Внеклассный кружок "Краеведение"
методическая разработка по краеведению (7 класс) на тему
Краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств воспитанников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnyy_kruzhok.docx | 32.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассный кружок "Краеведение»
Разработал:
Воспитатель Заикин Михаил Васильевич
Пояснительная записка
1.Актуальность и практическая значимость программы.
Краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала. «Малая Родина» ребёнка - это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это и памятные места города, его исторические и культурные центры, промышленные предприятия города, это и известные люди, гордость и слава нашего края.
На современном этапе развития общества изучение родного края становится актуальным как ведущий фактор воспитания патриотизма.
Сущность школьного краеведения заключается во всестороннем изучении учащимися под руководством учителя в учебно-воспитательных целях определенной территории своего края. Краеведение развивает у учащихся наблюдательность, мышление, воспитание воли, любознательности, познавательных интересов, собирательской активности, увлечению наукой.
При изучении «своей местности» у учащихся формируются правильные представления о многих объектах, явлениях и процессах, которые, в свою очередь, служат основой для понятий. Благодаря краеведению решается важная педагогическая проблема – соединение обучения с жизнью. В последнее десятилетие по России в целом возрос интерес к проблемам изучения родного края. С одной стороны, это дань моде, с другой — насущная необходимость, и диктуется она потребностями общества в создании условий для становления гражданина.
Особенностью данной программы является организация индивидуальной и коллективно-творческой деятельности учащихся по приобретению новых знаний об истории и культуре родного края из разных источников информации, творческая переработка информации и создание самостоятельных исследований, проектов.
Программа призвана обогатить знаниями об историческом прошлом нашего города, культурных традициях прошлого и настоящего, воспитывать школьников на примерах мужества, героизма и мудрости, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, воспитывать чувства гражданственности и патриотизма.
2.Цели и задачи программы.
Основная цель, стоящая перед программой – формирование патриотического сознания младших школьников на основе изучения истории и культуры родного края.
Цель реализуется через триаду задач:
Обучающие
- развитие познавательного интереса к своей малой родине через различные формы работы;
- формирование у учащихся комплексных знаний о родном городе;
- освоение историко – обществоведческих знаний об окружающем мире, распределенных во времени и пространстве (история улиц, зданий, города, рода);
Развивающие
- воображение как основы для решения творческих задач;
- мышление как умение анализировать, сравнивать, обобщать факты; выявлять степень достоверности и вариативности оценки одних и тех же событий в разных исторических источниках;
- эстетические чувства в ходе знакомства с народными промыслами и фольклорным наследием родного края.
Воспитательные
- воспитание положительной привычки учащихся начальных классов в организации собственного досуга на основе реализации деятельностного подхода;
- воспитание творческой личности в процессе осуществления речевой, трудовой и эстетической деятельности;
- воспитание бережного отношения к этнокультурному наследию родного края.
3.Основные идеи, принципы, особенности и пути реализации программы.
В курсе краеведения реализуется идеи формирования патриотического сознания школьника через образ малой родины, на основе познавательного интереса к изучению своей местности. Методологическую основу курса составляет личностно - деятельностный подход, который является главным фактором формирования личности школьника, в воспитании гражданина и патриота.
Задача школьного краеведческого курса в среднем звене – создать образное представление о семейном – национальном – микромире как части большого целого – жизни страны со своей, присущей только ей особенностью. Создать условия для эмоционального сопереживания своим близким, землякам. Инициировать процесс национальной и личностной самоидентификации как единого целого в многообразии.
Важно, что разнообразные факты жизни «малой родины» введены в общий культурный багаж ребенка и могут служить фундаментом для дальнейшей работы в средней школе.
Педагогические технологии, применяемые при освоении содержания курса: технологии развития критического мышления, технологии проектной деятельности, обучение в сотрудничестве, исследовательская деятельность.
Предлагаемый курс краеведения строится с учетом дидактических принципов, таких как
- Доступность: содержание курса выстроено с учетом познавательных возможностей учащихся.
- Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся: содержание, формы и методы работы должны быть адекватны психофизиологическим возможностям данного этапа развития ребенка. Начало знакомства с родным краем происходит на том, что ребенок видит или может увидеть вокруг себя.
- Наглядность: обеспечивает развитие точных представлений об отдельных предметах и явлениях в природе и обществе на территории нашего района. Реализуется через демонстрацию натуральных объектов, которые можно увидеть в музее, на экскурсии, прогулке,
в походе, в ходе просмотра видеофильмов, мультимедийных средств.
- Научность: при подаче материала не допускать ошибок и неточностей (название города, улиц, предприятий и т. д.). Раскрывать смысл даваемых понятий: родословное дерево, фамилия, традиция, памятник, герб, война, медали и т. д.
- Интеграция: предполагает необходимость дополнения, углубления имеющихся знаний учащихся, стимулирования их познавательной активности. Реализуется через формирование у ученика представления о взаимосвязи, взаимозависимости и взаимовлиянии природы, культуры, этнокультуры.
- Краеведческий принцип: способствует развитию познавательного интереса, любознательности у младших школьников к тому, что их окружает, к своей малой родине.
В программе заложено знакомство с народными промыслами родного края в прошлом веке и декоративно – прикладным искусством современности.
- Уникальности: наш край по – своему уникален – историческая планировка города, застройка, сетка улиц, природный ландшафт и памятные исторические места.
- Экологизации: использование здоровьесберегающих технологий. Ученик учится соизмерять свои нужды и возможности природы, учится видеть красоту природы и защищать ее.
В ходе занятий краеведческого кружка учащиеся выполняют разнообразные практические задания:
- подготовка и проведение народных праздников;
- организация словесного и художественного творчества: сочинительство небольших стихов, сказок; рисование по результатам экскурсий, наблюдений, представлениям;
- формулирование вопросов на экскурсии, обращаясь к человеку любого возраста;
- слушать и слышать ответы и вопросы в беседе;
- разрабатывать и реализовывать исследовательские (индивидуальные, коллективные) и общественно полезные проекты;
- оказывать и получать помощь в затруднительных ситуациях;
- ориентироваться в городе;
- читать карту города;
- находить необходимую информацию в различных источниках;
В качестве способов учета знаний, умений обучающихся могут использоваться выставки (рисунков, поделок), научно – исследовательские конференции, районные, конкурсы по краеведению.
Предполагаемые результаты:
- приобретение учащимися знаний об истории, культуре города Мценска и Мценского района, топонимики.
- овладение школьниками навыками изучения истории родного края
- использование краеведческого материала в образовательном процессе (на уроках истории, литературы, географии)
- пропаганда краеведческих знаний (газеты, выступления перед другими учащимися).
- овладение разнообразными формами и методами поиска знаний (справочной литературой дома, в библиотеке, в Интернете)
- организация учебного процесса и свое рабочего места
- выполнение первичных исследовательские работ по краеведческой деятельности (составление персоналий на своих близких, генеалогического дерева)
- составление вопросника, работа с информантами, запись информации, обработка собранного материала, работа над исследованием и докладом на итоговом занятии.
Учебно-тематический план.
Название мероприятия | Количество часов | |
1 год обучения | ||
1. | Что такое краеведение: зачем и как изучать свой край. | 1 |
2. | Древнейшее прошлое нашего края. | 1 |
3. | Край, в котором ты живёшь. | 2 |
4. | Территория, границы, географическое положение. | 1 |
5. | Моя семья. Мои предки. | 2 |
6. | История и традиции родной школы. | 1 |
7. | Россиянин - район Изобильненский. | 1 |
8. | Экскурсия в музей истории города Изобильного. | 1 |
9. | История села Подлужного. | 2 |
10. | Экскурсия в комнату боевой славы. | 1 |
11. | Богатство нашей земли. | 2 |
12. | Разнообразие растительного мира. Лекарственные и опасные растения. | 2 |
13. | Леса нашего края. | 1 |
14. | Заповедные места нашего края. | 2 |
15. | Животный мир нашего края. | 2 |
16. | Водоемы нашего края. | 1 |
17. | Писатели, прославившие город. | 2 |
18. | Почетные граждане города. | 2 |
19. | Умельцы моего села. | 1 |
20. | Откуда взялась моя фамилия? Значение имени. | 1 |
21. | Я и моё имя. | 1 |
22. | Из истории школы. | 1 |
23. | Народные промыслы в городе Изобильном и Изобильненском районе. | 2 |
24. | Культурные учреждения города | 1 |
2 год обучения. | ||
1. | Земляки – участники Великой Отечественной войны. | 2 |
2. | Славный путь 5-го Донского казачьего кавалерийского краснознамённого Будапештского корпуса. | 1 |
3. | Воины – интернационалисты. | 2 |
4. | Их имена носят улицы города Ставрополя. | 1 |
5. | Юные герои Ставрополья. | 2 |
6. | Поздравление ветеранов войны. | 1 |
7. | Гордость Ставрополья – Новотроицкая ГРЭС. | 1 |
8. | 26 сердец нашего региона. | 2 |
9. | Климатические особенности. | 1 |
10. | Охрана природы. | 2 |
11. | Герои современности. | 1 |
12. | Народные таланты нашего края. | 2 |
13. | Фольклор - духовное богатство народа. | 1 |
14. | О чем может рассказать народный костюм. | 2 |
15. | Народные традиции | 2 |
16. | Традиции моей семьи | 1 |
17. | Наша дружная семья | 1 |
18. | Выставка семейных поделок. | 1 |
19. | Самая интересная фотография в семейном архиве. | 1 |
20. | Моя родословная. | 2 |
21. | Составление семейного древа. | 1 |
22. | Школьный музей: как учились наши прабабушки. | 1 |
23. | В судьбе страны – судьба города (названия улиц, отражающие исторические события) | 2 |
24. | Они всегда рядом с нами (улицы, названные в честь героев) | 1 |
3 год обучения. | ||
1. | Город Изобильный в прошлом – настоящем. | |
2. | Экскурсия к памятнику погибших советских воинов (с.Пелагиада). | 1 |
3. | Экскурсия к памятнику Н.Полушина в с. Московское. | 1 |
4. | Урок-игра «Исторический калейдоскоп». | 1 |
5. | Учебные заведения города Изобильного. | 2 |
6. | Развитие спорта в нашем районе. | 1 |
7. | Наш город в будущем. | 1 |
8. | Современный город: жизнь и быт. | 2 |
9. | Экология вокруг города | 2 |
10. | Медаль за бой, медаль за труд из одного металла льют. | 1 |
11. | У войны и женское лицо. | 2 |
12. | Война лишила их детства | 2 |
13. | «Никто не забыт». Герои-земляки. | 1 |
14. | Легенды и предания | 2 |
15. | Главная улица города Ставрополя. | 1 |
16. | Забытые деревни. | 2 |
17. | Народные игры. | 1 |
18. | История возникновения города Ставрополя. | 2 |
19. | Война лишила их детства. | 1 |
20. | Женщины на фронтах Великой Отечественной войны. | 2 |
21. | Знакомство с некоторыми орденами и медалями России и Советского Союза. | 1 |
22. | Сохранение памятников истории и культуры города Ставрополя. | 1 |
23. | Подготовка к вечеру «Золотое моё Ставрополье» | 2 |
24. | Вечер «Золотое моё Ставрополье». | 1 |
Краеведение. Пособие для учителя / Под редакцией А.В. Даринского. Москва, 1987.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Методическая разработка уроков и внеклассного мероприятия «Проектная деятельность учащихся на уроках развития речи и внеклассном мероприятии по теме «Русские народные промыслы»
Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное – продумать ...
Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.
Аннотацияк учебно-методическим разработкам внеклассных мероприятий по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....
Внеклассное мероприятие Разработка внеклассного мероприятия по теме: «Я выбираю здоровый образ жизни».
Разработка внеклассного мероприятия и презентация....
Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»
Данная методическая разработка внеклассного мероприятия «Что такое коррупция?» составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика» для обучающ...
Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник).
-соединить спортивно-оздоровительную работу с патриотическим воспитанием школьников -развивать у детей мотивацию к занятию спортом - формирование спортивных к...