Методический уголок
рабочая программа по краеведению по теме
Программа этнографического кружка "Комелёк"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 482.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Цалыкская средняя общеобразовательная школа
_______________________________________________________________________
Правобережный район Республика Северная Осетия-Алания
Руководитель кружка Сабаткоева С.Т.
2012-20016 г.
Пояснительная записка
У каждого дерева есть свой комель, или уменьшительное – комелёк. С него оно начинает расти. И у каждого из нас есть свой «комелек» - это семья, дом, родная школа, родное село, Отчизна.
И чем он крепче, тем увереннее и безопаснее чувствует себя человек.
Сквозь времена доходит до людей, занимающихся этнографией, вещий голос ушедших поколений в виде произведений народного творчества и искусства. Она призывает все народы жить соразмерно с принципами общечеловеческой морали. Затрагивая самое сокровенное, наш духовный мир, народная копилка побуждает чувства, учит гуманизму, чести, справедливости, учит радоваться и страдать, отличать истинное от мнимого.
Вникая в этнокультурный компонент исторического образования, нам приходиться с сожалением констатировать, что произведения осетинской поэзии, изобразительного искусства, фольклора и другого этнографического материала крайне редко используются и изучаются на уроках истории, хотя в последнее время очень много внимания этнографии и краеведению уделяется в кружках и секциях дополнительного образования. Воспитательное значение этнокультурного компонента как средства формирования личности трудно переоценить, что особенно важно в наши дни, когда народы страны переживают период нравственного и духовного возрождения
В период социальных преобразований в современном обществе актуальность приобретают формирование ценностных мировоззренческих оснований воспитания, обеспечение преемственности между поколениями на основе общественного согласия, в духе формирования культуры мира и терпимости.
Нельзя познать чужую культуру, если отказаться от своей собственной. Забывая культуру и историю своего народа, предается забвению глубинная историческая память народа.
Возрождение и развитие национальной школы, воспитание детей опирается на национальные традиции, необходимые для сохранения и развития национальной культуры, языка, для самосохранения.
Республика Северная Осетия-Алания – многонациональный регион, который вполне может служить примером мирного сосуществования и развития разных народов, взаимосвязи взаимообогащения разных вероисповеданий, веротерпимости и национального согласия.
Идея толерантности, терпимости к религиозному, национальному своеобразию характера мышления и образа действий людей – одна из определяющих в национальной системе воспитания.
В связи с этим мы должны быть особенно внимательны ко всему, что определяет самобытность каждой нации, к развитию национальной культуры, являющейся составной частью мировой культуры.
Данная программа нацелена на совершенствование воспитательной работы и развитие этнокультурного компонента в Цалыкской средней общеобразовательной школе на период с 2005 года по 2010 год.
Программа построена на историко-литературной основе. В подборе материала для изучения учитывался интерес учащихся своего края, устному народному творчеству, обрядам, различным видам народного мастерства .
В программе тесно переплетаются мысли о духовном и физическом совершенстве человека, о прошлом, настоящем, будущем Отечества. Программа нацелена изучить Осетию и сделать это можно только вместе – взрослым и детям, чувствуя плечо, и руку друг друга. Каждое поколение вносит свой вклад в историю, и кружковцам тоже предстоит вписать свои страницы в биографию человечества. Настанет время, и ребята из рук старших примут эстафету, возьмут на себя заботу о своей маленькой Осетии, о мире.
Основным содержанием программы «Комелёк» является изучение истории, экономики, природы и культуры родного края по направлениям.
- Приобщение учащихся к изучению и сохранению исторических ценностей, развитие их способности эстетического восприятия и оценки явлений истории и отражения в ней явлений жизни.
- Сбор и изучение наиболее интересного материала по краеведению.
- Формирование у школьников и знаний, обеспечивающих освоение исторических ценностей.
- Дальнейшая активизация работы по комплексному изучению родного края.
- Развитие познавательных и творческих способностей учащихся.
- Охрана окружающей среды, памятников истории и культуры.
- Улучшение деятельности школьного музея «Истоки»
- Помочь кружковцам освоить культурные духовные и трудовые традиции своего народа, осознать глубинные связи поколений.
- Встречи со старыми жителями.
- Сбор материала и его обработка.
- Выступления на конференциях, проведение вечеров.
- Оформление альбомов, стендов.
- Косметический ремонт школьного музея «Истоки»
- Проведение выставок и экскурсий.
В основе программы лежат три принципа:
- Целесообразность;
- Естественность интересов детей;
- Привлекаемость дел;
- История культуры родного края. Возрождение культуры.
- Изучить местные традиции, праздники, обряды.
- Знакомиться с людьми, прославившими нашу землю. Оформить материал в фотоальбом.
- Рассказать об интересных людях в местной печати и по радио.
- Создать семейные летописи.
- Восстановить свои родословные, возродить семейные предания.
2.Летопись родных мест.
- Создать летопись школы, села.
- Подготовить краеведческий материал (путеводители, карты).
- Изучить старые и народные названия населенных пунктов, лесов, полей, рек, гор и т.д.
3.Народные ремесла Осетии.
- Народный костюм.
-Разыскать старых мастериц, записать их рассказы, воспоминания, объяснение узоров и сочетание цветов.
- Создать кружок народной вышивки. Изучить, какие изделия изготавливают современные мастерица.
- Резьба по дереву.
-Провести поиск образцов декоративного убранства домов по месту жительства.
-Разыскать и сфотографировать дома со старинной и современной резьбой.
- Гончарство.
-Выяснить, какие изделия создают мастера-гончары;
-Как производится обжиг изделий.
-Где мастера берут глину.
4.Книга памяти.
Продолжить создание Книги Памяти, которая включает в себя имена всех погибших в Великую Отечественную войну воинов, партизан, подпольщиков, бойцов истребительных отрядов, народных ополченцев, павших в годы войны с 1945 по 1945 года. В Книгу Памяти занести и людей, которые числятся пропавшими без вести на основании данных архивов, Советов ветеранов частей соединений, поисковых групп.
5.Осетинское зарубежье.
Дети, считающие себя осетинами, но никогда не бывавшие на Родине, с большим интересом относятся к своим сверстникам в Осетии…
Цель – перебросить мост, по которому дети смогут общаться со своими сверстниками-осетинами зарубежья.
6.Защитить природу – сохранить жизнь.
- Развить чувство доброты и милосердие через общение с природой.
- Обогащать знания о природе своего края.
7.Древо жизни.
- Научить кружковцев узнавать себя через родословную.
- Изучать родословную семьи, семейные традиции.
- Провести конкурс «Фамильных гербов».
- «Родословная» - откуда мои родители, история фамилии. Кто мои прабабушка и прадедушка.
№ | Проводимые мероприятия | Время проведения. | Ответ ственный |
1. | Организационное заседание членов этнографического кружка и руководителя-учителя истории Салбиевой Светланы Таймуразовны. | Ежегодно | Сабаткоева С.Т. |
2. | Утверждение плана работы этнографического кружка. | Ежегодно | Сабаткоева С.Т. |
3. | Сформировать две новые группы взамен ушедших выпускников: младшую – 5-7класс; старшую - 9-11 класс. Ознакомить их с работой кружка «Комелёк», с анкетными данными исследуемого материала и поисковой работой. | 2012 | Сабаткоева С.Т. |
4 | Работа над подпрограммой «Память». * Трагедия Беслана. Поездка в школу №1. «Венок памяти» - ежегодное посещение кладбища – решение кружковцев. | 2012 | Сабаткоева С.Т. |
5. | Работа по направлению «Мои земляки».
-Светлана Кантемирова -Диана Баскаева -Лора Каркусашвили -Азамат Хуцистов -Хазби Дзгоев | 2012 | Сабаткоева С.Т. |
6. | Работа по направлению «Дорогие мои старики». -Рассказы о старожилах села: А.Кониева, М.Хадикова, В.Гугкаева и др. | 2012 | Сабаткоева С.Т. |
7. | Работа по направлению «Ветеран». - Фронтовые дороги и послевоенная жизнь ветеранов ВОВ из нашего села: Габоев Казгери, Волков Георгий, Тменов Тимофей, Хабаев Инарбек, Калоев Казбек, Карсанов Соламан. | 2012 | Сабаткоева С.Т. |
8. | Работа по направлению «Поиск» -о пленных венграх и румынах, работавших после ВОВ в Цалыкских степях. - А.З.Готтинг – кто он и как попал в Цалык – исследовательская работа. -поисково-исследовательская работа о людях, живших в селе Цалык: Х.А.Хатагов, М.В.Сокаев, Ю.П.Калмыкова и др. -Поиск герое-земляков, участников «Триумфального шествия», Парада Победы, учвстников Сталинградской, Курской битв, битвы под Москвой. | Весь период | Сабаткоева С.Т. |
9. | Работа по направлению «Древо жизни». - отчеты о работе по составлению родословных семей Босиковых , Гатаговых, Санакоевых, Хумаровых, и др. - «История моей семьи» , «Моя родословная». | Весь период | Актив |
10. | Работ по направлению «Истоки» -изучение традиций и обычаев осетинского народа. -праздники осетинского народа. -народные игры осетин. -быт осетин. -мировые религии в Осетии. Язычество и осетины. | Весь период | Актив |
11. | Оформление фотоальбомов, деловых папок, стендов и т.д. | Весь период | Актив |
12. | Участие в районных, республиканских, региональных, Всесоюзных конференциях, встречах, праздниках. | ежегодно | Актив. |
Список учащихся МКОУ СОШ с. Цалык этнографический кружок « Комелёк»
№ | Фамилия, имя | Дата рождения | Класс | Место проживания |
1 | Арчегов Владик | 30.09.97 | 11 | с. Цалык, ул. Гагарина |
2 | Алборов Георгий | 4.07.97 | 11 | с. Цалык, ул. Комсомольская 6 |
3 | Борукаева Фатима | 28.10.98 | 11 | с. Цалык, ул.Ленина 9 |
4 | Дзгоев Урузмаг | 27.09.97 | 11 | с. Цалык, ул. Аликова 11 |
5 | Мисиков Заур | 8.12.98 | 11 | с.Зильги , ул.Степная 8 |
6 | Норояни Роксана | 14.11.97 | 11 | с. Цалык, ул. Хетагурова 5,4 |
7 | Сартоева Стелла | 25.05.97 | 11 | с. Цалык, ул. Аликова 28 |
8 | Хетагурова Фатима | 29.05.99 | 11 | с. Цалык, ул. Комсомольская 2 |
9 | Бирагова Стелла | 11.05.98 | 10 | с. Цалык, ул. Аликова |
10 | Босикова Бэла | 6.07.99 | 10 | с. Цалык, ул. Чекаева 1,4 |
11 | Дзгоев Батраз | 21.09.99 | 10 | с. Цалык, ул. Аликова 11 |
12 | Дзгоева Сабина | 24.11.98 | 10 | с. Цалык, ул. Ленина 15 |
13 | Кузанова Оксана | 3.09.98 | 10 | с. Цалык, ул. Хетагурова 4,7 |
14 | Цховребов Станислав | 9.09.99 | 10 | с. Цалык, ул. Ленина 21 |
15 | Догузова Света | 29.11.99 | 10 | с. Цалык, ул. Хетагурова 9,7 |
16 | Чекаева Зарина | 20.02.99 | 10 | с. Цалык, ул. Хетагурова 1 |
17 | Багаева Сюзанна | 1.03.99 | 10 | с. Цалык, ул. Мира 37 |
18 | Хугашвили Тамуна | 8.12.99 | 9 | с. Цалык, ул. Хетагурова 8,5 |
19 | Хубиев Заур | 2.04.99 | 9 | с. Цалык, ул. Хетагурова 13 |
20 | Сикоев Виталик | 22.03.99 | 9 | с. Цалык, ул. Цекоева 1 |
21 | Цховребова Арина | 4.10.2000 | 7 | с. Цалык, ул. Ленина 21 |
22 | Фриева Агунда | 22.01 2001 | 7 | с. Цалык, ул. Ленина 27 |
23 | Хасиева Натия | 22.10.2001 | 7 | с. Цалык, ул. Хетагурова 7,2 |
24 | Карсанов Таймураз | 21.11.2001 | 6 | с. Цалык, ул. Цекоева 11 |
25 | Маргиев Алан | 24.04.2001 | 6 | с. Цалык, ул. Строителей 66 |
26 | Шеварданидзе Аслан | 26.12.2001 | 6 | с. Цалык, ул. Строителей 27 |
27 | Дзгоева Ася | 24.10.2001 | 5 | с. Цалык, ул. Гагарина 3 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/21/picture-602-1584808028.jpg)
Благословенный уголок... (Личность и творчество И.А. Гончарова)
Урок-знакомство - одна из увлекательных форм вступительных уроков по творчеству того или иного писателя. Данная презентация расширит кругозор учащихся, познакомит с личностью писателя в увлекательной...
классный уголок, информационный уголок в спальни
Материалы в помощь к оформлению......
![](/sites/default/files/pictures/2012/04/17/picture-78599.jpg)
учебно-методическая разработка урока "Заповедный уголок Башкортостана"
данная разработка предназначена для изучения регионального компонента, т.е. по географии Башкортостана. Содержит в себе все этапы урока, включены учебно-методический материал, статистические данные, п...
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/05/picture-56073.jpg)
Методический материал "Уголок призывника"
Материал содержит информацию о сроках призыва, обязанностях по воинскому учёту, отсрочках, освобождениях от призыва....
![](/sites/default/files/pictures/2024/10/08/picture-553694-1728402802.jpg)
Методический уголок.Нобелевский класс. Тема:«Система методов обучения истории в начальной школе во внеурочное время"
В Средней школе селения Цалык уже несколько лет функционирует Нобелевский класс для начальной школы , он подготавливает к переходу в среднее звено наиболее одарённых детей и потом они успешно з...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/16/picture-673273-1484587069.jpg)
Методическая разработка к мастер-классу "Отрядный уголок".
Методическая разработка предназначена для всех педагогов, когда-либо работающих с детьми в летних оздоровительных лагерях. В ней собраны советы и рекомендации по созданию и оформлению отрядного уголка...
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/16/picture-798299-1466102381.jpg)
Методическая разработка урока «Уголок культуры. Музей Мадам Тюссо» 10класс
Целевое назначение – применение предметных знаний, умений, навыков для решения учебных задач повышенной сложности – написания короткой статьи о достопримечательности в твоей стране....