Картины родной природы в стихотворениях Н.М. Михеева
план-конспект урока по краеведению (6 класс) на тему

В нашем  Алтайском крае любят природу, восхищаются ее красотой, воспевают в стихах, посвящают ей песни. Да и как не любить ее! Как не любить наш край, наш лес, нашу природу, которую мы видим, наблюдаем, любим. Эту любовь, эту красоту можно увидеть в  творчестве наших поэтов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx25.94 КБ

Предварительный просмотр:

                  МБОУ «СОШ №113», г Барнаула

Урок по краеведению

Тема урока:

 Картины родной природы в стихотворениях  Н.М.  Михеева

Класс: 6 В

Учитель русского языка и литературы: Соколова Татьяна Михайловна

Цели:

  1. Познакомить учащихся с пейзажной лирикой поэта-земляка Н.М.Михеева, приобщить к духовной культуре родного края.
  2. Развивать навыки выразительного чтения наизусть и анализа лирического произведения, творческие способности учащихся.
  3. Формировать чувство уважения к родному краю, к родной речи, бережное отношение к природе и традициям своего народа. формировать чувство ответственности и гордости за родную землю.
  4. Познакомиться с биографией поэта
  5. Познакомиться  с поэтическими сборниками Н.М.Михеева

Оборудование:

  1. Портрет Н.М.Михеева  и выставка его поэтических сборников.
  2. Карта Алтайского края (отмечено село Ребриха).
  3. Слайдовая презентация с пейзажами Алтайского края.
  4. Распечатки стихотворений для анализа.

                                    ХОД УРОКА

  1. Слово учителя:

         Сегодня мы с вами продолжаем путешествие в мир природы, в мир красоты. Мы уже знакомы с творчеством  таких поэтов, как А. Блок, С. Есенин, А. Ахматова, Н. Рубцов, которые большую часть своих произведений посвятили природе, своей земле, своей Родине. Конечно, природа вдохновляла, была Музой для людей. Но и сегодня  к этой теме обращаются, потому что любят, ценят. И в нашем крае любят природу, восхищаются ее красотой, воспевают в стихах, посвящают ей песни. Да и как не любить ее! Как не любить наш край, наш лес, нашу природу, которую мы видим, наблюдаем, любим. Эту любовь, эту красоту можно увидеть в  творчестве наших поэтов

Зажглась  звезда. за ней – вторая,

В хлебах кричат перепела,

Одно и то же повторяя:

- Вам спать пора,

- Вам спать пора,

Иду в вечерний храм природы,

Где сказка с былью пополам,

И август рядом тихо бродит

По засыпающим полям.

        Эти стихи написал наш замечательный земляк Николай Михайлович Михеев . Сегодня тему урока вы сформулируете сами, а для этого посмотрите на экран. Здесь вы видите репродукции. Что объединяет эти картины? (Это картины родной природы)

        - Вы догадались, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

        - Правильно, сегодня мы поговорим о том, как изображается родная природа в стихотворениях. Многие поэты и в 19, и в 20 веке в своих стихах создавали картины природы. Сегодня в центре нашего внимания стихотворения только одного поэта. Перед вами портрет нашего земляка – поэта Н.М. Михеева.  Итак, сформулируем тему урока.

       Запишите тему урока в тетрадях (на экране): Картины родной природы в стихотворениях  Н.М.  Михеева( Объявить цель урока)

      В нашем классе учится Лоладзе Антон. Он правнук Н.М Михеева.  Мы уже знакомились с творчеством поэта. А сегодня мы попытаемся увидеть   описания природы стихами нашего замечательного поэта . Я обращаю ваше внимание на выставку книг поэта нашего края: пять сборника стихов

      Посмотрите  на карту: вот город Ребриха - родина поэта Н.М Михеева, где он жил О его жизненном пути и становлении как поэта нам расскажут ребята. Они приготовили сообщения

 1 ученик:

     Николай Михайлович Михеев родился в 1922 году в селе Макарово  Куликовской волости (ныне Шелаболихинский район). В крестьянской семье было семеро детей. Мама, выпускница женской гимназии на Украине, привила им любовь к литературе. Николай закончил семилетку в Макарово. 8-9 классы окончил  в средней школе соседнего села Усть-Мосихи. В те годы он начал писать стихи, которые появились на страницах районной и молодежной газете.

 Родился я на окраине

Не города , а села.

Все лето к горшкам с геранями

Влетает в наш дом пчела.

2 ученик:

     Грянула война, и Николай Михеев попал в Московское пехотное училище, откуда в 1944 году был отправлен на фронт. Вскоре он уже командовал  ротой, получил первые ранения и награды. Война закончилась для сибиряка в 1944 году, когда, потеряв в бою ногу, он только чудом остался жив.

     После выздоровления капитан Михеев вернулся на родину, работал в Тюменцевском районе, последние 50 лет прожил на станции Ребриха. Брат Н.М. Михеева, Семен Михайлович ,кстати тоже поэт, тоже пришел с фронта раненый.  Война сделала Николая Михайловича и Семёна Михайловича инвалидами, и после ее окончания братья прожили жизнь не самую легкую. Николай потерял ногу в 1944 году, у Семёна была прострелена голова.

3 ученик:

     До 83 лет Н.М.Миихеев  публиковался только в районной газете Но его стихи прочитали знающие люди и напечатали его стихи. В результате книга-дебют 85-летнего ветерана стала лауреатом Демидовской премии в 2008 году. После этого было издано еще несколько сборников его стихов.

    В 87-летнем возрасте Николай Михайлович Михеев ушел из жизни. . Но его стихи продолжают жить и становиться для кого-то главными книгами о войне, о родном крае. В нынешнем же году сельской библиотеке Шелаболихинского района в селе Макарово присвоено имя братьев Михеевых.

Учитель

    Родная природа - неисчерпаемый, бесконечный источник творчества. В поэзии издавна зима, весна, лето, осень означали нечто большее, чем обычные времена года. Это связано с пробуждением и расцветом сил, настроениями радости и веселья, грусти и печали. Родная природа степенности и величия.

  . Сегодня, прибегнув к помощи стихов Н.Михеева , я приглашаю вас в путешествие по временам года

Учитель: 

    Итак, начнём наше путешествие по временам года и перенесёмся в лето, которое мы все с таким нетерпением ждём (демонстрация слайдов с летними пейзажами). Скажите, в чём, по вашему мнению, красота этого времени года?

/ответы учащихся/

    В своих стихотворениях Н.М Михеев ярко и с большой любовью описывает неповторимость и своеобразие именно природы Алтайского края. Так, во многих своих стихах он упоминает о небольших, но всем нам знакомых и родных цветах, об одуванчиках

/Читает Плотников В., “одуванчики

Учитель:  

    С чем сравнивает эти цветы, каким настроением проникнуто это стихотворение?

/мнения учащихся/

    Выводочень важно уметь видеть за малым - большое, ведь картина целого создаётся из деталей.

Именно природа, создавшая человека, даёт нам силы и ощущение гармонии с миром. Об этом проникновенно пишет в своих стихах Н.М.Михеев:

/Читает Зайцева Я., “Я день провёл в берёзовом лесу…”/

Учитель: 

     А теперь перенесёмся в осень. Пора красивая и грустная, вызывающая задумчивость, состояние печали и восхищения (демонстрация слайдов с осенними пейзажами).

    Как вы думаете, почему осень способствует такому двойственному настроению?

/версии учащихся/

     Сейчас я прошу вас составить синквейн на тему “Осень”. Попытайтесь как можно точнее выразить в нём своё восприятие этого времени года.

/После выполнения задания нескольким учащимся предлагается вслух прочитать свои синквейны/

Учитель: 

    А сейчас давайте сравним ваше восприятие осени и восприятие НМ.Михеева ; отметим общие черты и разницу в подборе лексического материала.

/ Читает Пинчуков В “Бабье лето”/

Каким настроением проникнуто это стихотворение?

Найдите все признаки осени

Учитель:

  А теперь вы должны сказать, какие ещё образы ассоциируются у Н.М Михеева  с осенью.

/Читает  Каунов Б., “Золотая осень”/

Учитель: 

    Каждый образ, взятый из природы,  Н.М.Михеев отождествляет с представлениями о Родине, родном крае и подчёркивает своё духовное родство с ним, неизменную верность ему.

/Читает Симонова С., “Над Оью”/

Учитель:

      Перенесёмся в зиму (демонстрация слайдов с зимними пейзажами). Это время года для поэта – особый мир света и покоя, бодрящего мороза и сверкающей белизны, но обязательно мир своего села, родных улиц.

/Читает Куцебо А., “Зимний день”/

    Н. М.Михеев сравнивает зиму со сказочным царством, восхищаясь неповторимой красотой, созданной природой. И снова встречаем в его стихах неожиданные, но очень верно подмеченные сравнения. Попробуйте на слух уловить эти сравнения.

/Читает учитель, “Февраль”/

Учитель: 

    Наконец – весна (демонстрация слайдов с весенними пейзажами). Время новых надежд, пробуждения от зимнего сна в природе. А в стихотворениях  Н.М.Михеева  всё те же родные просторы с простыми и до боли знакомыми цветами. Зато как красиво и вдохновенно говорит о них поэт:

/Читает Мамонова И., “Подснежник”/

Учитель: 

    А вот как интересно описывает Михеев приметы весны:

/Читает учитель, “Приметы весны”/

   В любое время года дорог поэту его край, его село. Всё ценит Н. М.Михеев: каждое деревце, травинку, цветок, речку. И не просто ценит, а преклоняется перед величием природы, её неповторимостью.

Учитель: 

   Скажите, каким представляется вам теперь, после прочтения стихов,  Николай Михайлович  Михеев? Что это за человек?

/ответы учащихся/

     Испытывали вы сами когда-нибудь подобные чувства к природе, были ли в вашей жизни моменты, когда вы по-настоящему гордились тем, что живёте на Алтае? Как вы думаете, почему очень часто, уехав в другие места или страны, человек вновь стремится на родину, туда, где он родился и рос?

/ответы учащихся/

     Природа родного края – это всегда память о детстве, это места, где мы по праву считаем себя дома, а значит нам всё знакомо, и потому в нас живёт ощущение покоя, гармонии и светлой радости. Эту простую истину несёт через всю свою жизнь Н.М.Михеев. Эта мысль проходит через всё его творчество как гимн Родине.

/Читает Гончарова П., “Юдиха”/

III. Домашнее задание.

    Напишите письменный отзыв о том, чем вас затронули стихи  Н. М.Михеева, что в них оказалось вам близким, чем они вам понравились. Создайте иллюстрацию к одному из понравившихся вам стихотворений Н.М. Михеева.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное чтение. Картины родной природы в произведениях русских поэтов

Конспект, презентация урока внеклассного чтения 5 класс коррекционной школы VIII вида...

урок по литературе в 5 классе по теме: ": «Русские поэты XX века о Родине и родной природе. Н. Рубцов «Родная деревня».

Конспект урока по литературе в 5 классе с анализом лирического произведения....

"Звучащие картины родной природы"

Урок  по музыке в начальных классах...

План-конспект урока по литературе на тему: "Картины родной природы в произведениях писателей, художников, композиторов XIX века"

(интегрированный урок литературы, музыки, изобразительного искусства) Цели урока:Развивающая и коррекционная цель урока:Развивать речь, интеллектуальную культуру, творчество, умение высказывать с...

Карточки с заданиями по теме "Картины родной природы"

Карточки с заданиями по теме "Картины родной природы" составлены по произведениям одноимённого раздела учебника "Чтение" для общеобразовательных организаций, реализующих адаптирова...