Дополнительная образовательная программа « Следопыт ».
рабочая программа по краеведению (7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Приобщение к культуре следует начинать с самого раннего детства, когда ребёнок стоит на пороге открытия окружающего мира. Школьные музеи, безусловно, можно отнести к одному из замечательных феноменов отечественной культуры и образования.
Поэтому, важным направлением в работе образовательного учреждения является деятельность школьного музея, который выступает не только как объект культуры, но и центр воспитания и развития учащихся. В течение короткого времени школьные музеи получили широкое распространение в педагогической практике как эффективное средство обучения и воспитания. На базе школьных музеев действую поисковые группы, занимающиеся исследованием родного края. Школьники занимаются поиском, хранением, изучением, систематизацией подлинных памятников истории, культуры, природы родного края, различных предметов и документов. Занятия в объединениях школьных музеев ученики развивают свои коммуникативные компетенции, приобретают навыки исследовательской работы, у них формируется интерес к отечественной истории, уважительное отношение к духовным ценностям прошлых поколений.
В письме Министерства образования России №28-51-181\16 от 12 марта 2003 г. « О деятельности музеев образовательных учреждений" даётся следующая оценка деятельности школьных музеев:"В последнее десятилетие усиливается интерес к истории родного края. Этот находит своё отражение в организации различных видов краеведческой образовательной деятельности: работе факультативов, кружков, поисковых отрядов, групп, клубов и других объединений, в активном участии в программы "Отечество», в системе всероссийских массовых мероприятий туристко-краеведческой направленности"
В нашей школе создан историко -краеведческий музей, на базе которого действует объединение "Следопыт". Участники объединения совершают экскурсии, походы по родному краю, ведут описание памятников истории, культуры, природы, собирают свидетельства о событиях местной истории и людей, в них участвовавших, поддерживают связи с ними, пропагандируют материалы поисково-исследовательской работы на конференциях, в органах печати.
Данная программа объединения "Следопыт" составлена на основе рекомендаций, содержащихся в книге ульяновских методистов-организаторов музеведения Т.Б. Табардановой и Н.А.Аредаковой "Музейная педагогики и школьный музей " (2009 г.) и учебно-методического пособия «Школьный музей: от теории к практике» (авторы: Т.Б. Качкина, А.А.Качкина. Ульяновск 2013.) Программа соответствует требованиям содержания и оформления образовательных программ дополнительного образования детей (Письмо Министерства образования России от 18.06.2003 г).
Предлагаемая программа объединения «Следопыт» рассчитана на 1 год обучения для школьников 11-15 летнего возраста. Программа первого года занятий рассчитана на 72 часа. Организация процесса обучения на 1-ом году предусматривается в течение 34 учебных недель, занятий в каникулярное время, по 2 часа в неделю.
Направленность программы – туристко- краеведческая.
Форма занятий - групповая и индивидуальные занятия.
Актуальность программы дополнительного образования «Следопыт"» заключается в том, что данный вид поисково-исследовательской деятельности выступает не только как средство познания нового, интересного материала, но и несёт в себе функцию разумного и полезного проведения досуга, имеющего социальную значимость.
Занятия в рамках программы "Следопыт" помогают воспитанникам:
- приобретать необходимые навыки для существования в мире людей (коммуникативность, гуманизм, социальную активность);
- приобщаться к достижениям исторической культуры.
Новизна программы состоит в том, что она носит профориентационную направленность, может быть использована для работы в разновозрастных группах обучающихся. Программа составлена так, что может быть адаптирована к любой возрастной категории обучающихся образовательного учреждения. Она не противоречит цели воспитательной системы школы и учитывает школьные традиции.
Цели:
В процессе деятельности объединения "Следопыт" способствовать формированию чувства патриотизма, любви к родному краю, желания сохранить историю и культурные традиции "малой родины".
Задачи:
Обучающие:
- приобщение детей к различным видам деятельности (поисково- исследовательской, учётно- хранительной, экспозиционной, массово-пропагандистской)
- обогащение и повышение научно-исследовательской культуры учащихся;
- активизация познавательных процессов, расширение кругозора;
- пополнение словарного запаса.
Развивающие:
- развитие эмоциональной сферы; коммуникативных навыков (умения общаться в разновозрастном коллективе;
- развитие наблюдательности, внимания, находчивости, фантазии и воображения, памяти и самообладания; творческих способностей детей;
- развитие ассоциативного образного мышления;
- развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми;
Воспитательные:
- через музейную деятельность способствовать нравственному воспитанию детей;
- воспитание контактности, доброжелательного отношения друг к другу, добра, любви к ближнему, внимания к людям, родной земле, неравнодушного отношения к окружающему миру;
- воспитание ответственности за результат индивидуальной и коллективной работы;
- воспитание своего личностного взгляда на окружающий мир, взаимоотношения людей, гражданской позиции
- способствовать развитию стремления к самовоспитанию.
Ожидаемые результаты:
К концу 1 года обучения в объединении «Следопыт» обучающиеся должны
знать:
- основы музееведения,
- основы проведения исследовательской работы;
- Принципы организации музейных выставок и экспозиций.
уметь:
- подготавливать музейные экскурсии;
- подготавливать и оформлять материалы музейного проекта;
- собирать и обрабатывать краеведческий материал;
Способы проверки результативности объединения (образовательного процесса):
• участие в школьных и районных мероприятиях, конкурсах и праздниках;
• участие в концертной и культурно- досуговой деятельности;
• участие в организации экскурсий для учащихся школы;
• защита проектов по выбору.
Формы поведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
- выставки;
_ экскурсии;
- учебно-исследовательские конференции;
- выступление на школьных праздниках, торжественных линейках;
-участие в школьных и районных мероприятиях;
- участие в родительских собраниях,
- участие в классных часах.
Литература для педагога:
1. Александров Ю. Н. Подготовка и проведение экскурсий: Метод, рекомендации - М., Турист,1975
2 Вансалова Е. Г. Музейный всеобуч. Метод рекомендации - М., 1988
3. Гнедовский М. Профиль музея// Советский музей. 1985. № 5;
4.Гнедовский М.Б., Дукельский В.Ю. Музейная коммуникация как предмет музееведческого исследования // Музейное дело: Музей - культура - общество. - М.,1992.
5. Дуяльский Д. Ю. «Музейные коллекции и предметный мир культуры» - М., 1987
6. Жигульский З. Музеи мира: Введение в музееведение. М., 1989.
7.Калугина Т.П. Художественный музей как феномен культуры. СПб. 2001
8.Краткий словарь музейных терминов. М.,1974.
9. Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина. // 10.Культурно-образовательная деятельность музеев: Сб. статей. М., 1997.
10..Музееведение. Музеи исторического профиля. - М.,1988
11.Музееведение России в первой трети ХХ века. - М.,1997.
12.Музеи мира. - М.,1991
13.Музейное дело России. М , 1991
14.Музееведение. Учебное пособие для вузов. Высшая школа, 1988
- Литература для детей:
1.Большакова Л. А. Третьяковская галерея: Краткий путеводитель - М, 1976
2.Журналы «Воспитание школьников», 2000 – 2008 гг.
3.Музееведение. – М., 1998.
4.Военно-патриотическое воспитание на уроках истории. Методические рекомендации. – Чебоксары, 1988.
4. Эльконин Д. Б. Психология игры - М., 1972
5.Гос. Эрмитаж. Метод, пособие к экскурсиям, 1979
6. Суслов В. А. Русский музей - Л, Сов. Художник, 1967
Содержательная часть.
1. Введение в музееведение - 6 часов.
1. Понятие о музее. Составные части музея.
2.Эволюция музея. Музей - научная организация.
3. Музей в современном мире. Тип и профиль музея.
4. Тип и профиль музея
5. Музейная терминология.
6. Практическое занятие. Классификация музейных предметов.
2. История музейного дела в России-7 часов
1. Коллекционирование древностей в России.
2. . Первые музеи в России
3. Эрмитаж
4.Третьяковская галерея
5.Областной краеведческий музей имени И.А.Гончарова.
6. Новые музеи нашего города.
7. Практическое занятие. Экскурсия в краеведческий музей г.Ульяновска.
Инструктаж по правилам безопасности во время выездных мероприятий
.
3. Краеведение и школьные музеи в России- 7 часов.
1. . История школьных краеведческих музеев.
2. Музеи Боевой славы
3. Историко-краеведческие музеи
4. Этнографические музеи
5. Литературные музеи
6. Музей одной вещи
7. Практическое занятие. Экскурсия в школьный музей Бирючёвской школы
4. Школьный музей: его специфика и место в музейной сети- 5 часов.
1. Школьный музей в системе образования. Основные признаки музея.
2. Нормативная база "Положение о школьном музее".
3 Школьный музей - отечественный феномен.
4.Практическое занятие. Экскурсия в школьный музей Шумовской школы.
5. Практическое занятие. Презентация "Наш школьный историко-краеведческий музей" ( конкурс презентаций).
5. Краеведческая работа школьного музея- 20 часов.
1. Краеведение - краеугольный камень деятельности школьного музея.
2. Музей - хранитель местной истории.
3. Уровни краеведческой деятельности: семья, школа, родной край.
4.Краеведческие источники: устные, письменные.
5. Практическое занятие. Устные, письменные источники по истории родного края.
6. Краеведческие источники: археологические, этнографические.
7.Практическое занятие. Археологические, этнографические источники по изучению истории родного края.
8. Краеведческие источники: памятники архитектуры и искусства.
9. Формы краеведческой работы: переписка, встречи, обследование, экскурсии, поход, экспедиция.
10. Практическое занятие: Изучение форм краеведческой работы на примере деятельности школьного историко-краеведческого музея.
11. Исследовательские методы в краеведении: наблюдение, анкетирование, опрос, беседа.
12. Практическое занятие. Методика проведения анкетирования.
13. Практическое занятие. Методика проведения опроса.
14. Результаты краеведческой деятельности: отчёты, рефераты, экспедиции.
15. Результаты краеведческой деятельности: доклады, проекты. исследовательские работы, конференции, выставки.
16. Практическое занятие: методика составления отчёта.
17. Практическое занятие: методика работы по музейному проекту.
18-19.Практическое занятие: подготовка к проведению краеведческой конференции.
20. Практическое занятие: подготовка к проведению выставки школьного историко-краеведческого музея.
6. Учёт и хранение фондов школьного музея- 20 часов..
1. Понятие о фондах музея.
2. Состав фондов. Основной фонд.
3. Научно-вспомогательный фонд.
4. Учётная документация школьного музея.
5.-7. Практическое занятие. Работа с учётной документацией школьного музея.
8. Книга поступлений - основной документ учёта музейных предметов.
9-10. Практическое занятие. Работа с книгой поступлений школьного историко-краеведческого музея.
11.Картотеки и их разновидности.
12-13 Практическое занятие. Работа с картотекой школьного историко-краеведческого музея.
14. Акты приёмки и передачи музейных предметов.
15. -17.Практическое занятие. Работа с акты приёмки и передачи музейных предметов
18.Условия хранения фондов.
19. Требования к помещению. Режим хранения.
20 Условия хранения фондов в экспозиции и запасниках.
7. Актив школьного музея- 4 часа.
1. Совет музея. Детское самоуправление.
2.Планирование работы Совета музея.
3. координация работы с государственными и иными музеями.
4. Практическое занятие. Экскурсия в историко-краеведсческий музей р.п. Ишеевка.
8. Массовая и экскурсионная работа школьного музея-2 часа..
1. Формы массовой работы: экскурсии, лекции, беседа, урок в музее, консультация, встреча, праздник.
2. Практическое занятие. Проведение экскурсий для учащихся школы и жителей села " Они сражались за Родину"
Итоговое занятие. Защита презентация. " Музея- часть моей школьной жизни"- 1 час
Тематический план занятий.
№ п\п | Темы занятий | Количество часов. | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Введение в музееведение. | 6 | 5 | 1 |
1. Техника безопасности. Правила дорожного движения. Что такое музей. | 1 | |||
2..Музей – научный центр. | 1 | |||
3. Музей в современном мире. | 1 | |||
4. Какие бывают музеи. | 1 | |||
5. Музейная терминология. | 1 | |||
6. Практическое занятие. Классификация музейных предметов. | 1 | |||
2 | История музейного дела в России | 7 | 6 | 1 |
1. Коллекционирование древностей в России. |
| 1 | ||
2. Первые музеи в России |
| 1 | ||
3. Эрмитаж | 1 | |||
4.Третьяковская галерея | 1 | |||
5.Областной краеведческий музей имени И.А.Гончарова. | 1 | |||
6. Новые музеи нашего города. | 1 | |||
7. Практическое занятие. Экскурсия в краеведческий музей г.Ульяновска. Инструктаж по правилам безопасности во время выездных мероприятий. | 1 | |||
3 | Краеведение и школьные музеи в России. | 7 | 6 | 1 |
1. История школьных краеведческих музеев. | 1 | |||
2. Музеи Боевой славы | 1 | |||
3. Историко-краеведческие музеи | 1 | |||
4.Этнографические музеи | 1 | |||
5. Литературные музеи | 1 | |||
6. Музей одной вещи | 1 | |||
7. Практическое занятие. Экскурсия в школьный музей Бирючёвской школы. Инструктаж по правилам безопасности во время выездных мероприятий. | 1 | |||
4 | Школьный музей: его специфика и место в музейной сети. 1. Школьный музей в системе образования. Основные признаки музея. 2. Нормативная база "Положение о школьном музее". 3 Школьный музей - отечественный феномен. 4.Практическое занятие. Экскурсия в школьный музей Шумовской школы. Инструктаж по правилам безопасности во время выездных мероприятий. 5. Практическое занятие. Презентация "Наш школьный историко-краеведческий музей" ( конкурс презентаций). Инструктаж по правилам пожарной безопасности во время проведения массовых мероприятий.
Методика проведения анкетирования. 13. Практическое занятие. Методика проведения опроса. 14. Результаты краеведческой деятельности: отчёты, рефераты, экспедиции. 15. Результаты краеведческой деятельности: доклады, проекты. исследовательские работы, конференции, выставки. 16. Практическое занятие: Методика составления отчёта. 17. Практическое занятие: Методика работы по музейному проекту. 18-19.Практическое занятие: подготовка к проведению краеведческой конференции. 20. Практическое занятие: подготовка к проведению выставки школьного историко-краеведческого музея. | 5 | 3 1 1 1 1 1 | 2 1 1 1 1 1 2 1 |
5 | Краеведческая работа школьного музея. 1. Краеведение - краеугольный камень деятельности школьного музея. 2. Музей - хранитель местной истории. 3. Уровни краеведческой деятельности: семья, школа, родной край. 4.Краеведческие источники: устные, письменные. 5. Практическое занятие. Устные, письменные источники по истории. 6/Краеведческие источники: археологические, этнографические. 7.Практическое занятие. Археологические, этнографические источники по изучению истории родного края. 8. Краеведческие источники: памятники архитектуры и искусства. 9. Формы краеведческой работы: переписка, встречи, обследование, экскурсии, поход, экспедиция. 10. Практическое занятие: Изучение форм краеведческой работы на примере деятельности школьного историко-краеведческого музея. 11. Исследовательские методы в краеведении: наблюдение, анкетирование, опрос, беседа. 12. Практическое занятие. | 20 | 10 1 1 1 1 1 1 1 1 | 10 1 1 1 1 |
6 | 6. Учёт и хранение фондов школьного музея. 1. Понятие о фондах музея. 2. Состав фондов. Основной фонд. 3. Научно-вспомогательный фонд. 4. Учётная документация школьного музея. 5.-7. Практическое занятие. Работа с учётной документацией школьного музея. 8. Книга поступлений - основной документ учёта музейных предметов. 9-10. Практическое занятие. Работа с книгой поступлений школьного историко-краеведческого музея. 11.Картотеки и их разновидности. 12-13 Практическое занятие. Работа с картотекой школьного историко-краеведческого музея. 14. Акты приёмки и передачи музейных предметов. 15. -17.Практическое занятие. Работа с акты приёмки и передачи музейных предметов 18.Условия хранения фондов. 19. Требования к помещению. Режим хранения. 20 Условия хранения фондов в экспозиции и запасниках | 20 | 10 1 1 1 1 1 1 1 1 | 10 2 1 2 1 2 2 |
7 | 7. Актив школьного музея. 1. Совет музея. Детское самоуправление. 2.Планирование работы Совета музея. 3. Координация работы с государственными и иными музеями. 4. Практическое занятие. Экскурсия в историко-краеведсческий музей р.п. Ишеевка. | 4 | 3 1 1 1 | 1 1 |
8 | 8. Массовая и экскурсионная работа школьного музея. 1. Формы массовой работы: экскурсии, лекции, беседа, урок в музее, консультация, встреча, праздник. 2. Практическое занятие. Проведение экскурсий для учащихся школы и жителей села " Они сражались за Родину" | 2 | 1 1 | 1 1 |
9 | Итоговое занятие. Защита презентация. " Музея- часть моей школьной жизни" | 1 | 1 | |
Всего | 72 | 44 | 28 |
Понятийный аппарат
- Вещевые источники
- Выставка
- Галереи
- Геральдика
- Город-музей
- Государственные музеи
- Государственный каталог
- Дворец-музей
- Детский музей
- Детский музейный центр
- Дом-музей
- Живая экспозиция
- Зоны охраны памятников
- Изобразительные источники
- Имитация
- Комплектование музейных фондов
- Мемориал
- Мемориальная доска
- Мемориальные музеи
- Меценатство
- Музей-заповедник
- Музей-корабль
- Музей-памятник
- Музей-панорама
- Музеи-усадьбы
- Музей-храм
- Музейный предмет
- Музейный фонд Российской Федерации
- Нумизматика
- Раритет
- Реликвия
- Реставрация
- Семиотика
- Собирательство
- Сфрагистика
- Уникум
- Учёт музейных фондов
- Фонды музея
- Церковные музеи
- Цифровое наследие
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Письмо Минобрнауки "О рекомендациях по аттестации педагогических работников, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования и дополнительные образовательные программы в области культуры и искусства"
N 03-83 от 08 февраля 2011 г. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования О рекомендациях по аттестации педагогических ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА «ЗДОРОВЬЕ»
ВОЗРАСТНОЙ СОСТАВ: 11 – 12 лет, СРОК РЕАЛИЗАЦИИ – 2 года...
«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»
Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...
Статья «Технологии проектирования и реализации, актуальные требования к дополнительным образовательным программам. Вариативность образовательных программ»
Содержание:Введение1. Основные требования к дополнительным общеобразовательным программам 2. Разработка учебно-тематического плана2.1 Модульный принцип построения содержания программ2.2 Кале...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...
Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв
Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...
Технологии проектирования и реализации, актуальные требования к дополнительным образовательным программам. Вариативность образовательных программ
Данная методическая разработка содержит основные требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам, нормативно-правовые основы проектирования ДООП....