраеведение» реализуются следующие принципы:
- принцип преемственности;
- принцип межпредметной связи по горизонтали и вертикали;
- принцип научности;
- принцип целостности;
- принцип развития содержания от простого к сложному и от общего к частному.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание включает в себя:
- знания о типичных экологических системах (природных и социоприродных) края и их особенностях, обучающиеся экологических проблемах в крае, их причинах, формах проявления, путях решения;
- умения интеллектуальные: специфические (оценка, прогнозирование, проектирование) и практические (в исследовательской и практически преобразовательной деятельности);
- отношение к природе, окружающей человека среде, здоровью, экологической деятельности.
16 часов (1 час в неделю)
Введение (1 часа)
Основы экологии и рационального природопользования. Экологический мониторинг. Краеведение как направление изучения истории, культуры и природы родного края. Источники получения знаний о природе, населении и хозяйстве. Организм и окружающая среда. Значение естественнонаучных знаний в жизни человека. Значение знаний истории, культуры и природы родного края.
Общая характеристика территории Воронежской области (1 часа)
История образования Воронежской области. Географическое положение области. Наземные естественные и искусственные экосистемы.
Водные ресурсы области (3 часов)
Водные ресурсы Воронежской области. Экосистемы местных водоёмов. Экосистемы местных водоёмов. Экологическое состояние малых рек.
Экологический практикум:
- Экологическое состояние малых рек.
- «О чём молчит Толучеевка»
Почвенные ресурсы Воронежской области (3 часов)
Месторождения Воронежской области. Нерудное сырьё. Металлорудные ресурсы. Развитие никелевой промышленности. О никеле в Воронежской области
Экологический практикум:
Исследование почвенного покрова территории школы.
Атмосфера Воронежской области (1 часа)
Воздушная оболочка Земли. Атмосфера Воронежской области.
Экологический практикум:
- Выявление причин загрязнения воздуха своей местности.
- Составление плана мероприятий по озеленению территории.
Культурное наследие края ( 2 часов)
Уникальные природные объекты. Рекреационные зоны и туристические маршруты Калачеевского района. Занимательная топонимика. Экскурсия в районный краеведческий музей.
Здоровье человека как мировая проблема 2 часа)
Заболевания населения области. Оценка состояния своего здоровья. Здоровый образ жизни.
Практическое занятие. Оценка состояния своего здоровья.
«Природа ждёт твоей помощи» (2 часа)
Фестиваль творческих идей:
-«Из отходов – в доходы»;
-«Вторая жизнь ненужных вещей»;
- «Чистая Земля»;
-«Природа ждёт твоей помощи».
Понятие об общественно-полезной деятельности. Участие в мероприятиях по благоустройству территории школы. Распространение среди населения и школьников памяток и информации экологического содержания. Проведение анкетирования, обработка результатов. Привлечение населения к природоохранной деятельности
Календарно- тематическое планирование
№п/п | Дата план | Дата факт | Тема урока | Элементы содержания. Характеристика основных видов деятельности |
1 | 8.09.14. | Основы экологии и рационального природопользования. | Знакомство с понятиями «экология», «рациональное природопользование». Отработка навыков работы с различными источниками информации. | |
2 | 15.09.14. | Наземные естественные и искусственные экосистемы | Знакомство с естественными и искусственными экосистемами, характерными для местности. Влияние человека на экосистемы. Презентация | |
3 | 22.09.14 | Водные ресурсы Воронежской области | Изучение поверхностного водного фонда области, который представлен реками, озёрами, прудами и водохранилищами. | |
4 | 29.09.14 | Экосистемы местных водоёмов. «О чём молчит Толучеевка» Экопроект | Знакомство с типичными аквальными экосистемами. Влияние человека на экосистемы. Работа над проектами. Презентация | |
5 | 6.10.14 | Экологический практикум. Экологическое состояние малых рек Экопроект | Обучение навыкам экологического исследования. Определение доступных характеристик воды местного водоёма. Работа над проектами | |
6 | 13.10.14 | Месторождения Воронежской области. Нерудное сырьё. | Минерально-сырьевая база Воронежской области. Нерудное сырьё: песок, глина, мел, гранит, цементное сырье, охра, известняк, песчаник. | |
7 | 20.10.14 | Месторождения Воронежской области. Металлорудные ресурсы. | Характеристика металлорудного сырья области. Работа с картой воронежской области. | |
8 | 27.10.14 | Развитие никелевой промышленности | Изучение материала Интернет-ресурсов. | |
9 | 10.11.14 | Воронежский никель. «Черноземье отменяется?» | Исследование почвенного покрова территории школы. Экологический практикум. Защита проектов | |
10 | 17.11.14 | Атмосфера Воронежской области. Выявление причин загрязнения воздуха своей местности | Состав и строение атмосферы Причина загрязнения - работа предприятий по производству транспортных средств, машиностроения и оборудования, теплоэнергетики, химической промышленности Экологический практикум. | |
11 | 24.11.14 | Уникальные природные объекты. Занимательная топонимика Рекреационные зоны и туристические маршруты Калачеевского района | История происхождения названий населённых пунктов области, рек, озёр и т.п.. Работа с различными источниками информации. Оценка рекреационного потенциала природных комплексов района. Знакомство с существующими туристическими маршрутами по родному краю. | |
12 | 1.12.14. | Здоровье человека как мировая проблема. Заболевания населения области | Здоровые потребности и «потребность в здоровье». Ознакомление со статистикой заболеваний области, района. | |
13 | 8.12.14 | Оценка состояния своего здоровья. Здоровый образ жизни | Практическое занятие. | |
14 | 15.12.14 | Природа ждёт твоей помощи. Фестиваль творческих идей «Из отходов – в доходы» | Фестиваль творческих идей Представление мини-проектов о способах переработка вторсырья. | |
15 | 22.12.14 | Природа ждёт твоей помощи. Фестиваль творческих идей «Вторая жизнь ненужных вещей». | Фестиваль творческих идей Изготовление поделок. Представление мини-проектов о способах переработка вторсырья. | |
16 | Резерв |
|
Учебно-методический комплект:
- Л. В. Дорогань Учебное пособие «Экологическое краеведение», ВОИПКиПРО Воронеж 2007г.
- Л. В. Дорогань «Экологическое краеведение». Методические рекомендации. ВОИПКиПРО, Воронеж 2007 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по географическому краеведению Воронежской области
Рабочая программа по географическому краеведению для 7 класса с пояснительной запиской. 1 час в неделю всего 35 часов....
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/29/picture-304770-1380459593.jpg)
Рабочая программа по Географическому краеведению Оренбургской области 8 класс к учебнику для 8-9 классов общеобразовательной школы/ А.А. Чибилев, В.П.Петрищев.- 3-изд.г.Оренбург, Оренбургское литературное агентство, 2005
Программа рассчитана на 34 ч. при 1-ом часе учебной нагрузки в неделю.В современном школьном географическом образовании одно из ведущих мест принадлежит изучению географии родного края. Региональный к...
Примерная авторская рабочая программа по «Географическому краеведению Воронежской области» (для 6-7 классов общеобразовательных школ).
Пояснительная записка. Программа курса «Географическое краеведение Воронежской области» разработана в соответствии с приказом департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области ...
Рабочая программа по географическому краеведению Воронежской области для 6-7 классов
Рабочая программа по географическому краеведению для 6-7 классов.Курс рассчитан на 70 часов...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/08/picture-363649-1386519358.jpg)
Рабочая программа по географическому краеведению Воронежской облати 6 класс по ФГОС
Календарно тематическое планирование по краеведению Воронежской области по ФГОСПояснительная запискаТематичекое планировани...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/05/picture-604212-1425561138.jpg)
Рабочая программа по географическому краеведению Воронежской области
Авторская рабочая прграмма по географическому краеведению для 6,7 классов. Используется автором для реализации внеурочной деятельности по предмету география....