Дополнительная образовательная программа « Следопыт ».
рабочая программа по краеведению (7 класс) по теме

Федотова Ольга Николаевна

Программа   детского объединения "Следопыт"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_sledopyt_2.docx34.09 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Приобщение к культуре следует начинать с самого раннего детства, когда ребёнок стоит на пороге открытия окружающего мира. Школьные музеи, безусловно, можно отнести к одному из замечательных феноменов отечественной культуры и образования.

Поэтому, важным направлением в работе образовательного учреждения является деятельность школьного музея, который выступает не только как объект культуры, но и центр воспитания и развития учащихся.  В течение короткого времени школьные музеи получили широкое распространение  в педагогической практике как эффективное средство обучения и воспитания.  На базе школьных музеев действую  поисковые группы, занимающиеся исследованием родного края. Школьники занимаются поиском, хранением, изучением, систематизацией подлинных памятников истории, культуры, природы родного края, различных предметов и документов. Занятия в объединениях школьных музеев ученики развивают свои коммуникативные компетенции, приобретают навыки исследовательской работы, у них формируется интерес к отечественной истории, уважительное отношение к духовным ценностям прошлых поколений.

В письме Министерства образования России №28-51-181\16 от 12 марта 2003 г. « О деятельности музеев образовательных учреждений" даётся следующая оценка деятельности школьных музеев:"В последнее десятилетие усиливается интерес к истории родного края. Этот находит своё отражение в организации различных видов краеведческой образовательной деятельности: работе факультативов, кружков, поисковых отрядов, групп, клубов и других объединений, в активном участии в программы "Отечество», в системе всероссийских массовых мероприятий туристко-краеведческой направленности"

В нашей школе создан историко -краеведческий музей, на базе которого действует объединение "Следопыт". Участники объединения совершают экскурсии, походы по родному краю, ведут описание памятников истории, культуры, природы, собирают свидетельства о событиях местной истории и людей,  в них участвовавших, поддерживают связи с ними, пропагандируют материалы поисково-исследовательской работы  на конференциях, в органах печати.

 Данная программа объединения "Следопыт" составлена на основе рекомендаций, содержащихся в книге ульяновских методистов-организаторов музеведения Т.Б. Табардановой и Н.А.Аредаковой "Музейная педагогики и школьный музей " (2009 г.) и учебно-методического пособия «Школьный музей: от теории к практике» (авторы: Т.Б. Качкина, А.А.Качкина. Ульяновск 2013.)    Программа   соответствует требованиям содержания и оформления образовательных программ дополнительного образования детей (Письмо Министерства образования России от 18.06.2003 г).

Предлагаемая программа  объединения «Следопыт» рассчитана на 1 год обучения для школьников  11-15 летнего возраста. Программа первого года занятий рассчитана на 72 часа. Организация процесса обучения на 1-ом году предусматривается в течение 34 учебных недель, занятий в каникулярное время,  по 2 часа в неделю.  

Направленность программы – туристко- краеведческая.

Форма занятий - групповая и индивидуальные занятия.

Актуальность программы дополнительного образования «Следопыт"» заключается в том, что данный вид  поисково-исследовательской деятельности  выступает не только как средство  познания нового, интересного материала, но и несёт в себе функцию разумного и полезного проведения досуга,   имеющего социальную значимость.    

Занятия в рамках программы "Следопыт" помогают воспитанникам:

-  приобретать необходимые навыки для существования в мире людей (коммуникативность, гуманизм, социальную активность);

- приобщаться к достижениям   исторической культуры.

Новизна программы состоит в том, что она носит профориентационную направленность, может быть использована для работы в разновозрастных группах обучающихся. Программа составлена так, что может быть адаптирована к любой возрастной категории обучающихся образовательного учреждения. Она не противоречит цели воспитательной системы школы и учитывает школьные традиции.

Цели:

 В процессе  деятельности объединения "Следопыт" способствовать формированию чувства патриотизма, любви к родному краю, желания сохранить историю и культурные традиции "малой родины".

Задачи:

Обучающие:

- приобщение детей к различным видам деятельности (поисково- исследовательской, учётно- хранительной, экспозиционной, массово-пропагандистской)

- обогащение и повышение научно-исследовательской  культуры учащихся;

- активизация познавательных процессов, расширение кругозора;

- пополнение словарного запаса.

Развивающие:

- развитие эмоциональной сферы; коммуникативных навыков (умения общаться в разновозрастном коллективе;

- развитие наблюдательности, внимания, находчивости, фантазии и воображения, памяти и самообладания; творческих способностей детей;

- развитие ассоциативного образного мышления;

- развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми;

Воспитательные:

- через  музейную деятельность способствовать нравственному воспитанию детей;

- воспитание контактности, доброжелательного отношения друг к другу, добра, любви к ближнему, внимания к людям, родной земле, неравнодушного отношения к окружающему миру;

- воспитание ответственности за результат индивидуальной и коллективной работы;

- воспитание своего личностного взгляда на окружающий мир, взаимоотношения людей, гражданской позиции

- способствовать развитию стремления к самовоспитанию.

 Ожидаемые результаты:

К концу 1 года обучения в объединении «Следопыт» обучающиеся должны

 знать:

  • основы музееведения,
  •  основы проведения исследовательской работы;
  •  Принципы организации музейных выставок и экспозиций.

уметь:

  • подготавливать музейные экскурсии;
  • подготавливать и оформлять материалы  музейного проекта;
  • собирать и обрабатывать  краеведческий материал;

Способы проверки результативности объединения (образовательного процесса):

• участие в школьных и районных мероприятиях, конкурсах и праздниках;

• участие в концертной и культурно- досуговой деятельности;

• участие в организации экскурсий для учащихся школы;

• защита проектов по выбору.

Формы поведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

- выставки;

_ экскурсии;

 - учебно-исследовательские конференции;

- выступление на школьных праздниках, торжественных линейках;

-участие в школьных и районных мероприятиях;

- участие в родительских собраниях,

- участие в классных часах.              


Литература для педагога:
1. Александров Ю. Н. Подготовка и проведение экскурсий: Метод, рекомендации - М., Турист,1975

2 Вансалова Е. Г. Музейный всеобуч. Метод рекомендации - М., 1988

3. Гнедовский М. Профиль музея// Советский музей. 1985. № 5;

4.Гнедовский М.Б., Дукельский В.Ю. Музейная коммуникация как предмет музееведческого исследования // Музейное дело: Музей - культура - общество. - М.,1992.

5. Дуяльский Д. Ю. «Музейные коллекции и предметный мир культуры» - М., 1987

6. Жигульский З. Музеи мира: Введение в музееведение. М., 1989.

7.Калугина Т.П. Художественный музей как феномен культуры. СПб. 2001

8.Краткий словарь музейных терминов. М.,1974.

9. Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина. // 10.Культурно-образовательная деятельность музеев: Сб. статей. М., 1997.

10..Музееведение. Музеи исторического профиля. - М.,1988

11.Музееведение России в первой трети ХХ века. - М.,1997.

12.Музеи мира. - М.,1991

13.Музейное дело России. М , 1991

14.Музееведение. Учебное пособие для вузов. Высшая школа, 1988

  •  Литература для детей:
      1.Большакова Л. А. Третьяковская галерея: Краткий путеводитель - М, 1976

2.Журналы «Воспитание школьников», 2000 – 2008 гг.

3.Музееведение. – М., 1998.

4.Военно-патриотическое воспитание на уроках истории. Методические рекомендации. – Чебоксары, 1988.

4. Эльконин Д. Б. Психология игры - М., 1972
5.Гос. Эрмитаж. Метод, пособие к экскурсиям, 1979
6. Суслов В. А. Русский музей - Л, Сов. Художник, 1967

 

 

Содержательная часть.

1. Введение в музееведение - 6 часов.

1. Понятие о музее. Составные части музея.

2.Эволюция музея. Музей - научная организация.

3. Музей в современном мире. Тип и профиль музея.

4. Тип и профиль музея

5. Музейная терминология.

6. Практическое занятие. Классификация музейных предметов.

2. История музейного дела в России-7 часов

1. Коллекционирование древностей в России.

2. . Первые музеи в России

3. Эрмитаж

4.Третьяковская галерея

5.Областной краеведческий музей имени И.А.Гончарова.

6. Новые музеи нашего города.

7. Практическое занятие. Экскурсия в краеведческий музей г.Ульяновска.

 Инструктаж по правилам безопасности во время выездных мероприятий

.

3. Краеведение и школьные музеи в России- 7  часов.

1. . История школьных краеведческих музеев.

2.  Музеи Боевой славы

3. Историко-краеведческие музеи

4.  Этнографические музеи

5. Литературные музеи

 6. Музей одной вещи

7. Практическое занятие. Экскурсия в школьный музей Бирючёвской школы

4. Школьный музей: его специфика  и место в музейной сети-  5 часов.

1. Школьный музей в системе образования. Основные признаки музея.

2. Нормативная база "Положение о школьном музее".

3 Школьный музей - отечественный феномен.

4.Практическое занятие. Экскурсия в школьный музей  Шумовской  школы.

5. Практическое занятие. Презентация "Наш школьный историко-краеведческий музей" ( конкурс презентаций).

5. Краеведческая работа школьного музея- 20 часов.

1. Краеведение - краеугольный камень деятельности школьного музея.

2. Музей - хранитель местной истории.

3. Уровни краеведческой деятельности: семья, школа, родной край.

4.Краеведческие источники: устные, письменные.

5. Практическое занятие. Устные, письменные источники по истории родного края.

6. Краеведческие источники: археологические, этнографические.

7.Практическое занятие. Археологические, этнографические источники по изучению истории родного края.

 8. Краеведческие источники:   памятники  архитектуры и искусства.

9. Формы краеведческой работы: переписка, встречи, обследование, экскурсии, поход, экспедиция.

 10.  Практическое занятие:  Изучение форм краеведческой работы  на примере деятельности школьного историко-краеведческого музея.

11. Исследовательские методы в краеведении: наблюдение, анкетирование, опрос, беседа.

12. Практическое занятие. Методика проведения анкетирования.

13. Практическое занятие. Методика проведения опроса.

14. Результаты краеведческой деятельности: отчёты, рефераты, экспедиции.

15. Результаты краеведческой деятельности: доклады, проекты. исследовательские работы, конференции, выставки.

16. Практическое занятие: методика составления отчёта.

17. Практическое занятие: методика работы по музейному проекту.

18-19.Практическое занятие: подготовка к проведению краеведческой конференции.

20. Практическое занятие: подготовка к проведению выставки школьного историко-краеведческого музея.

6. Учёт и хранение фондов школьного музея- 20 часов..

1. Понятие о фондах музея.

2. Состав фондов. Основной фонд.

3. Научно-вспомогательный фонд.

4. Учётная документация школьного музея.

5.-7. Практическое занятие. Работа с учётной документацией  школьного музея.

8. Книга поступлений - основной документ учёта музейных предметов.

9-10. Практическое занятие. Работа с  книгой поступлений школьного историко-краеведческого музея.

11.Картотеки и их разновидности.

12-13 Практическое занятие. Работа с картотекой школьного историко-краеведческого музея.

14. Акты приёмки и передачи музейных предметов.

15. -17.Практическое занятие. Работа с акты приёмки и передачи музейных предметов

18.Условия хранения фондов.

19. Требования к помещению. Режим хранения.

20 Условия хранения фондов в экспозиции и запасниках.

7. Актив школьного музея-  4 часа.

1. Совет музея. Детское самоуправление.

2.Планирование работы Совета музея.

3. координация работы с государственными и иными музеями.

4. Практическое занятие. Экскурсия в историко-краеведсческий музей р.п. Ишеевка.

8. Массовая и экскурсионная работа школьного музея-2 часа..

1. Формы массовой работы: экскурсии, лекции, беседа, урок в музее, консультация, встреча, праздник.

2. Практическое занятие. Проведение экскурсий для учащихся школы и жителей села  "  Они сражались за Родину"

 Итоговое занятие. Защита презентация. " Музея- часть моей школьной жизни"- 1 час

Тематический план занятий.

№ п\п

Темы занятий

Количество часов.

всего

теория

практика

1

Введение в музееведение.

6

5

1

1. Техника безопасности. Правила дорожного движения.

Что такое музей.

1

2..Музей – научный центр.

1

3. Музей в современном мире.

1

4.  Какие  бывают музеи.

1

5. Музейная терминология.

1

6. Практическое занятие. Классификация музейных предметов.

1

2

 История музейного дела в России

7

6

1

1. Коллекционирование древностей в России.

 

1

2. Первые музеи в России

     

     

1

3. Эрмитаж

1

 4.Третьяковская галерея

1

5.Областной краеведческий музей имени И.А.Гончарова.

1

6. Новые музеи нашего города.

1

7. Практическое занятие. Экскурсия в краеведческий музей г.Ульяновска.  Инструктаж по правилам безопасности во время выездных мероприятий.

1

3

 Краеведение и школьные музеи в России.

7

6

1

1. История школьных краеведческих музеев.

1

2.  Музеи Боевой славы

1

3. Историко-краеведческие музеи

1

4.Этнографические музеи

1

5.  Литературные музеи

1

6. Музей одной вещи

1

7. Практическое занятие. Экскурсия в школьный музей Бирючёвской школы. Инструктаж по правилам безопасности во время выездных мероприятий.

1

4

Школьный музей: его специфика  и место в музейной сети.

1. Школьный музей в системе образования. Основные признаки музея.

2. Нормативная база "Положение о школьном музее".

3 Школьный музей - отечественный феномен.

4.Практическое занятие. Экскурсия в школьный музей  Шумовской  школы. Инструктаж по правилам безопасности во время выездных мероприятий.

5. Практическое занятие. Презентация "Наш школьный историко-краеведческий музей"

( конкурс презентаций).

Инструктаж по правилам пожарной безопасности во время проведения массовых мероприятий.

 

Методика проведения анкетирования.

13. Практическое занятие. Методика проведения опроса.

14. Результаты краеведческой деятельности: отчёты, рефераты, экспедиции.

15. Результаты краеведческой деятельности: доклады, проекты. исследовательские работы, конференции, выставки.

16. Практическое занятие: Методика составления отчёта.

17. Практическое занятие: Методика работы по музейному проекту.

18-19.Практическое занятие: подготовка к проведению краеведческой конференции.

20. Практическое занятие: подготовка к проведению выставки школьного историко-краеведческого музея.

5

3

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

2

1

5

Краеведческая работа школьного музея.

1. Краеведение - краеугольный камень деятельности школьного музея.

2. Музей - хранитель местной истории.

3. Уровни краеведческой деятельности: семья, школа, родной край.

4.Краеведческие источники: устные, письменные.

5. Практическое занятие. Устные, письменные источники по истории. 6/Краеведческие источники: археологические, этнографические.

7.Практическое занятие. Археологические, этнографические источники по изучению истории родного края.

 8. Краеведческие источники:   памятники  архитектуры и искусства.

9. Формы краеведческой работы: переписка, встречи, обследование, экскурсии, поход, экспедиция.

 10.  Практическое занятие:  Изучение форм краеведческой работы  на примере деятельности школьного историко-краеведческого музея.

11. Исследовательские методы в краеведении: наблюдение, анкетирование, опрос, беседа.

12. Практическое занятие.

20

10

1

1

1

1

1

1

1

1

10

1

1

1

1

6

6. Учёт и хранение фондов школьного музея.

1. Понятие о фондах музея.

2. Состав фондов. Основной фонд.

3. Научно-вспомогательный фонд.

4. Учётная документация школьного музея.

5.-7. Практическое занятие. Работа с учётной документацией  школьного музея.

8. Книга поступлений - основной документ учёта музейных предметов.

9-10. Практическое занятие. Работа с  книгой поступлений школьного историко-краеведческого музея.

11.Картотеки и их разновидности.

12-13 Практическое занятие. Работа с картотекой школьного историко-краеведческого музея.

14. Акты приёмки и передачи музейных предметов.

15. -17.Практическое занятие. Работа с акты приёмки и передачи музейных предметов

18.Условия хранения фондов.

19. Требования к помещению. Режим хранения.

20 Условия хранения фондов в экспозиции и запасниках

20

10

1

1

1

1

1

1

1

1

10

2

1

2

1

2

2

7

7. Актив школьного музея.

1. Совет музея. Детское самоуправление.

2.Планирование работы Совета музея.

3. Координация работы с государственными и иными музеями.

4. Практическое занятие. Экскурсия в историко-краеведсческий музей р.п. Ишеевка.

4

3

1

1

1

1

1

8

8. Массовая и экскурсионная работа школьного музея.

1. Формы массовой работы: экскурсии, лекции, беседа, урок в музее, консультация, встреча, праздник.

2. Практическое занятие. Проведение экскурсий для учащихся школы и жителей села  "  Они сражались за Родину"

2

1

1

1

1

9

Итоговое занятие. Защита презентация. " Музея- часть моей школьной жизни"

1

1

Всего

72

44

28

 Понятийный аппарат

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Письмо Минобрнауки "О рекомендациях по аттестации педагогических работников, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования и дополнительные образовательные программы в области культуры и искусства"

N 03-83 от 08 февраля 2011 г.  Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования  О рекомендациях по аттестации педагогических ...

«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»

Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...

Статья «Технологии проектирования и реализации, актуальные требования к дополнительным образовательным программам. Вариативность образовательных программ»

Содержание:Введение1. Основные требования к дополнительным общеобразовательным программам 2. Разработка учебно-тематического плана2.1 Модульный принцип построения содержания программ2.2 Кале...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...

Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв

Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...

Технологии проектирования и реализации, актуальные требования к дополнительным образовательным программам. Вариативность образовательных программ

Данная методическая разработка содержит основные требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам, нормативно-правовые основы проектирования ДООП....