"Северный модерн"
учебно-методический материал по краеведению (8 класс) по теме

Петрова Александра Юрьевна

Материал для самостоятельного изучения темы «Северный модерн» в курсе история и культура Санкт-Петербурга» 8 класс Тема 5 : «Многоликий архитектурный облик Петербурга ( вторая половина XIX- начала XXвв»

Скачать:


Предварительный просмотр:

В этом словаре ты найдешь разъяснение художественных и архитектурных терминов, применяемых в описании Северного модерна. Они помогут тебе лучше понимать и определять характерные черты стиля.

Атрибу́т (лат.) - необходимое существенное, неотъемлемое свойство объекта. В мифологии и иконографии предмет, служащий постоянным устойчивым знаком и отличительным признаком мифологического или реального персонажа или аллегорической персонификации какого-либо понятия (молнии Зевса, весы и повязка Фемиды).

Асимметрия - отсутствие симметрии при организации пространственной композиции. Единство асимметричной системы достигается не тождеством частей и их расположения, а зрительным равновесием. 

Применение асимметрии при решении композиционных задач обусловливается желанием уйти от торжественной строгости и придать сооружению более живописный характер. Асимметрия - общая особенность композиций зданий, возводимых за несколько строительных периодов, что характерно для жилища.

Витраж - (франц.)  – застекленная поверхность окон или дверей. В средние века витражи изготавливались из цветных стекол, скрепленных свинцовыми перемычками, и дополнялись росписью.

Декор — совокупность элементов, составляющих внешнее оформление архитектурного сооружения или его интерьеров; может быть живописным, скульптурным, архитектурным.

Динамика - состояние движения, ход развития, изменение какого-либо явления под влиянием действующих на него факторов.

Доходный дом — многоквартирный жилой дом, построенный для сдачи квартир в наём, а также тип архитектурного сооружения, сложившийся в европейских странах к 1830—40-м гг.

Зооморфный орнамент - орнамент, стилизующий фигуры или части фигур реальных или фантастических животных.

Интерьер (франц.) — архитектурно и художественно оформленное внутреннее пространство здания или отдельного помещения, архитектурное решение которого определяется его функциональным назначением.

Колорит изображения - (итал.) — характер цветовых элементов изображения, их взаимосвязи, согласованности цветов и оттенков. Внешнее выражение колорита — живописность и красочность цветовых сочетаний в произведении.

Майолика – (итал.) - изделия  из цветной обожжённой глины с крупнопористым черепком, покрытые глазурью; им свойственны массивность форм, плавная текучесть силуэта, яркий блеск полив, контрастные сочетания цветов.

Модерн (франц.)- современный - Художественный стиль в европейском и американском искусстве конца XIX - начала XX вв. (другое название арт нуво).

Мозаика –  (франц.) - изображение, составленное из отдельных кусков камней, смальты, дерева или иных материалов.

Неоклассицизм — первое в истории петербургской архитектуры крупное стилевое направление, обращенное к традициям искусства античности, искусства эпохи Возрождения или классицизма, основанное на собственном наследии.

Орна́мент (лат.) — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и т. д.).

Силуэт — (франц.) - очертание предмета.

Смальта – (итал.) - цветное, непрозрачное стекло в форме кубиков или пластинок для мозаичных работ.

Фасад здания – (франц.) -  главная, передняя, лицевая сторона. Различают главный, дворовый, боковые, уличные, садовые и другие фасады.

Фактурная штукатурка скрывает дефекты и неровности окрашиваемой поверхности. Она предназначена для получения глубокого декоративного рельефного покрытия внутри и снаружи помещений. Фактура покрытия определяется размером и формой зернистого наполнителя, используемым инструментом, а также технологическими приемами нанесения. Это, как правило, акриловые композиции с наполнителем разной зернистости, которые позволяют получать поверхность с разнообразной фактурой и высокой декоративностью.

Штукатурка (итал.) — вид отделочных работ, основная задача которого — создание ровной плоскости поверхности для последующего нанесения более тонких покрытий. Самыми распространёнными материалами являются: известковый раствор, цементно-песчаный раствор, гипсовые смеси.



Предварительный просмотр:

                          «Горшечный камень»

Издревле этот камень, хорошо поддающийся обработке, имеющий серовато-желтый оттенок, использовался финнами для изготовления горшков, отсюда и его название — «горшечный».

                                           

Он прочен, отталкивает влагу и относительно медленно загрязняется. Иногда его называют «мыльным камнем», за ощущение жирности при прикосновении к нему рукой. Добывался он на территории Финляндии у деревни Нун-нонлахти, к северу от города Иоенсу.

Наряду с гранитом он стал наиболее часто применяемым природным материалом, во внешнем декоре петербургских зданий периода модерна. Рельефные изображения пингвинов, дикобразов, сов, филинов, белого медведя, птиц, волков, рысей, зайцев, ящерки, мухоморов, папоротника, маскаронов — все эти и другие характерные для северного модерна элементы декора зданий выполнялись в горшечном камне.

                               

«Зверинцы» из этого камня, можно увидеть по следующим адресам:

Невский пр., 72,

Широкая ул. (ул. Ленина), 33 (арх. С. И. Минаш);

Стремянная ул. (арх. Н.В. Васильев и А.Ф. Бубырь);

Б. Конюшенная ул., 19;                                                                            

Каменноостровский пр., 1-3 (арх. Ф.И. Лидваль)

и 26/28 (арх. Л.Н., А.Н. и Ю.Ю. Бенуа).

На рубеж XIX и XX веков пришелся пик использования природного камня в отделке фасадов зданий, что произошло под несомненным влиянием эстетики модерна, получившего название «северного».

                                                        

Любил и широко применял в своих проектах природные материалы Ф.И. Лидваль. Например, он использовал сочетание тесаного и грубоколотого гранита в оформлении доходного дома своей матери, И.Б. Лидваль (Каменноостровский пр., 1-3), в угловом доме на Б. Конюшенной, 19, в доме для выборгского жителя Коллана на Большом проспекте  

             

Васильевского острова, 92, в доходном доме М.П. Толстого (наб. р. Фонтанки, 54); в доме шведа Э.Л. Нобеля (Лесной пр., 20), а также в гостинице «Астория». Каменную облицовку употребил А.И. фон Гоген в особняке балерины М.Ф. Кшесинской. Э.Ф. Виррих и АИ. Зазер-ский декорировали камнем крупнейший в Петербурге жилой комплекс «Бассейного кооператива» (ул. Бассейная, ныне — ул. Некрасова, 58-60), придав солидность этому зданию.

Строились дома, украшенные камнем, и в пригородах Петербурга, например особняк Савицкого в Царском Селе, возведенный Н.В. Васильевым (Московская ул., 15, ныне — поликлиника), и дом Щербова в Гатчине (ул. Чехова, 4а, автор С.С. Кричинский).

                                                                         

Но в целом в городском масштабе использование натурального камня для облицовки фасадов жилых зданий — явление единичное. Чаще каменными делались фундаменты или цокольные этажи зданий (подобная практика сохранялась до 1950-х годов). В старом Петербурге было распространено использование каменных плит для настилов и консолей балконов. Но к 1830-м годам вследствие дешевизны литых чугунных консолей металл вытеснил камень. Однако каменные монолиты еще долго использовались для перекрытий оконных проемов, а также для ступеней лестниц.

                                               


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СЕВЕРНЫЙ МОДЕРН

Слайд 2

Содержание Доходный дом семьи Лидвалей Здание Елисеевского магазина Дом компании «Зингер» Витебский вокзал Дом Бессера Особняк Фолленвейдера Особняк Матильды Кшесинской Доходный дом Путиловой Доходный дом А.Бубыря Костел Девы Марии Лурдской

Слайд 3

Доходный дом семьи Лидвалей Одна из первых построек Петербурга в стиле «северный модерн» Каменноостровский пр. 1–3. 1901–1902 Архитектор Федор Иванович Лидваль

Слайд 4

Асимметричная композиция, богатая пластика фасадов, насыщенных стилизованными рельефами на темы северной природы, широкая палитра отделочных материалов (гранит, горшечный камень, гладкая и фактурная штукатурка) – все это придает постройке Лидваля особую живописность и северный колорит.

Слайд 5

Здание торгового дома Товарищества «Братья Елисеевы» Невский пр., 56 – Малая Садовая, 8. 1902-1903 Архитектор Барановский Г.В. Это один из наиболее ярких образцов раннего модерна что отразилось на конструктивных особенностях здания и отделке его фасадов и интерьеров. Стиль торговых домов раннего модерна стали называть «купеческим» модерном.

Слайд 6

Дом компании «Зингер» В отделке используются текучие, «органические» линии, интерьер украшен растительным орнаментом из кованой бронзы. Здание стало ярким образцом модерна. Невский пр., 28 1902-1904 Архитектор Павел Сюзор

Слайд 7

Витебский вокзал В планировке четко прослеживаются основные принципы модерна: крупные объемы группируются асимметрично, с учетом их функционального назначения. Внешний облик здания отражает его внутреннюю конструкцию созданную исходя из рациональных замыслов. Загородный пр., 52 1902-1904 Архитекторы С.А.Брожовский,С.И.Минаш, Н.С.Островский

Слайд 8

Дом Бессера Владимирский проспект, 19 1904 Архитектор А.Шульман Открытая галерея-балкон, венчающая фасад, необычна для облика петербургских домов. Тщательно отделанные характерные детали серого камня – растительный орнамент, зооморфные фигуры, герб владельца - относятся к лучшим образцам архитектурного убранства.

Слайд 9

Особняк Фолленвейдера Каменный остров Большая аллея д.13 1904-1905 Архитектор Роман Федорович Мельцер Особняк выдержан в романтическом течении модерна. Здесь сочетаются элементы средневековых замков и органическая лаконичность, свойственная Северной Европе.

Слайд 10

Особняк Матильды Кшесинской Ул. Куйбышева, 2-4 1904-1906 Архитектор А.И.Гоген Использовано контрастное сочетание отделочных материалов: красного и Серого гранита, облицовочного кирпича и майоликовой плитки, декоративного металла.. Здание отличается асимметричным планом и композицией разновысоких объемов. Свободная ритмика разных по размерам окон отвечает расположению помещений.

Слайд 11

Доходный дом Путиловой «Дом с совами» Большой проспект Петроградской стороны д.44 1906-1907 Архитектор И.А. Претро

Слайд 12

Некоторые детали – изображение сов на фасаде, шестиугольные окна со скосами наверху, – впервые примененные в архитектуре Петербурга, стали почти постоянным атрибутом «северного модерна».

Слайд 13

Доходный дом А.Бубыря Стремянная ул., 11 1906–1907 Архитекторы Н. В. Васильев А. Ф. Бубырь Декоративная насыщенность достигнута широкой палитрой отделочных материалов: гранит, горшечный камень, гладкая и фактурная штукатурка, кирпич, майолика, медь, дерево. Здание является одним из лучших произведений петербургского модерна

Слайд 14

Неповторимый вид придает фасаду разнообразный скульптурный декор, как бы вводящий зрителя в сказочный мир северной природы. Стилизованные изображения сов, дятлов, рыб, мухомора, елочек выполнены в материале облицовки и стали частью стены.

Слайд 15

Костел Девы Марии Лурдской Ковенский пер., 7 1907–1909 Архитекторы Л. Н. Бенуа и М. М. Перетяткович В оформлнии костела были введены черты северного модерна: гранитная облицовка и мотив асимметричной башни с тройной нишей и вертикальными тягами прообразом послужила церковь Нотр-Дам Ла Гранд в Пуатье


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Архитектура. Богородский Модерн

Модерн в архитектуре Богородска (Ногинска)...

Модерн в Петербурге.

Методическая разработка урока по Истории и культуре Санкт-Петербурга с применением различных стратегий ИКТ  Развитие критического мышления ....

Образовательное путешествие "Модерн - новый виток в искусстве Петербурга"

Цель: формирование у учащихся представления о стиле модерн на примерах культурного наследия Санкт-Петербурга...

Стиль модерн.

Презентация к уроку МХК, 11 класс...

Презентация "Формирование стиля модерн в европейском искусстве"

Презентация предназначена для уроков МХК в 11 классе при изучении стиля модерн в европейсом искусстве...

Презентация "Тема праздника в искусстве. Объединение «Мир искусства». Символизм и модерн" 6 класс

Главные символы и герои праздничного действа в разных культурах. Костюм как атрибут праздника. Объединение «Мир искусства». Символизм. Модерн. Живопись, рисунок и эскизы костюмов Л. Бакста, А Бенуа, М...

Дом Бажанова. Интерьеры единственного подлинного жилого комплекса "северного модерна" в Санкт-Петербурге.

Дом Бажанова (дом №72 на улице Марата в Санкт-Петербурге, до революции - Никольская, 72) – здание, построенное для «Торгово-Промышленного товарищества Ф. Г. Бажанова и А. П. Чувалдиной», известной в н...