Внеклассный кружок "Краеведение"
методическая разработка по краеведению (7 класс) на тему

Заикин Михаил Васильевич

Краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств воспитанников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnyy_kruzhok.docx32.13 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассный кружок "Краеведение»  

                                          Разработал:

Воспитатель Заикин Михаил Васильевич

Пояснительная записка

1.Актуальность и практическая значимость программы.

             Краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств  школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала. «Малая Родина»  ребёнка - это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это и памятные места города, его исторические и культурные центры, промышленные предприятия города, это и известные люди, гордость и слава нашего края.

На современном этапе развития общества изучение родного края становится актуальным  как ведущий фактор воспитания патриотизма.

Сущность школьного краеведения заключается во всестороннем изучении учащимися под руководством учителя в учебно-воспитательных целях определенной территории своего края. Краеведение развивает у учащихся наблюдательность, мышление, воспитание воли, любознательности, познавательных интересов, собирательской активности, увлечению наукой.

       При изучении «своей местности» у учащихся формируются правильные представления о многих объектах, явлениях и процессах, которые, в свою очередь, служат основой для понятий.  Благодаря краеведению решается важная педагогическая проблема – соединение обучения с жизнью. В последнее десятилетие по России в целом возрос интерес к проблемам изучения родного края. С одной стороны, это дань моде, с другой — насущная необходимость, и диктуется она потребностями общества в создании условий для становления гражданина.

           Особенностью данной программы является организация индивидуальной и коллективно-творческой деятельности учащихся по приобретению новых знаний об истории и культуре родного края из разных источников информации,  творческая переработка информации и создание самостоятельных исследований, проектов.

              Программа призвана обогатить знаниями об историческом прошлом  нашего города, культурных традициях прошлого и настоящего, воспитывать школьников на примерах мужества, героизма и мудрости, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, воспитывать чувства гражданственности и патриотизма.

   2.Цели и задачи программы.

   Основная цель, стоящая перед программой – формирование патриотического сознания младших школьников  на основе изучения истории и культуры родного края.

Цель реализуется через триаду задач:

Обучающие

  • развитие познавательного интереса к своей малой родине через различные формы работы;
  • формирование  у учащихся комплексных  знаний о  родном городе;
  • освоение историко – обществоведческих  знаний об окружающем мире, распределенных во времени и пространстве (история улиц, зданий, города, рода);

Развивающие

  • воображение как основы для решения творческих задач;
  • мышление как умение анализировать, сравнивать, обобщать факты; выявлять степень достоверности и вариативности оценки одних и тех же событий в разных исторических источниках;
  • эстетические  чувства в ходе знакомства с народными промыслами и фольклорным наследием родного края.

Воспитательные

  • воспитание  положительной  привычки учащихся начальных классов  в организации собственного досуга на основе реализации деятельностного подхода;
  • воспитание творческой личности в процессе осуществления речевой, трудовой и эстетической деятельности;
  • воспитание бережного отношения к этнокультурному наследию родного края.

3.Основные идеи, принципы, особенности и пути реализации программы.

       В курсе краеведения реализуется идеи  формирования патриотического сознания  школьника через образ малой родины, на основе познавательного интереса к изучению своей местности.  Методологическую основу курса составляет личностно - деятельностный подход, который является главным фактором формирования личности школьника, в воспитании гражданина и патриота.

        Задача школьного краеведческого курса в среднем звене – создать образное представление  о семейном – национальном – микромире как части большого целого – жизни страны со своей, присущей только ей особенностью. Создать условия для эмоционального сопереживания своим близким, землякам. Инициировать процесс национальной и личностной самоидентификации как единого  целого в многообразии.

              Важно, что разнообразные факты жизни «малой родины» введены в общий культурный багаж ребенка и могут служить фундаментом для дальнейшей работы в средней школе.

             Педагогические технологии, применяемые при освоении содержания курса: технологии развития критического мышления, технологии проектной деятельности, обучение  в сотрудничестве, исследовательская деятельность.

       Предлагаемый курс краеведения строится с учетом дидактических принципов, таких как

  • Доступность:  содержание курса выстроено с учетом познавательных возможностей учащихся.
  • Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся: содержание, формы и методы работы должны быть адекватны психофизиологическим возможностям данного этапа развития ребенка. Начало знакомства с родным краем происходит на том, что ребенок видит или может увидеть вокруг себя.
  • Наглядность: обеспечивает развитие точных представлений об отдельных предметах и явлениях в природе  и обществе на территории нашего района.  Реализуется через демонстрацию натуральных объектов, которые можно увидеть в музее, на экскурсии, прогулке,

в  походе,  в ходе просмотра видеофильмов, мультимедийных средств.  

  •  Научность: при подаче материала  не допускать ошибок и неточностей (название города, улиц, предприятий и т. д.). Раскрывать смысл даваемых понятий:  родословное дерево, фамилия, традиция, памятник,  герб, война, медали и т. д.
  • Интеграция: предполагает необходимость дополнения, углубления имеющихся знаний учащихся, стимулирования их познавательной активности. Реализуется через формирование у ученика представления о взаимосвязи, взаимозависимости и взаимовлиянии природы, культуры, этнокультуры.
  • Краеведческий принцип: способствует развитию познавательного интереса, любознательности у младших школьников к тому, что их окружает,  к своей малой родине.

В программе заложено знакомство с народными промыслами родного края  в прошлом  веке и  декоративно – прикладным искусством  современности.

  • Уникальности:  наш край по – своему уникален – историческая планировка города, застройка, сетка улиц, природный ландшафт и памятные исторические места.
  • Экологизации: использование  здоровьесберегающих технологий.        Ученик учится соизмерять свои нужды  и возможности природы, учится видеть красоту природы и защищать ее.

                                                                                                                                                       

В ходе занятий краеведческого кружка учащиеся выполняют разнообразные практические задания:

  • подготовка и проведение народных праздников;
  • организация словесного и художественного творчества: сочинительство небольших стихов, сказок;  рисование по результатам экскурсий,  наблюдений, представлениям;
  • формулирование вопросов на экскурсии, обращаясь к человеку любого возраста;
  • слушать и слышать ответы и вопросы в беседе;
  • разрабатывать и реализовывать исследовательские (индивидуальные,  коллективные) и общественно полезные проекты;
  • оказывать и получать помощь в затруднительных ситуациях;
  • ориентироваться в городе;
  • читать карту города;
  • находить необходимую информацию в различных источниках;

     В качестве способов учета знаний, умений обучающихся  могут использоваться выставки (рисунков, поделок), научно – исследовательские конференции, районные, конкурсы по краеведению.

   Предполагаемые результаты:

  • приобретение учащимися знаний об истории, культуре города Мценска и Мценского района, топонимики.
  • овладение школьниками навыками изучения истории родного края
  • использование краеведческого материала в образовательном процессе (на уроках истории, литературы, географии)
  • пропаганда краеведческих знаний (газеты, выступления перед другими учащимися).
  • овладение разнообразными формами и методами поиска знаний (справочной литературой дома, в библиотеке, в Интернете)
  • организация учебного процесса и свое рабочего места
  • выполнение первичных исследовательские работ по краеведческой деятельности (составление персоналий на своих близких, генеалогического дерева)
  • составление вопросника, работа с информантами, запись информации, обработка собранного материала, работа над исследованием и докладом на итоговом занятии.

Учебно-тематический план.

Название  мероприятия

Количество

часов

1 год обучения

1.

Что такое краеведение: зачем и как изучать свой край.

1

2.

Древнейшее прошлое нашего края.

1

3.

Край, в котором ты живёшь.

2

4.

Территория, границы, географическое положение.

1

5.

Моя семья. Мои предки.

2

6.

История и традиции родной школы.

1

7.

Россиянин - район Изобильненский.

1

8.

Экскурсия в музей истории города Изобильного.

1

9.

История села Подлужного.

2

10.

Экскурсия в комнату боевой славы.

1

11.

Богатство нашей земли.

2

12.

Разнообразие растительного мира. Лекарственные и опасные растения.

2

13.

Леса нашего края.

1

14.

Заповедные места нашего края.

2

15.

Животный мир  нашего края.

2

16.

Водоемы нашего края.

1

17.

Писатели, прославившие город.

2

18.

Почетные  граждане города.

2

19.

Умельцы моего села.

1

20.

Откуда взялась моя фамилия?  Значение имени.

1

21.

Я и моё имя.

1

22.

Из истории школы.

1

23.

Народные промыслы в городе Изобильном и Изобильненском   районе.

2

24.

Культурные учреждения города

1

2 год обучения.

1.

Земляки – участники Великой Отечественной войны.

2

2.

Славный путь 5-го Донского казачьего кавалерийского краснознамённого Будапештского корпуса.

1

3.

Воины – интернационалисты.

2

4.

Их имена носят улицы города Ставрополя.

1

5.

Юные герои Ставрополья.

2

6.

Поздравление ветеранов войны.

1

7.

Гордость Ставрополья – Новотроицкая ГРЭС.

1

8.

26 сердец нашего региона.

2

9.

Климатические особенности.  

1

10.

Охрана природы.

2

11.

Герои современности.

1

12.

Народные таланты нашего края.

2

13.

Фольклор - духовное богатство народа.

1

14.

О чем может рассказать народный костюм.

2

15.

Народные традиции

2

16.

Традиции моей семьи

1

17.

Наша дружная семья

1

18.

Выставка семейных поделок.

1

19.

Самая  интересная фотография в семейном архиве.

1

20.

Моя родословная.

2

21.

Составление семейного древа.

1

22.

Школьный музей: как учились наши прабабушки.

1

23.

В судьбе страны – судьба города (названия улиц, отражающие исторические события)

2

24.

Они всегда рядом с нами (улицы, названные в честь героев)

1

3 год обучения.

1.

Город Изобильный в прошлом – настоящем.

2.

Экскурсия к памятнику погибших советских воинов (с.Пелагиада).

1

3.

Экскурсия к памятнику Н.Полушина в с. Московское.

1

4.

Урок-игра «Исторический калейдоскоп».

1

5.

Учебные заведения города Изобильного.

2

6.

Развитие спорта в нашем районе.

1

7.

Наш город в будущем.

1

8.

Современный город: жизнь и быт.

2

9.

Экология вокруг города

2

10.

Медаль за бой, медаль за труд из одного металла льют.

1

11.

У войны и женское лицо.

2

12.

Война лишила их детства

2

13.

 «Никто не забыт». Герои-земляки.

1

14.

Легенды и предания

2

15.

Главная улица города Ставрополя.

1

16.

Забытые деревни.

2

17.

Народные игры.

1

18.

История возникновения города Ставрополя.

2

19.

Война лишила их детства.

1

20.

Женщины на фронтах Великой Отечественной войны.

2

21.

Знакомство с некоторыми орденами и медалями России и Советского Союза.

1

22.

Сохранение памятников истории и культуры города Ставрополя.

1

23.

Подготовка к вечеру «Золотое моё Ставрополье»

2

24.

Вечер «Золотое моё Ставрополье».

1

Краеведение. Пособие для учителя / Под редакцией А.В. Даринского. Москва, 1987.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Методическая разработка уроков и внеклассного мероприятия «Проектная деятельность учащихся на уроках развития речи и внеклассном мероприятии по теме «Русские народные промыслы»

Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное – продумать ...

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия   «Что такое коррупция?»  составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика»   для обучающ...

Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник).

-соединить спортивно-оздоровительную работу с патриотическим воспитанием   школьников   -развивать у детей мотивацию к занятию спортом   - формирование спортивных к...