Сообщение по теме "Коста -художник" с прилагающейся презентацией
творческая работа учащихся по краеведению (11 класс) на тему

в материале содержится краткий обзор жизни и творчества К.Л.Хетагурова, как художника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл сообщение20.47 КБ

Предварительный просмотр:

В честь 155- летия со дня рождения

Коста Левановича Хетагуровича.

«Коста-художник»

    У подножия белоснежных вершин Кавказа, на могучем скалистом кряже, омываемом горными потоками, приютилось небольшое осетинское селение Нар, где в октябре 1859 года в семье прапорщика русской армии Левана Хетагурова и родился будущий поэт.

Две страсти, две музы – поэзия и живопись – неотрывно сопровождали всю недолгую и многотрудную жизнь Коста Хетагурова. “Я художник и народный поэт...” – пишет он в своих автобиографических заметках.

Зачастую именно художнический дар вдруг пересиливает в нем влечение к поэзии. “...Жду не дождусь моих красок”... – с отчаянием восклицает он в одном их своих писем из Херсонской ссылки.

Ответ на вопрос о том, где и как развивался в Коста заложенный в нем от природы талант художника, сегодня вполне очевиден. Санкт-Петербург и Императорская академия художеств, в которой Коста учился 4 года, сыграли здесь свою главную роль. В стенах знаменитой Императорской академии Коста получает первые профессиональные навыки художника-рисовальщика и живописца, проникается задачами и идеями высокого искусства. 

Однако до Санкт-Петербурга и Императорской академии в жизни юного Коста была еще Ставропольская классическая гимназия. Именно здесь были выявлены первые ростки художественного дарования Коста. Учителем рисования в Ставропольской гимназии был Василий Иванович Смирнов, отличный живописец и рисовальщик. Смирнов стал для Коста добрым учителем и наставником, верным другом. Он первым увидел в Коста его способности к рисованию, а затем и помогал в его поступлении в Петербургскую Академию художеств. 
Коста успешно сдает вступительные экзамены в академию  и становится студентом. Руководил курсом известный педагог и художник, профессор академии Павел Чистяков. В одно время с Коста в академии учились живописцы Серов, Врубель, Самокиш, скульпторы Гинзбург, Беклемишев, которые стали лучшими представителями русского изобразительного искусства XIX века.

Молодой Коста – завсегдатай многих художественных выставок в Петербурге и, конечно, – картинной галереи, Эрмитажа, где он проводит целые часы и дни напролет.

Закончить академию юноше не удалось: выдачу стипендии власти Кубанской области прекратили, 2 года он посещает занятия в академии вольнослушателем. Летом 1885 года был вынужден, вернутся в отчий дом. Коста с радостью ждёт встречи с родной землёй, но увиденная жизнь простых людей больно ранит сердце поэта.

Без матери, брошен отцом,

Отчизну, родительский дом

Оставил я в юные годы.

В чужом, безучастном краю

Весну проводил я свою,

Встречая одни лишь невзгоды.

Сказал я: неси же домой –

В Осетию, в край наш родной,

Свое одинокое горе...

И хлынули слезы из глаз,

И радость в груди разлилась:

Увидел я снежные горы.

Но более бедным, чем я,

Вернувшись, нашел я тебя,

Народ, изнуренный заботой.

Нет места тебе ни в горах,

Ни в наших привольных полях:

Не стой, не ходи, не работай!

Достойных так мало у нас!

И что мы такое сейчас?

И чем мы со временем будем?

Ползешь ты вслепую, мой край.

Взгляни ж, Уастырджи, и не дай

Погибнуть измученным людям!

 к концу XIX века Владикавказ являлся непререкаемой культурной столицей всего Северного Кавказа.Коста снимает здесь квартиру под мастерскую и активно занимается живописью. Лучшие картины и стихи созданы им именно в этот владикавказский период.

На выставке во Владикавказском коммерческом клубе его картина «Святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии» имела такой успех, что некоторым посетителям нужно было дотронуться до картины, чтобы убедиться, что это холст, а не живой человек. Но главной творческой стезей Хетагурова остается поэзия.

Я не поэт... Обольщенный мечтою,

Я не играю беспечно стихом...

Смейся, пожалуй, над тем, что порою

Сердце мне шепчет в безмолвье ночном...

Смейся!., но только я каждое слово

Прежде, чем им поделиться с тобой,

Вымолил с болью у счастья былого

И оросил непритворной слезой...

Вот почему мои песни звучали

Многим, как звон поминального дня...

Кто не изведал борьбы и печали,

Тот за других не страдает, любя!

Но талант живописца не угасает в тени поэзии. Городские газеты наперебой превозносят изящный вкус и богатую фантазию художника.

На выставке во Владикавказском коммерческом клубе его картина «Святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии» имела такой успех, что некоторым посетителям нужно было дотронуться до картины, чтобы убедиться, что это холст, а не живой человек.

Тут же последовало еще одно крупное произведение Коста. В этот раз владикавказцев приглашали посетить выставку-продажу картины “Скорбящий ангел”. 
“Терские ведомости” напишут о ней: “Картина – как живая, и положительно всех приводит в восторг. Произведение г. Хетагурова может удовлетворить любой изящный вкус”. “

 Почти сразу же Коста создает еще одно крупное произведение – “На школьной скамье жизни”  или “Дети-каменщики. Как писал  народный  художник Осетии  Махарбек Туганов картина “На школьной скамье жизни” была любимым детищем Коста.

Тему детства затрагивает и другое полотно Коста – “За водой”, где художник изобразил молодую горянку и маленького босоногова карапуз, обладатель больших черных выразительных глаз, устремленных прямо на зрителей. Возможно, в картине Коста предпринял опытку воссоздать образ своей матери, которую он потерял, когда ему  было 2 месяца, и ее смутный лик не раз вставал у него перед глазами. 
Особо следует отметить “Автопортрет”, где художник воплощает свое сокровенное “я” и свое отношение к миру. Из затемненного пространства круга прямо в упор на зрителя смотрят глубоко посаженные глаза художника, в которых видны два начала: мудрость и печаль. Автор словно бы хочет доверить нам, зрителям, нечто личное, сокровенное. Мы словно бы слышим голос самого Коста, озвучивающего строки письма к близкому родственнику: “Нет! Я могу предложить только вечно тревожную и неизменно трудовую жизнь, полную смысла и целесообразности, проникнутую горячей любовью не только к семье и родственникам, но и к бедной нашей родине, ко всему страждущему, униженному и оскорбленному”. 

В 1903г Коста тяжело заболел. Летом за ним приехала сестра и увезла его в родное село. Поэт прожил еще три года.19 марта 1906 г. перестало биться сердце поэта. Ему н было 46 лет. При жизни мало кто понимал подлинное значение художественного творчества и общественной деятельности Коста. Но когда его не стало, то со всей очевидностью обнаружилось, что ушел человек необыкновенного таланта, мудрости и мужественного характера. Впрочем - это участь гениев всех времен.

 Я смерти не боюсь, - холодный мрак могилы

Давно меня манит безвестностью своей,

Но жизнью дорожу, пока хоть капля силы

 Отыщется во мне для родины моей...

Я счастия не знал, но я готов свободу,

 Которой я привык, как счастьем, дорожить,

Отдать за шаг один, который бы народу

Я мог когда-нибудь к свободе проложить.

В последний путь Коста провожали осетины, карачаевцы, русские, черкесы и представители других национальностей. Плакали женщины, не могли удержать слез и мужчины. Это была утрата всех народов Кавказа.

Имя Коста для последующих поколений осетин стало своеобразным мерилом не только поэтической одаренности, мудрости художника, мужества общественного деятеля, но и человеческой личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение по теме ИКТ в школе (текст сообщения и презентация).

Выступление на педсовете Шегидевич Натальи Петровны. Возможности современных информационных технологий в развитии мотивации, любознательности и познавательной активности школьников для целенаправленно...

Презентация к сообщению: «Духовно-нравственный облик учителя - условие духовно-нравственного воспитания ученика».

Обращаясь к духовно - нравственному облику учителя, мы, прежде всего, должны понять, насколько, в какой мере учитель причастен или способен быть причастным к жизни духовной. В противном случае, у...

Презентация к сообщению по теме «Классно-урочная система Я.А.Коменского и пути усовершенствования её в современной школе».

Мастерство учителя на уроке заключается главным образом в умелом владении методикой обучения и творческом применении современных педагогических технологий и передового педагогического опыта, рациональ...

Темекі тартқаның өзіңді құртқаның

Оқушыларды зиянды әдеттерден бойын аулақ ұстауға, салауатты өмір салтын сақтауға, темекі шегудің денсаулыққа қауіпті екендігі туралы мағлұмат беріп, ойларын ашық айтуға үйрету, шығармашылық белсенділі...

Конспект кружкового занятия: «Получение сообщений. Подготовка и отправка сообщений. Прикрепление файлов к письму»

В современном обществе компьютеры очень прочно вошли в повседневную жизнь практически каждого человека. Уметь пользоваться компьютерной техникой в современной жизни необходимо всем, в том числе и детя...

Сообщение на педсовете "Активные методы презентации учебного материала"

Педсовет  «Использование активных и интероактивных форм и методов обучения, как приоритетное направление деятельности в реализации федерального государственного образовательного станда...

Учебное исследование на тему: СМС - сообщения: влияют ли СМС-сообщения на литературные нормы языка?

         На протяжении многих веков люди стремились к общению между собой, искали всевозможные способы передачи информации. Проблема общения на расстоянии актуальна до ...