Программа дополнительного образования "Современное лицо Петербурга"
рабочая программа по краеведению (8 класс) на тему

Лебедева Анастасия Сергеевна

Данная программа может реализовываться учителями истории и культуры Санкт-Петербурга, мировой художественной культуры в рамках работы отдела дополнительного образования детей. Рассчитана на 2 учебных года. Возраст детей 14-17 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka.docx36.97 КБ

Предварительный просмотр:

Программа кружка «Современное лицо Петербурга»»

Пояснительная записка

Направленность: социально-педагогическая

Программа дополнительного образования ориентирована на

формирование личности ребенка, формирование

адекватной современному уровню знаний картины мира, интеграцию

личности в национальную и, в частности, городскую культуру, формирование человека и

гражданина своего города и страны, освоение детьми современной

городской среды. Анализ музейных и архитектурных памятников и включение детей в изучение

предмета способствуют социокультурной адаптации детей

и развитию у них интеллекта и образно-ассоциативных связей.

В связи с этим в постановке образовательных, развивающих и

воспитательных задач, используя разные методы и приемы, идёт стремление к формированию художественного восприятия искусства, развитию эмоций и

чувств, суждений и оценок.

Главное в этой работе отводится воспитанию интереса к родному городу, выражению собственных впечатлений, способности донести свои мысли и идеи до других людей.  Полученные знания дети стараются выражать в своём творчестве, а именно в создании школьной стенгазеты с элементами репортажа, фоторепортажа, рисунков, игр, викторин.

Актуальность: Живя в современном мире, который довольно изменчив и разнообразен во всех своих сферах, порой замечаешь, что дети 21 века многое знают об истории и культуре мира, страны, города прошлых веков, но совсем не владеют информацией о современном состоянии культуры и искусства. К концу школы у многих детей пропадает желание изучать культуру своего города, так как им это кажется скучным и однообразным. Данная программа создана для того, чтобы дети приобщились к современной культуре Санкт-Петербурга, научились свободно ориентироваться в многогранном культурном пространстве города, могли свободно рассуждать о нём, высказывать и аргументировать свои точки зрения и делиться своими знаниями и впечатлениями с другими.

Цель:  создание условий для раскрытия творческого потенциала детей через постижение современного культурного наследия города.

Задачи:  

  1. Образовательные:
  • дать знания о современной культуре Санкт-Петербурга
  • познакомить с современными направлениями культуры, распространёнными в городе
  • сформировать эстетические, искусствоведческие знания о городе
  • сформировать умение ориентироваться в современном культурном пространстве города
  • сформировать умение вычленять главное из массы информации, обобщать материал, конкретизировать
  • научить создавать познавательно-развивающие стен-газеты
  1. Развивающие:
  • развить личность воспитанников путём формирования их творческого отношения к действительности на занятиях
  • развить многообразные интересы и способности учащихся через организацию творческой деятельности
  • развить навыки общения
  • развить способности высказывать и аргументировать свою точку зрения
  1. Воспитательные:
  • приобщить учащихся к общечеловеческим этическим и эстетическим ценностям
  • подготовить школьников к осознанию значимости и необходимости формирования собственной точки зрения на факты, явления, проблемы

Условия реализации образовательной программы:

Данная программа рассчитана на детей в возрасте 14-16 лет (8-10 кл.)

Реализуется в течение 2 лет. Учебных часов – 144.

Формы и режимы занятий:

Занятия проводятся с группой детей. Большее количество часов отводится на экскурсии и творческую работу. Помимо этого применяются следующие формы организации учебного процесса: образовательное путешествие, фасилитированная дискуссия, пресс-конференция.

Ожидаемые результаты:

К концу программы ребёнок:

- будет знать основные современные культурные направления города

- будет знать фамилии и работы современных деятелей искусства

- будет уметь ориентироваться в современном городском пространстве

- будет уметь вычленять главное из массы информации, обобщать материал, конкретизировать

- будет иметь представление об основных формах журналисткой работы

- будет уметь формировать собственную точку зрения и аргументировать её

- научится создавать познавательно-развивающие стенгазеты

- усовершенствует навыки общения

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

-  Защита творческих работ

- Выпуск стенгазет

- Выставки

Учебно-тематический план

1-й год обучения. 72 часа

Задачи 1-го года обучения:

Образовательные:

  • дать знания о современной культуре Санкт-Петербурга
  • познакомить с современными культурными пространствами, музеями, галереями
  • познакомить с понятием «экскурсия», её видами, особенностями проведения и значением для культуры города
  • сформировать эстетические, искусствоведческие знания о городе
  • научить писать отзывы, обзоры, репортажи
  • научить создавать познавательно-развивающие стенгазеты

Развивающие:

  • развить многообразные интересы и способности учащихся через организацию творческой деятельности
  • развить навыки общения
  • развить способности высказывать и аргументировать свою точку зрения

Воспитательные:

  • приобщить учащихся к общечеловеческим этическим и эстетическим ценностям
  • подготовить школьников к осознанию значимости и необходимости формирования собственной точки зрения на факты, явления, проблемы

№ п/п

Раздел, тема

Кол-во часов

Теор.

Практ.

Всего

1

Введение в программу

2

-

2

2

Культурная среда города. Душа города

2

4

6

3

Музеи Санкт-Петербурга вт.пол.20-21 вв.

4

8

12

4

Современные культурные пространства

4

8

12

5

Выставочные залы, галереи. Самые интересные, неоднозначные, массовые выставки

2

6

8

6

Концертные площадки, мероприятия, проводимые на них

2

5

7

7

Флэшмобы в Санкт-Петербурге

1

3

4

8

Экскурсионный Санкт-Петербург

5

12

17

9

Итоговое занятие.

-

4

4

Итого часов:

22

50

72

Ожидаемые результаты:

К концу первого года обучения ребёнок:

- знаком с современными культурными пространствами, музеями, галереями города

- владеет понятием «экскурсия», знает особенности проведения

- имеет представление о том, как писать отзывы, обзоры, репортажи

- совершенствует навыки общения

- умеет создавать познавательно-развивающие стенгазеты

2-й год обучения. 72 часа

Задачи 2-го года обучения:

Образовательные:

  • дать знания о современных видах искусства в Санкт-Петербурге
  • сформировать эстетические, искусствоведческие знания о городе
  • сформировать умение ориентироваться в современном культурном пространстве города
  • сформировать умение вычленять главное из массы информации, обобщать материал, конкретизировать
  • научить писать рецензии, заметки, эссе
  • продолжать учить создавать познавательно-развивающие стенгазеты

Развивающие:

  • продолжать развить многообразные интересы и способности учащихся через организацию творческой деятельности
  • продолжать развивать навыки общения
  • продолжать развивать способности высказывать и аргументировать свою точку зрения

Воспитательные:

  • продолжать приобщать учащихся к общечеловеческим этическим и эстетическим ценностям
  • продолжать готовить школьников к осознанию значимости и необходимости формирования собственной точки зрения на факты, явления, проблемы

№ п/п

Раздел, тема

Кол-во часов

Теор.

Практ.

Всего

1

Вводное занятие. Обсуждение летних впечатлений

2

-

2

2

Санкт-Петербург в живописи 20-21 вв.

2

4

6

3

Архитектура Санкт-Петербурга 20-21 вв.

3

6

9

4

Скульптура Санкт-Петербурга 20-21 вв.

3

6

9

5

Санкт-Петербург в современной литературе

3

6

9

6

Санкт-Петербург в фотографии

4

11

15

7

Современная музыкальная культура Санкт-Петербурга. Санкт-Петербург в песнях 20-21 вв.

3

6

9

8

Санкт-Петербург и кинематограф

3

6

9

9

Итоговое занятие

-

4

4

Итого часов:

23

49

72

Ожидаемые результаты:

К концу второго года обучения ребёнок:

- знаком с современными видами искусства, распространёнными в Санкт-Петербурге

- имеет эстетические, искусствоведческие знания о городе

- умеет ориентироваться в современном культурном пространстве города

- умеет вычленять главное из массы информации, обобщать материал, конкретизировать

- имеет представление о том, как писать рецензии, заметки, эссе

- умеет создавать познавательно-развивающие стенгазеты

- умеет высказывать собственную точку зрения, аргументировать и отстаивать её.

Содержание программы:

  1. Введение в программу.

Знакомство. Комплектование группы. Вводный инструктаж.

  1. Культурная среда города. Душа города.

Теория: Определение городской культурной среды. Формирование городской культурной среды. Особенности культурной среды молодого города. Н.П.Анциферов «Душа Петербурга».

Практика: создание стенгазеты - выпуск №1 «Душа города»

  1. Музеи Санкт-Петербурга 20-21 вв.

Теория: Государственный музей политической истории России. Государственный музей истории Санкт-Петербурга. Музей циркового искусства при Большом Санкт-Петербургском цирке. Санкт-Петербургский музей игрушки. Национальный шоу-музей "Гранд Макет Россия". Mузей занимательной науки "ЛабиринтУм". Музей сновидений Зигмунда Фрейда. Музей кофе Санкт-Петербург. Музей "Мир воды Санкт-Петербурга". Эрарта. Экскурсия в один (или два) музей по выбору коллектива.

Практика: написание отзыва о музее, создание проекта музея 21 века, создание стенгазеты – выпуск №2 «Необычные музеи Петербурга»

  1. Современные культурные пространства

Теория: Лофт-проект «Этажи».  Арт-центр «Пушкинская 10». Творческий центр "БОРЕЙ АРТ". АРТ - ЦЕНТР «ЦветСПб». Экскурсия в любой центра по выбору коллектива.

Практика: написание репортажа о работе выбранного пространства, создание стенгазеты – выпуск №3 «Культурные пространства – новинка 21-го века»

  1. Выставочные залы, галереи. Самые интересные, неоднозначные, массовые выставки

Теория: Центральный выставочный зал "Манеж". Петербургский центр искусств. Музейно-выставочный центр "Петербургский художник". Выставочный зал Союза художников. Народная галерея "Мансарда художников". Экскурсия в одну из галерей по выбору коллектива.

Практика: написание отзыва о выбранной галерее, создание стенгазеты – выпуск №4 «Выставочная деятельность в Санкт-Петербурге»

  1. Концертные площадки, мероприятия, проводимые на них

Теория: СКК. БКЗ. Юбилейный. Ледовый дворец.

Практика: создание макета афиши для своего вымышленного мероприятия на любой концертной площадке, создание стенгазеты – выпуск №5 «Афиша Петербурга»

  1. Флэшмобы в Санкт-Петербурге

Теория: Определение понятия флэшмоб. Основные принципы. Виды флэшмобов. Наиболее яркие флэшмобы в Санкт-Петербурге.

Практика: создание проекта школьного флэшмоба, создание стегазеты – выпуск №6 «Флэшмоб. Что это такое?»

  1. Экскурсионный Санкт-Петербург

Теория: Санкт-Петербург – туристический город. Виды экскурсий: автобусные, по рекам и каналам, интерьерные, «неформатные». Классические маршруты экскурсий, современные авторские экскурсии: их плюсы и минусы.

"Неизвестные дворцы". "Мистический Петербург". Легендарные дворики. Бандитский Петербург. По следам Достоевского и его персонажей. "Город всех религий". Выбор экскурсии по решению коллектива.

Практика: разработка и создание собственной тематической экскурсии по городу, создание стенгазеты – выпуск №7 «Санкт -Петербург глазами туриста»

  1. Санкт-Петербург в живописи 20-21 вв.

Теория: Союз художников. Музей петербургского авангарда. «Митьки». Сергей Темерев. Виталий Щукин. Ирина Александрина. Сабир и Светлана Гаджиевы. Павел Еськов. Иван Славинский. Вера Шанская. Владимир Колбасов. Александр Семёнов. Кирилл Ананнэ. Посещение арт-центра «Митьки».

Практика: создание рисунка, картины или коллажа «Петербург моими глазами», создание стенгазеты – выпуск №8 «Образ Петербурга в современной живописи»

  1. Архитектура Санкт-Петербурга 20-21 вв.

Теория: Градостроительство 20-21 веков. Архитектурные стили: конструктивизм, монументализм, функционализм, минимализм, постмодернизм. Журнал «Вестник.Зодчий 21 век.». Фестиваль «Петербург будущего». Мариинский – 2. Проект Охта-центр. Деловой комплекс «Санкт-Петербург Плаза».  Проект Апраксина двора. Многофункциональный комплекс «Балтийская жемчужина». Архитектура петербургского метрополитена.

Практика: создание макета современного здания в пространстве города, создание стенгазеты – выпуск №9 «Градостроительное искусство 21 века»

  1.  Скульптура Санкт-Петербурга 20-21 вв.

Теория: Галерея современной скульптуры и пластики. Музей городской скульптуры. Парк современной скульптуры в СПбГУ. Улица Правды. Санкт-Петербург в миниатюре. Памятники: чижик-пыжик, Остап Бендер, Кот Елисей, Гаврюша, бегемотиха Тоня, фонарщик, водовоз, городовой и другие. Посещение галереи, музея или парка по выбору коллектива.

Практика: разработка и создание проекта памятника в Петербурге, создание стенгазеты – выпуск №10 «Современное скульптурное убранство Санкт-Петербурга»

  1. Санкт-Петербург в современной литературе

Теория: Тема блокады в литературе 20 века.

Практика: написание рассказа или стихотворения о Петербурге, создание стенгазеты – выпуск №11 «Санкт-Петербург – герой моего романа»

  1. Санкт-Петербург в фотографии

Теория: История развития фотоискусства в Санкт-Петербурге. Карл Булла и его деятельность. Музей истории фотографии. РОСФОТО – выставочный центр.

Практика: создание фотопроекта о городе, создание стенгазеты – выпуск №12 «Санкт-Петербург в фотографии»

  1. Современная музыкальная культура Санкт-Петербурга. Санкт-Петербург в песнях 20-21 вв.

Теория: Ф.И.Шаляпин и его дом-музей. Рок-клуб. Камчатка и Виктор Цой. Песни о Петербурге. Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства.

Практика: создание стенгазеты – выпуск №13 «Музыкальный Санкт-Петербург»

  1. Санкт-Петербург и кинематограф

Теория: Сад «Аквариум». Киностудия «Ленфильм». Петербургский музей кино. Фильмы: «Прогулка», «Питер FM», «Невероятные приключения итальянцев в России», «Питер. Лето. Любовь». Просмотр одного из фильмов по выбору коллектива.

Практика: написание рецензии на фильм, создание стенгазеты – выпуск №14 «Санкт-Петербург – герой кино»

Методичекое обеспечение образовательной программы.

№ п/п

Раздел, тема

Формы занятий

Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса

Дидактический материал

Техническое оснащение занятий

Формы подведения итогов

1

Введение в программу

Беседа

2

Культурная среда города. Душа города

Презентация, практическое занятие

Наглядный, объяснительно-иллюстративный, практический

Презентация, видеофильм

Мультимедийный проектор, доска

стенгазета

3

Музеи Санкт-Петербурга вт.пол.20-21 вв.

Презентация, практическое занятие, экскурсия

Наглядный, объяснительно-иллюстративный, практический

Презентация

Мультимедийный проектор, доска

Стенгазета, отзыв, проект

4

Современные культурные пространства

Презентация, практическое занятие, экскурсия

Наглядный, объяснительно-иллюстративный, практический

Презентация

Мультимедийный проектор, доска

Стенгазета, репортаж

5

Выставочные залы, галереи. Самые интересные, неоднозначные, массовые выставк Мультимедийный проектор, доска и

Презентация, практическое занятие, экскурсия

Наглядный, объяснительно-иллюстративный, практический

Презентация

Мультимедийный проектор, доска

Стенгазета, отзыв

6

Концертные площадки, мероприятия, проводимые на них

Презентация, практическое занятие

Наглядный, объяснительно-иллюстративный, практический

Презентация

Мультимедийный проектор, доска

Стенгазета, макет

7

Флэшмобы в Санкт-Петербурге

Презентация, практическое занятие

Наглядный, объяснительно-иллюстративный, практический

Презентация, видеофильм

Мультимедийный проектор, доска

Стенгазета, проект

8

Экскурсионный Санкт-Петербург

Презентация, практическое занятие, экскурсия

Наглядный, объяснительно-иллюстративный, практический

Презентация, видеофильм

Мультимедийный проектор, доска

Стенгазета, экскурсия

9

Итоговое занятие

Практическое занятие

практический

Выставка

10

Вводное занятие. Обсуждение летних впечатлений

Беседа

11

Санкт-Петербург в живописи 20-21 вв.

Презентация, практическое занятие, экскурсия

Наглядный, объяснительно-иллюстративный, практический

Презентация, видеофильм

Мультимедийный проектор, доска

Стенгазета, рисунок

12

Архитектура Санкт-Петербурга 20-21 вв.

Презентация, практическое занятие

Наглядный, объяснительно-иллюстративный, практический

Презентация, видеофильм

Мультимедийный проектор, доска

Стенгазета, макет

13

Скульптура Санкт-Петербурга 20-21 вв.

Презентация, практическое занятие, экскурсия

Наглядный, объяснительно-иллюстративный, практический

Презентация, видеофильм

Мультимедийный проектор, доска

Стенгазета, проект

14

Санкт-Петербург в современной литерат Наглядный, объяснительно-иллюстративный, практический уре

Презентация, практическое занятие

Наглядный, объяснительно-иллюстративный, практический

Презентация, видеофильм

Мультимедийный проектор, доска

Стенгазета, рассказ (стихотворение)

15

Санкт-Петербург в фотографии

Презентация, практическое занятие, экскурсия

Наглядный, объяснительно-иллюстративный, практический

Презентация, видеофильм

Мультимедийный проектор, доска

Стенгазета, фотопроект

16

Современная музыкальная культура Санкт-Петербурга. Санкт-Петербург в песнях 20-21 вв.

Презентация, практическое занятие, экскурсия

Наглядный, объяснительно-иллюстративный, практический

Презентация, видеофильм

Мультимедийный проектор, доска

Стенгазета

17

Санкт-Петербург и кинематограф

Презентация, практическое занятие, экскурсия

Наглядный, объяснительно-иллюстративный, практический

Презентация, видеофильм

Мультимедийный проектор, доска

Стенгазета, рецензия

18

Итоговое занятие

Практическое занятие

практический

Выставка

Список литературы:

  1. Список литературы, использованный при написании программы:

-

  1. Список литературы, рекомендуемый педагогу:

-

  1. Список литературы, рекомендуемый детям и родителям:

-

  1. Интернет-ресурсы:

http://www.peterburg.biz

http://www.blog-fiesta.com

http://parus-peterburg.ru/

http://www.encspb.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Программа дополнительного образования "Танцевальный лицей"

Программа «ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ» является программой физкультурно-спортивной направленности. Предоставляет возможность для физического развития учащихся, для воспитания навыков здорового обр...

Дополнительная образовательная общеобразовательная программа по краеведению "Мой Петербург"

Отличительная особенность программы заключается в личностном осмыслении учащимися событий истории родного города как событий собственной истории, в создании на занятиях особой атмосферы «ми...

Фестиваль лучших педагогических практик педагогов дополнительного образования Санкт-Петербурга «ТВОРЧЕСТВО В ПРОФЕССИИ»

Создание условий для обобщения и распространения лучших педагогических практик педагогов дополнительного образования....

Методическая разработка «ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ЗАПИСИ В КРУЖКИ И СЕКЦИИ НА ПОРТАЛЕ «ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА»

Методическая разработка предлагает инструкции для родителей по записи в кружки и секции на портале «Дополнительное образование Санкт-Петербурга»...

Методические рекомендации пользователям по доступным возможностям на Портале Дополнительного образования Санкт-Петербурга.

Навигатор дополнительного образования – проект федерального значения. Основная цель создания Навигатора: обеспечение доступа к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам ...