Программа дополнительного образования "Современное лицо Петербурга"
рабочая программа по краеведению (8 класс) на тему
Данная программа может реализовываться учителями истории и культуры Санкт-Петербурга, мировой художественной культуры в рамках работы отдела дополнительного образования детей. Рассчитана на 2 учебных года. Возраст детей 14-17 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka.docx | 36.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружка «Современное лицо Петербурга»»
Пояснительная записка
Направленность: социально-педагогическая
Программа дополнительного образования ориентирована на
формирование личности ребенка, формирование
адекватной современному уровню знаний картины мира, интеграцию
личности в национальную и, в частности, городскую культуру, формирование человека и
гражданина своего города и страны, освоение детьми современной
городской среды. Анализ музейных и архитектурных памятников и включение детей в изучение
предмета способствуют социокультурной адаптации детей
и развитию у них интеллекта и образно-ассоциативных связей.
В связи с этим в постановке образовательных, развивающих и
воспитательных задач, используя разные методы и приемы, идёт стремление к формированию художественного восприятия искусства, развитию эмоций и
чувств, суждений и оценок.
Главное в этой работе отводится воспитанию интереса к родному городу, выражению собственных впечатлений, способности донести свои мысли и идеи до других людей. Полученные знания дети стараются выражать в своём творчестве, а именно в создании школьной стенгазеты с элементами репортажа, фоторепортажа, рисунков, игр, викторин.
Актуальность: Живя в современном мире, который довольно изменчив и разнообразен во всех своих сферах, порой замечаешь, что дети 21 века многое знают об истории и культуре мира, страны, города прошлых веков, но совсем не владеют информацией о современном состоянии культуры и искусства. К концу школы у многих детей пропадает желание изучать культуру своего города, так как им это кажется скучным и однообразным. Данная программа создана для того, чтобы дети приобщились к современной культуре Санкт-Петербурга, научились свободно ориентироваться в многогранном культурном пространстве города, могли свободно рассуждать о нём, высказывать и аргументировать свои точки зрения и делиться своими знаниями и впечатлениями с другими.
Цель: создание условий для раскрытия творческого потенциала детей через постижение современного культурного наследия города.
Задачи:
- Образовательные:
- дать знания о современной культуре Санкт-Петербурга
- познакомить с современными направлениями культуры, распространёнными в городе
- сформировать эстетические, искусствоведческие знания о городе
- сформировать умение ориентироваться в современном культурном пространстве города
- сформировать умение вычленять главное из массы информации, обобщать материал, конкретизировать
- научить создавать познавательно-развивающие стен-газеты
- Развивающие:
- развить личность воспитанников путём формирования их творческого отношения к действительности на занятиях
- развить многообразные интересы и способности учащихся через организацию творческой деятельности
- развить навыки общения
- развить способности высказывать и аргументировать свою точку зрения
- Воспитательные:
- приобщить учащихся к общечеловеческим этическим и эстетическим ценностям
- подготовить школьников к осознанию значимости и необходимости формирования собственной точки зрения на факты, явления, проблемы
Условия реализации образовательной программы:
Данная программа рассчитана на детей в возрасте 14-16 лет (8-10 кл.)
Реализуется в течение 2 лет. Учебных часов – 144.
Формы и режимы занятий:
Занятия проводятся с группой детей. Большее количество часов отводится на экскурсии и творческую работу. Помимо этого применяются следующие формы организации учебного процесса: образовательное путешествие, фасилитированная дискуссия, пресс-конференция.
Ожидаемые результаты:
К концу программы ребёнок:
- будет знать основные современные культурные направления города
- будет знать фамилии и работы современных деятелей искусства
- будет уметь ориентироваться в современном городском пространстве
- будет уметь вычленять главное из массы информации, обобщать материал, конкретизировать
- будет иметь представление об основных формах журналисткой работы
- будет уметь формировать собственную точку зрения и аргументировать её
- научится создавать познавательно-развивающие стенгазеты
- усовершенствует навыки общения
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
- Защита творческих работ
- Выпуск стенгазет
- Выставки
Учебно-тематический план
1-й год обучения. 72 часа
Задачи 1-го года обучения:
Образовательные:
- дать знания о современной культуре Санкт-Петербурга
- познакомить с современными культурными пространствами, музеями, галереями
- познакомить с понятием «экскурсия», её видами, особенностями проведения и значением для культуры города
- сформировать эстетические, искусствоведческие знания о городе
- научить писать отзывы, обзоры, репортажи
- научить создавать познавательно-развивающие стенгазеты
Развивающие:
- развить многообразные интересы и способности учащихся через организацию творческой деятельности
- развить навыки общения
- развить способности высказывать и аргументировать свою точку зрения
Воспитательные:
- приобщить учащихся к общечеловеческим этическим и эстетическим ценностям
- подготовить школьников к осознанию значимости и необходимости формирования собственной точки зрения на факты, явления, проблемы
№ п/п | Раздел, тема | Кол-во часов | ||
Теор. | Практ. | Всего | ||
1 | Введение в программу | 2 | - | 2 |
2 | Культурная среда города. Душа города | 2 | 4 | 6 |
3 | Музеи Санкт-Петербурга вт.пол.20-21 вв. | 4 | 8 | 12 |
4 | Современные культурные пространства | 4 | 8 | 12 |
5 | Выставочные залы, галереи. Самые интересные, неоднозначные, массовые выставки | 2 | 6 | 8 |
6 | Концертные площадки, мероприятия, проводимые на них | 2 | 5 | 7 |
7 | Флэшмобы в Санкт-Петербурге | 1 | 3 | 4 |
8 | Экскурсионный Санкт-Петербург | 5 | 12 | 17 |
9 | Итоговое занятие. | - | 4 | 4 |
Итого часов: | 22 | 50 | 72 |
Ожидаемые результаты:
К концу первого года обучения ребёнок:
- знаком с современными культурными пространствами, музеями, галереями города
- владеет понятием «экскурсия», знает особенности проведения
- имеет представление о том, как писать отзывы, обзоры, репортажи
- совершенствует навыки общения
- умеет создавать познавательно-развивающие стенгазеты
2-й год обучения. 72 часа
Задачи 2-го года обучения:
Образовательные:
- дать знания о современных видах искусства в Санкт-Петербурге
- сформировать эстетические, искусствоведческие знания о городе
- сформировать умение ориентироваться в современном культурном пространстве города
- сформировать умение вычленять главное из массы информации, обобщать материал, конкретизировать
- научить писать рецензии, заметки, эссе
- продолжать учить создавать познавательно-развивающие стенгазеты
Развивающие:
- продолжать развить многообразные интересы и способности учащихся через организацию творческой деятельности
- продолжать развивать навыки общения
- продолжать развивать способности высказывать и аргументировать свою точку зрения
Воспитательные:
- продолжать приобщать учащихся к общечеловеческим этическим и эстетическим ценностям
- продолжать готовить школьников к осознанию значимости и необходимости формирования собственной точки зрения на факты, явления, проблемы
№ п/п | Раздел, тема | Кол-во часов | ||
Теор. | Практ. | Всего | ||
1 | Вводное занятие. Обсуждение летних впечатлений | 2 | - | 2 |
2 | Санкт-Петербург в живописи 20-21 вв. | 2 | 4 | 6 |
3 | Архитектура Санкт-Петербурга 20-21 вв. | 3 | 6 | 9 |
4 | Скульптура Санкт-Петербурга 20-21 вв. | 3 | 6 | 9 |
5 | Санкт-Петербург в современной литературе | 3 | 6 | 9 |
6 | Санкт-Петербург в фотографии | 4 | 11 | 15 |
7 | Современная музыкальная культура Санкт-Петербурга. Санкт-Петербург в песнях 20-21 вв. | 3 | 6 | 9 |
8 | Санкт-Петербург и кинематограф | 3 | 6 | 9 |
9 | Итоговое занятие | - | 4 | 4 |
Итого часов: | 23 | 49 | 72 |
Ожидаемые результаты:
К концу второго года обучения ребёнок:
- знаком с современными видами искусства, распространёнными в Санкт-Петербурге
- имеет эстетические, искусствоведческие знания о городе
- умеет ориентироваться в современном культурном пространстве города
- умеет вычленять главное из массы информации, обобщать материал, конкретизировать
- имеет представление о том, как писать рецензии, заметки, эссе
- умеет создавать познавательно-развивающие стенгазеты
- умеет высказывать собственную точку зрения, аргументировать и отстаивать её.
Содержание программы:
- Введение в программу.
Знакомство. Комплектование группы. Вводный инструктаж.
- Культурная среда города. Душа города.
Теория: Определение городской культурной среды. Формирование городской культурной среды. Особенности культурной среды молодого города. Н.П.Анциферов «Душа Петербурга».
Практика: создание стенгазеты - выпуск №1 «Душа города»
- Музеи Санкт-Петербурга 20-21 вв.
Теория: Государственный музей политической истории России. Государственный музей истории Санкт-Петербурга. Музей циркового искусства при Большом Санкт-Петербургском цирке. Санкт-Петербургский музей игрушки. Национальный шоу-музей "Гранд Макет Россия". Mузей занимательной науки "ЛабиринтУм". Музей сновидений Зигмунда Фрейда. Музей кофе Санкт-Петербург. Музей "Мир воды Санкт-Петербурга". Эрарта. Экскурсия в один (или два) музей по выбору коллектива.
Практика: написание отзыва о музее, создание проекта музея 21 века, создание стенгазеты – выпуск №2 «Необычные музеи Петербурга»
- Современные культурные пространства
Теория: Лофт-проект «Этажи». Арт-центр «Пушкинская 10». Творческий центр "БОРЕЙ АРТ". АРТ - ЦЕНТР «ЦветСПб». Экскурсия в любой центра по выбору коллектива.
Практика: написание репортажа о работе выбранного пространства, создание стенгазеты – выпуск №3 «Культурные пространства – новинка 21-го века»
- Выставочные залы, галереи. Самые интересные, неоднозначные, массовые выставки
Теория: Центральный выставочный зал "Манеж". Петербургский центр искусств. Музейно-выставочный центр "Петербургский художник". Выставочный зал Союза художников. Народная галерея "Мансарда художников". Экскурсия в одну из галерей по выбору коллектива.
Практика: написание отзыва о выбранной галерее, создание стенгазеты – выпуск №4 «Выставочная деятельность в Санкт-Петербурге»
- Концертные площадки, мероприятия, проводимые на них
Теория: СКК. БКЗ. Юбилейный. Ледовый дворец.
Практика: создание макета афиши для своего вымышленного мероприятия на любой концертной площадке, создание стенгазеты – выпуск №5 «Афиша Петербурга»
- Флэшмобы в Санкт-Петербурге
Теория: Определение понятия флэшмоб. Основные принципы. Виды флэшмобов. Наиболее яркие флэшмобы в Санкт-Петербурге.
Практика: создание проекта школьного флэшмоба, создание стегазеты – выпуск №6 «Флэшмоб. Что это такое?»
- Экскурсионный Санкт-Петербург
Теория: Санкт-Петербург – туристический город. Виды экскурсий: автобусные, по рекам и каналам, интерьерные, «неформатные». Классические маршруты экскурсий, современные авторские экскурсии: их плюсы и минусы.
"Неизвестные дворцы". "Мистический Петербург". Легендарные дворики. Бандитский Петербург. По следам Достоевского и его персонажей. "Город всех религий". Выбор экскурсии по решению коллектива.
Практика: разработка и создание собственной тематической экскурсии по городу, создание стенгазеты – выпуск №7 «Санкт -Петербург глазами туриста»
- Санкт-Петербург в живописи 20-21 вв.
Теория: Союз художников. Музей петербургского авангарда. «Митьки». Сергей Темерев. Виталий Щукин. Ирина Александрина. Сабир и Светлана Гаджиевы. Павел Еськов. Иван Славинский. Вера Шанская. Владимир Колбасов. Александр Семёнов. Кирилл Ананнэ. Посещение арт-центра «Митьки».
Практика: создание рисунка, картины или коллажа «Петербург моими глазами», создание стенгазеты – выпуск №8 «Образ Петербурга в современной живописи»
- Архитектура Санкт-Петербурга 20-21 вв.
Теория: Градостроительство 20-21 веков. Архитектурные стили: конструктивизм, монументализм, функционализм, минимализм, постмодернизм. Журнал «Вестник.Зодчий 21 век.». Фестиваль «Петербург будущего». Мариинский – 2. Проект Охта-центр. Деловой комплекс «Санкт-Петербург Плаза». Проект Апраксина двора. Многофункциональный комплекс «Балтийская жемчужина». Архитектура петербургского метрополитена.
Практика: создание макета современного здания в пространстве города, создание стенгазеты – выпуск №9 «Градостроительное искусство 21 века»
- Скульптура Санкт-Петербурга 20-21 вв.
Теория: Галерея современной скульптуры и пластики. Музей городской скульптуры. Парк современной скульптуры в СПбГУ. Улица Правды. Санкт-Петербург в миниатюре. Памятники: чижик-пыжик, Остап Бендер, Кот Елисей, Гаврюша, бегемотиха Тоня, фонарщик, водовоз, городовой и другие. Посещение галереи, музея или парка по выбору коллектива.
Практика: разработка и создание проекта памятника в Петербурге, создание стенгазеты – выпуск №10 «Современное скульптурное убранство Санкт-Петербурга»
- Санкт-Петербург в современной литературе
Теория: Тема блокады в литературе 20 века.
Практика: написание рассказа или стихотворения о Петербурге, создание стенгазеты – выпуск №11 «Санкт-Петербург – герой моего романа»
- Санкт-Петербург в фотографии
Теория: История развития фотоискусства в Санкт-Петербурге. Карл Булла и его деятельность. Музей истории фотографии. РОСФОТО – выставочный центр.
Практика: создание фотопроекта о городе, создание стенгазеты – выпуск №12 «Санкт-Петербург в фотографии»
- Современная музыкальная культура Санкт-Петербурга. Санкт-Петербург в песнях 20-21 вв.
Теория: Ф.И.Шаляпин и его дом-музей. Рок-клуб. Камчатка и Виктор Цой. Песни о Петербурге. Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства.
Практика: создание стенгазеты – выпуск №13 «Музыкальный Санкт-Петербург»
- Санкт-Петербург и кинематограф
Теория: Сад «Аквариум». Киностудия «Ленфильм». Петербургский музей кино. Фильмы: «Прогулка», «Питер FM», «Невероятные приключения итальянцев в России», «Питер. Лето. Любовь». Просмотр одного из фильмов по выбору коллектива.
Практика: написание рецензии на фильм, создание стенгазеты – выпуск №14 «Санкт-Петербург – герой кино»
Методичекое обеспечение образовательной программы.
№ п/п | Раздел, тема | Формы занятий | Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса | Дидактический материал | Техническое оснащение занятий | Формы подведения итогов |
1 | Введение в программу | Беседа | ||||
2 | Культурная среда города. Душа города | Презентация, практическое занятие | Наглядный, объяснительно-иллюстративный, практический | Презентация, видеофильм | Мультимедийный проектор, доска | стенгазета |
3 | Музеи Санкт-Петербурга вт.пол.20-21 вв. | Презентация, практическое занятие, экскурсия | Наглядный, объяснительно-иллюстративный, практический | Презентация | Мультимедийный проектор, доска | Стенгазета, отзыв, проект |
4 | Современные культурные пространства | Презентация, практическое занятие, экскурсия | Наглядный, объяснительно-иллюстративный, практический | Презентация | Мультимедийный проектор, доска | Стенгазета, репортаж |
5 | Выставочные залы, галереи. Самые интересные, неоднозначные, массовые выставк Мультимедийный проектор, доска и | Презентация, практическое занятие, экскурсия | Наглядный, объяснительно-иллюстративный, практический | Презентация | Мультимедийный проектор, доска | Стенгазета, отзыв |
6 | Концертные площадки, мероприятия, проводимые на них | Презентация, практическое занятие | Наглядный, объяснительно-иллюстративный, практический | Презентация | Мультимедийный проектор, доска | Стенгазета, макет |
7 | Флэшмобы в Санкт-Петербурге | Презентация, практическое занятие | Наглядный, объяснительно-иллюстративный, практический | Презентация, видеофильм | Мультимедийный проектор, доска | Стенгазета, проект |
8 | Экскурсионный Санкт-Петербург | Презентация, практическое занятие, экскурсия | Наглядный, объяснительно-иллюстративный, практический | Презентация, видеофильм | Мультимедийный проектор, доска | Стенгазета, экскурсия |
9 | Итоговое занятие | Практическое занятие | практический | Выставка | ||
10 | Вводное занятие. Обсуждение летних впечатлений | Беседа | ||||
11 | Санкт-Петербург в живописи 20-21 вв. | Презентация, практическое занятие, экскурсия | Наглядный, объяснительно-иллюстративный, практический | Презентация, видеофильм | Мультимедийный проектор, доска | Стенгазета, рисунок |
12 | Архитектура Санкт-Петербурга 20-21 вв. | Презентация, практическое занятие | Наглядный, объяснительно-иллюстративный, практический | Презентация, видеофильм | Мультимедийный проектор, доска | Стенгазета, макет |
13 | Скульптура Санкт-Петербурга 20-21 вв. | Презентация, практическое занятие, экскурсия | Наглядный, объяснительно-иллюстративный, практический | Презентация, видеофильм | Мультимедийный проектор, доска | Стенгазета, проект |
14 | Санкт-Петербург в современной литерат Наглядный, объяснительно-иллюстративный, практический уре | Презентация, практическое занятие | Наглядный, объяснительно-иллюстративный, практический | Презентация, видеофильм | Мультимедийный проектор, доска | Стенгазета, рассказ (стихотворение) |
15 | Санкт-Петербург в фотографии | Презентация, практическое занятие, экскурсия | Наглядный, объяснительно-иллюстративный, практический | Презентация, видеофильм | Мультимедийный проектор, доска | Стенгазета, фотопроект |
16 | Современная музыкальная культура Санкт-Петербурга. Санкт-Петербург в песнях 20-21 вв. | Презентация, практическое занятие, экскурсия | Наглядный, объяснительно-иллюстративный, практический | Презентация, видеофильм | Мультимедийный проектор, доска | Стенгазета |
17 | Санкт-Петербург и кинематограф | Презентация, практическое занятие, экскурсия | Наглядный, объяснительно-иллюстративный, практический | Презентация, видеофильм | Мультимедийный проектор, доска | Стенгазета, рецензия |
18 | Итоговое занятие | Практическое занятие | практический | Выставка |
Список литературы:
- Список литературы, использованный при написании программы:
-
- Список литературы, рекомендуемый педагогу:
-
- Список литературы, рекомендуемый детям и родителям:
-
- Интернет-ресурсы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...
Дидактический материал по дополнительному образованию "Знакомимся с цифрами" (в рамках дополнительной общеобразовательной программы (дополнительная общеразвивающая программа). "Веселый счет ")
Знакомство детей с цифрами в стихотворной форме....
Программа дополнительного образования "Танцевальный лицей"
Программа «ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ» является программой физкультурно-спортивной направленности. Предоставляет возможность для физического развития учащихся, для воспитания навыков здорового обр...
Дополнительная образовательная общеобразовательная программа по краеведению "Мой Петербург"
Отличительная особенность программы заключается в личностном осмыслении учащимися событий истории родного города как событий собственной истории, в создании на занятиях особой атмосферы «ми...
Фестиваль лучших педагогических практик педагогов дополнительного образования Санкт-Петербурга «ТВОРЧЕСТВО В ПРОФЕССИИ»
Создание условий для обобщения и распространения лучших педагогических практик педагогов дополнительного образования....
Методическая разработка «ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ЗАПИСИ В КРУЖКИ И СЕКЦИИ НА ПОРТАЛЕ «ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА»
Методическая разработка предлагает инструкции для родителей по записи в кружки и секции на портале «Дополнительное образование Санкт-Петербурга»...
Методические рекомендации пользователям по доступным возможностям на Портале Дополнительного образования Санкт-Петербурга.
Навигатор дополнительного образования – проект федерального значения. Основная цель создания Навигатора: обеспечение доступа к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам ...