Урок мужества "В жизни всегда есть место подвигу"
классный час по краеведению (8 класс) на тему
Урок мужества раскрывает образ героя на примерах из истории, литературы и современной жизни,посвящен Дню Героя Отечества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок мужества ко Дню Героя Отечества | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок мужества «В жизни всегда есть место подвигу»
Цели:
- дать представление о понятиях «герой», «подвиг», раскрыть образ героя на примерах из истории, литературы и современной жизни;
- развивать умение анализировать услышанное и увиденное, составлять и высказывать собственное мнение;
- воспитывать чувство патриотизма, а также чувство гордости и уважения к народу.
Ведущий1: Человек жив памятью – пока есть память, есть жизнь на Земле. И в этой жизни есть место высокому и низменному, добру и злу, предательству и подвигу. И как утверждал наш великий писатель А.М. Горький, в жизни всегда есть место подвигу.
Ведущий2: Никогда не забыть жителям района тот трагический день 18 сентября 2003 года, когда в ясный солнечный день начала осени размеренная жизнь людей была нарушена взрывом. В трех километрах от п.Советское,в 7 км от п.Степное и в двух километрах от огромного газового хранилища, где хранилось около 5 млрд. кубометров сжиженного газа, рухнул стратегический бомбардировщик ТУ - 160 " Михаил Громов".
Ведущий1: Огонь вспыхнул в 11.07.19, а уже и в 11.07.33 произошел взрыв. В момент возгорания в одном из двигателей самолет находился на высоте 1200 метров. Речевой самописец зафиксировал голос одного из членов экипажа, который доложил: «Пожар двигателя второго!» Через шесть секунд помощник командира майор Олег Федусенко закричал: «Пожар первого и второго двигателей!»
В последний момент командир экипажа хотел дать какую-то команду летчикам, вероятно, покинуть самолет. Речевой самописец зафиксировал команду командира: «Экипа...» ...
В 12.28 к месту падения бомбардировщика прибыли расчеты поисковиков и военные, которые обнаружили тела четырех погибших летчиков.
Ведущий2: В кратчайший срок эта весть облетела весь район. Когда через 8 минут на место катастрофы прибыли пожарные, милиция, сотрудники прокуратуры, военные доложили о случившемся руководству района, области, министерству обороны РФ.
Причиной трагедии стал пожар во втором правом двигателе самолета. За 18 лет эксплуатации самолетов ТУ-160 - это первая авария, приведшая к гибели людей и самого самолета. Военная прокуратура долго выясняла причины катастрофы. А взбудораженные жители района с ужасом думали, что могло произойти, если бы летчики не увели многотонную махину от опасного объекта - Степновской СПХГ, от человеческого жилья. Ведь максимальная масса ТУ-160 составляет 275 тонн. В качестве боевой нагрузки ТУ-160 может нести 12 крылатых ракет с ядерными зарядами. Слава богу, что в этот период на самолете не было ядерного оружия, так как он выполнял учебно-тренировочное задание с целью технической проверки двигателя, один из которых был после ремонта.
Ведущий1: В 2003 году на вооружении ВВС России находилось 15 таких машин. Это был самый первый бомбардировщик, прибывший в полк дальней авиации г. Энгельс 5 лет назад. Каждому самолету здесь давали имя, этот был назван в честь одного из первых российских летчиков Михаила Громова.
Ведущий2: Оперативно, грамотно и профессионально сработали все службы Станции подземного хранения газа. Они первыми прибыли на место катастрофы, организовали тушение очага возгорания, который захватил 500 кв. м. Через 12 минут после сообщения о крушении самолета на место трагедии прибыли сотрудники Советского РОВД, которые провели оцепление места крушения и обеспечили пропускной режим.
Ведущий1: На другой день, связавшись с частью 122-й тяжело бомбардировочной дивизии, все узнали имена наших спасителей - именно так через сутки после катастрофы народ стал называть 4-х погибших летчиков экипажа. Вот эти имена:
Дейнеко Юрий Михайлович, гвардии полковник, командир корабля;
Федусенко Олег Николаевич,гвардии майор. помощник командира корабля;
Колчин Григорий Афанасьевич, гвардии майор, штурман корабля;
Сухоруков Сергей Михайлович, гвардии майор, второй штурман корабля.
Ведущий2: Весть о катастрофе стратегического бомбардировщика облетела весь мир. Не было ни одного телерадиоагенства, печатных СМИ, которые не комментировали бы эту страшную новость. Все они сходились в главном: экипаж сделал все возможное, чтобы не произошло большой беды. Действия летчиков перед гибелью заслуживают самой высокой оценки и с профессиональной и нравственной точки зрения.
Ведущий1: Указом Президента РФ №1374 от 22 ноября 2003 года подполковнику Дейнеко Ю.М. присвоено звание Героя Российской Федерации - посмертно. За то, что проявил самообладание и профессионализм и отвернул терпящий бедствие корабль от крупного газохранилища и населенных пунктов района.
А через год на месте гибели экипажа был открыт памятник, увековечивающий их бессмертный подвиг. В 2013 году в парке п. Степное открыт бюст командиру корабля Дейнеко Юрию Михайловичу.
Ведущий2: Дейнеко Юрий Михайлович родился 6 марта 1963 года в г. Коммунарске Луганской области Украинской ССР.
В 1980 году поступил в Тамбовское высшее военное авиационное училище лётчиков, которое окончил в 1984 году. Служил в частях Дальней авиации. В 1996 году окончил Военно-воздушную академию им. Ю. А. Гагарина.
Был первым (после многолетнего перерыва) российским лётчиком, совершившим летом 2003 года полёт на дальнее патрулирование над Индийским океаном на стратегическом ракетоносце Ту-160. Имел общий налёт в 1296 часов. Похоронен в городе Энгельс Саратовской области.
Ведущий1: В повседневной нашей жизни так много непредвиденных опасных ситуаций, создающихся по различным причинам, иногда происходящих неожиданно, непредсказуемо. Так же получился и несчастный случай на военных учениях в Амурской области, где погиб командир батальона Сергей Солнечников, спасая жизнь своих солдат срочников. Во время выполнения упражнения по метанию гранат произошла нештатная ситуация: граната после броска рядового попала в бруствер. Солнечников подскочил к метнувшему гранату, оттолкнул его в сторону и накрыл гранату собой. Прогремел взрыв, офицер получил многочисленные ранения и вскоре скончался.
Ведущий2: Поступок комбата колыхнул сердца многих россиян. Учитывая мнение широкой общественности, депутатов Государственной Думы, Правительство РФ пришло к мнению, что поступок Солнечникова достоин присвоения звания Героя России. Мы еще раз удостоверяемся в том, что в российской армии служат достойные командиры, которые отвечают за безопасность своих подчиненных и готовы пожертвовать жизнью при возникновении нештатных ситуаций.
Ведущий1: Сегодня мы с вами задумаемся и постараемся ответить на вопрос: Герой. Кто он? А также составим портрет героя, определим качества, необходимые для совершения подвига.
Ведущий2. Понятия «долг», «честь», «патриотизм» неразрывно связаны с понятиями «подвиг» и «герой». Во все времена люди вкладывали в эти слова все самое положительное и ценное. Поступки человека не проходят бесследно, все оценивается с позиции пользы для своего Отечества и народа. Добро, трудолюбие, человеколюбие и любовь к Родине было ценно во все времена. Зло не может совершить добрые дела. Но кто он этот герой? В какой стране рождаются и живут эти люди? Может, нужны особые условия, для того чтобы появились герои? Может, это люди особой профессии? На все эти вопросы мы и постараемся ответить сегодня.
Ведущий1: Для того чтобы понять, кто такой герой, необходимо посмотреть, как трактует данное понятие словарь С.И. Ожегова.
Герой –
1. Выдающийся своей храбростью, доблестью, самоотверженностью человек, совершающий подвиги.
2. Главное действующее лицо литературного произведения.
3. Лицо, воплощающее в себе характерные черты эпохи, среды.
4. Лицо, привлекшее к себе внимание чем-нибудь или являющееся предметом восхищения, подражания.
Какое из перечисленных значений подходит к нашей теме?
(Первое значение близко к теме, так как мы исследуем человека, совершающего подвиг).
Ведущий2 В толковых словарях приводятся несколько вариантов ответа этому термину, но нас интересует самый главный – герой это тот, кто совершил подвиг, проявив личное мужество, стойкость, готовность к самопожертвованию. Который как обычно не готовиться к проявлению героизма заранее, но подготовил себя уже к этому решающему моменту гораздо раньше, сам того и не подозревая. Его подготовленность выражается в воспитании в нем общечеловеческих качеств, проявляющегося в морально-этических нормах, его характере
Ведущий1 Как вы понимаете слово «подвиг»? ( Мнения учащихся)
А вот такое определение даётся в словаре
Подвиг – самоотверженный героический поступок.
Какие бывают подвиги?
Обсуждение по вопросам:
Каков внешне должен быть герой?
Сколько лет должно быть человеку, который совершает подвиг?
Герои – это люди особой профессии?
Может, как-то особенно надо воспитывать героя?
Герои живут в каком–то особом месте? ( Мнения учащихся)
Вывод: Конкретных характеристик, признаков и критериев для определения героя нет, им может быть любой человек. Но определенные качества характера необходимы для совершения подвига.
Ведущий2: Работа по микрогруппам. На карточках запишите 10 качеств характера, которыми должен обладать герой. (Обмен мнениями, основные качества появляются на экране).
Очень много человеческих качеств заложено в этом маленьком слове: храбрость, решительность, отвага, бесстрашие, человеколюбие, патриотизм, высоконравственность, готовность к самопожертвованию, умение мгновенно принять главное в жизни решение, ответственность и т.д.
Ведущий1: Данные качества позволяют выстоять в трудные моменты. По мнению Р. Эмерсона, «герой не храбрее обычного человека, но сохраняет храбрость на пять минут дольше»
Ведущий 2:С древних времен на Руси почитались люди, которые стояли за правое дело, жертвуя собой, защищали землю-матушку, трудились во славу Родины. В песнях, поэмах, легендах, былинах был воспет подвиг народа русского. Но истинной проверкой силы и мощи нашего народа стала Великая Отечественная война. Немало лишений пришлось испытать людям.
Ребята, давайте вспомним героев той войны.
Мужество и героизм еще не раз проявили люди и на фронте и в тылу.
Но только ли на войне есть место подвигу?
Ведущий1: Люди всегда благодарны тем, кто нашел в себе мужество и силы совершать великое. Человеческая память хранит имена героев и их свершения.
Николай Пржевальский променял великосветский Петербург, парады и банкеты на тишину пустынь, дым костров, стоптанные сапоги, голод и жажду. В его честь Академией наук была выбита специальная медаль.
Ведущий2: Молодой кандидат медицинских наук Анатолий Шаткин привил себе вирус трахомы, чтобы другие люди никогда не болели этой страшной болезнью
И это тоже настоящий подвиг.
Но ведь не все могут быть путешественниками или работать с вирусами. Ведь кто-то должен водить такси, печь хлеб, стоять у станка или считать деньги в сберегательном банке.
А как же подвиг?
И все же мне кажется – есть место подвигу в любой обстановке и при любых занятиях.
Ведущий1: Вспомним жизнь Александра Селькирка (прообраз знаменитого Робинзона Крузо)
на необитаемом острове, с его победой над самим собой, над страхом, над малодушием, над ленью, над желанием закрыть глаза и ждать смерти.
Положение, в котором оказался этот человек, тоже необычное, но ведь бороться с собой, со своей ограниченностью, со своими пороками, с опустошенностью и равнодушием можно и нужно не только на необитаемом острове.
Ведущий2: Для некоторых людей сама жизнь уже является подвигом, так как каждый день приходится доказывать себе и людям, что жить на Земле – здорово, независимо от того, какие трудности тебе необходимо преодолевать каждый день.
Ведущий1: Так, например, всем известная российская певица Диана Гурская, которая, преодолевая трудности недуга каждый день, тоже совершает подвиг. В раннем детстве девочка ничем не отличалась от остальных маленьких детей, и родители не догадывались о ее врожденной слепоте, пока однажды маленькая Диана с грохотом не свалилась с дивана и не расшибла себе в кровь лицо. Горе родителей, узнавших о страшном недуге своего горячо любимого позднего ребенка, трудно описать словами. Лучшие офтальмологи подтвердили неизлечимость болезни. Сама же девочка до поры не догадывалась, что чем-то отличается от остальных детей.
Отец с матерью долго не решались объяснить ей ее состояние, а она не могла понять, почему мир для нее черен. Ведь родителя и друзья говорили между собой о каких-то цветах и красках... Но постепенно в ней формировалось какое-то седьмое или восьмое чувство, которое и рисовало мир, понятный только ей.
Ведущий2: Мы можем гордиться подвигами, победами наших паралимпийцев в Ванкувере в 2010 году, которые заняли 1 командное место по количеству завоеванных золотых медалей
Ирек Айратович Зарипов – спортсмен, участник паралимпийских игр 2010 в Ванкувере, награжден золотыми медалями в лыжных гонках на 15 километров, в биатлоне на 2.4 км, лыжные гонки 10 км.
Бурмистрова Анна Александровна – спортсменка, лыжные гонки, биатлон Заслуженный мастер спорта России.
Двукратная чемпионка, серебряный и бронзовый призер Паралимпийских зимних игр 2010 г. в Ванкувере (биатлон 3 км, лыжные гонки 15 км, биатлон 12,5 км, лыжные гонки – спринт). Чемпионка Паралимпийских зимних игр 2006 г. в Турине (лыжные гонки), девятикратная чемпионка мира по лыжным гонкам и биатлону.
Паутова Елена Осиповна (легкая атлетика). Заслуженный мастер спорта. Чемпионка Паралимпийских игр (2004 г.), двукратная бронзовая медалистка Паралимпийских игр в Пекине (2008), чемпионка Мира (2003–2007 гг.), Европы (2005 г.) и многократная чемпионка России (2003–2008 гг.) по легкой атлетике среди слепых.
Ведущий1: Героизму всегда есть место в жизни, и не только в военное время, но и в совершенно мирное время. Героями не рождаются – героями становятся. Мы часто слышим и смотрим в новостях, когда в нашей обыденной жизни героями становятся совершенно маленькие дети, которые не сробели и не испугались смерти, спасая людей в чрезвычайных ситуациях во время пожаров, случайных утоплений людей на водоемах и т.д.
Попробуйте победить себя, и вы поймете, что такое подвиг!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока мужества "В жизни всегда есть место подвигу"
Урок несет большой информационный материал,...
Урок мужества для учащихся 6 класса «В жизни всегда есть место подвигу?»
Цель - формировать представление о подвиге, мужестве, долге, чести, ответственности, нравственности, познакомить с героическими и трагическими страницами истории Отечества; воспитывать уважение ...
Интегрированный урок русского языка и литературы на тему "В жизни всегда есть место подвигу"
Конспект интегрированного урока русского языка и литературы...
Урок Мужества по теме: «В жизни всегда есть место подвигу»
Данный урок мужества предназначен для учащихся 6-11 классов. Цель урока - показать значимость человека в добрых делах для общества, воспитание в детях человечности, милосердия, умения прийти на п...
Урок Мужества по теме: «В жизни всегда есть место подвигу»
Данный урок мужества предназначен для учащихся 6-11 классов. Цель урока - показать значимость человека в добрых делах для общества, воспитание в детях человечности, милосердия, умения прийти на п...
Урок Мужества по теме: «В жизни всегда есть место подвигу»
Данный урок мужества предназначен для учащихся 6-11 классов. Цель урока - показать значимость человека в добрых делах для общества, воспитание в детях человечности, милосердия, умения прийти на п...
Урок мужества "В жизни всегда есть место подвигу"
Этот урок мужества проведён с учащимися 8-12 классов. Велась большая предварительная работа. Дети искали в интернете сообщения о подвигах в наши дни, готовили сообщения. Отвечали на вопросы анкеты, уч...